рюнгринский» будет способствовать сохранению данной тенденции.
— Коротко об авторах -------------------------------------------
Фирсов А.Л. - директор филиала ОАО ХК «Якутуголь» Разрез «Нерюн-гринский»,
Акименко В. В. - главный инженер филиала ОАО ХК «Якутуголь» Разрез «Нерюнгринский»,
Бобровский Д.А. - ведущий инженер филиала ОАО ХК «Якутуголь» Разрез «Нерюнгринский».
© А.Л. Фирсов, В.В. Акименко, Д.А. Бобровский, 2007
УДК 621.879:622.271.4
А.Л. Фирсов, В.В. Акименко, Д.А. Бобровский
ПРИЧИНЫ, ЛИМИТИРУЮЩИЕ УВЕЛИЧЕНИЕ УГЛЕДОБЫЧИ НА РАЗРЕЗЕ «НЕРЮНГРИНСКИЙ»
Уголь является и в обозримой перспективе будет оставаться одним из важнейших видов топливно-энергетических ресурсов на Земле. Это обусловлено, с одной стороны, практически неограниченными (с учетом потенциальных) природными запасами угля, а с другой - совершенствованием технологий, позволяющих наращивать его экономически эффективную добычу и использование.
Важной особенностью угля, оказывающей существенное влияние на общую ситуацию и перспективы развития мировой угольной отрасли, является его двойственная роль: как энергоносителя в электроэнергетике и технологического сырья (кокс) в черной металлургии. Вследствие этого мировой рынок угля по своим основным сферам потребления имеет два четко выраженных сегмента -рынок энергетических углей и рынок коксующихся углей.
В свете вышесказанного, учитывая динамично растущий спрос на угольную продукцию со стороны потребителей из стран АТР, перспективы стратегического развития Дальневосточного федерального округа, достаточно актуальным становится вопрос об увеличении угледобычи в Южной Якутии.
При этом увеличение добычи угля возможно как за счет ввода дополнительных мощностей на действующих предприятиях, так и за счет вовлечения в разработку новых угольных месторождений и создания новых угледобывающих и углеперерабатывающих предприятий.
С целью удовлетворения спроса ряда зарубежных сталелитейных компаний в 2003 году руководством ОАО ХК «Якутуголь» принято решение об увеличении добычи угля на разрезе «Нерюн-гринский» на 1400 тыс. т. и довести производственную мощность до 10 млн. т. Решение вопроса дальнейшего увеличения производственной мощности на разрезе требует изучения факторов, его лимитирующих.
К ним можно отнести:
1. Состояние сырьевой базы;
2. Пропускную способность транспортных коммуникаций;
3. Мощность углеперерабатывающего производства.
1. Состояние сырьевой базы.
На сегодняшний момент (01.01.07 г) разрезом отработано более половины (58,6%) всех промышленных запасов месторождения. Марочный состав оставшихся запасов угля выглядит следующим образом:
- запасы угля марки 3СС - 10,438 млн. т. или 5,7% от наличных запасов;
- запасы угля марки КР - 170,652 млн. т. или 94,3% от наличных запасов.
Учитывая состояние минерально-сырьевой базы разреза, увеличение угледобычи разреза более 10 млн. т/год (для примера примем 15 млн. т/год) осложнится следующими неблагоприятными моментами:
■ достижение производительности в 15 млн. т/год займет 56 лет, (т.е. выход на данную производительность произойдет в 2012-2013 гг.). Это связано как с ограничением по количеству поставок оборудования и необходимым сроком ввода его в эксплуатацию, так и с технологией горного производства, когда для увеличения объема добычных работ необходимо создать достаточное опережение по вскрыше, для чего также потребуется время;
■ поддержание производительности разреза в 15 млн. т/год можно обеспечить не более 6-7 лет, затем в связи с сокращением фронта горных работ и размеров рабочей зоны карьера, наступает период затухания работ, когда объем вскрышных и добычных работ постепенно сокращается. При окончании работ в 2023-2024 гг., а также в период затухания горных работ введенное новое оборудование становится ненужным, в то время как срок его эксплуатации будет составлять только 10-13 лет, что меньше норматива в 1,5-2 раза.
2. Пропускная способность транспортных коммуникаций.
Согласно технического проекта, пиковая нагрузка станции
Угольная - 14 млн. т. в год., в том числе 1,7 млн. т. в год - хозяйственных грузов (ГСМ, ВВ и их компонентов, запасных частей, строительных материалов и т.д.). Для увеличения пропускной способности станции Угольная потребуется изменить путевое развитие таким образом, чтобы локомотив, подающий вагоны на станцию, без использования маневрового тепловоза, подавал вагоны на
пункт погрузки. В данный момент этого добиться невозможно, так как оба погрузочных пути заканчиваются тупиками.
Условия железнодорожной станции Беркакит, как участковой станции для обслуживания разреза «Нерюнгринский», тоже не удовлетворяют условиям увеличения грузопотока угля от станции Угольная и хозяйственного грузопотока на станцию. Без реконструкции и перестройки путевого развития станция Берка-кит готова увеличить грузопоток не более чем на 50%, включая хозяйственные грузы. В основном, реконструкция должна коснуться сооружению «горки» для сортировки приходящих вагонов (наибольшие затраты времени), вместо имеющегося в данный момент горизонтального тупика.
3. Мощность углеперерабатывающего производства.
Переработка рядового угля разреза «Нерюнгринский» осуществляется на обогатительной фабрике (ОФ) «Нерюнгринская». Объем перерабатываемого угля составляет около 90 % всего объема добычи, коксующиеся угли обогащаются в полном объеме.
При строительстве обогатительной фабрики «Нерюнгринская» принималась максимальная проектная мощность 9 млн. т. в год для обогащения коксующихся углей марки К9. Энергетические угли в количестве до 3,5 млн. т. в год планировалось отгружать в рядовом виде (технический проект строительства ОФ «Нерюнгринская»). Поэтому, оборудование для обогащения энергетических углей не устанавливалось, угли этой марки лишь походят дробление в две стадии. В данный момент, без изменения технологического цикла комплекса погрузки энергетических углей (КПЭУ), приём энергетических углей на фабрику ограничен 3,2 млн. т. в год.
В настоящий момент переработка коксующихся углей на обогатительной фабрике может осуществляться в объемах вплоть до 89 млн. т в год.
Для того, чтобы увеличить производительность фабрики по обогащению углей марки К9 свыше 9 млн. т в год требуются значительные затраты по реконструкции самой обогатительной фабрики, закупке нового оборудования, увеличению штата обслуживающего и ремонтно-технического персонала и т. д.
Таким образом, существующая на сегодняшний момент тенденция к росту углепотребления (прежде всего со стороны стран АТР) хотя и позволяет сделать оптимистический прогноз относи-
тельно роста угледобычи в Южной Якутии, однако учитывая состояние сырьевой базы разреза «Нерюнгринский», а также ряда технических и технологических вопросов объем добычи угля на разрезе экономически целесообразен на уровне 10-11 млн. т/год.
— Коротко об авторах -------------------------------------------
Фирсов А.Л. - директор филиала ОАО ХК «Якутуголь» Разрез «Нерюнгринский»,
Акименко В. В. - главный инженер филиала ОАО ХК «Якутуголь» Разрез «Нерюнгринский»,
Бобровский Д.А. - ведущий инженер филиала ОАО ХК «Якутуголь» Разрез «Нерюнгринский».
УДК 621.879:622.271.4
В.С. Квагинидзе, Н.Н. Чупейкина
К ВОПРОСУ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕХАНИЧЕСКИХ СВОЙСТВ СТАЛИ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ ГОРНО ОБОРУДОВАНИЯ
© В.С. Квагинидзе, Н.Н. Чупейкина, 2GG7