— Коротко об авторах -------------------------------------------
Фирсов А.Л. - директор филиала ОАО ХК «Якутуголь» Разрез «Нерюн-гринский»;
Акименко В. В. - главный инженер филиала ОАО ХК «Якутуголь» Разрез «Нерюнгринский»;
Бобровский Д.А. - ведущий инженер филиала ОАО ХК «Якутуголь» Разрез «Нерюнгринский».
А__________
------------------------------- © В.С. Квагинидзе, Н.Н. Чупейкина,
2007
УДК 621.879:622.271.4
В.С. Квагинидзе, Н.Н. Чупейкина
НЕОБХОДИМОСТЬ УЧЕТА КЛИМАТИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ПРИ РАСЧЕТЕ ОСТАТОЧНЫХ НАПРЯЖЕНИЙ В МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЯХ
¥)асчет остаточных напряжений в металлоконструкциях на сегодняшний день принято вести так:
Определение остаточной деформации прямоугольных стальных полос при наплавке валика шва на одну продольную кромку
Воспользуемся упрощенным методом расчета. Стрелу прогиба определим по формуле, предложенной Н. О. Окербломом:
7=Т=[- 353 '10-6] V
(1)
где 7— стрела прогиба в см; I — общая длина полосы в см; с — кривизна элемента в 1/см; і — расстояние от центра тяжести сечения до центра тяжести наплавляемого валика в см; J — момент
величина погон-
(2)
инерции поперечного сечения пластин в см4; *п ной энергии в кал/ см.
Величина погонной энергии составляет:
0.24/и іи
qп =----------------п = 0.168-п
и и
где I — сварочный ток в а; и — напряжение на дуге в в; и — скорость сварки в см/сек; п — коэффициент использования тепла дуги.
Относительное изменение начальной длины (укорочение) оси полосы определится по формуле:
А „„ = 3.53 -10-6 = -3.53 -КГ6-*- см
цт ^ ^ а абсолютная продольная деформация А1 = А I
ц.т
(3)
(4)
Рис. 1. Изменение остаточной кривизны прямоугольных полос от наплавки на кромку валика шва при различных значениях погонной энергии: И - ширина полос; 5 -толщина металла
тяштт^.
где ^ — площадь поперечного сечения полосы; I — длина элемента.
Для определения остаточной деформации полосы в зависимости от отношения величины погонной энергии дп к скорости сварки
и толщине полосы 5 можно пользоваться графиком, изображенным на рис. 1.
Считается, что формулы (1) и (3) пригодны для случаев, когда < 150 кал/см2.
Как видно из приведенного примера расчета, значение относительного изменения начальной длины и значение абсолютной продольной деформации зависят от величины тепловложения.
При ведении ремонтной сварки в карьере при низких температурах потери тепла значительно увеличиваются, поэтому необходимо провести исследования для определения оптимальных параметров тепловложений в сварное соединение для снижения остаточных напряжений в металлоконструкциях горно-транспортного оборудования.
— Коротко об авторах --------------------------------------------
Квагинидзе B.C. - доктор технических наук, профессор, ОАО ХК «Якутуголь»;
Чупейкина Н.Н. - кандидат технических наук, ОАО ХК «Якутуголь».
2007
УДК 621.879:622.271.4
В.С. Квагинидзе, Н.Н. Чупейкина
ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РЕМОНТНОЙ СВАРКИ В УСЛОВИЯХ КАРЬЕРА
1[Эажнейшим условием получения качественного сварного соединения является получение однородной структуры шва, не имеющей дефектов. Достигнуть такого результата можно при обязательном использовании вспомогательного оборудования. К нему можно отнести:
1) Нагреватели, обеспечивающие правильный технологический процесс термической обработки.