УДК 37; 008 Тилинина Татьяна Валентиновна
доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии Кубанского государственного университета dom-hors@mail.ru
ПРИЧИНЫ КРИЗИСА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ СЕМЬЯХ
Tilinina Tatyana Valentinovna
D. Phil.,
Professor of the Philosophy Department, Kuban State University dom-hors@mail.ru
REASONS OF VALUE SYSTEM CRISIS IN MODERN RUSSIAN FAMILIES
Аннотация:
Статья посвящена проблеме и причинам кризиса семейных ценностей в современном российском обществе. Особое внимание автором уделяется вопросам нравственности, семейной социализации, родительско-юношеским конфликтам, а также вытекающему из них асоциальному поведению подростков.
Ключевые слова:
семья, ценности, ценностные ориентации, нравственность, девиантное поведение, аномия, ценностный вакуум, семейная социализация.
Summary:
The article discusses problems and reasons of family values crisis in the contemporary Russian society. The author gives special consideration to such issues as morality, family socialization, parents-teenagers conflicts, and following from them juveniles' asocial behaviour.
Keywords:
family, values, system of values, morality, deviant behaviour, anomie, value vacuum, family socialization.
Состояние семейного ценностного вакуума в наши дни характеризуется, прежде всего, общим снижением ценностного статуса морали, нравственности, размытостью ориентиров в понимании добра и зла вообще. Упадок социального авторитета традиционных ценностей сопряжен с общим разочарованием, личностной дезориентацией, профанизацией идеи личной ответственности и личного выбора. Показательно, что подавляющее большинство населения прочно утратило интерес к морально-этической проблематике, нравственным поискам. Многолетние исследования ВЦИОМа фиксируют интерес к проблеме нравственности только у 10-14 % жителей страны. В последнее десятилетие наблюдается сужение сферы распространения моральных норм. В первую очередь это касается норм гражданской морали, опирающейся на честность и законопослушание.
Ценностный вакуум сопряжен с состоянием аномии. Это означает, что социальные регуляторы ослаблены, социальные связи ситуативны, неустойчивы. Человек изолирован и отчужден от нормальных социальных взаимодействий. Социальные установки и интересы легко сменяемы.
Фактически в российском обществе разрушено единое поле нравственных ориентиров. Представления о том, что такое хорошо и плохо, что желательно и нежелательно, нравственно и безнравственно, справедливо и несправедливо - все эти и многие другие важнейшие представления предельно фрагментированы и чаще всего отражают сугубо групповые интересы. В итоге солидарность, консолидация, единство целей, взаимное доверие, открытый диалог находятся в глубоком упадке. Повсеместно и на всех уровнях господствует принцип «каждый выживает в одиночку».
Исследования показывают, что в иерархии ценностей материальное благополучие начинает доминировать над всем остальным. Часть людей (это больше характерно для молодежи) заражается стереотипами «легкой жизни». Около 40 % молодых людей одобрительно относится к стремлению «делать деньги» любой ценой, даже в обход закона, а около 60 % согласны, что «сегодня нет нечестных способов делать деньги, есть только легкие и трудные пути».
Кризисное состояние общества и семьи формирует «проблемную» молодежь, и она осложняет социально-экономическую и духовную ситуацию в стране. Как подметил писатель Виктор Пелевин, в России выросло целое поколение «пепси-колы». Его появлению предшествовало полное разрушение шкалы ценностей и идеалов, сформированных при социализме. Цинизм, наглость, рвачество, «крепкие локти», равнодушие к окружающим и родителям -характерные черты его представителей. «Деньги не пахнут» - вот их жизненное кредо.
Социальное поведение людей все более и более определяется не моральными критериями, а сиюминутными обстоятельствами материальной выгоды. Рыночная идеология в ее извращенной форме «купи-продай» активно внедряется в массовое сознание. Так, около половины опрашиваемого населения безоговорочно согласно с тезисом, что на «рынке нашего отечества сейчас все продается и покупается». На этом фоне наиболее отчетливо выступает обесценивание такого некогда важного элемента социальных отношений, как «уважение окружающих». На этот элемент нравственных отношений население сегодняшней России практически не ориентируется.
Развитие российского общества за последние полтора столетия было историей аномийных общественных состояний. Аномийные ситуации глубоко пропитывали структуру общества. Ценностные и нормативные кризисы, отсутствие средств, необходимых для претворения культурных целей, общественные иллегитимации, как правило, не оставались на уровне общественного сознания, но объективировались в структуре институтов общества (в частности, института семьи), его построении и механизме действия и поэтому органически врастали в макроструктуру общества.
Подавляющее большинство населения страдает от ситуации, когда стала недействительной прежняя установленная формальная система ценностей. Большинство членов общества оказалось в ситуации, когда более или менее результативно усвоенные ранее нормы и соответствующие им формы поведения, сознания и чувства стали неадекватными. Они поставлены перед необходимостью ответа на вопрос: верно ли они мыслили, поступали и чувствовали, пытаясь встроиться в общественно-культурные требования прошедших десятилетий. В итоге общество повернуло к тотальной аномии.
Изменения социальных позиций индивидов, формально расцениваемые как развитие, в большинстве случаев сопровождались потерей идентичности, утратой способности к социальной ориентации, маргинализацией, чувством безнадежности, заброшенности и апатии.
Маргинальность, психологическое ощущение невостребованности, незанятости, элементы когнитивного диссонанса открывают все возможности личностной аномии - дезориентацию молодого человека в социальном пространстве, искажение ценностных общественных моделей (вплоть до полного их отторжения), заимствование чуждых ценностно-нормативных образцов. Подобное «аморфное» состояние наиболее опасно именно для молодых, психологически незрелых, легко уязвимых людей, поскольку влечет за собой самые различные последствия -от пассивно-покорного до агрессивно-разрушительного деструктивного поведения, в конечном счете, ведущие к девиантности, люмпенизации, криминализации, личностной деградации.
Самое опасное сегодня - не столько масштабность поведенческих отклонений, сколько отношение к ним самой молодежи. «Запретные плоды» воспринимаются как необходимая ступень на пути к мужественности, силе, как возможность продемонстрировать свою независимость и самостоятельность, доказать внешнее принятие общегрупповых моделей поведения. Подобное отношение на протяжении последних лет было характерной чертой подростковой социализации. Но сегодня оно превращается в ценностную модель поведения, стандарт, от принятия которого во многом зависит социальное самочувствие подростка. Условно этот феномен можно обозначить как обратную трансформацию ценностей - замену привычных ценностных понятий на прямо противоположные, что осложняет и без того непростую и противоречивую социальную картину российской действительности. Молодежные девиации выступают уже не только как показатель дезадаптированности молодого поколения, но и как индикатор дезорганизации общества в целом, ценностного раскола социального пространства.
В переходных условиях молодое поколение чаще отрицает опыт старших, чем его усваивает. Причем в семьях, где нарушены межпоколенные отношения и где семья утрачивает функцию спасательного круга на волнах неопределенности, обостряется и риск отставания жизненного старта, и риск нереализованных возможностей молодых людей. Аналогичные риски возникают и в низкостатусных семьях, не способных обеспечить материальную поддержку своим детям.
В широком социальном плане данные тенденции свидетельствуют о деформации воспроизводственного процесса уже в первом звене - на этапе преемственности. Самоутверждение и самореализация молодежи через отрицание может иметь как позитивные, так и негативные последствия. Так, несомненно, позитивным моментом явилось отрицание большинством молодого поколения устаревших, отживших ценностей и отношений, характерных для эпохи авторитаризма (хотя, как показывает опыт, не преодолен до конца риск воспроизводства этих отношений и в новых условиях). С другой стороны, огульное отрицание прошлого разрушает историческое сознание молодого поколения, приводит к ценностно-нормативной неопределенности, релятивизму и нигилизму как его крайней форме.
В кризисном обществе размывается характеристика социального типа личности, расширяется область незрелой идентичности, увеличивается возможность ее негативной, отрицательной стороны. Отношения личности и общества не отрегулированы. Нередко предписанные индивиду функции и роли, реально выполняемые им в обществе, не совпадают. Индивид не находится в гармонии со своей реальной функцией, которая ему навязана принудительно.
Такая ситуация особенно пагубно сказывается на семейной социализации и молодежи. Расширение пространства для самостоятельного выбора действий молодых имеет как положительные, так и отрицательные стороны и может стать условием для развития отклоняющейся социализации. Одним из распространенных ее проявлений является ускоренная социализация. Она связана с преждевременным обретением молодежью социальных ролей и вынужденной идентичностью. Это и ранее вынужденное приобщение детей и молодежи к труду, и ранние браки или создание брачных пар, и разжигание сексуальных страстей, и раннее деторождение, и различные формы социальных девиаций. В данном случае можно говорить о принудительной ранней социализации. Принудительная ранняя социализация рассматривается здесь как не соответствующий социализационной норме процесс преждевременного освоения подрастающим индивидом социальных ролей взрослого человека, вынужденного подражания суррогатным моделям индивидуального и группового поведения, неразборчивого освоения низкопробных образцов культуры.
Дети очень быстро усваивают те ценности, которые им в качестве образца для подражания преподносит наше современное российское общество. Его глубочайшая социальная проблема - это кризис ценностей. Телевидение и фильмы являются наглядным тому подтверждением. В 80-90 % фильмов есть насилие и убийства. Как и чем можно убить - этот процесс сейчас можно увидеть от начала до конца. В наших криминальных сериалах типа «Бригада» романтизируются бандиты, легко и красиво решающие свои проблемы при помощи силы. Вольно или невольно, но фильмы и телевидение очень часто романтизируют образ преступника. Идет подмена понятий, порою из преступника создают образ борца, сильного, мужественного человека. Дети не всегда видят достойные образцы для подражания в своей семье. Это касается всех ее категорий, поскольку некоторые дети из вполне благополучных и обеспеченных семей нарушили закон, потому что хотели быть такими же «крутыми», как их отец. Другой вопрос - это неполные семьи или семьи, где неродной отец. Такие семьи испытывают дефицит любви и средств к существованию. Дети, которых не любят и на которых не обращают внимания, то, чего они не получили в своей семье, хотят получить на улице, силой. Но если раньше дети бились до первой крови, то сейчас - до последнего дыхания.
Исследователи утверждают, что семья в современной России уже не может дать детям полноценные уроки нравственной и здоровой жизни, так как: 1) многие семьи заражены аномией и девиантным поведением; 2) даже культурные и нравственно здоровые родители потеряли четкие ориентиры относительно ценностей и норм, к которым следует стремиться.
Разрушение семейных связей, отсутствие любви в отношениях между родителями и детьми - одна из главных причин неполноценной социализации личности. Дети, лишенные социализирующего воздействия семьи, оказываются наименее подготовленными к взаимодействию с другими людьми. Степень их социальной свободы незначительна.
Одним из важнейших ключевых моментов в социализации и воспитании детей является нравственная атмосфера в семье. Речь идет, во-первых, о наличии или отсутствии внутри семьи источников антиобщественных, аморальных влияний и, во-вторых, об общей системе нравственной ориентации, о системе ценностей, проявляющейся в повседневном поведении родителей.
Нравственная обстановка в семье в решающей степени определяется характером взаимоотношений между членами семьи, но прежде всего - отношениями взрослой ее части и детей. И хуже всего, когда ребенок ощущает себя чужим и беспомощным в семейном окружении, тем более, когда понимает, что это окружение просто враждебно ему.
Ребенок и подросток, отвергаемые семьей, ощущают себя ненужными и не принятыми. Этим закладывается основа их дезадаптации в будущем. Но, пожалуй, крайней стадией семейного неблагополучия, перечеркивающей саму возможность нормального нравственного формирования личности ребенка, подростка в семейной среде, является прямая агрессивность и насилие родителей по отношению к ребенку. Между тем явление это в последние годы стало особенно распространенным.
В основе родительско-юношеского конфликта, присущего данным семьям, лежит поведенческий комплекс ребенка, граничащий с девиантным. Наиболее часто повторяющийся элемент этого комплекса - отказ от учебы или формальное отношение к ней. Это приводит к активному поиску развлечений и, в конце концов, - к девиантному поведению. Отношения обостряются тогда, когда родители пытаются силой вернуть ребенка на путь нормативно заданной
социализации. В ответ дети становятся более агрессивными по отношению к родителям, стремятся избегать их. Девиантное поведение при этом не исчезает, а даже усиливается - дети совершают те действия, которых родители больше всего боятся. Конфликт принимает все более затяжной и деструктивный характер. Но даже если по отношению к ребенку не применяется сила, все равно налицо все признаки того, что он удаляется от семьи, уходит от общения с родителями, только делает это менее декларативно.
Наибольшее влияние на ранних этапах процесса развития личности оказывает, как правило, семья. Есть основания полагать, что невысокая значимость нравственных ценностей для родителей из неблагополучных семей определяет их неспособность передать своим детям соответствующие нравственные ценности, которые могли бы направить поведение детей в социально одобряемое русло (учеба, полезные для них и для других людей интересы и увлечения, поиск будущей профессии и т.д.). Как показывают результаты исследований, для детей из подобных семей, как правило, нравственные ценности значимы еще менее, чем для родителей. При этом дети отвергают и те ценности, которыми родители все -таки дорожат: необходимость зарабатывать себе на хлеб, выглядеть в глазах людей «не хуже других», воздерживаться от образа жизни, ведущего к столкновениям с социальными нормами и законами. Дети склонны сбрасывать с себя эти ограничения и все более вовлекаться в девиантное поведение. Их доминирующими ценностями становятся избегание серьезных усилий и поиск развлечений. Тем не менее существуют реальные возможности для психологического воздействия на конфликтные семьи.
Родительско-юношеский конфликт, в основе которого лежит девиантное поведение ребенка, предстает, таким образом, как функция и фактор развития семьи. Функция в том смысле, что выявляет латентное нарушение жизнедеятельности семьи (а именно - низкую степень опо-средованности жизни ее членов духовными ценностями), вследствие чего он и возникает. Фактором развития семьи он становится потому, что может разрешиться в положительную сторону только тогда, когда жизнь сначала родителей, а потом и детей (хотя можно предположить и движение наоборот) начинает в какой-то мере детерминироваться нравственными ценностями, составляющими золотой фонд человеческой культуры.
Обобщая изложенное, надо подчеркнуть следующее. Даже самый беглый, далеко не претендующий на полноту, анализ убеждает, что семейное неблагополучие выступает самым главным фактором, первоосновой формирования такого типа личности, которая будет проявлять свои негативные качества, привычки не только в подростковом, но и в молодежном возрасте (впрочем, нередко и в дальнейшем).