ПСИХОЛОГИЯ АНТИТЕРРОРА
ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ИДЕОЛОГИИ ТЕРРОРИЗМА В РАЗНЫХ ГРУППАХ НАСЕЛЕНИЯ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА
Брижак З.И.
В статье описаны результаты диагностического исследования распространения идеологии терроризма и экстремизма на Юге России, которое показало, что основные причины и факторы в состоянии и динамике социально-психологических отклонений связаны с конкретными социально-экономическими и культурно-воспитательными характеристиками жизни различных социальных и возрастных групп населения.
Ключевые слова: идеология терроризма, идеологическое противодействие, социально-психологическая напряженность, личностные трансформации, ценности.
Несмотря на многолетние усилия государства и общества, на сегодняшний день по-прежнему остро встает проблема присутствия и распространения на территории Российской Федерации идеологии терроризма и ксенофобии, что наиболее ярко выражено на Юге России. Рост террористической активности и культурно-нравственной напряженности в регионе способствует наращиванию потенциала экстремистских группировок, влияющих на ключевые структуры жизни, многообразию форм экстремистской деятельности, стремлению добиться общественного резонанса и устрашению населения. Расширяется информационная, идеологическая, психологическая, ресурсная взаимосвязанность экстремистских сообществ и групп в отдельных регионах Юга России.
В этих условиях подрастающее поколение Юга России оказалось самой незащищенной в культурном отношении категорией населения, которая находится в своеобразном ценностном и духовном вакууме. Молодежь стала дезорганизована, подвержена влиянию экстремизма и ксенофобии, разрушающих традиционные ценности национальных культур и религий народов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Именно здесь целесообразно формирование толерантности, понимания национально-культурных особенностей в среде студенческой молодежи, что должно позволить сформировать личность молодого человека с устойчивой гражданской позицией, способного противостоять идеологии ксенофобии и различным экстремистским тенденциям.
Стремительная динамика социально-экономической ситуации множит и обостряет разнообразные кризисные явления, которые проникают в различные жизненные контексты (семейные, референтные, профессиональные), обостряя внутренние
противоречия между личностью и внешним окружением, порождая различные личностные трансформации и кризисы. Это отражается на процессе формирования ценностных позиций молодого поколения, которые зачастую деформируются и отчуждаются от того, что позитивно оценивается обществом и государством. В настоящее время можно констатировать, что государство и образование как его социальный институт, призванный транслировать и формировать ценностные ориентации и основы гражданской позиции учащихся, во многом утратило эту реальную возможность. При несоответствии системы образования заявленной тенденции в реформировании страны преобразования могут иметь затяжной характер. Перемены в жизни российского общества показали, что в настоящее время содержание образования не удовлетворяет потребности социума. В связи со сложившейся ситуацией пересмотрены стандарты системы образования. Однако и новые образовательные стандарты не ориентируют преподавателя, как именно он должен воздействовать на студента, чтобы помочь ему преодолеть стереотипные оценки, ущербные ценности различных молодежных субкультур, далеко не всегда приемлемые идеалы, навязываемые СМИ. Для того, чтобы образование могло противостоять тем негативным влияниям, которые в настоящее время все более и более агрессивно воздействуют на юношество, необходимо разрабатывать технологии воздействия на студента со стороны преподавателя, ориентированные на убеждающий эффект.
Особое внимание следует сосредоточить на проведении информационно-пропагандистских мероприятий среди молодежи и подростков, повышение их общеобразовательного и культурного уровня. Одним из стратегических направлений
противодействия идеологии терроризма является создание на юге страны системы воспроизводства высококвалифицированных кадров, в том числе для северо-кавказских национальных элит, ориентированных на обеспечение территориального, культурного и социально-экономического единства России, межнациональную и межконфессиональную толерантность.
Модернизация экономики должна проходить с ориентацией на те мировоззренческие изменения, которые происходят в общественном сознании. Это порождает приоритетные центрации современной экономики России:
- диверсификацию (привлечение на постконфи-ликтные территории дополнительных инвестиций, создание новых производств и рабочих мест);
- создание современной инфраструктуры (образование, здравоохранение, спорт);
- вложение в человеческий капитал (экономическая поддержка людей, оказавшихся в ситуации жизненного кризиса);
- повышение качества образования.
При этом необходимо учитывать, что у жителей тех районов Северного Кавказа, где проходили боевые действия, отмечается широкое распространение негативизма, вплоть до резкого ухудшения отношения к собственной этнической группе.
Этапы (стадии), которые проходит население в процессе ресоциализации и возвращения к мирной жизни, подразделяются на:
1) стадия «медового месяца» - война закончилась, теперь все будет хорошо;
2) кризис - ощущение неадекватности, фрустрации, тревоги и растерянности, связанное с тем, что новая мирная жизнь (особенно по экономическим показателям) отличается от того, что представлялось ранее;
3) восстановление (выздоровление) - разрешение кризиса тем или иным способом по мере принятия новых условий жизни;
4) приспособление (адаптация) - принятие новых условий жизни с эпизодическими проявлениями тревоги и напряжения.
Проведенные диагностические исследования позволили выявить социально-психологические характеристики ситуации на Юге России. Можно констатировать, что в даже в самых «проблемных» регионах большинство населения находится на этапе перехода от стадии восстановления к стадии приспособления. Это дает надежду, что при правильно организованной политике по формированию антитеррористических ценностей на личностном уровне, приоритеты толерантности и мирного взаимодействия позволят выйти на этап принятие новых условий жизни.
Проанализированные теоретические и эмпирические материалы позволили выявить и охарактеризовать основные причины и условия распространения идеологии терроризма в РФ и, в частности, выявить ту специфику, которая наблюдается в ЮФО и СКФО.
1. Как явление терроризм имеет социальную природу и политическую направленность. Он порожден социальными противоречиями, при их обострении проявляет тенденцию к усилению и направлен на достижение противоправным и общественно опасным способом политических целей в интересах определенных социальных сил, организаций и движений. В качестве основных социально-политических факторов и условий распространения идеологии терроризма на Северном Кавказе можно выделить:
- ослабление российской государственности, в результате чего военные конфликты межэтнического и военно-политического характера нарушили складывающееся столетиями сбалансированное сосуществование народов с разными религиями и культурами. Самым тяжелым оказался военно-политический конфликт в Чеченской республике, приведший к гибели людей, а также массовому переселению мирных жителей в другие местности для нахождения убежища, миграции в зарубежные государства и другие регионы страны в статусе беженцев и вынужденных переселенцев. Сохранение и упрочение территориальной целостности Российской Федерации является главной задачей федерального центра. Пропаганда идеи целостного, сильного и авторитетного на международной арене (в том числе и среди исламских государств) - одна из существенных составляющих системы противодействия идеологии терроризма;
- деидеологизация населения. После распада СССР и длительных боевых действий на территории Северного Кавказа на уровне житейского сознания и смысложизненных ориентаций большего числа населения данного региона образовался мировоззренческий вакуум, который пытается заполнить радикальный ислам. В результате у молодых людей произошла переоценка ценностей, сформировались специфические личностные особенности, деформации, регрессии, неверие в то, что государство может их защитить;
- низкий уровень образования в молодежной среде постконфликтных регионов, отсутствие квалифицированного учительского корпуса.
2. Внешние факторы (стабилизация политической ситуации в постконфликтных регионах, правовая защищенность населения, направленная
ПСИХОЛОГИЯ АНТИТЕРРОРА
социальная политика, ориентированная на различные группы населения и т. д.) являются важным фактором стабилизации ситуации и, безусловно, переориентируют население на стандарты мирной благополучной жизни, однако без учета внутренней составляющей социальных причин и условий, инициирующих распространение идеологии терроризма, невозможно выработать методы противодействия этой идеологии (необходимо знать, в какой степени население стремится к мирной жизни и готово поддерживать позитивные инициативы государства). Оценивая факторы, которые могут служить показателем того, в какой степени люди воспринимают свою жизнь как психологически комфортную, необходимо проанализировать те индикаторы, которые позволят определить их социально-психологические установки. Социальная установка - это тенденция к определенной интерпретации происходящих социальных явлений, а от адекватности этой интерпретации зависит качество адаптации личности, т. е. качество жизни человека. Люди, живущие в регионах Юга России, где на протяжении многих лет шли боевые действия испытывают психологические проблемы, которые не свойственны (или свойственны в меньшей степени) жителям других регионов.
3. Полученные экспериментально-диагностические данные подтверждают, что при всей значимости объективных социально-экономических условий жизни очень важными для нормализации социальной, а, следовательно, и политической ситуации на Северном Кавказе являются социально-психологические факторы и система ценностных ориентаций населения. Именно они создают тот интеллектуальный и морально-психологический стержень личности, на котором затем будет основано либо правомерное, либо преступное или аморальное поведение.
4. В качестве основных экономических причин и условий, способствующих распространению идеологии терроризма в разных группах населения, можно выделить:
- социально-экономические кризисы, меняющие к худшему условия жизни большинства членов общества;
- снижение производства;
- безработицу;
- ухудшение экономической перспективы зна-
чительной части населения.
5. Модернизация экономики должна проходить с ориентацией на те мировоззренческие изменения, которые происходят в общественном сознании. Это порождает приоритетные центрации современной экономики России:
- диверсификация (привлечение на посткон-филиктные территории дополнительных инвестиций, создание новых производств и рабочих мест);
- создание современной инфраструктуры (образование, здравоохранение, спорт);
- вложения в человеческий капитал (экономическая поддержка людей, оказавших в ситуации жизненного кризиса).
6. Перенесенные потери и страдания, а также сложности, возникающие в процессе адаптации к новым, уже мирным, условиям жизни, приводят к тому, что состояние становится неустойчивым, а отношение к себе - нестабильным и противоречивым. У тех, кто пережил военные действия, потерял близких, а теперь в условиях мирной жизни испытывает трудности с устройством на работу, возможностью заработать на достойную жизнь и образование детей, остаются неудовлетворенными так называемые базовые потребности - в жилье, относительном материальном благополучии, материальной стабильности. Без удовлетворения этих потребностей человек не в состоянии стремиться к достижению высших целей. Трудности в удовлетворении насущных потребностей лишают человека возможности объективно оценивать происходящие события. Зачастую препятствия, возникающие на пути удовлетворения потребностей различных уровней, способствуют возрастанию агрессивных реакций и возникновению враждебности, что резко снижает адаптивные возможности человека и делает его потенциальной жертвой эмиссаров идеологии терроризма.
7. Полученные данные свидетельствуют о том, что у студентов и работающей молодежи наблюдается общая тенденция - позитивная жизненная направленность (вера в себя, в свои силы и возможности), в то время как их безработные сверстники не видят четких жизненных перспектив, не понимают, что в их жизни самое главное и ценное, не верят в то, что их жизнь будет складываться по позитивному сценарию. Именно эта группа в силу той экономической ситуации, в которой оказалась, является в наибольшей степени подверженной чужому влиянию и как следствие становится группой риска для вербовки террористами и экстремистами.
8. Полученные данные имеют практическое значение, т. к. при разработке материалов, которые прямо или косвенно предполагают влиять на формирование ценностных ориентаций различных возрастных или этнических групп, они должны учитываться. Для того, чтобы образ воздействия был эффективным, необходимо его «вписание»
во внутреннюю картину мира субъекта. Это происходит благодаря присвоению ему личностного смысла на основе упомянутых механизмов синхронизации ценностно-смысловых установок. Полученные выводы могут быть использованы при разработке практических рекомендаций по противодействию идеологии терроризма на Северном Кавказе.
Во-первых, разработка специальной научно-обоснованной социально-экономической программы развития Юга России как самого взрывоопасного и криминогенного региона страны.
Во-вторых, необходимо преодолеть чрезмерную глубину социального неравенства, остановить процессы имущественной поляризации общества, решить проблему безработицы и бедности как источника социальной нестабильности и питательной среды экстремизма и терроризма.
В-третьих, поскольку в обществе объективно формируется особое состоя ние массо во го соз нания, для которого характерна неадекватная оценка реальной действительности, настроения неуверенности, социального страха, озлобленности и агрессивности, необходимо на уровне государственной политики и общественно-политической практики вернуть в общество чувство социальной справедливости и защищенности от кризисов и потрясений.
В-четвертых, в полиэтнических регионах Северного Кавказа необходимо преодолевать и бороться с этнической дискриминацией в социально-экономических и политико-правовых отношениях, которая является питательной почвой для экстремизма и терроризма, преодолевать клановость и коррумпированность чиновников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абакумова И.В., Ермаков П.Н. Концепция психологической безопасности образовательной среды и основные условия ее обеспечения // Отчет о проведении конференции «Индексы толерантности как индикаторы оценки качества образовательных программ». Доклады и стенограммы выступлений. - Москва: КРЕДО, 2006.
2. Абакумова И.В., Кагермазова Л.Ц. Смысло-образование как фактор инициации ценностно-смысловых установок в процессе формирования антиэкстремистской идеологии // Психология в вузе. - 2011. - № 5. - С. 10-23.
3. Волков Ю.Г. Идеология региона и современная идеологическая ситуация в России. - Ростов-на-Дону, 2005.
4. Ермаков П.Н. Профилактика терроризма в условиях кризисных трансформаций личности в постконфликтных регионах ЮФО // Материалы 1-й Всероссийской научно-практической конференции «Формирование устойчивой антитеррористической позиции гражданского общества как основы профилактики терроризма. - Москва, 2008.
5. Лубский А.В. Северный Кавказ в условиях глобализации: методологические проблемы исследования. Северный Кавказ в условиях глобализации // Тезисы Всероссийской научно-практической конференции. - Ростов-на-Дону, 2009.
6. Малицкий В.С. Проблемы идеологии для России // Человек. Наука. Цивилизация. - М., 2009.