Научная статья на тему 'Причины и предпосылки глобализации исламского терроризма'

Причины и предпосылки глобализации исламского терроризма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1071
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Красов Ю. А.

Статья посвящена одной из самых злободневных проблем международных отношений начала XX века трансформации исламского терроризма в глобальный фактор мировой политики. На основе системного анализа автор исследует некоторые наиболее существенные социально-экономические, политические, мировоззренческие и психологические детерминанты этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REASONS AND THE PREREQU ISITE OF THE GLOBALIZATION OF THE ISLAMIC TERRORISM

Clause is devoted to one of the most topical problems of the international attitudes of beginning XX of a century to transformation of Islamic terrorism in the global factor of world politics. On the basis of the system analysis the author investigates some most essential social and economic, political, world outlook and psychological determinants of this process.

Текст научной работы на тему «Причины и предпосылки глобализации исламского терроризма»

политология

УДК 323.284

ПРИЧИНЫ И ПРЕДПОСЫЛКИ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ИСЛАМСКОГО ТЕРРОРИЗМА

Начиная с 1970-х гг. одной из устойчивых тенденций мирового развития стала реполитизация религии. Ярче всего она проявилась в мусульман -ском мире, чему способствовали традиционная политизация ислама, не -эффективность проникновения в него моделей модернизации и деятель -ность международных исламских структур.

Ислам - это вторая после христианства по влиянию в мире религия, которая получает все более широкое распространение практически на всех континентах планеты и овладевает умами все большего числа людей, в том числе в Европе и Америке. Сегодня ислам не только вышел на авансцену глобальной истории, но и поставил современное сознание, в том числе мир социогуманитарных наук, перед множеством парадоксальных проблем.

Ислам больше чем религия - это образ жизни, унифицированное отно -шение к людям, обществу, миру, единое мировоззрение. В силу этого обстоятельства мусульманская цивилизация объединяет людей, которые при всех различиях в исторической судьбе, культуре, менталитете и традициях осознают свою принадлежность к некой единой общности, сущность которой определяется не только религией. И мусульманская солидарность ба -зируется не только на едином вероисповедании, но и на обусловленном самими устоями ислама мироощущении .

Ни одна религия в наши дни не привлекает такого внимания и не вызывает столько споров, как ислам. Его можно назвать самой сильной и жизнеспособной религией современности. Ни в одной другой религии, наверное, нет такого процента верующих, страстно и самозабвенно преданных своей вере. Ислам воспринимается как основа жизни и мерило всех вещей и привлекает все большее число сторонников.

Среди причин, обусловивших интенсивное распространение ислама в современном мире, назовем наиболее часто приводимые различными ав -торами.

1. Обычно прежде всего говорят и пишут о таком факторе, как молодость ислама в сравнении с другими мировыми религиями, а следовательно, и наличие потенции к экспансии.

2. Жизнеспособность, гибкость и адаптивность ислама. Скажем, ислам простолюдинов Индонезии не похож на ислам рафинированных французских интеллектуалов-прозелитов. Но в конечном счете это один и тот же ислам. В значительной мере это свойство обусловлено отсутствием централизованной бюрократической организации мусульманского духовенства, мешающей другим религиям (папский престол в католичестве, патриархат в РПЦ) оперативно реагировать на изменяющиеся обстоятельства и специфику ментальности правоверных в различных регионах планеты.

Ю.А. Красов,

кандидат философских наук, профессор кафедры философии и политологии, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2008. № 2(21)

3. Простота и доступность культов и догматов ислама.

4. Привлекательность многих этических норм и установлений этой религии. Прежде всего, в ней более последовательно, чем в других мировых религиях, выражена идея социальной справедливости, предполагающая в качестве священной обязанности мусульманина помощь бедным и обездоленным (на эти цели предусмотрен и специальный налог - «зякат»).

В современном мире постоянно отмечаются всплески политического и религиозного экстремизма - и в христианских, и в индуистских, и в буддийских регионах планеты. Но особые масштабы и кровавые последствия приобрел исламский терроризм. Чем это можно объяснить? Известно, что все официальные мусульманские богословы и проповедники без устали пишут и говорят, что ислам - это религия мира, терпимости и «покорности». При этом ссылаются на соответствующие Аяты и суры Корана. Тогда в чем же причины глобальных масштабов жестокости и бесчеловечности исламских экстремистов и террористов ?

Идея экспансии может вытекать из постулата «завершения пророчества» последнего посланника Бога - Мухаммеда. Через него Всевышний принес «окончательную истину» избранному народу - мусульманам. Отсю-да и особое положение ислама среди других религий и идея распространения этой «окончательной истины» во всем мире, в том числе путем джихада.

Джихад в исламе трактуется в нескольких значениях: как джихад сердца, языка, руки и меча. Первые три значения предполагают борьбу за внутреннее духовное совершенствование правоверного, борьбу с дурными наклонностями человека. А вот последнее - это ведение борьбы с неверными за утверждение и торжество ислама во всем мире. Конечная цель - создание всемирной мусульманской об щины - «уммы» . К сожалению, на практике в большинстве случаев именно в этом последнем значении и понимается ислам большинством мусульманских фундаменталистов и экстремистов. И им есть на что сослаться - хотя бы на такие стихи Корана: «И сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается с вами... И убивайте их, где встретите, и изгоняйте их оттуда, откуда они изгнали вас. Я брошу в сердца тех, которые не веровали, страх; бейте же их по шеям. избивайте многобожников, где их найдете, захватывайте их, осаждайте, устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте!..»1. При желании можно интерпретировать данные суры Корана как призыв убивать вообще всех неверных, т.е. немусульман. Именно это и делают воинствующие исламисты, а для ваххабитов врагами являются даже те мусульмане, котор ые уклонились от этого «священного долга». Можно согласиться с Н.В. Ждановым и А.А. Игнатенко, которые писали по поводу джихада, что «уйти от силового содержания этого понятия трудно»2. И именно силовое, воинственное истолкование джихада стало идейным инструментом для радикальных, экстремистских исламских организаций.

Абубакар Баастр, руководитель подпольного исламистского движения «Джамаа ислами», заявлял: «Аллах разделил человечество на две части, а именно - на последователей Аллаха и последователей Сатаны». Обращаясь к «неверным», Абубакар провозгласил: «Мы отвергаем все ваши взгляды и все ваши учения. Между вами и нами всегда будет пропасть ненависти, и мы бу-

дем врагами до тех пор, пока вы не станете следовать закону Аллаха»3.

Среди причин глобализации исламского экстремизма и терроризма обычно отмечается отставание мусульманского мира, особенно его арабской части. ВВП всех арабских стран в 1999 г. составлял 531,2 млрд дол. -меньше, чем в одной Испании (595,5 млрд дол.), а по ВВП на душу населения лидирующий среди мусульман -ских стран Катар занимает лишь 23-е место в мире. По такому показателю, как продукция обрабатывающей промышленности, передовая арабская страна - Египет - занимает в мире 35-е место наряду с Норвегией. Среди ученых в мире всего 1% мусульман; в одном Израиле больше ученых, чем во всем мусульманском мире. В арабских странах ежегодно переводится около 330 иностранных книг (в 5 раз меньше, чем в одной Германии). Вложения в научные исследования составляют там 1/7 от общемирового уровня4. Причину такого отставания некоторые исследователи видят в экономической системе, установленной еще в Османской империи с ее засильем государственной власти, подавлением частной инициативы, отсутствием правовых гарантий для предпринимательства и т.д. Другие делают упор на духовной, культурной и интеллектуальной традициях, которые препятствовали становлению гражданского общества.

Как бы то ни было, но для большинства мусульман -ских стран (исключая анклавы небольших нефтеносных монархий Персидского залива) характерны массовая бедность, нищета, болезни, безработица, т.е. нерешенность острых социальных и экономических п роблем. Поэтому в качестве одной из причин распространения и ужесточения исламского экстремизма часто может выступать психологическая причина - элементарная чело -веческая зависть бедных к богатым. Отсталость, низкий уровень жизни и прочее - вот тот фон, на котором процветает экстремизм. Во всем этом обвиняют врага -Запад, вчерашнего колонизатора и хозяина.

Одной из причин радикализации ислама можно считать глубокую разочарованность, которая охватила многие страны исламского мира в середине XX в., когда пос -ле долгой антиколониальной борьбы они обрели долгожданную свободу. Добившись независимости, государства третьего мира столкнулись с новыми проблемами, связанными с неспособностью новых национальных правительств обеспечить достойное качество жизни . Надежды на ускоренное экономическое развитие не оправдались . В данных условиях всплыли воспоминания о бы -лом величии мира ислама, свято хранимые в памяти мусульманских народов, когда огромные территории находились во владении великого Халифата, а потом его преемницы - Османской империи, перед которой Запад испытывал страх и почтение.

Мусульмане гордятся своей древней и богатой цивилизацией, но видят, что в мировой иерархии их страны стоят на низшей ступени по сравнению с Западом. Убеж -денные в превосходстве своей культуры и том, что только ислам является религией, содержащей истину, они с горечью видят, что в мире властвуют, задают тон другие. Сила, мощь, влияние в сегодняшнем мире не у них, а у Запада. А Запад сегодня - это прежде всего США.

Можно утверждать, что исламский терроризм как таковой определяется не столько собственно религиозны -

ми догмами, сколько социокультурными, экономически -ми , психологическими условиями. При этом эмоционально накаленная, взрывная динамика исламского мира коренится в миросозерцании не только части духовных лидеров ислама, но и ведомых ими масс: если мир движется «не туда», лучше ему погибнуть. И этот фаталис-тическая установка исподволь закрепляется в сознании «мирных» и «эмоционально спокойных» мусульман.

Нельзя не отметить и факторы геополитического плана, безусловно способствовавшие появлению и разрастанию этой «раковой опухоли» - исламского терро -ризма.

Во-первых, противостояние Север - Юг (богатых западных стран («золотого миллиарда») и развивающихся бедных и беднейших государств, население бол ьш ин-ства которых исповедует ислам). По данным организации «Программа развития ООН», в 1960-е гг. богатые страны были зажиточнее бедных в 30 раз, а в 1990-е гг.

- уже более чем в 150 раз5.

Во-вторых, в глобальном противостоянии биполярного мира обе сверхдержавы - США и Советский Союз

- активно готовили в спецлагерях и финансировали деятельность «своих» террористов, стремясь использовать их в борьбе друг против друга. Своей кульминации данная практика достигла в период войны в Афганистане, когда войска СССР в декабре 1979 г. оккупировали тер -риторию этой страны с целью поддержать режим просо -ветского коммунистического правительства Народно -демократической партии Афганистана. В качестве контр -меры СШ А при поддержке Пакистана и Саудовской Аравии предприняли действия по созданию международной организации, на основе которой впоследствии возникло движение «Талибан». В ходе афганской войны сформи -ровался иностранный экспедиционный корпус численностью примерно 25 тыс. человек, куда набирались доб -ровольцы из различных стран мира, желающие принять участие в борьбе против комму ни стиче-ского правительства и поддерживавшие его советских оккупантов. Руко -водителем корпуса после гибели в результате теракта палестинца по происхождению А. Аззама стал саудовский подданный У. бен Ладен.

В тренировочных лагерях Афганистана иностранцам-новобранцам в рамках «курса молодого бойца» препо -давались специфические идеи, сформированные в фор -ме концепции «Симпатии и антипатии». Суть этой концепции, если оставить в стороне теологические вопро -сы, заключалась в том, что обязанностью мусульмани -на является участие в джихаде, священной войне про -тив «неверных», которая трактуется исключительно как вооруженная борьба. Ключевым моментом этого учения является то, что « неверными» провозглашаются не только « безбожники», но и все мусульмане, которые подчи -няются «неверным», общаются с ними или не согласны с идеями концепции, в частности с ее трактовкой джи -хада. Идея такфира (т.е. провозглашения «неверными» мусульман) понадобилась для того, чтобы оправдать вооруженную борьбу моджахедов против афганцев-мусульман, которые с оружием в руках защищали режим Демократической Республики Афганистан.

Иностранный исламский экспедиционный корпус продолжал существовать и после вывода советских войск в 1 989 г., но с начала 1990-х гг. стали предприниматься по -пытки высылки его бойцов из Афганистана и Пакистана.

Это привело к резкому всплеску насилия в регионе. Террористические акты имели место в Саудовской Аравии, Египте и других странах, а в Алжире началась гражданская война, в ходе которой алжирские вооруженные силы, насчитывающие около 180 тыс. человек и опирающиеся на 200-тысячные силы самообороны, не могут справиться примерно с 3,5 тыс. террористов, которые вырезают целые мусульманские деревни, никого не оставляя в жи -вых6. Сегодня следы деятельности « афганцев » можно об -наружить в различных регионах мира, в том числе на Кавказе, где долгие годы действовал участник войны в Афганистане иорданский гражданин Хаттаб.

Хотелось бы обратить внимание на следующее обстоятельство. Речь идет о так называемом евроисламе. Этот термин появился сравнительно недавно и крайне актуализировался в связи с ноябрьскими (2005 г.) событиями во Франции и некоторых других европейских странах - бунтами молодежных исламских экстремистских группировок.

По мнению западных исследователей, угроза исламизма идет не столько со стороны традиционного ислама ближневосточного толка с его прочными локальными корнями, сколько со стороны «неофундаментализма выпускников университетов», пренебрегающих традиционными культурными устоями «прежней родины » со всеми этими бесконечными, ведущимися на протяжении целых столетий спорами богослово в-улемов о теологических и юридических тонкостях. Неофундаменталисты мыслят гораздо шире, можно сказать глобально , признают науку и технические достижения Запада, стремясь поставить их на службу обновленному исламу, несущему спасение от «духовной смерти», идущей с Запада. Многие исламские экстремисты, по сути, убеждены, что они вовлечены в конфликт поистине космического масштаба, великую борьбу между Добром и Злом, предначертанную Божественным откровением.

Перед нами, таким образом, вырисовываются контуры некой обновленной воинствующей исламской цивилизации, а по сути - параллельной псевдоцивилизации, адепты которой «перешагивают» через локальные национальные задачи и конфликты и претендуют на утверждение превосходства своей веры, своих ценностей в глобальном масштабе. Это явление - гораздо шире и серьезнее, чем террористическая деятельность «Аль-Каиды» и прочих подобных организаций, выступающих лишь как воинственный и вооруженный авангард глобального исламского движения.

Исламизм дискредитирует ислам в глазах немусульманского мира. Дальнейшие успехи террористического исламистского движения могут (и уже приводят) к тому, что слово «мусульманин» для многих становится синонимом слова «террорист».

1 Коран / Пер. И.Ю. Крачковского. 2 (1ф, 191), 8 (12, 13), 9 (5).

2 Жданов Н. В., Игнатенко А. А. Ислам на пороге ХХ1 века. М., 1998. С. 220.

3 Цит. по: Мирский Г. Исламская организация в глобализи-рующемся мире // МЭ и МО. 2004. № 6. С. 34.

4 См.: Там же.

5 См.: МЭ и МО. 1997. № 5. С. 157.

6 См.: Овсянникова Е. Ваххабизм и исламский терроризм: теоретические и политические контексты // Власть. 2005. № 5. С. 43.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.