УДК 613.73:796.011.1
Ткачук Л.Г. студент магистратуры 1 курса факультет «Психологии и педагогического образования» ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»
Россия, г. Симферополь ПРИЧИНЫ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО УТОМЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ И МЕТОДЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Аннотация: статья посвящена проблеме физиологического утомления и методам восстановления, как физиологическим процессам, лежащим в основе работоспособности и тренированности студентов. При утомлении изменяются количественные и качественные показатели работоспособности. Для улучшения показателей работоспособности служит нормализация функциональных констант организма студента при восстановлении,после занятий физической культуры. В статье так же раскрываются средства физической культуры для оптимизации работоспособности, профилактики-эмоционального и психофизического утомления студентов, повышения эффективности учебного процесса.
Ключевые слова: утомление, восстановление, физическая культура, работоспособность, спорт, студент.
Tkachuk L. G. master student
1st year, Faculty of Psychology and Teacher Education GBOU HE RK "Crimean Engineering and Pedagogical University"
Russia, Simferopol REASONS FOR PHYSIOLOGICAL TREATMENT OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS AND RECONSTRUCTION METHODS BY PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ACTIVITIES Annotation: the article is devoted to the problem ofphysiological fatigue and recovery methods, both physiological processes underlying the efficiency and training of students. When fatigue, quantitative and qualitative performance indicators change. To improve the performance indicators is the normalization of the functional constants of the student's body during recovery, after physical training sessions. The article also reveals the means of physical education to optimize efficiency, preventive-emotional and psychophysical fatigue of students, increase the effectiveness of the learning process.
Key words: fatigue, recovery, physical culture, working capacity, sport, student.
Социальная проблема здоровья студентов на сегодняшний момент очень актуальна. Актуальность связана с особенностями физиологии растущего организма в возрасте 16-18 лет,а также по причине изменения
социологических и экономических и других условий в гражданском обществе[2]. В настоящий момент существует большая база, где затрагиваются различные стороны, призмы. В данной статье обзорного характера используется ресурс познания к спортивной физиологии и спортивной медицины, которая остается основополагающей в данных исследованиях.
По мнению А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб, Р. М. , с точки зрения физиологии, утомление является функциональным состоянием организма человека, вызванным физической работой, при котором могут наблюдаться временное снижение работоспособности, изменение функций организма и появления ощущения усталости [5].
Одним из самых актуальных вопросов биологической и медицинской оценки при спортивной деятельности студентов, а так же важнейшей проблемой физиологии и спорта является утомление.
Утомление - это особое физиологическое состояние организма, которое проявляется во временном снижении работоспособности вследствие выполнения мышечной работы. Субъективно оно оценивается как усталость [3]. Утомление необходимо расценивать как естественно нормальное функциональное состояние организма человека в процессе занятий по физической культуре.
Фазы утомления:
В зависимости от степени изменения внутренней среды организма, различают первичное и вторичное утомления.
Первичное утомление (компенсированное) в данной фазе работоспособность поддерживается на прежнем, довольно высоком уровне. Что достигается за счет нарастающего возбуждения, высоком уровне. Особенно в корковых клетках. Работа обеспечивается максимальным напряжением сердечной и дыхательной систем; затраты энергии на выполнение работы резко возрастают; КПД организма снижается. Изменения, связанные с первичным утомлением, носят, в основном местный, локальный характер и компенсируется за счет резервных возможностей организма, характер и компенсируется за счет резервных возможностей организма. Признаки первичного утомления — раскоординация движений без снижения работоспособности, одышка, потливость, резкое покраснение кожи лица [7].
Вторичное утомление (декомпенсированное) это непреодолеваемое, или некомпенсированное утомление. В данноц фазе работоспособность человека значительно снижается. При глубоком утомлении, несмотря на все усилия, спортсмен прекращает свою работу. В центральной нервной системе развивается охранительное торможение, что приводит к прекращению работы. Крайняя степень данного утомления граничит с патологическим состоянием а также может вызвать обморок. Функциональные изменения затрагивают вегетативные системы, в результате чего развиваются признаки ярко выраженной гипоксии. Таким образом, вторичное утомление носит общий, системный характер. Признаки вторичного утомления: снижение
работоспособности на фоне значительных волевых усилий, побеление и цианоз кожи лица и ногтевых лож, головокружение, приступообразная тошнота, отказ от работы.
Работоспособность - определяется как способность человека к выполнению конкретной физической, а также умственной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности [1]. Основу работоспособности студентов составляют специальные знания, умения, навыки, а также определенные психофизические особенности, например, память, внимание, мышление и т.д.; физиологические - состояние сердечно - сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и других систем; физический - уровень развития выносливости, силы, быстроты движений и др.: совокупность специальных качеств, необходимых в конкретной деятельности.
Учебные и самостоятельные занятия по физической культуре в режиме учебно-трудовой деятельности. Для эффективной подготовки специалистов необходимо создание условий для интенсивной и напряженной творческой учебной деятельности без перегрузки и переутомления, в сочетании с активным отдыхом и физическим совершенствованием.
Восстановление работоспособности студента во время активного отдыха занимается не привычной работой это задерживает процесс восстановления работоспособности. Для ускорения восстановительных процессов в спортивной практике применяют различные методы.
Активный отдых - это нагрузка (физическая, психофизическая или эмоциональная), выполняемая после основной нагрузки с целью повышения эффективности восстановления организма.
Виды активного отдыха:
1. Истинно активный отдых - это физическая нагрузка меньшей интенсивности, чем основная и подобная ей по характеру мышечной активности. Целью данной нагрузки является " вымывание" метаболитов из утомленных мышц, поддержание проходящего через них активного кровотока, активизация обмена веществ для достижения гипертрофии в рабочих мышцах. Существует два типа истинно активного отдыха. Первый тип - это физическая нагрузка того же характера, что и основная.
2. Полуактивный отдых - это физическая нагрузка иного характера. Целью полуактивного отдыха является поддержание физической формы на фоне психоэмоционального отдыха. Второй тип - это физическая нагрузка антагонистического характера, в сравнении с основной. Как показал И.М. Сеченов, работоспособность мышц-сгибателей одной руки быстрее восстанавливается при сгибании другой руки или разгибании утомленной руки.
3. Пассивный отдых - это разнообразие мероприятий, выполняемых без интенсивной физической активности студента, с целью снятия стресса.
Наиболее оптимальным считается сочетание разных видов активного отдыха.
Характер и длительность восстановительных процессов могут изменяться в зависимости от режима дня студента. В опытах И.М. Сеченова было выявлено, что в определенных условиях наиболее активное и наиболее значительное восстановление работоспособности обеспечивается никак не пассивным отдыхом, а именно переключением на другой вид деятельности человека, т.е. активным отдыхом.[4]
Динамика работоспособности в течение рабочего дня характеризуется тремя стадиями: вырабатывание, стабилизация и снижение в результате наступившего утомления. Динамика учебного процесса с его неравномерностью распределения нагрузок и интенсификацией во время экзаменационной сессии считается своего рода испытанием для организма студентов. Происходит понижение функциональной устойчивости к физическим и психоэмоциональным нагрузкам, увеличивается негативное влияние гиподинамии, нарушений режимов труда и отдыха, сна и питания, интоксикации организма из-за вредных привычек; появляется состояние общего утомления, переходящее в переутомление.
Рисунок1. Динамика восстановления показаний при нагрузке 60-85%
МПК
Физическая культура и спорт является планомерным процессом, который воздействует на студентов и помогает в формировании физического и психического здоровья. Согласно результатам обзора литературы, мы можем сделать вывод, что от состояния здоровья, зависит во многом деятельность студента [7]. Следовательно, внедрение средств физической культуры в учебный процесс, обеспечивает состояние высокой работоспособности студентов в учебно- трудовой деятельности, этим является: длительное сохранение работоспособности в учебном труде; малая вариабельность функций, несущих основную нагрузку в разных видах учебного труда; эмоциональная и волевая устойчивость к отрицательным
факторам, сбалансированный эмоциональный фон.
Использованные источники:
1. Виру А.А., Кырге П.К. Гормоны и спортивная работоспособность. М.: ФиС,1983.-159с.
2. Здоровье студентов ВУЗа как акутальная социальная проблема. [Электронный ресурс]. - Режим доступа к статье: https://cyberleninka.ru/article/v/zdorovie-studentov-vuza-kak-aktualnaya-sotsialnaya-problema(P. Ф. Лопаткина, 2017)
3. Психология физического воспитания и спорта / под ред. А.В. Родионова. -М.,2004
4. Редько, А. В. Исследование утомления у студентов в процессе учебной деятельности. [Электронный ресурс]. - Режим доступа к статье: https://cyberleninka.ru/article/v/issledovaniya-utomleniya-u-studentov-v-protsesse-uchebnoy-deyatelnosti
5. Солодков А.С., Сологубов Е.Б.- Физиология человека(общая,спортивная,возрастная). Учебник для спортивных вузов. М.: Терра-Спорт,2001
6. Спортивная физиология. Учебник для институтов физической культуры. Под ред. Я.М.Коца, - М.:ФиС, - 1998, - 215с.
7. Чусов Ю.Н. - Физиология человека: Учеб. Пособие для пед. Училищ. - М.: Просвещение,1981. - 240 с. Спортивная физиология. Учебник для институтов физической культуры.