Научная статья на тему 'Причины демономании в Западной Европе в XIV-XVI веках'

Причины демономании в Западной Европе в XIV-XVI веках Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3908
412
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОНОМАНИЯ / ИНКВИЗИЦИЯ / ГОНЕНИЕ НА ВЕДЬМ / КОЛДОВСТВО / ВЕДОВСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мурадов Эмин Арифович

В статье анализируются причины быстрого возрастания начиная с XV в. масштабных и жестоких гонений на ведьм, а также рассматриваются особенности деятельности инквизиции в Испании, Португалии, Англии и других странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of the paper analyses the reasons for rapid growth of fi erce persecution of witches starting from the 15th century. Features of the inquisition activity in Spain, Portugal, England and other countries are also considered.

Текст научной работы на тему «Причины демономании в Западной Европе в XIV-XVI веках»

Э. А. Мурадов

ПРИЧИНЫ ДЕМОНОМАНИИ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ В Х1У-ХУ1 ВЕКАХ

Работа представлена кафедрой истории стран Европы и Америки Дагестанского государственного университета.

Научный руководитель - доктор исторических наук, профессор С. И. Муртузалиев

В статье анализируются причины быстрого возрастания начиная сXVв. масштабных и жестоких гонений на ведьм, а также рассматриваются особенности деятельности инквизиции в Испании, Португалии, Англии и других странах.

Ключевые слова: демономания, инквизиция, гонение на ведьм, колдовство, ведовские процессы.

E. Muradov

REASONS FOR DEMONOMANIA IN WESTERN EUROPE IN THE 14TH-16TH CENTURIES

The author of the paper analyses the reasons for rapid growth offierce persecution of witches starting from the 15th century. Features of the inquisition activity in Spain, Portugal, England and other countries are also considered.

Key words: demonomania, inquisition, witch-hunt, witchcraft, legal proceedings against witches.

Социум средневековой Западной Европы, уже после преследования вальденсов и катаров и первых крестовых походов на Восток, искал все новых и новых «врагов». На эту роль в Позднее Средневековье как никто другой подходил такой исторический персонаж, как ведьма.

Приведем типичный портрет средневековой ведьмы. Чаще всего она оказывалась старой девой или вдовой, не связанной тесными родственными отношениями с мужчинами (для нее единственным мужчиной был демон в образе инкуба) [1, с. 99]. Значительное число ведьм составляли женщины с нарушенной психикой, больные истерией, «одержимые» [2, с. 166].

Что же послужило причиной быстрого возрастания с начала XV в. масштабов и жестокостей гонений? Почему вопрос о ведовстве стал занимать все большее место в сознании нескольких сменявших друг друга поколений? Неужели оборотной стороной возникновения блестящей культуры европейского Ренессанса было торжество рафинированного суеверия, до которого не доросло прежнее «бесхитростное» время? Парадокс усиливается вследствие того, что Ренессанс был временем возрождения основанного на опыте научного исследования, противопоставляемого схоластике. Однако века схоластики обошлись без потока демонологических сочинений. Конечно, безграничная жажда знания, масса новых открытий порой опьяняли и увлекали людей Возрождения за пределы опытного знания, стирали грани между реальностью и фантазией, между наукой и чудесами магии. В Цюрихе и Базеле существовали группы ученых, специально занимавшихся изучением монстров: человека-рыбы, детей с органами пресмыкающихся, людей о двух головах, кентавров, циклопов. Как утверждали, их видели во многих странах - в Англии, Германии, Нидерландах, Дании. Философские представления выдающихся естествоиспытателей эпохи включали признание влияния далеких звезд и загадочных потусторонних сил на человеческие дела. Ведь и противники ведовских процессов клялись, что демонологи возводят на них хулу, обвиняя в неверии в существование дьявола и ведьм, о которых гласит Священное Писание; просто речь идет о юридических ошибках, об исторгнутых пыт-

кой ложных признаниях, о жертвах судебного произвола [1, с. 104].

Полезно обратить внимание на следующую связь - преследование ведьм тесно переплетается с религиозно-политической борьбой, царившей в Западной Европе в XV-XVII вв. В письме Филиппа II Испанского (1558-1601) прослеживается эта мысль: «Опыт прошлых времен свидетельствует, что не бывает изменений религий без одновременных перемен в государственном устройстве» [3, с. 262]. Обычное для протестантов, начиная с М. Лютера и Ж. Кальвина, отождествление римского папы с антихристом стало вообще официальной точкой зрения государственной англиканской церкви. Превращение идеологической конфронтации в международный конфликт, потребовавший огромных жертв и сопровождавшийся бесконечными кровавыми распрями, создавало то лихорадочное состояние общественного сознания, которое благоприятствовало распространению демонологической пропаганды и преследований по обвинению в ведовстве. Массовые гонения на ведьм хронологически совпадают с этим противоборством (примерно 1520-1650 гг.), т. е. гонения начали нарастать в полустолетие, когда созревали условия для конфликта, и быстро сошли на нет по его окончании [1. с. 104].

Красноречива и география ведовских процессов. Они меньше распространены были в странах, где преобладала одна из борющихся партий. Так, в Испании и Португалии у местной инквизиции были другие занятия: противоборство с исламом [4, с. 268-272], а также преследование обращенных в христианство иудеев и мавров [2, с. 179]. В Англии же и Шотландии охота на ведьм связана с борьбой между протестантской и католической партиями, находившими поддержку за рубежом. Первый смертный приговор за ведовство был вынесен в Англии в 1556 г., когда правила Мария I Тюдор (1553-1558), пытавшаяся реставрировать католицизм. В 1560-е гг. Елизавета I (1558-1601) в Англии, Мария Стюарт - в Шотландии проводят через парламенты специальные законы о наказании за колдовство.

В отличие от континентальных английские суды обычно не пытали «ведьм». В результате

лишь 1/5 таких процессов окончилась обвинительным приговором как следствием либо самооговора (женщины нередко выражали убеждение в своей способности повелевать сверхъестественными силами), либо свидетельских показаний (по английскому праву в ряде случаев не требуется признания подсудимого, и его вообще не допрашивают). Все же и там не менее 1 тыс. человек были казнены за колдовство [1, с. 109].

Современник той эпохи, некий Боссюэ писал, что колдуны могли выставить армию, равную войскам Ксеркса - около 1800 тыс. человек. Ибо в одной только Франции в царствовании Карла IX (1560-1574) было 300 тыс. колдунов и ведьм [5, с. 498]. Во Франции ужасы религиозных войн сопровождались мрачной истерией ведовских процессов. Лишь в такой обстановке могли быть всерьез приняты утверждения некоего Труа-Эшеля, стремившегося спасти себя от угрожавшего ему ареста сообщением, что он выдаст сразу 300 тыс. прислужников сатаны. Ему после этого поручили проверять уколом иглы поголовно население многих городов и деревень, и он обнаружил 3 тыс. «ведьм» и «колдунов». Уверяли, что сей опыт приказала прекратить королева-мать Екатерина Медичи, сама причастная к занятиям черной магией. Воображение современников неизменно отводило именно дьяволу роль организатора любых тайных конспираций и покушений. Про Равальяка, убийцу французского короля Генриха IV (1589-1610), один из «свидетелей» сообщил, что видел, как дьявол появлялся в комнате будущего убийцы в виде огромного черного страшного пса.

В Юго-Западной Германии с 1400 по 1560 г. было казнено по обвинению в ведовстве 88 человек. Позднее гонения резко усилились. Первая массовая охота на ведьм началась с 1562 г.,

последняя происходила в 1662-1665 гг., но в отдельных районах длилась до 1684 г. Пострадали тысячи людей. Наиболее жестокие преследования вообще происходили в Германии, где началась Реформация. В герцогстве Брауншвейгском с 1590 по 1600 г. сжигали в среднем по 10 человек ежедневно. В деревнях около Трира в 1586 г. остались в живых только две женщины, остальных казнили как «ведьм». В 1589 г. в саксонском городе Кведлинбурге, насчитывавшем 12 тыс. жителей, за один день было сожжено 133 человека. В Бамберге местный епископ отправил на костер сотни «ведьм», пока не был изгнан из своих владений шведскими войсками. Князь епископ Вюрцбурга Филипп-Адольф фон Эренберг сжег 900 человек, включая собственного племянника и 19 католических священников. В Мельтенбурге (возле Майнца), насчитывавшем 3 тыс. жителей в 1626-1629 гг. было казнено 56 «ведьм». В Бур-гштадте с населением 2 тыс. человек состоялось 77 казней, в крохотной деревеньке Айхен-бюсль - 19. Гонения перекинулись на Эльзас, Лотарингию и соседние провинции Франции. Но и в протестантских государствах - Швейцария, германские княжества - преследования приобрели широкий размах. Затем пуритане перенесли гонения в британские колонии Нового Света. Однако эпицентр конфликта протестантизма и Контрреформации точно совпадал с эпицентром гонений [1, с. 104].

Охота за ведьмами, продолжавшаяся в христианских странах Западной Европы более двух столетий, привели к истреблению свыше 100 тыс. ни в чем не повинных людей, в большинстве женщин. Если же учесть родственников и друзей казненных, которые в результате ведовских процессов лишались имущества и своего положения, то число пострадавших следовало бы исчислять миллионами [2, с. 179].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Черняк Е. Б. «Демонология» и «охота на ведьм» в XVI-XVII вв. // Вопросы истории. 1979. № 10.

2. Григулевич И. Р. История инквизиции (XШ-XX вв.). М.: Наука, 1970.

3. Филипп II Испанский - Маргарите Пармской: Хрестоматия по истории средних веков: в 3 т. / под ред. Н. П. Грацианского и С. Д. Сказкина. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1950. Т. 3.

4. Льоренте Х. А. История испанской инквизиции / пер. с фр.: в 2 т. М.: Ладомир, ООО «Фирма “Издательство АСТ”», 1999. Т. 1.

5. ФеврЛ. Бои за историю / пер. с фр. М.: Наука, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.