Научная статья на тему 'Отступление от принципов судопроизводства по особым категориям дел в концепции Жана Бодена (страницы истории уголовного процесса)'

Отступление от принципов судопроизводства по особым категориям дел в концепции Жана Бодена (страницы истории уголовного процесса) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1023
418
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖАН БОДЕН / "ДЕМОНОМАНИЯ" / КОЛДОВСТВО / ПЫТКИ / "МОЛОТ ВЕДЬМ" / УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС / "DAEMONOMANIA" / "MALLEUS MALEFICARUM" / JEAN BODIN / WITCHCRAFT / TORTURE / THE CRIMINAL PROCESS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Романовская Вера Борисовна

В статье анализируется малоизвестный в российской историко-правовой науке труд Жана Бодена «Демономания ведьм», в котором автор обосновывает существование колдовства, раскрывает методику обнаружения ведьм и способы доказывания их вины, а также утверждает необходимость отступления от общих принципов судопроизводства для получения признания и осуждения ведьм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Derogation from the principles of justice on particular categories of cases in the concept of Jean Bodin (the pages of the history of the criminal process)

The article analyzes «Daemonomania» is the little-known in the Russian historical legal science work of Jean Bodin in which the author proves the existence of witchcraft, discloses a method of detecting witches and methods of proof of their guilt, and asserts the necessity of derogation from the general principles of legal proceedings for recognition and conviction of witches.

Текст научной работы на тему «Отступление от принципов судопроизводства по особым категориям дел в концепции Жана Бодена (страницы истории уголовного процесса)»

УДК 340.12

Романовская Вера Борисовна Romanovskaya Vera Borisovna

доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой теории и истории государства и права Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (603115, Нижний Новгород, ул. Ашхабадская, 4)

doctor of sciences (law), professor, head of the law and state theory and history department Nizhny Novgorod state university (4 Ashkhabadskaya str., Nizhny Novgorod, 603115)

E-mail: law-unn@mail.ru

Отступление от принципов судопроизводства по особым категориям дел в концепции Жана Бодена (страницы истории уголовного процесса)

Derogation from the principles of justice on particular categories of cases in the concept of Jean Bodin (the pages of the history of the criminal process)

В статье анализируется малоизвестный в российской историко-правовой науке труд Жана Бодена «Демонома-ния ведьм», в котором автор обосновывает существование колдовства, раскрывает методику обнаружения ведьм и способы доказывания их вины, а также утверждает необходимость отступления от общих принципов судопроизводства для получения признания и осуждения ведьм.

Ключевые слова: Жан Боден, «Демономания», колдовство, пытки, «Молот ведьм», уголовный процесс.

The article analyzes «Daemonomania» is the little-known in the Russian historical legal science work of Jean Bodin in which the author proves the existence of witchcraft, discloses a method of detecting witches and methods of proof of their guilt, and asserts the necessity of derogation from the general principles of legal proceedings for recognition and conviction of witches.

Keywords: Jean Bodin, «Daemonomania», witchcraft, torture, «Malleus maleficarum», the criminal process.

Шестнадцатый век вошел в историю Европы как век, полный противоречий во всех областях социальной жизни: с одной стороны — развитие науки и искусства, медицины и архитектуры, философии и правоведения, а с другой — гонения на еретиков, костры инквизиции, уголовные преследования женщин, обвиненных в связи с дьяволом. При этом одновременно происходили совершенно противоположные процессы: с одной стороны — развивался гуманизм как научное мировоззрение, а с другой — безумная вспышка боязни нечистой силы, ведовства, причем не только среди простых людей, но и среди тех, кто был, если можно так сказать, интеллектуальной элитой общества.

Имя одного из таких представителей образованного и влиятельного класса французского общества — Жана Бодена — хорошо известно ученым-политологам, философам и правоведам. Эту вполне заслуженную известность принесла ему научная деятельность, одним из итогов которой явился его знаменитый труд «Шесть книг о государстве». Заметим, что Боден оставил значительное число работ, многие из которых доступны для изучения русскоязычным читателям. Часть его произведений не переведена на русский язык. Среди

его опубликованных во Франции книг есть одна, о которой умалчивает современная историко- правовая наука, и которая открывает совершенно иные стороны жизни и творчества Жана Бодена. Речь о ней пойдет ниже.

Жан Боден родился в 1530 году в г. Анже в зажиточной городской семье. Отец смог дать ему хорошее образование, определив на учебу в местный орден Кармелитов. Затем Жан поступает в университет Тулузы — в один из тогдашних центров юридического образования во Франции. Заметим, что юридическое образование было очень популярным во Франции начиная с XII века, когда возник первый университет в Болонье. В следующих столетьях их количество и авторитет только выросли [1, с. 174]. Боден стал доктором римского права и определенное время работал профессором этого университета. Некоторые источники указывают, что он обучался также в Сорбонне на теологическом факультете [2, с. 688]. Наверное, так и есть, поскольку из его работ явствуют широкие познания в области канонического права, римского права, философии, древних языков.

Как уже было замечено, этот период истории Европы был весьма противоречив, постоянные

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2014, № 4 (28)

85

религиозные войны сотрясали Францию и едва не задели самого Бодена (в Варфоломеевскую ночь он чудом остался жив). Противоречия между католиками и кальвинистами, между абсолютистской властью и самовластием олигархов того времени заставляли Бодена лавировать в религиозных вопросах и определиться в политических. Трагические события религиозных войн сделали Бодена поборником идей сильной королевской власти и религиозной веротерпимости.

В 1576 году Боден женился на дочери королевского прокурора небольшого французского города Лан, что открыло ему новые карьерные возможности. Сначала Жан выступает в качестве местного адвоката. Позже он становится общественным обвинителем, а затем и прокурором, продолжая научную работу. К этому времени им уже написаны «Метод легкого познания истории» (1566 г.), «Шесть книг о государстве» (1572 г.).

А дальше начинается малоизвестный этап жизни и творчества мыслителя. Вероятно, его научные интересы вытекали из практических потребностей уже не очень молодого прокурора (а может быть, не очень счастливого мужа). Так или иначе, но в течение трех лет после женитьбы он

пишет труд, который потрясает его современников и почти в прямом смысле подбрасывает хворост в костры инквизиции.

Эта книга называется «Демономания ведьм». «Демономания» —примечательное явление в истории научного (в рамках XVI века) обоснования существования колдовства, методике обнаружения ведьм и способов доказывания их вины. Среди современников Бодена и ближайшего времени последователей мнения по поводу этой книги были различные — критические рассуждения тонули в море хвалебных и апологетических высказываний современников Бодена и его последователей в деле борьбы с ересями, колдовством и ведовством. Эта книга заметно выделяется из других его работ. «йаетопотата» впервые была опубликована в 1580 году на французском и на латыни («йеадогит йаетопотата») в следующем году, выдержала 10 изданий до 1604 года. Автор доказывает реальность существования ведьм и законность их преследования. Эту книгу читали не только во Франции, она быстро распространилась по средневековой Европе и нашла множество приверженцев. В 1690 году в Гамбурге был опубликован немецкий перевод. «йаетопотапа» была принята протестантами, поскольку Боден в других своих работах пропагандировал религиозную терпимость по отношению к французским кальвинистам. Примечательно, что большая часть его политических и научных трудов была осуждена инквизицией и запрещена к распространению и изучению. Однако его труд о колдовстве и католики, и кальвинисты приняли единодушно. Инквизиция одобрила концепцию Бодена, и этот его труд стал таким же образцовым, как «Молот ведьм» кельнских теологов и инквизиторов Инститориса и Шпренгера столе-

тием раньше (эта книга была издана в 1486 году и приобрела огромную известность и авторитет у светских и духовных судей. Положения, содержащиеся в ней, приобрели силу закона. До 1669 года она выдержала 29 изданий. Существует неполный перевод на русский язык).

«йаетопотата» была написана с благой целью — помочь судьям изобличать колдовство, которое, по мнению автора, чрезвычайно распространилось и причиняет разнообразный вред людям, животным и даже государству. В основе книги лежал как богатый личный опыт судебной практики Жана Бодена на процессах «ведьм», так и его обширные познания в области теологии и юриспруденции. В качестве обвинителя он неоднократно принимал участие в процессах над женщинами по обвинению в колдовстве.

Российские и зарубежные историки, писавшие о «ведьминских» процессах, происходивших в период Средневековья и Нового времени, объясняли рост веры в колдунов, ведьм и дьявола простым невежеством народа, его интеллектуальной неразвитостью [3, с. 4—8]. Однако совершенно не ясно, почему именно в светлую эпоху Возрождения, в период развития наук, искусств, гуманистических идей появляются и множатся трактаты о ведьмах, о дьяволе т. п. И тем более не понятно, почему авторами наиболее известных произведений на эту тему становятся лучшие умы своего времени, люди хорошо образованные, имеющие научные степени и университетские дипломы. С одной стороны, наблюдается вера в прогресс, в науку, в человека, с другой — бесчеловечные пытки и костры аутодафе. Причем с обеих сторон часто находятся одни и те же персонажи. Ярчайший пример такого интеллектуального дуализма — французский политик, философ, экономист, юрист, профессор права Жан Боден.

Попытаемся разобраться в причинах столь странного явления. Шестнадцатый век стал тем столетием, на который пришелся всплеск народного интереса к демоническому. Это был переломный для Европы век. Историки, изучающие эпоху Возрождения, убежденные в ее прогрессивности по сравнению с «мрачным» Средневековьем, считают, что Возрожденине неповинно в охоте на ведьм, что демономания, охватившая все население есть следствие свободомыслия. Основные идеи демо-номании созрели много ранее XVI века, но их бурное развитие приходится именно на века просвещения. В то время когда Леонардо да Винчи рисовал свои гениальные чертежи, ставшие подобием летательных аппаратов и подводных лодок будущего, кельнские профессора, авторы «Молота ведьм», гонялись за суккубами и инкубами. В то время, когда польский астроном Николай Коперник совершил переворот в естествознании, создав гелиоцентрическую систему мира, другие ученые умы не сомневались в существовании бесовских шабашей и летающих ведьм. С одной стороны, благодаря открытию печатного станка появилась возможность издавать античных авторов, философскую, художе-

ственную и научную литературу, с другой стороны, этот же печатный станок наводнил Европу сочинениями демонологов, новостями о разоблаченных и казненных ведьмах, приобретших большую популярность у обывателей [4, с. 2].

Вот что писал исследователь этого феномена Станислав Пшебышевский, польский писатель, в книге «Синагога сатаны», вышедшей в свет в 1897 году и переведенной на русский в 1911 году.

«Народ в сердце своем остался вполне языческим. Но народ был в отчаянии, был доведен отчаянием до безумия. Он ненавидел христианство и ненавидел «обетовавшего спасение и уготовавшего только муки». Но больше всего народ ненавидел церковь, неверную, предательскую, распутную и коварную церковь, которая в ненасытной жадности вымогала отлучениями, интердиктами и проклятиями последний грош у крестьянина и последний кусок земли у дворянина. Народ презирал епископов, которые в своих ссорах упрекали друг друга в «прелюбодеянии, разврате и лжесвидетельстве». Синоды Тура, Арля тщетно старались бороться с безмерным пьянством духовенства, ограничить его хотя бы настолько, чтобы клирики не сваливались с ног во время богослужения; с X века епископ перед посвящением в сан должен был клясться, что он был далек от следующих наслаждений: pro arsenochita, qu.e. cum mascuio; pro ancilla Deo sacrata, quae Francis Nonnata dicitur; pro quatuor pedes et pro muliere — viro alio conjuncta, aut si conjugem habuit ex alio quod Graecis dicitur deuterogamia» (то есть с мужчиной, с рабыней, посвященной Богу, с четвероногим и с женщиной, сочетавшимся браком с другим мужчиной, либо если же он имел такую связь, которую греки называют двоеженством)... И в это время постоянных запрещений священникам посещать кабаки, появляться пьяными у алтаря, заниматься противоестественным распутством, в эпоху, когда, как гласит вступление к некоему совещанию, наши грехи скопились выше головы, наши преступления выросли до небес, разлились распутство и прелюбодеяния, безбожие и убийство, — в это время слугам Сатаны не было слишком трудно отрекаться от божественного и святого, осквернять его и в отвратительнейших оргиях смеяться над его бессилием. Легко понять, что народ не умел отделять личности от предмета... Только представление об аде и адской каре удерживало его в узде. Pix, n is, nox, vermis, flagra, vincula, pus, pudor, horror (смола, снег, тьма, червь, плети, цепи, гной, стыд, ужас), которые ожидали каждого христианина в месте казни, в глубокой, ужасной, пахнущей серой дыре, где черти играют душами в лапту, а также пускают в ход тиски для пальцев, испанские сапоги, колесо и дыбу, — это дикое, невыразимо грязное представление об аде было единственным средством, которым церковь связывала человека в средние века. Проповеди почти исключительно вертелись вокруг черта и адских казней; священники подтверждали плоды своей дикой фантазии, опираясь на Ветхий и Новый Завет» [5, с. 279].

Автор этих строк, так жестко охарактеризовавших изучаемую эпоху — Станислав Пшибышевский — был убежден, что именно католическая церковь была виновата в том духовном кризисе, в котором погрязло общество и сами клирики, а так же и в том, что охота на ведьм была ей выгодна. В средневековом обществе религиозные и политические интересы были столь тесно переплетены, что порой трудно было отделить одно от другого [6, с. 172].

С точки зрения канонического уголовного права ведовство определялось как «умение совершать чудеса, выходящие за пределы общепринятого понимания, благодаря силе, получаемой через договор с дьяволом» [7, с. 12].

Жан Воден, имея хорошую теоретико-правовую и теологическую базу, был одним из первых, кто попытался дать юридическое определение ведьмы. Лишь та женщина, которая, «зная Закон Вожий, пытается действовать по соглашению с дьяволом», является субъектом преступления. Так подчеркивается сугубая виновность ведьмы, ибо она знает о Воге, но действует по наущению дьявола. В третьей части его книги рассказывается, как правильно подвергать пыткам, допрашивать, осуждать и преследовать ведьм. Жан Воден не отвергает общий принцип, согласно которому лучше оправдать виновного, чем осудить невинного, однако по делам о ведовстве, по его мнению, этот принцип не может применяться. Он категорически не согласен и горячо спорит с теми правоведами, которые считают, что базовые принципы справедливости и правосудия должны распространяться на все категории дел. Волее того, будучи фанатически убежденным, Воден заранее очерняет тех, кто сомневается в существовании колдовства, приводя в пример скептиков, позднее оказавшихся, по его мнению, главными колдунами. Он утверждает, что поскольку колдовство должно искореняться без остатка, «нельзя следовать обычным правилам судопроизводства», потому что «доказательства существования этого зла настолько расплывчаты и туманны, что лишь одна ведьма из миллиона будет наказана, если придерживаться установленного порядка судебного разбирательства» [8, с. 65]. Поэтому Воден добавляет собственные доводы и примеры с тем, чтобы поддержать худшие черты охоты на ведьм, зафиксированные в «Malleus maleficarum» («Молоте ведьм»). В отличие от установленных правил судопроизводства по иным уголовным делам, в судебных процессах над ведьмами Воден рекомендует поступать следующим образом: «Можно пообещать заключенному неприкосновенность или ослабление приговора, если он обвинит своих сообщников. Имена доносчиков должны храниться в секрете. Детей следует принуждать свидетельствовать против своих родителей. Умелые и опытные агенты-провокаторы должны вынуждать обвиняемых признаться. Подозрение является достаточным основанием для пытки, поскольку общественное мнение никогда не бывает ложным. Нельзя оправдать однажды обвиненного человека, пока

Becтник Hижeгopoдcкoй a^âeMèè МВД Poccèè, 2014, № 4 (28)

87

ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯЧКИ И ПРЛКТИКИ

ложность показаний обвинителя или доносчика не засияет ярко, как солнце» [8, с. 204]. Эти требования Ж. Бодена являлись грубейшим нарушением процессуальных норм и противоречили судебной практике того времени. Кроме того, Боден настаивал на грубом обращении с подозреваемыми, и сам, как процессуальный судья, принимал участие в пытках девушек и женщин [5, с. 301]. По его мнению, никакое наказание не может быть слишком жестоким для ведьмы. «Какое бы наказание мы не назначали для ведьмы, — жарить их или варить на медленном огне — это для них недостаточно, и это ничто по сравнению с мучениями, которые для них уготовил сатана, не говоря уже о вечной агонии, которая приготовлена для них в аду, поскольку земной огонь не может гореть больше часа или около того, пока ведьма не умрет», — пишет Боден. А чтоб вселить в обвиняемых в колдовстве еще больший ужас, он предлагает пытать их раскаленным железом до тех пор, «пока расползающаяся плоть не вывалится наружу»: «Il faut appliquer les cauteres et fers chauds et cooper les parties putrefiees» [8, с. 65]. Боден утверждает, что нельзя быть снисходительным к ведьмам; тот судья, который не казнит осужденную ведьму, должен быть сам предан смерти. Боден так уверен в правоте своей позиции и верности выбранного пути, что он не считает нужным умалчивать и о тех фактах, которые могли бы повредить репутации охотников за ведьмами. В небольшом городе около Сен-Квентина в 1566 году женщину сожгли по ошибке живой: палач забыл предварительно задушить ее (по правилам исполнения наказания раскаявшуюся ведьму следовало предварительно удушить и только после сжечь). Боден признает, что имела место ошибка, однако оправдывает ее, дает ей разумное обоснование: «Нет, не ошибка, лучше скажем, предопределение Господа, который таким образом напоминает нам... что нет преступления, более заслуживающего сожжения, чем колдовство» [8, с. 66].

Эти слова не нуждаются в комментариях. Можно было бы долго рассуждать о кровожадности и жестокости автора этой цитаты, однако следует помнить, что Жан Боден быт не худшим представителем своей эпохи. Он и по сей день считается выдающимся мыслителем, основателем науки о политике, разработчиком теории государственного суверенитета, приверженцем принципа веротерпимости, что в те времена требовало большой смелости. Что же говорить о других людях, не имевших такого образования и политического таланта. Правовые идеи, господствовавшие в период позднего средневековья и начала нового времени отличались пестротой и противоречивостью [9, с. 123].

Объективности ради надо заметить, что во Франции было сравнительно немного казней по обвинению в колдовстве. Больше половины немалого по территории королевства подчинялось как высшей апелляционной инстанции Парижскому парламенту, который, как указывают источники, был очень осторожен и снисходителен при рассмотре-

нии обвинений в этом преступлении. В 1564—1640 годах, почти за век, он подтвердил лишы 115 из 474 смертных приговоров за ведовство и освободил более 400 обвиненных ведым [10, р. 117]. Представляется, что Парижский Парламент боялся этого преступления меныше, чем его коллеги из Испании, Италии, Германии. Зато Парламент как высший судебный орган назначал смертную казны за гомосексуализм, поджоги и детоубийства чаще, чем в пограничных с Францией государствах. Французские историки отмечают, что на периферии королевства было более суровое отношение к ведовству, что от-ражалосы на судебных процессах, заканчивавшихся, как правило, костром. Но, тем не менее, Париж был столицей, и его влияние на ситуацию вокруг ведыминских процессов дало свои плоды. Преследования ведым во Франции были не столы жестоки, как во франкофонных землях Священной Римской Империи. Однако не все так просто. Дело в том, что кроме ведовства, теологи-юристы выделяли еще одно понятие — одержимосты бесом. Франция была единственной европейской страной, где в 1562—1634 годах состоялисы серии процессов, обвиняемыми на которых выступали «женщины, одержимые бесами». Особенносты этих судов заклю-чаласы в следующем: все они имели политические цели [10, р. 119]. Таким образом, несмотря на жаркие призывы знаменитого политического теоретика Жана Бодена об опасности колдовства и ведовства, само по себе это преступление не считалосы очены распространенным во Франции. Когда же политическая обстановка требовала ярких процессов и костров, то тут вспоминали об одержимости бесами и находили подходящую к случаю женщину.

Произведение Жана Бодена «Демономания ведым» отражает духовную атмосферу средневекового общества, всю глубину его противоречий и глубокий нравственный кризис человека, теряющего человечносты в эпоху гуманизма.

Примечания

1. Романовская В.Б. Период Высокого Средневековыя в Европе — век инноваций в юридическом образовании // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. № 2—3.

2. Хачатурян H.A. Боден Жан // Антология мировой правовой мысли. М., 1999. Т. 2.

3. Демонология эпохи Возрождения (XVI—XVII века) / пер с англ., франц., нем., лат. М., 1995.

4. Канторович Я. Средневековые процессы о ведымах. М., 1990.

5. Пшибышевский С. Синагога сатаны. Цит. по: Демонология эпохи Просвещения. М., 1996.

6. Романовская В.Б., РомановскаяЛ.Р. Религия и право в политической жизни средневековой Европы // Вестник Костромского университета им. Некрасова. 2014. № 4.

7. Роббинс Р.Х. Энциклопедия колдовства и демонологии. М., 1996.

8. Боден Ж. Демономания ведым. Цит. по: Роббинс Р.Х. Энциклопедия колдовства и демонологии. М., 1996.

9. Романовская В.Б, Кондратьева А.Н., Федюшки-на А.И. Правовые идеи в работах европейских мыслителей начала Нового времени // Юридическая наука: история и современность. СПб., 2013. № 11.

10. Ritual, mith and magic in early modern Europe. Ohio University PRESS, 1984.

Notes

1. Romanovskaya V.B. Period of the High Middle Ages in Europe — a century of innovation in legal education // Bulletin of the Nizhny Novgorod university Lobachevsky. 2013. № 2—3.

2. Khachaturian N.A. Jean Bodin // Anthology of world legal thought. Moscow, 1999. Vol. 2.

3. Demonology Renaissance (XVI—XVII century) / translated from English, French, German, Lat. Moscow, 1995.

4. Kantorovich Y. Medieval processes of witches. Moscow, 1990.

5. PrzybyszewskiS. Synagogue of satan. Op. by: Destruction of the Enlightenment. Moscow, 1996.

6. Romanovskaya V.B., Romanovskaya L.R. Religion and law in the political life of the medieval society // Herald Kostroma university. 2014. № 4.

7. RobbinsR.H. Encyclopedia of witchcraft and demonology. Moscow, 1996.

8. Bodin J. Demonomaniya witches. Op. by: Robbins R.H. Encyclopedia of witchcraft and demonology. Moscow, 1996.

9. Romanovskaya V.B., Kondratyeva A.N., Fedyush-kina A.I. Legal ideas in the works of European thinkers of the early modern times // Jurisprudence: past and present. St. Petersburg, 2013. № 11.

10. Ritual, mith and magic in early modern Europe. Ohio University PRESS, 1984.

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2014, № 4 (28)

89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.