Научная статья на тему 'Причинный комплекс преступности России периода реформ 90-х годов'

Причинный комплекс преступности России периода реформ 90-х годов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
11570
814
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЧИНЫ ПРЕСТУПНОСТИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ КРИМИНАЛИЗАЦИИ / ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / БЕЗРАБОТИЦА / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СФЕРЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛЯРИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тарасова Н. В.

Изложены причины преступности в России периода реформ 90-х годов. К ним относятся в первую очередь кардинальные изменения в экономической, социальной и политической сферах жизни общества. Главными социальными детерминантами криминализации Российского общества являются6 либерализация экономики; слабость Российского государства, возникшего на месте бывшего СССР; влияние криминальных структур и видов криминального поведения, унаследованных от СССР; изменение социальной структуры общества (появление сверхбогатых и возникновение малоимущих, маргинальных и незащищенных социальных слоев и групп, положение которых делает их потенциальным резервом преступности; ценностный вакуум, включая и моральный), который возник после распада СССР. Эти группы криминогенных детерминант сошлись в России в одном историческом времени в начале 90-х годов, будучи взаимосвязанными, они объединились в причинный комплекс, который «запустил» процесс криминализации в постсоветском российском обществе и придал ему невиданные ранее масштабы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Причинный комплекс преступности России периода реформ 90-х годов»

УДК 343.9

ПРИЧИННЫЙ КОМПЛЕКС ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИИ ПЕРИОДА РЕФОРМ 90-х ГОДОВ

Н.В.Тарасова

Изложены причины преступности в России периода реформ 90-х годов. К ним относятся в первую очередь кардинальные изменения в экономической, социальной и политической сферах жизни общества. Главными социальными детерминантами криминализации Российского общества являютсяб либерализация экономики; слабость Российского государства, возникшего на месте бывшего СССР; влияние криминальных структур и видов криминального поведения, унаследованных от СССР; изменение социальной структуры общества (появление сверхбогатых и возникновение малоимущих, маргинальных и незащищенных социальных слоев и групп, положение которых делает их потенциальным резервом преступности; ценностный вакуум, включая и моральный), который возник после распада СССР. Эти группы криминогенных детерминант сошлись в России в одном историческом времени в начале 90-х годов, будучи взаимосвязанными, они объединились в причинный комплекс, который «запустил» процесс криминализации в постсоветском российском обществе и придал ему невиданные ранее масштабы.

Ключевые слова: причины преступности, социальные детерминанты криминализации, либерализация экономики, безработица, человеческий потенциал в промышленности и научно-технической сфере, социальная поляризация.

Выявленные причины преступности помогают познать сущность любого общественного и государственного устройства и прежде всего его пороки, обычно маскируемые власть предержащими. Хорошо об этом сказал А.Н. Трайнин: «Преступность не самая значительная сторона в социальной жизни, но преступность обладает иным весьма важным свойством: она отражает и резюмирует все влияние окружающей среды. Оттого преступность неубывающая, а тем более преступность растущая - грозное свидетельство неблагополучия в самих основах современного общества» [1, с.2526].

Провозглашенный в конце 1991 г. курс экономической политики, получивший название «шоковой терапии» и нашедший продолжение в последующие годы в «ваучерной» приватизации, разрешенной государством вакханалии финансовых «пирамид», новом переделе собственности, распродаже наиболее важных в стратегическом отношении объектов (Норильского комбината, алюминиевых заводов, нефтяных компаний и т. д.), привел страну к непрерывно обостряющемуся кризису, который носит системный характер, т. е. охватывает все стороны жизни общества. Проявлением указанного кризиса явилась «тотальная криминализация российского общества» (В. Черномырдин). По оценке Госкомстата РФ, на динамику и структуру преступности оказывали влияние процессы, обусловленные кардинальными изменениями в экономической, социальной и политической сферах общества. Высокую степень криминализации общества в России усиливал кризис в хозяйственно-экономической сфере, социально-политическая нестабильность, этнорегиональные конфликты [2, с. 10]. Как видим, корни криминальных процессов Госкомстат усматривает во многих сферах общественной жизни страны.

Данный подход представляется не только правильным, но и полезным, поскольку встречаются попытки «экономизации» преступности, когда причину ее роста в нынешней России видят исключительно в экономике - в дефектах приватизации, в перераспределении бывшей, общественной собственности, в ошибках экономической политики государства, которая, мол, толкает людей на преступления. Действительно, экономические факторы в нынешней криминализации российского общества играют огромную роль (поэтому ниже их роль будет рассмотрена особо). Но криминализация явилась результатом действия не какой-то одной группы криминогенных детерминант, а их целостной сист емы, охватывающей практически все сферы общества.

Как представляется, главными социальными детерминантами криминализации можно считать:

1) либерализацию экономики («отпуск» цен, разгосударствление собственности, приватизацию и проч.), вызвавшую «шок от свободы»;

2) слабость Российского государства, возникшего на месте бывшего СССР;

3) влияние криминальных структур и видов криминального поведения, унаследованных от СССР;

4) изменение социальной структуры общества (появление сверхбогатых, богатых и возникновение малоимущих, маргинальных и незащищенных социальных слоев и групп, положение которых делает их потенциальным резервом преступности);

5) ценностный вакуум (включая и моральный), который возник после распада СССР и отказа от руководящей роли КПСС [3, с.135].

Указанные пять групп криминогенных детерминант «сошлись» в России в одном историческом времени в начале 90-х годов. Будучи взаимосвязанными, они объединились в причинный комплекс, который «запустил» процесс криминализации в постсоветском российском обществе и придал ему невиданные ранее масштабы.

Либерализация экономики как фактор криминализации общества. Главную роль в процессе криминализации общества играет экономическая преступность. Более 80% всех корыстных преступлений, в том числе таких опасных, как организованная и предпринимательская преступность, а также коррупция, вызываются экономическими противоречиями. Экономическая преступность - это сильнейший фактор, влияющий не только на экономику, но и на другие сферы общества.

По оценке Госкомстата РФ, среди всех факторов преступности определяющую роль играют те, что связаны с издержками проводимых реформ, либерализацией экономики. «Наиболее деструктивным из факторов, влияющих как на состояние общества в целом, так и на криминальную ситуацию в стране, стал неоправданно высокий темп концентрации капитала и средств производства в руках частных лиц. Это не только углубило социальное неравенство и антагонизм между отдельными группами населения, но и ожесточило борьбу за сферы влияния среди новоявленных бизнесменов, обладающих криминальным опытом или связями с преступном миром. В результате наблюдается активный процесс криминализации экономики с одновременным усилением альянса экономической и общеуголовной преступности в наиболее опасных формах. Отсюда - заказные убийства банкиров и крупных коммерсантов; серии банкротств и разорений банковских и иных финансовых структур, подконтрольных менее влиятельным криминальным группировкам» [4, с,38].

В результате проведенных реформ современное российское общество раскололось на два класса - бедных и богатых (конечно, такое деление не полностью соответствует, так сказать, «каноническому" понятию классов), пропасть между которыми стремительно расширяется и углубляется. По данным академика Г.В. Осипова, предельно критическим значением в мировой практике является соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных групп населения (так называемый децильный коэффициент) как 10:1. В России (данные 1997 г.) это соотношение достигло уже 24:1 (в промышлешю развитых странах эта пропорция не превышает 6 -8-кратного значения). Более 40% россиян живут за чертой бедности, что чревато социальными антагонизмами, страшными по своей разрушительной силе. Само формирование имущего класса сопряжено с целым рядом особо тяжких преступлений, прежде всего, конечно, экономических, но не только. Прямые потери от насильственных преступлений в ходе этого процесса уже составили тысячи убитых и десятки тысяч покалеченных.

Склонность состоятельных классов к совершению преступлений была подмечена давно. Так, К. Маркс писал: «Именно в верхах буржуазного общества нездоровые и порочные вожделения проявлялись в той необузданной - на каждом шагу приходящей в столкновение даже с буржуазными законами - форме, в которой порожденное спекуляцией богатство ищет удовлетворения сообразно своей природе, так что наслаждение становится распутством, а деньги, грязь и кровь сливаются в один поток. Финансовая

аристократия как по способу своего обогащения, так и характеру своих наслаждений есть не что иное, как возрождение люмпен-пролетариата на верхах буржуазного общества» [5, е.! 1]. К. Марксу зачастую приписывают и нижеследующее высказывание, хотя оно взято из работы Т. Даннинга «Тред-юнионы и стачки» и приводится им в первом томе «Капитала»: «Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение, при 20 процентах он становится оживленным, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает ногами все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы хотя под страхом виселицы» [6, с.770].

На преступность мощное воздействие оказывают и такие проявления системного кризиса экономики, как спад производства, массовые неплатежи, нарастание учтенной и скрытой безработицы.

Наиболее криминогенные последствия связаны с системой распределения, которая создала условия для стремительного обогащения ог раниченной социальной группы и вымирания беднейших слоев населения. Распределительные процессы обусловили возникновение следующих негативных феноменов:

1. Разрушение производства, возникновение безработицы, обнищание населения. Экономические распределительные механизмы привели к тому, что сфера производства стала крайне нерентабельной. При норме прибыли в производстве около 10% размер банковского кредита для развития-производства нередко достигает сотен процентов. В таких условиях вкладывать деньги в развитие производства становится крайне невыгодно. В стране не только не возникает новых предприятий, но и останавливаются ведущие флагманы мировой промышл енности. Так. Читинский камвольно-суконный комбинат, специализировавшийся на выделке шерстяных тканей из достаточно дешевого сырья, поступающего из Монголии, в 80-х годах начал активно завоевывать мировой рынок, оставляя позади многих европейских производителей. Тогда же этот комбинат был переоснащен современнейшим оборудованием. На свои средства предприятие построило целый жилой микрорайон для своих работников. Зарплата была высока, груд престижен, уровень преступности низок. Сегодня в цехах этого комбината запустение, некоторые затоплены водой, оборудование ржавеет, конкурентоспособная продукция не производится. Китайские арендаторы в одном из цехов наладили производство колготок. Рабочие перестали получать зарплату, они и их дети постепенно заполняют криминальные ниши. Что остается простому человеку, если государство лишает его возможности честно трудиться? Этот пример типичен для российской глубинки. Излишне пояснять, в выигрыше или в проигрыше оказались западные конкуренты от затопления Читинского комбината водой. Нетрудно понять, под чыо диктовку наша правящая элита нажимает на рычаги в сфере распределения [7, с.121].

2. В современный экономический лексикон вошел термин «диверсионная приватизация». Он означает покупку российского конкурентоспособного предприятия зарубежными инвесторами с целью разорения, ликвидации либо перепрофилирования его с выпуска конкурентоспособной продукции на ширпотреб (примерами могут служить Карельский целлюлозно-бумажный комбинат, Ефремовский завод по производству глюкозы и др.).

3. Механизм распределения резко ограничил сферу честной жизни. В ряде случаев люди просто лишены возможности честно заработать на жизнь. И это при том, что СМИ ежеминутно обрабатывают сознание людей, насаждая высокие стандарты потребления. Логика жизни диктует: достигнуть рекламируемых высоких жизненных стандартов можно, лишь ступив на криминальную тропу. И подталкивают россиян на эту тропу механизмы распределения.

4. Распределительный механизм филантропически направил потоки нефти, газа, золота, алмазов, леса и других ресурсов, а также финансов за рубеж. В то же время социальная сфера, обеспечивающая безопасность общества, находи гея на голодном пай-

ке. Материальная база армии, службы безопасности, погранслужбы разрушается, зарплата работников этих сфер в десятки раз ниже мировых стандартов [7, с.121-122].

Происходит разрушение человеческого потенциала в промышленности, в научно-технической сфере. Рабочие, техники, инженеры, научные сотрудники либо работают в неполную силу из-за отсутствия заказов, средств на новое оборудование и приборы, а подчас и на зарплату, либо вынуждены уходить, становятся безработными, переходят к другим занятиям. Среди ученых ширится постоянная и временная (по контракту на срок) эмиграция. За 10 лет численность занятых в науке и научном обслуживании сократилось с 3,4 до 1,5 млн. человек; большинство перешло в другие отрасли, иные выехали за границу. Производственные и научно-технические коллективы ослабевают, распадаются, а многие просто исчезают. Из-за отсутствия средств на приобретение новой техники и ремонт старой, покупку удобрений и т. д. сокращается слой механизаторов на селе.

Нормальный процесс воспроизводства этих социальных групп оказывается нарушенным, поскольку молодежь не стремится в сферу производительного труда, который (за небольшими исключениями) низко оплачивается. Система начального профтехобразования по рабочим специальностям разрушается - в отличие от подготовки кадров по профессиям, в которых нуждаются сферы обслуживания и управления. В высшей школе подготовка экономистов, юристов, менеджеров ведется в растущих масштабах, причем в значительной части на платной основе. Но в средние и высшие технические заведения конкурс мал или его нет вовсе. Получив диплом, их выпускники «рассеиваются», поскольку сегодня промышленности и науке они не нужны. Растет численность подростков, не получивших даже так называемого «основного» образования (9 классов), в то время как в середине 80-х годов более 80% вступающей в жизнь молодежи имело полное среднее и среднее специальное образование.

Рост социальной поляризации сопровождается социальной деградацией, которая неизбежно приводит основные массы населения к физиологической деградации, что несет угрозу генофонду нации. Физиологическая деградация большинства населения страны находит концентрированное выражение в ухудшении состояния здоровья. Средняя ожидаемая продолжительность жизни мужчин опустилась ниже выхода на пенсию (60 лет), а в ряде исконно русских областей - до 55-57 лет. Каждый третий юноша призывного возраста не может быть призван на военную службу по состоянию здоровья; до 15% призванных имеют дефицит массы тела. За бедностью и нищетой большинства - вымирание населения России. Уменьшение числа детей, и, стало быть, через несколько лет школьников, а потом вступающих в жизнь работников -- наиболее тревожное свидетельство деградации социальной структуры общества.

Очевидно, что анализ указанных причин преступности позволяет выявить те направления деятельности государства, которые являются первоочередными. К ним относятся: устранение огромного разрыва между богатыми и бедными; решение проблемы несбалансированности хозяйственного механизма, пороков и недостатков экономической политики, распределительных отношений, безработицы; устранение агрессивности, депрессии и высокого уровня тревожности людей, восстановление нравственности.

Causes of crime in Russia during the reforms of the 90s are formulated. In the first place these are the dramatic changes in economic, social and political spheres of life. The main social determinants of criminalization of the Russian society are liberalization of the economy; weakness of the Russian authorities which came after the former USSR, influence of the criminal structures and criminal behavior inherited from the USSR; change of the social structure; appearance of super-rich and low-income marginal unprotected social groups, whose state makes them potential criminal reserve: lack of spiritual and moral values after collapse the of the USSR. These groups of criminalization determinants came together in Russia at the beginning of the 90s and being interconnected they merged into the causal body which 'started' the process of criminalization in the post soviet Russian society and gave it enormous strength.

The key words: causes of crime, social determinants of criminalization, liberalization of the economy, unemployment, human potential in industrial, scientific and technical spheres, social polarization.

Список литературы

1. Трайнин А.Н. Уголовное право: Общая часть. М, 1929.

2. Преступность и правонарушения (1991-1995). Статистический сборник. МВД РФ, Минюстиции РФ, Межгоскомстат СНГ. М., 1996.

3. Шиханцов Г. 1Криминология. Учебник для вузов. М, 2001.

4. Преступность и правонарушения (1991-1995). Статис тический сборник.

5. Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т. 7. М, 1967.

6. Маркс К. Капитал. Т. 1. М., 1967.

7. Иншаков С.М. Криминология. М., 2000.

Об авторе

Н.В. Тарасова - канд. юрид. наук, доц., Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, yurfak-upd@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.