УДК 740 ББК 88
ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ
ЗАБОЛЕВАНИЙ У ДЕТЕЙ
В.Е. ВАГАНОВА - ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России E-mail: [email protected]
Аннотация
Проведен теоретический анализ причин возникновения психосоматических заболеваний у детей. Рассмотрена классификация детских психосоматозов, согласно причине их возникновения. Дана характеристика тех возрастных периодов детства, в которые велик риск развития психосоматических заболеваний. Конкретизированы причины детских заболеваний на определенных возрастных этапах. Разработаны рекомендации для родителей по предупреждению психосоматозов.
Ключевые слова: психосоматозы, стрессовые ситуации, внутренние конфликты, возрастные периоды.
Расстройства, в происхождение и течение которых ведущая роль принадлежит воздействию психотравмирующих факторов, называют психосоматическими расстройствами.[2]. В современном обществе наблюдается рост психоэмоционального напряжения. Это объясняется нестабильной геополитической ситуацией и социально-экономическими изменениями, которые в обществе воспринимаются с тревогой. Нестабильная обстановка в общественной жизни провоцирует возникновение стрессогенных факторов, которые негативно сказываются прежде всего на здоровье населения. На сегодняшний день проблема взаимосвязи самочувствия человека с его психоэмоциональным состоянием наиболее актуальна для изучения психологов. Механизм возникновение пстхосоматических заболеваний может быть представлен следующим образом: стрессовая ситуация вызывает аффективное напряжение, которое влияет на эндокринную, вегетативную, нервную системы, в результате чего возникают изменения в сосудистой системе и внутренних органах. При продолжительном и частом повторении стрессовых ситуаций изменения в организме, могут быть, необратимы и нанести вред здоровью.
Врачи, педагоги и психологи с каждым годом отмечают рост психосоматических заболеваний во всем мире, как у взрослых, так и у детей. Попробуем проанализировать данную проблему и выявить причины роста психосоматических расстройств. Ряд ученых Д.Н.Исаев, Островская И.В [3,6] предлагают рассматривать психосоматические расстройства, разделив их на несколько групп:
1) психосоматические расстройства, в развитие которых ведущую роль играют психогенные компоненты, примером являются заболевания пищеварительного тракта (язвенная болезнь), дыхательной системы (бронхиальная астма), сердечнососудистой системы (гипертония);
2) расстройства связанные со стрессовыми ситуациями: вегетативные неврозы, нарушение функциональной деятельности;
3) нарушения, возникающие в связи с индивидуальными эмоциональными особенностями личности (склонность к алкоголизму, суицидальные наклонности и др).
За каждым психосомаческим заболеванием стоит конкретная причина его возникновения. Психолог-практик Лесли Лекрон [5], выявил часто встречаемые в практике причины появления психосоматических нарушений.
К первой причине он отнес внутриличностный конфликт. Конфликт, возникающий между различными частями личности. Как правило, одна из этих частей осознаваема и регулируема личностью, а другая находится в бессознательном и не поддается контролю. Борьба между двумя противоположностями, терзает личность. В результате происходят условные победы одной части. В результате «проигравшая часть» вступает в противоборство. Признаком этой войны могут стать психосоматические заболевания.
Чувство вины - это вторая причина возникновения болезней. Симптомы болезни могут возникать посредством самовнушения. Симптомы являются бессознательным средством самонаказания Человек, на бессознательном уровне считает, что своей болезнью он искупит свою вину.
Негативный опыт прошлого — это третья причина психосоматозов. Тяжелый опыт прошлого (чаще детский), продолжает эмоционально влиять на человека в настоящем. Такой травмирующий опыт как бы остается в теле человека, которое реагирует различными заболеваниями
К сожалению, психосоматические заболевания встречаются уже в период раннего детства. «Психэ» в переводе с латыни означает душа, а «сома» - тело. Психосоматическое заболевание объединило в себе два этих понятия [7]. Ребенок телом пытается выразить то, что его волнует. Он еще не умеет рассказывать о своих чувствах, один из верных способов привлечь внимание взрослых - это болезнь. Хронические заболевания дыхательной и пищеварительной систем, дисфункции щитовидки, диабет - это болезни, которые медики отнесли к группе психосоматики. Если одни и те же недомогания повторяются часто и в последствие ведут к хроническим обострениям, это серьезная причина задуматься, какой постоянные стресс может испытывать ребенок. При благоприятной психологической атмосфере в семье, у ребенка формируется успешное действие защитных механизмов, он нормально развивается. Главную роль в этом имеет чувство любви, доверия и привязанности ребенка и его матерью. Между матерью и ребенком формируется крепкая эмоциональная связь, которая создает психологическую защиту Замечено, что дети, которые воспитываются в семьях с благоприятной психологической атмосферой, быстро адаптируются в новом обществе и меньше болеют, и наоборот, дети, выросшие неблагополучной социальной микро-среде, отстают по своим показателям развития и чаще болеют. С большими трудностями ребенок сталкиваются, когда мама страдает неврозами или находится в состояние депрессии, рядом с такой матерью у ребенка страдает иммунитет, он часто болеет. Специалисты определили три возрастных периода, развития ребенка, в которых дети в наибольшей степени подвержены риску психосоматических заболеваний - это младенчество, дошкольный, и младший школьный возраст [2,3]. Именно в эти периоды дети ранимы по причине несформированности высшей нервной системы. Рассмотрим каждый возрастной этап более детально.
Психосоматозы у младенцев встречаются достаточно часто, так как малыш в этом возрасте реагирует на проблемные ситуации органами и системами своего тела. Личностные механизмы, способные ответить на стрессовые ситуации, в раннем периоде жизни, еще не сформировались. Психосоматические проявления у младенцев разнообразны [3]. В основном это моносимптомные нарушения (колики, вздутие живота или метеоризм, повышенное заглатывание воздуха во время еды, срыгивание), кроме этого, выделяют более сложные клинически заболевания (нарушение обмена веществ, ведущее к анорексии, тревожное расстройство у детей, вызванное разлукой или сепарационная тревога). Третьи представляют собой какое-либо расстройство, которое сформируется и проявится в большей (значительной степени) только в последующие периоды жизни (невропатия). Все виды психосоматозов объединяет наличие эмоционального напряжения, возникшего по причине стрессовых
ситуаций. Симптоматика таких расстройств неярка, поэтому диагностика затруднена, так как соматические нарушения схожи с аналогичными нарушениями, но другого происхождения. Период дошкольного возраста. Задержка в функциональном развитии неразделимо связана с биологическим созреванием ЦНС(центральной нервной системы) [3]. После волнений часто возникают головные боли, сопровождаются тошнотой, бледностью, потливостью, резкими изменениями настроения. Может возникать лихорадка (несвязанная ни с какими соматическими заболеваниями) — приступы непродолжительного большого повышения температуры тела (до 39-40 °С) или продолжительного, но незначительного (37—38 °С), не связанного с определенными соматическими заболеваниями. Наиболее частый симптом, проявляющийся у детей на неприятные, стрессовые ситуации - это боли в животе. Они могут неоднократно повторяться в трудных ситуациях. Так же эпизодическим явлением может выступать психогенная рвота, извержение пищи из желудка. Все это связанно с гневом, отвращением или страхом или постоянной реакцией на любые жизненные трудности. Нередкие соматические проявления психоэмоциональных расстройств у детей: энкопрез, то есть непроизвольное выделение кала, так же энурез, непроизвольное упускание мочи [2]. Если рассматривать причины психосоматических расстройств у дошкольников, то часто встречаемой причиной является не только неблагоприятная психологическая обстановка в семье, о которой уже упоминалось выше, но посещение детского сада. Есть дети, которые тяжело переживают разлуку с матерью и привыкание к новому коллективу. В этот период у ребенка меняется социальное окружение, появляются новые режимные правила. Ребенок не всегда понимает, почему его «оставляют» в детском саду. Неудивительно, что дети в первые месяцы пребывания в садике начинают часто болеть, потому что болезнь для ребенка является «спасательным кругом» от нелюбимого детского сада.
Частый насморк, кашель, постоянно воспалены аденоиды, ему трудно дышать. Ребенку как бы становится трудно дышать из-за частой критики. Родители в свою очередь должны выяснить, что мешает существовать ему свободно. К сожалению, родители не всегда умеют проявить свои чувства любви к ребенку. Они считают, что это может разбаловать их сына или дочь. Родители должны чаще употреблять следующие фразы: «Мне тоже очень плохо на душе, когда нам приходится с тобой расставаться».
К сожалению, родители не всегда умеют проявить свои чувства любви к ребенку. Они считают, что это может разбаловать их сына или дочь. Родители должны чаще употреблять следующие фразы: «Любого человека злит, когда он не может делать то, что хочется ему» или «Мне тоже очень грустно, когда нам приходится расставаться на некоторое время». Не стоит оценивать чувства своего ребенка, выделяя «хорошие» и «плохие». Либо он будет испытывать чувство вины за свои переживания. Показывайте и высказывайте свою поддержку в различных ситуациях, всегда пробуйти принять его сторону. Например «Твоя обида (злость, страх) пройдет - все будет хорошо. Мы справимся с этой трудностью. Я очень люблю тебя, и ты всегда можешь обратиться за помощью ко мне».
К следующему возрастному этапу развития ребенка относится младший школьный возраст. Этот этап тоже сопровождается большими трудностями. У младших школьников различные уровни готовности к обучению в школе. Завышенные требования родителей к ребенку и его успехам подрывают здоровье школьника. В этот период у детей резко повышаются уровень заболеваемости.
С.В. Батуева [1] отмечает, что уровень психологической осведомленности родителей, их знания о закономерностях детского развития не всегда соответствует уровню сложности тех задач, которые ставят родители перед своим ребенком. Следовательно, организация просветительной деятельности с родителями младших школьников является особенно актуальной. Одним из популярных и волнующих вопросов является вопрос об отношении родителей к школьным оценкам. Педагоги и психологи [1,4] обращают внимание родителей на тот факт, что успехи ученика надо оценивать относительно самого ученика и нельзя его достижения сравнивать с достижениями других. Младшему школьнику приходится часто сдерживать свои отрицательные эмоции, Потому что, от в отличии от дошкольника,
понимает, что надо регулировать гнев и обиду. Этот фактор является еще одним разрушительным фактором нервной психики ребенка. Ему необходимо понять и ощутить, что вы уважаете его право испытывать негативные чувства. Потому что, они возникают в душе не по его воле, а зависят от бессознательных эмоций [7].
Таким образом, проанализировав проблему детских психосоматических заболеваний мы пришли выводу, что существует несколько причин возникновения данного рода заболеваний: неблагоприятная психологическая обстановка в семье, где воспитывается ребенок; эмоциональная холодность родителей; чрезмерная нагрузка в образовательных учреждениях.
При лечении психосоматических заболеваний в детском возрасте, родители должны помочь своему ребенку разобраться, как нужно относиться к своим ощущениям без страха перед самим собой. Главное, это поддержка и внимание к ребенку, ведь ему еще пока не по силам самостоятельно справится с проблемами, встречающимися на его пути.
Список литературы
1. Батуева С.В. Аспекты успешного взаимодействия молодого специалиста с родителями младших школьников. Кадровая стратегия современного образования: курс на профессиональную социализацию молодых специалистов: материалы Всероссийской науч.-практич. конф., Челябинск, 15-16 октября 2012 г. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2012. - С 16-19
2. Бочанова Е.В. Психосоматические заболевания: полный справочник. / под ред. Ю.Ю. Елисеева . - М. : Эксмо, 2003. - 605 с
3. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста : учебник для вузов. 3-е изд. - СПб. : СпецЛит, 2006. - 463 с.
4. Дубровина И.В., Психологическая служба в современном образовании: Рабочая книга -СПб.:Питер, 2009. - 400 с.
5. Лесли М. Лекрон. Добрая сила (самогипноз) // «Вокруг света» спецвыпуск №2 - М. 1992.
- 63
6. Островская И.В. Психология: учебник /. - 2-е изд. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 480 с.
7. .Цыганков Б.Д., Овсянников С.А. Психиатрия: учебник. - М.: ГЭОТАР-Медиа 2012. - 496 с.
CAUSAL ANALYSIS OF PSYCHOSOMATIC DISORDERS IN CHILDREN
V. VAGANOVA - SUSMU E-mail: [email protected]
Abstract
The theoretical analysis of the causes of psychosomatic illnesses in children. The classification of children psychosomatics, according to their causes. The characteristic of the age periods of childhood, in which a high risk of psychosomatic diseases. Specific causes of childhood diseases at certain age levels. Recommendations for parents on prevention of psychosomatoses.
Keywords: psychosomatics, stress, internal conflicts ages.
References
1. Batueva SV Aspects of a successful young professional interaction with parents of younger pupils. Human Resource Strategy of modern education: a course for professional socialization of young professionals: All-Russian Scientific-Practical. Conf., Chelyabinsk, 15-16 October 2012 -Chelyabinsk Univ Chelyaba. state. ped. University Press, 2012. - With 16-19
2. Bochanova EV Psychosomatic diseases: a complete guide. / Ed. YY Eliseev. - M.: Product, 2003. - 605
3. Isaev DN Psychopathology in children: a textbook for high schools. 3rd ed. - SPb. : SpetsLit, 2006. - 463 p.
4. IV Dubrovin, Psychological Service in modern education: Workbook - SPb.: Peter, 2009. - 400 p.
5. Leslie M. Lekron. Good strength (self-hypnosis) // "Around the World" Special Issue №2 - M., 1992. - 63
6. Ostrovskaja IV Psychology: a textbook /. - 2nd ed. - M .: GEOTAR Media, 2011. - 480 p.
7. .Tsygankov BD, Ovsyannikov SA Psychiatry: a textbook. - M .: GEOTAR Media, 2012. - 496 p.