Научная статья на тему 'Приближая Дальний Восток'

Приближая Дальний Восток Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экспедиции / исследовательские школы / Дальний Восток / полевые исследования / expeditions / research schools / Far East / field research

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Обухов Алексей Сергеевич

Вступительная статья в тематический номер журнала «Исследователь/Researcher», посвященный экспедициям и исследовательским школам, проведенным в различные регионы Дальнего Востока России: Камчатский край, Приморский край, Забайкальский край, Республика Саха (Якутия). В статье дается краткий экскурс в историю экспедиционных исследований регионов Восточной Сибири, Дальнего Востока и Арктики, в том числе с фокусировками на вопросах, которые изучаются в экспедициях, о которых представлены развернутые материалы в данном номере журнала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bringing the Far East Closer

The introductory article of the “Researcher” journal thematic issue, dedicated to expeditions and research schools, which took place in various Russian Far East regions: Kamchatsky Krai, Primorsky Krai, Zabaikalsky Krai, Sakha (Yakutia) Republic, is given. The following article presents a brief excursion to the history of the expeditionary research of Eastern Siberia, Far East and Arctic, including focusing on the topics, studied in expeditions. The given issue of the journal contains detailed materials about these topics.

Текст научной работы на тему «Приближая Дальний Восток»

К читателю

Приближая Дальний Восток

Bringing the Far East Closer

Аннотация. Вступительная статья в тематический номер журнала «Исследователь/Researcher», посвященный экспедициям и исследовательским школам, проведенным в различные регионы Дальнего Востока России: Камчатский край, Приморский край, Забайкальский край, Республика Саха (Якутия). В статье дается краткий экскурс в историю экспедиционных исследований регионов Восточной Сибири, Дальнего Востока и Арктики, в том числе с фокусировками на вопросах, которые изучаются в экспедициях, о которых представлены развернутые материалы в данном номере журнала.

Ключевые слова: экспедиции, исследовательские школы, Дальний Восток, полевые исследования

Abstract. The introductory article of the "Researcher" journal thematic issue, dedicated to expeditions and research schools, which took place in various Russian Far East regions: Kamchatsky Krai, Primorsky Krai, Zabaikalsky Krai, Sakha (Yakutia) Republic, is given. The following article presents a brief excursion to the history of the expeditionary research of Eastern Siberia, Far East and Arctic, including focusing on the topics, studied in expeditions. The given issue of the journal contains detailed materials about these topics. Keywords: expeditions, research schools, Far East, field research

Традиция экспедиционных исследований российских ученых на Дальний Восток начинается с XVIII века, активно развивалась в XIX веке и была продолжена в советское время в ХХ веке. Мировым достоянием науки стали результаты исследований коренных народов Камчатки, проведенных С. П. Крашенинниковым [Крашенинников, 1994], а также экспедиции В. К. Арсеньева с целью освоения Россией Уссурийского края [Арсеньев, 2020]. Результаты этих и многих других исследований во многом стали основанием для сопоставления в последующих экспедициях, отслеживающих изменения культуры, социального и природного ландшафта, освоения просторов Дальнего Востока.

В последние десятилетия выходят фундаментальные работы по этнографии народов России, в том числе коренных народов Восточной Сибири и Дальнего Востока [Буряты, 2004; Якуты, 2012; Народы..., 2010; Тюркские народы..., 2008]. В них обсуждаются трансформации традиционных культур народов

Обухов

Алексей Сергеевич,

кандидат психологических наук, доцент, ведущий эксперт Центра общего и дополнительного образования Института образования имени А. А. Пинского НИУ ВШЭ, главный редактор журнала «Исследователь/ Researcher», г. Москва e-mail: aso-issl@yandex.ru

Alexey

Obukhov,

Ph. D. in Psychology, Associate Professor, Leading Expert of the Pinsky Centre of General and Extracurricular Education, Institute of Education, HSE University, Editor-in-Chief of the Researcher journal, Moscow

Фото А. Обухова из МИШ в Якутии - лето 2022

Фото А. Обухова из экспедиции в Приморский край - лето 2022

Фото А. Обухова из экспедиции на Камчатку -осень 2022

восточной части России в контексте изменений общества, экономики, материальной и духовной культуры за ХХ век.

Во второй половине ХХ века отдельным фокусом этнографических исследований на Дальнем Востоке, а также в Арктике, стала роль школы в традиционном и транзитивном обществе коренных народов и меняющейся социокультурной реальности [Мухина, 1988; Цирульников, 2007, 2012, 2016, 2017]. В конце ХХ века, начале XXI века стали возникать новые форматы организации образования для коренных народов Арктики и Дальнего Востока, такие как стойбищные школы Ю. Велла [Шаймарданов, 2022], а также кочевые школы [Цирульников, 2009; Терехина, 2021]. Проводятся региональные исследования образования в социокультурном контексте [Любимова, Семенов, 2017].

Современные реалии уже 20-х годов XXI века еще более интенсифицировали многие процессы (в мире, в стране, в различных регионах и конкретных локациях), которые позволяют говорить об определенной интенсификации трансформаций и модернизации даже самых отдаленных традиционных селений в обособленных регионах [Обухов и др., 2022].

В этом номере журнала мы объединили материалы, отражающие результаты экспедиций и исследовательской школы, проведенных в 2022 и 2023 году в различных регионах Дальнего Востока:

1) Камчатский край — экспедиция по исследованию практик взаимодействия школ с локальным сообществом, организации исследовательской и проектной деятельности учащихся и профориентационной работы в школах Елизовского района. Экспедиция реализована осенью 2022 года со студентами НИУ ВШЭ.

2) Республика Саха (Якутия) — 14-я Международная исследовательская школа MILSET Vostok, проведенная в Хангаласском улусе летом 2022 года в рамках Международных интеллектуальных игр.

3) Приморский край — экспедиция по маршруту экспедиций В. К. Арсеньева, проведенная Колледжем «26 КАДР» летом 2022 года.

4) Забайкальский край — экспедиция по изучению школьного краеведения в Нерчинском районе, проведенная со студентами НИУ ВШЭ летом 2023 года.

В номере также представлены работы учащихся из школ Дальнего Востока, реализованные на природных объектах своих регионов.

Присутствуют в номере и другие материалы, которые не касаются напрямую Дальнего Востока: развитие теории культурно-исторической психологии; образ ученого в сознании детей; индивидуальный проект в старшей школе как инновация «сверху»; взаимосвязь между результатами участия в олимпиадах до поступления в селективный вуз и последующим

Приближая Дальний Восток

Обухов Алексей Сергеевич

карьерным выбором студентов; вовлечение студентов в наставничество, а также материалы про практику организации экспедиций в другие регионы России и др.

Большой раздел посвящен полевой этнографии и фольклористике. В нем представлен объемный методический материал, созданный для участников конкурса «Человек на Земле», об освоении основных методов полевой этнографии и фольклористики. Данные материалы мы публикуем как дань памяти автору — замечательному педагогу и ученому — Нине Рафаиловне Будановой в год ее 100-летия.

Мы очень надеемся, что этот номер журнала «Исследователь/Researcher» приблизит для нас всех наш Дальний Восток, показав, как много интересного и содержательного в нем можно изучать, отправляясь в него в экспедиции или исследовательские школы, а также проживая в регионах Дальнего Востока и изучая уникальную природу и культуру своего края. ш

Литература

Арсеньев, 2020 - Арсеньев В. К. Полное собрание сочинений: в шести томах. 2-е изд., испр. и доп. Владивосток: Рубеж, 2020.

Буряты, 2004 — Буряты / Под ред. Л. Л. Абаевой и Н. Л. Жуковской. М.: Наука, 2004. 634 с.

Крашенинников, 1994 — Крашенинников С. П. Описание Земли Камчатки: В двух томах: Репринт. воспроизведение. СПб.: Наука, 1994. Т. 1. 440 с.; Т. 2. 320 с.

Любимова, Семенов, 2017 — Любимова Е. А., Семенов М. Ю. Этнорегиональное образование: институциональный подход // Siberian Socium, 2017. Т. 1. № 2. С. 97-106.

Мухина, 1988 — Мухина В. С. Современное самосознание народностей Севера // Психологический журнал, 1988. Т. 9. № 4. С. 44-53.

Народы., 2010 — Народы Северо-Востока Сибири / отв. ред. Е. П. Батьянова, В. А. Тураев. М.: Наука, 2010. 773 с.

Обухов и др., 2022 — Обухов А. С., Овчинникова Ю. С., Ткаченко Н. В. Метаморфозы «на краю света»: транзитивное общество теленгитов обособленного селения // Культурно-историческая психология, 2022. Т. 18. № 2. С. 90-97.

Терехина, 2021 — Терехина А. Н. Кочевая школа в современной системе образования для народов Севера РФ: концепции, дискурсы и практики: диссертация ... кандидата исторических наук: 07.00.07. М., 2021. 253 с.

Тюркские народы., 2008 — Тюркские народы Восточной Сибири / отв. ред. Д. А. Функ, Н. А. Алексеев. М.: Наука, 2008. 422 с.

Цирульников, 2007 — Цирульников А. М. Система образования в этнорегиональном и социокультурном измерениях. СПб.: АОС, 2007. 288 с.

Цирульников, 2009 — Цирульников А. М. Педагогика кочевья (очерки философии образования) // Народное образование. 2010. №. 8. С. 226-233.

Цирульников, 2012 — Цирульников А. М. Модернизация школы. Социокультурная альтернатива. М.: Сентябрь, 2012. 223 с.

Цирульников, 2016 — Цирульников А. М. Социокультурная модернизация и развитие образования. Феномены и культурные практики. СПб.: Образовательные проекты, 2016. 285 с.

Цирульников, 2017 — Цирульников А. М. Социокультурная модернизация и развитие образования в регионах. М.: ФИРО, 2017. 314 с.

Шаймарданов, 2022 — ШаймардановР. X. История образования и школы Ханты-Мансийского автономного округа. Югры. Новосибирск: Наука, 2022. 176 с.

Якуты, 2012 — Якуты (Саха) / Отв. ред. А. Н. Алексеев, Е. Н. Романова, З. П. Соколова. М.: Наука, 2012. 599 с.

Фото А. Обухова из экспедициии в Забайкалье - лето 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.