Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 16 (371). История. Вып. 65. С. 90-95.
История современной России
УДК 94(470)
ББК 63.3 (3)
Г. С. Смирнов
ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ПРОГРАММА «ДЕТИ РОССИИ» И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ НА УРАЛЕ В 1993-2013 ГОДАХ
В исторической перспективе показана реализация президентской программы социальной поддержки детей на территории субъектов уральского региона. Выявлена связь между федеральной и региональными программами. Раскрыто общее и особенное в использовании программно-целевого подхода к решению социальных проблем детства в уральском регионе и в целом в России. Выделены основные этапы разработки и реализации программы «Дети России», связанные с изменением общей государственной политики в сфере социальной защиты детства.
Ключевые слова: государственная социальная политика, президентская программа «Дети России», региональные программы поддержки детства, источники финансирования.
В постсоветской России накоплен большой опыт применения программно-целевого метода при реализации социальной политики, однако в историческом плане он изучен недостаточно. В частности это касается решения одной из наиболее насущных социальных проблем - социальной защиты детства.
Большинство выявленных нами публикаций по данной тематике посвящены программам, направленным на сохранения здоровья детей1. Из работ, непосредственно затрагивающих вопросы реализации президентской программы «Дети России», можно указать на статью Г. Н. Кареловой, в которой подведены пятилетние итоги программы, и О. В. Кузнецовой и Г. И. Климантовой, рассмотревших возможности реализации программы на территории субъектов уральского региона2. Ряд статей посвящен целевым программам, в разное время входившим в качестве составных частей в общую программу «Дети России»3.
Главной целью данной работы является выделение этапов реализации социальной политики в отношении детства программно-целевым методом с учетом соотношения федеральной и региональной компонент программы «Дети России». Именно она стала основной федеральной программой, направленной на улучшение положения детей в стране. Впервые программа
1 Андреева О. В. Реализация программно-целевого метода планирования...; Баранов А. А. Состояние здоровья детей...; Захарченко Ю. И. Пути совершенствования.
2 Карелова Г. Н. Президентская программа «Дети России».; Климантова Г. И. Целевые комплексные программы...; Кузнецова О. В. Пути реализации.
3 Чепурных Е. Е. Анализ эффективности.
была утверждена правительством РФ в 1993 г., а с августа 1994 г. получила статус президентской4.
Первоначально в нее входили пять федеральных целевых программ: «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи», «Дети Чернобыля». Затем перечень был расширен. В 1994 г. включена федеральная целевая программа «Развитие индустрии детского питания на 1991-1995 годы», с 1996 г. стали действовать федеральные целевые программы «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев»5. С 1998 г. добавлены подпрограммы «Безопасное материнство», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», но исключена программа «Организация летнего отдыха детей»6.
В 2000 г. Правительством РФ был представлен Президенту на утверждение новый список федеральных целевых программ на 2001-2002 гг. -«Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Одаренные дети», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Развитие всероссийских детских центров "Орленок" и "Океан"», «Дети Севера», «Дети семей беженцев
4 О президентской программе «Дети России». Указ Президента от 18 августа 1994 г. № 1696.
5 Карелова Г. Н. Президентская программа.
6 О президентской программе «Дети России» на 19982000 годы. Ст. 314.
и вынужденных переселенцев», «Дети Чернобыля», «Безопасное материнство»1, но лишь первые четыре из них были признаны президентскими2.
Программа 2003-2006 гг. уже полностью не являлась президентской. Ей был присвоен статус федеральной целевой программы, а входившие в нее ранее и включенные в качестве новых целевые программы были «понижены» в статусе до подпрограмм3.
Очередная федеральная целевая программа на 2007-2010 гг. была сокращена до трех подпрограмм: «Здоровое поколение», «Одаренные дети», «Дети и семья»4.
В последующие годы программа «Дети России» больше не возобновлялась, хотя отдельные её разделы и вошли в состав более общей государственной программы «Социальная поддержка граждан» в виде подпрограммы «Совершенствование социальной поддержки семьи и детей» на 2013-2020 гг.5
Таким образом, в качестве самостоятельной целевой программы «Дети России» просуществовала 16 лет, с 1993 по 2010 г. На протяжении этого времени её статус не оставался неизменным. С начала 2000-х гг. он регулярно снижался.
На протяжении всего этого периода финансирование программы осуществлялось за счет двух основных источников - федерального и региональных бюджетов. Первоначально расходы субъектов федерации программой не определялись и рассматривались как возможные дополнительные вливания в заранее определенную сумму, выделяемую из федерального бюджета. Впервые они были зафиксированы в тексте программы на 2003-2006 гг. в объеме 13417,24 млн р. (65,8 % всех расходов), тогда как из средств федерального бюджета выделялось 6739,62 млн (33,1 %) и из внебюджетных источников - 221,13 млн (10,1 %) - не превысили 44 %. Наибольшая часть расходов, таким образом, ложилась на регионы. Она вдвое превосходила федеральную долю.
В программе на 2007-2010 гг. соотношение расходов (21,6 % из федерального, 75,4 % из региональных бюджетов и 3 % из внебюджетных источников) еще более сдвинулось в сторону
1 О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы.
2 О президентских программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы.
3 О федеральной целевой программе «Дети России» на 20032006 годы.
4 О федеральной целевой программе «Дети России» на 20072010 годы.
5 Об утверждении государственной программы Российской
Федерации «Социальная поддержка граждан».
региональных бюджетов. По существу программа перестала быть федеральной, что, вероятно, и предопределило её последующее закрытие.
На Урале региональные программы социальной защиты детства, аналогичные программе «Дети России», стали разрабатываться практически одновременно с ней. Степень их адекватности президентской программе зависела не столько от региональных особенностей проблем детства, сколько от реальной возможности подключения к перечню мероприятий, предусмотренных федеральными программами, и получения на этой основе дополнительного финансирования из федерального бюджета. Так, в Челябинской области впервые региональная программа «Дети Южного Урала» была разработана в 1994 на основании указа Президента РФ «О президентской программе "Дети России"» и утверждена в августе 1995 г. на период 1995-1997 гг.6 Большей частью она копировала соответствующие разделы президентской программы («Одаренные дети», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Планирование семьи», «Дети, пострадавшие от воздействия радиации», «Индустрия детского питания»), но содержала и относительно самостоятельные подпрограммы («Безопасное материнство», «Социальная защита малоимущих семей»). В дальнейшем она регулярно возобновлялась. Последний (ныне действующий) вариант программы рассчитан на 2011-2015 гг.7
Похожая картина наблюдалась и в Курганской области, где с 1996 г. действовала областная программа «Дети Зауралья».
Но в ряде субъектов региональные целевые программы или подпрограммы предваряли появление соответствующих разделов на федеральном уровне. Например, в Пермской области программные документы по вопросам организации и индустрии детского питания рассматривались уже в 1992-1994 гг.8, а целевая комплексная программа «Дети Прикамья» на 1993-1996 гг. была принята ещё до появления федеральной программы. Более того, к 1997 г. была создана правовая база, позволявшая решать проблемы детства на региональном и муниципальном уровнях. Было издано 65 соответствующих постановлений и распоряжений губернатора, приняты также законы Пермской области: «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства», «О приемной семье», «Об основах социальной защиты населе-
6 О региональной программе «Дети Южного Урала.
7 Об областной целевой программе «Дети Южного Урала» на 2011-2015 годы.
8 Государственный Архив Пермской Области (ГАПО). Ф. 1809. Оп. 1. Д. 54.
ния на территории Пермской области», «Об организации работы по опеке и попечительству в Пермской области», что позволяло принимать и финансировать программные документы1.
С 1998 г. действовала областная целевая комплексная программа «Оздоровление, отдых и трудоустройство детей и подростков в каникулярное время»2. Комплексной она стала в связи с необходимостью выполнения Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей, хотя, разумеется, программы организации детского оздоровительного отдыха принимались и раньше.
С 1999 г. началось выполнение и собственно целевой комплексной программы «Дети Прикамья», регулярно принимавшейся на один-два года3. С 2004 г. её сменила целевая комплексная программа «Семья и дети Прикамья»4 (с 2007 по 2010 г. - «Семья и дети Пермского края»). В 2013 г. утверждена «Региональная стратегия действий в интересах детей в Пермском крае на 2013-2017 годы»5, разработан проект концепции долгосрочной целевой программы «Семья и дети Пермского края на 2014-2017 годы».
Как и челябинская, пермская комплексная целевая программа, хотя и дублировала заголовок федеральной, но по количеству и содержанию подпрограмм расходилась с ней в значительно большей мере.
В Свердловской области и Башкортостане, финансово лучше обеспеченных и потому более самостоятельных в реализации социальной политики, региональные программы ещё заметнее отличались от президентской. Так, среди областных социальных программ на 1999 г. лишь одна
- «Дети - инвалиды» (Государственная социальная политика по улучшению положения детей-инвалидов в Свердловской области до 2000 г.)
- соответствовала президентской программе. Две другие - «Семья» и «Женщины Свердловской области» - носили достаточно самостоятельный характер.6 В целях реализации президентской программы правительство области утвердило на 2000 г. только две региональные программы: «Одаренные дети» и «Дети - сироты»7. Лишь к 2003 г. была разработана государственная целе-
1 Климантова Г. И. Целевые комплексные программы.
2 ГАПО. Ф. 1809. Оп. 1. Д. 856.
3 Там же. Д. 1070, 1185, 1496.
4 Там же. Д. 1599-1600, 1694-1695.
5 Об утверждении Региональной стратегии действий .
6 О реализации областных целевых программ социального характера в 1999 году.
7 Об утверждении областных целевых программ на 2000 год.
вая программа «Дети в Свердловской области» на 2003-2005 гг. для решения задач, связанных с осуществлением полномочий органов государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты детей. Программа была призвана решить две основные задачи: 1) усовершенствовать защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе прав на охрану здоровья, жилище, образование, социальное обслуживание, отдых и оздоровление; 2) организовать оказание дополнительной поддержки детям, проявившим особые способности и таланты.
Программа, таким образом, ориентировалась исключительно на региональные полномочия в сфере социальной защиты детей и не была напрямую связана с федеральной программой «Дети России».
В дальнейшем социальная защита детства в Свердловской области осуществлялась без формирования комплексной целевой программы защиты детства, а в 2013 г. была утверждена «Стратегии действий в интересах детей на 20132017 годы в Свердловской области»8, основанная в значительной мере на Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка. Но этот документ не является программой, а лишь указывает основные направления политики в сфере защиты детства.
В Башкортостане аналогичная федеральной республиканская программа «Дети республики Башкортостан» была принята только в 1999 г.9 До того действовала лишь республиканская целевая программа «Дети-инвалиды» на 1997-2005 гг. (с 1999 г. вошла в состав указанной выше программы). Тогда же была разработана и первая областная программа «Дети Оренбуржья»10, которая осуществлялась по 2013 г. включительно. Наконец, в Курганской области комплексная программа «Дети Зауралья» стала действовать с 1998 г. Реализация её последнего варианта была закончена в 2012 г.
Таким образом, на региональном уровне разработка и реализация комплексных программ социальной защиты детей продолжалась вплоть до последнего времени, несмотря на прекращение федеральной программы «Дети России».
Для понимания особенностей и возможностей региональных программ важно проследить источники их финансирования. Республиканские
8 Об утверждении Стратегии действий в интересах детей на 2013-2017 годы в Свердловской области.
9 О президентской программе «Дети республики Башкортостан» на 1999-2005 годы.
10 Об областной программе «Дети Оренбуржья» на 19992000 годы.
программы в Башкортостане имели два основных источника - республиканский бюджет и внебюджетные фонды. В 1999-2005 гг. были запланированы расходы в объеме 16,7 млн р., в т. ч. из республиканского бюджета 12,1 млн (72,4 %), из внебюджетных фондов 4,6 млн (27,6 %)1. В 20062010 гг. запланировано 11,8 млн, в т. ч. из республиканского бюджета (83,6 %), из внебюджетных фондов (16,4 %)2. Как видим, в Башкортостане, где значительная доля налоговых поступлений оставалась в республиканском бюджете, расходы по реализации программ нес регион. Практически все расходы по финансированию программы нес региональный бюджет и в Свердловской области. На 2003-2005 гг. все запланированные 60 млн р. должны были поступить из областного бюджета3.
В других субъектах региональные бюджеты не располагали такими возможностями, поэтому ставка делалась и на иные источники. В Челябинской области, наряду с областным, использовались средства местных бюджетов и в меньшей степени страховых фондов. Если в программе 1995-1997 гг. вклад местных бюджетов планировался в основном лишь в натуральной форме (только в программе «Дети-инвалиды» были указаны денежные расходы, в которых доля областного бюджета составила 53,5 %, федерального - 28,7 % и местных - 17,8 %)4, то в программе на 1998-2000 гг. из 4,2 млн р., необходимых для выполнения целевой программы «Планирование семьи», расходы областного бюджета определялись в объеме 30,4 тыс. (0,7 %), а местных бюджетов - 4,2 млн (99,3 %). При этом практически все расходы по реализации программы перекладывались на бюджеты крупных городов, прежде всего, Челябинска, Магнитогорска, Златоуста. Целевая программа «Безопасное материнство» из бюджета области получала 8,2 %, а из областного ОФМС - 91,8 %. Программа «Дети-инвалиды» из областного бюджета финансировалась на 52,8 %, а из бюджетов муниципальных образований - на 47,2 %5. В Пермской области на программу «Дети Прикамья» в 1993 г. было выделено 3491,4 млн р., из них из консолидированного областного бюджета - 1791 млн (51,3 %), а остальное приходилось изыскивать на стороне.
1 О президентской программе «Дети Республики Башкортостан» на 1999-2005 годы.
2 О президентской программе «Дети Республики Башкортостан» на 2006-2010 годы.
3 Об областной государственной целевой программе «Дети в Свердловской области» на 2003-2005 годы.
4 О региональной программе «Дети южного Урала».
5 Региональная программа «Дети Южного Урала» на 1998-
2000 годы.
В преимущественно аграрных Оренбургской и Курганской областях проблема наполняемости региональных бюджетов стояла еще более остро. Поэтому к реализации программ защиты детства привлекался более широкий круг финансовых источников. Так, областная программа «Дети Оренбуржья» на 1999-2000 гг., расходы на которую оценивались в 99,5 млн р., из областного бюджета финансировалась только на 10,3 %, а остальные расходы должны были нести муниципальные образования (44,3 %), областные отделения Фонда социального страхования (32,3 %), Фонда занятости (9,0 %), а из федерального бюджета предполагалось получить только 3,9 %. В следующем варианте программы (на 2001-2002 гг.), стоимость которой увеличилась до 373,6 млн р., был учтен негативный опыт предыдущего планирования, когда из-за отсутствия средств муниципальные образования фактически провалили свою часть программы. Из областного бюджета было запланировано уже 46,9 % всех расходов, тогда как из местных - всего 3,8 %. Доля расходов ФСС также была снижена до 27,9 %, а вклад федерального бюджета увеличен до 20 %. На 2003-2005 гг. общая стоимость программы опять существенно возросла (до 793,8 млн р.), а соотношение финансовых вложений вновь изменилось (областной бюджет 22,2 %, местные бюджеты 37,4 %, ФСС 12,1 %, ФОМС 7,9 %, областной внебюджетный фонд 2,8 %, фонд «Правопорядок» 0,1 %, федеральный бюджет 17,5 %). Эти колебания зависели от характера запланированных мероприятий. Программа на 2008-2010 гг. предполагала поступление из федерального бюджета 10,6 %, из областного 89,4% расходов.
Курганская программа «Дети Зауралья» (1998-2000 гг.) на 52 % финансировалась из регионального бюджета, на 24,4 % из бюджетов муниципальных образований, на 6,1 % из областных внебюджетных фондов (медицинского страхования, развития культуры, занятости населения) и только на 16,8 % из федерального бюджета6. На 2001-2002 гг. её уже на 90,2 % финансировали местные бюджеты, из регионального поступало 4,6 %, из федерального - 5,3 %7. Программы 2003-2006 и 2008-2010 гг. полностью финансировались из областного бюджета.
Таким образом, в итоге практически во всех субъектах федерации был осуществлен переход на финансирование программ защиты детства из региональных бюджетов.
6 Об областной комплексной Программе «Дети Зауралья» на 1998-2000 годы.
7 Об областной комплексной программе «Дети Зауралья» на 2001-2002 годы.
В целом, реализацию федеральной программы «Дети России» и ее региональных вариантов на Урале можно разбить на пять этапов.
На первом из них (1992-1994) защита семьи и детства и на федеральном уровне, и в субъектах федерации осуществлялась посредством частных целевых программ.
На втором (1995-1998) наряду с общероссийской президентской действовали региональные целевые программы, задачи и содержание которых определялись непосредственно в регионах.
На третьем (1999-2002) в связи с возникшей в результате кризиса 1998 г. острой проблемой финансирования наличие регионального варианта программы «Дети России» стало фактически обязательным и для субъектов федерации.
На четвертом (2003-2010) федеральная программа «Дети России» была лишена статуса президентской, а основная доля ответственности за реализацию социальной политики в области семьи и детства была возложена на субъекты федерации, вследствие чего общее значение федеральной программы снизилось, а содержание сузилось.
На пятом этапе (с 2011 г.) программа «Дети России» прекратила свое существование, федеральная составляющая региональной политики в отношении детей стала реализоваться в рамках подпрограммы «Совершенствование социальной поддержки семьи и детей» государственной программы «Социальная поддержка граждан».
Основной вывод заключается в следующем: с начала 2000-х гг. перечень магистральных проблем, охваченных федеральной программой «Дети России», неуклонно сужался, а функции по реализации политики в области защиты детства всё больше перекладывались на регионы, что привело в итоге к закрытию программы. Это соответствовало общему курсу на сокращение финансирования социальных расходов из федерального бюджета, неуклонно осуществляемому с середины 2000-х гг.
Таким образом, в конечном итоге практически во всех субъектах федерации был осуществлен переход на финансирование программ защиты детства из региональных бюджетов.
Из сказанного следует, что Федеральная программа «Дети России» являлась не столько материальной, сколькой методической основой развития региональных комплексных программ социальной защиты детства на Урале.
Список литературы
1. Андреева, О. В. Реализация программно-целевого метода планирования на федеральном уровне в сфере здравоохранения / О. В. Андреева, В. В. Одинцова. // Социальные аспекты здоровья населения. - URL: http://vestnik.mednet.ru/ content/view/48/30.
2. Баранов, А. А. Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности / А. А. Баранов, Л. А. Щеплягина // Рос. педиатр. журн. -2005. - № 2. - С. 4-8.
3. Захарченко, Ю. И. Пути совершенствования системы реабилитации на регионарном уровне / Ю. И. Захарченко, Т. А. Чичерина, Т. В. Терещенко, Ю. А. Шамрицкий // Медико-социал. экспертиза и реабилитация. - 2009. - № 2. - С. 13-16.
4. Карелова, Г. Н. Президентская программа «Дети России» - проблемы реализации / Г. Н. Ка-релова // Аналит. вестн. Совета Федерации ФС РФ. - 1999. - № 11 (99). - С. 17-29.
5. Климантова, Г. И. Целевые комплексные программы в законотворческой деятельности региона (на примере Пермской области) / Г. И. Климанова // Центр информационных исследований. - URL: http://www.budgetrf.ru/Publi-cations/Magazines/VestnikSF/1998/vestniksf75-8/ vestniksf75-8090.htm.
6. Кузнецова, О. В. Пути реализации федеральной целевой программы «Дети России» на 20032006 годы в Челябинской области / О. В. Кузнецова // Вестн. Челяб. гос. ун-та. - 2002. - Т. 4, № 2. - С. 151-155.
7. Чепурных, Е. Е. Анализ эффективности реализации мероприятий подпрограммы «Одаренные дети» федеральной целевой программы «Дети России». 1998-2003 гг. / Е. Е. Чепурных. -М.: Изд-во Мин-ва образования и науки РФ, 2004. - 73 с.
Сведения об авторе
Смирнов Геннадий Сергеевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного управления, правового обеспечения государственной и муниципальной службы Челябинского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. № 16 (371). History. Issue 65. P. 90-95.
THE PRESIDENTIAL PROGRAMME "CHILDREN OF RUSSIA" AND ITS IMPLEMENTATION IN THE URALS IN 1993-2013
G. S. Smirnov
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Public Administration, Legal Support of State and Municipal Service, Chelyabinsk Branch of the Russian Academy of National Economy and State Service Under the President of the Russian Federation. [email protected]
The article deals with the long-term implementation of the presidential program of social support for children in the regions of the Ural region. A link between the Federal and regional programs has been found. The author reveals the general and the particular in the use of the program-target approach to the solution to social problems of childhood in the Ural region and in Russia in general. He singles out the basic stages of the development and implementation of the program "Children of Russia", connected with the general state policy changes in the sphere of social protection of childhood.
Keywords: state social policy; presidential programme "Children of Russia"; the regional program of support of childhood; the sources of funding.
References
1. Andreeva O.V., Odincova V.V. Realizacija programmno-celevogo metoda planirovanija na federal'nom urovne v sfere zdravoohranenija [Implementation of program-target method of planning at the federal level in the field of public health]. Social'nye aspekty zdorov'ja naselenija: jelektronnyj nauchnyj zhurnal [Social aspects op people's health: electronic scientific journal]. Available at: http://vestnik.mednet.ru/content/ view/48/30. (In Russ.).
2. Baranov A.A., Shhepljagina L.A. Sostojanie zdorov'ja detej kak faktor nacional'noj bezopasnosti [The health state of children as a factor of national security]. Rossijskijpediatricheskijzhurnal [Russian pediatric journal], 2005, no. 2, pp. 4-8. (In Russ.).
3. Zaharchenko Ju.I., Chicherina T.A., Tereshhenko T.V., Shamrickij Ju.A. Puti sovershenstvovanija sistemy reabilitacii na regionarnom urovne [Ways of improving the system of rehabilitation at the regional level]. Mediko-social'naja jekspertiza i reabilitacija [Medical and social expertise and rehabilitation], 2009, no. 2, pp. 13-16. (In Russ.).
4. Karelova G.N. Prezidentskaja programma «Deti Rossii» - problemy realizacii [The presidential program "Children of Russia" - the problem of implementation]. Analiticheskij vestnikSoveta Federacii FSRF [Analytical bulletin of the Federation Council of the Russian Federation], 1999, no. 11 (99), pp. 17-29. (In Russ).
5. Klimantova G.I. Celevye kompleksnye programmy v zakonotvorcheskoj dejatel'nosti regiona (na pri-mere Permskoj oblasti) [Target comprehensive programs of legislative activity in the region (applied to Perm region)]. Centr informacionnyh issledovanij [Centre of information research]. Available at : http://www. budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/1998/vestniksf75-8/vestniksf75-8090.htm. (In Russ.).
6. Kuznecova O.V. Puti realizacii federal'noj celevoj programmy «Deti Rossii» na 2003-2006 gody v Cheljabinskoj oblasti [Ways of implementation of the federal target program "Children of Russia" for 20032006 in the Chelyabinsk region ].Vestnik Cheljabinskogo gos. universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], 2002, vol. 4, no. 2, pp. 151-155. (In Russ.).
7. Chepurnyh E.E. Analiz jeffektivnosti realizacii meroprijatij podprogrammy «Odarennye deti» federal'noj celevoj programmy «Deti Rossii». 1998-2003 gg. [An analysis of the effectiveness of the implementation of the subprogram "Gifted Children" of the Federal target program "Children of Russia". 19982003]. Moscow, 2004. P. 73. (In Russ.).