Научная статья на тему 'ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ПРЕДВЫБОРНАЯ КАМПАНИЯ - 2018: ПОПУЛИЗМ В ПОЛИТИЧЕСКИХ ДИСКУРСАХ КАНДИДАТОВ'

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ПРЕДВЫБОРНАЯ КАМПАНИЯ - 2018: ПОПУЛИЗМ В ПОЛИТИЧЕСКИХ ДИСКУРСАХ КАНДИДАТОВ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
100
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОПУЛИЗМ / ПРЕДВЫБОРНАЯ КАМПАНИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / ТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Богапова Анастасия Валерьевна

Отмечается, что в ходе предвыборных кампаний часто используются популистские лозунги и обещания в речах кандидатов. При этом наблюдаются различия в дискурсах провластного кандидата и кандидата от оппозиции. С этой точки зрения представляется важным исследовать политический дискурс в рамках президентской предвыборной кампании - 2018. Поскольку политическая борьба, которая разворачивается в реальной жизни, подробно транслируется в медийном пространстве, то для анализа дискурсов кандидатов анализируются их публикации в социальной сети «ВКонтакте». Путем тематического моделирования текста, помещенного на публичных страницах, был составлен тематический профиль каждого кандидата. Сравнение тематических профилей позволило, во-первых, определить и сопоставить темы, вокруг которых строился популистский дискурс прогосударственных и оппозиционных кандидатов, во-вторых, с помощью косинусного расстояния идентифицировать наиболее похожие повестки кандидатов в информационном поле. Таким образом, выявленные тематические профили кандидатов соответствовали их идеологическому позиционированию. Оппозиционные кандидаты, в том числе системная оппозиция, апеллировали в своих риториках к темам негативной мобилизации (протест), которая в свою очередь зиждется на популистских лозунгах. Также сделан вывод о сходных дискурсах кандидатов, которые относят себя к определенным идеологическим и статусным позициям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Богапова Анастасия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

2018 PRESIDENTIAL ELECTION CAMPAIGN: POPULISM IN CANDIDATES POLITICAL DISCOURSES

During election campaigns populist slogans and promises are often used in the speeches of candidates. There are some differences although between the discourses of the progovernment and the opposition candidates. It is therefore important to study the political discourse of the 2018 presidential election campaign. Since the political struggle develops in real life and is broadcast in details in the media space, the publications of the candidates on the social network VKontakte have been chosen in order to analyze their discourses. Topic modeling of the text published overtly was used to create a thematic profile of each candidate. Comparing topic profiles the author was able, firstly, to identify and compare the topics of the prostate and opposition candidates’ populist discourses, and, secondly, to identify the most similar agendas of the candidates in the information environment using the vector space model. Thereby, the thematic profiles of the candidates identified corresponded to their ideological positioning. The opposition candidates including the systemic opposition appealed to the problems of negative mobilization in their speeches, which is based on populist slogans. The discourses of candidates who pursue a certain ideology and status have been found to be similar.

Текст научной работы на тему «ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ПРЕДВЫБОРНАЯ КАМПАНИЯ - 2018: ПОПУЛИЗМ В ПОЛИТИЧЕСКИХ ДИСКУРСАХ КАНДИДАТОВ»

РАЗДЕЛ «ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ» / SECTION "POLITICAL SCIENCES"

23.00.02 ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ, ПРОЦЕССЫ И ТЕХНОЛОГИИ / POLITICAL INSTITUTIONS, PROCESSES AND TECHNOLOGIES

Серия «Политология. Религиоведение» 2021. Т. 37. С. 9-18 Онлайн-доступ к журналу: http://izvestiapolit.isu.ru/ru

И З В Е С Т И Я

Иркутского государственного университета

УДК 324

https://doi.Org/10.26516/2073-3380.2021.37.9

Президентская предвыборная кампания - 2018:

*

популизм в политических дискурсах кандидатов

А. В. Богапова

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, г. Москва, Российская Федерация

Аннотация. Отмечается, что в ходе предвыборных кампаний часто используются популистские лозунги и обещания в речах кандидатов. При этом наблюдаются различия в дискурсах провластного кандидата и кандидата от оппозиции. С этой точки зрения представляется важным исследовать политический дискурс в рамках президентской предвыборной кампании - 2018. Поскольку политическая борьба, которая разворачивается в реальной жизни, подробно транслируется в медийном пространстве, то для анализа дискурсов кандидатов анализируются их публикации в социальной сети «Вконтакте». Путем тематического моделирования текста, помещенного на публичных страницах, был составлен тематический профиль каждого кандидата. Сравнение тематических профилей позволило, во-первых, определить и сопоставить темы, вокруг которых строился популистский дискурс прогосударственных и оппозиционных кандидатов, во-вторых, с помощью косинусного расстояния идентифицировать наиболее похожие повестки кандидатов в информационном поле. Таким образом, выявленные тематические профили кандидатов соответствовали их идеологическому позиционированию. Оппозиционные кандидаты, в том числе системная оппозиция, апеллировали в своих риториках к темам негативной мобилизации (протест), которая в свою очередь зиждется на популистских лозунгах. Также сделан вывод о сходных дискурсах кандидатов, которые относят себя к определенным идеологическим и статусным позициям.

Ключевые слова: популизм, предвыборная кампания, политический дискурс, тематическое моделирование.

Для цитирования: Богапова А. В. Президентская предвыборная кампания - 2018: популизм в политических дискурсах кандидатов // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. 2021. Т. 37. С. 9-18. https://doi.Org/10.26516/2073-3380.2021.37.9

Статья опубликована по итогам проведения Всероссийской молодежной школы политических исследований Б1Ьепа+ и при участии Иркутского регионального молодежного отделения Российского общества политологов.

Концептуализация популизма в научном сообществе неоднозначна. Сложность определения популизма точно охарактеризовал аргентинский теоретик Э. Лакло: «Интуитивно мы понимаем, о чем идет речь, когда называем популистскими движения или идеологии, но мы испытываем величайшие затруднения, пытаясь перевести интуицию в концепции» [6]. Однако в научном сообществе выделяют отличающиеся характерные маркеры популизма, такие как антагонистическая граница, разделяющая дискурс по оси «свой» - «чужой», тенденция к упрощению политического дискурса, апелляция к потребностям с целью политизировать социальную группу или привлечь потенциальный электорат.

Таким образом, популизм, чутко отражающий общественные настроения и спекулирующий на дифференциации «мы» - «они», обращается к культурным, экономическим и политическим установкам масс, а также образу жизни граждан для достижения политических целей. Например, популистская риторика может использоваться для расширения электоральной базы, легитимации политического курса, а также попыток сохранить власть. Следовательно, дискурс, формирующий электоральное поведение, может быть более или менее популистским в зависимости от преследуемых целей и выбранной электоральной стратегии, т. е. популизм может в той или иной степени использоваться для артикуляции социально значимой темы.

Здесь важно уйти от бинарного восприятия популистских практик в контексте избирательного процесса и прийти к градационному пониманию этого феномена. Другими словами, политик, предвыборная риторика или используемые технологии не могут определяться через категории «популизм» - «непопулизм», однако они могут быть более или менее популистскими. В конце концов популизм представляется как совокупность методов или инструмент, вовлекающий социальные группы в популистский дихотомический дискурс, формирующийся политическим актором.

Касательно бинарного осмысления популизма обратимся к работе П. Асланидиса, в которой анализируется большой корпус эмпирических исследований популизма на данных предвыборных кампаниях. «Дихотомические перспективы, - рассуждает исследователь - не учитывают разнообразия, обнаруженного в эмпирической реальности; популизм - это не вопрос «или - или». Градуированные рассуждения могут решать более интересные исследовательские вопросы и проверять ряд гипотез, которые до сих пор оставались в темноте» [4].

С этой точки зрения важно понимать, что популизм как часть дискурса может выражаться и в провластных, и в оппозиционных риториках. Так, например, Г. С. Кузнецов и Е. Н. Соколова называют популизм постидеологией: «Вопрос к современному популизму, левый он или правый, не имеет никакого смысла. Он такой, каково общество. В развитых странах оно перестало быть классовым и индустриальным десятилетия назад, а значит - и перестало относиться к левому и правому как к важным для себя границам» [2]. В отечественном политическом контексте интересно пронаблюдать отличия провластного и оппозиционного дискурса. В работе отечественного социолога Л. Д. Гудкова представлены следующие маркеры популизма российских властей [1]:

1) обращение от имени «простого большинства населения»;

2) апелляция к империи - демонстрация военной мощи;

3) государственный патернализм;

4) ограничение публичности и плюрализма.

Что касается популистского дискурса либеральной оппозиции, Л. Д. Гудков отмечает: «Явление таких фигур, как Алексей Навальный, предопределен кризисом сложившейся политической и идеологической системы, репрессиями и подавлением многообразия политических форм и общественных организаций». По мнению Л. Д. Гудкова, программа А. Навального неясна до сих пор большей части российских избирателей, поскольку «отрезанный от доступа к СМИ, [Навальный] вынужден использовать непривычные средства доведения до публики своих целей: социальные сети, личное общение с населением, публичные акции - митинги и демонстрации, что ограничивает его возможности изложить свою программу» [1].

Полагаем, что технологии, используемые либеральной оппозицией, являются по-настоящему популистскими, поскольку они позволяют вести прямой и непосредственный диалог с народом. Следовательно, это не только директивная апелляция, но включение «на равных» политической фигуры в социальные группы. Да, безусловно, охват классических и новых медиа имеет разный количественный показатель, однако, помимо этого, отличаются и целевые аудитории. Использование популистских текстов и риторики в он-лайн-пространстве и построение горизонтальных социальных сетей видится как окно возможностей и пространство для новых решений мобилизации, поскольку открывается доступ к ранее аполитичным категориям населения.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена увеличением представленности политических сил на различных информационных площадках. С развитием Интернета и социальных сетей политические акторы вынуждены применять, а иногда создавать новые технологии для привлечения электората в онлайн-пространстве. Представляется важным соотнести повестку реальной предвыборной кампании кандидатов и позиционирование в Интернете. Цель данного исследования - определить особенности использования популистской риторики в Интернете на основании тематического моделирования постов в социальной сети «ВКонтакте» кандидатов в период предвыборной президентской гонки в 2018 г.

Сегодня в информационном пространстве транслируются точно такие же социальные практики и коммуникационные процессы, как и в реальной жизни. Это относится к ведению электоральных кампаний в Интернете. Возникновение феномена постправды тесно связано с поляризацией политических убеждений. Политическое участие, обсуждение важных общественных и политических проблем в Интернете - особая коммуникативная площадка между кандидатом и избирателем. Чтобы понравиться всем, кандидату приходится надевать много масок. Исследовательский американский центр Pew Research Center обнаружил, что «те, у кого последовательные идеологические взгляды исключительно левые и правые, имеют информационные потоки, отличные от потоков у людей с более смешанными политическими взглядами» [5]. Таким образом, в рамках данного исследования

интересно смещение политического дискурса в зависимости от идеологического позиционирования кандидата.

Избирательный процесс в России детерминирован гибридным политическим режимом, в том числе некоторыми практиками ограничений и допущений в предвыборных кампаниях. В связи с этим интересно пронаблюдать популистскую политическую коммуникацию в российском Интернете. Тематические профили кандидатов позволят не только определить наиболее артикулируемые темы, но и разобрать семантику этих тем с целью определения более популистских смысловых единиц.

Относительно исследовательского дизайна: анализ данных выполнялся на языке программирования Python, на котором были сделаны необходимые операции по сбору данных и визуализации результатов. В контексте данного исследования выборка социальной сети ограничивается только сетью «ВКонтакте», поскольку она представляла наиболее разнородные социальные группы на 2018 г. (в отличие от других соцсетей). Методом анализа выбрано тематическое моделирование (topic modeling)1, позволяющее создать основные темы постов публичных страниц кандидатов. Тематическая модель определяет, к каким темам относится каждый документ и какими словами описывается каждая тема. Для сбора необходим парсинг2 публичных страниц социальной сети «ВКонтакте». В рамках данного исследования парсинг текста произведен по API (application programming interface) - кускам кода, позволяющим получить доступ и собрать текст с публичных страниц кандидатов.

Таким образом, автором была произведена выгрузка текста постов со стен публичных страниц всех кандидатов (с начала предвыборной кампании 18 декабря 2017 г.), после чего по технологии «мешка слов»3 проведено тематическое моделирование. Затем по процентному соотношению тем у каждого кандидата на стене в публичной странице «ВКонтакте» определены самые артикулируемые в предвыборный период темы каждого политика. Далее проведено сравнение процентных соотношений тем, благодаря которым выявлены наиболее похожие и наиболее разностные риторики между кандидатами. На взгляд автора, соотношение дискурсов кандидатов в президенты укажет уровень конкурентной риторики политиков, а также поможет увидеть взаимосвязь между популистским контентом, заполняющим публичные страницы, и статусом кандидата в политико-идеологическом спектре.

В результате получились следующие тематические профили (в том числе А. А. Навального) публичных страниц кандидатов в сети «ВКонтакте»4:

1 Данная технология предназначена для статистического анализа текстов для автоматического выявления тематики в больших коллекциях документов.

2 Парсинг (to parse) - это автоматизированный процесс сбора данных с сайтов и интернет-площадок, который применяется для сбора контента.

3 «Мешок слов» - упрощенное представление текста в виде множества слов с автоматически присвоенными частотами.

4 Ссылки на предвыборные страницы кандидатов в сети «ВКонтакте»: https://vk.com/teamnavalny, https://vk.com/liberal_democratic_party, https://vk.com/grudininlive, https://vk.com/vladimir_vladimirovichp, https://vk.com/kandidatprotivvseh, https://vk.com/baburin2018, https://vk.com/yabloko_ru, https://vk.com/partrost, https://vk.com/komross (дата обращения: 07.02.2018).

Студенческая повестка/блогеретво о о

Право/законодательство о to

Бизнес § о>

Спорт/традиции ö Сл>

О

Молодежная повестка о №

О

Культура/память ö го

е>

Дебаты/прямая линия/ютуб о го

О

Региональная повестка q о

Развитие промышленности о ГО

О

Хештеги о

Важные темы: ЧП. уголовные дела ь

Важность выборов ь го

О

Скандалы/расследования о м

о

Программные тезисы о го

о

Президентство/политика о о

Встречи в регионах о го

о

Координация/активность о

Президентство/политика I Протест/акции/забастовка I Координация/активность I Региональная повестка I Реформы/развитие | Парламентаризм/институты | Пенсия/налоги Бизнес

Студенческая повестка/блогерстео Поздравления с праздниками Дебаты/прямая линия/ютуб Учителя, образование Культура/память Скандалы/расследования Важность выборов Спорт/традиции Право/законодательство Предвыборная кампания [Молодежная повестка Хештеги

Важные темы: ЧП. уголовные дела Развитие промышленности Власть/кремль/президент Программные тезисы Встречи в регионах

-р-

I

I >

О о о\

л

р

я

Предвыборная кампания Власть/кремль/президент Протест/а кции/забастов ка Важность выборов Поздравления с праздниками Президентство/политика Парламентаризм/институты Региональная повестка Бизнес Спорт/традиции Студенческая повестка/бпогерство Пенсия/налоги Пра во/закон одате л ьст во Реформы/развитие Координация/активность Учителя, образование Встречи в регионах Ска ндапы/рассг едова ния Культура/память Хештеги Программные тезисы Моподежная повестка Развитие промышленности Важные темы: ЧП. уголовные дела Дебаты/прямая линия/ютуб

Протест/акции/забастовка I

Президентство/политика I

И

ю

й 8

8 Я О (Я

о

я »

Президентство/политика I

Координация/активность I

Поздравления с праздниками I

Бизнес

Молодежная повестка ^

Парламентаризм/институты ^

Пенсия/налоги КЯ

Важность выборов о о

Развитие промышленности о

Учителя, образование о о

Власть/кремпь'президент о о

Студенческая повестка'блогерство о о

Культура/память о

ЬУ

о

Дебаты/прямая лииия/ютуб о ы

Предвыборная кампания о о

Скандалы/расследования о ы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Региональная повестка § о

Реформы/развитие о о>

Важные темы: ЧП, уголовные дела § О

Спорт/традиции о о

Хештеги о го

о

ПравоКиконодательство о

Программные тезисы ь ю

о

Встречи в регионах о

Пенсия/налоги Региональная повестка Координация/активность Важность выборов Скандалы/расследования Предвыборная кампания Право/законодательство Парламентаризм/институты Дебаты/прямая линия/ютуб Культура/память Молодежная повестка Бизнес

Протест/акции/забастовка Развитие промышленности Важные темы: ЧП. уголовные дела Программные тезисы Поздравления с праздниками Власть/ крем л ь/п рези дент Учителя, образование Студенческая повестка/блогерство Спорт/традиции Хештеги Реформы/развитие Встречи в регионах

I и I И

6) Г. А. Явлинский

004

г

0.03

£

ООЗ

I

0.03 0.03 0,02 0,02 0.02 0.01 0.01 0.01 0.01 511113181

§ з 1 £ 5 1 1 ; § I I I ' I « £ 1 *

7) П. Н. Грудинин

0.04 0.04 0.03 0.03 0.03 0.03 0,03 0.02 0.02 0.02 0.02 0.02 0.02 0.01

0,01 0.01 £ г

8) М. А. Сурайкин

ЕТГ1Гш1 0.05 0.04 0.04 0.04 0.04 0.03 0.02 0.02 0.02 0.02 0.02 0.02

I

0.01 0.01

® г

0.01 0.01 0.01 0.01 0.01

9) С. Н. Бабурин

Заметим, что выявленные темы у кандидатов соответствуют их политико-идеологическим статусам и выдвигаемым тезисам предвыборных программ. Семантика тем представляется следующим образом: у действующего президента на первых позициях социальная повестка, а именно налоги и региональная политика, также в топ-5 входит тема «Важность выборов», артикуляция которой необходима для повышения явки лояльного электората на выборы. В свою очередь у несистемной оппозиции А. А. Навального на первых местах тематического профиля находятся темы, связанные с протестом, умным голосованием и координацией оппозиционных сил, также наблюдаются темы бизнеса и молодежной повестки (к вопросу о вовлечении школьников в политику). Протестный популизм и негативная мобилизация (про-

тест), а также тема координации и обратной связи выражается у либеральной оппозиции в топ-3 - здесь речь идет о построении горизонтальных сетей (Собчак, Явлинский, Навальный).

Интересны тематические профили М. А. Сурайкина и Б. Ю. Титова, отличающиеся от остальных. Посты данных кандидатов в социальной сети «ВКонтакте» преимущественно освещают темы реформ, образования, институтов. Превалирование данных тем объясняется узконаправленными предвыборными программами, которые прежде всего ориентированы на экономические реформы. В свою очередь, у П. Н. Грудинина и В. В. Жириновского в топе находится тема «Власть/Кремль/президент», определяющая построение популистской риторики через критику действующей власти (Кремля) или отдельных провластных акций, т. е. создание антиэлитного дискурса. Таким образом, центральными темами для оппозиции можно назвать негативную мобилизацию.

Поскольку негативная мобилизация тесно связана с популистскими лозунгами, отечественный исследователь А. Н. Медушевский выделяет негативную мобилизацию в качестве основного элемента популистского феномена. Таким образом, популизм определяется как «тип негативной (про-тестной) социальной мобилизации, возникающий в результате кризиса завышенных общественных ожиданий в условиях эрозии привычной социальной идентичности» [3]. Именно поэтому в отечественном политическом контексте для несистемной и системной оппозиций характерно использование популистского дискурса для привлечения избирателей. Если несистемная оппозиция (Навальный) и либеральный блок (Собчак, Явлинский, Титов) строят популистскую риторику прежде всего на антиэлитизме и про-тестном голосовании, то провластные кандидаты, системная оппозиция (Жириновский) и консервативный блок (Грудинин, Сурайкин, Бабурин) формируют популистские лозунги, апеллирующие к ностальгии по СССР и антиглобализму.

С этой точки зрения приведем таблицу близости риторик кандидатов. Для автоматического расчета показателей близости было использовано косинусное расстояние5. Чем более высчитанное расстояние двух тематических профилей стремится к нулю, тем более сходна риторика этих кандидатов (табл.).

Похожая риторика наблюдается у кандидатов К. А. Собчак и

A. А. Навального (0,05), наиболее ярко эксплуатировавших темы антиэли-тизма и либерализма. В то же время созвучная риторика у К. А. Собчак и Г. А. Явлинского (0,06) объясняется их принадлежностью к либеральному блоку оппозиции. Также дискурс системной оппозиции имеет похожие популистские апелляции к прошлому, а именно у П. Н. Грудинина и

B. В. Жириновского близость риторики составляет 0,05. Самый отличающийся тематический профиль у Б. Ю. Титова: у него высокие значения со всеми кандидатами, скорее всего, из-за акцентов на экономические реформы.

5 Мера сходства между двумя векторами (текст представлен набором векторов), т. е. мера, которая учитывает сходства между парами признаков. Традиционное косинусное сходство рассматривает признаки векторной модели как независимые или полностью обособленные.

Таблица

grudinin

suraikin

titov

zfiirinov

000 015 010 0 13 014 0 19 018 015 005

0.15 0.00 0.10 0.17 0.09 023 0.26 0.09 0.18

0 10 0.10 000 009 005 0 15 0 20 009 0 12

0.13 0.17 0 09 0.10 0.18 0.29 0.09 0.13

0.14 0.09 005 0 10 0.00 0.17 0.23 006 0.16

0.19 0.23 0.15 0.18 0.17 0.19 0.25

0.18 0.26 0.20 0.29 0.23 0.32 0.00 0.27 0.16

0.15 0.09 0.09 0.09 0.06 0.19 0.27 0.18

0.05 0.18 0.12 0.13 0.16 025 0.16 0.18 0.00

grudinin babunn naval putin sobchaksuraikin tilov yablo zhirinov

Таким образом, на основании анализа постов в соцсети «ВКонтакте» можно сделать вывод, что популистский дискурс в России представляет собой мобилизационную стратегию. Распределение тем агитации соответствует статусу кандидата в идеологическом пространстве. Следовательно, отечественный популизм условно можно разделить на провластный и либерально-оппозиционный. Провластный популизм использует риторику отождествления себя с народом и направлен на самолегитимацию и укрепление режима. Также прогосударственная риторика включает в себя самодержавные установки: левопопулистская и социальная повестка, апелляция к прошлому и традициям. В свою очередь, оппозиционный популизм выражается в апелляции к разным социальным группам для вовлечения в политический и электоральный процесс, использует негативную мобилизацию, а также построение горизонтальных социальных связей онлайн. В президентской гонке для оппозиционных кандидатов характерна артикуляция тем, основанных на негативной мобилизации.

Список литературы

1. Гудков Л. Д. Популизм и российское общество: корни, особенности, перспективы // Популизм как общий вызов. М. : Полит. энцикл., 2018. С. 80-90.

2. Кузнецов Г. С., Соколова Е. Н. Современный технологический популизм: стратегический доклад. М. : ЭИСИ, 2017. 84 с.

3. Медушевский А. Н. Популизм на Западе и в России: сходства и различия в сравнительной перспективе // Вестник общественного мнения. 2017. № 1-2 (124). С. 28-47.

4. Aslanidis P. Measuring populist discourse with semantic text analysis: an application on grassroots populist mobilization // Quality & Quantity: International Journal of Methodology, Springer. 2018. Vol. 52, N 3. P. 1241-1263.

5. Is Digital Culture Responsible for Post-Truth Politics? // Eliane Glaser. Open Transcripts. Open Transcripts. Retrieved 2017. URL: http://opentranscripts.org/transcript/post-truth-politics/ (дата обращения: 07.02.2021).

6. Laclau E. Politics and Ideology in Marxist Theory: Capitalism-Fascism-Populism. London : NLB, 1977. 203 p.

2018 Presidential Election Campaign: Populism in Candidates Political Discourses

A. V. Bogapova

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation

Abstract. During election campaigns populist slogans and promises are often used in the speeches of candidates. There are some differences although between the discourses of the pro-government and the opposition candidates. It is therefore important to study the political discourse of the 2018 presidential election campaign. Since the political struggle develops in real life and is broadcast in details in the media space, the publications of the candidates on the social network VKontakte have been chosen in order to analyze their discourses. Topic modeling of the text published overtly was used to create a thematic profile of each candidate. Comparing topic profiles the author was able, firstly, to identify and compare the topics of the prostate and opposition candidates' populist discourses, and, secondly, to identify the most similar agendas of the candidates in the information environment using the vector space model. Thereby, the thematic profiles of the candidates identified corresponded to their ideological positioning. The opposition candidates including the systemic opposition appealed to the problems of negative mobilization in their speeches, which is based on populist slogans. The discourses of candidates who pursue a certain ideology and status have been found to be similar.

Keywords: populism, election campaign, political discourse, topic modeling.

For citation: Bogapova A.V. 2018 Presidential Election Campaign: Populism in Candidates' Political Discourses. The Bulletin of Irkutsk State University. Series Political Science and Religion Studies, 2021, vol. 37, pp. 9-18. https://doi.org/10.26516/2073-3380.2021.37.9 (in Russian)

References

1. Gudkov L.D. Populizm i rossijskoe obshchestvo: korni, osobennosti, perspektivy [Populism and Its Place in Russian Society: Roots, Peculiarities, Perspectives]. Populizm kak obshchij vyzov. Moscow, Politicheskaya enciklopediya Publ., 2018. pp. 80-90. (in Russian)

2. Kuznecov G.S., Sokolova E.N. Sovremennyj tekhnologicheskij populizm: strate-gicheskij doklad [Modern technological populism: a strategic research]. Moscow, EISI Publ., 2017, 84 p. (in Russian)

3. Medushevskij A.N. Populizm na Zapade i v Rossii: skhodstva i razlichiya v sravnitel'noj perspektive [Western and Russian populism: similarities and differences in a comparative perspective]. Vestnik obshchestvennogo mneniya, 2017, no. 1-2 (124), pp. 28-47. (in Russian)

4. Aslanidis P. Measuring populist discourse with semantic text analysis: an application on grassroots populist mobilization. Quality & Quantity: International Journal of Methodology, Springer, 2018, vol. 52, no. 3, pp. 1241-1263.

5. Is Digital Culture Responsible for Post-Truth Politics? Eliane Glaser. Open Transcripts. Retrieved 2017. Available at: http://opentranscripts.org/transcript/post-truth-politics/ (date of access: 07.02.2021).

6. Laclau E. Politics and Ideology in Marxist Theory: Capitalism-Fascism-Populism. London, NLB, 1977, 203 p.

Богапова Анастасия Валерьевна

аспирант, кафедра российской политики, факультет политологии Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова Российская Федерация, 119991, г. Москва, ул. Колмогорова, 1

e-mail: [email protected]

Bogapova Anastasia Valerievna

Postgraduat, Department of Russian Politics, Faculty of Political Science Lomonosov Moscow State University 1, Kolmogorov st., Moscow, 119991, Russian Federation

e-mail: [email protected]

Дата поступления: 21.05.2021 Received: May, 21, 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.