Научная статья на тему 'ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ ЛИ МЕН БАК: ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ'

ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ ЛИ МЕН БАК: ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
305
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ли Мен Бак / Республика Корея / Корейская Народно-Демократическая Республика / Российская Федерация / Соединенные Штаты Америки / Япония / альянс / ядерное оружие. / Lee Myung Bak / Republic of Korea / Democratic People’s Republic of Korea / Russian Federation / United States of America / nuclear weapon.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Николаенков Владимир Александрович

Цель данного исследования – описание биографии и политической деятельности Ли Мен Бака – президента Республики Корея с 2008 по 2013 год. Также основное внимание уделяется внутренней и внешней политике Южной Кореи в период президентства Ли Мен Бака.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRESIDENT OF THE REPUBLIC OF KOREA LEE MYUNG BAK: POLITICAL PORTRAIT

The purpose of this study is to describe the biography and political activities of Lee Myung Bak, President of the Republic of Korea from 2008 to 2013. It also focuses on the domestic and foreign policy of South Korea during the presidency of Lee Myung Bak.

Текст научной работы на тему «ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ ЛИ МЕН БАК: ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ»

УДК 327

В.А. НИКОЛАЕНКОВ

Уфимский университет науки и технологий, г. Уфа, Россия

ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ ЛИ МЕН БАК: ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ

Николаенков Владимир Александрович, студент,

Кафедра востоковедения и башкирского языкознания,

Уфимский университет науки и технологий

E-mail: nikolaenkovvladimir1609@gmail.com

Аннотация. Цель данного исследования – описание биографии и политической деятельности Ли Мен Бака – президента Республики Корея с 2008 по 2013 год. Также основное внимание уделяется внутренней и внешней политике Южной Кореи в период президентства Ли Мен Бака.

Ключевые слова: Ли Мен Бак, Республика Корея, Корейская Народно-Демократическая Республика, Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, Япония, альянс, ядерное оружие.

Для цитирования: Николаенков В.А. Президент Республики Корея Ли Мен Бак: политический портрет // Корееведение в России: направление и развитие. 2022. Т. 4. № 1. С. 142-148.

V.A. NIKOLAENKOV

Ufa University of Science and Technology, Ufa, Russia

PRESIDENT OF THE REPUBLIC OF KOREA LEE MYUNG BAK: POLITICAL PORTRAIT

Nikolaenkov Vladimir Aleksandrovich, student,

Department of Oriental Studies and Bashkir Linguistics,

Ufa University of Science and Technology

E-mail: nikolaenkovvladimir1609@gmail.com

Abstract. The purpose of this study is to describe the biography and political activities of Lee Myung Bak, President of the Republic of Korea from 2008 to 2013. It also focuses on the domestic and foreign policy of South Korea during the presidency of Lee Myung Bak.

Keywords and phrases: Lee Myung Bak, Republic of Korea, Democratic People’s Republic of Korea, Russian Federation, United States of America, nuclear weapon.

For citation: Nikolaenkov V.A. President of the Republic of Korea Lee Myung Bak: political portrait // The Journal of Direction and Development of Korean Studies in Russia. 2022. Vol. 4, № 1. P. 142-148.

Введение

Ли Мен Бак – южнокорейский государственный и политический деятель, мэр Сеула с 2002 по 2006 год, президент Республики Корея с 2008 по 2013 год. Его победа на президентских выборах в декабре 2007 года завершила эпоху президентов-демократов Ким Дэ Чжуна (1998-2003) и Но Му Хена (2003-2008) и положила начало правлению президентов-консерваторов Ли Мен Бака и Пак Кын Хе (2013-2017). В настоящей статье изложена биография и политическая деятельность 10-го президента Южной Кореи и его внутренняя и внешняя политика, особенно отношения с Северной Кореей, с давним союзником – Соединенными Штатами Америки и с другими государствами-соседями: Российской Федерацией, Китайской Народной Республикой и с Японией.

Результаты исследования

Юность и образование

Ли Мен Бак родился 19 декабря 1941 года в Осаке (Япония). Родители будущего президента были бедными корейскими иммигрантами, вынужденными уехать в Японию. Его отец работал фермером, мать – домохозяйкой.

После освобождения Кореи от японского колониализма в августе 1945 года, семья Ли Мен Бака возвратилась на родину. В ходе крушения корабля, плывшего домой, семье чудом удалось спастись, но все имущество затонуло. Семейству пришлось строить новую жизнь.

Но 25 июня 1950 года началась Корейская война, в которой погибли сестра и брат Ли Мен Бака. Отец лишился работы. Чтобы материально помочь родителям, Ли Мен Бак во время учебы в школе торговал рисом и фруктами. Школу закончил на отлично. В 1957 году с семьей переехал в Сеул и там поступил в высшую среднюю школу [1].

В 1961 году Ли Мен Бак поступил в Университет Коре на факультет коммерции. Для оплаты учебы он работал уборщиком мусора на рынке Итэвон.

Во время учебы на третьем курсе стал председателем студенческого совета. Вскоре 16 мая 1964 года по всей Республике Корея начались митинги и протесты против установления дипломатических отношений с Японией [2].

В этих митингах принял активное участие и Ли Мен Бак. Полиция арестовала бунтовщика и в суде его приговорили к 3 годам заключения в тюрьме по статье Уголовного кодекса «организация беспорядков». Он получил звание «Активист первого этапа демократизации» [1].

Карьера

После освобождения из тюрьмы Ли Мен Бак завершил учебу в университете, но он не смог получить работу по специальности «деловое администрирование» из-за участия в протестах.

В 1965 году он написал письмо президенту Пак Чон Хи с просьбой устроиться на работу в небольшую строительную компанию «Hyundai Construction» («Хендэ Констракшен») финансово-промышленной группы (чеболя) «Hyundai». Отец южнокорейского экономического чуда согласился.

Тогда же компания получила контракт на строительство магистрали в Таиланде. Это был первый корейский зарубежный проект, составлявший 5,2 миллиона долларов США. Во время трудовой командировки в Таиланде Ли Мен Бак показал свои управленческие способности, научился управлять бульдозером и усвоил его механизм. За свое стремление к целям и трудолюбие он получил прозвище «бульдозер». На молодого управленца обратил внимание основатель и хозяин чеболя Чон Чу Ен.

В возрасте 29 лет будущий президент Южной Кореи стал членом совета директоров строительной компании, а в 1971 году он женился на выпускнице женского университета Ихва Ким Юн Ок.

В 1977 году Ли Мен Бак стал исполнительным директором, а через 11 лет – председателем совета директоров «Hyundai Construction». После длительной карьеры в компании он решил заняться политической деятельностью [1].

Начало политической деятельности

В 1992 году Ли Мен Бак был избран депутатом Национального собрания Республики Корея от Либерально-демократической партии, в 1996 году был переизбран на второй срок, но через 2 года лишился депутатского мандата из-за финансового скандала. Его обвинили в излишних затратах на свою избирательную кампанию в 1996 году. В 1998-1999 годах занимался исследовательской деятельностью в Университете Джорджа Вашингтона в США [1].

Мэр Сеула

В 2002 году Ли Мен Бак занял пост мэра Сеула и в целом довольно успешно руководил столицей. Развивалась городская инфраструктура и создавались новые места для отдыха. По его указу в 2007 году на центральной сеульской дороге Ханганно были проложены специальные автобусные линии. Был создан Сеульский лес, в котором насчитывается 40 тысяч деревьев и проживают около 100 животных. В мае 2006 года журнал «Time» отметил, что «Сеул превратился из города бетонных джунглей в зеленый оазис, и теперь подает пример другим городам Азии, как надо заботиться об окружающей среде».

Кроме того, при Ли Мен Баке Сеул начал превращаться в мировой финансовый центр, предложив руководителям международных компаний инвестировать средства в экономику Сеула [1].

Президент Республики Корея

На президентских выборах в декабре 2007 года Ли Мен Бак одержал победу, набрав 48,7% голосов. 25 февраля 2008 года прошла инаугурация нового президента Республики Корея. Во время инаугурации Ли Мен Бак обещал проводить политику «глобальной демократии», продолжать сотрудничество с Китаем, Россией и Японией, укреплять отношения с США и придерживаться жесткого курса в отношении Северной Кореи. Первым делом коснемся внутренней политики Южной Кореи в период президенства Ли Мен Бака.

В ходе предвыборной кампании Ли Мен Бак выдвинул политический лозунг «План 747». План предусматривал ежегодный экономический рост в 7%, увеличение валового внутреннего продукта до 40 тысяч долларов и выход страны на 7 место в мире по уровню экономики. Эту программу предполагалось реализовать в течение 10 лет [1]. Президент сделал ставку на крупный бизнес, создав ему благоприятные условия за счет сокращения налогов и снижения регулирования южнокорейских корпораций со стороны государства. Кроме того, был создан мощный инвестиционный фонд для поддержки малого и среднего бизнеса за счет приватизации государственных компаний, были запущены социальные программы для поддержки наименее защищенных слоев населения.

Экономическая программа Ли Мен Бака предусматривала осуществление ряда мероприятий для улучшения социально-экономической ситуации в стране. Программа реформ охватывала широкий круг вопросов. Первым пунктом реформ значилась оптимизация системы государственного управления. В целях сокращения государственных расходов было упразднено 3 министерства [3, c. 221].

Президент взял курс на дальнейшую либерализацию экономики страны, свертывание государственного участия в экономической жизни.

План 747 был слишком амбициозным и невыполнимым. В результате мирового финансового и экономического кризиса 2008 года, вызванного ипотечным кризисом в США, банкротством банков, падением цен на акции, дисбалансами в международной торговле и перегревом кредитного рынка, рост южнокорейской экономики составил всего лишь 2,2%, ВВП снизился на 10,73%, промышленное производство упало на 26%, выросла безработица, понизился курс южнокорейской воны к американскому доллару, внешняя торговля сократилась на 6%. В 2009 году администрация президента официально признала провал поставленной задачи. Реакцией на мировой кризис и неэффективные действия правительства в экономической сфере стало снижение популярности президента среди граждан Южной Кореи [1].

Правительство Ли Мен Бака приложило усилия для стабилизации социально-экономической ситуации в стране. Уже с 2009 года экономика начала восстанавливаться от последствий мирового кризиса. Рост отметился в 2010 году, валовой внутренний продукт увеличился на 21%. Но докризисный уровень производства был преодолен только в 2011 году. В 2010 году ВВП на душу населения составлял 22 тысяч долларов США, в 2011 году – 24 тысяч, в 2013 – 25,8 тысяч, а в 2014 – 27,8 тысяч долларов. Положительная динамика сохранялась до 2015 года [3, c. 236].

Теперь перейдем к внешней политике президента Ли Мен Бака. Одно из главных направлений во внешней политике Республики Корея – отношения со своим северным соседом – Корейской Народно-Демократической Республикой.

После политики «солнечного тепла», проводимой Ким Дэ Чжуном и Но Му Хеном, администрация Ли Мен Бака взяла курс на конфронтацию с Северной Кореей, так как правоконсервативная партия «Свободная Корея» ставила своей целью ядерное разоружение КНДР и объединение Кореи под властью Сеула. В 2008 году стал активнее использоваться Закон о национальной безопасности. Согласно этому документу, принятому в 1948 году, КНДР рассматривалась как антигосударственная организация. Кроме того, Закон использовался для борьбы с просеверокорейскими настроениями и с коммунистической пропагандой. К этому времени у Северной Кореи уже было ядерное оружие. Пик обострения межкорейских отношений пришелся на 2009-2010 годы. В 2009 году Пхеньян произвел запуски баллистических ракет и испытание ядерного устройства. А 26 марта 2010 года в Желтом море затонул корвет военно-морских сил Южной Кореи «Чхонан», погибло 46 моряков. Южная Корея, США, Великобритания, Австралия и Швеция создали специальную комиссию по выявлению причин гибели корвета. Комиссия пришла к выводу, что судно было потоплено подводной лодкой ВМС Северной Кореи. Официальный Пхеньян отрицал свою причастность к инциденту. Однако независимые эксперты, в том числе и российские, поставили под сомнение выводы комиссии. После гибели корвета «Чхонан» Ли Мен Бак принял жесткие меры в отношении КНДР. Реакцией на американо-южнокорейские учения в Желтом море стал обстрел северокорейской артиллерией острова Енпхендо 23 ноября 2010 года, в результате которого погибли 2 южнокорейских морских пехотинца и ранены 16. Также погибли 2 мирных жителя. Центральное телеграфное агентство Северной Кореи сообщило, что обстрел был спровоцирован «сеульскими марионетками». В ответ армия Республики Корея обстреляла 2 артиллерийские базы на территории КНДР. Это была первая артиллерийская дуэль со времен окончания Корейской войны. Отношения между Пхеньяном и Сеулом были испорчены.

В мае 2011 года Север и Юг провели секретные переговоры. Были подняты вопросы о ядерной программе КНДР, о принесении извинений в связи с трагедией корвета «Чхонан» и с обстрелом острова Енпхендо. Переговоры не дали результатов, к тому же в марте этого же года ведущие страны НАТО – Франция, Великобритания и США начали вооруженную интервенцию против Ливии, отказавшейся от своей ядерной программы в обмен на гарантии со стороны западных стран. Главе КНДР Ким Чен Иру и руководству страны стало окончательно ясно, что ядерное оружие – единственный способ отстоять свой суверенитет и независимость в условиях однополярного мира.

Ухудшение межкорейских отношений сказалось и на экономике. Если в 2007 году объем торговли между двумя Кореями составлял 91%, то в 2010 году он упал до 55%.

17 декабря 2011 года скончался руководитель КНДР Ким Чен Ир. Вскоре стали звучать прогнозы о скором и неминуемом крахе северокорейского режима. На Юге вооруженные силы были приведены в боевую готовность, президент Ли Мен Бак провел экстренное заседание Совета Безопасности. Обе стороны проявляли жесткую риторику в отношении друг друга. Южнокорейские власти не выразили официальные соболезнования северокорейскому руководству, что вызвало негодование в Пхеньяне. В то время, когда в КНДР шел траур по случаю кончины Ким Чен Ира, в районе демилитаризованной зоны южнокорейские неправительственные организации распространяли пропагандистские листовки с оскорблениями северокорейских лидеров. На фоне официального траура такие действия расценивались как оскорбительные и кощунственные. В итоге ситуация на Корейском полуострове продолжала оставаться напряженной уже при следующем президенте Пак Кын Хе. [4, c. 201-212]

Еще одним приоритетом во внешней политике Ли Мен Бака были отношения с главным военно-политическим союзником – Соединенными Штатами Америки. В 2008 году к власти в США пришла администрация нового президента Барака Обамы. Как Ли Мен Бак, так и Барак Обама ставили своей целью укрепление отношений между Южной Кореей и США. Еще в 2007 году было заключено соглашение о свободной торговле между странами. В марте 2009 года в Вашингтоне был подготовлен доклад «США и Азиатско-Тихоокеанский регион: стратегия безопасности для администрации Барака Обамы». Этот документ гласил, что главная задача администрации нового президента – усиление США в АТР и расширение сотрудничества с Республикой Корея. В апреле 2008 года Ли Мен Бак во время своего первого официального визита в Вашингтон заявил, что альянс должен укрепляться и не может ограничиваться только Корейским полуостровом. Стороны приняли документ, в котором Вашингтон и Сеул будут решать такие глобальные проблемы, как терроризм, торговля наркотиками, распространение оружия массового поражения и т.д.

Официальный Вашингтон заявил, что сохранит военный контингент в Южной Корее численностью 27500 человек. Сеул также предпринял меры для укрепления альянса [5, c. 62-64]. 27 марта 2008 года Республика Корея, равно как и США, признала независимость Косова от Сербии [4]. В 2009 году страна возобновила миротворческую деятельность в Афганистане, отправив военно-гражданский контингент в 350 человек. Также страна участвовала в операциях по противодействию пиратства в море. Так, южнокорейский эсминец отправился в Аденский залив в Аравийском море для совместного участия с ВМС США в антипиратской операции.

Участие Республики Корея в миротворческих миссиях и антипиратских кампаниях повысило престиж страны на международной арене, что могло беспокоить США, которые стремились использовать военный союз в своих интересах, а именно противостоять растущему влиянию Китая в Северо-Восточной Азии.

Кроме того, США и Южная Корея занимались вопросами ядерного разоружения Северной Кореи, которые являлись приоритетными для коалиции двух стран. После северокорейских ракетных запусков в мае 2009 года Республика Корея вступила в организацию «Инициатива по безопасности в борьбе с распространением оружия массового поражения», цель которой – предотвращение продажи ядерного оружия КНДР и Исламской Республике Иран.

С 2009 по 2012 год вооруженные силы Южной Кореи и США проводили регулярные военные учения. Был увеличен импорт американского оружия и техники. В 2010 году сумма поставленной военной продукции из США в Южную Корею составила 910 миллионов долларов. Таким образом, с 2008 по 2013 год военно-политический союз Соединенных Штатов Америки и Республики Корея значительно укрепился и расширился [5, c. 65-68].

Что касается отношений с Китаем, то они носили при Ли Мен Баке неоднозначный характер. С одной стороны, между странами развивалось экономическое сотрудничество. С 2004 года торговый оборот КНР и РК стал превышать 100 миллиарда долларов. С другой стороны, Южная Корея стремилась укрепить военный альянс с США, что вызывало беспокойство в Пекине. К этому времени Китай стал геополитическим и экономическим соперником США в Азии и в Вашингтоне уделяли большое внимание военному блоку США – Республика Корея – Япония, необходимому для сдерживания мощи Поднебесной.

В мае 2008 года Ли Мен Бак совершил официальный визит в Пекин, где встретился с председателем Китайской Народной Республики Ху Цзиньтао. Между двумя лидерами было подписано совместное заявление, в котором было обозначено, что отношения двух стран выходят на новый стратегический уровень. Шла речь о возможности создания совместной зоны свободной торговли и о взаимодействии в сфере энергетики и высоких технологий.

После окончания летних Олимпийских игр в Пекине в 2008 году Ху Цзиньтао прибыл с официальным визитом в Сеул. Были достигнуты договоренности об увеличении инвестиций в энергетике, коммуникациях и логистике. Также велись вопросы о военном сотрудничестве и о зоне свободной торговли.

В 2009 году китайско-южнокорейские отношения были непростыми. Во-первых, в связи с мировым кризисом 2008 года торговля между государствами снизилась. Во-вторых, ракетные и ядерные испытания КНДР. Дело в том, что в северо-восточной Азии Северная Корея является традиционным союзником Китая, поэтому в Пекине не хотели оказывать давления на Пхеньян, что в свою очередь, вызывало недовольство в Сеуле. Однако, несмотря на это, отношения между Пекином и Сеулом были достаточно на высоком уровне.

В конце 2009 года в Республику Корея совершил визит заместитель председателя КНР Си Цзиньпин, предложивший программу из четырех пунктов, направленных на всестороннее развитие социально-экономических отношений между КНР и РК. Эксперты считали, что путем выстраивания экономических отношений Китай стремится стать ведущей державой в Азии и в мире.

В 2012 году исполнилось 20 лет с момента установления дипломатических отношений между КНР и РК. Ли Мен Бак совершил второй официальный визит в Пекин. В совместном коммюнике были обозначены основные векторы стратегического сотрудничества. 2012 год был объявлен годом дружбы Китая и Южной Кореи. Несмотря на оптимистические заявления политиков, противоречий в отношениях двух стран становилось все больше [4, c. 71-73].

Отношения Южной Кореи с Японией всегда носили сложный характер и имели несколько причин. Во-первых, колониальное господство Японской империи на Корейском полуострове в период с 1910 по 1945 год и так называемые «женщины утешения», когда в годы Второй мировой войны корейские женщины стали сексуальными рабынями для обслуживания японских солдат и офицеров. Во-вторых, территориальный спор между Сеулом и Токио из-за островов Лианкур (корейский вариант – Токто, японский вариант – Такэсима) в Японском море [7, c. 34-37]. Но после того, как в 2008 году к власти в Республике Корея пришел консерватор Ли Мен Бак, а в 2009 году в Японии премьер-министром стал демократ Юкио Хатояма, отношения двух стран стали налаживаться. 23 сентября 2009 года на сессии Генеральной ассамблеи Организации Объединенных Наций два лидера заявили, что «нужно добиваться восстановления отношений между двумя странами, не обходя сложные вопросы истории, а прокладывая путь через них». 10 августа 2010 года, в столетие аннексии Кореи Японской империей, премьер-министр Японии, член Либерально-Демократической партии Наото Кан признал, что «японское колониальное правление лишило корейцев собственного государства и культуры и нанесло глубокие раны их национальной гордости». Заявление главы японского правительства способствовало сближению стран [8, c. 7].

Но территориальный вопрос урегулирован не был. В начале 2010 года министерство образования Японии выпустило учебники, в которых острова Такэсима были обозначены как японская территория. В 2011 году, когда Сеул оказывал помощь Токио после аварии на АЭС Фукусима-1, были выпущены новые учебные пособия, в которых острова также входят в состав Японии. В Южной Корее это вызвало возмущение и расценивалось как «удар в лицо». В августе 2012 года Ли Мен Бак посетил острова Токто, что в свою очередь, вызвало негативную реакцию в Токио. Отношения между бывшей метрополией и бывшей колонией были заморожены.

Но осенью 2012 года ситуация стабилизировалась. Во время работы корейско-японского комитета по сотрудничеству южнокорейский президент и премьер-министр Японии Есихиро Нода призвали выстраивать долгосрочные отношения и помнить уроки истории.

В итоге, объединяющими факторами для Южной Кореи и Японией были и остаются: усиление Китая в Азии, ракетно-ядерная программа Северной Кореи и укрепление альянса с США. Разъединяющими факторами являются исторические проблемы в вопросе нахождения Кореи в составе Японской империи, «женщины утешения» и территориальный спор о принадлежности островов Лианкур (Токто/Такэсима) [4, c. 66-70].

Отношения между Российской Федерацией и Республикой Корея при Ли Мен Баке строились на добрососедстве и взаимовыгодном сотрудничестве. 28 сентября 2008 года Ли Мен Бак посетил с официальным визитом Москву, где встретился с президентом России Дмитрием Медведевым. Лидеры двух стран подвели итоги развития сотрудничества с 1990 года, когда между Советским Союзом и Южной Кореей были установлены дипломатические отношения. Было принято решение поднять уровень сотрудничества до стратегического партнерства [4, c. 76]. Кроме того, Южная Корея осудила агрессию Грузии против Южной Осетии и Абхазии в августе 2008 года и, таким образом, поддержала Россию в этом вопросе [9].

Мировой кризис 2008 года отрицательно сказался на южнокорейско-российских торговых отношениях, но через 2 года положение исправилось. Если в 2008 году товарооборот между странами составлял около 20 миллиардов долларов, то в 2012 он повысился до 25 миллиардов долларов. Россия и Южная Корея сотрудничали в таких областях, как космос и атомная энергетика.

10 ноября 2010 года в ходе своего официального визита в Сеул, где проходил саммит Большой двадцатки, Дмитрий Медведев встретился с президентом Южной Кореи. Были подписаны Соглашения о временной трудовой деятельности и о сотрудничестве в области связи, транспорта и рыболовства [4, c. 76-77]. Также лидеры обсудили ситуацию на Корейском полуострове и ядерную программу КНДР. Президент РФ отметил, что «безопасность в Азиатско-Тихоокеанском регионе должна строиться на основе норм международного права и взаимных договоренностей» [10].

Стоит упомянуть, что в это время был реализован проект «Диалог Россия – Республика Корея». Целью данного проекта было ускорение стратегического партнерства и активизация научных и деловых контактов между странами. Первый форум «Диалог Россия – Республика Корея» состоялся осенью 2010 года в Сеуле. Через год состоялся второй форум, на котором было подписано соглашение о сотрудничестве и инвестициях между российскими и корейскими туристическими компаниями [4, c. 76-77].

В целом, надо отметить, что уровень отношений между Россией и Южной Кореей в годы президентства Ли Мен Бака заметно повысился.

Выводы

В настоящей статье были рассмотрены биография и политическая деятельность 10-го президента Республики Корея Ли Мен Бака, его внутренняя политика и отношения с ведущими геополитическими игроками в Азиатско-Тихоокеанском регионе: Корейской Народно-Демократической Республикой, Соединенными Штатами Америки, Китайской Народной Республикой, Японией и Российской Федерацией.

Список литературы

1. wikipedia.ru: сайт. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ли_Мен_Бак (дата обращения: 12.10.2022). – Текст: электронный. @@ wikipedia.ru: site. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Li_Meng_Bak (date of access: 12.10.2022). – Text: electronic.

2. lenta.ru: сайт. – URL: https://lenta.ru/lib/14194782/full.htm (дата обращения: 07.11.2022). – Текст: электронный. @@ lenta.ru: site. – URL: https://lenta.ru/lib/14194782/full.htm (date of access: 07.11.2022). – Text: electronic.

3. Гибадуллин, М. З. Экономическая история Кореи / М. З. Гибадуллин, А. Р. Нуриева, Ко Ен Чоль. – Казань: Издательство Казанского университета. – 260 с. @@ Gibadullin, M. Z. Economic history of Korea / M. Z. Gibadullin, A. R. Nurieva, Ko Yong Cheol. – Kazan: Kazan University Press. – 260 s.

4. Ланцова, И. С. Государства Корейского полуострова в международных отношениях (конец ХХ – начало ХХI вв.) / Б. А. Ширяев. – СПб.: СПбГУ, 2013. – 247 с. @@ Lantsova, I. S. The states of the Korean Peninsula in international relations (late XX - early XXI centuries) / B. A. Shiryaev. – St. Petersburg: St. Petersburg State University, 2013. – 247 s.

5. Чернов, К. С. Американо-корейский военный союз при президенте Ли Мен Баке: новая глобализация и старые вызовы // Альманах Казачество. 2016. № 24. – С. 61-69. @@ Chernov, K. S. American-Korean military alliance under President Lee Myung-bak: new globalization and old challenges // Almanac Cossacks. 2016. No. 24. – S. 61-69.

6. aif.ru: сайт. – URL: https://aif.ru/politics/world/208764 (дата обращения: 12.10.2022). – Текст: электронный. @@ aif.ru: site. – URL: https://aif.ru/politics/world/208764 (date of access: 12.10.2022). – Text: electronic.

7. Кистанов, В. О. Отношения между Японией и Южной Кореей: проблемы, тенденции, перспективы // Японские исследования. 2019. № 3. – С. 33-48. @@ Kistanov, V. O. Relations between Japan and South Korea: problems, trends, prospects // Japanese Studies. 2019. No. 3. – S. 33-48.

8. Иванов, А. В. Состояние и перспективы решения территориальных споров между Японией и ее соседями: Республикой Корея и Китайской Народной Республикой // Аналитические записки. Институт международных исследований МГИМО (У) МИД России. 2012. Выпуск №1 (47). – С. 3-17. @@ Ivanov, A. V. Status and prospects for resolving territorial disputes between Japan and its neighbors: the Republic of Korea and the People's Republic of China // Analytical Notes. Institute of International Studies MGIMO (U) of the Ministry of Foreign Affairs of Russia. 2012. Issue No. 1 (47). – S. 3-17.

9. kremlin.ru: сайт. – URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/1556 (дата обращения: 12.10.2022). – Текст: электронный. @@ kremlin.ru website. – URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/1556 (date of access: 12.10.2022). – Text: electronic.

10. rbc.ru: сайт. – URL: https://www.rbc.ru/politics/10/11/2010/5703e0319a79473c0df16b28 (дата обращения: 12.10.2022). – Текст: электронный. @@ rbc.ru website. – URL: https://www.rbc.ru/politics/10/11/2010/5703e0319a79473c0df16b28 (date of access: 12.10.2022). – Text: electronic.

Дата поступления / Received

Дата принятия в печать / Accepted

©Николаенков В.А., 2023

©Nikolaenkov V.A., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.