Научная статья на тему 'ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: РОЛЬ И МЕСТО В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: РОЛЬ И МЕСТО В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
178
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология и право
ВАК
Ключевые слова
PRESIDENT / HEAD OF THE STATE / INNOVATION ACTIVITY / STATE INNOVATION POLICY / NORMATIVE LEGAL ACT / ORDINANCE / DECREE / ПРЕЗИДЕНТ / ГЛАВА ГОСУДАРСТВА / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / ДЕКРЕТ / УКАЗ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Степаненко Дмитрий Михайлович

В статье исследуется компетенция Президента Республики Беларусь в контексте его роли в системе государственной поддержкиинновационной деятельности. Проведен комплексный анализ правотворческой и распорядительной деятельности главы Белорусского государства, ориентированной на поддержку процессов создания и внедрения инноваций. Установлены особенности предмета правового регулирования нормативных правовых актов, издаваемых Президентом Республики Беларусь в процессе его государственно-властной деятельности по реализации инновационной функции Белорусского государства. Выявлены характерные черты временных декретов Президента Республики Беларусь, регламентирующих осуществление инновационной деятельности в стране и имеющих силу закона. Исследована сложившаяся в Республике Беларусь практика издания главой государства временных декретов, регламентирующих инновационные процессы в белорусском обществе. Выявлены основные группы правовых норм, регулирующих процессы инновационного развития, устанавливаемых нормативными указами Президента Республики Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The President of the Republic of Belarus: the role and the place in the system of the state regulation of the innovation activity

In article the competence of the President of the Republic of Belarus in the context of his role in the system of the state support of the innovation activity is investigated. The complex analysis of the law-making and administrative activity of the Head of the Belarusian state focused on the support of the processes of the creation and introduction of innovations is carried out. Specific features of the subject of the legal regulation of normative legal acts issued by the President of the Republic of Belarus in the process of his state-power activity for the realization of the innovation function of the Belarusian state are established. Characteristic features of the temporary ordinances of the President of the Republic of Belarus, regulating the realization of the innovation activity in the country and having the force of law, are revealed. The practice of issuing by the Head of the State the temporary ordinances regulating the innovation processes in the Belarusian society which developed in the Republic of Belarus is investigated. The main groups of legal norms regulating the processes of the innovation development, established by the regulatory decrees of the President of the Republic of Belarus, are revealed.

Текст научной работы на тему «ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ: РОЛЬ И МЕСТО В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право. 2015. № 1. С. 39-44.

3. Приговор Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 10 июня 2016 г.: дело № 1-286/6.

4. Приговор Алейского городского суда Алтайского края от 1 ноября 2016 г.: дело № 1-177/2016.

5. Тепляков С. «Так можно любого человека обвинить»: врача отдают под суд за «Класс» в «Одноклассниках» [Электронный ресурс]. URL: https://mbk.sobchakprotivvseh.ru/ region/sudyat-za-klass-v-odnoklassnikax/ (дата обращения: 22.07.2018).

6. Заволжский районный суд г. Твери [Электронный ресурс]. URL: http://zavolzhsky.twr. sudrf.ru/modules.php?name=modsearch&text=%E0%ED%E4%F0%E5%E9+%E1%F3% E1%E5%E5%E2&doSearch=%CD%E0%E9%F2%E8 (дата обращения: 22.07.2018).

7. Кривякина Е. От лайка до тюрьмы один лишь клик [Электронный ресурс]. URL: https://www.nsk.kp.rU/daily/26627.3/3645749/ (дата обращения: 22.07.2018).

8. Кочетов н. Репостнул, лайкнул — в тюрьму [Электронный ресурс]. URL: http://www. rosbalt.ru/russia/2017/07/24/1633123.html (дата обращения: 22.07.2018).

9. О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2011 г. № 11 (ред. от 03.11.2016) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2011. № 8.

10. Куликов В. Лайк не преступление [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2016/11/03/ verhovnyj-sud-rekomendoval-ne-nakazyvat-za-reposty-v-socialnyh-setiah.html (дата обращения: 22.07.2018).

11. О внесении изменения в ст. 282 Уголовного кодекса Российской Федерации (по вопросу уточнения ответственности за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства): законопроект № 495566-7 [Электронный ресурс]. URL: http://sozd.parliament.gov.ru/bill/495566-7?ref=tjournal.ru (дата обращения: 22.07.2018).

12. На проект федерального закона «О внесении изменений в ст. 282 Уголовного кодекса Российской Федерации: официальный отзыв Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. № 855п-П4 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc;base=PRJ;n=156052#047293115508372785 (дата обращения: 22.07.2018).

13. ВС РФ обнаружил недостатки у законопроекта об отмене уголовной ответственности за репосты [Электронный ресурс]. URL: http://www.interfax.ru/russia/618509 (дата обращения: 22.07.2018).

УДК 342.61(476)

д. м. Степаненко

Президент Республики Беларусь: роль и место в системе государственного регулирования инновационной деятельности

D. M. Stepanenko. The President of the Republic of Belarus: the role and the place in the system of the state regulation of the innovation activity

В статье исследуется компетенция Президента Республики Беларусь в контексте его роли в системе государственной поддержки

In article the competence of the President of the Republic of Belarus in the context of his role in the system of the state support

Дмитрий Михайлович Степаненко — доцент кафедры маркетинга и менеджмента Белорусско-Российского университета, кандидат экономических наук, доцент. © Степаненко Д. М., 2018

инновационной деятельности. Проведен комплексный анализ правотворческой и распорядительной деятельности главы Белорусского государства, ориентированной на поддержку процессов создания и внедрения инноваций. Установлены особенности предмета правового регулирования нормативных правовых актов, издаваемых Президентом Республики Беларусь в процессе его государственно-властной деятельности по реализации инновационной функции Белорусского государства. Выявлены характерные черты временных декретов Президента Республики Беларусь, регламентирующих осуществление инновационной деятельности в стране и имеющих силу закона. Исследована сложившаяся в Республике Беларусь практика издания главой государства временных декретов, регламентирующих инновационные процессы в белорусском обществе. Выявлены основные группы правовых норм, регулирующих процессы инновационного развития, устанавливаемых нормативными указами Президента Республики Беларусь.

Ключевые слова: президент; глава государства; инновационная деятельность; государственная инновационная политика; нормативный правовой акт; декрет; указ.

Контактные данные: 212000, Республика Беларусь, г. Могилев, пр. Мира, д. 43; +375 (29) 618-33-58; erstesieger@mail.ru.

of the innovation activity is investigated. The complex analysis of the law-making and administrative activity of the Head of the Be-larusian state focused on the support of the processes of the creation and introduction of innovations is carried out. Specific features of the subject of the legal regulation of normative legal acts issued by the President of the Republic of Belarus in the process of his state-power activity for the realization of the innovation function of the Belarusian state are established. characteristic features of the temporary ordinances of the President of the Republic of Belarus, regulating the realization of the innovation activity in the country and having the force of law, are revealed. The practice of issuing by the Head of the State the temporary ordinances regulating the innovation processes in the Bela-rusian society which developed in the Republic of Belarus is investigated. The main groups of legal norms regulating the processes of the innovation development, established by the regulatory decrees of the President of the Republic of Belarus, are revealed.

Keywords: president; head of the state; innovation activity; state innovation policy; normative legal act; ordinance; decree.

Contact Details: Mira Ave 43, Mogilev, Republic of Belarus, 212002; +375 (29) 61833-58; erstesieger@mail.ru.

Инновационная политика государства осуществляется органами государственной власти и управления, каждый из которых имеет установленную законом компетенцию в сфере регулирования общественных отношений, связанных с процессами создания и внедрения инноваций. Образуя государственный механизм как единое целое, соответствующие государственные органы обеспечивают в своей совокупности реализацию государством на практике присущей ему инновационной функции.

В рамках исследования инновационной функции Белорусского государства представляется целесообразным выявить особенности компетенции органов государственной власти Республики Беларусь, реализующих государственную инновационную политику, и, в частности, установить роль и место Президента Республики Беларусь в системе государственного регулирования инновационной деятельности.

В соответствии со ст. 6 Закона Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» государственная инновационная политика формируется Президентом Республики Беларусь с участием Правительства Беларуси и иных республиканских органов государственного управления [1].

Президент Республики Беларусь, осуществляя свою деятельность в целях развития Республики Беларусь как унитарного демократического социально-

го правового государства, создания условий для свободного и достойного развития личности, экономического развития государства, повышения благосостояния народа Беларуси, принимает наиболее важные и принципиальные решения, ориентированные на поддержку инновационной деятельности в Беларуси [2; 3].

В силу ст. 79 Конституции Республики Беларусь Президент Республики Беларусь гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики Белорусского государства, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями [2].

Учитывая ключевую роль научно-технического прогресса и инновационной деятельности для развития белорусского общества в современных условиях, реализация основных направлений как внутренней, так и внешней политики объективным образом предполагает необходимость принятия Президентом Республики Беларусь решений, связанных с реализацией национальной инновационной политики. Существенное значение для развития различных сфер жизнедеятельности белорусского общества способны иметь и международные договоры Республики Беларусь с другими государствами, регламентирующими вопросы взаимодействия в сферах науки и техники, интеллектуальной собственности, иных сферах общественной жизни.

Президент Республики Беларусь, будучи высшим должностным лицом Белорусского государства, осуществляет властную деятельность в пределах своей компетенции. При этом, как справедливо отмечает Д. А. Лагун, публично-правовая функция института президентства раскрывает сущность правового статуса главы государства: реализовывать свои полномочия. В силу этого права Президента Беларуси при наступлении соответствующего юридического состава трансформируются в юридические обязанности, что позволяет рассматривать статус главы Белорусского государства в публично-правовой сфере через призму исполнения им своих публично-правовых обязанностей. В данном случае речь идет о действиях Президента Республики Беларусь, имеющих под собой правовое основание, а также об издаваемых им правовых актах [4-6].

Согласно ст. 17 Закона Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь», глава Белорусского государства подписывает законы, а также имеет право возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь [3].

Соответствующая правовая норма относится в том числе и к законам, регламентирующим процессы создания и внедрения инноваций, что также подчеркивает значимость роли Президента Республики Беларусь в реализации инновационной функции Белорусского государства.

Ст. 11 Закона Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» устанавливает, что Президент Республики Беларусь определяет основные направления инновационной политики государства. В рамках осуществления соответствующей управленческой деятельности глава государства утверждает государственную программу инновационного развития Республики Беларусь, а также определяет специально уполномоченный республиканский орган государственного управления в сфере государственного регулирования новаторской деятельности [1].

Не менее важное место в регламентации полномочий главы Белорусского государства в области регулирования процессов создания и внедрения инноваций занимает Закон Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики», согласно ст. 8 которого научно-техническая политика государства как составляющая национальной инновационной по-

литики формируется Президентом Республики Беларусь с участием Правительства Республики Беларусь [7].

Ст. 5 Закона Республики Беларусь «О научной деятельности» закрепляет норму о том, что государственное управление в сфере научной деятельности осуществляют Президент Республики Беларусь, Совет министров Республики Беларусь, а также иные государственные органы в соответствии с их компетенцией [8].

Распорядительная деятельность Президента Республики Беларусь в сфере регулирования инновационной деятельности, будучи многообразной по своему содержанию, охватывает собой проведение главой государства совещаний с руководителями и иными должностными лицами органов государственной власти и управления, руководителями, учеными и специалистами иных организаций, действующих в инновационной сфере, соответствующих международных переговоров, принятие входящих в компетенцию Президента Беларуси кадровых решений.

Использование предоставляемых Конституцией Республики Беларусь главе Белорусского государства организационно-кадровых полномочий является важным фактором реализации на практике мероприятий национальной инновационной политики, решения стоящих перед белорусским обществом в инновационной сфере целей и задач. Указанные полномочия связаны с назначением с согласия Палаты представителей премьер-министра, принятием решений о назначении и освобождении от должности заместителей премьер-министра, министров, глав государственных комитетов, других членов Правительства республики, принятием решений об отставке Правительства Беларуси или его отдельных членов, в том числе непосредственно ответственных за положение дел в сфере инноваций и инновационной деятельности.

В данном контексте следует отметить, что Д. А. Гавриленко и С. Д. Гаври-ленко выделяют такие понятия, как акты управления, под которыми в широком смысле понимаются все действия органов государственной власти и управления, совершаемые в рамках повседневного руководства различными областями жизни страны [9].

К актам управления Президента Республики Беларусь, ориентированным на поддержку инновационной деятельности, в указанной выше интерпретации могут быть отнесены председательство на заседаниях Совета министров Беларуси, посвященных проблемам инновационного развития белорусского общества, соответствующие выступления главы Белорусского государства перед палатами Парламента Республики Беларусь, заслушивание докладов премьер-министра, иных членов Правительства Беларуси по тематике, связанной с активизацией научно-технического прогресса.

Правовые акты Президента Республики Беларусь представляют собой общеобязательные официально-властные документы, издаваемые единолично главой Белорусского государства в случаях, пределах и формах, предусмотренных Конституцией и законами Республики Беларусь, с соблюдением процедуры, установленной законодательством Республики Беларусь, для разрешения вопросов государственной важности. При этом управомоченность Президента Беларуси издавать правовые акты предопределяется соответствующими конституционными нормами, поскольку именно положения Конституции Республики Беларусь лежат в основе официального статуса правовых актов главы государства [4; 5].

В текстах правовых актов Президента Республики Беларусь, регламентирующих осуществление новаторской деятельности в стране, находит свое выражение государственно-властная воля, сформулированная высшим должностным лицом

Белорусского государства в отношении того или иного вопроса, связанного с активизацией процессов создания и внедрения инноваций. При этом, учитывая ключевую роль Президента Беларуси в системе государственного аппарата республики, содержание соответствующих правовых актов Главы государства существенным образом предопределяет содержание всего отечественного законодательства об инновациях и инновационной деятельности, оказывает значительное влияние на формирование воли иных участников соответствующего нормотвор-ческого процесса.

В любом государстве, провозглашающем себя правовым, человек, его права и свободы, а также гарантии реализации прав и свобод человека провозглашаются высшей социальной ценностью, ставятся во главу угла всей общественной жизни. В то же время необходимо принимать во внимание, что именно новые научные достижения, инновационная деятельность во всех ее возможных проявлениях приводят с течением времени к совершенствованию самого понятия «права и свободы человека», наполнению указанного понятия новым содержанием. В частности, благодаря научно-техническому прогрессу можно вести речь о новых правах и свободах (например, о праве на доступ к сети Интернет), которые воспринимаются в современных условиях как объективно присущие человеку, но о которых всего несколько десятилетий назад невозможно было даже представить.

В связи с этим правовые акты Президента Республики Беларусь, регламентирующие процессы инновационного развития белорусского общества, выступая в качестве важного средства реализации компетенции главы государства, в то же время объективным образом способствуют достижению высшей цели правового государства — всестороннему обеспечению прав и свобод человека.

Осуществляя свои полномочия в порядке, предусмотренном ст. 85 и 101 Конституции Республики Беларусь, Президент Республики Беларусь издает по вопросам реализации государственной инновационной политики декреты, имеющие силу закона [2].

Слово «декрет» имеет латинское происхождение. При этом термин decretum дословно может быть переведен с латыни на русский язык как [10; 11]:

1) «решение, постановление, определение, указ, декрет»;

2) «принцип, главное правило, основоположение, тезис».

Исторически впервые декреты как акты государственных органов и должностных лиц возникли в Древнеримском государстве и изначально являлись источниками римского частного права. В Древнем Риме декреты выступали как вид судебного решения верховного должностного лица государства (принцепса, претора, императора), имеющего обязательную силу применительно к другим аналогичным делам, т. е. являлись судебными прецедентами [4; 12-14].

Широкое распространение декреты как акты органов государственной власти получили в период Великой французской революции 1789-1799 гг. В частности, Конституция Французской республики от 22 августа 1795 г. определяет декрет как акт, принимаемый парламентом государства с целью признания того или иного закона срочным и, как правило, включаемым в преамбулу соответствующего закона. В свою очередь, Конституция Франции от 13 декабря 1799 г. фактически отождествляет декреты и законы, не делая между ними каких-либо принципиальных различий [15].

Советское государство в первые годы после Октябрьской революции 1917 г. также широко применяло декреты как вид нормативных правовых актов. Именно в форму декретов облекались решения Совета народных комиссаров РСФСР и Всероссийского центрального исполнительного комитета Советов, Совета на-

родных комиссаров и Центрального исполнительного комитета СССР, Совета народных комиссаров и Центрального исполнительного комитета БССР [16; 17].

В ст. 2 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» декрет Президента Республики Беларусь определен как нормативный правовой акт главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений [18].

Действующая Конституция Республики Беларусь допускает возможность издания главой Белорусского государства двух видов декретов [2]:

1) декретов, издаваемых Президентом Республики Беларусь на основании специального закона о делегировании ему Парламентом Беларуси законодательных полномочий;

2) временных декретов Президента Республики Беларусь, издаваемых им в случаях особой необходимости.

До настоящего времени декреты главы Белорусского государства, регулирующие общественные отношения, обусловленные воздействием научно-технического прогресса, издавались исключительно в форме временных декретов. При этом во многом издание Президентом Республики Беларусь только временных декретов, регламентирующих инновационные процессы в белорусском обществе, обусловлено тем обстоятельством, что возможность их издания не связана с необходимостью прохождения достаточно сложной процедуры делегирования главе государства Национальным собранием Республики Беларусь специальных полномочий на издание декретов, имеющих силу закона.

Вместе с тем следует принимать во внимание особую юридическую силу временных декретов, которые в соответствии со ст. 101 Конституции Республики Беларусь сохраняют свое действие, если не отменены большинством в две трети голосов от полного состава каждой из палат Парламента Беларуси [2].

Временные декреты Президента Республики Беларусь, регламентирующие осуществление новаторской деятельности в стране, обладают рядом специфических черт. В частности, соответствующие нормативные правовые акты главы Белорусского государства:

1) носят экстраординарный характер, т. е. издаются только при наличии особой необходимости;

2) имеют силу закона;

3) носят исключительный характер, т. е. издаются только в том случае, когда иные способы правового воздействия на имеющуюся или внезапно возникшую в обществе ситуацию не способны принести необходимого обществу эффекта;

4) издаются в соответствии с Конституцией Республики Беларусь;

5) издаются лишь по инициативе Президента или Правительства Республики Беларусь;

6) подлежат обязательному рассмотрению в Парламенте Республики Беларусь с возможностью их полной отмены палатами Национального собрания;

7) издаются для оперативного регулирования общественных отношений, обусловленных воздействием научно-технического прогресса, как одной из наиболее важных групп общественных отношений в современных условиях;

8) сохраняют свое действие, если не истекли сроки их действия или прямо не отменены в установленном порядке управомоченными на то субъектами.

Понятие особой необходимости, выступающей в качестве необходимого условия для издания главой Белорусского государства временных декретов, носит оценочный характер и в законодательной базе Беларуси дополнительно каким-либо образом не конкретизируется.

По мнению Д. А. Лагуна, можно констатировать наличие особой необходимости и, соответственно, издавать временный декрет, если [4; 14]:

1) возникла ситуация, которая с большой долей вероятности может привести или привела к нарушению конституционных прав и свобод граждан, суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, политической и экономической стабильности Республики Беларусь;

2) возникшая ситуация не может быть разрешена на основе уже имеющихся и действующих законов;

3) отсутствует возможность устранения возникшей ситуации путем принятия нового закона, в том числе в срочном порядке;

4) решение Президентом Республики Беларусь принимается либо во время существования экстраординарной ситуации, либо во время наступления негативных последствий такой ситуации, либо накануне ее возникновения.

Сложившаяся практика издания Президентом Республики Беларусь временных декретов, регламентирующих осуществление инновационной деятельности в стране, позволяет сделать вывод о том, что в качестве оснований существования особой необходимости для издания соответствующих нормативных правовых актов выступали:

1) необходимость принятия оперативных решений по оптимизации государственного управления в сфере отечественной науки (в случае с Декретом Президента Республики Беларусь «О совершенствовании государственного управления в сфере науки») [19];

2) необходимость совершенствования механизма обложения налогом на добавленную стоимость в контексте налоговой поддержки инновационных процессов в обществе (в случае с Декретом Президента Республики Беларусь «О предоставлении рассрочки уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования и запасных частей к нему») [20];

3) необходимость создания нового (на момент издания временного декрета) элемента отечественной инновационной инфраструктуры (в случае с Декретом Президента Республики Беларусь «О парке высоких технологий») [21];

4) необходимость принятия оперативных решений по правовому регулированию использования криптовалют для расчетов в белорусской экономике в целях обеспечения ее развития на инновационной основе (в случае с Декретом Президента Республики Беларусь «О развитии цифровой экономики») [22].

В обобщенном виде временные декреты Президента Республики Беларусь, регламентирующие инновационные процессы в белорусском обществе, могут быть определены как экстраординарные нормативные правовые акты главы Белорусского государства, имеющие силу закона, издаваемые в соответствии с Конституцией Республики Беларусь в случаях особой необходимости для оперативного регулирования общественных отношений, обусловленных воздействием научно-технического прогресса.

Президент Республики Беларусь издает указы и распоряжения применительно к осуществлению Белорусским государством всех присущих ему функций, в том числе и его инновационной функции. При этом указы главы государства

представляют собой основную и наиболее распространенную группу правовых актов Президента Республики Беларусь, выступающих в качестве одного из способов обеспечения реализации его компетенции [4].

Регулирование общественных отношений в инновационной сфере осуществляется многочисленными указами Президента Республики Беларусь. Учитывая большое количество указов главы Белорусского государства, положения которых регулируют общественные отношения, обусловленные воздействием научно-технического прогресса, представляется уместной постановка вопроса о разграничении компетенции в сфере инноваций и инновационной деятельности между Национальным собранием Республики Беларусь и Президентом Республики Беларусь.

Анализируя соответствующий вопрос, следует принимать во внимание, что Парламентом Беларуси в подавляющем большинстве случаев принимаются нормативные правовые акты кодифицированного либо консолидированного характера, комплексно регулирующие достаточно широкий круг общественных отношений, в том числе и отношений в сфере инноваций и инновационной деятельности. Характерным примером нормативного правового акта консолидированного характера, принятого Национальным собранием Республики Беларусь в рамках своей деятельности по реализации государственной инновационной политики, выступает Закон Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь». Указанный нормативный правовой акт является в настоящий момент основополагающим нормативным правовым актом Белорусского государства, регулирующим отношения в инновационной сфере [1].

В свою очередь, указы Президента Республики Беларусь, регламентирующие инновационные процессы, протекающие в белорусском обществе, имеют, как правило, более узкий, специфический предмет правового регулирования. В большинстве случаев соответствующие указы главы государства определяют отдельные параметры реализации инновационной политики Беларуси, предполагающие необходимость оперативного реагирования со стороны правотворческого субъекта. В частности, речь в данном случае идет о закреплении (а в случае необходимости об их оперативном изменении или дополнении) в национальном законодательстве республики норм:

1) предусматривающих конкретные меры по стимулированию, финансовому и иному обеспечению инновационной деятельности (например, Указ Президента Республики Беларусь «О некоторых мерах по стимулированию инновационной деятельности в Республике Беларусь» [23]);

2) регламентирующих частные вопросы развития инновационной инфраструктуры (например, Указ Президента Республики Беларусь «Об утверждении Положения о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры» [24]);

3) регламентирующих частные вопросы налоговой поддержки инновационной деятельности (например, Указ Президента Республики Беларусь «Об отдельных вопросах налогообложения резидентов парка высоких технологий» [25]);

4) регламентирующих частные вопросы стимулирования развития отдельных высокотехнологичных отраслей и производств (например, Указ Президента Республики Беларусь «О мерах по стимулированию производства лазер-но-оптической техники в Республике Беларусь» [26]);

5) регламентирующих частные вопросы стимулирования развития малого инновационного предпринимательства (например, Указ Президента Респуб-

лики Беларусь «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» [27]);

6) регламентирующих частные вопросы отношений интеллектуальной собственности (например, Указ Президента Республики Беларусь «О мерах по повышению эффективности использования объектов интеллектуальной собственности» [28]);

7) устанавливающих программные положения инновационного развития Белорусского государства (например, Указ Президента Республики Беларусь «О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы» [29]).

В рамках исследования роли и места Президента Республики Беларусь в системе реализации инновационной функции Белорусского государства необходимо учитывать такой важный фактор, как конституционные полномочия Президента Беларуси как гаранта реализации основных направлений внутренней и внешней политики государства, что имеет прямое отношение в том числе и к осуществлению инновационной политики. Как верно отмечает в данном контексте В. А. Абрамович, Президентом Республики Беларусь могут издаваться нормативные правовые акты, в известной мере «пересекающиеся» с законодательными актами белорусского парламента [30].

Вместе с тем сложившаяся в Республике Беларусь в настоящий момент практика правового регулирования общественных отношений в сфере инноваций и инновационной деятельности позволяет сделать вывод об отсутствии конкурирующей компетенции в ее традиционном понимании между главой государства и Национальным собранием Беларуси в вопросе регулирования указанных отношений. Положения действующих в республике применительно к инновационной сфере законов регулируют, как правило, те аспекты соответствующих общественных отношений, которые обусловлены реализацией долговременной инновационной политики Белорусского государства. При этом общественные отношения в инновационной сфере, урегулированные нормами законов, не подвергаются дополнительному регулированию указами Президента Беларуси.

В свою очередь, аспекты общественных отношений в инновационной сфере, обусловленные реализацией текущей инновационной политики Беларуси, в своем большинстве регулируются положениями указов главы государства. Национальное собрание Республики Беларусь не вторгается в данном случае в то правовое поле, которое очерчено тем или иным указом Президента Беларуси, регламентирующим определенные параметры реализации государственной инновационной политики.

Учитывая относительную новизну отношений в сфере инноваций и инновационной деятельности, по историческим меркам сравнительно недавно ставших предметом правового регулирования, есть все основания утверждать, что в настоящий момент в Республике Беларусь имеет место совместное освоение со стороны Президента и Парламента Беларуси обозначенных общественных отношений в контексте их законодательного регулирования. По сути дела, речь идет о восполнении каждым из двух указанных управомоченных на то субъектов правотворчества существующих пробелов в правовом регулировании отношений в инновационной сфере.

В целом, по результатам проведенного исследования, может быть сделан вывод о том, что государственно-властная деятельность Президента Республики Беларусь, ориентированная на поддержку создания, внедрения и использования передовых достижений научно-технического прогресса, занимает значимое место в системе реализации инновационной функции Белорусского государства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10 июля 2012 г. № 425-З (ред. от 11.05.2016 № 364-З) // СПС «КонсультантПлюс»: Беларусь. [Электронный ресурс] (дата обращения: 25.07.2018).

2. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // СПС «КонсультантПлюс»: Беларусь. [Электронный ресурс] (дата обращения: 25.07.2018).

3. О Президенте Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 21 февраля 1995 г. № 3602-Х11 (ред. от 06.10.2006 № 16-З) // СПС «КонсультантПлюс»: Беларусь. [Электронный ресурс] (дата обращения: 25.07.2018).

4. лагун Д. А. Правовые акты Президента Республики Беларусь: дис. ... канд. юрид. наук. Минск, 2002. 123 с.

5. лагун Д. А. Понятие правового акта главы государства // Проблемы развития юридической науки и совершенствования правоприменительной практики: сб. науч. тр. / редкол.: С. А. Балашенко [и др.]. Минск: Изд-во БГУ, 2005. С. 66-79.

6. лагун Д. А. Акты исполнительной власти, имеющие силу закона: сравнительно-правовой анализ // Право и демократия: сб. науч. тр. Вып. 17 / редкол.: В. Н. Бибило (гл. ред.) [и др.]. Минск: Изд-во БГУ, 2006. С. 3-21.

7. Об основах государственной научно-технической политики: Закон Республики Беларусь от 19 января 1993 г. № 2105-ХП (ред. от 11.05.2016. № 364-З) // СПС «Консультант-Плюс»: Беларусь. [Электронный ресурс] (дата обращения: 25.07.2018).

8. О научной деятельности: Закон Республики Беларусь от 21 октября 1996 г. № 708-ХШ (ред. от 11.05.2016. № 364-З) // СПС «КонсультантПлюс»: Беларусь. [Электронный ресурс] (дата обращения: 25.07.2018).

9. Гавриленко Д. А., Гавриленко С. Д. Административное право: учеб. пособие. Минск: Амалфея, 2002. 416 с.

10. Дворецкий и. Х. Латинско-русский словарь. М.: Русский язык, 1976. 1096 с.

11. локшина С. М. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1989. 620 с.

12. Дигесты Юстиниана: избранные фрагменты / пер. и примеч. И. С. Перетерского; под ред. Е. А. Скрипилева. М.: Наука, 1984. 456 с.

13. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / З. М. Черниловский [и др.]; под ред. З. М. Черниловского. М.: Юридическая литература, 1984. 472 с.

14. лагун Д. А. Юридический статус временных декретов // Вестник БГУ. Сер. 3. 2010. № 3. С. 85-89.

15. Конституции и законодательные акты буржуазных государств ХУ11-Х1Х веков. Англия, США, Франция, Италия, Германия: сб. докл. / сост. Н. Н. Блохин; под ред. П. Н. Га-ланзы. М.: Гос. изд-во юрид. лит-ры, 1957. 587 с.

16. Кукушкин Ю. С., чистяков О. и. Очерк истории советских конституций. М.: Политиздат, 1987. 364 с.

17. Широков А. т. ЦИК Белорусской ССР в 1919-1936 гг. / под ред. И. И. Потеружи. Минск: Наука и техника, 1979. 156 с.

18. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-З (ред. от 02.07.2009. № 31-З) // СПС «КонсультантПлюс»: Беларусь. [Электронный ресурс] (дата обращения: 25.07.2018).

19. О совершенствовании государственного управления в сфере науки: Декрет Президента Республики Беларусь от 5 марта 2002 г. № 7 (ред. от 16.02.2015. № 1) // СПС «КонсультантПлюс»: Беларусь. [Электронный ресурс] (дата обращения: 25.07.2018).

20. О предоставлении рассрочки уплаты налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования и запасных частей к нему: Декрет Президента Республики Беларусь от 13 июня 2001 г. № 16 (ред. от 27.03.2012. № 4) // СПС «КонсультантПлюс»: Беларусь. [Электронный ресурс] (дата обращения: 25.07.2018).

21. О Парке высоких технологий: Декрет Президента Республики Беларусь от 22 сентября 2005 г. № 12 (ред. от 21.12.2017. № 8) // СПС «КонсультантПлюс»: Беларусь. [Электронный ресурс] (дата обращения: 25.07.2018).

22. О развитии цифровой экономики: Декрет Президента Республики Беларусь от 21 декабря 2017 г. № 8 (ред. от 21.12.2017. № 8) // СПС «КонсультантПлюс»: Беларусь. [Электронный ресурс] (дата обращения: 25.07.2018).

23. О некоторых мерах по стимулированию инновационной деятельности в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 9 марта 2009 г. № 123 (ред. от 21.02.2014. № 92) // СПС «КонсультантПлюс»: Беларусь. [Электронный ресурс] (дата обращения: 25.07.2018).

24. Об утверждении Положения о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры: Указ Президента Республики Беларусь от 3 января 2007 г. № 1 (ред. от 12.03.2018. № 105) // СПС «КонсультантПлюс»: Беларусь. [Электронный ресурс] (дата обращения: 25.07.2018).

25. Об отдельных вопросах налогообложения резидентов парка высоких технологий: Указ Президента Республики Беларусь от 30 августа 2012 г. № 392 (ред. от 14.09.2017. № 326) // СПС «КонсультантПлюс»: Беларусь. [Электронный ресурс] (дата обращения: 25.07.2018).

26. О мерах по стимулированию производства лазерно-оптической техники в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 30 июня 2006 г. № 418 (ред. от 28.07.2014. № 380) // СПС «КонсультантПлюс»: Беларусь. [Электронный ресурс] (дата обращения: 25.07.2018).

27. О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства: Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 (ред. от 15.01.2016. № 9) // СПС «КонсультантПлюс»: Беларусь. [Электронный ресурс] (дата обращения: 25.07.2018).

28. О мерах по повышению эффективности использования объектов интеллектуальной собственности: Указ Президента Республики Беларусь от 26 мая 2011 г. № 216 (ред. от 26.05.2011. № 216) // СПС «КонсультантПлюс»: Беларусь. [Электронный ресурс] (дата обращения: 25.07.2018).

29. О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы: Указ Президента Республики Беларусь от 31 января 2017 г. № 31 (ред. от 13.06.2018. № 236) // СПС «КонсультантПлюс»: Беларусь. [Электронный ресурс] (дата обращения: 25.07.2018).

30. Абрамович В. А. Внешнеэкономическая функция Белорусского государства: дис. ... канд. юрид. наук. Минск, 2010. 133 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.