Научная статья на тему 'ПРЕЖДЕВРЕМЕННОЕ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ'

ПРЕЖДЕВРЕМЕННОЕ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
20
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕИСПОЛЬЗОВАНИЕ / ЗАЛЕСЕННЫЕ ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ / ПЕРЕВОД В ЛЕСНЫЕ ЗЕМЛИ / СПЛОШНАЯ И ВЫБОРОЧНАЯ РУБКА / ДРЕВЕСНАЯ РАСТИТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Румянцев Федор Полиектович

В статье раскрывается содержание нормативного регулирования использования лесов на заросших древесной растительностью в результате неиспользования земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, обосновывается поспешность в дозволении проводить сплошные и выборочные рубки на таких участках в целях заготовки древесины, формулируются предложения по оптимизации законодательного регулирования данного вопроса в целях обеспечения рационального использования лесных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Румянцев Федор Полиектович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREMATURE FOREST MANAGEMENT

The article reveals the content of the normative regulation of the use of forests on overgrown with woody vegetation as a result of the non-use of land plots from the composition of agricultural lands, justifies the haste in allowing clear and selective felling in such areas for timber harvesting, formulates proposals to optimize the legislative regulation of this issue in order to ensure the rational use of forest resources.

Текст научной работы на тему «ПРЕЖДЕВРЕМЕННОЕ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ»

Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право

DOI 10.47643/1815-1337_2022_3_202

ПРЕЖДЕВРЕМЕННОЕ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ PREMATURE FOREST MANAGEMENT

РУМЯНЦЕВ Федор Полиектович,

доцент кафедры трудового и экологического права

Национально-исследовательского Нижегородского Государственного университета им. Н.И. Лобачевского. 603022, Россия, Нижегородская обл., г. Нижний Новгород, проспект Гагарина, 23. E-mail: odo-328@mail.ru;

RUMYANTSEV Fedor Poliektovich,

Associate Professor of the Department of Labor and Environmental Law National Research Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky. 23 Gagarin Avenue, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod region, 603022, Russia. E-mail: odo-328@mail.ru

Краткая аннотация: в статье раскрывается содержание нормативного регулирования использования лесов на заросших древесной растительностью в результате неиспользования земельных участках из состава земель сельскохозяйственного назначения, обосновывается поспешность в дозволении проводить сплошные и выборочные рубки на таких участках в целях заготовки древесины, формулируются предложения по оптимизации законодательного регулирования данного вопроса в целях обеспечения рационального использования лесных ресурсов.

Abstract: the article reveals the content of the normative regulation of the use of forests on overgrown with woody vegetation as a result of the non-use of land plots from the composition of agricultural lands, justifies the haste in allowing clear and selective felling in such areas for timber harvesting, formulates proposals to optimize the legislative regulation of this issue in order to ensure the rational use of forest resources.

Ключевые слова: неиспользование, залесенные земельные участки, перевод в лесные земли, сплошная и выборочная рубка, древесная растительность.

Keywords: non-use, forested land, transfer to forest land, clear and selective felling, woody vegetation.

Дата направления статьи в редакцию: 25.12.2021

Дата публикации: 31.03.2022

Одним из результатов проведения земельной реформы, начавшейся в 1990-ые годы, стало массовое выбытие из хозяйственного использования земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения. Этот процесс был обусловлен целым рядом причин, среди которых наиболее значимыми выступали такие факторы, как разорение реорганизованных сельскохозяйственных предприятий, оказавшихся в условиях отсутствия государственных дотаций и дисбаланса цен на технику, удобрения, топливо с одной стороны и на производимую сельскохозяйственную продукцию - с другой на грани прекращения своей производственной деятельности. Введенный в тот период льготный таможенный режим ввоза импортных продовольственных товаров, покупная стоимость которых ставила отечественных товаропроизводителей в неконкурентоспособное положение и как следствие усугублялось финансовое состояние сельскохозяйственных корпоративных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств, приводя к «сворачиванию» реального производства и вынужденному прекращению использования сельхозугодий. Первая волна массового разорения отечественных сельхоз-товаропроизводителей отмечалась в 1995году. В начальный период аграрной реформы прекратили свою хозяйственную деятельность значительная часть сельскохозяйственных организаций, сельхозугодья которых в большинстве случае переставали обрабатываться и начинали выходить их активного производственного использования. Усиление масштабов неиспользования сельскохозяйственных земель в значительной степени обуславливалось развернувшимся на тот момент времени процессом паевизации земель. Став собственниками земельных долей многие правообладатели не знали каким образом распорядиться своими правомочиями, земельное законодательство находилось в стадии формирования, было очень противоречивым и запутанным. Многие фермерские хозяйства, создававшиеся в начале реформы на основе выделенных имущественных паев и земельных долей при реорганизации коллективных хозяйств, столкнувшись с тяжелыми материально-финансовыми проблемами ликвидировались через незначительный отрезок времени с начала своей хозяйственной деятельности, а их земли в большинстве случаев приходили в запустение1.

Процесс увеличения площади неиспользуемых сельскохозяйственных земель продолжался до ввода экономических санкций против нашей страны и вынужденного перехода к политике импортозамещения. Именно данный фактор позволил продемонстрировать высокий производственный потенциал отечественного аграрного производства, способного стабильно обеспечивать страну в необходимым объемах производством качественного сельскохозяйственного продовольствия и высоким потенциалом наращивания производства зерна злаковых и иных культур на импорт при условии правильной государственной политики, направленной на поддержку и развитие собственного сельхозпроизводства.

Следует отметить, что и до введения экономических санкций государство предпринимало определенные попытки сокращения площадей неиспользуемых сельхозугодий и возвращения их в целевое производственное использование2. Основные меры, направленные на приостановление процесса выбытия земель сельскохозяйственного назначения из хозяйственного оборота были обозначены в Послании Президента РФ Федеральному собранию 3-го декабря 2015года. Однако, должного позитивного эффекта эти меры не обеспечили. Площади неиспользуе-

1 Устюкова В.В. Развитие правового статуса сельскохозяйственных товаропроизводителей: поиски решений. В Материалах 11-ой Международной научно-практической конференции «Современные тенденции развития экологического, земельного и аграрного права».- М. : Институт государства и права РАН, 2020. -С. 309-316

2 Навасардова Э.С., Нутрихин Р.В. Принудительное изъятие земельного участка как санкция земельно-правовой ответственности в России и странах Евразийского экономического союза. Гуманитарные и юридические исследования. 2020. № 4. С. 165-170.

Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право

мых сельхозземель продолжают увеличиваться и по настоящее время1. По разным источникам2, они составляют порядка 40-50 млн. га. В большинстве регионов России, за исключением степной почвенно-климатической зоны неиспользуемые сельхозугодья продолжают зарастать древесной растительностью. За прошедшие почти тридцать лет неиспользования бывшие поля разорившихся сельхозпредприятий превратились фактически в лесные территории, сомкнувшись с лесами государственного лесного фонда, но при этом по-прежнему формально продолжают относиться к землям сельскохозяйственного назначения. Неоправданно затянувшаяся проблема решения вопроса по переводу заросших сельхозземель в земли лесного фонда требует своего надлежащего разрешения. Главную роль в разрешении указанной ситуации должно взять на себя государство, у которого есть все необходимые правовые механизмы3 по передаче земельных участков (е-иге сельскохозяйственного назначения в (е^аИо лесные земли. Эта мера, хотя и с запозданием, но должна быть принята в силу свое объективной необходимости. Инициативу в надлежащем урегулировании этого важного вопроса должны проявить профильные ведомства: Минсельхоз и Рослесхоз РФ. Убежден, что решение указанной проблемы должно выражаться в формировании сведений о границах зелесенных сельхозугодий в пределах площади общедолевого земельного участка и принятии решения о их передаче в лесные земли. Законодательно эти предложения должны быть закреплены посредством внесения дополнений в Федеральный закон от 24.07.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» №101-ФЗ4 с формулировкой об обязывании территориальных подразделений Министерства сельского хозяйства РФ совместно с Рослесхозом РФ начать в установленные сроки формирование земельных участков в границах сельскохозяйственных земель, заросших на 50 и более процентов древесной растительностью с постановкой их на государственный кадастровый учет и регистрации права государственной собственности на основании принятых решений высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации о переводе образованных залесенных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда с внесением соответствующих записей в ЕГРН. При этом формирование новых «лесных» участков будет вполне достаточным без проведения таксационных работ и иных лесоустроительных мероприятий, поскольку на данном этапе развития древесной растительности на вновь образуемом земельном участке целесообразнее не допускать выборочных рубок древесины. В этот момент главная задача должна заключаться в изменении целевого назначения заросшего древесной растительностью земельного участка и его индивидуализации. Впоследствии, при очередном проведении планового лесоустройства на территории субъекта Федерации будут произведены все необходимые лесоустроительные работы на вновь сформированных (прирезанных) лесных участках с занесением полученных учетно-таксационных сведений в лесной реестр для осуществления планирования в их границах того или иного вида лесопользования согласно разработанному и утвержденному лесному плану.

Главная проблема в решении данного вопроса заключается в источнике финансирования на выполнение кадастровых работ при определении границ намеченных к переводу частей общеконтурных земельных участков сельхозземель в лесные участки. Считаю, что в сложившейся ситуации вполне приемлемым будет вариант с использованием существующих кадастровых сведений5 по тем сельхозпредприятиям, которые фактически и формально-юридически прекратили свою хозяйственную деятельность. По остальным категориям хозяйств потребуется проведение кадастровых работ для установления границ заросших площадей сельхозугодий, но данные затраты, безусловно, окупятся в процессе последующего использования лесов на вновь прирезанных лесных участках.

Следует отметить, что принятое 21.09.2020 постановление Правительства РФ N1509 «Об особенностях использования, охраны, за-

6 -

щиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения» вызвало активный интерес к использованию заросших древесной растительностью сельхозземель. Такой спонтанный интерес обусловлен. По моему мнению, содержащимся в указанном постановлении дозволении проводить сплошные и выборочные рубки на таких земельных участках. Коммерческая составляющая заинтересованных лиц данного вида использования залесенных земельных участков сельскохозяйственного назначения заключается в возможности безвозмездной вырубки произрастающей древесины для заготовки дров. В условиях современной дороговизны всех видов древесины, включая и дровяную данный вид лесопользования будет вполне рентабельным. Однако, предполагаемая доходность от вырубки древесины на дрова будет кратковременной, поскольку древесина на таких участках не достигла даже возраста приспевающей зрелости. К примеру, если продуктивную зрелость береза достигает на 61-ый год, то возраст лесов на заросших сельхозземлях, передаваемых согласно указанному постановлению под вырубку составляет не более 30 лет. В связи с чем данное нормативное дозволение не обеспечивает ни с какой-либо правовой позиции хозяйственную целесообразность использования указанных лесных ресурсов. Более того, земельные участки, с которых будет вырублена произрастающая древесина, несмотря на то, что заготовитель-правообладатель будет обязан произвести в их границах культур-технические мероприятия не будут представлять производственного интереса для дальнейшего использования в целях возделывания сельскохозяйственных культур. Такие участки потребуют раскорчевки и нескольких лет проведения коренной мелиорации для приведения поверхностного почвенного горизонта

сов.отв. редакторы: Н. Г. Жаворонкова, Н. П. Воронина; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина. Москва, 2021. С. 168-172.

Самончик О.А. Государственный земельный надзор в рамках реформы контрольной и надзорной деятельности. В Материалах 11-ой Международной научно-практической конференции «Современные тенденции развития экологического, земельного и аграрного права».- М. : Институт государства и права РАН, 2020. -С.231-238.

4 Федеральный закон от 24.07.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»// СПС КонсультантПлюс

5 Землякова Г.Л. Правовые последствия внесения в единый государственный реестр недвижимости записи о запрете регистрационных действий в отношении неиспользуемого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2019. № 6 (213). С. 100-109.

6 Постановление Правительства РФ от 21.09.2020 «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения» №1509//СПС КонсультантПлюс

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 3(207)

в пригодное для выращивания сельскохозяйственных культур состояние. Можно с уверенностью сказать, что такие участки в абсолютном большинстве случаев будут невостребованными по причине своей технологической непригодности. Максимум, что будет выполнено правообладателем на вырубленной площади - это сжигание валов сучьев выпиленной древесины с последующей вспашкой участка лесными плугами. Данная территория будет пригодна для лесовосстановления, но не для возделывания сельскохозяйственных культур.

Анализируя содержание Постановления Правительства РФ №1509 можно подчеркнуть, что указанный нормативно-правовой акт не обременяет правообладателя земельного участка обязанностями, которые присущи классическому использованию лесов в целях заготовки древесины. В частности, отсутствует обязывание произвести учетно-таксационные мероприятия произрастающей древесины перед началом освоения участка. Прямо указывается на освобождение правообладателя осваиваемого земельного участка от обязанности подготовки проекта освоения лесов, заполнения и подачи в районные лесничества лесной декларации, а также составления отчетов о фактическом использовании лесов, выполнении мероприятий по их охране, защите от пожаров, вредителей и болезней. Правообладатель обязан лишь уведомить (п.7 Постановления №1509) территориальное управление (министерство) сельского хозяйства об осуществлении заготовки древесины, а после завершения вырубки древесины правообладатель проинформировать об объемах заготовленной древесины. Данную информацию правообладатель предоставляет по своему усмотрению, поскольку никакого первичного учета запасов древесины, произрастающей на этом земельном участке никем не производилось. Из содержания пунктов 21-24 сделать вывод, что правообладатель априори признается и собственником древесины, произрастающей на выделенном земельном участке. Какова же природа данного основания признания права собственности на выросшую древесину. Собственник земельной доли на протяжении более двадцати лет не знал где находится его земельная доля, а после 21.09.2020 года решил ее выделить и именно в залесенной части общедолевого земельного участка. Следует указать, что сомнительна сама возможность выдела земельной доли именно в границах заросший лесной древесной растительностью части общеконтурного земельного участка. Какое сельское хозяйство можно вести в лесу? При надлежащем законодательном регулировании такие залесенные части общедолевых земельных участков сельскохозяйственного назначения должны были в императивном порядке в силу прямого указания закона признаваться неиспользуемыми и переводиться в лесные участки с отнесением в государственный лесной фонд. Однако, прямого запрета на выдел земельной доли в залесенной части общеконтурного земельного участка действующая редакция Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» по настоящее время не содержит, что позволяет собственнику земельной доли в праве общей собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения произвести такой выдел в любой его части. Считаю, что данный законодательный проблем следует урегулировать в целях обеспечения рационального использования лесных ресурсов. произрастающих на землях сельскохозяйственного назначения.

Библиогра фия:

1. Устюкова В.В. Развитие правового статуса сельскохозяйственных товаропроизводителей: поиски решений. В Материалах 11-ой Международной научно-практической конференции «Современные тенденции развития экологического, земельного и аграрного права».- М. : Институт государства и права

2.

3.

Навасардова Э.С., Нутрихин Р.В. Принудительное изъятие земельного участка как санкция земельно-правовой ответственности в России и странах

Евразийского экономического союза. Гуманитарные и юридические исследования. 2020. № 4. С. 165-170.

Липски С.А. "Работа" муниципалитетов с бывшими невостребованными земельными долями как фактор устойчивого развития сельских территорий. В

сборнике: Роль местного самоуправления в развитии государства на современном этапе. Материалы VI Международной научно-практической конфе-

ренции. Москва, 2021. С. 400-403.

4. Выпханова Г.В. Проблемы и перспективы стратегического планирования в области земельных отношений. В книге: Материалы круглых столов он-лайн.сборник тезисов.отв. редакторы: Н. Г. Жаворонкова, Н. П. Воронина; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации; Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина. Москва, 2021. С. 168-172.

5. Самончик О.А. Государственный земельный надзор в рамках реформы контрольной и надзорной деятельности. В Материалах II-ой Международной научно-практической конференции «Современные тенденции развития экологического, земельного и аграрного права».- М. : Институт государства и права РАН, 2020. -С.231-238.

6. Федеральный закон от 24.07.2002 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»// СПС КонсультантПлюс

7. Землякова Г.Л. Правовые последствия внесения в единый государственный реестр недвижимости записи о запрете регистрационных действий в отношении неиспользуемого земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2019. № 6 (213). С. 100-109.

References (transliterated):

1. Ustyukova V.V. Razvitie pravovogo statusa sel'skohozyajstvennyh tovaroproizvoditelej: poiski reshenij. V Materialah Il-oj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Sovremennye tendencii razvitiya ekologicheskogo, zemel'nogo i agrarnogo prava».- M. : Institut gosudarstva i prava RAN, 2020. -S. 309-316

2. Navasardova E.S., Nutrihin R.V. Prinuditel'noe iz"yatie zemel'nogo uchastka kak sankciya zemel'no-pravovoj otvetstvennosti v Rossii i stranah Ev-razijskogo ekonomicheskogo soyuza. Gumanitarnye i yuridicheskie issledovaniya. 2020. № 4. S. 165-170.

3. Lipski S.A. "Rabota" municipalitetov s byvshimi nevostrebovannymi zemel'nymi dolyami kak faktor ustojchivogo razvitiya sel'skih territorij. V sbornike: Rol' mestnogo samoupravleniya v razvitii gosudarstva na sovremennom etape. Materialy VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konfe-rencii. Moskva, 2021. S. 400-403.

4. Vyphanova G.V. Problemy i perspektivy strategicheskogo planirovaniya v oblasti zemel'nyh otnoshenij. V knige: Materialy kruglyh stolov on-lajn.sbornik tezisov.otv. redaktory: N. G. ZHavoronkova, N. P. Voronina; Ministerstvo nauki i vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii; Mos-kovskij gosudarstvennyj yuridicheskij universitet imeni O. E. Kutafina. Moskva, 2021. S. 168-172.

5. Samonchik O.A. Gosudarstvennyj zemel'nyj nadzor v ramkah reformy kontrol'noj i nadzornoj deyatel'nosti. V Materialah Il-oj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Sovremennye tendencii razvitiya ekologicheskogo, zemel'nogo i agrarnogo prava».- M. : Institut gosudarstva i prava RAN, 2020. -S.231-238.

6. Federal'nyj zakon ot 24.07.2002 «Ob oborote zemel' sel'skohozyajstvennogo naznacheniya»// SPS Konsul'tantPlyus

7. Zemlyakova G.L. Pravovye posledstviya vneseniya v edinyj gosudarstvennyj reestr nedvizhimosti zapisi o zaprete registracionnyh dejstvij v ot-noshenii neispol'zuemogo zemel'nogo uchastka iz zemel' sel'skohozyajstvennogo naznacheniya // Imushchestvennye otnosheniya v Rossijskoj Federacii. 2019. № 6 (213). S. 100-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.