Научная статья на тему 'ПРЕЗЕНТАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ПЕЧАТНЫХ СМИ'

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ПЕЧАТНЫХ СМИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
11
7
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социокультурное пространство / поликультурный регион / медиатекст / региональные СМИ / Республика Крым / sociocultural space / multicultural region / media text / regional media / Republic of Crimea

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сурган Марина Александровна

В статье анализируются особенности представления социокультурного пространства Крыма в региональных СМИ. Массмедиа оказывают активное влияние на социокультурное пространство региона, поскольку последнее формируется именно в коммуникативной среде. Освещение особенностей региональной культуры в СМИ рассматривается как способ повышения уровня этнокультурной грамотности в местном сообществе. Автор выделяет ключевые темы, отражающие особенности презентации социокультурного пространства Республики Крым в журнале «Наш Крым». Среди доминирующих тем выделяются деятельность музеев, национальные и конфессиональные праздники, концерты и фестивали. В целом издание транслирует идею исторически сложившегося межнационального и межконфессионального добрососедства. В исследовании отмечается, что жанровая палитра материалов формируется преимущественно информационными жанрами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the features of Crimean socio-cultural space presentation in regional media. Mass media influence on the sociocultural space of the region, since the latter is formed in the communicative environment. Coverage of of regional culture features in the media is considered as a way to increase the level of ethnocultural literacy in the local community. The author highlights key topics that reflect the features of the presentation of the socio-cultural space of the Republic of Crimea in the magazine “Our Crimea”. The dominant topics include the activities of museums, national and religious holidays, concerts and festivals. In general, the publications convey the idea of historically established interethnic and interfaith good neighborliness. The study notes that the genre palette of materials is formed mainly by information genres.

Текст научной работы на тему «ПРЕЗЕНТАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ПЕЧАТНЫХ СМИ»

пересмотреть контент план, стратегию, методы рекламы и другие аспекты. Важно быть гибким и адаптироваться к изменениям.

Измерение и анализ эффективности являются непременным этапом в разработке стратегии продвижения в социальных сетях. Эти действия помогают оптимизировать усилия, максимизировать результаты и достичь поставленных целей.

Стоит понимать, что многие представители малого бизнеса уже используют социальные сети для продвижения. Соответственно, в современном мире, игнорируя эти методы, гораздо труднее быть конкурентоспособным. Продвижение в социальных сетях постепенно трансформируется из конкурентного преимущества в необходимость.

Выводы. Таким образом, продвижение в социальных сетях действительно стало ключевым фактором повышения конкурентоспособности малого бизнеса. Однако, успех зависит от правильно разработанных стратегий, релевантного контента и постоянного внимания к потребностям аудитории. Также важно систематически анализировать и измерять результаты, чтобы корректировать стратегию. С учетом этих факторов, малый бизнес может успешно использовать социальные сети для укрепления своей позиции на рынке и увеличения конкурентоспособности.

Список литературы:

1. Акулич, М.В. Интернет-маркетинг: учебник / М.В. Акулич. - 2-е изд., переем. -Москва: Дашков и К°, 2021. - 346 е.: табл. - (Учебные издания для бакалавров). - Режим доступа: по подписке. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=684274 (дата обращения: 20.11.2023). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-394-04250-8. - Текст: электронный.

2. Быкова, Е.В. SMM-эффективный инструмент продвижения в цифровую эпоху PR/ Е.В. Быкова // Российская школа связей с общественностью. - 2015. - №. 7. -С. 84-89

3. Интернет-маркетинг: учебник для вузов/ О.Н.Жильцова [и др.]; под общей редакцией О.Н. Жильцовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 335 с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-15098-8. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/510958 (дата обращения: 01.11.2023).

4. Катаев, A.B. Интернет-маркетинг: учебное пособие / A.B. Катаев, Т.М. Катаева; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Южный федеральный университет, Инженерно-технологическая академия. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Южный федеральный университет, 2018. - 154 е.: ил. - Режим доступа: по подписке. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=499687 (дата обращения: 01.11.2023). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-9275-2673-4. - Текст: электронный.

5. Шевченко, Д.А. Цифровой маркетинг: учебник: [16+] / Д.А. Шевченко. - Москва: Директ-Медиа, 2022. - 185 е.: ил., табл. - Режим доступа: по подписке. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=686507 (дата обращения: 01.11.2023). -Библиогр.: с. 174. - ISBN 978-5-4499-3059-0. - Текст: электронный.

УДК 316.334.55/.56:061.22:070(470-321.9)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ В РЕГИОНАЛЬНЫХ ПЕЧАТНЫХ СМИ

Сурган Марина Александровна,

преподаватель кафедры журналистики ГБОУВО PK «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

Аннотация. В статье анализируются особенности представления социокультурного пространства Крыма в региональных СМИ. Массмедиа оказывают активное влияние на социокультурное пространство региона, поскольку последнее формируется именно в коммуникативной среде. Освещение особенностей региональной культуры в СМИ рассматривается как способ повышения уровня этнокультурной грамотности в местном

сообществе. Автор выделяет ключевые темы, отражающие особенности презентации социокультурного пространства Республики Крым в журнале «Наш Крым». Среди доминирующих тем выделяются деятельность музеев, национальные и конфессиональные праздники, концерты и фестивали. В целом издание транслирует идею исторически сложившегося межнационального и межконфессионального добрососедства. В исследовании отмечается, что жанровая палитра материалов формируется преимущественно информационными жанрами.

Ключевые слова: социокультурное пространство, поликультурный регион, медиатекст, региональные СМИ, Республика Крым.

Annotation. The article analyzes the features of Crimean socio-cultural space presentation in regional media. Mass media influence on the sociocultural space of the region, since the latter is formed in the communicative environment. Coverage of of regional culture features in the media is considered as a way to increase the level of ethnocultural literacy in the local community. The author highlights key topics that reflect the features of the presentation of the socio-cultural space of the Republic of Crimea in the magazine "Our Crimea". The dominant topics include the activities of museums, national and religious holidays, concerts and festivals. In general, the publications convey the idea of historically established interethnic and interfaith good neighborliness. The study notes that the genre palette of materials is formed mainly by information genres.

Key words: sociocultural space, multicultural region, media text, regional media, Republic of Crimea.

Постановка проблемы. Значимым аспектом формирования модели мира человека выступает социокультурное пространство, которое отражает систему социальных и культурных аспектов жизни общества. Культура при этом выступает как система ценностей, норм, убеждений, предметных символов, обеспечивающая консолидацию социума [5]. Особенности социокультурного пространства определяются социальными, культурными, природными факторами, оказывающими влияние на функционирование культуры на конкретной территории. B.C. Шмаков, характеризуя социокультурное пространство, акцентирует внимание на том, что оно формируется в результате человеческих взаимоотношений, создает условия, необходимые для воспроизведения культур, и задает границы изменений, в рамках которых может сохраняться целостность и специфичность каждой социокультурной системы. Таким образом, пространство социокультуры выступает способом реализации основополагающих смыслов, идей, традиций, символов. Кроме того, оно является важным инструментом социальной регуляции благодаря способности транслировать ключевые ценностные установки даже в условиях трансформации социальных и культурных условий [10].

СМИ оказывают активное влияние на социокультурное пространство, поскольку последнее формируется именно в коммуникативной среде [3]. Воздействие СМИ связано с выполняемыми ими задачами по производству, воспроизводству, трансляции знаний, культурного опыта и традиций. Признавая, что аналогичные задачи стоят и перед другими социокультурными институтами, в том числе научными и образовательными, следует отметить специфические свойства СМИ: присущую им роль общего носителя знаний, ориентированность на массовую аудиторию, открытость, добровольность получения информации, особый характер отношений между адресантом и адресатом. Важными факторами являются также широкий охват и продолжительность воздействия СМИ на аудиторию [9].

Социокультурное пространство является основой для формирования особого типа идентичности - социокультурной идентичности, которая основывается на сочетании индивидуального и социального отношения к культуре и может быть определена как степень отождествления себя и принятия личностью конкретной культуры и ценностей [8]. В ходе процессов глобализации интенсифицируется взаимодействие различных культур, активизируются процессы межкультурной коммуникации, возрастает востребованность идей культурного плюрализма. Среди негативных последствий глобализации исследователи называют ослабление процессов этнокультурного самоопределения, уменьшение идентификационных возможностей культуры в силу ослабления связи с ней индивидов. Но одновременно наблюдается и противоположная

тенденция: в ответ на глобализацию культурного пространства появляется общественный запрос на возрождение локальной культуры и - как следствие - актуализацию локальной культурной идентичности [6]. Для поликультурных регионов с присущим им этническим, социальным и культурным разнообразием важной становится идея признания ценности каждого этноса и самобытности его культуры. Влияние на формирования культурной идентичности в поликультурном регионе оказывает и общее историческое прошлое регионального сообщества [2]. Историческое наследие и историческая память в значительной степени определяют субъективное восприятие региона, а объекты культурного наследия могут выступать символами идентичности [4].

Изложение основного материала. Республика Крым является полиэтничным регионом, на территории которого проживают представители 175 народов. Региональные СМИ Крыма способствуют созданию условий для развития культуры, языка и традиций представителей различных этносов, проживающих на полуострове. Л.Г. Егорова, анализируя особенности репрезентации крымской региональной идентичности в медиадискурсе Республики Крым, приходит к выводу, что СМИ полуострова акцентируют внимание аудитории на признаках общей ментальности, что отражает процесс становления крымской идентичности, формирующейся не столько на основе национальной принадлежности индивидов, сколько исходя из осознания причастности и чувства привязанности к своему региону. При этом, отмечает исследователь, в местных СМИ проявляются особенности истории региона и сложившегося культурного кода [7].

Отметим, что освещение особенностей региональной культуры в СМИ поликультурного региона следует рассматривать как способ трансляции знаний о ней и повышения уровня этнокультурной грамотности в обществе. Так, материалы об этнических культурах оказывают значительное влияние на восприятие обществом «портрета» этносов. Проследим это на примере публикаций культурно-просветительского журнала «Наш Крым», который издается с 2016 года и вносит значимый вклад в освещение культуры этносов Крыма. Проведенное нами исследование публикаций журнала «Наш Крым» за период с 2019 по 2020 год (общий объем выборки составил 305 медиатекстов) позволило выделить ключевые тематические направления, отражающие особенности социокультурного пространства республики.

Одной из наиболее востребованных тем является освещение выставок и деятельности музеев Крыма (39 публикаций за анализируемый период), например: Крымчаки находят в музее свои корни (Наш Крым, №3, 2019); Картины, наполненные радужным светом. Персональная выставка работ заслуженного художника РК Валентина Перевозчикова, отметившего недавно свой 80-летний юбилей, состоялась в Евпаторийском краеведческом музее (Наш Крым, №4, 2021).

Значимой является также тема национальных и конфессиональных праздников (37 публикаций), например: Хыдырлез объединил тысячи людей (Наш Крым, №2, 2019); Когда урожай в закромах, будет и песня. Во дворе храма - кенассы крымские караимы отметили праздник урожая - Оракъ тойу (Наш Крым, №4, 2019). Освещает издание и общегосударственные праздники (10 публикаций), например: Шагает Первомай по столице Крыма (Наш Крым, №2, 2019). В рамках данного тематического направления стоит отметить внимание издания к мероприятиям, посвященным Дню Победы - Парад Победы: не рвется связь времен (Наш Крым, №3, 2019).

Значительное количество публикаций (34 медиатекста) посвящено концертам и фестивалям: Парад культур идёт по Крыму. Соцветие культур Крыма - это один из наиболее ярких фестивалей, проходящих в Крыму. Несмотря на свою молодость, он успел завоевать большую популярность и признание среди крымчан (Наш Крым, №2, 2019); «Заповедный сувенир» в Ялте. Второй Всероссийский фестиваль народных художественных промыслов состоялся на набережной города Ялты (Наш Крым, №4, 2021).

Находят отражение на страницах издания и официальные мероприятия, посвященные вопросам развития культуры, этнических сообществ, межнационального согласия (конференции, круглые столы и др.). За анализируемый период выделено 30 публикаций данной тематики, например: Один дух и много дел для всех. Ответы на многие современные вызовы жителям полуострова дали участники конференции «Поликультурный Крым - основа межнационального согласия» (Наш Крым, №2, 2019);

Взаимопонимание и доверие как основа сохранения мира и добрососедства. В Симферополе прошел «круглый стол», посвященный роли общественной дипломатии в укреплении дружбы и взаимопонимания между народами (Наш Крым, №2, 2019).

Поскольку издание ориентировано на освещение этнических культур полуострова, значительное внимание уделяется теме деятельности национально-культурных обществ и автономий (30 материалов), например: Обществу «Крымчахлар» - 30 лет (Наш Крым, №4, 2019); Сохранили свою самобытность. Региональная немецкая национально-культурная автономия Республики Крым встретила свое 31-летие (Наш Крым, №4, 2020), а также мероприятиям, проводимым в рамках дней культуры этносов (24 публикации), например, Место духовной силы и единения. В рамках Дней греческой культуры тематические встречи, приуроченные событиям Великой Отечественной войны, объединили представителей греческих общин и друзей из многонациональной крымской семьи (Наш Крым, №4, 2020). Следует также отметить просветительские статьи о традициях, истории, культуре этносов, проживающих в Крыму. За анализируемый период выявлено 13 таких материалов, например: Караимский брачный договор (шетар): возрождение традиции в Крыму (Наш Крым, №1, 2019); Русские Крыма (Наш Крым, №3, 2021).

В журнале поднимается и тема памятных дат, связанных с историческими событиями и проводимыми мероприятиями (22 медиатекста): И небо плакало... Отмечать День памяти евреев и крымчаков стало неизменной традицией всех крымчан независимо от их национальности и вероисповедания, поскольку это наша общая боль (Наш Крым, №1,

2019); Память о них живёт... Вечером 7 мая в селе Мирное Симферопольского района состоялась ежегодная патриотическая акция «Зажги свечу памяти» (Наш Крым, №2, 2019).

Представлены в издании и публикации о выдающихся исторических личностях и современниках (18 материалов), например: Высота Николая Арендта (Наш Крым, №3,

2020); Семен Дуван: Евпаторийская мечта (Наш Крым, №4, 2020).

Значимыми являются также темы издания книг (18 публикаций), например: Рождение книги - праздник (Наш Крым, №1, 2019); Книга - окно в мир (Наш Крым, №2,

2021); проблемы развития и популяризация языков народов Крыма (9 публикаций), например: О Родине скажу на родном языке (Наш Крым, №2, 2019), а также деятельность этнических СМИ (6 публикаций), например: 100-летний юбилей крымскотатарской газеты «Янъы Дюнья» (Наш Крым, №1, 2019); Судьба, неотделимая от Крыма. Вышли первые номера журнала «Крим сьогодм» и газеты «Кримський в1сник» (Наш Крым, №3, 2020).

Журналисты издания освещают конкурсы и игры, нацеленные на воспитание патриотизма и пропаганду межэтнической толерантности (5 материалов), например:

Заряд бодрости и энергии. Вмежнациональной интеллектуальной игре «Дела семейные», состоявшейся 27 ноября в Симферополе, приняли участие пять семейных команд различных национальностей (Наш Крым, № 4, 2020).

Отметим небольшое количество публикаций о театральном искусстве (5 медиатекстов) и спортивных мероприятиях (5 медиатекстов), например: Спорт содействует народной дипломатии (Наш Крым, №3, 2020); Объединяет всех футбол (Наш Крым, №4, 2020). При этом даже при освещении спортивных соревнований в издании делается акцент на их вклад в гармонизацию межэтнических отношений: Турнир по мини-футболу на Кубок главы администрации города Симферополя был направлен на формирование спортивных традиций, пропаганду здорового образа жизни и добрососедских отношений между представителями разных национальностей, проживающих на Крымском полуострове (Наш Крым, №4, 2020).

Процентное соотношение количества материалов разных тематических направлений представлено на диаграмме 1.

■ Официальные мероприятия

■ Концерты и фестивали

■ Национальные и конфессиональные праздники Деятельность национально-культурных обществ

■ Издание книг

■ Памятные даты

Выставки и деятельность музеев

■ Мероприятия в рамках дней культуры этноса Конкурсы и игры

Этнические СМИ

■ Театральное искусство

Выдающиеся исторические личности и современники Традиции, история, культура этносов Спортивные мероприятия Государственные праздники Популяризация языков народов Крыма

Диаграмма 1. Доля материалов разных тематических направлений в журнале «Наш Крым»

Как видно из диаграммы, наибольшее количество публикаций относится к следующим тематическим направлениям: выставки и деятельность музеев (13%), национальные и конфессиональные праздники (12%), концерты и фестивали (11%), официальные мероприятия и деятельность национально-культурных обществ и автономий (по 10%).

Важным в исследовании специфики отражения социокультурного пространства региона представляется также анализ жанровой специфики публикаций. Поскольку качественное освещение данной тематики требует от журналистов использования достаточно широкой жанровой палитры, включающей как жанры информационной и аналитической групп, так и художественно-публицистической. При этом ученые отмечают, негативные тенденции уменьшения жанрового разнообразия медиатекстов культурной тематики [1]. Проведенный нами анализ позволяет прийти к выводу, что данные тенденции наблюдаются и в журнале «Наш Крым» (см. Таб. 1). В анализируемый период в издании использовались преимущественно жанры информационной группы, к ним можно отнести 247 материалов, что составляет 81%от общего числа медиатекстов.

Таблица 1

Жанровая палитра журнала «Наш Крым»

Жанр Количество материалов Доля от общего числа публикаций

заметка 70 23%

интервью 25 8%

некролог 2 1%

отчет 28 9%

очерк 14 5%

расширенная заметка 40 13%

репортаж 107 35%

статья 19 6%

Наиболее востребованными жанрами являются репортаж, доля публикаций данного жанра составляет 35% от всего массива текстов, а также заметка и расширенная заметка (в совокупности 110 материалов, 36%). Часто журналисты издания обращаются к жанру отчета (28 материалов, 9%) и интервью (25 материалов, 8%).

Преобладание информационных жанров позволяет говорить об акцентировании внимания на фактической составляющей событий. При этом наблюдается дефицит аналитических материалов и просветительских художественно-публицистических текстов, которые способствовали бы лучшему пониманию аудиторией истории, культуры, традиций народов.

Выводы. В качестве выводов отметим, что тематический спектр журнала «Наш Крым» отражает ключевые аспекты культурного развития этносов Крыма, при этом основное внимание уделяется освещению культурных событий полуострова. Издание транслирует идею уважительного отношения к представителям разных культур, исторически сложившегося на полуострове межнационального и межконфессионального добрососедства, что способствует гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Крым. Позитивную роль в повышении эффективности конструирования в крымском медиадискурсе социокультурного пространства республики могли сыграть расширение тематической и жанровой палитры, в том числе за счет объясняющих жанров, содержащих аналитическую составляющую, нацеленную на осмысление культурных явлений, поскольку на данный момент наблюдается доминирование жанров информационной группы.

Список литературы:

1. Вокуев, Н.Е. Рынок культурных медиа в России: тенденции и структура / Н.Е. Вокуев // Журнал интегративных исследований культуры. - 2020. - Т. 2. - № 2. -С. 90-97

2. Головнева, Е.В. Конструирование региональной идентичности в современной культуре (на материале сибирского региона): автореф. дис. ... д.ф.н.: 09.00.13 / Головнева Елена Валентиновна. - Екатеринбург, 2018,- 38 с.

3. Деревцова, Е.А. Воздействие электронных СМИ на социокультурное пространство региона / Е.А. Деревцова // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Познание. - 2020. - №7,- С. 20-24

4. Егорова, Л.Г. Крымская идентичность в медийной картине мира / Л.Г. Егорова // Вопросы теории и практики журналистики. - 2019. - Т. 8,- № 2. - С. 373-387

5. Ищенко, Н.С. Социокультурное пространство как статическая характеристика социокультуры / Н.С. Ищенко // Философско-культурологические исследования. - 2017. - № 2. - URL: fki.lgaki.info/2017/11/20/н-с-ищенко-социокультурное-пространс/ - (Дата обращения: 21.09.2023).

6. Малыгина, И.В. Культурная идентичность в современной России: поиск новых моделей / И.В. Малыгина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2011. -№ 3 (41). - С. 43-48

7. Пиляк, С.А. Трансформация понятия идентичности в контексте интерпретации культурного наследия / С.А. Пиляк // Философская мысль. - 2021. - №4. - С. 77-85

8. Русецкая, В.И. Особенности социокультурной идентичности белорусов /

B.И. Русецкая // Социологический альманах. -2014.-№5. - С. 260-267

9. Сабирова, У.Ф. Медийная реальность как новый тип социокультурного пространства / У.Ф. Сабирова, Г.У. Нажмиддинова // Журнал социальных исследований. - 2022. - Т. 5 - № 3. - С. 46-54

10. Шмаков, B.C. Социокультурное пространство: к проблеме объяснения и понимания / B.C. Шмаков // Сибирский философский журнал - 2021. - Т. 19. - № 2. -

C. 75-87

УДК 130.2:930.1

К ВОПРОСУ ОБ ЭКОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ В ПЕРСПЕКТИВЕ СТРАТЕГИИ

ЭКОЛОГИЗАЦИИ

Сухина Игорь Григорьевич,

доктор философских наук, профессор кафедры философии ФГБОУ ВО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского» (г. Донецк)

Аннотация. Проанализированы проблема соотношения традиции и инновации в системе культуры и ее историческом развитии. Рассмотрена культура в ее экологическом измерении. Соответственно, - в корреляции, рассмотрено культурное измерение экологии. Исходя из культурологической интерпретации экологии предложено концептуальное понимание экологии культуры. С позиции экологической адекватности анализируются культурные традиции и традиционная культура. Также в этом -экологическом концептуальном контексте осуществлен сравнительный анализ культурных традиций и инноваций. Предложено авторское понимание экологизации в качестве перспективной стратегии развития культуры в эпоху глобализации.

Ключевые слова: культура, традиция, инновация, экология, экология культуры, экологизация, экологизация культуры, развитие, глобализация.

Annotation. The problem of the relationship between tradition and innovation in the cultural system and its historical development was analyzed. Culture in its ecological dimension is considered. Accordingly, in the correlation, the cultural dimension of ecology is considered. Based on the cultural interpretation of ecology, a conceptual understanding of the ecology of culture was proposed. From the point of view of environmental adequacy, cultural traditions and traditional culture are analyzed. Also, in this ecological conceptual context, a comparative analysis of cultural traditions and innovations was carried out. The author's understanding of greening as a promising strategy for the development of culture in the era of globalization has been proposed.

Key words: culture, tradition, innovation, ecology, ecology of culture, ecology, ecologyzation of culture, development, globalization.

«Экология изучает мир как целое. Цель такого изучения - возможность помощи миру, его «лечения» и выяснения безопасности вносимых человеком изменений в мир» (ДмитрийЛихачев. Экология культуры ([8, С. 91]).

«Я говорю «мир», иборечъ может идти и о природе, и о человеке.

Понятие цельности и целесообразности мира воплощено в слове - «oiKOS» (греч.) дом. Домом может служить как природа - живая и «мертвая», так и та часть мира,

которой человек окружает себя» (Дмитрий Лихачев. Экология культуры ([8, С. 91]).

Постановка проблемы. На современном этапе развертывания культурно-исторического процесса - в эпоху глобализации, особенное значение приобретает проблема соотношения традиции и новации в системе культуры и ее динамике, от которой зависит ее состояние, функционирование, динамика развития, влияние на окружающую среду. Сегодня культура в ее глобальном культурогенном влиянии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.