Научная статья на тему 'Презентация электронного пособия по литературе, посвященного поэме А. А. Ахматовой «Реквием»'

Презентация электронного пособия по литературе, посвященного поэме А. А. Ахматовой «Реквием» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2121
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филологический класс
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
АХМАТОВА / ЭЛЕКТРОННОЕ ПОСОБИЕ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ / ЧУКОВСКАЯ / AKHMATOVA / ELECTRONIC STUDY GUIDE / METHODIC STUDY OF THE LITERATURE / CHUKOVSKAYA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Квашнина Елена Сергеевна, Коптяева Татьяна Евгеньевна

Содержание электронного учебного пособия включает в себя: историко-литературный и биографический комментарий к поэме; урок-сопоставление «А. Ахматова и Л. Чуковская. Перекрестки судеб» (сопоставительный анализ «Реквиема» Ахматовой и повести Л. Чуковской «Софья Петровна»); творческий проект «Всегда чти следы прошлого», посвященного жертвам политических репрессий 30-х годов XX века; тесты, выполненные в формате ЕГЭ части В; интерактивная игра по жизни и творчеству поэта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Presentation of electronic study guide on the literature about the poem by A. A. Akhmatova «Requiem»1school № 68, Yekaterinburg

The content of the electronic study guide includes: literary-historical and biographical comment to the poem; lesson-comparison «A. Akhmatova and L. Chukovskaya. Crossroads of destinies» (comparative analysis of Akhmatova’s «Requiem» and the story by L. Chukovskaya «Sofya Petrovna»); creative project «Always honour the traces of the past», dedicated to the victims of political repressions of the 30-ies of XX century; tests, performed in the format of USE (part B); interactive game on the life and work of the poet.

Текст научной работы на тему «Презентация электронного пособия по литературе, посвященного поэме А. А. Ахматовой «Реквием»»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

УДК 372.882.161.1 ББК Ч426.839(=411.2)

Е.С. Квашнина, Т.Е. Коптяева

Екатеринбург, Россия

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПОСОБИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, ПОСВЯЩЕННОГО ПОЭМЕ А.А. АХМАТОВОЙ «РЕКВИЕМ»

Аннотация: Содержание электронного учебного пособия включает в себя: историко-литературный и биографический комментарий к поэме; урок-сопоставление «А. Ахматова и Л. Чуковская. Перекрестки судеб» (сопоставительный анализ «Реквиема» Ахматовой и повести Л. Чуковской «Софья Петровна»); творческий проект «Всегда чти следы прошлого», посвященного жертвам политических репрессий 30-х годов XX века; тесты, выполненные в формате ЕГЭ части В; интерактивная игра по жизни и творчеству поэта.

Ключевые слова: Ахматова, электронное пособие, методика преподавания литературы, Чуковская.

E.S. Kvashnina, T.E. Koptyayeva

Yekaterinburg, Russia

PRESENTATION OF ELECTRONIC STUDY GUIDE ON THE LITERATURE ABOUT THE POEM BY A.A. AKHMATOVA «REQUIEM»

Abstract: The content of the electronic study guide includes: literary-historical and biographical comment to the poem; lesson-comparison «A. Akhmatova and L. Chukovskaya. Crossroads of destinies» (comparative analysis of Akhmatova’s «Requiem» and the story by L. Chukovskaya «Sofya Petrovna»); creative project «Always honour the traces of the past», dedicated to the victims of political repressions of the 30-ies of XX century; tests, performed in the format of USE (part B); interactive game on the life and work of the poet.

Keywords: Akhmatova, electronic study guide, methodic study of the literature, Chukovskaya.

Методическая копилка учителя русского языка и литературы содержит сегодня различные мультимедийные пособия, выпускаемые издательством «Глобус», ООО «Кирилл и Мефодий» и другими. Эти разработки, несомненно, помогут учителю-практику в подготовке и проведении уроков. Однако нельзя утверждать, что использование готовых мультимедийных разработок поможет учителю реализовывать на своих уроках идеи развивающего обучения. Об этой проблеме говорит А.Г. Астваца-туров: «Возникает парадоксальная ситуация: внедрение в образовательный процесс современных электронных обучающих программ, их элементов в практической педагогике зачастую приводит к реставрации старого, малопродуктивного объяснительно-иллюстративного метода обучения, обернутого в новую красивую мультимедийную упаковку».

Решить данную проблему, на наш взгляд, поможет разработка нового мультимедийного пособия, которое при необходимости может корректироваться, дополняться, обновляться с учетом появления новых информационных и педагогических технологий, новой информации, а значит, отвечать требованиям времени.

Предлагаемое нами электронное учебное пособие по литературе «Я была тогда с моим народом...» посвящено поэме А.А. Ахматовой «Реквием» и адресовано учащимся 11 класса с базовым и углубленным уровнем обучения. Его цель - с помощью разных интерактивных форм, а также способов подачи теоретического, практического и диагностического материалов организовать активную деятельность педагога и обучающихся, направленную

на познание, творческий подход, развитие социального и личного опыта обучающихся и формирование ИКТ-компетенций обоих участников образовательного процесса.

Данное электронное учебное пособие по литературе предназначено для организации деятельности учителя и учеников в урочном и внеурочном пространстве. Его главная функция - выступать средством обучения, с помощью которого осуществляется организация образовательного процесса, в том числе и самообразование обучающихся. Оно может быть использовано учителем и учениками в индивидуальной и групповой деятельности, в классе и дистанционно. При таком подходе преподаватель перестанет быть «говорящей головой». Его предназначение будет состоять в том, чтобы стимулировать и корректировать познавательную и креативную деятельность обучающихся.

Структура и содержание электронного пособия по литературе разработаны в соответствии с ФГОС второго поколения и с опорой на Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, с принципами формирования УУД обучающихся и с требованиями к ИКТ-компетенциям учителя и обучающихся.

Содержание электронного учебного пособия включает в себя три блока: теоретический, практический и диагностический.

Теоретический блок представлен историческим, философским и социокультурным комментарием к поэме А.А. Ахматовой «Реквием», цель которого прежде всего помочь обучающимся понять текст поэмы (так называемые «темные места») и замысел ав-

тора. В нем раскрываются жанровые особенности произведения, описывается время его создания, предлагается осмысление эпиграфов, предполагается поэтапная и вместе с тем детальная работа с текстом, возможность услышать «Реквием» в разном исполнении (авторское чтение, чтение актера с музыкальным сопровождением, вокальное исполнение).

Исторический комментарий познакомит обучающихся с реалиями 30-х годов XX века («черные Маруси», «годы ежовщины», «ночные аресты», знаменитой петербургской тюрьмой «Кресты»), с вехами биографии Ахматовой и конкретными фактами ее личной жизни (жизнью в Царском Селе и Фонтанном доме, где создавалась поэма, отношениями с мужем - Н.С. Гумилевым, дружбой с О.Э. Мандельштамом, непростыми отношениями с сыном, материнской болью и переживанием своей вины за его страдания и судьбу, письмами к Сталину, неприкаянностью и одиночеством, страхом собственного ареста и готовностью к нему). Комментарий позволяет совершить экскурс в историческое прошлое России и узнать о событии, носящем не менее репрессивный характер, - казни стрельцов при Петре I, с которой Ахматова соотносит современность, а также увидеть, как в канву поэмы поэт вплетает библейские тексты, темы, образы, мотивы из «Откровения Иоанна Богослова» и «Евангелия». Словарные статьи, помещенные в комментарии, помогут учителю организовать интересную работу с изобразительно-выразительными средствами поэтического языка Ахматовой и с религиозной (церковной) лексикой.

Информация в таком комментарии подается нелинейно, так как структурирована при помощи гиперссылок, которые позволяют учителю отойти от традиционного репродуктивно-иллюстративного

способа подачи информации и выступить в роли инициатора проблемных ситуаций, организатора самостоятельной познавательной деятельности учащихся и консультанта при возникновении затруднений у обучающихся.

Графические изображения, анимация, аудио и видеозаписи создают особый эмоциональный настрой на уроке, погружают обучающихся в атмосферу эпохи, в которой создавалось художественное произведение, расширяют их кругозор, побуждают к всестороннему и глубокому осмыслению художественного текста, благодаря одновременному воздействию на все органы чувств.

Содержание и гибкая, легко перестраиваемая структура комментария дает возможность учителю моделировать уроки согласно его тематическому планированию вне зависимости от УМК, высвечивать разные аспекты, темы, проблемы, о которых, с точки зрения педагога, целесообразно говорить на уроках. Вместе с тем комментарий позволяет также моделировать деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время.

Практический блок состоит из двух частей.

Первая представлена разработанным уроком нетрадиционной формы по теме: «А. Ахматова и Л. Чуковская. Перекрестки судеб», который носит интегративный характер. Его цель - активизировать познавательную, коммуникативную и творческую

деятельность обучающихся, сформировать личностное мнение и позицию. Урок построен на сопоставлении произведений А. Ахматовой «Реквием» и Л. Чуковской «Софья Петровна», написанных в одно и то же время.

До урока учащиеся получают домашнее задание: Прочитать повесть «Софья Петровна» и очерк «Процесс исключения» Л.К. Чуковской.

Сравнение содержания фрагмента из очерка Л. Чуковской и вступления поэмы «Реквием» А. Ахматовой даст возможность учащимся в начале урока ответить на вопрос о том, что общего в судьбах двух произведений, предложенных для сопоставления. Такая работа поможет ребятам понять, что каждое из произведений ценно для современного читателя, дорого как важное свидетельство страшных лет России, горя и боли русского народа.

Вопросы проблемного характера (Например: Подумайте, кто главные герои произведений А. Ахматовой и Л. Чуковской? Как создаются художе-ственныге образыг этих героев. Работая с текстами, докажите, что в образах матерей у разнгых авторов есть общие чертыг, есть различныге. Докажите это при помощи текстов и др.) позволят обнаружить у авторов общее и индивидуальное в создании образа эпохи, в передаче атмосферы времени, в том, как каждая из них раскрывает отношения личности и власти, личности и общества, матери и сына во времена сталинских репрессий.

Технологические приемы «Пролог» и «Листание книги», использованные в презентации к уроку, внедренные аудио (фрагмент из поэмы «Реквием» в исполнении Е.Камбуровой) и видеофрагмент из кинофильма «Софья Петровна» (1989, реж. А. Сиренко) делают разговор о произведениях конкретным, живым, эмоциональным. Сопереживая героям, ученики почувствуют сопричастность к истории страны, народа, осмыслят трагические события 30-х годов.

Вторая часть практического блока включает в себя творческий проект «Всегда чти следы прошлого», посвященный памяти жертв политических репрессий 30-годов.

Работа над творческим проектом может быть разделена на две части: подготовительный этап (урочная деятельность) и этап непосредственной работы над проектом (внеурочная деятельность). Задача подготовительного этапа - пробудить у старшеклассников исследовательский интерес к эпохе Большого террора, вызвать сочувствие, сострадание к тем, кто стал жертвами политического режима 30-х годов XX века, осмыслить свое отношение к этим событиям и мотивировать обучающихся к созданию собственных проектов памятников.

Для этого в помощь учителю предлагаются дидактические материалы: стихотворение В. Шаламо-ва «Я в воде не тону.», слайд-шоу «Памятники жертвам политических репрессий» и панорама памятника М. Шемякина «Метафизические сфинксы» - одного из первых памятников в России жертвам политических репрессий, который был подарен скульптором городу и установлен в 1995 году напротив тюрьмы «Кресты». Если слайд-шоу и стихотворение В. Шаламова должны вызвать прежде

всего эмоциональный отклик обучающихся, то работа над памятником Шемякина и беседа проблемно-исследовательского характера должна научить их делать разные виды комментария (исторический, философский, социокультурный) и устанавливать связь с другими видами искусства, готовить к описанию и созданию собственного проекта памятника. В помощь учителю мы предлагаем материалы, которые могут быть использованы для организации беседы и в качестве примеров разных видов комментариев (история создания, описание, символика, связь с мировой культурной традицией и культурной традицией Петербурга).

Этап непосредственной работы над проектом представлен в пошаговой разработке: прописаны цели, задачи для учителя и учеников, этапы работы, роли обучающихся в ходе проектной деятельности, формы представления результатов работы каждой группы и критерии оценки проекта.

Творческий проект по литературе Vestegia simper adora (Вэстигиа сэмпэр адора): Всегда чти следы прошлого.

Целевая аудитория: учащиеся 11 класса.

Цель проекта: сформировать исследовательский интерес к историческому прошлому своей страны, создать условия для приобретения социального и личностного жизненного опыта.

Задачи для учителя:

1. Создать условия для вовлечения учащихся в проектную работу.

2. Определить тему, цель, задачи, структуру проекта.

3. Координировать работу групп, консультировать участников проекта.

4. Оценить результат работы каждого учащегося и группы в целом.

Задачи для обучающихся:

1. Выбрать профиль работы.

2. Поставить цель, задачи для работы группы.

3. Распределить обязанности в группе.

4. Собрать, проанализировать, структурировать информацию по теме проекта.

5. Создать творческий продукт.

6. Презентовать продукт.

7. Оценить работу группы, свою работу.

Проект может быть внутриклассный, внутри-

школьный, районный, городской и т. д. Может быть организован как сетевой информационно- коммуникационный проект. Длительность проекта будет зависеть от масштаба проекта, выбранной формы и количества участников(1-2 месяца).

Ход проекта:

1. Учитель создает проблемную ситуацию, позволяющую вовлечь обучающихся в работу над проектом. (Такой проблемной ситуацией может стать беседа по представленным фотографиям. Ученики отвечают на вопрос о том, какие памятники представлены их вниманию, каким историческим событиям они посвящены. После просмотра учащиеся делают предположения, аргументируют свои точки зрения.)

2. Учитель представляет правильный вариант: дает исторический, художественно-философский, социокультурный комментарий к одному из памятников.

3. Учитель предлагает ученикам поработать над созданием собственных проектов памятников, для этого помогает учащимся разделиться на группы, которые будут выполнять разные роли в работе над проектом.

Задания для групп:

Этапы деятельности Историки Философы Искусствоведы Художники

Задачи создать собственный исторический комментарий одного из памятников, посвященных жертвам репрессий. создать художественно-философский комментарий памятника жертвам политических репрессий как произведения искусства. установить ассоциативную связь между различными видами искусства по теме «Памятники жертвам политических репрессий». создание памятника жертвам политических репрессий.

Направления деятельности Для решения данной задачи ученики собирают, анализируют исторические документальные свидетельства о памятниках жертвам политических репрессий (география, события, даты, количество жертв и т.д.) Это может быть описание памятника, толкование образа, авторской идеи, замысла При работе над данной темой желательно затронуть все виды искусства, стоит предложить учащимся рассмотреть решение данной темы в поэзии, прозе, музыке, живописи, театре, кино. Для работы над концепцией памятника учащимся можно предложить выбрать один из предложенных учителем афоризмов.

Форма представления информации сообщение, доклад, презентация, ролик, документальный фильм. сообщение, доклад, презентация, ролик, документальный фильм. формы представления полученной информации могут быть так же разнообразны, как и в группах историков и философов. Демонстрация готового продукта (рисунок, макет, модель и т.п.)

Афоризмы для создания концепции памятника:

1. Vivos voko (Вивос воко) - Зову живых.

2. Vestegia simper adora (Вэстигиа сэмпэр адо-ра) - Всегда чти следы прошлого.

3. Exegi monumentum (Экзеги монумэнтум) - Я воздвиг памятник.

4. Sume superbiam. (Сумэ супэрбиам) - Исполнись гордостью.

5. Calcanda semel via leti. (Кальканда сэмэль виа лети) - Лишь однажды приходится совершать смертный путь.

Заключительный этап работы над проектом может быть представлен как в форме реальной презентации, например, на уроке, так и в форме виртуальной презентации, например, на сайте, размещенном в сети Интернет.

Подробнее ознакомиться с проектом можно на сайте «Сеть творческих учителей» по адресу в сообществе «ИКТ на уроках русского языка и литературы».

Диагностический блок завершает электронное пособие и включает в себя тесты и мультимедийную игру. Цель этого блока не только контроль и самоконтроль по теме, но и подготовка обучающихся к предметным олимпиадам и конкурсам, к итоговой аттестации по литературе.

Тесты выполнены в формате ЕГЭ части В. Каждый вопрос теста требует от учащегося самостоятельной формулировки ответа. Формат тестов (документ Word с внедренными макросами) позволяет оценить результат работы учащегося объективно, так как оценивание происходит автоматически. Плюсом данных тестов является то, что ученик может их использовать и как тренажеры, так как настроенные при помощи макросов кнопки «Очистить» и «Проверить» дают возможность проходить один и тот же тест бесконечное количество раз.

«Своя игра». Интерактивная игра по жизни и творчеству А. Ахматовой создана на основе телевизионной игры, что облегчает объяснение условий соревнования. Вопросы разного уровня сложности, сопровождающие их иллюстрации и аудиозаписи, позволяют не только закрепить полученные знания о жизни поэта, об исторических фактах, исторических реалиях 30-х годов XX века, но и расширить кругозор обучающихся, а также побудить их к более вдумчивому прочтению и осмыслению поэмы.

Для подготовки к игре учащимся необходимо рекомендовать для чтения следующие книги:

1. Анна Ахматова «Реквием».

2. Лидия Чуковская. Записки об Анне Ахматовой.

3. Юрий Анненков. Дневник моих встреч.

Литературный поединок строится по типу

«Своей игры» с небольшими изменениями. В начале игры учащимся предлагается познакомиться с названиями разделов - «Биография поэта», «Исторические реалии», «Толковый словарь», «В мастерской поэта», «Реквием в разных видах искусства». Участвовать в игре могут три команды, поочередно выбирающие раздел и номер вопроса. (Например: Раздел «Биография поэта», вопрос на 5 баллов). В игре 25 вопросов стоимостью от 5 до 25 баллов, один из вопросов может быть использован для раз-

минки, тогда возможности трех команд будут равными - каждая из команд ответит на 8 вопросов. Побеждает та команда, которая набрала наибольшее количество баллов.

Какие вопросы предлагаются учащимся? Приведем в качестве примера некоторые из них.

Блок «Биография поэта», вопрос на 5 баллов.

В стихотворении М. Цветаевой из цикла, посвященного А. Ахматовой, говорится:

Рыжий львеныш С глазами зелеными,

Страшное наследье тебе нести!

Северный Океан и Южный И нить жемчужных Черных четок - в твоей горсти!

Кого называет М. Цветаева «рыжий львеныш»? Как его судьба отразилась в поэме «Реквием»?

После того, как учащиеся дали свои ответы, им демонстрируется ответ на вопрос.

Ответ: В стихотворении М. Цветаевой из цикла, посвященного А. Ахматовой, говорится о сыне А. Ахматовой и Н. Гумилева - Льве Гумилеве.

Основой поэмы стала личная трагедия поэтессы: ее сын Лев Гумилев был трижды арестован в сталинские годы. Первый раз его, студента исторического факультета ЛГУ, арестовали в 1935 году, и тогда его удалось скоро вызволить. Ахматова тогда написала письмо И.В. Сталину. Во второй раз сын Ахматовой был арестован в 1938 году и приговорен к 10 годам лагерей, позднее срок сократили до 5 лет.

Особенность предложенного электронного учебного пособия по литературе заключается в том, что оно дает возможность учителю:

- не зависеть от УМК (учебное пособие может быть использовано как дополнительные дидактические материалы к любому учебнику, так как темы, рассматриваемые в пособии, затрагиваются во всех программах по литературе разных авторов);

- уйти от традиционного репродуктивного обучения и реализовать идеи развивающего разноуровневого обучения;

- моделировать содержательные блоки, их составные части, теоретические, практические и диагностические материалы;

- совершенствовать ИКТ-компетенций обоих субъектов образовательного процесса;

- погрузить обучающихся в активную познавательную, исследовательскую и творческую деятельность;

- соединять теорию и практику;

- формировать предметные и метапредметные компетенции обучающихся;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- развивать в ходе совместной деятельности личностные качества, духовно-нравственную сферу, миропонимание и мировоззрение обучающихся;

- снизить субъективность оценивания знаний обучающихся;

- поддерживать интерес к предмету, повышать мотивацию к изучению предмета «Литература».

В настоящий момент авторами ведется работа над второй частью пособия, посвященной творчеству А. Блока и В. Маяковского. Издание данного пособия планируется в 2013 году. Проект «Всегда чти следы прошлого» и литературная мультимедийная игра «А. Ахматовой посвящается» пред-

ставлены на сайте «Сеть творческих учителей» http://www.it-n.ru/ в сообществе «ИКТ на уроках русского языка и литературы», где проходят общественную экспертизу. Материалы находятся в свободном доступе, скачиваются бесплатно без регистрации.

Данные об авторах:

Елена Сергеевна Квашнина - учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 68 с углубленным изучением отдельных предметов г. Екатеринбурга.

Адрес: 620012, г. Екатеринбург, ул. Кировградская, 40 А.

E-mail: kvashnina78 @mail.ru

Татьяна Евгеньевна Коптяева - учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 44 г. Екатеринбурга. Адрес: 620085, г. Екатеринбург, ул. Санаторная, 20 E-mail: tanyakoptyaeva@yandex.ru

About the authors:

Elena Sergeevna Kvashnina is a teacher of Russian language and literature of the higher qualifying category, Secondary general education school № 68 (Yekaterinburg).

Tatyana Evgenyevna Koptyayeva is a teacher of Russian language and literature of the higher qualifying category, Secondary general education school № 44 (Yekaterinburg).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.