Научная статья на тему 'Превентивный анализ коррупционных бизнес-стратегий компаний с государственным участием'

Превентивный анализ коррупционных бизнес-стратегий компаний с государственным участием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
764
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПАНИЯ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ / КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / ПРЕВЕНТИВНЫЙ АНАЛИЗ / PREVENTIVE ANALYSIS / STATE-OWNED COMPANIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Когденко В.Г.

Предмет/тема. В статье исследуются проблемы выявления возможных коррупционных бизнес-стратегий, реализуемых в компаниях с государственным участием. Рассмотрено влияние коррупционных стратегий на показатели отчетности. Цели/задачи. Целью исследования является разработка аналитических инструментов для выявления коррупционных бизнес-стратегий, реализация которых в принципе возможна в компаниях с государственным участием. Методология. Методологическую основу составили объективные принципы системного подхода, группировки данных, использование положений экономического анализа, логического и комплексного подходов к оценке экономических явлений и процессов. Результаты. Исследованы виды коррупционных бизнес-стратегий; алгоритмы их возможной реализации, факторы, которые способствуют реализации коррупционных стратегий. Представлены стратегии присвоения основных средств, запасов, дебиторской задолженности, стратегии обременения предприятия обязательствами. Рассмотрены схемы присвоения финансовых результатов, в том числе с участием сбытовых, закупочных, сервисных, лицензионных, финансовых, производственных, холдинговых компаний. Проанализированы способы завышения расходов компании. Исследованы авторские методики анализа компаний с государственным участием, систематизированы используемые в них аналитические показатели. Рассмотрены процедуры, используемые для выявления коррупционных действий в отношении активов и обязательств. Выводы/значимость. Предложена методика превентивного анализа и дистанционного мониторинга деятельности компаний с государственным участием для выявления возможных коррупционных стратегий в отношении активов, обязательств, финансовых результатов. Разработанная методика включает два этапа: дистанционный мониторинг бухгалтерской отчетности и выявление коррупционных стратегий на основе анализа сделок и действий органов управления предприятия. Обоснован состав показателей для оценки качества элементов отчетности, в том числе качества активов, собственного капитала, финансовых результатов. Статья может быть полезной для специалистов служб государственного финансового контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A preventive analysis of corrupt business strategies of State-owned companies

Importance The article investigates issues of identifying corrupt business strategies, which State-owned companies may practise. The research examines how corrupt strategies influence financial reporting indicators. Objectives The objective of the research is to devise analytical tools in order to identify corrupt business strategies State-owned companies may implement. Methods The methodological framework comprises objective principles of the systems approach, data grouping, use of economic analysis, logic and comprehensive approaches to evaluating economic phenomena and processes. Results I investigate types of corrupt business processes, their implementation algorithms, factors fueling corrupt strategies and their implementation. The article mentions strategies for misappropriating fixed assets, inventories, accounts receivable, and corporate encumbrance strategies. I overview schemes for embezzlement of financial results, including those used in distribution, purchasing, servicing, license, financial, production and holding companies. The article also describes methods for overstating the company’s expenditures, reviews my methods for analyzing State-owned companies, and systematizes analytical indicators involved. I examine procedures for identifying corrupt practices in relation to assets and liabilities. Conclusions and Relevance I propose my own methods for a preventive analysis and remote monitoring of State-owned companies’ operations in order to detect corrupt strategies in relation to assets, liabilities, financial results. The methods include two steps, i.e. remote monitoring of financial reporting and identification of corrupt strategies by analyzing transactions and activities of top executives. I substantiate indicators for evaluating the quality of financial reporting figures, including the quality of assets, equity, financial results. The article may prove useful for specialists working in State financial control services.

Текст научной работы на тему «Превентивный анализ коррупционных бизнес-стратегий компаний с государственным участием»

ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)

Экономическая политика

ПРЕВЕНТИВНЫЙ анализ коррупционных бизнес-стратегии компании

С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ Вера Геннадьевна КОГДЕНКО

доктор экономических наук, заведующая кафедрой финансового менеджмента, Национальный исследовательский ядерный

университет «МИФИ», Москва, Российская Федерация

kogdenko7@mail.ru

История статьи:

Принята 15.06.2015 Одобрена 25.06.2015

УДК 330.101

Ключевые слова: компания с государственным участием, коррупция, превентивный анализ

Аннотация

Предмет и тема. В статье исследуются проблемы выявления возможных коррупционных бизнес-стратегий, реализуемых в компаниях с государственным участием. Рассмотрено влияние коррупционных стратегий на показатели отчетности.

Цели и задачи. Целью исследования является разработка аналитических инструментов для выявления коррупционных бизнес-стратегий, реализация которых в принципе возможна в компаниях с государственным участием.

Методология. Методологическую основу составили объективные принципы системного подхода, группировки данных, использование положений экономического анализа, логического и комплексного подходов к оценке экономических явлений и процессов. Результаты. Исследованы виды коррупционных бизнес-стратегий; алгоритмы их возможной реализации, факторы, которые способствуют реализации коррупционных стратегий. Представлены стратегии присвоения основных средств, запасов, дебиторской задолженности, стратегии обременения предприятия обязательствами. Рассмотрены схемы присвоения финансовых результатов, в том числе с участием сбытовых, закупочных, сервисных, лицензионных, финансовых, производственных, холдинговых компаний. Проанализированы способы завышения расходов компании. Исследованы авторские методики анализа компаний с государственным участием, систематизированы используемые в них аналитические показатели. Рассмотрены процедуры, используемые для выявления коррупционных действий в отношении активов и обязательств.

Выводы и значимость. Предложена методика превентивного анализа и дистанционного мониторинга деятельности компаний с государственным участием для выявления возможных коррупционных стратегий в отношении активов, обязательств, финансовых результатов. Разработанная методика включает два этапа: дистанционный мониторинг бухгалтерской отчетности и выявление коррупционных стратегий на основе анализа сделок и действий органов управления предприятия. Обоснован состав показателей для оценки качества элементов отчетности, в том числе качества активов, собственного капитала, финансовых результатов. Статья может быть полезной для специалистов служб государственного финансового контроля.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

Ежегодный ущерб от коррупции в России, по мнению специалистов [1], превысил 1 трлн руб. Активно используются коррупционные отношения в первую очередь в системах государственных закупок, управления различными формами госсобственности и распределения природных ресурсов [2].

Проблема неэффективного управления различными формами госсобственности остается актуальной, что свидетельствует о необходимости продолжения исследований в области анализа коррупционных бизнес-стратегий, выявления признаков злоупотребления госсобственностью со стороны руководства компаний, а также разработки

инструментов превентивного анализа, позволяющего на ранних стадиях выявлять коррупционные бизнес-стратегии.

Коррупция представляет собой получение доходов рентного характера от использования полномочий (собственности на принятие решений) [3]. Причиной злоупотреблений в отношении госсобственности является агентский конфликт, в рамках которого возникает противоречие между интересами собственника (государства) и менеджмента (государственных чиновников).

Крайней формой проявления агентской проблемы являются коррупционные действия руководства,

которые заключаются в незаконном присвоении активов и прибыли организации, обременении ее обязательствами, что снижает эффективность бизнеса и может привести к банкротству. Агентская проблема решается разными путями.

1. Создание эффективной управленческой структуры; формирование совета директоров, члены которого работают длительный период и включают в себя независимых профессиональных директоров; формирование ревизионной комиссии, подотчетной совету директоров. Распространение принципов корпоративного управления.

2. Контроль за руководством предприятий, а именно проведение внешнего аудита, создание и функционирование системы внутреннего контроля, внутреннего аудита, службы экономической безопасности. В этой связи необходимо подчеркнуть, что эффективность службы внутреннего контроля повышается при ее подчинении непосредственно совету директоров (наблюдательному совету).

3. Создание и функционирование системы мотивации руко водства предприятия, обеспечивающей достойное вознаграждение за повышение благосостояния предприятия, и жесткое наказание за действия, наносящие ему ущерб.

4. Контроль за доходами, расходами, имуществом и обязательствами руководства государственных предприятий1.

Причина коррупции, по мнению специалистов Национального антикоррупционного комитета, - это избыточные государственные функции, создание административных барьеров и трудновыполнимых процедур» [2].

Государственной программой Российской Федерации «Управление федеральным имуществом»2 поставлены задачи сокращения доли участия государства в экономике, а также повышения эффективности модели управления компаниями с государственным участием.

1 Методические рекомендации по заполнению федеральными государственными гражданскими служащими Федерального агентства по управлению государственным имуществом форм справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. URL: http://rosim.ru/activities/ anticorruption/metod/metod_recom.

2 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 327 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление федеральным имуществом».

Таким образом, одним из направлений борьбы с коррупцией является приватизация госсобственности, цель которой - уменьшение избыточных государственных функций и повышение эффективности приватизированных предприятий. Что касается предприятий, остающихся в государственной собственности, то здесь велика вероятность злоупотребления должностными полномочиями и реализации разного рода коррупционных бизнес-стратегий, а именно:

- стратегии присвоения активов, результатом которой является утрата активов; снижение их стоимости; замена активов на менее ценные;

- стратегии обременения предприятия обязательствами, приводящей к увеличению суммы обязательств; появлению новых обязательств;

- стратегии вывода финансовых результатов в другие организации, в результате чего происходят уменьшение выручки, увеличение расходов, снижение прибыли, появление убытков.

Необходимо отметить, что подобные стратегии используются и руководством частных предприятий при реализации различных схем мошенничества в ущерб интересам собственников бизнеса [4]. Факторами риска, увеличивающими вероятность реализации коррупционных стратегий, можно считать [4]:

- осуществление специально созданными организациями сделок с лицами, связанными с руководством компании, что может использоваться для вывода прибыли или активов, обременения обязательствами;

- частую смену о сновных контрагентов (по ставщиков, покупателей, сторонних организаций, оказывающих услуги, и др.), что может быть следствием заключения сделок с организациями-однодневками, используемыми в коррупционных целях;

- неоправданно сложную многоуровневую организационную структуру компании, наличие аффилированных, в том числе неявно, обществ. В этом случае финансовые результаты, активы, обязательства могут перемещаться между участниками группы в ущерб интересам компании с государственным участием;

- специфические условия заключаемых договоров, предусматривающих, в частности, отсрочку платежей на длительный срок, отсутствие

ответственности покупателя за несвоевременную оплату, использование векселей в счет оплаты, неритмичный или разовый характер совершаемых операций, осуществление убыточных или аномально прибыльных операций, использование нетипичных операций, операций, не имеющих законной экономической цели, чересчур сложных операций, в которых участвует множество сторон, и др.;

- использование отдельных видов сделок, в частности таких как заем, кредит, залог, поручительство, вексельные сделки, аренда, установление сервитута, участие в простом товариществе, передача имущества в доверительное управление, участие в капитале, лизинг, факторинг, безвозмездная передача имущества в собственность или пользование, аутсорсинг и др.; заключение сделок, связанных с приобретением, обременением, отчуждением или возможностью отчуждения, а также с безвозмездной передачей имущества, сделок благотворительного и спонсорского характера3 и др.

Ко р р упцио нны е д е йств ия пр е д пол агают использование разнообразных механизмов [5-9], определить которые достаточно сложно. Новые подходы к выявлению коррупционных стратегий должны исследовать не формальные признаки коррупции, а тот реальный ущерб бизнесу, который она наносит, поэтому в методике выявления коррупционных стратегий акценты сделаны на индикаторы долгосрочности целей менеджмента, показатели качества элементов отчетности и индикаторы эффективности компании.

Переходя к рассмотрению стратегии присвоения активов, необходимо отметить, что существенный ущерб предприятиям наносят коррупционные де йствия в отношении о сновных средств, поскольку это непосредственно сказывается на производственной мощности предприятия.

Ко р р уп цио нн ы е д е й с тв ия в о тно ш е ни и основных средств приводят к снижению их стоимости, ухудшению состояния, сокращению производственных мощно стей и снижению

3 Постановление Правительства Москвы от 03.07.2007 № 576-ПП «О порядке взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при реализации прав акционера по акциям, находящимся в собственности города Москвы, и принципах стратегического и оперативного планирования, организации системы контроля и оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы».

производительности труда. Реализуемая в отношении основных средств инвестиционная стратегия, а также показатели состояния и эффективности использования основных средств являются индикаторами долгосрочности целей руководства компании и напрямую влияют на ее инвестиционную привлекательность. Злоупотребления в отношении основных средств реализуются через следующие операции [10]:

1) покупка (продажа) основных средств на заведомо не выгодных для компании условиях для получения вознаграждения;

2) использование основных средств в личных целях, в частности для производства продукции, получения кредита под их залог, и др.;

3) передача основных средств в аренду, залог на не выгодных для компании условиях, что может впоследствии привести к их утрате при невыполнении условий залога;

4) внесение основных средств в качестве вклада в уставный капитал третьих лиц, неявно аффилированных с руководством компании, которое предполагает перевод основных средств на баланс другого лица и утрату компанией этого имущества;

5) д о с р оч но е не о б о с но в анн о е с п ис ани е основных средств и дальнейшая их продажа аффилированным с руководством лицам или использование в личных целях;

6) передача основных средств на ответственное хранение третьим лицам, аффилированным с менеджментом, и дальнейшее их использование в личных целях, др.

Широкое распространение получили коррупционные схемы, связанные с запасами, что приводит к завышению стоимости резервов и снижению их оборачиваемости. Коррупционные действия в отношении запасов реализуются через следующие операции:

1) закупки запасов, приводящие к приобретению материальных ценностей ненадлежащего качества по завышенным ценам для получения вознаграждения;

2) кражу запасов, ложную их продажу в интересах руководства;

3) необоснованное списание запасов на затраты для дальнейшего их присвоения и др.

Схемы использования дебиторской задолженности

в коррупционных целях приводят к завышению ее стоимости, снижению оборачиваемости. Такие схемы включают в себя:

1) формирование фиктивной дебиторской задолженности в результате осуществления недекларируемых продаж;

2) увеличение сроков предоставляемых отсрочек, выдача авансов и наращивание дебиторской задолженности в интересах аффилированных с руководством компании лиц;

3) пр и с в о е ние р уко в о д с тв о м пл ате же й в счет погашения списанной дебиторской задолженности;

4) прощение долга, прекращение обязательства новацией, заключение соглашения об отступном, уступка права требования третьим лицам, заключение соглашения о предоставлении отсрочки (рассрочки) платежа, продажа просроченной задолженности на не выгодных для компании условиях в интересах аффилированных с руководством компании лиц, и др.

Что касается стратегии обременения обязательствами, то коррупционные действия направлены на их необоснованное увеличение, при этом растет долговая нагрузка на компанию, им у щ е с тв о о б р е м е н я е т с я в ы д ан н ы м и обеспечениями. К таким действиям относятся:

- получение займов на заведомо не выгодных для компании условиях;

- создание искусственной задолженности перед аффилированными с руководством юридическими лицами;

- возникновение обязательств, не обеспеченных имуществом, а также влекущих за собой приобретение неликвидного имущества4;

- новация обязательств на не выгодных для компании условиях, при которой обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между ними, другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим иной предмет или способ исполнения;

- выдача обеспечений (гарантий, поручительств, залога), в результате которых компания может лишиться активов, и др.

4 Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 855 «Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства».

Переходя к стратегии вывода прибыли в другие организации, необходимо отметить, что они реализуются в результате использования многочисленных схем, цель которых заключается в перемещении прибыли компании в неявно аффилированные с руководством компании. Эти действия приводят к снижению показателей рентабельности, увеличению ресурсоемкости продукции, резкому колебанию коэффициентов расходов и ресурсоемкости. Схемы перемещения прибылей и активов можно классифицировать по видам организаций (транзитных компаний), в которых концентрируются прибыли и активы [10].

1. Сбытовые схемы, посредством которых осуществляется реализация продукции и активов по заниженным ценам.

2. Закупочные схемы, посредством которых осуществляется поставка необходимых ресурсов по завышенным ценам.

3. Сервисные схемы, предполагающие оказание услуг по завышенным ценам.

4. Производственные схемы, с помощью которых осуществляется производство параллельно с основным предприятием, при этом финансовые результаты от такой деятельности распределяются не в пользу компании.

5. Лицензионные схемы, в этом случае предприятию предоставляются права на интеллектуальную собственность по завышенным ценам.

6. Финансовые и инвестиционные схемы, с помощью которых компания обеспечивается финансовыми ресурсами по завышенным процентным ставкам, и др.

Для необоснованного увеличения расходов в коррупционных целях могут использоваться схемы, наиболее распространенными из которых являются коррупционные действия в сфере закупок.

1. Манипулирование ценой, качеством и объемом закупок, что приводит к росту затрат компании и получению вознаграждений ее руководством от поставщиков.

2. Осуществление различного рода работ в интересах руководства компании, в процессе которых происходит использование финансовых, материальных и трудовых ресурсов компании.

3. Выплата компанией фиктивных страховых возмещений, штрафов и иных фиктивных санкций.

4. Использование подставных поставщиков или посредников. Оплата счетов за невыполненные услуги или непоставленные товары.

5. Использование завышенных норм расхода сырья, энергоносителей.

6. Всевозможные приписки при выполнении подрядных работ, в том числе необоснованное применение повышающих коэффициентов к затратам.

7. Добавление личных расходов руководства к расходам компании.

8. Необоснованное увеличение затрат на оплату труда путем начисления заработной платы фиктивным сотрудникам; фальсификация часов работы и начисление заработной платы за фактически не отработанное время; необоснованное начисление за сверхурочные работы; злоупотребления с отпускными средствами.

9. Применение нескольких форм возмещения для одних и тех же расходов и др. Для выявления ко р рупцио нны х де йств ий не о бходимы эфф е ктивные алгор итмы исследования коррупционных бизнес-стратегий, анализа их характерных признаков, оценки влияния на показатели бухгалтерской отчетности. Государственной программой Российской Федерации «Управление федеральным имуществом»5 поставлена задача расширения форм контроля за управлением и использованием федерального имущества.

В целом проблема эффективности государственных предприятий и компаний с государственным участием исследуется многими отечественными и зарубежными авторами [11-14]. Наиболее существенными результатами исследований в этой области является предложенная система аналитических показателей для сравнительной оценки государственного и частного бизнеса, выводы о сравнительной неэффективности компаний с государственным участием, а также выявленные источники относительной неэффективности государственного бизнеса. Такую неэффективность порождают следующие причины [12]:

- во-первых, социальная, которая связана с тем, что государственные предприятия выполняют социальные функции, т.е. служат инструментом устране ния пр овалов рынка, при этом

5 Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 327 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление федеральным имуществом».

используемая ценовая политика не позволяет задействованным предприятиям формировать высокие финансовые результаты;

- во-вторых, политическая, вследствие которой государственные предприятия в большей степени подвержены государственному вмешательству для достижения политических целей, например использование имущества по определенному назначению, поддержание избыточной занятости в ущерб эффективности и др.;

- в-третьих, мотивационная, которая связана с недостаточной мотивацией руководства государственных предприятий к эффективной работе, т.е. с агентской проблемой, приводящей к тому, что менеджмент государственных предприятий зачастую преследует личные, а не государственные цели;

- в-четвертых, кадровая, вследствие которой на государственных предприятиях зачастую работают руководители, которые получают должности не благодаря своим способностям эффективно управлять бизнесом, а по другим, далеким от интересов государственного бизнеса причинам, в частности благодаря своей лояльности руководству.

Что касается предложенных российскими и зарубежными исследователями аналитических по казате лей для оценки го сударстве нны х предприятий, то тут можно выделить четыре группы.

1. Показатели эффективности:

- рентабельность, в том числе продаж, капитала, активов;

- отдача, в том числе от активов, основных средств (фондоотдача), оборотных активов (коэффициент оборачиваемости оборотных активов), персонала (производительность труда);

- расходы на единицу дохода (показатели ресурсоемкости и коэффициенты расходов);

- доля дивидендных выплат (дивиденды к чистой прибыли).

2. Показатели интенсивности динамики бизнеса и обновления производства и сбыта:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- индикаторы движения основных средств, в том числе коэффициенты ввода, выбытия, продажи, сдачи активов в аренду;

- обновляемость продукции;

- смена поставщиков;

- параметры ротации руководства предприятия;

- индикаторы движения персонала;

- динамика производственной мощности;

- темп прироста выручки.

3. Показатели структуры финансирования:

- доля источников в объеме финансирования, в том числе самофинансирование, государственные ресурсы, банковские кредиты;

- отношение собственного капитала к активам;

- доля неплатежей;

4. Показатели стоимости:

- фундаментальная стоимость;

- коэффициент Тобина.

Показатели стоимости используются в качестве интегрированной оценки эффективности фу нкцио нир о в ания пр е д пр иятия и е го стратегического потенциала [15].

Оценка и управление стоимостью государственных предприятий в России является недостаточно исследованной областью финансов, однако в настоящее время принципы стоимостного управления разрабатываются и для этой сферы [16]. При этом в западных странах именно прирост стоимости зачастую является основным индикатором эффективности деятельности компаний с государственным участием [11]. Исследователи отмечают особенности, которые оказывают влияние на стоимость таких компаний. В частности, к ним относятся:

- возможность получения господдержки (субсидий, бюджетных инвестиций и других значимых источников), льготного налогообложения;

- необходимость решения социальных задач и удовлетворения нужд общества;

- наличие ограничений на проведение дивидендной политики;

- директивное планирование и государственный контроль за ценами (государственный заказ, сбыт по государственным твердым ценам) и др. [16].

Кроме представленных автором существуют официальные методики для анализа компаний с государственным участием. В частности, для

контроля за акционерными обществами, акции которых находятся в собственности Москвы, используется Методика определения эффективности их финансово-хозяйственной деятельности6. Эта методика в основном ориентирована на анализ эффективности деятельности предприятия и включает расчет показателей, направленных на оценку достижения следующих целей:

- повышение капитализации;

- повышение размера дивидендов, выплачиваемых акционерам, и рентабельности активов;

- обеспечение эффективности финансового управления, в том числе ликвидности и финансовой устойчивости (снижение финансовых рисков);

- обеспечение расширенного воспроизводства активов;

- рост производительности труда.

Заявленные цели вполне адекватно отражают требуемые направления контроля, однако используемые показатели не в полной мере отвечают этим целям.

Кроме указанной методики для анализа компаний с государственным участием и выявления признаков коррупционных действий целесообразно использовать Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа7, которые содержат ряд алгоритмов, позволяющих оценить качество активов и обоснованность обязательств, что имеет определяющее значение для идентификации коррупционных стратегий. В частности, это алгоритмы, направленные на выявление имущества и имущественных прав, приобретенных на заведомо не выгодных условиях, оценку возможности возврата отчужденного имущества, внесенного в качестве финансовых вложений», а также «выявление обязательств, которые могут быть оспорены или прекращены.

Еще один документ, содержащий алгоритмы, которые могут быть использованы для выявления

6 Постановление правительства Москвы от 03.07.2007 № 576-ПП «О порядке взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при реализации прав акционера по акциям, находящимся в собственности города Москвы, и принципах стратегического и оперативного планирования, организации системы контроля и оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности акционерных обществ, акции которых находятся в собственности города Москвы».

7 Постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2003 № 367 «Об утверждении правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа».

Рисунок 1

Блок-схема методики превентивного анализа

Методика превентивного анализа

коррупционных действий на предприятиях, - это Временные правила проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства8. Применяя методику оценки признаков преднамеренного банкротства для выявления коррупционных стратегий, необходимо отследить резкие негативные изменения ключевых финансовых показателей и коэффициентов, в частности чистых активов, обеспеченности обязательств активами и др., а также сопоставить эти факты с возможными отклонениями условий совершения сделок от рыночных условий.

Методика анализа компаний с государственным участием должна в обязательном порядке включать в себя аналитические инструменты, нацеленные на выявление коррупционных проявлений. При этом анализ должен быть превентивным, опережающим, позволяющим своевременно и дистанционно выявлять существенное ухудшение качества активов, пассивов и финансовых результатов и обосновывающим действия по выявлению

8 Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 855 «Об утверждении Временных правил проверки арбитражным управляющим наличия признаков фиктивного и преднамеренного банкротства».

коррупционных стратегий на основе анализа сделок и действий органов управления компании.

Особенностями превентивного анализа является нахождение акупунктурных (активно воздействующих по принципу рычага) и реперных (дающих четкие координаты) составляющих деятельности хозяйственных субъектов [17]. Разработанная методика превентивного анализа включает расчет показателей по бухгалтерской отчетности, а также выполнение процедур, требующих дополнительной информации, в ходе которых ключевым моментом является выявление бенефициарных собственников юридических лиц, задействованных в коррупционных схемах (рис. 1) [18, 19].

Анализ каждого элемента отчетности (см. рис. 1) включает два этапа. На первом анализируется элемент по данным бухгалтерской отчетности. Второй этап проводится при выявлении низкого качества элементов отчетности, т.е. при обнаружении признаков коррупционных действий на первом этапе. При этом исследуются сделки и действия руководства предприятия.

Анализ качества активов по бухгалтерской отчетности. Показатели, рассчитываемые по

бухгалтерской отчетности, включают индикаторы качества активов, в том числе показатели структуры активов, состояния и эффективности использования основных средств, оборачиваемости запасов и дебиторской задолженности. Существенное ухудшение качества элементов отчетности является индикатором коррупционных действий (рис. 2).

Качество активов оценивается отношением активов, используемых в производственной деятельности (основные средства и запасы), а также денежных средств и их эквивалентов, к совокупным активам. Снижение показателя свидетельствует об ухудшении качества активов, поскольку активы, которые не вошли в состав перечисленных, т.е. нематериальные активы, финансовые вложения, дебиторская задолженность, расцениваются как менее качественные, поскольку их стоимость в большей степени подвержена искажениям.

Для оценки качества основных средств и их динамики определяются показатели состояния: коэффициенты годности, ввода, выбытия, показатели фактического и остаточного срока полезного использования. Чем ниже показатели состояния, тем хуже качество основных средств, тем менее эффективно работает руководство предприятия, не обеспечивающее развития потенциала компании на долгосрочный период.

Амортизационная политика также влияет на качество основных средств и на инвестиционную активность

Рисунок 2

Индикаторы качества активов

предприятия. Все способы ускорения амортизации основных средств приводят к мобилизации финансовых ресурсов для их обновления и таким образом создают возможности для интенсивного развития производственного потенциала.

Качество основных средств также оценивается показателями эффективности - фондоотдачи и рентабельности, фондовооруженности и производительности труда. Для производственного предприятия - это важнейший признак эффективности и добросовестности руководства предприятия.

Оценка качества запасов по бухгалтерской отчетности заключается в расчете показателей оборачиваемости, оценке доли резервов под обесценение материальных ценностей в стоимости запасов. Чем ниже показатели оборачиваемости - тем ниже качество запасов. Доля резервов в стоимости запасов является индикатором возможных потерь в стоимости, поэтому существенное значение показателя свидетельствует о невысоком качестве запасов.

Для оценки качества дебиторской задолженности необходимо рассчитать показатели ее структуры (высокий удельный вес выданных авансов и прочей дебиторской задолженности - признаки некачественной дебиторской задолженности), оборачиваемости и доли убытков от списания дебиторской задолженности и резервов по сомнительным долгам к дебиторской задолженности и выручке.

Индикаторы качества активов

Качество основных средств

Качество совокупных активов

Качество оборотных активов

Показатели движения и состояния

Амортизационная политика

Показатели эффективности использования

Показатели структуры (доля неликвидных активов)

Показатели оборачиваемости

Наличие оценочных резервов

Признаки некачественной дебиторской задолженности - низкие показатели оборачиваемости, значительный относительный уровень резервов по сомнительным долгам и убытков от списания задолженности.

О ценка каче ства финансо вых вложе ний по бухгалтерской отчетности заключается в расчете доли резерва под их обесценение и доли убытков от обесценения в стоимости финансовых вложений.

Исследование сделок с активами. Для обоснованных выводов относительно признаков коррупционных стратегий при выявлении на первом этапе признаков низкого качества активов необходимо осуществить:

а) анализ крупных сделок с активами, в том числе связанных с получением и выдачей займов, выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, отчуждением и приобретением акций, долей хозяйственных товариществ и обществ, заключением договоров простого товарищества;

б) анализ активно сти рынков, на которых обращаются активы для оценки обоснованности стоимости активов; анализ учетной и рыночной стоимости основных средств, в том числе при приобретении за плату, внесении в уставный капитал, выкупа арендованных основных средств, а также при реализации основных средств;

в) анализ проведенной реорганизации путем выделения обществ, в том числе с приобретением акций (долей) основным обществом, оценку переданных таким образом активов и обязательств на баланс вновь образованных обществ;

г) анализ проведенной реструктуризации путем учреждения других организаций с передачей имущества в качестве вклада в уставный капитал;

д) выявление фиктивных активов (анализ обоснованности капитализации затрат, связанных с активами, анализ срока их полезного использования и ликвидационной стоимости);

е) оценку степени участия активов в производственной деятельности предприятия, приносимых ими доходов для анализа их эффективности; оценку возможности реализации активов на рыночных условиях;

ж) анализ соответствия балансовой стоимости активов их рыночной стоимости;

з) анализ надежности и эффективности организаций, в которые размещены финансовые вложения, анализ ликвидности финансовых вложений;

и) анализ надежности банков, в которых размещены денежные средства предприятия, и оценку возможно сти изъятия высоколиквидных активов.

Кроме того, необходимо выявить бенефициарных собственников юридических лиц, задействованных в этих операциях.

Анализ качества пассивов. Показатели качества пассивов, рассчитываемые по бухгалтерской отчетно сти, включают показатель каче ства совокупных пассивов, который рассчитывается как отношение наиболее качественных элементов пассивов (накопленного собственного капитала и долгосрочных обязательств) к совокупным пассивам. Наличие в пассиве баланса существенной кредиторской задолженности, а также краткосрочных заемных средств снижает финансовую устойчивость компании и не обеспечивает бизнес ресурсами для долгосрочного роста (рис. 3).

Для оценки качества собственного капитала рассчитывается доля накопленного капитала (резервы и нераспределенная прибыль в составе собственного капитала) в общей величине собственного капитала, чем она выше - тем выше качество капитала. Кроме того, качество собственного капитала зависит от адекватности оценки активов, наличия оценочных резервов. Чем выше ценность активов, тем выше качество собственного капитала.

Необходимо отметить, что оценочные резервы, с одной стороны, являются индикатором возможных потерь от обесценения активов, но с другой - уменьшают величину прибыли и собственного капитала, что приводит к их более качественной оценке.

Для анализ а с оо тно ше ния ба ланс ов о й и фундаментальной стоимости собственного капитала необходимо рассчитать фундаментальную стоимость капитала по одной из методик. В частности, можно использовать методику капитализации «дохода владельца» [20], который рассчитывается по формуле:

С¥Е = ЫСЕ + ЫСЕТ,

Е О I ~

где №СЕ0 - чистые денежные средства, полученные от операционной деятельности;

ЫСЕ1 - чистые денежные средства, использованные в инвестиционной деятельности.

Рисунок 3

Индикаторы качества пассивов

Индикаторы качества пассивов

Качество собственного капитала

I

Качество совокупных пассивов

Качество обязательств

Фундаментальная стоимость определяется по формуле Гордона в предположении о том, что темп прироста будущего денежного потока равен нулю [20, 21]:

VP =

CFe

где С¥е - среднегодовое значение «дохода владе ль ца» , р ас считанно е как ср е дне е арифметическое за три последних года;

г - ставка дисконта; равна стоимости собственного капитала, в качестве которой можно принять среднерыночную доходность.

Чем выше фундаментальная стоимость собственного капитала относительно его балансовой оценки, тем выше качество собственного капитала.

Показателем, характеризующим доходность собственного капитала, является рентабельность собственного капитала, а также показатель общей доходности бизнеса, который складывается из капитальной доходности (рост фундаментальной стоимости собственного капитала) и текущей д оход но с ти , о п р е д е ля е м о й в е л ич ино й выплачиваемых дивидендов, т.е.

ТЕК = Ш¥ + 100,

V

где 01У - величина выплачиваемых дивидендов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У0 - величина фундаментальной стоимости собственного капитала, рассчитанная для предыдущего периода.

Доходность качественного собственного капитала компании должна превышать среднеотраслевые значения.

При оценке обязательств необходимо оценить их структуру с точки зрения срока погашения. Чем длительнее обязательства, тем выше их каче ство и устойчивее компания. Необходимо отметить, что вид обязательств также имеет значение. Привлеченные компанией банковские кредиты и размещенные облигации положительно характеризуют ее кредитоспособность и, кроме того, смягчают агентскую проблему, поскольку банки и инвесторы осуществляют со своей стороны контроль за действиями руководства компании.

Важнейшая характеристика обязательств - их стоимость, которую можно рассчитать как отношение

Г

процентов к уплате к среднегодовой величине процентного долга. Превышение этим показателем среднерыночной процентной ставки - возможный признак намеренного обременения предприятия обязательствами.

Еще один аспект оценки обязательств - оценка их обеспеченности. Выданные обеспечения негативно характеризуют кредитоспособность компании. Чем выше доля выданных обеспечений от стоимости активов, тем хуже финансовое положение компании. Качество кредиторской задолженности характеризуется ее оборачиваемостью: длительный период ее погашения

- признак низкого качества задолженности.

Исследование обоснованности обязательств. Дополнительное исследование обязательств включает в себя следующие процедуры (при выполнении которых необходимо установить бенефициарных собственников юридических лиц, задействованных в операциях):

- исследование целей привлечения обязательств и имущества, которое было приобретено на

Рисунок 4

Индикаторы качества финансовых результатов

заемные средства. Выявление обязательств, не влекущих за собой приобретения имущества, а также влекущих приобретение неликвидного имущества;

- анализ обеспечения, предоставленного по имеющимся обязательствам для определения последствий возможной утраты этого имущества и его роли в хозяйственной деятельности предприятия. Анализ обременений материальных и финансовых активов. Исследование адекватности предоставленного обеспечения тем обязательствам, которые в результате привлечены.

Анализ качества финансовых результатов.

Для анализа качества финансовых результатов по бухгалтерской отчетности необходимо оценить денежное содержание выручки, прибыли, динамику и волатильность прибыли, ее структуру, а также маржинальность выручки (рис. 4).

Денежное содержание выручки, которое оценивается отношением поступлений по операционной

Качество доходов и расходов

Маржинальность выручки

Структура доходов, доля выручки и прочих доходов

Волатильность выручки

Денежное содержание выручки и расходов по обычным видам деятельности

Контролируемость расходов

Индикаторы качества финансовых результатов

деятельности к выручке, свидетельствует об эффективности управления продажами и своевременности оплаты продукции. Значение показателя, которое существенно ниже единицы, свидетельствует о возможных коррупционных действиях, когда отгруженная продукция оплачивается неденежными средствами или оплачивается спустя неприемлемо длительное время.

Аналогичные выводы можно сделать по денежному содержанию чистой прибыли, которое рассчитывается как отношение чистых денежных средств по операционной деятельности к чистой прибыли. Значение существенно ниже единицы свидетельствует о неэффективном управлении оборотным капиталом, использовании неденежных форм расчетов.

Еще один из возможных индикаторов - это динамика выручки и прибыли, т.е. их темпы прироста. При негативной динамике, связанной со снижением выручки и прибыли (или только снижении прибыли при растущей выручке), можно делать выводы о возможных коррупционных действиях, направленных на вывод прибыли в аффилированные структуры.

Волатильность прибыли оценивается коэффициентом вариации, значительная вариация прибыли свидетельствует о ее низком качестве и существенном удельном весе в ней случайных источников. Факторы, которые определяют волатильность прибыли, - это показатели ресурсоемкости ( м ат е р и ал о е м ко с т ь , з ар п л ато е м ко с ть , амортизациеемкость, прочая ресурсоемкость

- отношение элементов соответствующих расходов к выручке). Их неконтролируемое увеличение

- свидетельство низкого качества прибыли и возможных коррупционных действий.

Следующий индикатор качества прибыли - ее структура, которая показывает, каков удельный вес в прибыли до налогообложения прибыли от продаж и прочего финансового результата. Чем больше удельный вес прочего финансового результата, тем ниже ее качество и тем выше вероятность коррупционных действий на предприятии.

Маржинальность выручки (отношение валовой прибыли к выручке) также является индикатором качества прибыли. При существенном снижении показателя можно предполагать наличие коррупционных действий.

Исследование сделок по выводу прибыли. Анализ обоснованности расходов. Для обоснованных

выводов относительно качества финансовых результатов необходимо дополнить анализ следующими процедурами (при выполнении которых необходимо установить бенефициарных собственников юридических лиц, задействованных в операциях):

а) анализ соответствия уровня цен рыночному уровню в отношении цен на реализуемую продукцию и приобретаемые материальные ресурсы, услуги сторонних организаций, а также уровень оплаты труда, уровень процентных ставок по заемному капиталу, др.;

б) анализ системы распределения и закупок, который позволяет выявить возможные коррупционные действия вследствие использования без экономической целесообразности посредников в системе распределения продукции и закупке сырья, материалов, услуг. Исследование движения материальных и финансовых потоков организации, изучение заключенных предприятием договоров, оценка их экономической целесообразности;

в) анализ показателей ресурсоотдачи:

— выпуск продукции на единицу производственной мощности;

— выпуск продукции на единицу площади в натуральном и стоимостном измерениях;

— производительность труда, материалоотдача;

— доходность финансовых вложений.

Существенное отклонение этих показателей от отраслевого (рыночного) уровня может рассматриваться как ко свенный признак коррупционных действий. В этом контексте также необходим контроль за соответствием норм расхода сырья и материалов отраслевым нормам;

г) сравнительный анализ динамики выпуска продукции и динамики потребления ресурсов, которое может быть объективно зафиксировано. При наличии значительного отклонения роста финансовых результатов относительно роста потребления ресурсов можно констатировать наличие признаков недобросовестных действий, направленных на искажение финансовых результатов, например производство неучтенной продукции;

д) сравнительный анализ рентабельности основной деятельности предприятия и его общей рентабельности. При наличии значительных отклонений рентабельности

основной деятельности, рассчитанной через валовую прибыль от общей рентабельности, рассчитанной через прибыль до налогообложения, может иметь место искусственное искажение общей рентабельности за счет коммерческих, управленческих, прочих расходов;

е) ср ав ните льный анализ ре нтабе ль но сти собственного капитала и активов предприятия с аналогичными показателями его конкурентов и основных контрагентов: поставщиков, потребителей, арендаторов и арендодателей, комиссионеров, сторонних организаций, оказывающих услуги, кредиторов, заимодавцев и др. Существенно отличающаяся рентабельность

капитала и активов предприятия - признак недо бр о сове стных де йствий, а име нно перемещения прибыли предприятия к его контрагентам посредством трансфертного ценообразования.

Представленная методика превентивного анализа деятельности компаний с государственным участием предназначена для своевременной идентификации и пресечения коррупционных действий, предотвращения ущерба, наносимого компаниям их руководством, и в конечном счете для снижения потерь от коррупции в масштабах всей экономики.

Список литературы

1. ГлотовВ.И., Соколовский О.А., ЛипушкинаИ.Ю. Финансовая безопасность России - основа суверенитета и территориальной целостности страны. URL: http://www.fedsfm.ru/press/publications/1365.

2. Кабанов К.В. Бизнес и коррупционные практики: мифы и реальность. Информационный обзор НАК. URL: http://president-sovet.ru/members/blogs/post/1232/.

3. Кузьминов Я.И. Механизмы коррупции и их особенное проявление в государственном аппарате // Административное право: теория и практика. Укрепление государства и динамика социально-экономического развития: матер. науч. конф. / отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М.: ГУ-ВШЭ, 2002. С.18-32.

4. Когденко В.Г. Корпоративное мошенничество: анализ схем присвоения активов и способов манипулирования отчетностью // Экономический анализ: теория и практика. 2015. № 4. С. 2-13.

5. БрюхановМ. Мошенничество в финансовой отчетности на развивающихся рынках. URL: http://www. rcb.ru/rcb/2006-15/7813/.

6. Ковасич Дж.Л. Противодействие мошенничеству. Как разработать и реализовать программу мероприятий. М.: Маросейка, 2011. 310 с.

7. Зак Дж.М. Справедливая стоимость - соблазны манипулирования отчетностью. Новые глобальные риски и методы их выявления. М.: Маросейка, 2011. 230 с.

8. Уэллс Дж.Т. Корпоративные мошенничества. Уроки негативной стороны бизнеса. М.: Маросейка, 2010. 624 с.

9. Елисеев С. Мошенничество персонала: основные схемы и методы борьбы // Экономические преступления. 2009. № 7. С. 22-30.

10. МельникМ.В., Когденко В.Г. Экономический анализ в аудите. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 543 с.

11. Исследование дивидендных политик компаний с государственным участием: российский и зарубежный опыт / под ред. И.Н. Рыковой. М.: Научно-исследовательский финансовый институт, 2015. 104 с.

12. ОсколковИ.В, УгрюмовА.В. Анализ сравнительной экономической эффективности государственного участия в предприятиях Санкт-Петербурга. URL: http://finbiz.spb.ru/download/oskol.pdf.

13. Панфилова Е.А. Сравнительный анализ банкротства государственных и частных субъектов предпринимательства // Российское предпринимательство. 2013. № 18. С. 79-89.

14. Ярагина М.О. Основные этапы анализа финансового состояния государственных унитарных предприятий // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2011. Т. 4. № 32-1. С. 208-211.

15. КудинаМ.В. Теория стоимости компании. М.: Форум, ИНФРА-М, 2014. 368 с.

16. КосоруковаИ.В. Стоимость государственных предприятий и их конкурентоспособность // Современная конкуренция. 2013. № 5. С. 129-143.

17. Фомин В.П. Превентивный анализ стабильности финансового положения хозяйствующего субъекта // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2012. № 12. С. 108-111.

18. Руководство ФАТФ. Прозрачность и бенефициарная собственность. (Рекомендации 24 и 25). URL: http://www.mumcfm.ru/index.php/ru/component/docman/cat_view/4-uchebnye-posobiya.

19. Руководство ФАТФ. Публичные должностные лица. (Рекомендации 12 и 22). URL: http://www.mumcfm. ru/index.php/ru/component/docman/cat_view/4-uchebnye-posobiya.

20. Баффетт У. Эссе об инвестициях, корпоративных финансах и управлении компаниями. М.: Альпина бизнес Букс, 2009. 335 с.

21. БрейлиР., Майерс С. Принципы корпоративных финансов / пер. с англ. Н. Барышниковой. М.: Олимп-Бизнес, 2007. 1008 с.

ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)

Economic Policy

A PREVENTIVE ANALYSIS OF CORRUPT BUSINESS STRATEGIES OF STATE-OWNED COMPANIES Vera G. KOGDENKO

National Research Nuclear University MEPhI, Moscow, Russian Federation kogdenko7@mail.ru

Article history: Abstract

Received 15 June 2015 Importance The article investigates issues of identifying corrupt business strategies, which

Accepted 25 June 2015 State-owned companies may practise. The research examines how corrupt strategies influence

financial reporting indicators.

Objectives The objective of the research is to devise analytical tools in order to identify corrupt business strategies State-owned companies may implement.

Methods The methodological framework comprises objective principles of the systems approach, data grouping, use of economic analysis, logic and comprehensive approaches to evaluating economic phenomena and processes.

Results I investigate types of corrupt business processes, their implementation algorithms, factors fueling corrupt strategies and their implementation. The article mentions strategies for Keywords: State-owned misappropriating fixed assets, inventories, accounts receivable, and corporate encumbrance

TO^am^ corraption, prerentiTC strategies. I overview schemes for embezzlement of financial results, including those used in analysis distribution, purchasing, servicing, license, financial, production and holding companies. The

article also describes methods for overstating the company's expenditures, reviews my methods for analyzing State-owned companies, and systematizes analytical indicators involved. I examine procedures for identifying corrupt practices in relation to assets and liabilities. Conclusions and Relevance I propose my own methods for a preventive analysis and remote monitoring of State-owned companies' operations in order to detect corrupt strategies in relation to assets, liabilities, financial results. The methods include two steps, i.e. remote monitoring of financial reporting and identification of corrupt strategies by analyzing transactions and activities of top executives. I substantiate indicators for evaluating the quality of financial reporting figures, including the quality of assets, equity, financial results. The article may prove useful for specialists working in State financial control services.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Glotov V.I., Sokolovskii O.A., Lipushkina I.Yu. Finansovaya bezopasnost'Rossii - osnova suvereniteta i territorial'noi tselostnosti strany [The financial security of Russia is a basis of the sovereignty and territorial integrity of the country]. Available at: http://www.fedsfm.ru/press/publications/1365. (In Russ.)

2. Kabanov K.V. Biznes i korruptsionnyepraktiki: mify i real'nost'. Informatsionnyi obzorNAK[Business and corrupt practices: myths and reality. Information overview of the National Anti-Corruption Board]. Available at: http://president-sovet.ru/members/blogs/post/1232/. (In Russ.) (accessed 18.03.2015)

3. Kuz'minov Ya.I. [Corruption mechanisms and special instances of their use in public administration]. Administrativnoepravo: Teoriya ipraktika. Ukreplenie gosudarstva i dinamika sotsial 'no-ekonomicheskogo razvitiya: materialy nauchnoi konferentsii [Proc. Sci. Conf. Administrative Law: Theory and Practice. Strengthening the State and Trends in Socio-Economic Development]. Moscow, Higher School of Economics Publ., 2002, pp. 18-32.

4. Kogdenko V.G. Korporativnoe moshennichestvo: analiz skhem prisvoeniya aktivov i sposobov manipulirovaniya otchetnost'yu [Corporate fraud: asset misappropriation schemes analysis and ways to manipulate the reporting]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2015, no. 4, pp. 2-13.

5. Bryukhanov M. Moshennichestvo vfinansovoi otchetnosti na razvivayushchikhsya rynkakh [Fraud in financial statements in developing markets]. Available at: http://www.rcb.ru/rcb/2006-15/7813/. (In Russ.) (accessed 08.2006)

6. Kovacich G.L. Protivodeistvie moshennichestvu. Kak razrabotat' i realizovat'programmu meropriyatii [Fighting Fraud. How to Establish and Manage an Anti-Fraud Program]. Moscow, Maroseika Publ., 2011, 310 p.

7. Zack G.M. Spravedlivaya stoimost' - soblazny manipulirovaniya otchetnost'yu. Novye global'nye riski i metody ikh vyyavleniya [Fair Value Accounting Fraud: New Global Risks and Detection Techniques]. Moscow, Maroseika Publ., 2011, 230 p.

8. Wells J.T. Korporativnye moshennichestva. Uroki negativnoi storony biznesa [Fraud Casebook: Lessons from the Bad Side of Business]. Moscow, Maroseika Publ., 2010, 624 p.

9. Eliseev S. Moshennichestvo personala: osnovnye skhemy i metody bor'by [Fraudulent practices of personnel: the main countering schemes and methods]. Ekonomicheskie prestupleniya = Economic Crimes, 2009, no. 7, pp. 22-30.

10. Mel'nik M.V., Kogdenko V.G. Ekonomicheskii analiz v audite [Economic analysis in audit]. Moscow, YUNITI-DANA Publ., 2007, 543 p.

11. Issledovanie dividendnykhpolitikkompanii s gosudarstvennym uchastiem: rossiiskii i zarubezhnyi opyt [The research into dividend policies of State-owned companies: the Russian and international expertise]. Moscow, Financial Research Institute Publ., 2015, 104 p.

12. Oskolkov I.V., Ugryumov A.V. Analiz sravnitel 'noi ekonomicheskoi effektivnosti gosudarstvennogo uchastiya v predpriyatiyakh Sankt-Peterburga [Analyzing the respective economic efficiency of public interests in entities of Saint Petersburg]. Available at: http://finbiz.spb.ru/download/oskol.pdf. (In Russ.)

13. Panfilova E.A. Sravnitel'nyi analiz bankrotstva gosudarstvennykh i chastnykh sub"ektov predprinimatel'stva [A comparative analysis of bankruptcy of State-owned and private businesses]. Rossiiskoe predprinimatel 'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2013, no. 18, pp. 79-89.

14. Yaragina M.O. Osnovnye etapy analiza finansovogo sostoyaniya gosudarstvennykh unitarnykh predpriyatii [The main stages of analyzing the financial position of State-owned unitary enterprises]. Izvestiya Orenburgskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta = Bulletin of Orenburg State Agrarian University, 2011, vol. 4, no. 32-1, pp. 208-211.

15. Kudina M.V. Teoriya stoimosti kompanii [The theory of business value]. Moscow, Forum, INFRA-M Publ., 2014, 368 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Kosorukova I.V. Stoimost' gosudarstvennykh predpriyatii i ikh konkurentosposobnost' [Value of State-owned companies and their competitiveness]. Sovremennaya konkurentsiya = Journal of Modern Competition, 2013, no.5, pp. 129-143.

17. Fomin V.P. Preventivnyi analiz stabil'nosti finansovogo polozheniya khozyaistvuyushchego sub"ekta [A preventive analysis of stability of the entity's financial position]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta = Vestnik of Samara State University of Economics, 2012, no. 12,

18. Rukovodstvo FATF. Prozrachnost'i benefitsiarnaya sobstvennost'. (Rekomendatsii 24 i 25) [FATF Guidance on Transparency and Beneficial Ownership (Recommendations 24 and 25)]. Available at: http://www. mumcfm.ru/index.php/ru/component/docman/cat_view/4-uchebnye-posobiya. (In Russ.)

19. Rukovodstvo FATF. Publichnye dolzhnostnye litsa. (Rekomendatsii 12 i 22) [FATF Guidance: Politically Exposed Persons (Recommendations 12 and 22)]. Available at: http://www.mumcfm.ru/index.php/ru/ component/docman/cat_view/4-uchebnye-posobiya. (In Russ.)

20. Buffett W. Esse ob investitsiyakh, korporativnykhfinansakh i upravlenii kompaniyami [The Essays ofWarren Buffet: Lessons for Corporate America]. Moscow, Al'pina Biznes Buks Publ., 2009, 335 p.

21. Brealey R., Myers S. Printsipy korporativnykhfinansov [Principles of Corporate Finance]. Moscow, Olimp-Biznes Publ., 2007, 1008 p.

pp. 108-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.