Научная статья на тему 'ПРЕВЕНТИВНЫЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ В РОССИИ'

ПРЕВЕНТИВНЫЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
488
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ПРЕВЕНТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ УГРОЗА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Григорьев Николай Юрьевич, Родюков Эдуард Борисович, Слобцова Татьяна Львовна

Статья посвящена исследованию средств и методов борьбы с терроризмом в России. Определены превентивные действия органов государственной власти при террористической угрозе. Сделана попытка выработки программы антитеррористической работы среди населения, а также сформулированы задачи в данной области общественных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTIVE MEANS AND METHODS TO COMBAT TERRORISM IN RUSSIA

The article is devoted to the study of the means and methods of combating terrorism in Russia. The preventive actions of public authorities under the terrorist threat are defined. An attempt was made to work out a program of antiterrorist work among the population, and also formulated tasks in this area of social relations.

Текст научной работы на тему «ПРЕВЕНТИВНЫЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ В РОССИИ»

154 Терроризм

Григорьев Н. Ю., Родюков Э. Б., Слобцова Т. Л.

ПРЕВЕНТИВНЫЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ В РОССИИ

PREVENTIVE MEANS AND METHODS TO COMBAT TERRORISM IN RUSSIA

Родюков Эдуард Борисович — кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии ФГВОУ ВПО «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации, г Москва, E-mail: groro@mail.ru Григорьев Николай Юрьевич — кандидат философских наук, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью в медиаиндустрии, Высшая школа печати и медиаиндустрии, ФГБОУ ВО «Московский политехнический университет», г. Москва, E-mail: nugrig@mail.ru

Слобцова Татьяна Львовна — старший преподаватель кафедры философии и общественных дисциплин, Высшая школа печати и медиаиндустрии, ФГБОУ ВО «Московский политехнический университет», г. Москва, E-mail: ts150677@yandex.ru

Rodyukov Eduard Borisovich — Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of Sociology, FGVOU VPO "Military University" of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow, E-mail: groro@mail.ru Grigoryev Nikolay Yurievich — Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Advertising and Public Relations in the Media Industry, Higher School of Press and Media Industry, FGBOU VO "Moscow Polytechnic University", Moscow, E-mail: nugrig@mail.ru Slobtsova Tatyana Lvovna — starshiy prepodavatel' kafedry filosofii i obshchestvennykh dzhistsiplin, Vysshaya shkola pechati i mediaindustrii, FGBOU VO «Moskovskiy politekhnicheskiy universitet», g. Moskva, E-mail: ts150677@yandex

Аннотация: Статья посвящена исследованию средств и методов борьбы с терроризмом в России. Определены превентивные действия органов государственной власти при террористической угрозе. Сделана попытка выработки программы антитеррористической работы среди населения, а также сформулированы задачи в данной области общественных отношений.

Annotation: The article is devoted to the study of the means and methods of combating terrorism in Russia. The preventive actions of public authorities under the terrorist threat are defined. An attempt was made to work out a program of antiterrorist work among the population, and also formulated tasks in this area of social relations.

Ключевые слова: терроризм, превентивные действия, антитеррористическая деятельность, террористическая угроза. Key words: terrorism, preventive actions, antiterrorist activity, terrorist threat.

Особую актуальность проблема борьбы с терроризмом приобретает в условиях дальнейшей глобализации мирового сообщества. Происходящие процессы глобализации несут в себе как позитивное начало, так и огромную опасность. Жизнь показала, что терроризм в современных условиях перерос рамки национальной проблемы отдельных государств и приобрел международные масштабы.

Причины этого явления различны и многоаспектны, как различны оценки и подходы к пониманию терроризма. Биполяр-ность мнений закономерна, поскольку сами его формы проявления, методы, тактические приемы осуществления террористических акций объективно обусловлены присущими им условиями и причинами в том или ином государстве либо регионе мира.

В последнее время проблема терроризма превратилась в одну из острейших глобальных проблем современности. И эта трансформация обусловлена, следующими причинами:

Во-первых, терроризм, к сожалению, получает все более широкое распространение в планетарном масштабе. Он проявляется как в регионах традиционных международных конфликтов (например, Ближний Восток, Южная Азия), так и от этого опасного явления оказались не застрахованы и наиболее развитые и благополучные государства (в частности США и Западная Европа).

Во-вторых, терроризм представляет собой серьезную угрозу для безопасности отдельных государств и всего мирового сообщества в целом. Ежегодно в мире совершаются сотни актов терроризма, а скорбный счет их жертв составляет тысячи убитых и искалеченных людей;

В-третьих, для борьбы с терроризмом недостаточно усилий одной великой державы или даже группы высокоразвитых государств. Преодоление терроризма как обостряющейся глобальной проблемы требует коллективных усилий большинства государств и народов на нашей планете, всего мирового сообщества.

В-четвертых, все более явной и наглядной становится связь современного феномена терроризма с другими актуальными глобальными проблемами современности. В настоящее время проблема терроризма должна рассматриваться как важный элемент всего комплекса общечеловеческих, глобальных проблем [1].

Отдельные общественно-политические, националистические, религиозные организации не только считают допустимым использование насильственных методов для достижения своих целей, но и «экспортируют» их в другие регионы мира. Они и составляют «группы риска», на которые должны быть направлены усилия государств, правоохранительных органов по их нейтрализации. Современными террористами все чаще используются методы запугивания, устранения политических оппонентов, давления на органы государственной власти и управления. Их деятельность срывает усилия властей по урегулированию жизненно важных проблем, а зачастую террористы используют насилие для удовлетворения отдельных социальных, региональных и экономически выгодных им интересов. Нарастает социальная напряженность по отдельным проблемам в обществе; обостряются межнациональные, этнические и религиозные противоречия; повышается агрессивность к различным органам власти, иные негативные проявления. Таким действиям необходимы своевременная оценка и адекватные меры борьбы с ними.

Сейчас в мире по подсчетам специалистов действуют более 500 террористических организаций и групп экстремистской направленности. За последние 10 лет ими совершено более 6 тысяч актов терроризма, в результате которых погибли и получили ранения около 25 тысяч человек[2].

Эти проблемы должны заранее решаться административно-правовыми и уголовно — правовыми средствами. Устранение их актуально не только при пресечении начавшихся противоправных действий. Они выступают в качестве превентивных мер противодействия террористическим проявлениям в целом.

Отечественная практика, опыт других государств, зарубежных правоохранительных органов свидетельствует, что превентивные меры являются наиболее эффективными, но вместе с тем, не менее сложными и затратными — как в качестве упреждающих мер, так и мер пресечения терроризма, преступлений террористического характера.

Таким образом, следует вести речь о своеобразном специфическом механизме средств и методов как системе мер противодействия терроризму и преступлениям террористического характера в целом.

Остановимся кратко на понятии этого механизма. Механизм превентивных средств и методов заключается в следующем: в выявлении, устранении, локализации, нейтрализации либо минимизации воздействия негативных факторов (конфликтов), порожда-

ющих проявления терроризма, а также в устранении сопутствующих и способствующих реализации террористических замыслов и намерений отдельных лиц и «групп риска».

Превентивные средства и методы должны осуществляться заранее, системно и интенсивно на стадии зарождения и развития негативных факторов, конфликтов и процессов. Именно на тех этапах, когда формируются мотивация и замысел противоправных проступков. Из этого следует, что невозможно построить эффективный механизм защиты от проявлений терроризма, не уяснив его природы, генезиса, не выявив и глубоко не проанализировав его первопричины.

Авторы разделяют точку зрения профессора Е.Г. Ляхова, считающего, что «попытки ликвидировать такое сложное явление, как терроризм, простыми либо военными методами нерациональны, это ошибочный путь» [3]. По нашему мнению, кроме этого, безуспешными будут как силовые методы, так и односторонне репрессивная реакция государства на терроризм. Наиболее приемлемыми и перспективными в современных условиях способами устранения причин терроризма являются политические, социально-экономические, правовые средства и механизмы, создание «социума благополучия» в обществе.

Безусловно, в идеальном варианте средства и методы были бы целесообразны, если бы они применялись на самой ранней стадии, сразу же после возникновения и обнаружения основы (базы) конфликта. Нет конфликта — отсутствует почва для произрастания проявлений терроризма. Но, к сожалению, еще далеко не совершенны наш мир и бытие, поэтому конфликты и причины того или иного масштаба, той или иной природы, особенно в условиях глобализации, будут возникать в мире постоянно.

Отсюда — закономерность зарождения террористических проявлений. Их генезисом могут быть не только социально-политические противоречия или конфликты, но и: — столкновение мировоззренческой позиции индивидуума с политическим устройством или режимом правления в стране; — несогласие с существующей в государстве несправедливостью; — недовольство происходящими изменениями в обществе; — обострение межнациональных, этнических и религиозных отношений; — противоправные действия должностных лиц; — корыстные финансовые интересы и иные, вплоть до столкновения геополитических интересов двух держав в каком-либо регионе.

Приведенные факторы указывают на то, что превентивные методы и средства, направленные на борьбу с терроризмом, с пре-

ступлениями террористического характера, чрезвычайно сложны, многоаспектные и требуют комплекса мер по их устранению.

На основании результатов проведенных социологических опросов был определен ряд факторов, которые в наибольшей степени влияют на подверженность людей идеям терроризма и насилия:

— экономические факторы (бедность, неравенство, распределение ресурсов);

— правовые факторы (несовершенство законов, правовой нигилизм, коррупция и пр.);

— социальные факторы (уровень образования социальная защищенность и т.п.);

— политические факторы (неэффективность власти, отсутствие демократии др.);

— культурные факторы (менталитет, религия, традиции, ценности)[4].

Обозначим лишь фрагментарно (на отдельных примерах) инструменты механизма борьбы с терроризмом, превентивные средства и методы. Например, для предупреждения терроризма, в основе которого лежат межрелигиозные столкновения, религиозный фанатизм, необходима целенаправленная, постоянная массовая разъяснительная работа среди населения, не только специалистов в области теологии, авторитетов церкви, но и юристов, обществоведов, психологов, педагогов и иных представителей просветительских учреждений. Важно для лишения идеологической почвы зарождения терроризма, в основе которого лежат лозунги (идеи) защиты своей религии, подобрать такие убедительные контраргументы, которые будут направлены на вскрытие и предание гласности истинных целей, зачастую ничего не имеющих общего с религией. Здесь важно показывать их несостоятельность хотя бы потому, что ни одна из традиционных религий не проповедует насилие в форме терроризма.

В организации работы, имеющей целью упреждение террористических проявлений, также очень важно особое внимание уделять структурам и группам, состоящим преимущественно из молодежи. В последнее время они все больше играют роль катализатора общественно — опасных потенциальных угроз в нашей стране. Специфика молодежной среды весьма сложна, она требует не только адекватного реагирования государства и общества в плане создания эффективных барьеров, препятствующих процессу вовлечения ее в криминогенную среду, но и упреждающих профилактических мер вовлечения в террористические акции, особенно в студенческой, рабочей среде, среди военной и неорганизованной молодежи. Прежде всего, лицами, хорошо

знающими ее психологию, в том числе и со стороны правоохранительных структур.

Представляется целесообразным создание единого банка данных о проявлениях террористических акций как внутри страны, так и на международной арене, в едином исследовательском центре либо институте (и не только в рамках СНГ). При наличии такого глобального единого информационного центра активнее, теснее и глубже станет не только взаимодействие в области превентивных мер, но и уменьшатся возможности террористов для маневра и реализации своих преступных намерений.

Следует упомянуть также и о такой проблеме, как готовность граждан страны к самозащите в условиях проявления террористической акции. На наш взгляд, инструкции, развешенные в определенных местах или на объектах возможного посягательства, малоэффективны, и они не воспринимаются сегодня и населением. Нужны личная «азбука поведения», «алгоритм выживания» (где бы ни оказался гражданин — на работе, в метро, самолете, поезде и т.п.), разработанные современными психоаналитиками. Такие рекомендации широко используются в зарубежных государствах. И россияне вправе знать, как они могут сохранить свою жизнь и жизнь близких, если окажутся в подобной ситуации.

Россия испытывает серьезнейшее влияние на внутреннюю ситуацию со стороны стран дальнего и ближнего зарубежья. Так, в условиях ослабления пограничного режима и практически неконтролируемого передвижения различных категорий лиц внутри СНГ, зарубежные террористические формирования получили определенную свободу для направления своих эмиссаров в Россию для вербовки ими сторонников из числа российских граждан, снабжения их оружием, материальными и финансовыми средствами. Россия на своем опыте испытала, что современный терроризм и сопряженные с ним миграция хорошо вооруженных и обученных боевиков, контрабанда оружия, незаконный оборот наркотиков, религиозный экстремизм наносят ущерб интересам личности, общества и государства.

К основным внутренним причинам террористических проявлений в России относятся: — острая борьба за передел собственности и политическую власть; — борьба за изменение государственно-правового статуса отдельных регионов, межэтнические противоречия и конфликты, идеологический раскол и криминализация общества; — рост организованной преступности и коррупции, образование устойчивых очагов сепаратизма.

Анализ становления системы противодействия терроризму свидетельствует, что Россия занимает активную позицию в ООН по антитеррористической тематике и принимает самое деятельное участие в формировании международно-правовой основы борьбы с терроризмом, Еще более энергично антитеррористическая линия ведется нашей страной на региональном уровне, прежде всего, на уровне СНГ, ОДКБ и ШОС, созданные по инициативе России соответствующие структуры которых успешно разворачивают работу по практическому решению задач в этой сфере. Предпринятые меры привели к локализации террористической деятельности и уменьшению числа совершаемых терактов.

Антитеррористическая деятельность включает постоянные мероприятия и действия государства на федеральном уровне по анализу социальной ситуации, прогнозированию, предупреждению и предотвращению террористических акций, а также по пресечению действий террористов, преследующих не только отдельных граждан, но и создающих угрозу целостности и национальной безопасности государства или его конституционному строю.

В этой деятельности одна из основных задач — объединение усилий гражданского общества по решению данной проблемы. Это возможно только на основе воспитательно — идеологического дифференцированного воздействия на население, на террористов, на субъектов их поддержки и противников. Идеологическое воздействие на те группы населения, которые могут стать объектом террористической пропаганды и их целенаправленное воспитание, направленное на самостоятельное осознание и распознавание опасности терроризма — должно быть основой конструкции этой программы.

При рассмотрении дел о терроризме необходимо особо изучать вопрос об организаторах не только конкретных действий, но и вдохновителях создания террористической организации, что может быть особенно важным для координации борьбы с терроризмом в международном масштабе с точки зрения возможного применения политических, экономических, дипломатических санкций против государства, попустительствующего терроризму.

В целях устранения объективно существовавших недостатков в сфере

контртеррористической деятельности и совершенствования

государственного управления в этой области в феврале 2006 г. был создан Национальный антитеррористический комитет (НАК). Образование Комитета стало фактором формирования принципиально новой структуры противодействия терроризму. В составе

Комитета был образован Федеральный оперативный штаб, в субъектах РФ — собственные оперативные штабы (их возглавили руководители территориальных органов безопасности), в регионах — антитеррористические комиссии (руководство было поручено главам региональных органов исполнительной власти).

Однако не следует оставлять в стороне то, что в основе антитеррористической профилактики лежит экономическая и политическая стабилизация, рост ВВП, адекватное перераспределение обязательных государственных выплат, т.е. все то, что способно сбалансировать экономику и поднять уровень жизни населения и ослабить кризисную ситуацию. Государству следует расширять систему привлечения гражданского общества по противодействию терроризму, так как именно данная сфера содержит значительные возможности и резервы.

Концептуально программа антитеррористической работы могла бы основываться на следующих основополагающих принципах и стратегических установках:

— учет различных моделей антитеррористической деятельности в зависимости от задач по предупреждению, пресечению последствий, гибкость и расчетливость действий, оперативная предусмотрительность при подготовке и ведении антитеррористической борьбы;

— обеспечение согласованности усилий силовых ведомств и органов власти всех уровней на основе четкого размежевания компетенции органов федерального, регионального и местного уровней;

— всестороннее обеспечение осуществляемых военных, специальных и идеологических мероприятий, воспитательно — идеологическое дифференцированное воздействие на население, террористов, субъектов их поддержки и противников;

— обеспечение единства действий антитеррористических сил в международном, межгосударственном и государственном масштабах;

— преимущество превентивных мероприятий, позволяющих осуществлять выявление намерений проведения террористиче-скихакций;

— нормативно-правовое обеспечение антитеррористических действий;

— неуклонное обеспечение неотвратимости наказания за террористические преступления в соответствии с законом;

— оперативное пресечение террористических действий.

— Организационные и нормативно-правовые меры позволят организовать и скоординировать антитеррористическую деятельность.

Для осуществления антитеррористической деятельности требуется решение следующих наиболее важных задач:

— разработка методики выявления и устранения факторов и условий, способствующих развитию экстремистских и террористических движений, применительно к каждому виду современного терроризма и способу проведения террористических операций;

— выявление и ликвидация центров обучения и боевой подготовки террористов;

— разработка и реализация эффективных мер по сокращению социальной базы терроризма за счет проведения информационно-политических и социальных мероприятий, выявление и ликвидация центров идеологического обеспечения и поддержки террористических движений, общественная изоляция террористических групп, лишение ее внутренней и внешней поддержки, расслоение террористической среды;

— прогнозирование развития терроризма и вскрытие социальных источников и причин его развития;

— выявление и ликвидация источников финансирования, включая легитимные и нелегитимные источники дохода террористов как внутри страны, так и из-за рубежа.

Определенно, проблема терроризма хоть и имела место в мировой истории раньше, но на современном этапе она начинает приобретать новое глобальное значение. Корни терроризма заложены не только в экономических, но и в исторических и этнокультурных проблемах. Потому для специалистов изучение источников терроризма и способов его предотвращения становится особенно важным.

Литература

1. Никитаев, В.В. Тело террора. К проблеме теории терроризма. М: «Полиг-нозис». 2014. 63 с.

2. Горбачев, М. С. и другие. Грани глобализации: трудные вопросы современного развития. М.. 2003. 325 а

3. Ляхов, Е.Г. Терроризм и межгосударственные отношения. — М., 1991. 213 с.

4. Шапарева, В. В. Проблемы исследования терроризма как социального явления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 11. С. 241.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.