Научная статья на тему 'Прецедентные высказывания с субсферой-источником 'Новый Завет' в произведениях Л. Н. Толстого'

Прецедентные высказывания с субсферой-источником 'Новый Завет' в произведениях Л. Н. Толстого Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
218
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЦЕДЕНТНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ / Л. Н. ТОЛСТОЙ / РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ / НОВЫЙ ЗАВЕТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Распаева Гульжан Джамбуловна

В статье рассматриваются прецедентные высказывания с субсферой-источником Новый Завет в произведениях Л. Н. Толстого. Сделан вывод о том, что прецедентные высказывания позволяют зафиксировать своеобразие текстов, которое связано с религиозными взглядами писателя, и они являются стилевой доминантой в текстах Л. Н. Толстого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прецедентные высказывания с субсферой-источником 'Новый Завет' в произведениях Л. Н. Толстого»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 8 (223).

Филология. Искусствоведение. Вып. 51. С. 119-121.

Г. Д. Распаева

ПРЕЦЕДЕНТНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ С СУБСФЕРОЙ-ИСТОЧНИКОМ ‘НОВЫЙ ЗАВЕТ ’ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Л. Н. ТОЛСТОГО

В статье рассматриваются прецедентные высказывания с субсферой-источником ‘Новый Завет’ в произведениях Л. Н. Толстого. Сделан вывод о том, что прецедентные высказывания позволяют зафиксировать своеобразие текстов, которое связано с религиозными взглядами писателя, и они являются стилевой доминантой в текстах Л. Н. Толстого.

Ключевые слова: прецедентные высказывания, Л. Н. Толстой, религиозная философия, Новый Завет.

Изучение прецедентных феноменов относится к активно развиваемым направлениям в современной лингвистике. В концепциях

В. В. Красных, Д. Б. Гудкова, И. В. Захаренко. Д. В. Багаевой среди прецедентных феноменов выделяются прецедентная ситуация, прецедентный текст, прецедентное имя, прецедентное высказывание. Согласно определению В. В. Красных, «прецедентное высказывание - репродуцируемый продукт речемыслительной деятельности; законченная и самодостаточная единица, которая может быть или не быть предикативной; сложный знак, сумма значений компонентов которого не равна его смыслу: последний всегда “шире” простой суммы значений; в когнитивную базу входит само прецедентное высказывание как таковое; прецедентное высказывание неоднократно воспроизводится в речи носителей русского языка» [2. С. 209].

«В современной речи прецедентные высказывания часто структурно и содержательно трансформируются, в них вкладывается обновленный смысл. В качестве прецедентного высказывания могут выступать не только развернутые фразы, но отдельные слова и выражения, по которым опознается коммуникативная практика известного человека (ельцинское “понимашь”, горбачевское “начать и углубить”)» [13. С. 28].

Проведенный анализ показал, что наиболее актуальной сферой-источником прецедентных феноменов, обнаруженных в толстовских текстах, является сфера-источник ‘Библия’, на ее долю приходится 88,6 % прецедентных феноменов, менее частотной сферой-источником прецедентных феноменов является сфера-источник ‘Православие’ - 8,4 %. Сфера-источник ‘Библия’ делится на субсферу-источник ‘Новый Завет’, на ее долю приходится 76,6 % прецедентных феноменов, и субсферу-источник ‘Ветхий Завет’ -12 % прецедентных феноменов. Прецедентные

феномены с субсферой-источником ‘Новый Завет’ подразделяются на прецедентные высказывания - 60,4 % и прецедентные имена - 39,6 %.

Предметом исследования в настоящей работе является проблема актуализации прецедентных высказываний с субсферой-источником ‘Новый Завет’, зафиксированных в текстах Л. Н. Толстого.

Прецедентные высказывания с субсферой-источником ‘Новый Завет’ представляют единицы, восходящие к новозаветным посланиям: от Матфея святое благовествование (64,6 %), от Луки (17,1 %), от Иоанна (12,2 %), Откровение Иоанна Богослова (3,1 %), первое послание к Коринфянам (1,2 %), послание Иакова (0,6 %), Деяния святых апостолов (0,6 %), послание к Римлянам (0,6 %). Примеры прецедентных высказываний, представленные в данной статье, были обнаружены в романах: «Война и мир», «Анна Каренина», в повести «Дьявол», в рассказах: «Севастополь в мае», «Крестник», «Где любовь, там и бог», «Свечка», «Чем люди живы», «Божеское и человеческое».

Начнем рассмотрение группы высказываний от Матфея (64,6 %). Несомненно, первое место по частотности занимает пятая глава от Матфея, содержащая Нагорную проповедь Иисуса Христа. Нагорная проповедь - это постулаты блаженства, правила счастливой жизни, необходимые для истинного христианина. Пятая глава начинается со стихов о блаженствах.

- Кто хочет, говорит, быть первым, тот будь всем слуга. Потому что, говорит, блаженны нищие, смиренные, кроткие, милостивые [8. С. 264].

- Блаженны миротворцы, они спасутся, -сказала Бетси [6. С. 145].

Постулаты блаженства были использованы писателем в нетрансформированном виде, как в текстах, так и в эпиграфах:

От Матфея 5: 10, 11-13 (в тексте): «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть царство небесное», - прочел он. ... «Блаженны вы, когда будут поносить и гнать вас. Радуйтесь и веселитесь: так гнали и пророков, бывших прежде вас». «Вы соль земли. Если соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленую? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» [11. Гл. 4. С. 464].

От Матфея 5: 28-30 (в эпиграфе): «А я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один зи членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» [12. С. 173].

В шестой главе от Матфея есть стихи, посвященные заботам завтрашнего дня, проблеме беспокойства о будущем. Иисус Христос приводит пример небесных птиц, о которых заботится Господь.

«Птицы небесные ни имеют, ни жнут, но отец ваш питает их», - сказал он сам себе и хотел то же сказать княжне [5. Т. 6. Т. 4. Ч. 1. Гл. XV. С. 65].

Второй группой по частотности употребления являются прецедентные высказывания от Луки (17,1 %). Во второй главе были обнаружены прецедентные высказывания, восходящие к стиху 14.

- Да он только сказал: «На земле мир, в че-ловецех благоволение!» [9. С. 312].

В двадцать третьей главе в стихах 32-43, 46 рассказывается о крестных муках Иисуса Христа, данные стихи были использованы в произведениях «Фальшивый купон», «Божеское и человеческое».

«В руки твои предаю дух мой», - вспомнил Светлогуб слова Евангелия [11. Гл. 7. С. 475].

Л. Н. Толстой использовал из первой главы от Иоанна стихи 1, 4, 5 в своем произведении «Война и мир».

Прочтя первые слова Евангелия: «В начале бе слово и слово бе к богу», . «Бог, смерть, любовь, братство людей», - говорил он себе [5. Т. 4. Т. 2. Ч. 2. Гл. 3. С. 78].

Стих 24 двенадцатой главы от Иоанна находится в нетрансформированном виде в произведении «Божеское и человеческое».

И он вспомнил слова Евангелия: «Истин-

но, истинно говорю вам, если пшеничное зерно, падши на землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода» [11. Гл. 5. С. 470].

В рассказе «Чем люди живы» были обнаружены прецедентные высказывания из 1-го послания Иоанна, в частности, из третьей главы стихи 14, 17, 18; четвертой главы стихи 7. 8,

12, 16, 20.

Приведем пример стиха 14 третьей главы:

Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев: нелюбящий брата, пребывает в смерти [I посл. Иоанна III, 14] [10. С. 232].

Четвертую группу по частотности представляют высказывания, восходящие к Откровению Иоанна Богослова (3,1 %). Тринадцатая глава стихи 5, 18, повествующие о характерных чертах зверя, являются источником прецедентных высказываний в произведении «Война и мир».

В Апокалипсисе, главе тринадцатой, стихе восемнадцатом сказано: «Зде мудрость есть; иже имать ум да почтет число зверино: число бо человеческо есть и число его шестьсот шестьдесят шесть». И той же главы в стихе пятом: «И даны быша ему уста глаголюща велика и хульна; и дана бысть ему область творити месяц четыре - десять два» [5. С. 83].

В рассказе «Божеское и человеческое» были использованы высказывания, взятые из книги Откровение Иоанна Богослова двадцать второй главы стихи 11, 12, 20, рассказывающие о втором пришествии Иисуса Христа, несущего возмездие каждому человеку.

«Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святой да освящается еще. Се гряду скоро, и возмездие мое со мною, чтобы воздать каждому по делам его» (из Иоанн.). И он постоянно читал ... и всякую минуту ждал «грядущего», который не только воздаст каждому по делам его, но и откроет все божескую истину людям [11. С. 472].

Пятой группой по частотности является первое послание к Коринфянам, на ее долю приходится 1,2 % прецедентных высказываний. Из данного послания представлена седьмая глава стихи 33, 34, в которых апостол Павел рассуждает о разнице между женатыми и неженатыми людьми.

«Женатый заботится о мирском, как угодить жене, неженатый заботится о господнем, как угодить господу», - говорит апостол Павел, и Алексей Александрович, во всех делах руково-

дившийся теперь писанием, часто вспоминал этот текст [6. Т. 8. Ч. 5. Гл. XXIV. С. 93].

Такие источники, как Послание к Римлянам, Деяния святых апостолов, послание Иакова обладают очень низкой частотностью (каждый имеет 0,6 %). Стих 19 из двенадцатой главы послания к Римлянам был использован писателем в эпиграфе.

Мне отмщение. Я воздам [7. С. 360].

Вторая глава Иакова, посвященная вере и делам, была обнаружена в произведении «Анна Каренина».

- Да, но вера без дел мертва есть, - сказал Степан Аркадьевич, вспомнив эту фразу из катехизиса [6. Т. 8. Ч. 7. Гл. XXI. С. 330].

Из Деяний апостолов писатель использовал последние слова Стефана, побитого камнями за то, что проповедовал распятого Иисуса Христа.

«Это душа отходит, - подумал он, - что будет там? Господи! Прими дух мой с миром ...» [4. С. 52].

Таким образом, произведения Л. Н. Толстого, характеризующиеся обильным использованием прецедентных высказываний с субсферой-источником ‘Новый Завет’ (76,6 %), имеют непосредственную связь с религиознофилософскими взглядами писателя. «Все творчество писателя пронизано стремлением к нравственному совершенствованию человека, любовью к ближнему, поиску Бога и смысла жизни. До последних мгновений жизни он продолжал поиск истины» [1. С. 91]. В своей религиознонравственной философии писатель говорит о том, что «религия - не обязательно ритуалы, традиции, служители, религия - это общее понимание, ответ на вопрос: в чем предназначение человека, какова цель его жизни?» [1. С. 90]. Ответ на этот важный вопрос был найден в Евангелиях, посланиях апостолов, что объясняет факт широкого использования прецедентных высказываний из святых благовествований от Матфея (64,6 %), от Луки (17,1 %), от Иоанна (12,2 %), причем Евангелие от Матфея (64,6 %) является высокочастотным, так как толстовский закон непротивления злу был построен на основе постулатов Нагорной проповеди Иисуса Христа, написанной в пятой главе от Матфея. Конкретные выражения Закона всечеловеческой духовной жизни Л. Н. Толстой находит в Евангелиях, прежде всего «в заповедях мира» Нагорной проповеди. «Заповеди эти исключают все зло из жизни людей» и устанавливают «мир общий, нерушимый, вечный» [3. С. 58]. Апелляция к новозаветным прецедентным высказываниям нацелена на то, чтобы «помочь молодой нации

найти свое направление духовного развития, свой Путь в Истории» [3. С. 55]. Использование прецедентных высказываний помогает показать вектор духовного и душевного развития толстовских персонажей, отобразить «постоянное совершенствование духовного начала, целение нравственности, очищение души» [1. С. 98] его героев, что является сущностью человека, по мнению писателя. Насыщенность текстов прецедентными высказываниями является стилевой доминантой в творчестве Л. Н. Толстого.

Список литературы

1. Волохова, Н. В. «Путь смерти» Л. Н. Толстого (категория смерти в его религиознонравственной философии) // Вестн. Моск. унта. Сер. 7. Философия. 2000. № 3. С. 84-98.

2. Красных, В. В. «Свой» среди «чужих» : миф или реальность?. М. : ИТДГК «Гнозис», 2003. 375 с.

3. Мардов, И. В. Лев Толстой. Поприще духовной жизни // Знание - сила. 2003. № 8. С. 55-63.

4. Толстой, Л. Н. Севастополь в мае // Толстой, Л. Н. Собр. соч. : в 12 т. М. : Правда, 1987. Т. 2, гл. 13. С. 52.

5. Толстой, Л. Н. Война и мир // Толстой, Л. Н. Собр. соч. : в 12 т. М. : Правда, 1987. Т. 5. Т. 3, ч. 1, гл. XIX. С. 83.

6. Толстой, Л. Н. Анна Каренина // Толстой, Л. Н. Собр. соч. : в 12 т. М. : Правда, 1987. Т. 7, ч. 2, гл. IV. С. 145.

7. Толстой, Л. Н. Крестник // Толстой, Л. Н. Собр. соч. : в 12 т. М. : Правда, 1987. Т. 9, гл. 1. С. 360.

8. Толстой, Л. Н. Где любовь, там и бог // Толстой, Л. Н. Собр. соч. : в 12 т. М. : Правда, 1987. Т. 9. С. 264.

9. Толстой, Л. Н. Свечка // Толстой, Л. Н. Собр. соч. : в 12 т. М. : Правда, 1987. Т. 9. С. 312.

10. Толстой, Л. Н. Чем люди живы // Толстой, Л. Н. Собр. соч. : в 12 т. М. : Правда, 1987. Т. 9. С. 232.

11. Толстой, Л. Н. Божеское и человеческое // Толстой, Л. Н. Собр. соч. : в 12 т. М. : Правда, 1987. Т. 11, гл. 6. С. 472.

12. Толстой, Л. Н. Дьявол // Толстой, Л. Н. Собр. соч. : в 12 т. М. : Правда, 1987. Т. 11, гл. 1. С. 173.

13. Чудинов, А. П. Интертекстуальность политического текста // Лингвистика : бюл. Урал. лингвист. о-ва. Екатеринбург, 2003. № 10.

С. 27-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.