Научная статья на тему 'Прецедентные тексты культуры в аудиовизуальной среде российского города'

Прецедентные тексты культуры в аудиовизуальной среде российского города Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
159
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИОВИЗУАЛЬНАЯ СРЕДА ГОРОДА / ПРЕЦЕДЕНТНЫЕ ТЕКСТЫ КУЛЬТУРЫ / КРОСС-МОДАЛЬНЫЙ ПОДХОД / РОССИЙСКИЙ ГОРОД / AUDIOVISUAL ENVIRONMENT OF THE CITY / PRECEDENT TEXTS OF CULTURE / CROSS-MODAL APPROACH / RUSSIAN CITY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Штомпель Людмила Александровна, Штомпель Олег Михайлович

Статья посвящена обоснованию необходимости выявления прецедентных текстов культуры, присутствующих в аудиовизуальной среде современного российского города. Зафиксировано их влияние на формирование культуры горожан. Значимость такого исследования определяется возросшей необходимостью целенаправленного регулирования "наполнения" городской среды, открытых городских пространств существенным для российской культуры содержанием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Precedent Texts of Culture in the Audiovisual Environment of the Russian City

The article is devoted to the justification of the necessity to identify precedent texts of culture present in the audiovisual environment of the modern Russian city. There was identified the heuristic value of the cross-modal approach to the study of the modern audiovisual environment of the city, which is understood as the unity of the subject-spatial environment and the sound landscape of the city. The subject and sound landscape of the city is filled not only with objects and sound waves, but also with meaning. The basic meanings of culture are "crystallized" in the precedent texts, which broadcast in a concentrated form the system of values that determines the life activity of a community. Therefore, the audiovisual environment of the city, along with other functions, serves as a representation of the values and meanings of various subjects of urban culture. The cross-modal method allows to fix semantic representations of culture in unity with visual and sound images generated by the perception of the urban environment. The empirical basis of the study was a questionnaire survey of 165 citizens conducted in February-March, 2018 in Rostov-on-don. It was important to determine the interaction of the auditory and visual dimensions of the city with the meanings of the Russian culture. As a result, there was recorded the contradictory nature of the axiological world picture presented in the audiovisual environment of the city.

Текст научной работы на тему «Прецедентные тексты культуры в аудиовизуальной среде российского города»

kanne/social-bots-beeinflussen-soziale-netzwer-ke-100.html (accessed February 24, 2018).

10. Ferrara E., Varol O., Davis C., Menczer F., Flammini A. Communications of the ACM, 2016, July, vol. 59, no. 7, pp. 96-104.

11. Hegelich S. Analysen & Argumente. Konrad-Adenauer-Stiftung e.V., 2016, September, no. 221, p. 3

12. Mason P. Figura geroya ischezayet iz kul'tury, i eto otrazhayet proiskhodyashcheye v obshchestve [The figure of the hero disappears from the culture, and this reflects what is happening in society]. In: INDE. Internet-zhurnal, available at: http://inde. io/article/2412-zhurnalist-i-pisatel-pol-meyson-figura-geroya-ischezaet-iz-kultury-i-eto-otrazhaet-

proishodyaschee-v-obschestve (accessed 06 April 2018).

13. Sunstein C.R. The New York Times, 2012, September 17, available at: https://www.nytimes. com/2012/09/18/opinion/balanced-news-reports-may-only-inflame.html (accessed April 06, 2018).

14. Suslov S.I. Teorii i problemy politicheskikh issledo-vaniy, 2016, no. 3, pp. 136-146.

15. Eyal J. Global Affairs. 2016, September 26, available at: http://www.straitstimes.com/opinion/is-this-the-era-of-post-truth-politics (accessed February15, 2018).

19 апреля 2018 г.

УДК 304.2

ПРЕЦЕДЕНТНЫЕ ТЕКСТЫ КУЛЬТУРЫ В АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ СРЕДЕ РОССИЙСКОГО ГОРОДА

Л.А. Штомпель, О.М. Штомпель

DOI 10.18522/2072-0181-2018-94-2-34-40

1 ■ оля городского населения России I I в 2015 г. составила 74 % (108 282 У И тыс чел.), тогда как в 1897 г. горожан в России было 14,7 % (9 894 тыс. человек) [1]. Такое стремительное развитие урбанизации на протяжении 120 лет актуализируют, как минимум, две проблемы. Во-первых, в какой степени возможно сохранение традиционных ценностей в современном урбанизированном российском обществе. Во-вторых, как представлены, как репрезентируются ценности российской культуры в предметно-пространственной среде городов.

Механизмы «вживания» человека в ткань городской жизни, закономерности формирования городской культуры, перспективы развития урбанизации - вот сгусток проблем, от решения

Штомпель Людмила Александровна - доктор философских наук, профессор кафедры теории культуры, этики и эстетики Института философии и социально-политических наук Южного федерального университета, 344065, г. Ростов-на-Дону, пер. Днепровский, 116; тел. кафедры: 8(863)250-72-77, e-mail: ipsps@sfedu.ru; e-mail: lashtompel@ sfedu.ru;

Штомпель Олег Михайлович - доктор философских наук, профессор кафедры теории культуры, этики и эстетики Института философии и социально-политических наук Южного федерального университета. 344065, г. Ростов-на-Дону, пер. Днепровский, 116; тел. кафедры: 8(863)250-72-77, e-mail: ipsps@sfedu.ru; Контактный тел.: 8(863)250-72-77. E-mail: omshtompel@sfedu.ru.

которых зависит судьба урбанизированного общества. Город - это не просто «относительно крупное, плотное и постоянное поселение социально гетерогенных индивидов» [2, с. 99]. Это «минимальное определение» города - отправная точка для изучения разнообразия городской культуры, разнообразия, в котором уживаются (с разной степенью успешности) культуры разных субъектов городской жизни.

Сегментация человеческих отношений, которая увеличивается по мере увеличения города; возрастание взаимозависимости и нестабильности равновесия городской жизни; приоритетность визуального узнавания в условиях жизни в плотной городской среде, о которой писал Л. Вирт, а также разная степень и скорость «вживания» в городскую культуру, усиление по-

Liudmila Shtompel - the Doctor of Philosophy, professor, professor of chair of the theory of culture, ethics and an esthetics of Institute of philosophy and socio-political sciences of the Southern Federal University. E-mail: lashtompel@sfedu.ru, tel. 8(863)250-72-77;

Oleg Shtompel - the Doctor of Philosophy, professor, professor of chair of the theory of culture, ethics and an esthetics of Institute of philosophy and socio-political sciences of the Southern Federal University,. E-mail: omshtompel@sfedu.ru. tel. 8(863)250-72-77.

лярности безразличия, с одной стороны, и взаимозависимости, с другой, заставляют обратиться к изучению той среды, которая формирует горожан и городскую культуру и, одновременно, влияет на культуру страны в целом.

Принципиально важно, что формирование ценностей культуры и их привитие молодому поколению осуществляется с помощью различных механизмов, одним из которых выступает наглядность, представленность ценностей в аудиовизуальной среде города. Ценность - это не просто значимое для субъекта образование, существующее само по себе: ценность «разворачивается» в совокупности отношений субъекта с объектом, ценность реализуется в практиках поведения, в коммуникативных актах, закрепляется в опыте и в памяти через различные знаки и «считывается» тоже знаковым образом. Отметим, что уровень культурной грамотности и компетентности горожан связан со степенью освоения прецедентных текстов культуры, представленных и «зашифрованных» в символике, названиях улиц и площадей, звуках и предметах декора публичных пространств и т.д. - во всём, что составляет аудиовизуальную городскую среду.

Таким образом, основная задача данной статьи состоит в обосновании необходимости выявления прецедентных текстов культуры, присутствующих в аудиовизуальной среде современного российского города. Значимость такого исследования определяется возросшей необходимостью целенаправленного регулирования «наполнения» городской среды, открытых городских пространств существенным для российской культуры содержанием.

Актуальность изучении аудиовизуального измерения города обусловлена и возросшей значимостью сенсорных аспектов окружающего нас городского мира: развитие и распространение новых технологий полностью изменили наши связи с окружающей городской средой, нашу способность хранить, анализировать и транслировать получаемые из неё данные. Если прибавить к этому возросшую степень интенсивности контактов и индивидуализации жизни, трансформирующую межличностные отношения, а также увеличение ответственности за правильные решения в многочисленных ситуациях выбора в условиях городской жизни, то становится очевидной необходимость изучения той аудиовизуальной ткани, в которую вплетена человеческая жизнь в условиях современной урбанизации.

Таким образом, одной из центральных категорий нашего исследования выступает категория «аудиовизуальная среда города», под которой понимается единство предметно-пространственной среды и звукового ландшафта города.

Предметно-пространственная среда города - это совокупность зданий, сооружений, комплексов застройки, памятников, элементов наружной рекламы и т.д., т.е. реальное сочетание всех чувственно воспринимаемых объектов (архитектурных и внеархитектурных), располагаемых на территории города. Следует иметь в виду изменчивость предметно-пространственной среды города не только по характеру составляющих ее зданий, сооружений и пространственных связей между ними, но и по её конкретному культурному контексту, «культурному наполнению». Ведь различные поведенческие акты, способы жизнедеятельности, фоновые и теневые практики оказывают влияние на ценностную «наполненность» предметно-пространственной среды города.

Не менее важное значение в формировании среды города имеет звуковой ландшафт, включающий в себя совокупность всех звуков города: прежде всего, звуковое оформление открытых городских пространств в будние дни и в праздники, включая транслируемую различными способами музыку, аудио-рекламу и т.п. Такой подход в методологическом плане восходит к идее «тотального социального факта», который включает в себя и совокупность «...различных измерений, в отношении которых определяется индивидуальность каждого из тех, кто проживает этот социальный факт и участвует в нём» [3].

Мы исходим из предположения, что принципиальное значение для формирования как культуры города в целом, так и культуры горожан, в частности, имеет степень присутствия в аудиовизуальной среде города прецедентных текстов российской культуры. Последние - как важнейшие элементы семиосферы - обеспечивают адекватное понимание и взаимодействие в ходе межпоколенческого, межнационального, внутригруппового диалога, поскольку включают в себя в качестве основы общепризнанную информацию, символику, систему устойчивых образов, стереотипов. Прецедентные тексты культуры значимы как в эмоциональном, так и в гносеологическом планах и для индивида, и для его социального окружения. Прецедентные тексты регулярно «всплывают» в различного рода дискурсах и являются социокультурными мар-

керами принадлежности индивида к национальной культуре, демографической группе [4].

Идея «встроенности» прецедентных текстов в систему текстов культуры связана с представлениями Ю.М. Лотмана о семисфере культуры: «Культура в целом может рассматриваться как текст. Однако исключительно важно подчеркнуть, что это - сложно устроенный текст, распадающийся на иерархию «текстов в тексте» и образующий сложные переплетения текстов» [5, с. 72]. Сам массив прецедентных текстов культуры формируется в процессе обретения опыта культуры, а затем транслируется и интерпретируется в системе образования, а также СМИ, Интернетом, литературой, искусством и т.д. Важнейшим носителем прецедентных текстов выступает аудиовизуальная среда города.

В основе существования корпуса «прецедентных единиц» лежит знание и понимание наиболее важных фактов, событий, образных трактовок, представлений об исторических личностях той или иной эпохи, значимых культурных событиях, визуально и аудиально воспринимаемых маркеров национальной культуры и т.д. В предметно-пространственной среде города присутствуют различного рода символы, расшифровка которых может приближать или, напротив, отдалять нас от базовых смыслов собственной культуры. Так, в Ростове-на-Дону, увидев мемориальную доску на стене Северо-Кавказского научного центра высшей школы ЮФУ, на которой изображён ректор Ростовского госуниверситета Ю.А. Жданов, а за его спиной -

Эльбрус, образованный горожанин, знакомый с историей университета, понимает, что это - дань памяти не только выдающемуся учёному, энциклопедисту, члену-корреспонденту РАН, чело-

веку, много сделавшему для развития Ростовского университета, обладавшему огромным авторитетом среди учёных и деятелей культуры южнороссийского региона, но и личности, рас-сматривавщей Кавказ и населяющие его народы как «солнечное сплетение Евразии» и действовавшей в соответствии с этим пониманием. Данный пример показывает, что прецедентные тексты могут носить самый разнообразный характер, связанный с той или иной ситуацией - либо в качестве образца действия, либо как критерий оценки, либо в виде источника эстетических или эмоциональный переживаний.

Сложность отношений между человеком и окружающей средой (в данном случае - предметно-пространственной и аудиальной средой города) заставляет обратить внимание на кросс-модальный подход к восприятию пространства, учитывающего наличие связи между пространством, действием и аудиовизуальным восприятием. Современные исследования повседневных ситуаций и практик горожан привели к выводу, что звук способен привнести измерение времени в восприятие пространства. Эту идею подтверждают Кристина Пальмезе и Хосе Луис Карлес на основе собранной ими коллекции аудио- и видеоматериалов о звуковых и пространственных характеристиках южноевропейских городов, представленной в Шведском центре архитектуры и дизайна 28 августа 2013 г. [6].

Сегодня выдвигается идея о том, что 3D визуализация городских пространств без звукового сопровождения не дает достоверной картины восприятия этих пространств [7]. Исследуются также особенности восприятия «звукового ландшафта» общественных пространств с точки зрения их пригодности для спокойного отдыха. Так, опрос жителей Пизы выявил зависимость восприятия «звуковой обстановки» общественного пространства от его визуальных характеристик [8]. Таким образом, установление связи между осуществляющимися действиями людей и их оценкой звуковых и вещественно-пространственных характеристик города выступает важнейшим условием анализа «считывания» горожанами прецедентных текстов культуры, присутствующих в «теле» города.

Одним из распространённых утверждений о характере нашей современности является констатация того, что мы живем в цивилизации образов. Другими словами, мы живем в среде, подверженной силе образов, при этом внимание социогуманитарных исследователей, а также теоретиков дизайна и градостроителей фокусиру-

ется, прежде всего, на визуальном восприятии. Действительно, визуальность стала существенным фактором конструирования социальных практик и важнейшим источником социального познания. И ещё до изобретения фотоаппарата основным объектом визуального наблюдения и оценки города выступала архитектура.

Архитектура традиционно основана на критериях прочности, пользы и красоты, связанных со специальными характеристиками, которые определяют приоритетность зрительного восприятия, а его средства выражения в основном являются графическими. Дизайн также использует в основном визуальные характеристики среды. Однако внедрение новых технологий проектирования (позволяющих создавать сверхсложные объёмы зданий), а также более глубокий интерес к процессам восприятия нашей среды обитания, ведёт к расширению предметной области исследований сенсорных характеристик среды: сегодня учитывается связь не только между пространственными и временными её аспектами, но и звуковые характеристики среды.

Общепринятый приоритет визуальности до недавнего времени умалял интерес социогу-манитарных исследователей к другим (незрительным) образам окружающего мира. Однако слух и запах (в меньшей степени - вкусовые, тактильные анализаторы и рецептор вестибулярного анализатора) когда-то были не менее важными источниками информации об окружающей среде. В культуре, где визуальность выступает базовым модусом существования социальности, мы почти не обращаем внимания на звуковой опыт, фактически игнорируя его эстетические и сенсорные качества. Однако в последние десятилетия аудиовизуальные характеристики среды превратились в важнейший многодисциплинарный инструмент для углубления знаний о повседневном чувственном опыте и важный источник информации для многих областей исследования (таких как урбанистическая антропология, архитектурное проектирование, экология, история, современное искусство, педагогика, психология).

Исследования по звуковой среде развиваются, и она больше не ограничивается традиционно изолированными дисциплинами, такими как физическая акустика, аудиология и психоакустика. Звуковой опыт теперь важен и в других дисциплинах - от эстетики до антропологии, социологии, градостроительства. Это было подчёркнуто на фестивале «Звуковая неделя», проходившем 12-19 февраля 2018 г. в Мадриде.

Организаторы исходили из того, что «у каждого города свой голос. Каждый город выбирает, выбирает и модулирует, со временем, свои собственные звуки. Звук не только дает нам полезную информацию из повседневной жизни, но и передает эмоции, воспоминания и собственную память, через звуковой микс, уникальный и неповторимый» [9]. Эта звуковая память о городах, звуковая представленность города и стала предметом обсуждения. В рамках фестиваля был организован курс под руководством Кристины Пальмезе и Хосе Луиса Карлеса. В качестве исходной проблемы была предложена идея о том, что городское пространство-время заполнено звуками, генерирующими непрерывный фоновый шум, сужающий акустический горизонт горожанина [10]. Фоновый шум может быть не только акустическим, но и информационным. Нас в данном случае волнует беспомощность и беззащитность горожан перед тем массивом звуков, которые исподволь навязывают содержание, искажающее ценности российской культуры. Например, ничем иным, как «звуковым мусором» нельзя назвать интерпретацию популярной песни «Миллион алых роз» (содержание которой, как известно, восходит к одной из легенд о жизни Пиросмани) в стиле рэпа с матерными выражениями. Этот «шедевр», усиленный динамиками, звучал из автомобиля, припаркованного в праздничный день 1 мая 2018 г. на одной из центральных улиц г. Ростова-на-Дону.

Сегодня при анализе восприятия городских пространств мы нуждаемся в дополнении традиционного количественного анализа качественным подходом с помощью включения новых переменных, прежде всего - содержательных и эстетических элементов звука. При этом следует учитывать, что если в традиционной концепции звукового анализа субъективному опыту, а также временному и пространственному контекстам уделялось мало внимания, то в современных исследованиях временной и пространственный контексты выходят на первый план.

В нашем исследовании прецедентных текстов городской культуры мы исходим из необходимости учёта мультисенсорного характера человеческого восприятия, субъективного характера образного построения окружающего мира, сложной взаимосвязи между человеком и окружающей средой.

Различные сенсорные параметры городской среды (её зрительные образы, освещение и цвет, звуки и шумы, тепло, запахи, движения и перемещения внутри неё, маршруты и го-

родская синестезия) - это не просто элементы, из которых складывается обобщённый образ городского пространства. Все эти элементы наполняются - по мере их включения в городские практики - определённым смыслом, выступая, тем самым, репрезентантами различного культурного содержания. Другими словами, всё пространство города - это не только территория, заполненная архитектурными и инженерными сооружениями, внутри и между которыми разворачивается активная человеческая деятельность. Пространство города многослойно и полимодус-но, и одним из этих модусов выступает культурное пространство - пространство, наполненное, нагруженное культурными смыслами.

Поэтому, если сущность аудиовизуального подхода состоит в нацеленности на определение взаимодействия между звуком и визуальным измерением (раскрываемого в экспериментах, обнажающих связь между пространством, действием и аудиовизуальным восприятием), то для нас наиболее важным является определение взаимодействия звукового (аудиального) и визуального измерений города со смыслами российской культуры.

Сравнительно новым обстоятельством при этом выступает унификация городской среды под влиянием урбанизации. Мы имеем в виду визуальное оформление сетевых магазинов, кафе, ресторанов, дилерских, спортивных и пр. центров, оформление которых осуществляется под предложенным владельцем бренда стандартом. Как сохранить историческую идентичность в условиях господства единого фирменного стиля для магазинов, кафе, ресторанов, дилерских и спортивных центров? Ведь переезжая из города в город, мы практически уже повсеместно видим одинаковое оформление Макдоналдсов, Subway, центров продажи автомобилей «Мерседес», «Рено», «Хюндай», спортклубов «World Class» и т.п. Визуальная узнаваемость точек питания и различных центров парадоксальным образом делает неузнаваемыми наши города: они становятся похожими друг на друга, без собственного «лица» и, в конечном итоге, без связи с родной страной.

Раньше город воспринимался с точки зрения человека идущего. Сегодня - с точки зрения человека едущего (в общественном транспорте или в автомобиле). Но и в том и в другом случае нас интересует, насколько представлены ценности, смыслы, значения определённой культуры в считываемых образах (визуальных и аудиаль-

ных) и насколько эти значения связаны с российской культурой.

Знание (и мнения) людей о ценностях своей культуры и о реализации этих ценностей в конкретных жизненных практиках исследователь должен соотносить с фиксацией объективных ситуаций проявления этих ценностей в прецедентных текстах культуры, разворачивающихся в аудиовизуальной среде города. Отсюда вытекает необходимость применения двойной оптики: анкетирования и контент-анализа попадающих в поле зрения жителей элементов аудиовизуальной среды города. В идеале оптика могла бы быть и тройной: мы имеем в виду эксперименты по выявлению того, что реально видят и слышат люди, на что они реагируют (или, напротив, не реагируют), находясь на открытых городских пространствах.

Таким образом, предметный и звуковой ландшафт города заполнен не просто предметами и звуковыми волнами, но и смыслом. Базовые же смыслы культуры «кристаллизуются» в прецедентных текстах, транслирующих в концентрированном виде систему ценностей, определяющую жизнедеятельность того или иного сообщества.

Транзитивный характер культурных ценностей и смыслов, наличествующих в аудиовизуальной среде города, и противоречивый характер их восприятия горожанами показало наше исследование по данной проблематике, проведённое в г. Ростове-на-Дону в феврале-марте 2018 г. Методом анкетного опроса было охвачено 165 человек из числа так называемого «поколения 2», т.е. юношей и девушек, родившихся, начиная с середины 90-х годов ХХ в., поколения, воспитанного уже в постперестроечной России.

Ярким показателем дисбаланса в межпо-коленческом диалоге, выявленным в результате этого исследования, стал низкий уровень понимания прецедентных текстов культуры, представленных в аудиовизуальной среде города, Для этого поколения, также как и для старшего поколения, одним из важнейших событий мировой истории является Великая Отечественная война. В Ростове-на-Дону много улиц, названных в честь героев тех сражений - Варфоломее-ва, Бондаренко, Гастелло, Ерёменко, Герасименко, Малюгиной, Мадояна и т.д. Однако знают о них менее половины молодых людей данной возрастной когорты, даже те из них, которые проживают на этих улицах. Удивительно, но имена Будённого и Ворошилова, увековеченные в названиях центральных проспектов города и

являющиеся для старшего поколения культурными «маркерами» советской эпохи, знакомы менее 27 % респондентов этого возраста. Весьма приблизительно воспринимаются прецедентные тексты российской культуры, зафиксированные в объектах монументальной пропаганды. Так, интервью, взятые возле памятника В.И. Ленину и парка им. М. Горького, показали, что большинство молодых людей считают «вождя революции» президентом, руководителем революции 1917 г. (в том числе - и главой Временного правительства) или затрудняются с ответом. По поводу памятника-танка, водружённого на Гвардейской площади, опрошенные в основном понимают, что это - символ Победы, но то, что эта «тридцатьчетвёрка» - лучший средний танк Великой Отечественной войны, гордость отечественной промышленности того времени, не знает практически никто из опрошенных.

Интересно отметить, что в названиях магазинов, кафе и ресторанов, вывески и реклама которых разбросаны по всему городу, фиксируются прецедентные тексты культуры различных эпох, пропагандирующие традиционные и нетрадиционные ценности российской культуры: времён советской эпохи («Жеглов», «столовая №6», «Колхоз»), дореволюционного периода («Сударь», «Мясная лавка», «Дантес», «Трактир»), а также современной «прозападной» ориентации: «Беллуччи», «Фрау Мюллер», «Париж», «Нью-Йорк» и т.д. Можно сказать, что в оформлении городской среды происходит своеобразная конкуренция визуальных прецедентных текстов различных историко-культурных эпох.

Что касается аудиального ландшафта, то из 14 вариантов ответа на вопрос «Какие звуки хотелось бы Вам слышать на улицах города» (отметьте не более трех вариантов ответа), подавляющее большинство отмечали «пение и крики птиц»; на втором месте - «шум деревьев, шелест листвы, звуки дождя»; на третьем месте - «восторженные восклицания детей». Таким образом, идеальный звуковой фон для горожан - это природный, спокойный и позитивно заряженный.

Следует подчеркнуть, что формальное восприятие прецедентных текстов культуры, зафиксированных в предметно-пространственной среде города, несопряжённое с личной заинтересованностью горожан, с их эмоциональными и эстетическими переживаниями, ведёт к возникновению так называемых «насильственных» прецедентных текстов. Они с лёгкостью «испаряются» из историко-культурной памяти горо-

жан, что и позволило в перестроечный период безболезненно, например, переименовать центральную улицу Ростова-на-Дону из улицы Энгельса (который никакого отношения к данному городу не имел) в «Большую Садовую» (старое, традиционное название).

Таким образом, современная российская городская культура испытывает на себе возросшую степень конкуренции за право наполнять, концептуализировать и контролировать общественные пространства (площади, парки, улицы города). Эта конкуренция осуществляется между различными носителями и субъектами городской культуры, которые обладают разными интересами, вкусами, пристрастиями, ценностными ориентирами, но при этом каждый из них заинтересован в легитимации своей ценностной системы в аудиовизуальной среде. Изучение и адекватное решение данной проблемы возможно в результате последовательного использования кросс-модального метода исследования, предполагающего фиксацию смысловых репрезентаций культуры в единстве со зрительными и звуковыми образами, порождёнными восприятием городской среды. Основное значение в формировании городской культуры имеют существующие в аудиовизуальной среде прецедентные тексты российской культуры, их количественные и качественные характеристики. Будучи важнейшими элементами семиосферы, при из адекватной «расшифровке», они формируют высокую степень культурной грамотности и компетентности горожан. Прецедентные тексты культуры, регулярно «всплывающие» в сознании горожан не только в процессе межпоколен-ческого дискурса, но и в ходе перемещений по городу, оказывают существенное, а в ряде случаев и определяющее влияние на формирование образа города и утверждения ценностей российской культуры. Они значимы для индивида и его социального окружения как в эмоциональном, так и в интеллектуальном планах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Городское население // ВикипедиЯ [Электронный ресурс] // URL: ru.wikipedia.org [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93 %D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81% D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BD%D0%B0 %D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD %D0%B8%D0%B5 (дата обращения 13.03.2018).

2. Вирт Л. Урбанизм как образ жизни // Л. Вирт Избранные работы по социологии. Сб. переводов. М.: ИНИОН, 2005. С. 93-118.

3. Оже М. Не-места. Введение в антропологию гипермодерна. М.: Новое литературное обозрение, 2017. 136 с. С. 54.

4. См.: Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: КомКнига, 2006. 264 с.

5. Лотман Ю.М. Культура и взрыв // Ю.М.Лотман. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПб, 2001. С. 12-148.

6. См.: Urban spaces, art and research. Audiovisual explorations by Cristina Palmese and José Luis Carles // PLAING THE SPACE [Электронный ресурс] // https://playingthespace.wordpress.com/2013/08/28/ urban-spaces-art-and-research-audiovisual-explora-tions/ (дата обращения: 20.04.2018).

7. См., например: Lindquist M., Lange E., Kang J. From 3D landscape visualization to environmental simulation // Landscape and Urban Planning. 2016. Vol. 148. P. 216-231.

8. См.: Cassina L., Fredianelli L., Menichini I., Chi-ari C., Licitra G. Audio-Visual Preferences and Tranquillity Ratings in Urban Areas // Environments. 2018. Vol. 5 (1). P. 1.

9. См.: La Semana del Sonido. 12-19 de febrero de 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://eventos. uam.es/17445/detail/i-semana-del-sonido.html (дата обращения: 19 апреля 2018).

10. См.: Jornada COAM «Orientación, percepción y construcción sensorial del espacio urbano» // COAM [Электронный ресурс] URL: http://www.coam.org/ es/curso/2769/2788 (дата обращения: 20 апреля 2018).

REFERENCES

1. Gorodskoe naselenie [Urban population]. In: Viki-pediYa [Wikipedia]. available at: https://ru.wikipedia. org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%BE%

D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_ %D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B5%D0%BB %D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 (accessed March, 13, 2018).

2. Virt L. Urbanizm kak obraz zhizni [Urbanism as a way of life]. In: L. Virt Izbrannye raboty po sotsi-ologii. Sb. perevodov [Selected works on sociology]. Moscow, Institute of Scientific Information on the Social Sciences RAS, 2005, pp. 93-118.

3. Ozhe M. Ne-mesta. Vvedenie v antropologiyu giper-moderna [Non-places. Introduction to anthropology of hypermodern]. Moscow, Novoe literaturnoe oboz-renie, 2017, 136 p. , p. 54.

4. Karaulov Yu.N. Russkiy yazyk i yazykovaya li-chnost' [Russian language and linguistic personality]. Moscow, KomKniga, 2006, 264 p.

5. Lotman Yu.M. Kul'tura i vzryv [Culture and explosion]. In: Yu.M.Lotman. Semiosfera [Universe of the mind]. St.-Petersburg, Iskusstvo-SPb, 2001, pp.12-148.

6. Cm.: Urban spaces, art and research. Audiovisual explorations by Cristina Palmese and José Luis Carles. Available at: https://playingthespace.wordpress. com/2013/08/28/urban-spaces-art-and-research-au-diovisual-explorations/ (accessed April 20, 2018).

7. Lindquist M., Lange E., Kang J. Landscape and Urban Planning, 2016, vol. 148, pp. 216-231.

8. Cassina L., Fredianelli L., Menichini I., Chiari C., Licitra G. Environments, 2018, vol. 5 (1), p. 1.

9. La Semana del Sonido. 12-19 de febrero de 2018. Available at: https://eventos.uam.es/17445/detail/i-semana-del-sonido.html (accessed April 19, 2018).

10. Jornada COAM «Orientación, percepción y construcción sensorial del espacio urbano» . Available at: http://www.coam.org/es/curso/2769/2788 (accessed April 20, 2018).

Статья подготовлена при поддержке гранта РФФИ (проект № 18-011-00841 по теме «Развитие аудиовизуальной среды современного российского города в контексте сохранения и трансляции этических ценностей российской культуры»).

7 мая 2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.