УГОЛОВНОЕ ПРАВО И УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС
Вестник Омского университета. Серия «Право». 2021. Т. 18, № 4. С. 80-89. УДК 343
DOI 10.24147/1990-5173.2021.18(4).80-89
ПРЕСТУПНЫЕ СООБЩЕСТВА В ЯПОНИИ
М. П. Клеймёнов1, М. Г. Козловская2
1 Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия, Новосибирский государственный университет экономики и управления, г. Новосибирск, Россия 2 Прокуратура Омской области, г. Омск, Россия
Введение. Япония является единственной страной в мире, где за преступными сообществами признаётся право на существование и они легализованы. Методология. Изучение преступных сообществ в Японии опирается на сравнительно-исторический, системный, культурологический и криминолого-правовой подходы. Цель. Установить особенности преступных сообществ и их место в системе власти в Японии. Результаты. Преступным сообществам в Японии, во-первых, поручено осуществление контроля над неорганизованной преступностью. Во-вторых, преступные сообщества используются как для прямого (с использованием насилия) подавления профсоюзного движения, так и для его подмены лжепрофсоюзными организациями. В-третьих, якудза делегировано исполнение роли хранителей самурайских традиций как части культурного наследия Японии. В-четвёртых, якудза призваны укреплять идеал японской семьи как единицы политической системы, в которой предпочтение отдаётся иерархии власти, а не родственных отношений. В-пятых, якудза принимают активное участие в формировании идеологии японцев в духе крайне правового патриотизма. В-шестых, преступные сообщества являются спонсорами правящих партий. В-седьмых, якудза выступают связующим звеном в контактах между политиками и бизнесменами. В-восьмых, преступные сообщества используются в качестве «силового гаранта» сопровождения коммерческих сделок, обеспечивая «теневой правопорядок». В-девятых, якудза занимаются нелегальным и криминальным бизнесом, который закономерно встроен в капиталистическую систему, и в этом смысле занимают ту нишу капитализма, которая составляет его чёрную сторону и без которой он существовать не может. Заключение. Борёкудан (якудза) - криминальные объединения, использующие насилие, являются составной частью японской системы власти. В этой системе якудза выполняют множество функций. Бизнес якудза, названный инфильтрационным, характеризует те сферы предпринимательской деятельности, куда проникли преступные сообщества и стали их неотъемлемой частью. Это сферы банкротства, погашения долгов, аренды, урегулирования споров, реализации прав акционеров, кредитования.
Ключевые слова: преступные сообщества; организованная преступность; борёкудан; якудза; японская система власти.
1. Введение
Япония является единственной страной в мире, где за преступными сообществами признаётся право на существование, и поэтому они легализованы. Это уникальная ситуация, и, конечно, она не могла пройти мимо внимания зарубежных криминологов. По мнению Куртиса Милхаупта и Марка Веста, Япония служит чрезвычайно плодотворной почвой для теоретического и эмпирического исследования организованной преступности, поскольку здесь легко установить связь меж-
ду легальными и нелегальными институтами: транзитивная экономика обеспечивается высокой активностью криминальных сетей. Члены организованной преступности играют видную роль в обеспечении поставок для производственных отношений, силового инструментария в механизме медиации, при оценке имущества в мониторинге деятельности корпораций и даже в контроле над преступностью. В то же время организованная преступность в Японии характеризуется определённой самобытностью [1, ^ 44].
2. Методология
Методология изучения преступных сообществ в Японии опирается на сравнительно-исторический, системный, культурологический и криминолого-правовой подходы.
3. Кодекс самураев - визитная карточка преступных сообществ в Японии
Самобытность организованной преступности в Японии во многом определяется историей и культурным своеобразием этой страны, сформировавшимся за многие века национальным менталитетом, «особым духом Страны восходящего солнца». В историческом плане важно учесть, что долгое время (вплоть до буржуазной революции Мэйдзи 1868 г.) страна находилась в самоизоляции, поэтому причины возникновения организованной преступности следует искать во внутренних факторах. Среди их множества наиболее криминогенными выступают постоянные межклановые войны, обострившиеся в эпоху сёгуната (Х11-Х1Х вв.) и вовсе не закончившиеся во время правления сёгуната Токугавы (ХУ11-Х1Х вв.), который контроли -ровал только четвёртую часть территории страны [2]. Именно эти межклановые войны, конфликты и стычки обусловили появление сословия профессиональных воинов (самураев) с выработкой правил боевой подготовки и этическим кодексом.
В кодексе самураев (Бусидо - «путь воина») есть множество наставлений: о семейном долге, родственниках, бережливости, снаряжении, учтивости, краснобайстве и красноречии, выборе друзей, вреде злословия, снаряжении, правилах поведения воина, готовности к бою и др. [3]. С точки зрения нравственности самурая наиболее поучительны три раздела: о правильных и неправильных поступках; чести и славе; самопожертвовании. Правильные и неправильные поступки средневековый самурай Тайра Ши-гесуке предлагает оценивать с точки зрения совести, которая помогает различать добро и зло [3, с. 66-72]. Честь воина - в его доблести, верности своему господину и готовности принять геройскую смерть. «Трус, расстающийся с жизнью, как с самым ценным своим достоянием, не достоин сожаления, а только презрения, - и нет ничего более позорного для воина и печального для его семьи, чем такая бесславная смерть» [3, с. 131]. Мысль
о славной смерти как награде за достойную жизнь должна постоянно сопутствовать самураю. Такова смерть от ритуального самоубийства - харакири, но прежде чем его совершить, надлежит изловить врага своего господина и расправиться с ним - заколоть или отрубить ему голову. «После исполнения казни надлежит самураю немедленно исполнить свой долг и воспользоваться привилегией, совершив сэппуку - обряд древний и очистительный. И не будет тогда расследования строгого и пристрастного, не ляжет позор на господина вашего. И воцарится мир в хижинах убогих и замках богатых» [3, с. 213].
Таким образом, справедливость, верность своему господину и презрение к смерти - вот главные ценности, провозглашаемые кодексом самурая. И эти ценности стали девизом борёкудан - объединений, использующих насилие, лидеры и члены которых считают себя наследниками и продолжателями славных самурайских традиций. В энциклопедии «Британика» указано, что термин «бо-рёкудан» принят японскими официальными лицами в конце ХХ в., чтобы служить заменой термину «якудза» («ни на что не годный»), который приобретал всё более позитивные коннотации в Японии. Члены борёку-дан продолжают называть себя «якудза» или «гангу» (гангстерами), следуют самурайским традициям и наносят сложные татуировки на тело . «Перед церемонией вступления в наследование верховной власти в организации я составил три принципа жизни и деятельности якудза. Они потом сделались основополагающими для всех, кто входит в наш мир, -написал босс (кумитё) самого крупного преступного сообщества в Японии «Ямагути гу-ми» Кадзуо Таока в своих опубликованных мемуарах. - Во-первых, иметь профессию (легализоваться). Во-вторых, получать по заслугам и сполна нести ответственность за ошибку или отступничество. В-третьих, подобно Бандзуйин Тёбэю и Дзиротё из Симид-зу, стоять на стороне народа, даже если это потребует выступления против властей» (цит. по: [4, с. 43]).
4. Место преступных сообществ в Японии в системе власти
Как поясняют исследователи японской организованной преступности, термин «якудза» возник в среде профессиональных кар-
тёжников (бакуто) и означает наихудшую комбинацию цифр в картежной игре «ойтёка-бу» (8 - Я, 9 - Ку и 3 - Дза), которая означает проигрыш. Происхождение якудза связывают также с бродячими торговцами (тэкия) и городскими стражами (мати-ёкко) . Такая версия представляется довольно поверхностной, как и утверждение, что группировки бакуто и тэкия полнились ронинами - самураями, потерявшими своих сюзеренов (даймё) [5, с. 447-449]. Они не учитывают сложного характера японского общества, характеризуя организованную преступность в привычной манере - как антипод государству. Если это верно по отношению к миру Запада, то принципиально неверно по отношению к Японии. Это доказал Карел ван Вольферен в своей глубокой аналитической работе о Японии «Загадка власти в Японии: народ и политика в безгосударственной нации» [2].
Карел ван Вольферен отмечает, что в Японии нет государства в общепринятом понимании этого слова, а есть система власти. Она исторически сложилась так, что здесь нет социальной группы или слоя, стоящих над всеми остальными. Ныне наиболее влиятельные группы включают определённых министерских чиновников, некоторые политические клики и кучки бюрократов-бизнесменов. Есть ещё много менее значимых групп, таких как сельскохозяйственные кооперативы, полиция, пресса и гангстеры. Все они - составные части системы. Устойчивость системы обеспечивается воспитанием японцев в сознании, что их жизнь во многом устраивается другими. Почти всем совместным мероприятиям, будь то школьные вечера или осмотр цветущих вишен, предшествует кропотливая подготовка, и сценарий их проведения соблюдается столь неукоснительно, что внешний наблюдатель видит прежде всего их заорганизованность, убивающую всякое веселье. «То, что верно в отношении отдельно взятого японца, - что он ведёт себя так, будто постоянно в точности знает, какое пространство ему предназначено, - в общем верно и в отношении японских организаций», - утверждает К. Вольферен [2, с. 5, 53].
Собственную социальную нишу занимают якудза. «Самый поразительный пример того, как система использует группы аутсай -деров для своих целей, - это связи между по-
лицией и преступными бандами. В Японии имеется процветающий и весьма романтизированный преступный мир, включающий примерно 100 тысяч гангстеров, именуемых якудза» [2, с. 100].
Системе якудза, во-первых, поручено осуществление контроля над неорганизованной преступностью. Ещё при сёгунате Току-гавы чиновники, ведавшие поддержанием общественного порядка, проявили себя мастерами прагматического правления: исходя из того, что с преступностью никогда не удастся полностью разделаться, они решили свести к минимуму неорганизованную преступность, используя против неё организованные преступные группы. В те времена преступность сосредоточивалась на Токайдо, знаменитой дороге между Киото и Эдо (ныне Токио), использовавшейся знатными людьми, которые постоянно становились жертвами нападений разбойничьих шаек и различного рода грабителей. Самым простым решением для сёгунских чиновников было возложить поддержание порядка на этой дороге на группы тёмных элементов, занимавшихся организацией подпольных азартных игр и проституции [6].
Во-вторых, якудза используются как для прямого (с использованием насилия) подавления профсоюзного движения, так и для его подмены лжепрофсоюзными организациями. Гангстеры могут использоваться для подавления любого инакомыслия.
В-третьих, якудза делегировано исполнение роли хранителей самурайских традиций как части культурного наследия Японии. «Фильмы о якудза, подобно самурайским фильмам, романтизируют традиционную мужественность вымышленного военного прошлого. В реальной жизни якудза, особенно старшего поколения, считают, что они и в самом деле стоят на страже традиций. "Чисто" японское поведение на экране действительно отражается на поведении представителей организованной преступности, которым нравятся эти фильмы» [2, с. 101].
В этом содержится определённое противоречие, поскольку, по данным криминологических исследований, основная масса членов японских преступных сообществ - это баракумины [7, с. 9], которые в Японии традиционно признавались социальными марги-
налами. Кроме того, среди якудза много корейцев (от 10 до 30 %) [8, с. 244]. Складывается парадоксальная ситуация: самурайские традиции олицетворяют маргиналы и корейцы. Это противоречие, как справедливо отмечает Джефф Кингстон, указывает на то, что символичность и традиционность в Японии являются показными и фактически они сведены на нет в современных условиях развития капитализма [8, с. 229].
В-четвёртых, якудза призваны укреплять идеал японской семьи (нэ) как единицы политической системы, в которой предпочтение отдаётся иерархии власти, а не родственных отношений. «Показательно, что режим Току -гавы выделил нэ как основной строительный блок своей политической системы. Фактически она стала корпорацией, члены которой не имели права собственности и были обязаны подчиняться формально признанной власти. Такими путями традиционная семья, которая в Китае могла существовать как противовес государству, в Японии была поглощена государством» [8, с. 52]. Это выражено в самой структуре преступных кланов, которая носит название «оябун-кобун» (табл. 1).
Таблица 1
Структура японского преступного сообщества
Table 1
Structure of the Japanese criminal community
Уровень Наименование
Лидер (глава семьи) Кумитё (оябун)
Старший консультант Сайко комон
Начальник штаба Со-хонбутё
Юрисконсульт Сигиин
Бухгалтер Кайкэй
Куратор нескольких кланов семьи Вакагасира
Руководитель отдельного клана семьи Сятэйгасира
Старший брат Кёдай
Младший брат Сятэй
Рядовой гангстер Дэката (кобун)
Новичок Кумиин
Стажер Сансита
Источник: Kaplan D. E., Dubro A. Yakuza: Japan's Criminal Underworld. - Berkeley : University of California Press, 2003. - 400 p.
«Оябун» означает личность со статусом «оя» (родитель), «кобун» - личность со статусом «ко» (ребёнок). «Оябун» - глава объединения, «кобун» - все остальные его члены [9, с. 15]. В действительности организационная структура японских преступных сообществ более сложная, о чём будет сказано ниже, но семейный принцип её построения остаётся незыблемым.
В-пятых, якудза принимают активное участие в формировании идеологии японцев в духе крайне правового патриотизма. Отсюда демонстративная благотворительность преступных сообществ во время общенациональных событий, широко освещаемая средствами массовой информации. Например, якудза оказали огромную помощь при минимизации последствий фукусимской трагедии [10, с. 51-70].
Кроме того, якудза являют собой красноречивый пример формирования японского менталитета, который лишён мировоззренческих основ. К. ван Вольферен отмечает: «Одна из причин, по которой Япония относительно легко вошла в современный индустриальный мир, в отличие от Китая и других азиатских стран, заключается в самом отсутствии каких-либо твердых принципов, основанных на трансцендентальных представлениях, поскольку такие принципы мешают адаптироваться к крупным переменам. Не было ни интеллектуального, ни морального сопротивления, достаточно сильного, чтобы воспрепятствовать влиянию многих новых идей, в которых страна нуждалась для своей модернизации» [2, с. 242]. Иначе говоря, японцы не только могут говорить одно, а делать другое, они легко меняют образ мыслей. Это воспринимается совершенно естественно, поскольку прагматизм в японском менталитете выше мировоззренческих основ и нравственных принципов.
В-шестых, преступные формирования давно являются спонсорами правящих партий, и это стало недоброй традицией Японии [11].
В-седьмых, якудза выступают связующим звеном в контактах между политиками и бизнесменами, поскольку они хорошо осведомлены о дзиммяку (личных связях, в том числе порочащих) тех и других. «Бюрократ без хорошего дзиммяку не может подняться
на большие высоты», - пишет К. ван Воль-ферен [2, с. 110-111].
В-восьмых, якудза используются в качестве «силового гаранта» сопровождения коммерческих сделок, обеспечивая «теневой правопорядок» [1, с. 44-45], а по существу, выполняя функции криминальной юстиции - часто более эффективной, чем юстиция легальная.
В-девятых, якудза занимаются нелегальным и криминальным бизнесом, который закономерно встроен в капиталистическую систему, и в этом смысле занимают ту нишу капитализма, которая составляет его чёрную сторону и без которой он существовать не может.
5. Криминальный бизнес преступных сообществ
Криминальный бизнес якудза имеет два основных течения своего развития: а) обычный - находящийся в тренде транснациональной организованной преступности; б) инфильтрационный - проникающий в различные сферы легальной экономики.
Обычный криминальный бизнес - это торговля людьми (проституция, порнография, трансферы «живого товара», организация незаконной миграции), наркобизнес, рэкет, игорный бизнес.
Моэн Дарелл в статье «Сексуальное рабство в Японии сегодня» приводит интервью таиландки, которая, соблазнившись на щедрые посулы вербовщиков, попала в Японию в возрасте 17 лет. Из аэропорта её сразу привезли к «маме-сан», объявившей о долге в 3 млн иен, которые придётся отработать. «Отрабатывала» этот долг женщина в течение пяти лет, принимая еженощно 10-12 клиентов, среди которых часто встречались извращенцы. Японии она не видела, поскольку находилась в заточении, все передвижения осуществлялись под конвоем «охраны». Домой она вернулась без гроша в кармане. В этой же статье приводятся данные о существовании в Японии детской проституции [12].
Якудза организуют «секс-туры» в зоны мирового секс-туризма (одной из них является Таиланд), поставку «живого товара» в Японию (в том числе из России), обеспечивают «секс-эскортами» состоятельных японцев в их деловых или развлекательных поездках, создают «социальные порно-сети». Как утверждает американский исследователь транснациональной организованной пре-
ступности Салли Стокер, якудза при этом работают под прикрытием легальных фирм: «Кокусай Коджио 21» (официальный вид деятельности - консультационные услуги легальным мигрантам), «Зенгейрен» (ассоциация работодателей в сфере развлечений), «Кейюкай» (оказание детективных услуг) [13]. Последняя фирма состоит из полицейских, ушедших на пенсию, и это вызывает особую тревогу, указывая на тесную связь якудза и полиции, практически имеющих один и тот же менталитет [4, с. 40-45].
Что касается наркобизнеса, то Япония пережила бум потребления психостимуляторов в 1951-1955 гг. Позднее - вплоть до настоящего времени - японцы стали потреблять также героин, кокаин и марихуану, однако стимуляторы (метамфетаминовой группы) остаются наиболее популярным наркотиком [14, с. 876; 15, с. 966; 16]. Понятно, что японская организованная преступность в контакте с транснациональными преступными организациями стала активно поставлять и продавать наркотические средства. При этом активность членов японских преступных сообществ в этом направлении стабильно высока. В 2014 г. за преступления, связанные с наркотиками, было арестовано 13 120 членов борёкудан, в 2015 г. - 13 524, в 2016 г. -13 411, в 2017 г. - 13 544, в 2018 г. - 13 862. Полиция признаёт, что именно преступные синдикаты организуют это направление криминального бизнеса3.
Традиционная статья дохода организованной преступности в любой стране - организованное вымогательство (рэкет) - закономерно присутствует и в деятельности борё-кудан. Рэкету подвергаются рестораны, бары, массажные салоны, игорные заведения - вся инфраструктура развлечений. В целом можно констатировать, что участие якудза практически во всех видах криминальной деятельности позволяет им успешно её диверсифицировать и акцентировать внимание на тех сферах, которые в данное время дают наибольшую прибыль. Цели получения сверхприбыли от криминальных операций соответствует и многозвенная типичная структура преступного сообщества. Она представлена в табл. 1. Такая структура позволяет сочетать иерархический принцип организации сообщества с сетевым принципом его деятельности.
В то же время в структуре активности якудза доля чисто криминальной деятельности внутри Японии снижается4. Такая тенденция обусловлена, с одной стороны, их интересом к транснациональной преступности. Как справедливо отмечает Н. А. Морозов, якудза начинает всё шире выходить на международную арену. Впрочем, иначе и быть не может, учитывая свойство японского менталитета быстро приспосабливаться к меняющейся обстановке в чисто прагматических интересах2.
С другой стороны, якудза успешно проникают в легальную сферу предпринимательской деятельности. Они хорошо оценивают соотношение прибыли и рисков и понимают, что эти оценки не в пользу чисто криминального бизнеса.
Бизнес якудза, названный инфильтраци-онным, характеризует те сферы предпринимательской деятельности, куда проникли преступные сообщества и стали их неотъемлемой частью. Это сферы:
- банкротства (в которой представители от якудза (далее - ПЯ), называемые сейрия, обеспечивают порядок выплат кредиторам);
- погашения долгов (здесь ПЯ именуются в зависимости от выполняемой роли: если они помогают получить долги, их называют ториатея, а если избавиться от долгов - ёнигея);
- аренды (как и в предыдущем случае ПЯ могут представлять интересы арендодателя (дзигея) или арендатора (апаатоя));
- урегулирования споров - осуществления третейских функций (дзидания);
- реализации прав акционеров (сокайя);
- финансового обслуживания - ростовщичества (саракин) [1, с. 71].
Их роли в принципе понятны, за исключением сокайя, которых часто характеризуют как вымогателей, действующих в отношении корпораций [9, с. 35-37]. Это не в полной мере соответствует действительности, поскольку сокайя действуют на легальном поле, показывая, что у миноритарных акционеров в Японии есть права. Кроме того, деятельность сокайя свидетельствует о том, что у любой корпорации в Японии есть своя «тайная история», которую они пытаются тщательно скрыть от внимания общественности: репу-тационные потери в этой стране оцениваются очень дорого.
6. Тенденции развития преступных сообществ
Занимая «теневую» нишу в легальном бизнесе, связанную с выполнением более или менее «грязной работы», якудза на этом не останавливаются и идут дальше, легализуясь уже в полной мере в определённых секторах экономки. Так, их активность в схемах выселения арендаторов жилых помещений закономерно привела к захвату ими строительной индустрии: в настоящее время им принадлежит значительная доля строительного рынка. И можно выразить уверенность, что такая тенденция имеет долгосрочную перспективу. Японские гангстеры уверенно обосновались на Фукусимской АЭС и успешно осваивают бюджетные средства, постоянно выделяемые правительством для устранения последствий катастрофы 2011 г. [7, с. 10-15].
С нашей точки зрения, главная тенденция развития японской организованной преступности выражается в её стремлении раствориться в легальном бизнесе. В пользу правильности такого суждения говорят материалы табл. 2.
Из таблицы хорошо видна устойчивая тенденция снижения численности членов бо-рёкудан. Если учесть, что в начале 1960-х гг. она составляла около 180 000 человек, то этот тренд становится ещё более очевидным. Характерна также тенденция исчезновения некоторых организаций преступного сообщества (по данным НАП Японии, в обозримый период, кроме «Кокусю-кай» и «Кюсю Сеи-до-кай», исчезли «Кудоренга Кусано-икка», «Ямано-кай», Кёкуто Сокурай-Соке-Ренго-кай», «Нидаиме Даинхон Хейва-кай» с численностью от 100 до 600 человек) и появления новых («Номикава-кай», «Канто Секине-гуми»), наблюдается раскол самой крупной организации преступного сообщества борё-кудан - «Ямагути-гуми». Вместо одной организации появилось три: «Ямагути-гуми (Ро-кудаймё)», «Кобе Ямагути-гуми», «Нинкё Ямагути-гуми». Первый раскол «Ямагути-гуми», ведущей свою историю с 1915 г., произошёл в год её столетнего юбилея - в августе 2015 г. (тогда образовалась «Кобе Ямагути-гуми»), а второй - в апреле 2017 г., когда Есинори Ода, младший босс Кобе Ямагути-гуми, создал «Нинкё (Дантай) Ямагути-гуми», или в свободном переводе «гуманитарную
Таблица 2
Число зарегистрированных членов преступных сообществ в Японии в 1995, 2010, 2013, 2018 гг., абс.
Table 2
Number of registered members of criminal communities in Japan in 1995, 2010, 2013, 2018, abs.
№ п/п Наименование организации Главный офис Год
1995 2010 2013 2018
1 Ямагути-гуми (Рокудаймё) Хиого 18 300 19 000 13 100 4 400
2 Инагава-кай Токио 5 600 4 700 3 700 2 200
3 Сумиеси-кай Токио 6 700 6 100 5 000 2 800
4 Кудо-кай Фукуока - 690 590 300
5 Гокюрю-кай Окинава 310 270 520 320
6 Окинава Кекурю-кай Окинава 470 370 - -
7 Айсюкокетсю-кай Киото 1 300 470 280 40
8 Кусей-кай Хиросима 300 290 230 140
9 Года-икка Ямагучи - 160 150 70
10 Кодзакура-икка Кагосима - 100 70 60
11 Асано-гуми Окинава 130 130 110 70
12 Додзин-кай Фукуока 500 840 720 480
13 Синва-кай Кагава 80 70 50 40
14 Соаи-кай Сиба 400 230 210 140
15 Киодо-кай Хиросима 200 180 140 80
16 Таисю-кай Фукуока 120 170 160 90
17 Сакэуме-гуми Осака 340 110 60 30
18 Кекуто-кай Токио 2 000 1 200 920 520
19 Адзума-гуми Осака 180 170 170 130
20 Матсуба-кай Токио 1 800 1 200 990 420
21 Фукухакю-кай Фукуока - 300 240 110
22 Кюсю Сеидо-кай Фукуока - 380 340 -
23 Номикава-кай Фукуока - - - 210
24 Кобе Ямагути-гуми Хиого - - - 1 700
25 Нинкё Ямагути-гуми Хиого - - - 400
26 Канто Секине-гуми Ибараки - - - 130
27 Кокусю-кай Токио 580 - - -
Всего 37 510 35 760 27 750 14 880
Примечание. Составлено по: Белая книга полиции Японии 1997. - URL: http://www.law.edu.ru>script /cntsource; White Paper on Police 2011. - URL: http://www.npa. go.jp>english/index.htm; Police on Japan 2014. - URL: http://www.npa.go.jp>english/index.htm; White Paper on Police 2019. - URL: http:// www.npa.go.jp>english/index.htm (дата обращения: 29.08.2021).
Ямагути-гуми». Ода дал интервью, опубликованное в еженедельном журнале FLASH, в котором заявил, что он хотел бы реализовать план преобразования своей организации в Полицию безопасности, которая могла бы защитить японских граждан, работающих за границей. Он в полной мере понимает сложившуюся ситуацию: якудза должна быть законной, чтобы выжить . И это только одно
из многочисленных интервью Ода, в которых он объявляет о «перестройке» криминального подполья Японии и заявляет, что его организация открыта для всех якудза, которые готовы отказаться от насилия и стать полезными членами общества. Впрочем, полиция считает «бандитскую перестройку», ведущую к появлению нового типа организованной преступности - гангстеров с социальной ответствен-
«6 /-1
ностью, тактической уловкой . С нашей точки зрения, это не просто тактическая уловка, а выражение глубинных процессов, происходящих в японской системе власти, частью которой, как отмечалось, являются якудза. Такие процессы, по всей видимости, преследуют цель вторичной легализации японской организованной преступности с делегированием ей определённых функций силового содержания, от которых официальные политические круги желают дистанцироваться.
7. Заключение
1. Борёкудан (якудза) - объединения, использующие насилие, являются составной частью японской системы власти. В этой системе якудза выполняют множество функций.
2. Типичная структура преступного сообщества позволяет сочетать иерархический принцип организации с сетевым принципом его деятельности.
3. Якудза успешно проникают («просачиваются») в легальную сферу предпринимательской деятельности. Они хорошо оценивают соотношение прибыли и рисков и понимают, что эти оценки не в пользу «чисто» криминального бизнеса. Бизнес якудза, названный инфильтрационным, характеризует те сферы предпринимательской деятельности, куда проникли преступные сообщества и уже стали их неотъемлемой частью. Это сферы банкротства, погашения долгов, аренды, урегулирования споров, реализации прав акционеров, кредитования.
4. Главная тенденция развития японской организованной преступности выражается в её стремлении «раствориться» в легальном бизнесе. Этот процесс преследует цель вторичной легализации японской организованной преступности в системе японской власти с делегированием ей определённых функций силового содержания, от которых официальные политические круги желают дистанцироваться.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Борёкудан. Японская организованная преступность. - URL: http://www.britannica.com (дата обращения: 15.08.2021).
2 Морозов Н. А. Преступность в современной Японии: проблемы криминологической и уголовно-правовой политики : дис. ... д-ра юрид. наук. -М., 2016. - С. 158.
3 Organized Crime Department of NPA of Japan. - URL: http://www.npa.go.ip (дата обращения: 15.08.2021).
4 Rankin A. 21st-century Yakuza: Recent Trends in Organized Crime in Japan // The Asia-Pacific Journal: Japan Focus. - 2012. - Vol. 10, iss. 7, № 2. - URL: https://apjjf.org/2012/10/7/Andrew-Rankin /3688/article.html (дата обращения: 23.08.2021).
5 Adelstein J. Why One Of Japan's Largest Organized Crime Groups Is Looking For Legitimate Work // Forbes. - 2017. - 2 oct. - URL: https:// forbes.com>.. .adelsteinjake/2017/10/02.. .legitimate... (дата обращения: 23.08. 2021).
6 Мануков С. Круг смерти // Коммерсант. -2017. - 10 дек.
ЛИТЕРАТУРА
1. Milhaupt C. J., WestM. D. The Dark Side of Private Ordering: An Institutional and Empirical Analysis of Organized Crime // The University of Chicago Law Review. - 2000. - Vol. 67, № 1. - Р. 41-98.
2. Wolferen K. van. The Enigma of Japanese Power: People and Politics in a Stateless Nation. - London : Mac-millan London Ltd, 1989. - 496 p.
3. Клири Т. Кодекс самурая. Современный перевод «Бусидо Сосинсю» Тайра Шигесуке. - Ростов н/Д. : Феникс, 2001. - 224 с.
4. Цветов В. Я. Мафия по-японски. - М. : Политиздат, 1985. - 65 с.
5. Макарова Н. Н. Бандформирования всех стран мира. - М. : Литература, 1997. - 639 с.
6. Вольферен К. ван. Загадка власти в Японии: народ и политика в безгосударственной нации. Реферативное изложение Л. Ф. Блохина // Русский исторический журнал. - 1999. - Т. 2, № 1. - С. 205-273.
7. Ramseyer M. J. Nuclear Power and the Mob: Extortion and Social Capital in Japan // Washington University Global Studies Law Review. Discussion Paper No. 817. - 2015. - Mar. - 36 р.
8. Kinsgston J. Contemporary Japan: History, Politics and Social Change since the 1980s. - Oxford : Wiley-Blackwell, 2013. - 324 p.
9. Иванов А. М. Организованная преступность и борьба с ней в Японии. - Владивосток : Изд-во Дальневосточного ун-та, 2000. - 188 с.
10. Mihic T. Re-imagining Japan after Fukushima. - Canberra : ANU Press, 2020. - 174 p.
11. Коробеев А. И., Морозов Н. А. Особенности современной организованной преступности в Японии // Всероссийский криминологический журнал. - 2013. - № 3. - С. 159-164.
12. Moen D. Sex Slaves in Japan Today // Hitotsubashi Journal of Social Studies. - 2012. - Vol. 44, № 2. -Р. 35-53.
13. Стокер С. Японская организованная преступность: содействие торговле людьми в крупных масштабах // Проблемы борьбы с организованной преступностью и коррупцией. - 2008. - № 2. - С. 29-34.
14. Friman R. The United States, Japan and the International Drug Trade: Troubled Partnership // Asian Survey. - 1991. - Vol. 31, № 9. - Р. 875-890.
15. Friman R. Gaijinhanzai: Immigrants and Drugs in Contemporary Japan // Asian Survey. - 1996. - Vol. 36, № 10. - P. 964-977.
16. Konsberg M. Methamphetamine Solution: Drugs and the Reconstruction of Nation in Postwar Japan // The Journal of Asian Studies. - 2013. - Vol. 72, № 1. - P. 141-162.
Информация об авторах
Клеймёнов Михаил Петрович - заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой уголовного права и криминологии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского; профессор кафедры уголовного права и национальной безопасности Новосибирского государственного университета экономики и управления
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
Адрес для корреспонденции: 644077, Россия, Омск, пр. Мира, 55а E-mail: [email protected] SPIN-код: 4431-6452, AuthorlD: 596245
Козловская Маргарита Германовна - помощник
прокурора Одесского района Омской области
Прокуратура Омской области
Адрес для корреспонденции: 644077, Россия,
Омск, пр. Мира, 55а
E-mail: [email protected]
SPIN-код: 6145-7289, AuthorlD: 1086028
Информация о статье
Дата поступления - 1 октября 2021 г. Дата принятия в печать - 12 октября 2021 г.
Для цитирования
Клеймёнов М. П., Козловская М. Г. Преступные сообщества в Японии // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2021. Т. 18, № 4. С. 80-89. й01: 10.24147/1990-5173.2021.
18(4).80-89.
CRIMINAL COMMUNITIES IN JAPAN
M. P. Kleymenov1, M. G. Kozlovskaya2
1 Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia, Novosibirsk State University of Economics and Management, Novosibirsk, Russia 2 Prosecutor's Office of the Omsk region, Omsk, Russia
Introduction. Japan is the only country in the world where the right to exist is recognized for criminal societies and therefore they are legalized. Methodology. The methodology of studying criminal communities in Japan is based on comparative-historical, systemic, cultural, and criminal-legal approaches. Purpose. To establish the features of criminal communities and their place in the System of power in Japan. Results. First, the criminal communities are entrusted with the implementation of the control over unorganized crime. Secondly, criminal communities are used both for direct (with the use of violence) suppression of the trade union movement, and for its replacement by false trade union organizations. Thirdly, the Yakuza delegated the role of guardians of samurai traditions as part of the cultural heritage of Japan. Fourth, the Yakuza are designed to strengthen the ideal of the Japanese family as a unit of the political system, in which the hierarchy of power is given preference, rather than family relations. Fifth, the Yakuza take an active part in shaping the ideology of the Japanese in the spirit of extreme legal patriotism. Sixth, criminal communities are sponsors of the ruling parties. Seventh, the yakuza act as a link in contacts between politicians and businessmen, and eighth, the yakuza are used as a "power guarantor" for supporting commercial transactions, providing "shadow law and order". Ninth, the Yakuza are engaged in illegal and criminal business, which is naturally embedded in the capitalist system, and in this sense they occupy the niche of capitalism that constitutes its black side and without which it cannot exist. Conclusion. Borekudan (yakuza) - associations that use violence are an integral part of the Japanese System of power. In this System, the Yakuza perform many functions. The Yakuza business, called infiltration, characterizes those areas of entrepreneurial activity where criminal societies have penetrated and have already become an integral part of them. These are the areas of bankruptcy, debt
repayment, lease, dispute settlement, exercise of shareholders' rights, and lending. The main trend in the development of Japanese organized crime is expressed in its desire to "dissolve" in legal business.
Keywords: criminal communities; organized crime; boroku-dan; Yakuza; the Japanese system of power.
REFERENCES
1. Milhaupt K.J., West M.D. The dark side of the private order: An institutional and empirical analysis of organized crime. Law Review of the University of Chicago, 2000, vol. 67, no. 1, pp. 41-98.
2. Wolferen K. van. The riddle of Japanese power: people and politics in a country without citizenship. London, Macmillan London Ltd, 1989. 496 p.
3. Cliri T. The Code of the Samurai. A modern translation of "Bushido Sosinshu " by Taira Shige-suke. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2001. 224 p. (In Russ.).
4. Tsvetov V.Ya. Mafia in Japanese. Moscow, Politizdat Publ., 1985. 65 p. (In Russ.).
5. Makarova N.N. Gangs of all countries of the world. Moscow, Literatura Publ., 1997. 639 p. (In Russ.).
6. Wolferen K. van. The Riddle of Power in Japan: People and Politics in a Stateless nation. Abstract presentation by L.F. Blokhin. Russkii istoricheskii zhurnal = Russian Historical Journal, 1999, vol. 2, no. 1, pp. 205-273. (In Russ.).
7. Ramseyer M.J. Nuclear energy and the Mafia: Extortion and social capital in Japan. Legal Review of Global Studies at the University of Washington. Discussion paper No. 817. 2015. March. 36 p.
8. Kinsgston J. Modern Japan: History, politics and Social changes since the 1980s. Oxford, Wiley-Blackwell, 2013. 324 p.
9. Ivanov A.M. Organized crime and the fight against it in Japan. Vladivostok, Publishing House of the Far Eastern University Publ., 2000. 188 p. (In Russ.).
10. Mihic T. Re-imagining Japan after Fukushima. Canberra, ANU Press, 2020. 174 p.
11. Korobeev A.I., Morozov N.A. Features of modern organized crime in Japan. Vserossiiskii kriminologicheskii zhurnal = All-Russian Journal of Criminology, 2013, no. 3, pp. 159-164. (In Russ.).
12. Moen D. Sexual slaves in Japan today. Journal of Social Research Hitotsubashi, 2012, vol. 44, no. 2, pp. 35-53.
13. Stoker S. Japanese organized crime: promoting human trafficking on a large scale. Problemy bor'by s organizovannoi prestupnost'ju i korrupciei = Problems of combating organized crime and corruption, 2008, no. 2, pp. 29-34. (In Russ.).
14. Freeman R. The United States, Japan and the international drugs trade: the troubled partnership. Asian Survey, 1991, vol. 31, no. 9, pp. 875-890.
15. Friman R. Gaijinhanzai: Immigrants and Drugs in Contemporary Japan. Asian Survey, 1996, vol. 36, no. 10, pp. 964-977.
16. KonsbergM. Methamphetamine Solution: Drugs and the Reconstruction of Nation in Postwar Japan. The
Journal of Asian Studies, 2013, vol. 72, no. 1, pp. 141-162.
About the authors
Kleymenov Mikhail - Honoured Scientist of the Russian Federation, Ph.D. (Advanced Doctorate) in Law, Professor, Head of Department of Criminal Law and Criminology, Dostoevsky Omsk State University; Professor at the Department of Criminal Law and National Safety, Novosibirsk State University of Economics and Management Dostoevsky Omsk State University Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia
E-mail: [email protected]
SPIN-code: 4431-6452, AuthorID: 596245
Kozlowskaya Margarita - Assistant Prosecutor of the Odessa district of the Omsk region Prosecutor's Office of the Omsk region Postal address: 55a, Mira pr., Omsk, 644077, Russia
E-mail: [email protected]
SPIN-code: 6145-7289, AuthorID: 1086028
Article info
Received - October 1, 2021 Accepted - October 12, 2021
For citation
Kleymenov M.P., Kozlovskaya M.G. Criminal Communities in Japan. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Pravo" = Herald of Omsk University. Series "Law", 2021, vol. 18, no. 4, pp. 80-89. DOI: 10.24147/1990-5173.2021. 18(4).80-89. (In Russ.).