Научная статья на тему 'Преступность несовершеннолетних лиц с психическими аномалиями как самостоятельный объект криминологического исследования'

Преступность несовершеннолетних лиц с психическими аномалиями как самостоятельный объект криминологического исследования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
314
110
Поделиться
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ ПРЕСТУПНИК / ПСИХИЧЕСКИЕ АНОМАЛИИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / CRIMINALITY / JUVENILE OFFENDER / MENTAL ABNORMALITIES / PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS / SOCIAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Москвичев Сергей Александрович

В статье рассматриваются актуальные вопросы криминологии, связанные с преступностью несовершеннолетних лиц с психическими аномалиями. Автор дает развернутую криминологическую характеристику данного явления и делает вывод о его высокой социальной опасности. Подчеркивает тезис о различии социологических, патопсихологических, нравственных, уголовно-правовых и иных особенностей несовершеннолетних психоаномалов, что позволяет говорить о достаточно автономном криминологическом типе личности несовершеннолетнего насильственного преступника.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Москвичев Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Juvenile delinquency of persons with mental abnormalities as an independent object of criminological research

The article is devoted to topical issues of criminology related to violent crime of minors with mental anomalies. The author gives a detailed criminological characteristic of this phenomenon and finds its high social danger. It is emphasized sociological thesis about the difference between pathological and psychological, moral, criminal law and other features of the juvenile with mental abnormalities, which suggests a fairly autonomous criminological personality type of juvenile violent criminal.

Текст научной работы на тему «Преступность несовершеннолетних лиц с психическими аномалиями как самостоятельный объект криминологического исследования»

Москвичев Сергей Александрович

Краснодарский университет МВД России (тел.: +79205418434)

Преступность несовершеннолетних лиц с психическими аномалиями как самостоятельный объект криминологического исследования

В статье рассматриваются актуальные вопросы криминологии, связанные с преступностью несовершеннолетних лиц с психическими аномалиями. Автор дает развернутую криминологическую характеристику данного явления и делает вывод о его высокой социальной опасности. Подчеркивает тезис о различии социологических, патопсихологических, нравственных, уголовно-правовых и иных особенностей несовершеннолетних психоаномалов, что позволяет говорить о достаточно автономном криминологическом типе личности несовершеннолетнего насильственного преступника.

Ключевые слова: преступность, несовершеннолетний преступник, психические аномалии, психологические особенности, социальная адаптация.

S.A. Moskvichev, Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +79205418434.

Juvenile delinquency of persons with mental abnormalities as an independent object of criminological research

The article is devoted to topical issues of criminology related to violent crime of minors with mental anomalies. The author gives a detailed criminological characteristic of this phenomenon and finds its high social danger. It is emphasized sociological thesis about the difference between pathological and psychological, moral, criminal law and other features of the juvenile with mental abnormalities, which suggests a fairly autonomous criminological personality type of juvenile violent criminal.

Key words: criminality, juvenile offender, mental abnormalities, psychological characteristics, social adaptation.

Преступность среди несовершеннолетних всегда вызывала у ученых повышенное внимание. И это вполне обоснованно, поскольку молодое поколение является естественным резервом социального развития, а нарушения уголовного закона лицами юного возраста, их распространенность не только свидетельствуют о существующих недостатках воспитания, но и в значительной мере выступают в качестве прогностической характеристики преступности в целом [1, с. 25].

Одним из составных звеньев в структуре преступности несовершеннолетних является преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями. Основными факторами, влияющими на уровень преступности среди несовершеннолетних психоаномалов, являются: наследственно-биологические факторы (предрасположенность к нервным или психическим заболеваниям одного из родителей, патологическая беременность, ненормальные роды, отрицательное влияние алкоголя, употребле-

ние наркотиков и др.); социальные факторы (отношения в семье, особенности воспитания подростков, школа, отношение к учебе, отношения с учителями, положение подростка в классе, ценностные ориентации одноклассников, друзья, статус подростка в группе друзей); личностные факторы (особенности характера и темперамента, ценностно-мотивационный блок, ценностные ориентации подростка, уровень притязаний, самооценка и возможные конфликты в области самооценки) [2, с. 313]. Кроме этого отрицательно влияет на правосознание подростка-психоаномала широкая пропаганда в средствах массовой информации псевдокультуры, сексуальной разнузданности, жестокости и насилия.

Так, например, по оперативным данным Росстата, количество жертв суицидов в России снижается 14 лет подряд, достигнув в 2015 г. самого низкого показателя за 50 лет - 24982. Несмотря на снижение числа самоубийств в стране, Россия по-прежнему остается на од-

28

ном из первых мест в мире по частоте суицидов, и согласно расчетам число самоубийств на 100000 человек населения в 2015 г. равнялось 17,1, что пока выше показателей 1960 и 1961 гг. (16,1). Особенно примечательно то, что каждый десятый суицидент - несовершеннолетний [3].

За последние несколько лет увеличивается число алкозависимых российских граждан (из 2 млн зарегистрированных около 60 тыс. - дети в возрасте до 14 лет, около 100 тыс. - подростки в возрасте до 18 лет с установленным диагнозом «хронический алкоголизм»). Около 85% российских подростков имеют опыт употребления наркотических и (или) токсических средств (возраст первого знакомства с психоактивными веществами составляет 8-11 лет). Среди психически неполноценных несовершеннолетних склонность к частому употреблению спиртных напитков и наркотиков часто ощущается как потребность. Впоследствии такая зависимость при наличии факторов, стимулирующих асоциальное поведение (плохой пример ближайшего окружения подростка, бесконтрольность со стороны родителей, отсутствие надлежащей профилактики в учебном учреждении и т.д.), может выработать определенный стереотип поведения. По данным официальной статистики Судебного департамента при Верховном Суде РФ, в 2015 г. из 195350 осужденных, совершивших преступление в состоянии алкогольного опьянения, 3022 - это лица несовершеннолетнего возраста (уменьшение по сравнению с 2014 г. на 8,7%). Из 7661 осужденного, совершившего преступление в состоянии наркотического и иного (кроме алкогольного) опьянения, 192 подростка (увеличение по сравнению с 2014 г. на 21,5%) [4]. Одной из главных причин такого положения дел является отсутствие надлежащим образом организованной профилактической работы органов полиции, образовательных и медицинских организаций.

Ставшее потребностью злоупотребление алкоголем нередко стимулирует у психически неполноценных несовершеннолетних извращения в удовлетворении других потребностей или же ослабляет устойчивость против извращенных форм их реализации. «Необходимо подчеркнуть, - отмечает О.Е. Фрейеров, - особо патогенное действие алкоголя на некоторых больных олигофренией: даже от сравнительно небольших доз алкоголя у этих больных отмечается иногда тяжелая картина простого опья-

нения с общим возбуждением, безмотивными агрессивно-разрушительными действиями и иногда расторможением сексуальных влечений» [5, с. 268]. Очевидно, это в полной мере относится и к психопатам, и не только тогда, когда употребление алкоголя уже стало потребностью, но и в случаях его однократного употребления.

Многие криминологи отмечают, что социальные отношения в современном обществе отличаются особой сложностью, неустойчивостью, обилием обратных связей. Такая корреляционная зависимость способствует усилению вну-трисоциальных противоречий, а также росту девиантной активности населения, особенно среди несовершеннолетних. Несмотря на то, что акты насилия активно осуждаются обществом и влекут за собой уголовно-правовые последствия, они все чаще становятся способом самоутверждения и решения конфликтов [6, с. 130; 7, с. 88]. Потребность в самоутверждении чаще всего не осознается психически неполноценными несовершеннолетними как таковая, а действует как подсознательный внутренний импульс. «Сила указанной потребности и степень ее осознания, - отмечает И.С. Ной, - не находятся в пропорциональной зависимости. Более того, чем ниже интеллектуальный и культурный уровень индивида, тем слабее его способность к пониманию своих ощущений. Такие люди, испытывая естественную потребность в самоутверждении, в признании своих оригинальных способностей и не умея найти легальные средства заявить о себе, стремятся выделиться и отличиться от других людей путем насилия над личностью. Здесь проявляется также и их извращенное самоуважение» [8, с. 168-169].

Таким образом, сам криминал психически неполноценных несовершеннолетних и характер их преступного посягательства являются результатом взаимодействия таких факторов, как вид и степень психического отклонения, пол, возраст, состояние опьянения, и других биофизических факторов между собой с определенными социальными и социально-психологическими явлениями действительности. «Когда "стыкуются" неблагоприятные условия микросреды и определенные... качества людей, - замечает И.С. Ной, - порождается та закономерность, которая определяет преступность» [8, с. 138].

29

По мнению Ю.В. Чуфаровского, социальную адаптацию детей могут затруднять различные нервно-психические заболевания и отклонения, поэтому в таком случае недостаточно мер только педагогической коррекции. Необходимы вмешательство и помощь психологов, психиатров, наркологов, психотерапевтов, которые, наряду с мерами воспитательного характера, осуществляют медицинскую коррекцию, проводя социальные консультации для педагогов и родителей [9, с. 141].

Как правило, игнорирование на практике биологических факторов приводит к бессмысленности воспитательных мероприятий в отношении несовершеннолетних психоаномалов, совершивших преступления, поскольку стандартными (шаблонными) методами воздействия пытаются исправить того, кто прежде всего нуждается в медицинском вмешательстве и чье поведение детерминировано аномалией психики. Однако одно лишь вмешательство врача не всегда приводит к желаемым результатам, поскольку в одиночку не может устранить всех причин, вызывающих нервно-психическое расстройство [10, с. 45].

Особо остро, наряду с отклонениями нервно-психического характера, стоит проблема социальной адаптации умственно отсталых детей, имбецилов и дебилов. Проведенные исследования показывают, что у таких детей отсутствует фатальная предрасположенность к преступлениям. В то же время умственная неполноценность таких подростков, безусловно, затрудняет их социальную адаптацию при особых, неблагоприятных условиях. В силу своей повышенной внушаемости такие лица легко попадают под влияние более взрослых, опытных преступников и становятся слепым орудием в их руках. Эти обстоятельства нельзя не учитывать в деятельности органов профилактики и специальных лечебно-воспитательных учреждений, занимающихся проблемой социальной адаптации подростков-психоаномалов [11, с. 278-280].

1. Криминология: учеб. / под ред. В.Н. Бурла-кова. СПб., 1998.

2. Васильев В.Л. Юридическая психология. М, 1991.

3. Анализ показателей преступности за 2000-2015 гг. URL: http://www.http://cbsd.gks.ru (дата обращения: 06.07.2016).

Безусловно, важнейшим первоначальным этапом в изучении любой личности является ее понимание как целостного образования, как единства всех свойств и качеств, отражающих скоррелированность личности и социальной среды, в которой живет, воспитывается человек и в которой он себя проявляет.

Анализ личности несовершеннолетних психоаномалов предполагает изучение психологических особенностей таких лиц, которые необходимо учитывать при разработке и реализации мер профилактики преступлений. Психологические особенности личности могут быть по-разному связаны с совершением преступления. Одни из них могут играть определяющую роль в выборе преступного поведения (эгоистическая, корыстная направленность личности, неуважение человеческого достоинства, сексуальная распущенность, агрессивность и пр.). Другие психологические особенности нередко только способствуют совершению преступления при наличии внешней неблагоприятной ситуации (легкомыслие, слабоволие, подчиняемость, низкий уровень интеллектуального развития, болезненное самолюбие, эмоциональная возбудимость, трусость и пр.). В некоторых случаях психологические особенности преступника остаются нейтральными по отношению к факту преступления (например, увлечения, интересы лица, совершившего преступление в состоянии аффекта, и пр.).

Таким образом, только при помощи комплексного исследования причин и условий, способствующих распространению преступности среди несовершеннолетних лиц с психическими аномалиями, мы сможем выйти на новый макроуровень и понять, какие факторы имеют большее значение, а какие меньшее. Но начинать это исследование необходимо с личности, совершающей преступление, поскольку лишь на этой основе могут быть выяснены истинные причины преступности и разработаны эффективные меры ее профилактики.

1. Criminology: textbook/ed. by V.N. Burlakov. St. Petersburg, 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Vasiliev V.L. Legal psychology. Moscow, 1991.

3. Analysis of crime figures for 2000-2015. URL: http://www.http://cbsd.gks.ru (date of access: 06.07.2016).

30

4. Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 2014-2015 гг. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79 (дата обращения: 05.07.2016).

5. Фрейеров О.Е. О социальной опасности больных олигофренией и основные принципы судебно-психиатрической экспертизы этих лиц // Второй Всероссийский съезд невропатологов и психиатров, 11-16 дек. 1967 г. М., 1967.

6. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. СПб., 2003.

7. Ривман Д.В., Устинов В.С. Виктимоло-гия. Н. Новгород, 1998.

8. Ной И. С. Методологические проблемы советской криминологии. Саратов, 1975.

9. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. М., 1997.

10. Емельянов В. П. Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями. Саратов, 1980.

11. Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика. Поведение. Ответственность. М., 1989.

4. Summary statistics on the activities of the federal courts and justices of the peace for 20142015. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79 (date of access: 05.07.2016).

5. Freyerov O.E. On social danger of the patients mental retardation and the basic principles of forensic psychiatric examination of persons // The Second All-Russian congress of neurologists and psychiatrists, Dec. 11-16, 1967. Moscow, 1967.

6. Kreyhi B. Social psychology of aggression. St. Petersburg, 2003.

7. Rivman D.V., Ustinov V.S. Victimology. Nizhny Novgorod, 1998.

8. Noah I.S. Methodological problems of the Soviet criminology. Saratov, 1975.

9. Chufarovskiy Yu. V. Legal psychology. Moscow, 1997.

10. Emelyanov V.P. Juvenile delinquency with mental abnormalities. Saratov, 1980.

11. Dubinin N.P., Karpets I.I., Kudryavtsev V.N. Genetics. Behaviour. Responsibility. Moscow, 1989.

ИЗДАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ

Криминалистика и судебно-экспертная деятельность в условиях современности : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф., 29 апр. 2016 г. / редкол. : С. В. Пахомов, А. В. Гусев, А. С. Данильян, Л. А. Рычкалова, В. И. Еремчен-ко. - Краснодар : Краснодарский университет МВД России, 2016. - 472 с.

В сборнике опубликованы материалы IV Международной научно-практической конференции «Криминалистика и судебно-экспертная деятельность в условиях современности», состоявшейся 29 апреля 2016 г

Для профессорско-преподавательского состава, докторантов, адъюнктов, курсантов, слушателей, студентов образовательных организаций и практических работников правоохранительных органов.

31