УДК 343 Кукушкина Полина Сергеевна
аспирант кафедры уголовного права и криминологии
Дагестанского государственного университета [email protected]
ПРЕСТУПНОСТЬ
НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ В СФЕРЕ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК (ПО МАТЕРИАЛАМ СЕВЕРОКАВКАЗСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ)
Kukushkina Polina Sergeevna
PhD student of the Criminal Law and Criminology Department, Dagestan State University [email protected]
RAILROAD TRANSPORT CRIMES IN THE SECTOR OF FREIGHT SERVICES (CASE STUDY OF THE NORTH CAUCASIAN RAILWAY DATA)
Аннотация:
В настоящей статье рассмотрены структура и динамика преступности в сфере грузовых перевозок на Северо-Кавказской железной дороге за последние несколько лет. Традиционно грузовые перевозки являются сферой наибольшей криминальной уязвимости, в связи с чем по-прежнему актуальной остается защита перевозимых грузов от преступных посягательств. Научная новизна темы заключается в том, что впервые было осуществлено самостоятельное криминологическое изучение преступности в сфере грузовых перевозок на Северо-Кавказской железной дороге, определен круг преступлений, имеющих место в настоящее время в данной сфере, определены причины их совершения, а также предложены меры по их предупреждению.
Ключевые слова:
сфера грузовых перевозок, преступность, кража, мошенничество, грабеж, разбой, обман, подделка документов, железнодорожный транспорт.
Summary:
This article examines criminal structure and dynamics in the sector of freight services at the North Caucasian Railway during the last few years. Traditionally freight service is a sphere vulnerable to crimes, for which reason the protection of transported goods from criminal trespass is remaining ever more relevant. The research novelty is that it is the first independent criminological case study of the North Caucasian Railway freight industry. The author determines the range of crimes taking place in the industry at present, detects the reasons of their commitment, and proposes crime prevention measures.
Keywords:
freight services, crime, theft, fraud, plunder, robbery, deceit, document forgery, railroad transport.
Транспорт - важнейшая сфера общественного производства, связующее звено между производителями и потребителями товаров и услуг, без которого немыслим рынок и рыночные отношения. Первостепенная роль в осуществлении перевозок принадлежит железнодорожному транспорту. В структуре перевозок железнодорожным транспортом, в том числе на СевероКавказской железной дороге (далее - СКЖД), преобладают грузовые перевозки.
Преступность в сфере грузовых перевозок на участках СКЖД представлена самыми разнообразными преступлениями, которые условно можно разделить на две отдельные категории: 1) хищения, совершенные путем кражи (ст. 158 УК РФ), грабежа (ст. 161 УК РФ), разбоя (ст. 162 УК РФ), а также путем мошенничества (ст. 159 УК РФ), которые могут совершаться как работниками железнодорожного транспорта, так и иными лицами; 2) иные преступления в сфере грузовых перевозок, не связанные с хищением грузов, которые также могут совершаться как работниками железнодорожного транспорта, имеющими доступ к перевозочным железнодорожным документам, так и иными лицами - это причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием и подделка документов, предусмотренные ст. 165 и ст. 327 УК РФ. Следует отметить и другие преступления, которые имеют место в сфере грузовых перевозок, в частности вовлечение несовершеннолетнего в совершении преступления (ст. 150 УК РФ) и контрабанда (ст. 188 УК РФ) [1].
Анализ преступности в сфере грузовых перевозок за 2006-2011 гг. по наиболее крупным станциям СКЖД показал, что снижение как общего количества рассматриваемых преступлений, так и хищений грузов в 2011 г. произошло по Ростовскому, Краснодарскому Линейным Управлениям МВД России на транспорте (далее - ЛУ), а также по Новороссийскому и Анапскому Линейным Отделам МВД России на транспорте (далее - ЛО).
В то же время рост общего количества преступлений в сфере грузовых перевозок, в том числе и хищений грузов к 2011 г. произошел в Таганрогском ЛО, Сальском ЛО, Нальчикском ЛО, Назрановском ЛО, Грозненском ЛУ. В Лиховском, Кавказском, Владикавказском ЛО на фоне
снижения количества преступлений в сфере грузовых перевозок в 2011 г., хищения грузов возросли. В Махачкалинском ЛУ количество хищений грузов в 2011 г. осталось на уровне 2006 г., хотя общее количество преступлений в сфере грузовых перевозок увеличилось.
На протяжении длительного периода времени самыми распространенными преступлениями на СКЖД в структуре хищений остаются кражи грузов. Как отмечают исследователи, вначале 1990-х гг. в России регистрировалось свыше 66 тыс. таких преступлений и они являлись самыми распространенными преступлениями на данном виде транспорта [2, с. 12]. Похищались различные грузы: от продуктов питания до запасных частей на автотранспорт, в том числе продукция импортного производства. В настоящее время ситуация значительно изменилась. Следственная и судебная практика, отдельные исследования показывают, что, несмотря на широкую распространенность краж грузов, их количество на СКЖД с каждым годом сокращается. Так, согласно статистическим данным Исследовательских центров Управлений на транспорте МВД России по СКФО и по ЮФО в 2011 г. на Северо-Кавказской железной дороге было зарегистрировано 393 фактов совершения краж грузов, что на 8,2 % меньше, чем в 2010 г. и на 11,5 % меньше, чем в 2009 г. [3].
В то же время наблюдается переориентация преступников на более скрытые способы хищений грузов, совершаемых путем переадресовки грузовых отправок, замены и подделки подлинных перевозочных документов. Преступления подобного рода заранее тщательно подготавливаются и отличаются высокой степенью латентности. В них часто принимают участие работники железнодорожного транспорта или лица, знающие технологический процесс перевозки грузов, а также представители коммерческих структур, занятых на железнодорожном транспорте.
В частности, на смену грубым и примитивным способам воровства, преобладающим 10-15 лет назад (взламывание запорных устройств вагонов, прорубы контейнеров, просверливание цистерн и т.п.) пришли ухищренные и оригинальные способы хищений грузов путем мошенничества, подделки документов, переадресации грузов. Замыслом преступников теперь охватывается не похищение отдельных предметов из конкретного объекта, а завладение всем грузом.
Так, мошенничество особо выделяется на фоне преступлений экономической направленности, которое отличается от краж размерами причиненного ущерба и постоянным совершенствованием способов совершения данных преступлений. Мошеннические действия, объектами которых становятся железнодорожные грузы, имеют свою специфику, отличную от аналогичных преступлений, совершаемых в иных сферах. Преступные посягательства на железнодорожные грузы все больше носят групповой характер, нередко значительная их часть совершается самими же работниками железной дороги.
Как показало исследование, вплоть до середины 2000-х гг. работники железнодорожных станций, имея доступ к перевозочным документам на грузы, в том числе и на ценные, изымали из пакетов подлинные перевозочные документы и уничтожали их. Вместо них с грузом отправлялись подложные документы (накладные, дорожные ведомости, вагонные листы), в которых указывались ложные сведения о станциях отправления груза и станциях назначения, а также ложные сведения о грузоотправителе и грузополучателе, наименовании груза. Кроме того, изымались натурные листы поездов, в составе которых убывали вагоны с подложными документами. Преступной группой, в состав которой входили приемосдатчики, дежурные по станции, операторы техконторы, контролировали прохождение вагонов по пути следования, а также прибытие на станцию назначения и получение грузов. С введением в 2005 г. в ОАО «РЖД» базы программы «ЭТРАН» (Электронная Транспортная Накладная) - автоматизированной системы подготовки и оформления перевозочных документов на все железнодорожные грузоперевозки РЖД по территории Российской Федерации совершить мошенничество указанным способом стало затруднительным. В настоящее время на СКЖД получают распространение факты мошенничества с использованием поддельных железнодорожных документов, составляемых от руки.
Рассматривая преступность в сфере грузовых перевозок, нельзя обойти стороной и такие преступления, посягающие на собственность граждан, как грабеж и разбой, которые получили наибольшее распространение на СКЖД в 90-х гг. ХХ в.
Как свидетельствует практика того времени, самыми распространенными способами совершения грабежей и разбоев на участках Северо-Кавказской железной дороги, в частности на Махачкалинском ЛУвДт, являлись взлом запорных устройств и дверей вагонов, а также прорубливание крыш контейнеров.
Подавляющее большинство (более 80 %) преступлений данной категории совершались на перегонах станций жителями населенных пунктов (сел, поселков), расположенных вблизи железной дороги. Так, по Махачкалинскому ЛУВДТ имели место факты, когда злоумышленники путем приведения в негодность средств сигнализации и связи («закорачивания» СЦБ), в ре-
зультате чего загорался красный свет семафора, останавливали грузовые поезда, после чего состав разграблялся. Нередко такие случаи сопровождались применением насилия или угрозой его применения в отношении поездной бригады. Данные преступления совершались в группах (100 %). Зачастую в совершаемых преступлениях принимали участие не только мужчины, но и женщины, а также несовершеннолетние. Совершение грабежей и разбоев зависело в основном не от времени суток, а от графика движения грузовых поездов на данном участке, наиболее дерзкие преступления совершались в вечернее время.
В настоящее время указанные преступления на Северо-Кавказской железной дороге единичны. Самыми распространенными преступлениями стали хищения грузов путем кражи и мошенничества.
Социальная напряженность в обществе, в немалой мере связанная с невысоким уровнем материального благосостояния значительной части населения, слабая защищенность прав и законных интересов собственников в различных сферах производства, распределения и потребления материальных благ, порождают многочисленные и многоаспектные проблемы по защите добросовестных граждан и хозяйствующих субъектов от общественно опасных деяний корыстной направленности, сопряженных с причинением имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием и использованием при этом различного рода ухищрений криминального характера.
Отличительной особенностью данного преступления является то, что ущерб, причиненный собственнику в результате обмана или злоупотребления доверием, включает не только прямые убытки в виде неполучения определенных средств или имущества, но и упущенную выгоду, и иные издержки, ставшие следствием этих действий. Как показало исследование причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием в последнее время получило широкое распространение в сфере грузовых перевозок на участках СКЖД. В качестве примера можно привести уголовное дело № 1050187, возбужденное 23.04.2010 по ч. 1 ст. 165 УК РФ ЛОВД на ст. Прохладная. 09.04.2010 при комиссионной проверке контейнера № 519367929 по отправке Прохладная - Канибадам (Республика Таджикистан) было обнаружено 154 коробки бараньего жира весом 6 230 кг, хотя по документам значился груз - домашние вещи. Разница в провозной плате составила 5 689 рублей 50 копеек. Именно на эту сумму в данном случае был причинен ущерб железной дороге [4].
Чаще всего причинами, побуждающими на совершение рассматриваемого преступления, выступают: слабый контроль за подобными действиями со стороны руководителей железнодорожных станций, формальное отношение к проведению производственных занятий по изучению регламентирующих работу ведомственных инструкций и распоряжений, не регулярное проведение аттестаций работников на профпригодность, отсутствие должной профилактической работы со стороны правоохранительных органов. Более того, выявленные преступления не всегда становятся достоянием гласности всего коллектива. Здесь следует также отметить, что не редко руководители среднего звена, которые в силу своих должностных инструкций обязаны, контролировать работу приемосдатчиков, сами обращаются к ним с просьбой о совершении противоправных действий, подпадающих под статью 165 УК РФ, преследуя свои личные корыстные цели.
Не менее распространенным преступлением в сфере грузоперевозок является подделка железнодорожных документов, которые составляются от руки, на специальных бланках ОАО «РЖД» (например, памятка приемосдатчика на подачу и уборку вагонов (форма ГУ-45, утвержденная ОАО «РЖД» в 2004 г.). Памятка приемосдатчика составляется на каждый вагон или группу вагонов, в ней указываются номера вагонов, их принадлежность, место подачи вагонов под грузовую операцию и другие сведения, а также проставляются дата, время начала и окончания грузовой операции, то есть время, в течение которого конкретный вагон (вагоны) находился в пользовании грузоотправителя / грузополучателя, которое должно быть оплачено в товарной кассе станции.
В период 2008-2009 гг. в производстве Следственного отдела при Махачкалинском ЛУВДТ находилось несколько уголовных дел, возбужденных в отношении приемосдатчиков ст. Махачкала, а также других станций Махачкалинского участка Северо-Кавказской железной дороги по признакам преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 327 и ч. 1 ст. 165 УК РФ [5]. Было уставлено, что приемосдатчики, недобросовестно исполняя свои обязанности, фактически к месту проведения грузовой операции не выходили, время проведения операций (погрузки / выгрузки) в памятках приемосдатчика указывали со слов грузоотправителя / грузополучателя, вагоны должным образом не принимали. В памятках приемосдатчика они указывали минимальное время выполнения грузовых операций, заведомо зная, что фактически вагоны еще находятся в пользовании клиентов. Платежи за пользование вагонами начислялись согласно сведениям, указанным
в памятках приемосдатчика. По этой причине платежи за пользование вагонами с грузоотправителей / грузополучателей взимались не в полном объеме.
Как было отмечено ранее, в сфере грузовых перевозок имеют место и такие преступления, как вовлечение несовершеннолетнего в совершении преступления, контрабанда, предусмотренные ст. 150 и ст. 188 УК РФ. Причина многих преступлений и иных правонарушений среди школьников - вовлечение их в преступную деятельность. Практика показывает, что многие подростки совершают преступления вместе со взрослыми, которые часто бывают подстрекателями или организаторами. Особая опасность заключается в том, что в преступную деятельность вовлекается все большее число подростков, не достигших возраста уголовной ответственности [6, с. 37].
В ходе изучения судебной практики было установлено, что нередко кражи грузов из открытого подвижного состава совершались группами лиц, в состав которых входили как взрослые, так и несовершеннолетние. В связи с чем взрослым фигурантам уголовных дел вменялась наряду со ст. 158 УК РФ (кража) и ст. 150 УК РФ (вовлечение несовершеннолетнего в совершении преступления).
При изучении уголовных дел нами были выявлены также случаи фактов контрабанды железнодорожных грузов. Считаем необходимым отметить, что случаи контрабанды наркотических средств периодически выявляются на таможенном посту ст. Самур (Махачкалинский участок железной дороги), но в пассажирских поездах, следующих из Баку. В ходе исследования было установлено, что в настоящее время факты контрабанды в сфере грузовых перевозок на участках СКЖД единичны, а со вступлением в силу Федерального закона № 420-ФЗ, принятого 7 декабря 2011 г., контрабанда как преступление была и вовсе декриминализована.
Причин и условий, порождающих рассматриваемые преступления, несколько. Они связаны как с общей экономической, политической, социальной обстановкой в стране (низкий доход значительной части населения, безработица, проблема пьянства и наркомании, детская безнадзорность, высокий уровень коррупции, недостатки и упущения уголовного законодательства, слабая степень солидарности граждан с нормами, установленными в обществе), так и с недостатками в деятельности железнодорожных предприятий СКЖД (слабый контроль и учет товарно-материальных ценностей на объектах СКЖД, недостатки в организации погрузочноразгрузочных и маневровых работ, плохой подбор и расстановка кадров, выражающаяся в низком профессиональном уровне сотрудников железнодорожных предприятий, большая загруженность работников железнодорожного транспорта и халатное отношение некоторых из них к своим профессиональным обязанностям) и органов внутренних дел, осуществляющих расследование и предупреждение преступлений на данном виде транспорта (слабо ведущаяся оперативно-розыскная деятельность, недостаточная техническая оснащенность, невысокий уровень оплаты труда сотрудников внутренних дел на транспорте и как следствие - их незаинтересованность в работе, некомпетентность некоторых сотрудников подразделений органов внутренних дел на транспорте в вопросах раскрытия и предупреждения преступлений в сфере грузовых перевозок и др.).
Преступность в сфере грузовых перевозок на участках СКЖД - явление сложное и многогранное, обусловленное особенностями самого железнодорожного транспорта. Отсюда - необходимо наличие разносторонних направлений и средств ее предупреждения. Объектом предупредительного воздействия здесь выступают те негативные явления и процессы, которые и порождают данный вид преступности, отдельные лица, склонные к совершению преступлений, либо уже их совершившие, а также субъекты, которым может быть причинен ущерб подобными противоправными действиями. Наряду с общим предупреждением рассматриваемых преступлений - укрепление экономики, обеспечение достойного уровня жизни граждан, повышение уровня культы и правосознания и т.д., следует отметить и меры специального предупреждения: обеспечение должной охраны за материальными ценностями в грузовых парках, парках отстоя, на железнодорожных станциях, обеспечение безопасности работников ж/д транспорта, прав и законных интересов собственников грузов, оперативно-розыскная деятельность органов внутренних дел на транспорте, направленная на установление лиц, замышляющих и подготавливающих хищения грузов и иных преступлений в сфере грузоперевозок, с целью принятия необходимых мер для их склонения от отказа преступной деятельности, внесение в соответствие с ч. 2 ст. 158 УПК РФ в государственные органы, общественные организации, должностным лицам представлений об устранении выявленных в ходе расследования причин и условий, способствующих совершению преступлений на объектах железнодорожного транспорта и др.
В настоящее время прослеживается тенденция снижения показателей некоторых преступлений в сфере грузовых перевозок на участках СКЖД. Но, к сожалению, целиком данную проблему не искоренить. Рассматриваемые преступления имеют ярко выраженную специфику,
обусловленную особенностями самого железнодорожного транспорта, что, в свою очередь, затрудняет их выявление, раскрытие и предупреждение. В подобных условиях требуются дальнейшие криминологические исследования преступности на данном виде транспорта с целью разработки мер по ее снижению и предупреждению конкретных преступлений.
Ссылки и примечания:
1. Утратила силу. См.: Федеральный закон № 420-ФЗ от 7 декабря 2011 г.
2. Варыгин А.Н. Кражи грузов, совершаемые на железнодорожном транспорте и их предупреждение: криминологические проблемы. Автореф. ... канд. юридических наук. М.,1995.
3. Статистические данные ИЦ УТ МВД России по СкФо и по ЮФО за 2009-2011 гг.
4. Статистические данные Штаба Минераловодского ЛУВДТ за 2010 г.
5. Статистические данные ИЦ УТ МВД России по СКФО за 2008-2009 гг.
6. Зиядова Д. Вовлечение школьников в преступную деятельность // Законность. 2002. № 2.
References (transliterated) and notes:
1. Abolished. See: Federal'niy zakon № 420-FZ ot 7 dekabrya 2011 g.
2. Varygin A.N. Krazhi gruzov, sovershaemye na zheleznodorozhnom transporte i ikh preduprezhdenie: kriminologicheskie problemy. Avtoref. ... kand. yuridicheskikh nauk. M.,1995.
3. Statisticheskie dannye ITS UT MVD Rossii po SKFO i po YUFO za 2009-2011 gg.
4. Statisticheskie dannye Shtaba Mineralovodskogo LUVDT za 2010 g.
5. Statisticheskie dannye ITS UT MVD Rossii po SKFO za 2008-2009 gg.
6. Ziyadova D. Vovlechenie shkol'nikov v prestupnuyu deyatel'nost' // Zakonnost'. 2002. № 2.