Научная статья на тему 'Преступления, совершаемые в области государственных и муниципальных закупок, при строительстве и ремонте дорог общего пользования'

Преступления, совершаемые в области государственных и муниципальных закупок, при строительстве и ремонте дорог общего пользования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1409
193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНАЛИСТИКА / КОРРУПЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ЗАКУПКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Евсиков К. С.

Проанализированы механизмы злоупотребления несовершенством законодательства о государственных и муниципальных закупках со стороны чиновников в целях совершения коррупционных преступлений при заключении контрактов на строительство или ремонт дорог общего пользования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMES COMMITTED IN AREA OF STATE AND MUNICIPAL PROCUREMENT AT CONSTRUCTION AND REPAIR OF PUBLIC ROADS

The mechanisms of abuse of the imperfection on state and municipal procurement legislation by public officials to commit corruption in concluding construction or repair of public roads contracts.

Текст научной работы на тему «Преступления, совершаемые в области государственных и муниципальных закупок, при строительстве и ремонте дорог общего пользования»

6. Зуйков Г.Г. Криминалистическое учение о способе совершения преступления // Соц. Законность. 1971. № 11.

7. Коршик М.П., Степичев С.С. Изучение личности обвиняемого на предварительном следствии. - М., 1969. - С. 13.

8. Кривошеев А.С. Изучение личности обвиняемого в процессе расследования. - М., 1971. - 234 с.

9. Цветков П.П. Исследование личности обвиняемого (на предварительном следствии и в суде первой инстанции). - Л., 1973.

10.Глазырин Ф.В. Криминалистическое изучение личности обвиняемого. Дисс...д.ю.н. - М., 1973

11.Макаренко И.А. Криминалистическое учение о личности несовершеннолетнего обвиняемого. Дис. ... д.ю.н. - Саратов, 2006.

12.Жбанков В. А. Концептуальные основы установления личности преступника в криминалистике. - М., 1995.

13. Зинин А.М. Теоретические и практические проблемы криминалистического установления личности по признакам внешности. Дисс. ... д.ю.н. в виде науч. доклада. - М. 1997.

14.Поврезнюк Г.И. Теория и практика криминалистического установления личности. Дис. ... докт. юрид. наук - М., 2005

15.Белкин Р.С. Курс криминалистики. В 3 т. Т.2. Общая теория криминалистики. - М.: Юрист. 1997. - С. 35

Y.L. Dyablova

FORENSIC HISTORY OF EXERCISE ON PERSONALITY AND ITS CURRENT STATE

Analyzed the concept of "personality" of an object of study of various sciences, the basic approaches to the study of personality in forensic science. It is concluded that the need to systematize the existing provisions in a single forensic exercise.

Keywords: identity, identity of the perpetrator, the study of personality characteristics and personality attributes

УДК 343.74

К.С. Евсиков, канд. юрид. наук, тел. (4872)30-69-14, e-mail: aid-ltd@yandex.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СОВЕРШАЕМЫЕ В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК, ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ И РЕМОНТЕ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Проанализированы механизмы злоупотребления несовершенством законодательства о государственных и муниципальных закупках со стороны чиновников в целях совершения

коррупционных преступлений при заключении контрактов на строительство или ремонт дорог общего пользования.

Ключевые слова: криминалистика, коррупция, государственные и муниципальные закупки

В настоящее время в нашей стране выделяются большое количество денежных средств из различных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на строительство и ремонт дорог общего пользования. Например, дорожный фонд Тульской области на 2012 год составляет 3,6 миллиарда рублей, а в 2014 на эти же цели запланировано потратить 4,8 миллиарда рублей[1].

Расходование денежных средств, направляемых на строительство и ремонт дорог общего пользования, обеспечивается чиновниками разного уровня власти. На основании экспертных оценок можно утверждать, что на исполнительная власть, ответственная за освоение выше обозначенных бюджетных средств, в общем, характеризуется низким уровнем заработных плат служащих, относительно уровня дохода менеджеров реального сектора экономики, находящихся на аналогичных должностях, а также низкой степенью контроля, за законностью решений, принимаемых должностными лицами. Все это вместе, а также несовершенство законодательства создает благоприятную почву для манипулирования процессом заключения и исполнения государственных и муниципальных контрактов в целях хищения денежных средств или получения личных выгод лицами, уполномоченными в силу своих должностных обязанностей, принимать решения, имеющие значение при распределении подрядов на выполнение работ по ремонту или строительству дорог общего пользования.

Президент Российской Федерации - Д.А. Медведев 31.10.2011 заявил, что программа строительства дорог в России должна находиться под пристальным вниманием правоохранительных органов: «Программа развития дорог в масштабах страны должна быть ориентирована на длительный период, но не менее важно, чтобы строительство дорог велось по разумным ценам, потому что строительство дорог - это та сфера, где не ворует только ленивый. За всем за этим надо следить, и обязательно, как по линии государственного контроля, так и правоохранительных органов»[2]. Безусловно, контроль стоимости строительства является важной составляющей системы государственного контроля, но не менее важен контроль процесса выбора юридического лица, которое будет выступать подрядчиком при производстве вышеназванных работ.

Коррупционная взаимосвязь чиновника и подрядчика, как правило, возникает до заключения контракта и выражается в обещании представления вознаграждения представителем юридического лица служащему, уполномоченному в силу своих должностных обязанностей, принимать решения, имеющие значение при распределении подрядов на выполнение работ по ремонту и строительству дорог. Данная коррупционная связь

характеризуется высокой степенью общественной опасностью, и как следствие, высокими потерями бюджетных средств.

Механизм данной коррупционной связи выглядит следующим образом -обещанное вознаграждение чиновника зависит от денежных средств, полученных строительной организацией, отсюда у должностного лица органа власти возникают две криминальные задачи:

- передать исполнение контракта юридическому лицу, представитель которого обещал ему вознаграждение;

- максимально завысить стоимость работ, в целях максимального получения дохода подрядчиком, и, следовательно, возможности увеличения размера собственной выгоды.

Разрушение или нивелирование возможности передать заказ «своей» фирме создает бессмысленность завышения стоимости работ, так как возможность получения чиновником вознаграждения, практически, сводиться к нулю. Это обусловлено тем, что заказ может получить неизвестная фирма, которая, вряд ли, захочет делиться «честно» заработанными деньгами с человеком, которому она ни чем не обязана.

В свете вышеизложенного, предложение президента бороться с завышением стоимости работ по строительству и ремонту дорог общего пользование, в целях обеспечения эффективности расходования бюджетных средств, представляет собой противодействие следствию коррупционных связей чиновника и представителей подрядных организаций, а не борьбу с причинами такого положения дел, когда «не ворует только ленивый».

Основной упор, на взгляд автора, в данной борьбе следует сделать на развитие конкурентоспособности данного сектора экономики и прозрачности при распределении подрядов. Закрытие данной сферы общественных отношений ведет к искусственному созданию ситуации, способствующей росту преступлений, связанных с хищением денежных средств при строительстве и ремонте дорог общего пользование. При этом организация, которая готова выполнить работы честно, качественно и недорого не может это сделать, так как подряд может взять только организация, предложившая достаточно весомое вознаграждение чиновнику. Экономическая природа данного вознаграждения двояка. Его возможно извлечь из прибыли предприятия, которая может образоваться следующими способами:

- сделать работу дешевле, чем предусмотрено (некачественный материал, неисполнение всех необходимых работ и т.п.);

- сделать работу по завышенной цене.

При соблюдении первого и/или второго условия фирма имеет денежные средства для оплаты вознаграждения чиновнику, погашения собственных издержек и получения прибыли. В случае не исполнения данных условий, вознаграждение чиновнику фирма выплачивает из своей прибыли, что снижает экономический смысл хозяйственной деятельности юридического лица. Данная формулировка, предлагаемая автором, справедлива для всех видов работ по строительству и ремонту объектов капитального строительства.

Нарушить коррупционную взаимосвязь чиновника и юридического лица, возможно путем проведения открытых торгов на право заключить государственный, муниципальный контракт по строительству или ремонту дорог общего пользования. Порядок проведения и организации данной процедуру предусмотрен положениями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее -Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ)[3]. Частично правовые нормы, регулирующие порядок проведения и организации торгов на заключение контрактов на строительство или ремонт дорог общего пользования содержаться в Федеральном законе от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ)[4].

Вышеназванные нормативные правовые акты достаточно подробно регулируют процедуру проведения торгов и действий чиновника при их проведении, однако, несовершенство законотворческой техники, а также корыстные интересы должностных лиц, часто, сводят на ноль усилия государства по декриминализации данной сферы общественной жизни. Следует отметить, что нарушение процедуры проведения торгов, предусмотренной законодательством Российской Федерации является административным правонарушением и карается в соответствии с положениями Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации[5] независимо от общественной опасности деяния субъекта правонарушения. Например, если лицо не провело торги, предусмотренные Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ, а заключило контракт на строительство или ремонт дорог общего пользования с конкретным юридическим лицом, оно может быть привлечено только к административной ответственности по статье 7.29 КоАП РФ, предусматривающей штраф в размере 30 000 или 50 000 рублей. Соответственно, если предположить, что чиновник получает вознаграждение от подрядчика, он спокойно может идти на нарушение закона, если это вознаграждение превышает размер штрафа.

В настоящее время доля таких нарушений законодательства заметно снижается[6], так как чиновник за заключение контракта без проведения торгов несет не только административную ответственность, но и дисциплинарную в виде увольнения, что, иногда, является более действенной мерой, чем штраф. Ведь уплачивая штраф, человек лишается денежных средств один раз, а лишаясь работы - теряет постоянный доход. При этом, корыстные интересы у чиновника остаются и он вынужден искать новые способы заключения контракта с юридической фирмой, с которой у него имеется коррупционная связь.

В соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ и распоряжение Правительства РФ от 27.02.2008 № 236-р «О перечне товаров (работ, услуг) на размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона»[7], в редакции, действующей на период с 01.01.2011 по 31.01.2011, размещение заказов на строительство или ремонт дорог общего пользования за счет бюджетных

189

средств при цене работ свыше 500 000 рублей должна осуществляться только путем проведения открытого аукциона в электронной форме. Процедура проведения данного вида торгов весьма прозрачна. Информация об аукционе заблаговременно размещается в открытом доступе на официальном сайте -www.zakupki.gov.ru. Принять участие в торгах могут любые организации, соответствующие общим критериям, установленным законодательством. Подать заявку и участвовать в открытом аукционе в электронной форме представитель юридического лица может в любом месте, где имеется Интернет, так как данная процедура полностью автоматизирована.

Установлением жестких требований к действиям заказчика законодатель попытался нивелировать любые манипуляции со стороны недобросовестных чиновников, но достичь полного исключения коррупционных факторов в открытом аукционе в электронной форме не удалось. Рассмотрим конкретный способ проведения торгов, при котором должностное лицо ограничивает круг участников, в целях ущемления их интересов и в целях передачи заказа на выполнение работ по строительству и ремонту дорог общего пользования конкретному подрядчику.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов. При этом согласно части 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Таким образом, при проведении открытого аукциона в электронной форме заказчик вправе установить требование о наличии у участника торгов свидетельство о допуске к работам по организации строительства, выданное саморегулируемой организацией. Юридические лица, выполняющие работы по строительству и ремонту дорог общего пользования, имеют данный документ, соответственно, могут участвовать в торгах. Для того чтобы воспрепятствовать им заказчик может включить в перечень работ и такие виды, которые требуют получения дополнительного документа. Так, при проведении ремонтных работ возникает строительный мусор, который необходимо убрать. В соответствии с пунктом 74 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (действующим до 04.11.2011) деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов подлежит лицензированию.

При этом можно выделить две следственный ситуации.

1. Недобросовестный чиновник определяет юридическое лицо, которому он планирует передать заказ на выполнение работ по строительству и ремонту дорог общего пользования. Данный хозяйствующий субъект заранее уведомляется о необходимость получить лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов, как правило, строительные организации не имеют подобного документа. После

190

того, как юридическое лицо оформляет соответствующее разрешение, объявляются торги. При этом должностным лицом составляется документация об открытом аукционе в электронной форме, где одним из обязательных требований к участнику указывается наличие соответствующей лицензии.

Срок подачи заявок ограничен, другие строительные организации оформить соответствующую лицензию не успевают, единственным участником становиться заранее определенное предприятие.

2. Юридическое лицо, имеющее помимо обычного допуска соответствующую лицензию, обращается к недобросовестному чиновнику о включении в документацию об открытом аукционе в электронной форме условия о наличии у участников торгов документа, позволяющего осуществлять деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов. Должностное лицо составляет и размещает на официальном сайте документацию, где одним из обязательных требований к участнику указывается наличие соответствующей лицензии.

Данные следственные ситуации различны по своему механизму и соответственно требуют от субъекта расследования различного подхода к выполнению следственных действий. При этом, необходимо учитывать, что вышеназванная деятельность должностных лиц по составлению документации, ограничивающей круг участников не соответствует действующему законодательству.

В соответствии с частью 2.1 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.

Учитывая изложенное, объединение в один лот строительных работ с иными работами или услугами, допускается в случае, если такие работы или услуги являются технологически или функционально связанными со строительными работами, а также, если такое объединение не приводит к ограничению конкуренции (ограничению количества участников размещения заказа). Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 № 240-ФЗ) лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), организует и координирует работы по строительству, реконструкции,

191

капитальному ремонту объекта капитального строительства (далее -строительные работы), обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.

В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

В соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией (например, услуги по сбору, транспортировке отходов, услуги по монтажу пожарной сигнализации).

Таким образом, в случае если в один лот со строительными работами включены иные работы или услуги, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии и которые могут выполняться (оказываться) посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией (например, услуги по сбору, транспортировке отходов; услуги по монтажу пожарной сигнализации), то установление требования о выполнении таких работ или услуг лицом, осуществляющим строительство, лично, и, соответственно, установление требования о предоставлении в составе заявки на участие в торгах копии соответствующей лицензии является нарушением требований Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ, а также статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Аналогичную правовую позицию высказал ФАС России в своем письме от 07.07.2011 № ИА/26163[9].

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать следующие выводы.

1. Строительство или ремонт дорог общего пользования является сферой деятельности, где высока вероятность совершения преступлений, что официально признано на федеральном уровне исполнительной власти.

2. Основной упор государственного противодействия деятельности по хищению бюджетных средств при строительстве или ремонте дорог общего пользования президентом Российской Федерации предлагается делать на противодействие деятельности должностных лиц по завышению сметной стоимости, что является последствием, а не причиной хищения бюджетных средств. Для разрушения коррупционной связи чиновника и подрядчика необходимо сделать процедуру распределения заказов более прозрачной и открытой, чтобы строительные организации видели, что получить заказ можно без выплаты вознаграждений должностным лицам органов исполнительной власти.

Нет необходимости выплачивать «оброк» нет необходимости завышать цену, а механизм свободной конкуренции при эффективном использовании процедуры открытых торгов позволит существенно экономить бюджетные средства, направляемые на строительство и ремонт дорог общего пользования.

3. В ходе расследования коррупционных дел рассматриваемой категории субъекту расследования в первую очередь следует обратить внимание на составленную заказчиком документацию открытого аукциона в электронной форме. Её необходимо проанализировать на наличие требований к участнику торгов, а также товару, работе, услуге, которые способны необоснованно ограничить круг участников торгов.

Установление подобных требований прямо запрещено законодательством.

Список литературы

1. Проект закона Тульской области «О бюджете на 2012 и на плановый период 2013 и 2014 годов» // официальный текст, подготовлен департаментом бюджетной политики министерства финансов Тульской области. - 118 с.

2. Строительство дорог должно находиться под пристальным вниманием правоохранительных органов // официальный сайт Комсомольской правды -http://www.kp.ru/online/news/1009235/.

3. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // Российская газета. - № 163, от 28.07.2005.

4. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Российская газета. - № 162, от 27.07.2006.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Российская газета. - № 256, от 31.12.2001.

6. «Отчет о соблюдении законодательства о закупках на территории Тульской области за 9 месяцев 2011 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года» // официальный текст отчета контрольного комитета Тульской области. - 21 с.

7. Распоряжение Правительства РФ от 27.02.2008 № 236-р «О перечне товаров (работ, услуг) на размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона» // Российская Бизнес-газета. - № 9, от 12.03.2008.

8. Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета. - № 153-154, от 10.08.2001.

9. Письмо ФАС России от 07.07.2011 № ИА/26163 // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ. - № 9 (часть II). 2011. - С. 55-57.

K.S. Evsikov

CRIMES COMMITTED IN AREA OF STATE AND MUNICIPAL PROCUREMENT AT CONSTRUCTION AND REPAIR OF PUBLIC ROADS

The mechanisms of abuse of the imperfection on state and municipal procurement legislation by public officials to commit corruption in concluding construction or repair of public roads contracts.

Criminalistics, corruption.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.