Научная статья на тему 'Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта'

Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
666
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / НЕОСТОРОЖНОСТЬ / СТАТИСТИКА / БЕЗОПАСНОСТЬ / АВАРИЙНОСТЬ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / НАКАЗАНИЕ / TRANSPORTATION / NEGLIGENCE / STATISTICS / SAFETY / ACCIDENTS / TRAFFIC ACCIDENT / THE PUNISHMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Евлоев Назир Даудович

Статья посвящена транспортным преступлениям, которые являются наиболее распространенными среди преступлений, совершенных по неосторожности. Автор анализирует состояние борьбы с транспортными преступлениями, предлагает новые пути повышения эффективности уголовных наказаний, предусмотренных за данные преступления. Статья особенно актуальна в свете усиления борьбы с транспортными преступлениями по инициативе Президента России Д.А. Медведева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Grimes against the safety and operation of transport

The article is devoted to transport the crimes that are most common among the unwary crimes. The author deals with the fight against traffic offenses, suggests new ways to enhance criminal penalties for these crimes. The article is particularly relevant in light of strengthening the fight against traffic offenses on the initiative of the President of Russia Medvedev DA

Текст научной работы на тему «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта»

Евлоев Н.Д.

Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта

Статистика Всемирной организации здравоохранения свидетельствует, что на долю транспортного травматизма приходится более трети смертельных исходов от всех несчастных случаев. Потери, связанные с ДТП, в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров и других видов несчастных случаев. Особую остроту проблема приобрела в последнее десятилетие.

Положение с безопасностью дорожного движения Организация Объединенных Наций характеризует как глобальный кризис. По данным Всемирного банка, ежегодный экономический ущерб в этой сфере превышает 500 млрд дол. [1].

При этом статистика неумолимо показывает стремительный рост дорожно-транспортных происшествий.

По сведениям В. Баршева, в РФ в 2008 году произошло 218 тыс. аварий с пострадавшими, из них более 13 тыс. совершено пьяными водителями. Погибло 2 400 человек и ранено 20 тыс. Если судить по статистике, каждый десятый погибший - жертва пьяного водителя [2].

Ежегодно в мире регистрируется около 60 млн дорожно-транспортных происшествий, в результате которых более 500 тыс. человек погибают и свыше 10 млн получают телесные повреждения различной степени тяжести. Практически каждый девятый водитель в течение своей жизни бывает ранен или погибает в автомобильных авариях. Число жертв дорожно-транспортных происшествий в развитых странах увеличивается ежегодно в среднем на 10 %. «Автосмерть» сейчас вышла на третье место в мире после смерти от сердечно-сосудистых и раковых заболеваний. Риск гибели человека наиболее выражен при передвижении автомобильным транспортом. Он в 12 раз опаснее морского и речного, в 3 ра-за - железнодорожного и в 1,5 раза - воздушного [3, с. 21; 9, с. 10].

По уровню аварийности наша страна вышла на первое место в мире. Тяжесть дорожно-транспортных происшествий в России в несколько раз выше, чем в США, Великобритании, Италии, Франции, Германии, Японии [4, с. 9-10].

В Краснодарском крае на дорогах ежегодно погибает более тысячи человек и восемь тысяч получают травмы. По данным УГИБДД при ГУВД Краснодарского края, в 2008 году в Крае было совершено 7 968 дорожно-транспортных правонарушений, в которых 1 203 человека погибли и 8 620 человек получили ранения различной степени тяжести. Из них каждое десятое ДТП было совершено водителями, находившимися в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

При этом закон позволяет судам применять условное осуждение по так называемым дорожно-транспортным происшествиям, повлекшим по неосторожности смерть человека (ст. 264 УК РФ). Из сложившейся судебной практики видно, что раскаяние подсудимого, полное возмещение причиненного морального и материального вреда, прощение со стороны родственников потерпевшего считаются основанием для применения условного осуждения [5].

Мы полностью одобряем инициативу Президента Российской Федерации Д.А. Медведева об усилении борьбы с транспортными преступлениями и в первую очередь с лицами, управляющими транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.

Так, 13 февраля 2009 года Д.А. Медведев подписал Федеральный закон № 20-ФЗ «О внесении изменений в статью 264 Уголовного кодекса Российской Федерации». Статья 264 УК РФ в новой редакции выглядит так:

«1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -

наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет или без такового.

2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -

наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, -

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.

4. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека, -

наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.

5. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, -

наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.

6. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, -

наказывается лишением свободы на срок до девяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет».

Мы не думаем, что разработчики нового закона, в котором усилена ответственность за совершение автотранспортных преступлений лицами, находящимися в состоянии алкогольного опьянения, не знают, что в России не один год наблюдается рост употребления населением наркотических средств. Страна за последние годы стала абсолютным лидером - рынком сбыта и потребителем героина.

Героин буквально «выкашивает» молодое, экономически активное население РФ. Каждые сутки в стране от него умирают 82 человека призывного возраста. То есть ежегодно 30 тыс. человек, что в два раза превышает число погибших за 10 лет войны в Афганистане. Но это только официальные цифры. Эксперты полагают, что количество потерь от афганских опиантов в стране значительно выше.

Директор Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков В.П. Иванов убежден, что нужно ужесточить наказание для наркоторговцев, введя в уголовное законодательство понятия «значительного», «крупного» и «особо крупного» размеров наркотических средств.

Заместитель председателя Комитета по безопасности Государственной Думы Федерального Собрания РФ Владимир Колесников предлагает ввести пожизненное заключение и конфискацию имущества для должностных лиц, злоупотребивших своим положением в борьбе с наркопреступностью.

Афганский наркотрафик - это вызов России, а эффективное парирование этого вызова - одна из ключевых задач по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации на современном этапе, - заявил председатель Госдумы Б. Грызлов [6].

Тревога вполне обоснованна. Исследования, проведенные В.В. Волковым по Южному федеральному округу, показали, что негативные явления, связанные с распространением наркотических средств и психотропных веществ, нарастают. Темпы их ежегодного прироста составляют 18-21 %. Наблюдается рост профессионализма и организованности преступников, происходят процессы монополизации организованными преступными группами источников производства и каналов транспортировки наркотиков, рынков сбыта. Особую сложность в работу правоохранительных органов вносит то обстоятельство, что многие группы формируются по определенным признакам: национальному, территориальному, даже физическому (например, глухонемые) [7, с. 231].

Непонятно, почему авторы новой редакции ст. 264 УК РФ посчитали необходимым включить как квалифицирующее обстоятельство только «алкогольное опьянение». Лица, управляющие транспортным средством в состоянии «наркотического опьянения», представляют не меньшую общественную опасность. Как известно, понятия «алкогольное опьянение» и «наркотическое опьянение» не являются синонимами, а аналогия в российском уголовном праве применяться не может.

Мы убеждены, что инициативу Президента РФ Д.А. Медведева об усилении ответственности за управление автотранспортными средствами в состоянии опьянения народ России одобрит. Однако при сохранении практики построения санкций без указания низшей границы наказания, в том числе и в квалифицирующих частях статьи, положительных результатов достичь не удастся. Главное сохранилось: важен не столько закон, сколько судейское усмотрение. А с этим, общеизвестно, у нас большие проблемы. Для примера: уже после того, как был опубликован Федеральный закон от 13.02.2009 № 20-ФЗ, суды продолжают практику снисходительного отношения к лицам, совершающим автотранспортные преступления в состоянии опьянения. Корреспондент А. Горлов в своей статье пишет: «За "пьяное" ДТП, в котором погиб первоклассник и серьезно пострадала пожилая женщина, Сысертский районный суд приговорил бывшего милиционера к трем годам лишения свободы... условно...». Суд исходил из того, что Кутляров совершил преступление впервые, по неосторожности, он не скрылся с места ДТП, предпринял меры, чтобы доставить пострадавших в больницу, признал свою вину и раскаялся.

Инспектор ГИБДД Вячеслав Лямин из Асбеста, будучи нетрезвым, сбил насмерть 11-летнюю школьницу и скрылся с места происшествия. Суд также нашел смягчающие обстоятельства и приговорил инспектора к четырем годам лишения свободы в колонии-поселении, а также взыскал 200 тыс. руб. в качестве возмещения морального вреда потерпевшей стороне.

В Красноярске вступили в силу приговоры водителям, сбившим известных спортсменов. Виновные в гибели чемпиона мира по летнему биатлону Александра Гризмана и велосипедиста из клуба «Чемпион-шоссе» Павла Крушенко получили, соответственно, по 4 года 6 месяцев и 2 года 5 месяцев лишения свободы [8].

Уголовно-правовой наукой и практикой доказано, что общественная опасность лица, совершившего преступление по неосторожности, зависит не только от тяжести наступивших последствий, но и от формы вины при совершении того или иного деяния. По нашему мнению, лицо, умышленно нарушившее те или иные правила, представляет большую общественную опасность, чем лицо, допустившее нарушение по неосторожности.

Полагаем, что диспозиции ст. 264 УК РФ должны быть сконструированы не только с учетом алкогольного или наркотического опьянения, но и формы вины. Минимальная граница лишения свободы в частях с квалифицирующими обстоятельствами не должна заходить за максимальную в предыдущей части.

Сказанное выше позволяет предложить законодателю изменить ст. 264 УК РФ и изложить в следующей редакции:

«Статья 264 УК РФ. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

1. Неосторожное нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью человека, -

наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до пяти лет.

2. Умышленное нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью человека, -

наказывается лишением свободы на срок от трех до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до семи лет.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное по неосторожности, повлекшее смерть человека, -

наказывается лишением свободы на срок от пяти до семи лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до семи лет.

4. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное умышленно, повлекшее смерть человека, -

наказывается лишением свободы на срок от семи до девяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до девяти лет.

5. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное по неосторожности, повлекшее смерть двух или более лиц, -

наказывается лишением свободы на срок от девяти до двенадцати лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до двенадцати лет.

6. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное умышленно, повлекшее смерть двух или более лиц, -

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до пятнадцати лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до пятнадцати лет.

Примечание. Под умышленным нарушением правил в данной статье имеется в виду и нахождение водителя в состоянии алкогольного или наркотического опьянения».

Оценивая инициативу законодателя об усилении ответственности водителей транспортных средств, совершивших аварии в состоянии алкогольного опьянения, мы полагаем, что есть смысл реанимировать законодательство Советского государства об ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения.

Напомним об этих нормативных актах:

Статья 211.1. УК РСФСР 1960 года «Управление транспортными средствами в состоянии опьянения»* выглядела так:

«Управление автомототранспортным или городским электротранспортным средством, трактором или иной самоходной машиной лицом, находящимся в состоянии опьянения и лишенным права на управление транспортными средствами за такое нарушение, -

наказывается лишением свободы на срок до одного года или исправительными работами на тот же срок, или штрафом до ста рублей с лишением права управлять транспортными средствами на срок до пяти лет.

Управление транспортными средствами, указанными в части первой настоящей статьи, лицом, находящимся в состоянии опьянения и не имевшим водительских прав, совершено повторно в течение года, -

наказывается лишением свободы на срок до одного года или исправительными работами на тот же срок, или штрафом до ста рублей».

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 октября 1985 года в ст. 211.1 УК РСФСР 1960 года были внесены изменения: «статья 211.1 "Управление транспортным средством в состоянии опьянения".

Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, совершенное повторно в течение года, -

наказывается лишением свободы на срок до одного года или исправительными работами на срок до двух лет, или штрафом в размере трехсот рублей с лишением водителя права управления транспортными средствами на срок от трех до пяти лет.

То же деяние, совершенное лицом, ранее судимым за преступление, предусмотренное настоящей статьей, -

наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением водителя права управления транспортными средствами сроком на пять лет» [10].

Статья 211.3 УК РФСФР 1960 года «Допуск к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения» [11] гласила: «Допуск к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения, совершенный лицом, ответственным за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, если это повлекло последствия, указанные в статье 211 настоящего Кодекса, -

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет или исправительными работами на срок до двух лет, или штрафом с лишением права занимать должности, связанные с ответственностью за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, на срок до пяти лет».

Безусловно, водители транспортных средств, совершившие дорожно-транспортное нарушение, находясь в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, теперь будут скрываться с места происшествия. Поэтому законодателю вновь придется вводить (реанимировать) в Уголовный кодекс статью об ответственности за оставление места дорожно-транспортного происшествия. Напомним об этой норме:

Статья 265 УК РФ 1996 года «Оставление места дорожно-транспортного происшествия»: «Оставление места дорожно-транспортного происшествия лицом, управляющим транспортным средством и нарушившим правила дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, в случае наступления последствий, предусмотренных статьей 264 настоящего Кодекса, -

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».

Необходимо также пересмотреть ответственность лиц, совершивших в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и таких преступлений, как: нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст. 263 УК РФ); недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК РФ); приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ); нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта (ст. 268 УК РФ).

По нашему мнению, повышение наказания лицам, совершающим преступления, предусмотренные ст. 263, 266, 267, 268 и 269 УК РФ в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, положительно скажется на борьбе с пьянством и алкоголизмом. Значит, десятки тыс. граждан останутся живыми и не искалеченными. В конечном счете такое решение будет на пользу гражданам, злоупотребляющим спиртными напитками и наркотиками. Предупреждение - одна из главных мер в борьбе с преступностью вообще и с транспортными преступлениями в частности.

Литература

1. Анализ безопасности дорожного движения в 2006 году // http://www.annews.ru

2. Баршев В. Ужесточение наказания тем, кто садится за руль пьяным // Российская газета. 2009. 5 февраля.

3. Буравлев Ю.П., Павлов Е.И. Безопасность жизнедеятельности на транспорте. М., 1999.

4. Коробеев А.И. Транспортные преступления. СПб., 2003.

5. Козлова Н. Условное осуждение // Российская газета. 2009. 16 апреля.

6. Шкель Т. Трагическое лидерство // Российская газета. 2009. 20 февраля.

7. Волков В.В. Состояние и тенденции наркотизма несовершеннолетних в ЮФО // Российский криминологический взгляд. 2008. № 1.

8. Горлов А. Смягчающий градус // Российская газета. 2009. 3 марта.

9. Якубенко Н.В. Дорожно-транспортные правонарушения в антропотехнической системе «дорожное движение». Тюмень, 2001.

10. Статья 211.1 в ред. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 октября 1985 г. // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1968. № 26. Ст. 1010; 1985. № 40. Ст. 1398.

11. Статья 211.3 введена Указом Президиума ВС РСФСР от 01.10.85 // Ведомости ВС РСФСР. 1985. № 40. Ст. 1398.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.