УДК 343.2/.7
ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТА
© Алексей Алексеевич Шапкин
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, Тамбов, Россия, аспирант кафедры уголовного права и процесса, e-mail: [email protected]
В статье автор анализирует общественно-опасные деяния, совершаемые при нарушении правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. В публикации содержится ряд научно обоснованных предложений по квалификации данных преступных посягательств, рассматривается специфика составов.
Ключевые слова: нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств; причинение смерти или вреда здоровью; автомобильный, водный, воздушный, железнодорожный транспорт.
Автомобильный транспорт играет важную роль в профессиональной, общественной и личной жизни каждого человека в нашей стране и во всем мире в целом. Нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств довольно часто сопровождаются причинением смерти или
вреда здоровью одновременно большому количеству людей, как это происходит на водном, воздушном или железнодорожном транспорте. Однако необходимо учитывать, что по распространенности, тяжести последствий и тенденции ежегодного увеличения их числа дорожно-транспортные происшест-
вия занимают лидирующую позицию. Последние десять лет для Российской Федерации характеризуются крайне высоким уровнем жертв на дорогах: более 300 тыс. человек погибли и около 2 млн ранены. В процессе дорожного движения в России ежедневно участвуют около 27 млн автомобилей, автобусов, мотоциклов. По уровню автомобилизации (количеству автотранспортных средств на 1 тыс. жителей) Россия значительно отстает от развитых в экономическом отношении стран, а по числу погибших в расчете на 10 тыс. транспортных средств значительно опережает их: например, Финляндию - более чем в 5 раз, Швецию - в 7 раз, Японию -почти в 6 раз. Ежегодно в России происходит несколько сотен тысяч дорожно-транспортных происшествий, вследствие которых лишаются жизни более 30 тыс. человек и еще большему количеству лиц причиняется вред различной степени тяжести.
Заместитель начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ Владимир Кузин представил самые последние данные по дорожнотранспортным происшествиям с января по май этого года, а также привел статистику по ДТП с 2004 по 2010 г. Благодаря реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» наблюдается устойчивая динамика снижения количества жертв автокатастроф. Несмотря на это, статистика погибших и раненых в авариях остается непомерно высокой. Если в 2004 г. на российских дорогах погибло 34506 человек, то в прошлом году - 27659 участников дорожного движения. Согласно данным Департамента ОБДД МВД России, за первые пять месяцев этого года произошло 63554 ДТП. По сравнению с аналогичным периодом за прошлый год показатель снизился на 3,9 %. Количество погибших с января по май 2010 г. составило 7350 человек (-15,1 %), травмы различной степени тяжести получили 79758 (-3,5 %). В этот же период произошло 2181 ДТП с участием детей, что на 4,8 % меньше, чем за первые пять месяцев прошлого года. С января по май текущего года количество жертв автокатастроф среди несовершеннолетних (106 человек) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилось на 15,2 %. Владимир Кузин подчеркнул, что
нарушение правил перевозки людей в автомобилях - одна из главных причин высокого уровня детского травматизма в условиях российского дорожного движения. «В Швеции использование ремней безопасности при перевозке детей стало абсолютно повсеместным еще 10 лет назад. В результате чего уровень детской смертности снизился до 1 %» [1].
Нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств законодателем выделены в отдельную норму уголовного кодекса. Данная норма охраняет два объекта: безопасность движения и эксплуатации на транспорте и жизнь и здоровье человека. Безопасность дорожного движения федеральным законом определяется как состояние данного процесса, отражающее степень защищенности участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
При разрешении этой категории уголовных дел необходимо иметь ввиду, что на обеспечение порядка и безопасности дорожного движения направлены: Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», содержащий как основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения, к которым законодатель в первую очередь относит приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, так и права и обязанности участников дорожного движения; постановление Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения».
Нарушение правил дорожного движения может заключаться в превышении разрешенной скорости движения, нарушений правил обгона и разъезда, нарушение правил остановки и стоянки, проезда перекрестков, железнодорожных переездов, неправильном маневрировании на дороге.
Нарушение правил эксплуатации транспортных средств может выразиться в эксплуатации технически неисправных транспортных средств, в нарушении правил перевозки людей и грузов.
Рассматривая такие уголовные дела, необходимо помнить о сложной форме вины по данным преступлениям. Диспозиция данной нормы уголовного закона говорит о прямом умысле виновного лица на нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее указанные в статье последствия. На практике имеют место ошибки, связанные с установлением такого умысла [2, 3].
Для зарубежного законодательства характерно в ряде случаев наличие таких уголовных составов, как езда, которая может быть оценена как «общественно опасная езда», что само по себе образует состав (нарушения). И если это является результатом действительно пренебрежения правилами движения, причем пренебрежения, для которого характерен циничный вызов или злостное пренебрежение, и в результате этого целенаправленного, осознаваемого злостного пренебрежения наступает гибель людей. В нашем же законодательстве такая статья отсутствует, что говорит о неполной и недостаточной разработке законодателем гл. 27 уголовного кодекса РФ. Так как для российских автомобилистов подобный стиль вождения является вполне обыденным и стал чуть ли не нормой поведения водителей на отечественных дорогах. Именно по этой причине уровень дорожно-транспортных происшествий в нашей стране остается очень высоким и приводит к большому количеству жертв и пострадавших на дорогах. Появление подобной статьи в российском уголовном законодательстве будет являться стимулирующим фактором для соблюдения общепринятых норм вождения и способствовать улучшению ситуации на дорогах.
В редакции Федерального закона от 27 декабря 2009 г. в ст. 264 УК РФ были внесены дополнения, устанавливающие уголовную ответственность за деяния, совершенные в состоянии алкогольного опьянения.
1. Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, - наказывается ограничением сво-
боды на срок до трех лет либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет или без такового (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2009 г. № 377-ФЗ).
2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, - наказывается лишением свободы на срок до трех лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.
3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.
4. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека, -наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.
5. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, - наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.
6. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, - наказывается лишением свободы на срок до девяти лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет [4].
Однако, к сожалению, это не является достаточной мерой наказания за подобные преступления. На наш взгляд, необходимо введение отдельной статьи, предусматривающей уголовную ответственность за сам факт управления транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения, дабы пресечь наступление общественно опасных последствий этого правонарушения. Подобная статья существует в УК ФРГ. Из нее следует, что если водитель находится в состоя-
нии алкогольного опьянения или под воздействием другого одурманивающего средства, то он подвергается уголовному наказанию не только за создание угрозы жизни или здоровью другого человека или чужой вещи, имеющей значительную стоимость, но и за сам факт управления транспортным средством в таком состоянии. Наказание достаточно жесткое - оно связано с реальным лишением свободы [5].
Верховный суд Российской Федерации 9 декабря 2008 г. постановил, что уголовная ответственность за преступление, предусмотренное ст. 264 УК РФ, может иметь место лишь при условии наступления последствий, указанных в этой статье, и если эти последствия находятся в причинной связи с допущенными лицом нарушениями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств.
Субъектом преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, является достигшее 16-летнего возраста лицо, управлявшее автомобилем, трамваем или другим механическим транспортным средством, предназначенным для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, далее - Правила). Им признается не только водитель, сдавший экзамены на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управлявшее транспортным средством. В том числе лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном
законом порядке за ранее допущенное нарушение пунктов Правил, лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением.
1. Комментарий к УК РФ / под ред. С. А Разумо-ва. М., 2005.
2. «О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу федерального закона "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"»: федеральный закон Российской Федерации от 27.12.2009 № 374-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс ».
3. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ. Ст. 264. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Дугужев У.М. Регулирование признаков преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств в Уголовном праве зарубежных стран // Юридические науки. 2006. № 3.
5. Постановление пленума Верховного суда Российской Федерации от 9.12.2008 г. № 25. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
Поступила в редакцию 12.10.2010 г.
UDC 343.2/.7
CRIMES AGAINST SAFETY OF MOVEMENT AND TRANSPORT EXPLOITATION
Aleksey Alekseyevich Shapkin, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russia, Post-graduate Student of Criminal Law and Process Department, e-mail: [email protected]
In article the author analyzes society dangerous actions committing during violation of traffic rules and exploitation of transport. Publication contains a row of scientifically outlined offers of qualification of given crimes, scrutinizes the specifics of elements.
Key words: violation of traffic rules and exploitation of transport; causing death or health harm; auto, water, aero, railway transport.