Научная статья на тему 'Престижное образование как признак Эли- тарности в современной России: социологический анализ'

Престижное образование как признак Эли- тарности в современной России: социологический анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛИТА / ЭЛИТАРНОСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕСТИЖНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ELITE / AN ELITISM / FORMATION / PRESTIGIOUS FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Идрисова Светлана Феликсовна, Попов Валерий Германович

На материалах социологических исследований, проведенных в 2008-2010 гг. в Республике Удмуртия, анализируются особенности отношения основных групп населения к престижности образования. Полученные данные дают возможность сформулировать представления о путях реформирования национальной образовательной системы с целью повышения ее роли в модернизации и развитии российских элит.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prestigious formation as the elitism sign in modern Russia: the sociological analysis

On the basis of sociological researches, which conducted in 2008-2010 in republic Udmurtiya, features of the relation of wasps-novnyh of groups of the population to prestigiousness of formation as sign elitar-nosti in modern Russia are analyzed. The obtained data gives the chance to formulate representations about ways of reforming of national educational system for the purpose of increase of its role in modernization and development of the Russian elite

Текст научной работы на тему «Престижное образование как признак Эли- тарности в современной России: социологический анализ»

С. Ф. Идрисова, В. Г. Попов

ПРЕСТИЖНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПРИЗНАК ЭЛИТАРНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

На материалах социологических исследований, проведенных в 2008-2010 гг. в Республике Удмуртия, анализируются особенности отношения основных групп населения к престижности образования. Полученные данные дают возможность сформулировать представления о путях реформирования национальной образовательной системы с целью повышения ее роли в модернизации и развитии российских элит.

Ключевые слова: элита, элитарность, образование, престижное образование.

S. F. Idrisova, V. G. Popov

Prestigious formation as the elitism sign in modern Russia: the sociological analysis

On the basis of sociological researches, which conducted in 2008-2010 in republic Udmurtiya, features of the relation of wasps-novnyh of groups of the population to prestigiousness of formation as sign elitar-nosti in modern Russia are analyzed. The obtained data gives the chance to formulate representations about ways of reforming of national educational system for the purpose of increase of its role in modernization and development of the Russian elite.

Keywords: elite, an elitism, formation, prestigious formation.

Элитарность — социальное качество, вытекающее из особенностей функционирования элит и их развития в обществе. В современных научных публикациях пока не найдено удовлетворяющего всех исследователей определения данного качества, поскольку само понятие «элита» не получило устойчивого и достаточно полного объяснения в социологии и политологии. Главная причина этого — реляционная природа элит и, соответственно, элитарности [3, с. 51-52]. Сам термин «элита» утверждается в лексиконе европейских и американских социологов и политологов только к 30-м гг. прошлого века во многом благодаря работам итальянских исследователей В. Парето и Г. Моска.

Проблема аутентичного понимания элитарности отмечается уже в работах Аристотеля. В частности, в «Политике» он указывает на ряд элитарных признаков: «Знатные... различаются по богатству, благородству происхождения, добродетели, образованию и тому подобным отличительным признакам» [1, с. 496]. В современных трактовках элитарности акцент сделан на функциональной либо ценностной природе элит, занимающих высшую ступень в социальной структуре общества благодаря целому спектру разнообразных, однако достаточно произвольно сформулированных признаков. К ним в первую оче-

© Идрисова С. Ф., Попов В. Г., 2011

редь относят уровень доходов, объем властных ресурсов, престиж, степень духовного, культурного развития, физические данные и многие другие.

В нашей статье, учитывая трудноизмери-мость элитарных признаков, мы представляем весь объем этих признаков как совокупность личностных качеств индивидов, составляющих элитарные группы. В основу модели элитарности как совокупности функционально-ценностных признаков индивидов мы включаем самые распространенные характеристики свойств элит, которые составляют идеальную модель элитарности как социального качества личности. Такая модель нами эмпирически апробирована и позволяет реализовать главную цель статьи — рассмотрение особенностей и места в структуре элитарности одного из наиболее существенных признаков элит — престижного образования.

Эмпирической основой работы являются результаты социологических исследований, проведенных в 2008-2011 гг. в Республике Удмуртия кафедрами социологии и управления общественными отношениями Уральского государственного экономического университета и Высшей школой государственного администрирования и публичного управления Уральского федерального университета имени первого Президента России

Б. Н. Ельцина (научный руководитель: профессор, доктор социологических наук В. Г. Попов). Объем квотной выборки респондентов составил 1328 чел.

В идеальную модель элитарности входят наиболее часто упоминаемые в литературе и исследованиях признаки:

— аристократическая манера поведения, внешний вид человека;

— высокая культура, духовность, интеллигентность;

— высокая честность, порядочность, уважение к простым людям;

— здоровье, долголетие;

— лидерские качества, умение влиять на массу;

— наиболее высокий уровень доходов, богатство;

— престижное образование в лучших вузах;

— реальная власть над людьми;

— родственные связи, элитарное происхождение;

— связи с влиятельными людьми, органами власти;

— физическая развитость, сила, спортивность.

С учетом криминализации российского общества в число потенциально значимых элитарных признаков, которые могут иметь основное

значение для функционирования в обществе элит, следует включить связи с теневыми, криминальными структурами.

Престижное образование в лучших вузах, среди которых приоритетное значение всегда занимают ведущие университеты с мировым именем, как правило, выделятся всеми исследователями при характеристике элитарности как интегрального социального качества.

Рассмотрим главные особенности восприятия образования как признака элитарности на основе полученных нами социологических данных. Для этого в первую очередь проанализируем идеальное представление об элитах основных групп населения, в сравнении с представлениями респондентов о реально существующих в современной России элитах.

Из таблицы видно, что престижное образование в лучших вузах имеет определенное значение при выборе респондентами главных элитарных признаков. Это означает, что данный признак в «идеале», несомненно, относится респондентами из числа населения к основополагающим. Вместе с тем следует признать, что признак престижного образования не занимает лидирующего положения в иерархии этих признаков, хотя и не намного менее значим, чем самые важные признаки — связи с влиятельными людьми, органами власти, наиболее высокий уровень

Место престижного образования в иерархии «идеальных» и «реальных» признаков элит, отличающих их от обычных людей, % от числа ответивших

Признак Доля

идеал реальность

Связи с влиятельными людьми, органами власти 43,0 44,9

Наиболее высокий уровень доходов, богатство 42,8 43,9

Родственные связи, элитарное происхождение 42,2 29,0

Престижное образование в лучших вузах 41,1 25,1

Аристократическая манера поведения, внешний вид 37,0 14,6

Высокая культура, духовность, интеллигентность 37,4 13,5

Лидерские качества, умение влиять на массу 31,1 18,8

Реальная власть над людьми 27,3 24,8

Высокая честность, порядочность, уважение к простым людям 26,0 9,9

Связи с теневыми, криминальными структурами 19,8 27,5

Физическая развитость, сила, спортивность 6,4 3,7

Здоровье, долголетие 9,4 6,1

Другое 4,5 5,1

Затрудняются ответить 2,0 2,2

Примечание. Сумма ответов превышает 100 %, так как респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов.

доходов, богатство, родственные связи, элитарное происхождение. Во многом это объясняется общим неудовлетворительным состоянием в нашей стране системы образования и снижением престижа образованности среди населения за последние два десятилетия на фоне резкого обнищания, роста коррупции, теневых властных групп и криминальных группировок. На первое место при выборе направления образования практически повсеместно ставится высокая оплата труда, получение высокодоходных профессий и специальностей (см., например, [2, с. 32]). К последним чаще всего относят юридические, экономические, менеджерские специальности.

Следовательно, сегодня престижными считаются юридико-экономико-управленческие виды образования, не требующие инженерно-технического и гуманитарно-педагогического мышления.

Место престижного образования среди элитарных признаков в условиях реалий современной России оказывается еще более низким. Связи с криминальными структурами являются более значимыми для вхождение в элитарные общности, чем престижное образование. Существенно также то, что практически все остальные признаки, за исключением связей с влиятельными людьми, органами власти и наиболее высокого уровня доходов, богатства, значительно менее значимы для представления населением современных российских элит. Здесь со всей очевидностью проявляется глубокое социальное отчуждение основной массы населения и современных российских элит.

Престижное образование как признак элитарности в большей степени отмечают респонденты женского пола, чем мужского. Это объясняется в первую очередь тем, что ценность образования выше в женской группе опрошенных, чем в мужской. В то же время различия в ответах в гендерных группах не столь ощутимы в отношении таких признаков, как связи с влиятельными людьми, органами власти, связи с теневыми, криминальными структурами, наиболее высокий уровень доходов. Отмеченные признаки представители женской части опрошенных выделяют еще в большей мере, чем мужчины. Мужчины чаще выделяют у элит физическую развитость, силу, спортивность, здоровье, долголетие, реальную власть над людьми, лидерские качества, умение влиять на массу.

Восприятие идеальных признаков элитарности в гендерных группах респондентов не в полной мере равнозначно распределению ответов

среди тех, кто выделил признаки реальных современных российских элит.

Так, мужчины чаще женщин готовы выделить у представителей современных элит в России престижное образование. Женщины, наоборот, предпочитают подчеркнуть у реальных элит лидерские качества, умение влиять на массу, связи с влиятельными людьми, органами власти, с теневыми, криминальными структурами, наиболее высокий уровень доходов. Следовательно, предпочтения идеальных и реальных признаков элит в гендерных группах не только не совпадают, но и диаметрально противоположны. Здесь, на наш взгляд, особенно выделяется женская группа респондентов. Ее восприятие современных элит негативнее. Отметим, однако, неустойчивость и статистически не столь ощутимую значимость гендерного фактора в восприятии престижности образования как признака элитарности.

Для молодежи в возрасте до 30 лет престижное образование как признак элитарности менее значимо, чем в более возрастных группах населения. Это во многом связано с отношением молодежи к таким признакам идеального представления об элитах, как высокая культура, духовность, интеллигентность, высокая честность, порядочность, уважение к простым людям, физическая развитость, сила, спортивность здоровье, долголетие.

Идеальный «портрет» элиты для молодежи, в сравнении с другими возрастными группами, особенно со старшими, включает в первую очередь такие характеристики, как аристократическая манера поведения, внешний вид, родственные связи, элитарное происхождение, лидерские качества, умение влиять на массу, реальная власть над людьми, связи с влиятельными людьми, органами власти, с теневыми, криминальными структурами, наиболее высокий уровень доходов, богатство.

Из сказанного правомерно предположить, что престижность образования, как и другие идеальные признаки элитарности, для молодежи в большей степени, чем для старших поколений, тождественна такого рода признакам у реальных российских элит. Молодежное восприятие престижности как элитарного признака в полной мере отвечает ее современному представлению о реальных российских элитах. Это тот случай, когда идеальное и реальное практически полностью совпали. Для старших возрастных групп чаще всего значимость престижного образования в представлении об элитах коррелирует с их духовностью, культурой, высокими нравственными качествами.

Каким образом признак престижности образования связан с уровнем образования респондентов? Престижность образования как элитарный признак чаще отмечают те, кто имеет либо получает среднее и высшее профессиональное образование. Можно вполне однозначно проследить тенденцию: чем выше уровень образования респондентов, тем в большей степени для них важен данный признак. Этот вывод не связан с оценкой в зависимости от уровня образования признаков, которые обычно коррелируют с престижностью образования, — высокая культура, духовность, интеллигентность, нравственные качества (честность, порядочность, уважение к простым людям). Последние по-разному воспринимаются в группах с различным уровнем образования. Здесь нет четких корреляций. Это позволяет заключить, что взаимосвязь престижности образования с отмеченными элитарными признаками не имеет устойчивости и очевидности у лиц с различным уровнем образования.

Рассмотрим восприятие престижности образования как элитарного признака в группах респондентов, дифференцируемых по уровню доходов. В анкете такого рода дифференциация представлена с помощью качественных эмпирических индикаторов:

• Живем бедно, денег не хватает на продукты питания;

• Скромно, денег хватает на самое необходимое;

• Не бедствуем, можем откладывать деньги на черный день;

• Доходов хватает на нормальную, благополучную жизнь;

• Имеем доходы, позволяющие не думать о материальных проблемах.

Среди тех, кто относит себя к наиболее бедной группе, престижное образование, наряду с высокой духовной культурой, рассматривается как ключевой признак элитарности. Без получения такого образования невозможно быть включенным в элиту. Вместе с тем важно отметить, что в средних по уровню доходов группах респондентов значимость данного признака еще выше. Здесь обладание престижным образованием означает реальную возможность реализовать свой потенциал и войти в состав элитных групп.

Обратим внимание на группы наиболее обеспеченных респондентов. Для них признак престижности образования оказывается менее значимым, чем другие — аристократизм, родствен-

ные связи, высокий уровень доходов. Отметим, что последний признак, безусловно, значим для менее состоятельных по уровню доходов респондентов, включая средние слои. Проведенный анализ позволяет заключить, что с ростом уровня доходов у респондентов снижается значимость престижности образования как элитарного признака, что вполне правомерно для высших слоев современного российского общества, природа сверхдоходов которых, как правило, никоим образом не связана с получением престижного образования. Наоборот, в какой-то мере достижение высокого материального уровня у многих представителей элит произошло за счет ухода из сферы полученного когда-то престижного образования.

Отмеченная особенность восприятия изучаемого признака элитарности более точно подмечена у респондентов различных по уровню доходов общественных классов (высший класс, выше среднего, средний, ниже среднего, низший класс).

Из полученных данных следует, что и низший и высший классы примерно в равной мере и не очень высоко оценивают значимость признака престижного образования у элит. Представители среднего класса, наоборот, в большей степени склонны выделять этот признак. Можно утверждать, что в данном вопросе восприятие средних слоев отличается от оценок низших и высших классов. При этом у низших слоев общества признак высокого уровня доходов становится самым главным, определяющим в восприятии элитарности.

Соотношение реальных и идеальных признаков элитарности показывает, что наличие престижности образования и высокого уровня доходов становится самой важной контрпозицией. Те, кто склонен рассматривать в качестве идеального признака элиты престижное образование в лучших вузах, относительно реже акцентируют при его значимости признак высокого уровня доходов. При этом последний признак оказывает наиболее существенное влияние на группу респондентов, выделяющих престижность образования у реально существующих в России элит.

Анализ показывает, что менее половины отметивших признак престижности образования для элиты считают его свойственным современным российским элитам. При этом более половины отметивших признак элитности в виде наличия здоровья и долголетия указывают на престижное образование у российских элит. По-

скольку здоровье и долголетие отмечают более возрастные группы населения, становится очевидным, что престижность образования относится ими в первую очередь к более старшим группам элит, т. е. сформировавшимся не в современный период.

В наименьшей степени престижность образования современных элит отметили те, кто выделяют элитные группы по признаку связи с теневыми и криминальными структурами — 16,1 % ответивших.

Среди отметивших престижное образование у современных российских элит, наряду с закономерным выбором престижности образования как идеального признака элиты (79 % ответивших), доминируют также родственные связи, элитарное происхождение (50,2 %), высокая культура, духовность, интеллигентность (48,6 %). В то же время данный признак современных элит менее представлен у тех, кто идеальными качествами элит называет реальную власть над людьми (23,6 %), связи с влиятельными людьми, органами власти (36,1 %), связи с теневыми, криминальными структурами (10,4 %). Другими словами, если элите свойственно престижное образование в лучших вузах, то она в большей степени опирается на духовную культуру общества, семейные, родственные, аристократические связи, а не теневые и криминальные.

Престижное образование как признак элитарности оказывается важным для тех российских элит, которым свойственны связи с влиятельными людьми (43,1 % ответивших) и наиболее высокий уровень доходов и богатства (41,2 %). Это в значительной степени определяет выбор респондентами в качестве элитных более высокооплачиваемых, состоятельных групп населения. Не случайно 55,8 % отметивших престижное образование как характеристику современных реальных элит в России указали на олигархов, 54,2% — на бизнесменов. При этом важно подчеркнуть, что данный признак в большей мере проявляется не у олигархов. У последних первостепенное значение, естественно, имеют наиболее высокий уровень доходов, богатства (78,5 %), связи с теневыми и криминальными структурами (75,9 %), реальная власть над людьми (69,8 %) и связи с влиятельными людьми, органами власти (68,5 % ответивших).

Элитные группы в современной России, для которых не столь свойственно престижное образование:

— известные спортсмены;

— криминальные авторитеты;

— профсоюзные лидеры;

— общественные деятели;

— представители шоу-бизнеса.

Среди тех респондентов, кто называет интеллигенцию (учителя, врачи, деятели науки, культуры) элитной группой, признак престижности образования, свойственный реальным российским элитам, представлен в наибольшей степени (37,9 % ответивших). Для сравнения: у религиозных деятелей этот показатель составляет 36,3 %, прокуроров, судей — 35,0 %, директоров предприятий — 33,2%, военной элиты (генералы, маршалы) — 30,8 %.

Вместе с тем по степени приоритетности признаков реальных российских элит группы ответивших респондентов распределились таким образом. Интеллигенцию как элитную группу в большей степени выделяют те, кто отметил следующие признаки элитности у реальных элитных российских групп (%):

1. Здоровье, долголетие 65,0

2. Честность, порядочность, уважение

к простым людям 48,5

3. Высокая культура, духовность, интеллигентность 46,6

4. Престижное образование в лучших вузах 32,1

5. Аристократическая манера поведения, внешний вид 27,8

6. Родственные связи, элитарное происхождение 26,6

7. Лидерские качества, умение влиять на массу 25,5

8. Физическая развитость, сила, спортивность 20,0

9. Связи с влиятельными людьми, органами власти 20,0

10. Связи с теневыми, криминальными структурами 17,5

11. Реальная власть над людьми 15,5

12. Наиболее высокий уровень доходов, богатство 13,7

Своеобразный «портрет» интеллигенции как современной российской элиты выглядит таким образом: это группа, сформировавшаяся за длительный период, обладающая долголетием, отличающаяся от других высокими моральными качествами, духовной культурой, престижным образованием, аристократизмом, лидерскими качествами. Для интеллигенции как элиты в восприятии населения не характерны криминальными связи, власть над людьми и высокий уровень доходов.

Вопрос о престижном образовании как необходимом признаке элиты важен для определения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

респондентами своего отношения к возможности войти в состав элитной группы. Из полученных данных следует, что респонденты, стремящиеся стать элитой, в меньшей степени склонны выделять престижность образования как идеальный признак элит, в сравнении с теми, кто не изъявляет желания войти в элитную группу общества. Следовательно, можно предположить, что стремящиеся стать элитой в меньшей степени связывают это желание с получением престижного образования. Гораздо важнее оказывается достижение высокого уровня доходов. Относящие себя к элитам также в меньшей степени связывают это с престижностью образования. Главным остается высокий уровень доходов.

В обществе, где контрпозиция среди элитарных признаков «престижность образования — высокий уровень доходов» решается в пользу последнего, возникает потребность в создании условий для модернизации реально существующих элит. В основе этих условий — комплекс важнейших ценностных оснований, включающих повышение нравственного начала в социальной, в том числе профессиональной, жизнедеятельности, наполнение образовательной деятельности гуманитарным содержанием, в том числе инженерно-техническим и юридико-экономико-управленчес-ким, интеграцию утилитарно-прикладного и

фундаментального теоретического векторов образования.

Превращение престижного образования в ключевой признак элитарности будет способствовать возникновению основного условия обновления российского общества — создания в рамках экономической и социальной конкуренции высших и низших страт социально ориентированных, справедливых механизмов и толерантных способов вертикальной и горизонтальной мобильности и в конечном счете — преодоления острого социального отчуждения, которое сегодня существует между этими стратами. Тем самым усиление значимости для населения элитарного признака престижности образования становится важнейшим социетальным условием социальной стабильности и позитивной динамики развития современного российского общества, повышения социально-культурной роли современных элит.

1. Аристотель. Сочинения : в 4 т. М., 1984. Т. 4.

2. Меренков А. В. Особенности и проблемы формирования профессиональных ориентаций учащейся молодежи // Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 6.

3. Фролова М. А. Политическая стратификация. М., 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.