УДК 364.442
Смирнова Елена Александровна - аспирант Дальневосточного института управления-филиала ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (г. Хабаровск). E-mail: [email protected]
E.A. Smirnova
Prestige of the social worker: Possibilities of the overcoming of the developed stereotypes
The questions of profession of the social work's prestige are discussed in this article. The analyze of sociological research is represented, as a result of which the population's ideas of a prestige of the profession of the social work are revealed, and the range of ideas of this profession is defined.
Keywords: social work, prestige, image, professiograme, professionalism, professional competence, social role, social status, staff social.
Престиж социального работника: возможности преодоления сложившихся стереотипов
В статье рассматриваются вопросы престижа профессии «социальная работа». Представлен анализ социологического исследования, в результате которого выявлены представления населения о престиже профессии социальная работа, и определен спектр представлений о данной профессии.
Ключевые слова: социальная работа, престиж, престиж профессии, имидж, профессиограмма, профессионализм, профессиональные компетенции, социальная роль, социальный статус, кадры социальной сферы.
Реализацию эффективной социальной политики, основные направления которой непосредственно связаны с деятельностью специалистов социальной работы, актуализируют эмпирические исследования в данном направлении. Введенная в 90-е гг. в реестр профессий в нашей стране профессия социального работника до сих пор не получила полного понимания специфики и содержания деятельности как у самих социальных работников, так и у населения. Если говорить обобщенно, то в массовом восприятии социальная работа остается незамеченной, так как затрагивает интересы только депривированных социальных групп населения. В настоящее время можно выделить ряд направлений социальной работы, где недостаточная теоретическая и профессиональная грамотность специалистов, недостаточное
взаимодействие всех уровней социальной работы снижают ее гуманистический потенциал и, как следствие, транслируют незаслуженно низкий престиж профессии в обществе.
Данная ситуация не может оставаться в установленных рамках, так как четкая ресурсная научная, нормативная, правовая ясность социальной работы в обществе - условие функционирования социальной государственности в Российской Федерации, поскольку социальная работа - это один из социокультурных институтов общества. Специфика его функционирования заключается в гуманизации и гармонизации общественных отношений посредством реализации эффективной адаптации человека в определенных временных условиях.
Анализ основных теоретических подходов, изложеннх в известных работах М. Вебера, П. Сорокина, А. Маслоу, Т. Парсонса, К. Лейта и др. [4], позволяет сказать, что престиж профессии связан с доходом, образованием, авторитетом уважением, статусом, привлекательностью профессии и т. п., но при этом не складывается только из них. Престиж обусловлен представлениями людей о социальной иерархии, его можно определить как: авторитет, уважение к профессии со стороны общества; репутацию профессии в социуме (ее положение в иерархии других профессий в представлении общественного мнения).
Специфика становления престижа социальной работы базируется на научных принципах, определяющих основные духовно-нравственные императивы и ценности общества: принципы эффективного человеческого взаимодействия и общежития, мотивы оказания социальной помощи. Следует выделить парадигму гуманизма в натуралистической, религиозной и светской интерпретации. Большое влияние на становление института социальной работы оказывают школы русского гуманизма, которые несут в себе идею соборности, братства, человечности, бескорыстной помощи, когда при совершении благодеяния мыслится не отвлеченное добро, а конкретный человек, ценность его в обществе.
Объективизация и доминанта моральных ценностей социальной работы в процессе профессиональной деятельности оказывают положительное взаимодействие на престиж профессии и осуществляются при соблюдении следующих условий:
- отношение к человеку как главной социально-значимой ценности;
- сохранение общества как среды жизнеобеспечения человека и сохранение в обществе гуманистической доминанты, где социальная помощь и поддержка предоставляются только тем категориям населения, которые сами (по объективным причинам) не могут обеспечить свои жизненные потребности, остальным гражданам создаются условия для самостоятельного жизнеобеспечения;
- формирование и приумножение традиций социальной помощи и социальной работы на базе повышения видов и качества оказания социальных услуг;
- повышение профессиональной культуры социальной работы как специфического социокультурного института профессиональной культуры и компетентности социальных работников как основных носителей профессии.
Изучение данной проблемы на разных целевых аудиториях проводилось нами в контексте социально-экономических, исторических и культурных условий, в которых и происходит профессионализация социальной работы. Исследования преследовали несколько целей, прежде всего - необходимость определиться с границами специфики профессии.
Проблемой номер один остается рекрутирование в профессию. На первый взгляд кажется что эта проблема надуманна, поскольку только в Хабаровске 5 вузов готовят специалистов социальной работы. Тем не менее реальная ситуация далека от оптимистической. По результатам приемной кампании 2012 г., имеем следующие цифры приема по направлению «социальная работа» (очная форма обучения): Дальневосточный институт управления-филиал ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» -19 чел.; ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный гуманитарный университет» - 23 чел.; ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения» - 5 чел.; ФГБОУ ВПО «Тихоокеанский государственный университет» - 20 чел.; ГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный медицинский университет» - 6 чел. Достаточно ли этого для удовлетворения потребности в специалистах данной профессии?
По данным Министерства социальной защиты населения Хабаровского края [1], в структурах единой государственной системы социальной защиты населения работают 4742 чел., штатная укомплектованность - 86,7%. Должности руководителей, специалистов и служащих занимают 2307 чел.. Общий уровень квалификации данной категории работников - 93,4%. Высшее профессиональное образование имеют 1257 чел., из них по специальности «социальная работа» - 161 чел., высок уровень работников отрасли со средним специальным образованием - 900 чел., из них по специальности «социальная работа» - 25 чел. По возрастным показателям ситуация следующая: очень мала численность работников до 30 лет - всего 384 чел., 420 работников - люди пенсионного возраста.
Анализ статистических показателей свидетельствует, что в данной отрасли при неукомплектованности кадрами имеется очень низкий процент молодых специалистов с профильным образованием - 8%. Для поиска причин сложившейся ситуации обратимся к эмпирическим материалам, сформированным результатами проведенных исследований: опросы населения, работников социальной сферы, студентов, обучающихся по направлению профессиональной подготовки «социальная работа»; а также контент-анализ СМИ, где освещалась информация о представителях этой профессии.
Результаты опроса показали, что 50,2% респондентов недостаточно информированы о профессиональной деятельности социальных работников. 67,0% - не обращались в социальные службы по следующим причинам:
52,4% - просто не знают, куда можно обратиться; 37,2% - не знают, какую реальную помощь могут получить. Население получает информацию о социальной работе, в основном, от других людей и в меньшей степени - от социальной рекламы и средств массовой информации. При освещении какой-либо социальной проблемы в средствах массовой информации зачастую дается субъективная интерпретация событий, причем, людьми, некомпетентными в данных вопросах, и, как результат, происходит формирование негативного образа социального работника, часто упускаются положительные практики их работы.
Обобщенно результаты исследования можно сформулировать следующими позициями: высказываниями респондентов по поводу того, что «... население достаточно негативно воспринимает деятельность государства в социальной сфере, что формирует аналогичное мнение непосредственно о социальной работе (в среднем, 62%); молодежь не видит перспективного карьерного развития в этой профессиональной сфере деятельности (48%).
Не исключением в присвоении имиджу социального работника негативных оценок и стереотипов восприятия являются материалы СМИ. Если обратить внимание на передачи новостей, телепередачи, художественные фильмы, где используется образ социального работника, то здесь утвердились и неизменно эксплуатируются следующие стереотипы. Начнем с того, что это непривлекательные бесчувственные люди, механически выполняющие свои функции по строго предписанным законам, например, социальный работник забирает детей у девиантных родителей и передает их в детский дом. Его внешность, действия существенно противопоставляются образу клиента, нуждающегося в помощи и, как правило, непрофессиональны и достойны общественного порицания. Социальная работа представляется скучной, рутинной, бессистемной, связанной с неприятными ситуациями, такими как: тяжелое заболевание, потеря близких людей, развод и т. п.
В результате, в представлении населения остается лишь образец функционера, упускаются характеристики методов работы, процесса решения трудных жизненных ситуаций, внутренних переживаний социальных работников, связанных с эмоциональными и психологическими последствиями работы. Ведь не секрет, что именно представители этой профессии более других подвержены синдрому профессионального выгорания. Подобная демонстрация образа социального работника приводит к своеобразной изоляции профессии в средствах массовой информации, существенно влияет на искажение профессионального поля деятельности, сужая ее многоплановость. К сожалению, многие положительные факты остаются вне информационного поля, не демонстрируются усилия, предпринимаемые к достижению положительных результатов, которые достигаются специалистами как индивидуально, так и в тандеме с представителями других профессий: медицинскими работниками, юристами, учителями.
Неоднозначна оценка респондентами престижа профессии «социальная работа», большинство из них уверены (55,4%), что он незаслуженно низкий. (см. табл. 1).
Таблица 1
Ответы респондентов на вопрос, как общество оценивает профессию социального работника (в % отношении из числа опрошенных)[2]
№п/п Содержание ответов Распределение ответов, в %
1 Высоко 18,9
2 Средне 25,7
3 Низко 55,4
В Хабаровске 8 июня ежегодно широко отмечается День социального работника, организуемый Управлением социальной защиты населения администрации города. Мероприятия проходят в различных формах, но неизменно являются своеобразным отчетом профессионального сообщества о результатах своей работы, демонстрацией конкретных достижений. Освещение подобного рода мероприятий достойно серии теле- радиопередач. И это была бы не только форма популяризации профессии с использованием конкретных положительных примеров работы, но и возможность для населения «учиться на ошибках других», чтобы не повторять их в своей жизни или знать, что нужно делать в подобных ситуациях. А главное -профессиональная роль социального работника по отношению к клиентам показывалась бы не как пассивное посредничество. Тогда в СМИ появится образ специалиста-профессионала, который поддерживает своего клиента в трудной жизненной ситуации, решает его проблемы, привлекая в том числе и бюрократическую сторону своей деятельности, связанную с оформлением документов, выполнением ряда процедур в интересах отдельной личности.
Автор далек от идеализации и канонизировния образа современного социального работника, понимая, что в анализируемой профессиональной деятельности имеют место еще много недостатков. Так, недостаточная популяризация профессии - это проблема профессионального сообщества, которая выражается в несистемном использовании возможностей пиара в профессиональной деятельности. Подобная практика, очевидно, является следствием ограниченной еще коммуникативной компетентности специалистов по социальной работе. Работники социальной сферы должны не только хотеть рассказывать о своей работе разным целевым аудиториям, но и уметь это делать профессионально, осознавая все последствия и прогнозируя социальный эффект планируемой пиар-компании. В этом контексте возникает эффект обратной связи, когда в обществе признается и поддерживается профессиональный престиж социальной работы благодаря сформированному собирательному образу. Использование технологий пиара
должно носить системный характер. Эта работа будет способствовать открытости профессиональной деятельности социальных работников, преодолению ее культурной изоляции.
Проблема доверия населения к социальной работе как социальному институту может быть решена посредством активной информационной политики, присутствием в информационном поле сведений о деятельности органов власти, социальных служб, общественных организаций.
В настоящее время причинами необращения граждан в социальные службы являются отсутствие знаний, неуверенность в оказании ими помощи, боязнь рутины и бюрократизма, что, в конечном счете, деформирует суть социальной работы (см. рис.1).
просто не знают, куда можно обратиться
чтобы оказали помощь, надо самому собрать много бумаг, справок
не знают, какую реальную помощь могут получить
боятся нарваться на грубость или равнодушное отношение
скорее всего, на то, чтобы помочь, все равно нет средств
там работают люди, которые мало что могут сделать
у сотрудников нет особого желания помогать
0 10 20 30 40 50 60
Рис. 1. Ответы респондентов на вопрос: «На Ваш взгляд, по каким причинам люди не обращаются в социальную службу» (в % отношении из числа опрошенных)
Престиж профессии социального работника непосредственно связан с сформированным в обществе образом, являющимся результатом непосредственного восприятия содержания его деятельности, в том числе отраженной в РЯ-информации в СМИ. Имидж социальной работы - это результат определенной информационно-коммуникативной деятельности, требующий взаимодействия различных структур. Необходимо овладение технологиями его позитивной коррекции, при этом, важна заинтересованность как руководителей учреждений и подразделений, так и всех специалистов относительно формирования достойного профессионального имиджа работников социальной сферы.
52,4
46,2
37,2
21,8
14,6
11
11
Литература и источники:
1. Материалы текущего архива Министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 05.07.2012 г. - № 10760-2.2.
2. Социологическое исследование «Горожане о престиже профессии «социальная работа»» (2012 г., n=500). Научный руководитель - д-р соц. наук, доцент Л. А. Кривоносова - испол. Е. А.Смирнова.
3. Парсонс, Т. Система современных обществ / Т. Парсонс. - М. : Аспект-Пресс, 1998. - С. 131.
4. Сорокин, П. Человек, цивилизация, общество / П. Сорокин. - М., 1992. - 540 с.
5. Сплошная годовая выборка // Тихоокеанская звезда, 2010 - 1011 гг.
6. Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб. : Питер, 1997 - 608 с.
7. Leiht, K., Fennell, M. Professional Work. A Sociological Approach. London : Blackwell, 2001.