Научная статья на тему 'Пресс-салон Ярославского художественного Музея как модель эффективного взаимодействия Музея с деловыми партнерами и СМИ'

Пресс-салон Ярославского художественного Музея как модель эффективного взаимодействия Музея с деловыми партнерами и СМИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
305
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Полывяная Марина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пресс-салон Ярославского художественного Музея как модель эффективного взаимодействия Музея с деловыми партнерами и СМИ»

М. И. Полывяная

Пресс-салон Ярославского художественного музея как модель эффективного взаимодействия музея с деловыми партнерами и СМИ

Мы живем в информационном обществе, пульс и нерв которого -масс-медиа, в мире, сотканном из информационных нитей. Музей, не учитывающий геометрию новой реальности, рискует быть втянутым в парадигмальное пространство XVIII - начала XX вв. Главная цель информационной политики музея - способствовать формированию и развитию его положительного имиджа в обществе, привлечению посетителей, продвижению музейной продукции и услуг. Известно, что общественное мнение на 90% формируется именно средствами массовой информации (далее - СМИ), поэтому именно они незаменимы в работе музея, стремящегося к установлению и поддержанию взаимоотношений с различными категориями общественности.

Рынок СМИ развивается весьма динамично. Так если 11 лет назад в базе данных Ярославского Художественного музея (далее - ЯХМ) по СМИ было 7 редакций местных СМИ и 3 центральных, то на сегодняшний день Музей регулярно работает с 45 редакциями информации (из них 15 - центральных, 30 - местных, без учета информационных агентств и Интернета).

Известны и проблемы работы музеев со СМИ. С переходом на коммерческую основу появилось большое число досугово-развлекательных и рекламных изданий. СМИ утратили интерес к размещению и созданию материалов о культуре и искусстве. Основным типом отреагирования журналиста на то или иное событие в художественном мире провинции является рефлекс, а не рефлексия. Интерес современных СМИ к проблемам культуры часто сводится к передаче новостей и размещению афиш культурных событий. Из СМИ уходят профессионалы, специализировавшиеся на культурной тематике, а приходят часто плохо подготовленные по данной теме специалисты. Также растущая конкуренция между изданиями усложняет работу.

Так как Музей ставит целью через постоянные контакты со СМИ поддерживать свой положительный имидж, регулярно распространять достоверные сведения о коллекции и деятельности организации, именно Музей обязан способствовать становлению культурной журналистики в регионе. Однако опыт показал, что вся традиционная деятельность - создание и пополнение базы данных, подготовка и оперативная передача информации о текущей деятельности, подбор материалов по специальным запросам прессы, организация выступлений руководства, подготовка и проведение пресс-конференций, вернисажей, презентаций - все-таки

недостаточна на современный момент для эффективного взаимодействия Музея с широкой общественностью.

Для установления партнерских отношений и эффективной работы со СМИ осенью 1998 г. в ЯХМ был организован Пресс-салон.

Название - «Пресс-салон» - принципиально важно для понимания концепции данного мероприятия. Салон как культурная форма быта широко известна в Европе с XVII в. Это уникальный культурноисторический феномен городской культуры, свободная и сложная форма общественной жизни, в которой соединяются глубокие интересы общества с развлечениями, публичная деятельность с интимным бытом, и при этом ни одна из сторон не подавляет собой друг друга. Тот или иной известный нам салон обычно располагался в центре города, в месте, где культура наиболее богата и разнообразна. Салоны всегда были продуктом культуры и ее Демиургом.

Сегодня Ярославский Художественный музей - крупнейший музей искусств в российской провинции, единственный специализированный художественный в Ярославской области. Высокий профессионализм научного коллектива и достижения музея отмечены присвоением ему звания Победителя в первом конкурсе «Окно в Россию» в номинации «Лучший музей года». Музей ведет активную выставочную деятельность в России и за рубежом - около 50 выставок в год. Ежегодно организует Научные чтения по древнерусскому искусству. Музей - культурный центр и один из важнейших объектов культурного туризма региона. Для самой широкой аудитории он проводит более 300 мероприятий в год. Основное здание музея - Губернаторский дом с 1820-х гг. - центр политической и культурной жизни Ярославской губернии. Поэтому не случайно, что Пресс-салон ЯХМ, как новая форма взаимодействия со СМИ, сразу стал популярен и востребован.

Первоначально целью этого мероприятия было налаживание контактов представителей СМИ с людьми творческих профессий, связанными с музеем (музейными работниками, художниками, издателями, актерами, музыкантами, критиками). Ритуал классического общения в салоне задал сценарий Пресс-салона. Предмет творческого общения составили презентации новых изданий, выставок и программ Музея. Свободная, неформальная обстановка способствует отдыху, сотворчеству и честному обсуждению важных проблем и, конечно, получению своевременной, нередко эксклюзивной информации. Ритуал салонного общения требовал и особых атрибутов. Поэтому заранее к каждому вечеру определялся круг гостей, распространялись специальные приглашения. Обязательным атрибутом общения, конечно, стал Альбом Пресс-салона, где как в зеркале отразились таланты гостей в поэтических импровизациях, посвящениях и пожеланиях Музею и хозяйке салона. А популярность этого мероприятия отражалась не столько в СМИ (я, как куратор, принципиально не настаи-

вала и не настаиваю на освещении этих вечеров), сколько через молву. Со временем стало ясно, что для журналиста быть приглашенным в Пресс-салон ЯХМ престижно. Круг постоянных гостей пополнялся новыми персонажами культурного поля Ярославля. Показательно, что первый Пресс-салон состоялся в преддверии открытия выставки «Русский салон XIX - начала XX вв.», и журналисты впервые увидели еще не до конца сформированную экспозицию выставки, с интересом рассуждали об искусстве ее построения, получили возможность видеть «живьем» произведения, еще не развешанные по стенам и вне витрин. По их желанию уже в интерьерах экспозиции «Русский салон» состоялась и вторая встреча, посвященная презентации поэтических сборников ярославского поэта и художника Василия Якупова, работающего журналистом в одном из изданий. Традиция была продолжена презентацией издания стихов журналиста Вячеслава Ковалькова. Затем были встречи на выставке «Искусство книги», где возникли острые споры о книге и ее месте и роли в современном обществе. Пресс-салоны не только укрепляли взаимоотношения СМИ с музеем, но и давали пищу для оригинальных публикаций.

Однако уже через несколько лет традиционный сценарий салонных вечеров стал уже не столь актуален и для Музея, и для журналистов. Первые годы существования Пресс-салона его финансирование фактически всегда происходило за счет бюджета Музея. Развитие этой формы работы требовало нового подхода, следовательно, и больших средств, и новых спонсоров.

Первыми шагами стало составление базы данных пресс-служб деловых партнеров Музея и сотрудничество с различными корпоративными изданиями. Сегодня в числе информационных партнеров несколько газет крупных промышленных предприятий, ежемесячный журнал Ярославской торгово-промышленной палаты, а в течение уже нескольких лет спонсором позиционирования Музея на одном из телеканалов (ежедневная популярная афиша) выступает банк «Югра». Музей предоставляет в аренду залы для презентаций новых изданий, - так новыми партнерами Музея в свое время стали Ярославский глянцевый журнал «Элитный квартал» и специализированный журнал по недвижимости «Губернский город».

Так как сегодня информационная деятельность рассматривается неразрывно с организацией системы связей с общественностью, сформулирована и новая концепция Пресс-салона, как точки сборки всей деятельности Музея по эффективному взаимодействию с общественностью. Гостями вечеров становятся не только журналисты, но и главные редакторы, спонсоры, меценаты Музея и руководители различных пресс-служб. Пресс-салон стал важным инструментом в формировании имиджа и Музея, и организации-партнера. ЯХМ заслуженно пользуется славой одного из самых «живых» музеев. Он счастлив на встречи с благородными

людьми, понимающими, что сегодня поддержка Музея - это и вклад в дело сохранения и преумножения национального достояния России, и поддержка собственного имиджа. Сегодня совместная деятельность Музея с деловыми партнерами воспринимается как значимый элемент системы партнерских отношений в сфере культуры и бизнеса. Поэтому Пресс-салон стал местом презентации работы Музея с широкой общественностью, своеобразной площадкой для представления возможности партнерам Музея проведения прямой и «зонтичной» рекламы своей продукции и услуг. Так в число гостей одного из Пресс-салонов, посвященного проекту ЯХМ на «Интермузее», стали наши спонсоры (6 крупных организаций), осуществившие финансовую поддержку ЯХМ в этом Всероссийском форуме музеев. А от руководства Ярославского филиала компании «Ланк Телеком», второй год поддерживающего Музей на фестивале, на Пресс-салоне мы получили согласие на продолжение совместных акций на фестивале «Интермузей-2007».

Сегодня важной частью Пресс-салона становится и презентация поступлений в фонд новых произведений. Так на летнем пресс-салоне журналистам и общественности была представлена выставка «А у нас в музее Гвоздь», которая составила экспозицию стенда на «Интермузее-2006». Серия фотографий «Гвозди», специально сделанная для проекта ЯХМ известным фотохудожником Геннадием Ершовым, была преподнесена в дар в фонд фотографии и для пополнения экспозиции филиала ЯХМ в Тутаеве «Домъ на Новинской» (Музея Романовского гвоздя).

Гости летнего пресс-салона могли и сами принять участие в изготовлении арт-объектов, которые позже вошли в экспозицию «Музей Романовского гвоздя», они с удовольствием оставляли автографы золотым карандашом на большом деревянном гвозде и, загадав желание, старались с одного удара забить гвоздь в специальный «счастливый пенек». Неформальную обстановку в салоне создает и живая музыка (для участия в концертной программе приглашаются признанные музыканты Ярославля), и выступления перформеров, и записи в альбом, и заполнение анкет и, конечно, бокал вина и угощения.

В планах развития сценария Пресс-салона «Неофициальная встреча с официальным лицом», проведение арт-аукционов и розыгрыш лотереи, объявление конкурсов для журналистов - все это, несомненно, будет делать вечера не только интересными, но и финансово выгодными для Музея.

Сегодня финансирование Пресс-салона (гонорар музыкантам, печатная продукция организация легкого фуршета и пр.) происходит за счет заключения договоров о предоставления Музеем услуги по проведению рекламной акции (например, презентация нового номера журнала «Элитный квартал»). Для Музея принципиально важно, чтобы финансирование Пресс-салона осуществлялось за счет средств массовой информации, а не деловых партнеров. И среди СМИ сегодня выделяются информационные

спонсоры, желающие достойно представить свои издания и, что наиболее важно для нас, - публикации о Музее именно на Пресс-салоне, и готовые предоставлять на это свои средства.

Объединение «лидеров мнений» на Пресс-салоне выгодно и для Музея, и для его партнеров. Эти специальные вечера развивают дух корпоративности, укрепляют и активизируют деловые и личностные контакты. Таким образом, Пресс-салон Ярославского Художественного музея становится актуальной точкой сборки всей деятельности по эффективному взаимодействию с общественностью и осуществлению концепции развития «Открытый музей». Ведь культура - это как раз та сфера общества, которая обязательно должна быть прозрачной. И здесь для нас главный помощник - журналистика и связи с общественностью.

Е. В. Яновская,С. В. Скрипачев

Издания Демидовского юридического лицея в собрании фонда редкой книги государственного литературно-мемориального музея-заповедника Н. А. Некрасова «Карабиха»

За последние 10-15 лет в деятельности музеев было поставлено много новых и важных задач, среди которых, хотелось бы, выделить позиционирование музея обществу. Успешное решение этой задачи музеем «Карабиха» стало возможным по нескольким причинам. Одну из них можно связать с внедрением компьютерных технологий в музейную деятельность. Их использование стало уже привычным делом. Однако распространение и адаптация компьютерных технологий в разных видах и формах деятельности музеев происходит неравномерно. Наиболее активное и успешное использование напрямую связано с вопросами учета музейных коллекций; следующее направление, где достигнуты определенные успехи компьютеризации, - культурно-образовательная и публикаторская деятельности. Значительно меньше используются технологии в экспозиционной работе (при проектировании реальных экспозиций и выставок). Компьютерные технологии ярко выявляют междисциплинарный характер в деятельности музея. Так или иначе, музеи привлекают специалистов. Это привлечение может проходить в разных формах: партнерские проекты, включение в штат программиста и т. д.

Сама технология создания музейного компьютерного продукта в музеях более-менее отработана. Но встает вопрос: - а что дальше происходит с этим продуктом? Насколько он востребован обществом? И здесь, как нам кажется, еще существует много проблем.

У музеев Ярославской области, и у музея «Карабиха» в том числе, есть определенный опыт в этой области. Общим местом уже стала деятельность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.