Научная статья на тему 'III Музейный форум Томской области «Бренды земли Томской» как инструмент бенчмаркетинга и развития регионального музейного сообщества'

III Музейный форум Томской области «Бренды земли Томской» как инструмент бенчмаркетинга и развития регионального музейного сообщества Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
176
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ширко Константин Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «III Музейный форум Томской области «Бренды земли Томской» как инструмент бенчмаркетинга и развития регионального музейного сообщества»

2012 Культурология и искусствоведение № 1(5)

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ К.Н. Ширко

III МУЗЕЙНЫЙ ФОРУМ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ «БРЕНДЫ ЗЕМЛИ ТОМСКОЙ» КАК ИНСТРУМЕНТ БЕНЧМАРКЕТИНГА И РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО МУЗЕЙНОГО СООБЩЕСТВА

17-21 октября 2011 г. в Томске прошел III Музейный форум Томской области «Бренды земли Томской» (далее - Форум). Он представлял собой масштабное многоаспектное мероприятие, направленное на модернизацию музейного дела в регионе и реализуемое в режиме биеннале (I и II Форумы состоялись соответственно в 2007 и 2009 гг.).

Целями Форума стали:

1) мониторинг текущего состояния существующих субъектов музейной деятельности;

2) выстраивание профессиональной коммуникации между музеями различного профиля и ведомственной принадлежности, а также между ними и органами власти, бизнес-сообществом и СМИ;

3) позиционирование музеев Томской области в качестве одного из ключевых элементов формирования и продвижения привлекательного образа региона и актуализации значимых символов региона (персоналий, событий, объектов культурного наследия);

4) внедрение в практику музейной работы инновационных форм и методов деятельности, демонстрация музеев как современных организационных структур и коммуникационных площадок.

Организационный аспект

Учредителями Форума выступили: Департамент по культуре Томской области, Попечительский Совет Томского областного краеведческого музея им. Михаила Бонифатьевича Шатилова, Департамент общего образования Томской области, Управление начального профессионального образования Томской области.

Организаторами Форума стали: Томский областной краеведческий музей им. Михаила Бонифатьевича Шатилова, Томский областной художественный музей (два государственных музея были и основными площадками Форума), Ассоциация музеев Томской области.

В Форуме приняли участие 56 субъектов музейной деятельности (филиалы государственных музеев, муниципальные музеи, музеи системы образования, музеи промышленных предприятий) из 16 муниципальных образований Томской области.

Спонсорами и партнерами проекта выступили: И.Г. Кляйн, генеральный директор ОАО «Томское пиво»; Н.П. Кириллов, депутат Законодательной

Думы Томской области; А.Ю. Гетц, генеральный директор ОАО «Мано-томь»; И.Н. Чернышев, депутат Законодательной Думы Томской области; Г.Г. Немцева, депутат Законодательной Думы Томской области; М.Л. Гребенников, управляющий Томским отделением № 8616 ОАО «Сбербанк России»; В.Т. Резников, генеральный директор ООО «Горсети».

Содержательный аспект

В структурном плане всю совокупность мероприятий Форума, исходя из их содержания и общей логики проекта, можно представить в виде следующей таблицы:

Программа для музейного сообщества Деловая программа для сотрудников музеев Деятельность организационного комитета Форума

Презентационные мероприятия: - пресс-конференция; - торжественное открытие; - торжественное закрытие Проведение круглых столов: - «Бренд в культуре»; - «Музейный сувенир» 1. Разработка, утверждение и распространение положений о Форуме и положений о конкурсах 2. Информационно-методическое и организационное сопровождение подготовки, монтажа и презентаций музейных проектов

Конкурсная программа: - конкурс выставочных проектов; - конкурс на лучшую презентацию выставочного проекта музея; - конкурс музейных изданий; - конкурс сопутствующей музейной продукции (сувениры, поделки, полиграфия и др.); - конкурс «СМИ и интернет-пространство о брендах в музеях Томской области» (не состоялся из-за отсутствия поданных заявок) Проведение мастер-классов и презентаций, посвященных различным аспектам модернизации деятельности музеев: - семинар «Музейная педагогика»; - семинар «Учет, хранение, реставрация в музее»; - заседание Ассоциации музеев Томской области; - посещение Музея г. Северска с просмотром выставки «Выбор за Вами!», театрализованными экскурсиями по постоянным экспозициям и автобусной экскурсией по г. Северску Организация и подготовка основной части Форума

Внеконкурсная программа: - акция «Томск потаенный»; - выставочные внеконкурсные проекты головных государ-ст-венных музеев на их площадках («Сибирское искусство - связь времен», форум актуального искусства «Artmuseum Project», презентация галереи современного искусства, поэтическая гостиная, посвященная Дню лицеиста, интерактивная программа «Унесенные временем») Работа жюри и экспертов Форума Оценка результативности осуществленного проекта

Параметры IIIМузейного форума, ставшие традиционными для томских музейных форумов

1. Позиционирование Форума как инструмента мониторинга и определение перспектив развития музеев региона, механизма привлечения внимания к музейному делу и проблемам, стоящим перед музейным сообществом.

2. Участие в Форуме различных по профилю, объему и ценности коллекций, а также времени существования субъектов музейной деятельности.

3. Наличие в структуре Форума публичной и деловой программ, ориентированных как на посетителей музеев и стейкхолдеров (власть, бизнес, СМИ, экспертное сообщество), так и на самих музейных работников.

4. Активное привлечение в качестве внешних экспертов и членов жюри

гостей из других регионов и иных (но содержательно близких к деятельности современного музея) сфер. Так, в работе Форума приняли участие А.В. Шаповалов, директор Новосибирского государственного краеведческого музея, и В.А. Каплунов, директор Историко-культурного и природного музея-заповедника «Томская Писаница», которые не только оценили конкурсные выставочные, презентационные, издательские и иные проекты, поделились опытом деятельности своих учреждений, но и по итогам мероприятия дали общую аналитическую оценку сильных и слабых сторон Форума. На семинарах и круглых столах также прозвучали суждения по актуальным вопросам музейного дела И.А. Пилевина, генерального директора медиахолдинга «Рекламный дайджест» (г. Томск), М.А. Лаптевой, канд. филос. наук, заместителя директора Гуманитарного института Сибирского федерального университета (г. Красноярск), С.И. Горельникова, члена комитета по инновациям СОМАР (Союз маркетологов России), ведущего эксперта образовательного центра «BTL'STUDY», Д.Е. Крапчунова, доцента кафедры культурологи и социальной коммуникации НИ ТПУ, канд. филос. наук, консультанта по этнографии и фольклору арт-проекта «Васильев вечер». Помимо музейных работников, в обсуждении приняли участие томские производители сувенирной продукции: представители фирм

«Этноарт» (текстиль) и «Салтан» (керамика), справедливо расценившие Форум как одно из средств продвижения своей продукции на рынок.

Новации IIIМузейного форума

1. Впервые для рекламно-информационного сопровождения этого мероприятия был создан специализированный сайт Форума (http:// forum3.tomsk.ru/), содержащий всю информацию о проекте (положения о Форуме и конкурсах, перечень участников, спонсоров и партнеров, программа мероприятий, анонс ключевых событий) и обновлявшийся по итогам каждого дня работы Форума (иллюстрации, рассказ о прошедших акциях). Информация, представленная на сайте, дублировалась в информационном киоске, который находился в холле Томского областного краеведческого музея в период работы Форума.

2. В первый раз в истории проведения подобных форумов ряд музеев выстроил экспозиции с приглашением профессиональных дизайнеров. Благодаря этому был поднят уровень художественного оформления выставок, что стало положительным примером для других музеев.

3. Впервые для быстрого поиска информации о мероприятиях Форума был использован QR-код (barcode scanner), позволивший гостям и участникам форума оперативно получить все необходимые данные на свои мобильные устройства. Применение данной технологии привлекло к работе Форума томскую молодёжь, в первую очередь студентов. Использование современных информационных технологий расширило горизонты деятельности головных музеев территории.

4. Форум охарактеризовался яркими, театрализованными подходами к презентации музейных проектов.

5. В 2011 г. презентации музеев сопровождались всем необходимым техническим обеспечением.

6. В ходе Форума Ассоциация музеев Томской области пополнилась тремя новыми членами.

7. Кульминацией Форума стала акция «Томск потаенный», реализованная в последний день мероприятия, познакомившая томичей и гостей города с интересными, но малоизвестными широкой публике и в обычное время недоступными объектами культурного наследия. С 19-00 до 22-00 для посетителей открыли свои двери не только краеведческий и художественный музеи (и их отдельно расположенные отделы - планетарий, Мемориальный музей «Следственная тюрьма НКВД»), Музей истории г. Томска, но и многие вузовские и корпоративные музеи (музейные комплексы ТГУ И ТПУ, Музей истории пожарной охраны Томской области, Церковно-исторический музей Томской духовной семинарии) и даже объекты, в традиционном понимании не имеющие отношения к музеям - Государственный архив Томской области, ряд православных храмов, Центр татарской культуры, особняк купца И.И. Смирнова, Театр куклы и актера «Скоморох», музыкальный колледж. На каждой из площадок гости становились участниками разнообразной интерактивной программы и получили возможность познакомится со зданиями-объектами культурного наследия в сопровождении квалифицированных экскурсоводов.

Основные итоги Форума

1. Томичи, гости нашего города, менеджеры в сфере культуры, представители музейного сообщества смогли увидеть современный уровень развития музейного дела региона со всеми его сильными и слабыми сторонами.

2. Посетители площадок Форума с 17 октября вплоть до 6 ноября 2011 г. имели возможность познакомиться с 53 выставочными проектами музеев -участников Форума, представлявших культурные ресурсы практически всех, даже самых отдаленных уголков Томской области.

3. Проект стал эффективной площадкой для обмена опытом по самым разным аспектам функционирования современного музея, начиная от

фондовой и выставочной деятельности и заканчивая новыми подходами к организации работы музея и его взаимодействия с музейной аудиторией и СМИ. Это было особенно актуально для руководителей и сотрудников так называемых «малых» музеев (школьных, корпоративных, муниципальных), которые, как правило, редко имеют специальную музеологическую подготовку, а следовательно, крайне заинтересованы в общении с более опытными и квалифицированными коллегами.

4. Музеи-победители получили ощутимую финансовую поддержку (общий призовой фонд Форума составил 500 тыс. рублей). В зависимости от номинации и занятого места они были награждены не только дипломами, но и денежными премиями в размере от 3 до 75 тыс. рублей на реализацию новых музейных проектов. В числе победителей Форума 3 филиала государственных музеев, 5 муниципальных музеев, 1 корпоративный музей, 8 музеев системы образования, 4 субъекта музейной деятельности, входящих в состав библиотечных или культурно-досуговых учреждений.

5. В ряде музеев были выявлены ценные, в том числе раритетные и уникальные музейные предметы, например: оттиск печати XVII в. (Музей истории г. Томска), орган XVIII столетия (музыкальный инструмент и одновременно прибор), коллекция минералов семьи И. Д. Асташева, которая была подарена технологическому институту представителями семьи (Музейный комплекс НИ ТПУ).

Перспективы Форума

Прошедший Форум со всей очевидностью продемонстрировал необходимость подобного мероприятия не только для развития регионального музейного сообщества, но и для Томской области в целом. По мнению одного из внешних экспертов Форума А. В. Шаповалова, в случае устранения ряда проблемных моментов (необходимость более длительной подготовки, заблаговременное определение тематики следующего форума, четкое выделение различных категорий участников со специфической разноуровневой конкурсной и образовательной программой) есть все перспективы для поступательного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.