Научная статья на тему 'Преподобный Иоанн Рыльский и Рыльская обитель (X–XV века)'

Преподобный Иоанн Рыльский и Рыльская обитель (X–XV века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
75
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Рыльский монастырь / преподобный Иоанн Рыльский / Болгарская Православная Церковь / Болгарское государство. / Rila Monastery / st. John of Rila / Bulgarian OrthodoX Church / the Bulgarian state.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Оскома Антон Сергеевич, Пичугин Максим Николаевич

В Болгарской Церкви существует более ста действующих монастырей. Среди них особое место занимает древний Рыльский монастырь, имеющий более чем тысячелетнюю историю. На протяжении многих веков монастырь традиционно для того времени был источником распространения литературных творений и образования, местом, где хранилась память о национальной самоидентичности болгарского народа. Однако помимо этого он имеет еще и общекультурное значение, является памятником культуры той эпохи, в которую началось складывание болгарского народа как нации, а также, безусловно, эпохи духовного становления других балканских народов. Необходимо отметить и общеправославную значимость монастыря как оплота истинной, неповрежденной веры, где продолжаются те подвижнические и аскетические традиции, которые сохранила эта обитель для всего православного мира и которые наиболее ярким образом воплотились в лице ее основателя и первого настоятеля — преподобного Иоанна Рыльского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reverend John Rylsky and the Rylsky monastery (X–XV centuries)

There are more than 100 active monasteries in the Bulgarian Church. Among them the ancient Rylsky Monastery occupies a special place, covering more than a thousand years of history. For many years the monastery traditionally for that time was a source of dissemination of literary creations and education, a place where the memory of the national identity of the Bulgarian people was kept. However, in addition to this, it also has a general cultural significance, it is a cultural monument of the era in which the formation of the Bulgarian people as a nation began, as well as, of course, the era of the spiritual formation of other Balkan peoples. It is also necessary to note the pan-OrthodoX significance of the monastery as the guardian of the true, intact faith, the continuer of those ascetic traditions that this monastery has preserved for the entire OrthodoX world, especially in the person of its founder and first abbot St. John Rylsky.

Текст научной работы на тему «Преподобный Иоанн Рыльский и Рыльская обитель (X–XV века)»

Раздел III. ИСТОРИЯ

Научная статья

УДК 271-523.4(497.2)(09)|09/141 +929

Для цитирования:

Оскома А.С., Пичугин М.Н., свящ. Преподобный Иоанн Рыльский и Рыльская обитель (X-XV века) // Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2022. № 4 (19). С. 95-110. DOI: 10.56621/27825884_2022_19_95

Оскома Антон Сергеевич,

заведующий сектором заочного обучения, старший преподаватель кафедры церковной истории Саратовской православной духовной семинарии, Российская Федерация, 410028, г Саратов, ул. Мичурина, 92 my_personal_mail_box@mail.ru ORCID: 0000-0002-6243-2007

Священник Максим Николаевич Пичугин,

выпускник

Саратовской православной духовной семинарии, Российская Федерация, 410028, г. Саратов, ул. Мичурина, 92 maxim.pichugin.96@mail.ru

Преподобный Иоанн Рыльский и Рыльская обитель (X-XV века)

А.С. ОСКОМА, священник М.Н. ПИЧУГИН

Аннотация: В Болгарской Церкви существует более ста действующих монастырей. Среди них особое место занимает древний Рыльский монастырь, имеющий более чем тысячелетнюю историю. На протяжении многих веков монастырь традиционно для того времени был источником распространения литературных творений и образования, местом, где хранилась память о национальной самоидентичности болгарского народа. Однако помимо этого он имеет еще и общекультурное значение, является памятником культуры той эпохи, в которую началось складывание болгарского народа как нации, а также, безусловно, эпохи духовного становления других балканских народов. Необходимо отметить и общеправославную значимость монастыря как оплота истинной, неповрежденной веры, где продолжаются те подвижнические и аскетические традиции, которые сохранила эта обитель для всего православного мира и которые наиболее ярким образом воплотились в лице ее основателя и первого настоятеля — преподобного Иоанна Рыльского.

© Оскома А.С., Пичугин М.Н., свящ., 2022.

Ключевые слова: Рыльский монастырь, преподобный Иоанн Рыльский, Болгарская Православная Церковь, Болгарское государство.

Христианство укоренилось в Болгарии достаточно рано. Первые сведения о распространении веры Христовой относятся еще к апостольскому времени. Можно считать, что к концу IV века Балканский полуостров был достаточно христианизирован, а к VII веку начинает образовываться Болгарское государство. Тесные отношения с Византией способствовали интенсивному распространению веры на его территории. «В середине судьбоносного IX века святой царь Борис I прозрел высокую нравственную ценность Божественного Христова учения и в 865 году крестил болгарский народ. Он намеревался возвести новообразованную Болгарскую Церковь в ранг древних Патриаршеств»1. И хотя царь Борис не успел полностью осуществить свои замыслы, он сумел заложить крепкие основы для скорого осуществления этой идеи. Исключительно важное место в истории Болгарской Церкви занимает Рыльский монастырь, братия которого практически постоянно поддерживала живую связь с населением, в свою очередь не оставлявшим монастырь своей помощью в трудные минуты его существования.

Родина основателя обители находится на правом берегу реки Струмы — на склонах горы Руен горного массива Осогово, в деревне Скрино. Можно предположить, что название деревни чисто славянское, как и у большинства поселений в этой местности. Скорее всего, эта деревня даже в далеком прошлом не была значительным поселением. Она достаточно редко упоминается в исторических документах. Королевская записка, опубликованная в 1347 году, сообщает о «винограднике в Скрино», принадлежащем Свято-Николаевскому монастырю. В Средние века деревня вошла в состав города Средец (ныне София). Вот почему в некоторых исторических источниках говорится, что святой родился в его пределах. Опираясь на эту информацию, позже, когда память о происхождении святого стала уходить в прошлое, некоторые историки стали упоминать, без какой-либо достоверной

1 Неофит (Димитров), митр. Патриаршество в Болгарии — опора болгарской святости и духовности // Журнал Московской Патриархии. 2003. № 12. С. 82.

основы, другие поселения вокруг Средеца как родину отшельника из Рилы2. При этом почти во всех болгарских источниках отмечается, что святой Иоанн был болгарином по происхождению3. Старейшим из житий преподобного Иоанна Рыльского по ряду признаков считается так называемое народное, или безымянное (по терминологии профессора Й. Иванова), — неканоническое житие с апокрифическими элементами. Временем его возникновения Й. Иванов определяет XII век. Позднее последовательно возникли канонические жития: византийца Георгия Скилицы, появившееся между 1166 и 1183 годами; пространное («первое») житие, датируемое XIII веком; краткое («второе») житие конца XII — начала XIII века; житие авторства святителя Евфимия Тырновского XIV века в двух редакциях. Известны также «Повесть о перенесении останков Иоанна Рыльского из Тырново в Рыльский монастырь» конца XV века, принадлежащая перу Владислава Грамматика; «Житие Иоанна Рыльского с похвалой» конца XV века Димитрия Кантакузина, помещенное Владиславом Грамматиком в «Рыльский панегирик» 1479 года. Последнее представляет собой оригинальное произведение, в биографической части которого Димитрий Кантакузин использует житийные материалы Георгия Скилицы и святителя Евфимия, а также некоторые другие неизвестные нам источники и предания. Существует и новое греческое житие преподобного Иоанна, переведенное со славянского, напечатанное преподобным Никодимом Святогорцем. В недавнее время были обнаружены еще два жития: авторства инока Даниила Рыльского XVII—XVIII века, помещенное в рукописном сборнике, и сокращенное изложение жития, написанного святителем Евфими-ем, найденное в рукописи конца XVIII — начала XIX века4.

Примечательно, что ни в одном из письменных источников не упоминается точная дата рождения святого. Опираясь на греческое житие Георгия Скилицы и житие, написанное Патриархом Евфимием, можно предположить, что преподобный Иоанн жил в конце IX — первой половине X века, в период правления болгарских царей Бориса I

2 См.: Дуйчев И. Рилският светец и неговата обител. София, 1947. С. 89.

3 См.: Там же. С. 90.

4 См.: Дылевский Н.М. Жития Иоанна Рыльского русских древлехранилищ и их болгарские источники. (Краткие заметки к материалам и задачи дальнейшего исследования) // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 23: Литературные связи древних славян. Л., 1968. С. 286.

(852-889), Владимира (889-893), Симеона (893-927) и Петра (927-969)5.

Согласно жизнеописанию, святой происходил из зажиточной семьи, жившей в бедном пригороде — небольшой горной деревне6. Родители этого святого были благочестивыми христианами. У них было два сына. С ранних лет, хорошо воспитанный родителями, отрок Иоанн жил, слушаясь их во всем и почитая. Когда мать и отец умерли, он продолжал жить согласно их наставлениям — в благоговейном страхе перед Господом, регулярно посещая храм. Многие сверстники, завидуя благочестию отрока, оскорбляли и упрекали его, называя лицемером. Несмотря на это, будущий подвижник продолжал укореняться в добродетелях7.

Византийский агиограф Георгий Скилица, больше основываясь на собственных предположениях, чем на конкретных письменных или устных традициях, описал молодость святого. Описание, действительно, в большей мере общее и условное, но все-таки наглядно показывающее жизнь благочестивого молодого человека. «Он был в девственности и целомудрии, — говорит Ски-лица, — и даже в его уме было больше отлучения от мира, чем девственности. Он не чувствовал себя склонным к встречам и общению и не стремился к легкомысленной и необузданной жизни. Он продолжал пребывать в церкви Божией и слушать священные книги»8. После смерти родителей Иоанн распродал все свое имение и вырученные деньги раздал нищим. Вскоре после этого Господь посетил его следующим образом: юноша увидел сон, в котором Господь, приводя ему в пример Авраама и Давида, повелел оставить родные места и удалиться в незнакомые земли9. Покинув деревню, бедный отшельник отправился в один из близлежащих монастырей. В «безымянном» житии говорится, что он принял иночество «под горой, название которой Руен, в месте,

5 См.: Дуйчев И. Указ. соч. С. 90.

6 См.: Дылевский Н.М. Рыльский монастырь и Россия — Украина в XVI—XVII вв. София, 1974. С. 24.

7 См.: Евфимий Тырновский, свт. Житие на св. Йоан Рилски // Българска Православна Църква Рилска Света Обител [Электронный ресурс]. URL: https://rilskimanastir.org/bg/sv-ioan-rilski/ zhitie-na-sv-ioan-rilski/ (дата обращения: 19.07.2022). Загл. с экрана. Яз. болг.

8 Цит. по: Дуйчев И. Указ. соч. С. 92.

9 См.: Евфимий Тырновский, свт. Указ. соч.

называемом Скрино»10. Это упоминание показывает, что монастырь находился недалеко от его родной деревни. Действительно, на севере от села, под горой Руен, до сих пор существует старинный монастырь в честь святого Димитрия Солунского.

Известно, что у подножия горы Витоши, по течению реки Струмы, существовало значительное количество небольших и крупных обителей, большинство из которых появилось в более позднее время, однако некоторые были основаны еще в X веке. Также известно, что хребет Витоша был покрыт густыми вековыми лесами, которые были удобны в качестве убежища для отшельников. Можно предположить, что инок из Скрино посетил не только южные склоны горы Витоша, но дошел и до северной ее части — туда, где теперь расположен Германский монастырь11.

Встав на путь монашеского делания, молодой инок решил заняться своим духовным образованием. В период правления царя Симеона (893—927) монастыри были центрами литературной и просветительской деятельности. Желая получить образование, иноки усердно стремились к постижению духовных наук. Необходимость в образовании обусловливалась прежде всего тем, чтобы не уклониться на ложный путь от учения Христовой веры12.

Впоследствии преподобный сделал последний шаг на пути к иноческому совершенству: ушел в полное отшельничество. После длительного скитания по разным обителям он отправился искать уединенного общения с Богом. Насколько известно, он был первым, кто совершил этот духовный подвиг в жизни новопросвещенной страны. Так святой Иоанн стал родоначальником болгарского отшельничества.

Стремление к уединению для познания Бога и общения с Ним привело преподобного Иоанна в наиболее пустынное место — на гору Рила. Где же первоначально поселился праведный отшельник по пришествии в Рыльскую пустыню? Существуют различные легенды, связанные с известными местами на этой горе, однако слишком трудно определить, насколько эти легенды соответствуют действительности. «Безымянное» житие, видимо также основываясь на предании,

10 Цит. по: Дуйчев И. Указ. соч. С. 95.

11 См.: Там же. С. 98.

12 См.: Там же. С. 98-99.

сообщает, что отшельник пришел в Рильские горы и остановился в месте, называемом Голец13. Пустынник провел там всего лишь семь месяцев. В «Завете» преподобного Иоанна Рыльского сказано: «Когда я пришел в эту Рыльскую пустыню, так и не нашел в ней человека, но только диких зверей и непроходимые дебри. И я поселился в ней вместе со зверями, не имея ни пищи, ни крыши. Однако небо — моя крыша, земля и травы — моя пища. Но благой Бог, из-за любви к Которому я презрел все и претерпел голод и жажду, мороз, солнечный зной и тела наготу, совершенно меня не бросил, но обильно удовлетворял все мои потребности, как милостивый и чадолюбивый Отец...»14.

Другая информация указывает на то, что пристанище подвижника находилось в южной части горного хребта, к северо-востоку от Верхней Джумайи, рядом с хребтом Плуг: это вершина под названием Вертоп, именуемая так из-за обрыва, который открывается под ней. Там, в районе Горного Присо, в «скале, которая поднимается над правым берегом Стара-реки»15, есть большая пещера с широким входом с южной стороны. Предполагается, что отшельник жил в этом месте16.

Святому Иоанну оказалось невозможным долго скрывать свое убежище. Череду его новых скитаний породило событие, создавшее святому необычную славу. Сын его брата, Лука, также стремился к отшельнической жизни. Он тайно покинул дом своего отца и после долгих скитаний нашел пещеру святого Иоанна. По внушению лукавого, брат подвижника пришел силой забрать назад ребенка. Придя к пещере, он всячески ругал и упрекал святого отшельника. Но тот лишь смиренно молился о судьбе отрока. Когда же отец, забрав сына от преподобного, шел вместе с ним по дороге, близ местности Осеново, выползшая из-под камня змея укусила ребенка, и отрок тотчас же умер. Когда отец увидел это, то, не зная, что делать, вернулся к преподобному и с горечью рассказал ему, что произошло на пути. Святой Иоанн повелел брату похоронить отрока и вернуться домой17.

13 См.: Дуйчев И. Указ. соч. С. 103.

14 Иоанн Рыльский, прп. Завет преподобного Иоанна Рыльского // Православие.РУ. [Электронный ресурс]. URL: https://pravoslavie.ru/завет-преподобного-иоанна-рыльского/ (дата обращения: 19.07.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.

15 Дуйчев И. Указ. соч. С. 105.

16 Там же.

17 См.: Евфимий Тырновский, свт. Указ. соч.

Сегодня трудно сказать, какова доля истины в этом повествовании, которое передает Патриарх Евфимий. Также невозможно установить достоверно расположение местности Осеново, где святой похоронил своего племянника и затем устроил себе место для молитвы. Согласно некоторым версиям, это место, где находится ныне церковь святого Луки, в то время как другие ученые указывают именно на деревню Осеново, которая расположена в южной части горы18. В этой пещере святой провел двенадцать лет. Однажды на преподобного напали разбойники, избили его, вытащили из пещеры и запретили даже приближаться к ней. После этого отшельник последовал евангельскому гласу своего Учителя: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» (Мф. 10:23), — но не из города в город перешел святой Иоанн, а из пустыни в пустыню.

Между тем Господь не желал скрывать Своего угодника от мира людей — он должен был освятить своим благочестием болгарский народ. Предание гласит, что пастухи, пасшие свои стада в долине Рильской реки, отправились на поиски убежавших овец и вдруг увидели яркое свечение. Когда они подошли к тому месту, навстречу им из пещеры вышел старец. Лицо его светилось Божественным светом. Святой Иоанн с радостью принял пастухов, угостил своей простой пищей и отпустил восвояси. Эти простые люди поняли, что встретились со святым отшельником, и, переполненные чудом, отправились в свои дома, восхваляя Бога за все то, что они видели и слышали, и рассказывая по всем окрестным деревням и селам, что на горе Рила живет дивный угодник Божий19. «Многие стали приходить к Иоанну и приносить к нему недужных, которые по его молитвам, получали исцеления»20.

В короткое время вокруг преподобного собралось много подражателей его жизни. Жили ученики в простых деревянных хижинах, постились, молились, прославляя Господа. Молва о Рильской пустыне распространилась по всей стране. Многие, видя добродетельную жизнь святого Иоанна, хотели жить рядом с ним. «В соседней пещере они воздвигли церковь и устроили монастырь, в коем

18 См.: Дылевский Н.М. Рыльский монастырь и Россия — Украина... С. 110.

19 См.: Патерик земли Болгарской. М., 2008. С. 83-84.

20 Димитрий Ростовский, свт. Жития святых. Месяц октябрь. М., 1993. С. 444.

начальником и пастырем был преподобный Иоанн»21, — пишет святитель Димитрий Ростовский. Так возникла Рыльская обитель.

Ни в одном из болгарских источников нет достоверной информации о времени становления Рыльского монастыря. Точные даты установить трудно, особенно учитывая, что обитель формировалась постепенно. Правящий в те времена благочестивый болгарский царь Петр захотел встретиться со святым старцем и отправился к горе Рила, но не смог дойти до места, где в то время жил преподобный, и удовлетворился тем, что послал ему подарки. Отражение этого события мы находим в нынешнем названии одной из рильских вершин — «Царева връх» («Царева вершина»), а также в названии озера — «Царев вир» («Царево озеро»). В житии, составленном Патриархом Евфимием, говорится, что преподобный не принял дары, оставив у себя лишь чашу в память об этой встрече. Он передал царю наказ, что богатство губит людей, но в нем заключается и сила правителя, если использовать его не для удовольствия, а для защиты голодных, бедных и бездомных22. В конце жизни царь Петр принял монашеский постриг, удалился в монастырь, писал религиозные труды и после кончины был причислен к лику святых Болгарской Православной Церкви.

Достигнув преклонного возраста, преподобный Иоанн оставил своим ученикам «Завет», где предлагались наставления в иноческой жизни. Благодаря «Завету» мы знаем имя преемника святого в начальствовании над Рыльской обителью — монаха Григория23. Дав последние наставления, святой отшельник удалился в отдельную пещеру, где провел в безмолвии и молитве последние годы своей земной жизни. В уединении святой прожил пять лет и умер в возрасте семидесяти лет, 18 августа 946 года. Этот год принято считать исторически подтвержденным годом смерти24.

Спустя время после своей кончины святой старец явился в сонном видении одному из иноков и повелел открыть могилу. Исполнив это, монахи нашли тело своего игумена нетленным, источающим тонкий аромат. Мощи святого подвижника были уложены в специальный

21 Димитрий Ростовский, свт. Указ. соч. С. 444.

22 См.: Евфимий Тырновский, свт. Указ. соч.

23 См.: Иоанн Рыльский, прп. Указ. соч.

24 См.: Дылевский Н.М. Рыльский монастырь и Россия — Украина. С. 25.

гроб и перенесены в город Средец, где была воздвигнута церковь, куда стекался народ для поклонения мощам святого Иоанна.

Первые здания Рыльского монастыря были построены еще при жизни его основателя, с началом формирования монашеского братства вокруг него. Постройки расположены недалеко от места, где изначально устроил себе келию святой Иоанн. В пустыне Рила разгорался очаг христианской веры и просвещения. Это было что-то новое в жизни населения этой горной местности, которое изначально почувствовало благодатное влияние монастыря и тем более ощутило его, когда слава обители распространилась по всей стране и за ее пределами. Точное место, где находился этот необычный для того времени и месторасположения монастырь, неизвестно. О нем свидетельствуют только легенды, и можно предположить, что только археологические раскопки могут подтвердить или опровергнуть существующие мнения по этому вопросу. Принято считать, что остатки фундаментов первых монастырских строений находятся к югу от так называемой костницы святого Луки. В XIV веке для обороны от постоянных разбойнических нападений, а также для улучшения экономического устройства монастырь был перемещен на новое место, где и расположен до настоящего времени. Тогда же были извлечены и перенесены из могилы в пещере мощи святого Иоанна Рыльского.

Некоторые сведения о Рыльском монастыре относятся к периоду феодального правления Хрельо Драговола, вассала сербских королей — Стефана Душана, Стефана Дечанского и Стефана Милутина, который владел землями в среднем течении реки Струма, близ городов Струмица и Мелник. В 1335 году, после землетрясения, Хре-льо Драговол значительно перестроил монастырские здания, возвел основательные боевые башни для обеспечения безопасности монастырской братии. В 1343 году он построил каменный храм, на месте которого сейчас располагается нынешняя монастырская церковь. До наших дней сохранилась боевая башня, названная в его честь, ее фасад в настоящее время выходит на новый храм. На фасаде сохранилась надпись из кирпича, где говорится, что башня была построена в 1335 году. Верхний этаж башни представляет собой часовню, в которой в наши дни были восстановлены прекрасные фрески середины XIV века. В 1342 году Хрельо Драговол провозгласил себя самостоятельным владетелем и, признав над собою главенство

объявленного византийским императором Иоанна Кантакузина, ополчился против сербов и короля Душана25. Вскоре он был схвачен и насильно пострижен в монахи с именем Харитон, а еще через некоторое время умерщвлен и похоронен в Рыльском монастыре, о чем свидетельствует надгробная плита с его могилы — в надписи на ней он назван «ктитором храма сего»26.

К сожалению, очень много вопросов, касающихся истории монастыря середины XIV века, остается без ответа. Неясно, например, какому церковному центру в эту эпоху подчинялась обитель. Такая же неопределенность существует и в отношении того, на территории какого государства находился Рыльский монастырь после распада сербского государства в 1355 году. Например, известно, что мощи святого Иоанна находились в тот период в городе Велико Тырново, и это создает, в свою очередь, некоторую связь между обителью и Тырнов-ской Болгарией.

В 1343 году монастырь переходит под власть болгарского царя Ивана-Александра. После его смерти в 1371 году единоличным правителем Тырновского царства становится его сын Иван Шишман. С самого начала своего правления он прикладывает все усилия, чтобы остановить османское наступление. В сентябре 1377 года он вручает монахам Рыльского монастыря дарственную грамоту, в которой подтверждены границы монастырских владений и полная собственность монастырской общины на двадцать деревень с жителями. В список имущества входят поля, виноградники, пастбища и многое другое. Монастырское хозяйство освобождается от уплаты любых сборов, налогов и платежей27. Противостояние этого правителя туркам было относительно успешно, но стратегически обречено. К 1378 году он был вынужден признать себя вассалом Османской империи. Сопротивление его, однако, не было напрасно. Вассальный договор, который он заключил, являлся относительно благоприятным.

К середине 80-х годов XIV века отношения царя Ивана Шишмана и эмира Мурада заметно ухудшились. Это выразилось в наступлении турок, осаждении Софии и взятии болгарских земель. Вместе с тем заметно потеплели отношения кюстендильского князя Константина

25 См.: Дылевский Н.М. Рыльский монастырь и Россия — Украина. С. 29.

26 Там же.

27 См.: Клименко В.Я., прот. Болгария и православные монастыри. Киев, 2010. С. 91.

Деяна и того же эмира Мурада. В этих условиях у братии монастыря не остается другой возможности, кроме как перейти под его защиту. Хорошие отношения этого правителя с османскими завоевателями обеспечили временную безопасность обители и ее владений.

Вскоре после попадания монастыря под османскую власть был выпущен сохранившийся в архиве обители документ, выданный султаном Сулейманом I, сыном султана Баязида I. Это произошло в октябре 1402 года, сразу после разгрома османов в Ангорской битве, когда султан Сулейман поселился недалеко от Пловдива28. Этот фирман султана был как бы документом на собственность Рыльского монастыря, выданным, чтобы не допустить посягательств на недвижимость. Очевидно, одним из первых «управленческих действий» новой власти в отношении монастырской собственности являлась ее легализация в соответствии с исламским правом, по которому некоторые объекты недвижимости подтверждались как монастырские, другие же отнимались. Вообще, сохранившиеся документы того времени показывают, что многие из монастырей потеряли большую часть своей земли. Рыльский монастырь также не сохранил свои территории в полном объеме. Во время османской власти братство должно было вести судебные дела, чтобы сохранить свой статус29. Однако документ, выданный султаном в октябре 1402 года, в значительной степени позволил обители сохранить хотя бы часть своих прав. Тем не менее жизнь в Рыльской обители не стала лучше. Монастырь находился практически в запустении, а оставшаяся братия подвергалась постоянным притеснениям.

В течение нескольких десятилетий в начале XV века обитель оставалась духовным и литературным центром. Монастырь был освобожден от основных государственных налогов, за исключением налогов на овец и ульи. Благодаря таким налоговым послаблениям монастырь был «неинтересным» для османской казны, из-за чего не регистрировалась общая сумма его годового дохода. Если судить по более поздней, XVI века, выписке из учетного документа, который датируется

28 См.: Матанов Х. Рилският манастир на границата на две епохи: междухристиянското Сред-новековие и османското владичество. Доклад, прочитанный на конференции «Рилският мана-стир — история, памет, духовност» в Рыльском монастыре в Болгарии 28 сентября 2017 года. [Неопубликованный доклад].

29 См.: Там же.

примерно 1526 годом, в монастыре был 21 насельник. При сравнении с более ранними данными становится очевидным, что во время правления султана Сулеймана Великолепного (1520-1566 годы) монашеское братство незначительно, но увеличилось за счет прихода монахов из других крупных монастырей30.

Таким образом, Рыльский монастырь в результате турецкого вторжения особенно не меняет своего первоначального устройства, хотя и появляются определенного рода проблемы и ограничения, о которых было сказано. Это стало возможным в том числе из-за того, что он находился далеко от мест, где преобладало турецкое население. Примечательно, что осторожные попытки взять под свою духовную власть Рыльскую обитель как ставропигиальный монастырь предпринимали Охридская митрополия, а затем, с XV века, и Константинопольский Патриархат. В течение всего периода турецкого владычества монастырь сохранил свою внутреннюю автономию, что впоследствии позволило возродить в стране понятие болгарской народности и национального самосознания.

Монастырь сохранил некоторые права и свободы, которые были даны ему от болгарских царей и были подтверждены в грамотах от турецких султанов Баязида I и Мухаммеда I. Однако позже, во второй половине XV века, обитель подвергалась постоянным грабежам31. Но долго это не продлилось. По инициативе трех братьев, Иоасафа, Давида и Феофана, выходцев из кюстендильской деревни, у султана в Константинополе была получена специальная охранная грамота, и в конце XV века монастырь был восстановлен. Братья взяли на себя заботу и об организации нового монастырского братства. В 1466 году между Рыльским монастырем и Свято-Пантелеимоновым монастырем на Афоне было подписано соглашение: монастыри обязались оказывать друг другу взаимную помощь.

Вскоре после смерти старшего из трех братьев, Иоасафа, монашеское братство получило от турецких властей положительный ответ на просьбу о разрешении возвратить в монастырь мощи святого Иоанна Рыльского. Останки преподобного были перенесены из Тыр-ново в Рыльский монастырь в 1469 году. Вскоре создаются и условия

30 См.: Матанов Х. Указ. соч.

31 См.: Дылевский Н.М. Рыльский монастырь и Россия — Украина. С. 30.

для возобновления просветительской и педагогической деятельности. Это выражается в первую очередь в восстановлении поврежденных церковных книг. В это время в монастыре работает грамматик Спиридон. Начинает свою деятельность церковная школа, которая, несмотря на длительное турецкое владычество, готовит духовенство для последующего служения. Подобные церковные школы создаются в наиболее крупных болгарских городах и селах: монахи обители обучают элементарной грамотности болгарское население.

На рубеже XV—XVI веков Рыльский монастырь получает от центральной турецкой власти подтверждение своего права владеть недвижимостью, о чем можно судить по двум султанским грамотам — Баязида II в 1498 году и Селима I в 1519 году32. Однако это не защитило обитель от насилия и грабежей со стороны местных турецких феодалов, а также турецких и разбойнических банд, которые не только грабили и жгли монастырские здания, но и истязали монахов. Но несмотря даже на такие тяжелые условия, просветительская, книжная деятельность продолжила свое развитие в стенах обители, что явилось крепким фундаментом для дальнейшего духовного возрождения Болгарии.

Монастырь оказал огромное религиозное и культурное влияние на болгарский народ. Это позволило впоследствии возродиться болгарскому государству и освободиться от иноземного влияния. Чужеземные захватчики, наслышанные о великих чудесах, происходящих от святых мощей преподобного Иоанна, с почтением и благоговением относились к христианским святыням. По молитвам святого Иоанна Господь возродил Болгарское государство, что позволило восстановить и укрепить разрушенные города.

Святой преподобный Иоанн Рыльский был учителем и наставником сотен людей. Его ученики, братия монастыря, несли в мир слово Божие, просвещая и укрепляя свой народ в православной вере, открывая ему духовные горизонты. Следуя завету преподобного, монахи Рыльского монастыря были оплотом православной веры и истинного благочестия. Подвиг отшельников, посвятивших свою жизнь служению Богу, стал одной из отправных точек в становлении и утверждении Болгарской Православной Церкви. И одним из ее светильников,

32 См.: Матанов Х. Указ. соч.

озаряющих путь к очищению и спасению души через покаянные слезы и молитвы о прощении грехов родного народа и всего мира, стал и святой преподобный Иоанн Рыльский и основанная им обитель.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Источники

1. Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Завета. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2011. 1369 с.

2. Димитрий Ростовский, свт. Жития святых. Месяц октябрь. Репринт. М.: Первая образцовая типография, 1993. 654 с.

3. Иоанн Рыльский, прп. Завет преподобного Иоанна Рыль-ского // Православие.РУ. [Электронный ресурс]. URL: Ьйр8://ргато81ау1е.ш/завет-преподобного-иоанна-рыльского / (дата обращения: 19.07.2022). Загл. с экрана. Яз. рус.

4. Евфимий Тырновский, свт. Житие на св. Йоан Рилски//Българ-ска Православна Църква Рилска Света Обител. [Электронный ресурс]. URL: https://rilskimanastir.org/bg/sv-ioan-rilski/zhitie-па^-юап-п^Ы/(дата обращения: 19.07.2022). Загл. с экрана. Яз. болг.

Литература

1. Дуйчев И. Рилският светец и неговата обител. София: Интер-пресс-67, 1947. 431 с.

2. Дылевский Н. М. Жития Иоанна Рыльского русских древлехранилищ и их болгарские источники. (Краткие заметки к материалам и задачи дальнейшего исследования) // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 23: Литературные связи древних славян / отв. ред. Д. С. Лихачев. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1968. 343 с. С. 276-292.

3. Дылевский Н. М. Рыльский монастырь и Россия — Украина в XVI-XVII вв.: научно-популярный очерк. София: Синод. типография, 1974. 128 с.

4. Клименко В. Я., прот. Болгария и православные монастыри. Киев: Изд-во Подолина, 2010. 439 с.

5. Матанов Х. Рилският манастир на границата на две епохи: между-християнското Средновековие и османското владичество. Доклад, прочитанный на конференции «Рилският манастир — история, памет, духовност» в Рыльском монастыре в Болгарии 28 сентября 2017 года. [Неопубликованный доклад]. Текст предоставлен автором.

6. Неофит (Димитров), митр. Патриаршество в Болгарии — опора болгарской святости и духовности // Журнал Московской Патриархии. 2003. № 12. С. 82—90.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Патерик земли Болгарской: в 2 т. Т. 1. Сентябрь — январь. М.: Изд-во Сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2008. 377 с.

Статья поступила в редакцию 29.08.2022, одобрена после рецензирования 20.09.2022, принята к публикации 1.11.2022.

Article

UDC 271-523.4(497.2)(09)|09/141 +929

For citation:

Oskoma A., Pichugin M., priest. Prepodobnyy loann Ryl'skiy i Ryl'skaya obitel' (X-XV veka) [Reverend John of Rylsky and the Rylsky monastery (X-XV centuries)] // Trudy Saratovskoi pravoslavnoi dukhovnoi seminarii. [Proceedings of the Saratov Orthodox Theological Seminary]. 2022. No 4 (19). pp. 95-110. DOI: 10.56621/27825884_2022_19_95

Anton Oskoma,

Head of the department of distance learning, Senior Lecturer, Department of Church History, Saratov Orthodox Theological Seminary, 92 Michurina str., Saratov, 410028, Russian Federation my_personal_mail_box@mail.ru ORCID: 0000-0002-6243-2007

Priest Maxim Pichugin,

Graduate of Saratov Orthodox Theological Seminary 92 Michurina str., Saratov, 410028, Russian Federation maxim.pichugin.96@mail.ru

Reverend John Rylsky and the Rylsky monastery (X-XV centuries)

A. OSKOMA, priest M. PICHUGIN

Abstract: There are more than 100 active monasteries in the Bulgarian Church. Among them the ancient Rylsky Monastery occupies a special place, covering more than a thousand years of history. For many years the monastery traditionally for that time was a source of dissemination of literary creations and education, a place where the memory of the national identity of the Bulgarian people was kept. However, in addition to this, it also has a general cultural significance, it is a cultural monument of the era in which the formation of the Bulgarian people as a nation began, as well as, of course, the era of the spiritual formation of other Balkan peoples. It is also necessary to note the pan-Orthodox significance of the monastery as the guardian of the true, intact faith, the continuer of those ascetic traditions that this monastery has preserved for the entire Orthodox world, especially in the person of its founder and first abbot St. John Rylsky.

Keywords: Rila Monastery, st. John of Rila, Bulgarian Orthodox Church, the Bulgarian state.

REFERENCES

1. Duychev I. (1947) "Rilskiyat svetets i negovata obitel" [The Saint of Rila and his monastery]. Sofia. (in Bulgarian).

2. Dylevsky N.M. (1968) "Zhitiya Ioanna Ryl'skogo russkikh drevlekhranilishch i ikh bolgarskiye istochniki. (Kratkiye zametki k materialam i zadachi dal'neyshego issledovaniya)" [Lives of John of Rylsky Russian ancient repositories and their Bulgarian sources. (Brief notes to the materials and tasks of further research)] // "Trudy Otdela drevnerusskoy literatury. T. 23: Literaturnyye svyazi drevnikh slavyan" [Proceedings of the Department of Old Russian Literature. T. 23: Literary connections of the ancient Slavs]. pp. 276—292. Leningrad. (in Russian).

3. Dylevsky N.M. (1974) "Ryl'skiy monastyr' i Rossiya — Ukraina v XVI—XVII vv." [Rila Monastery and Russia-Ukraine in the 16th-17th centuries]. Sofia. (in Russian).

4. Klimenko V.Ya. (2010) "Bolgariya i pravoslavnyye monastyri" [Bulgaria and Orthodox monasteries]. Kyiv. (in Russian).

5. Dimitrov S.N. (2003) "Patriarshestvo v Bolgarii — opora bolgarskoy svyatosti i dukhovnosti" [The Patriarchate in Bulgaria is the backbone of Bulgarian holiness and spirituality] // "Zhurnal Moskovskoy Patriarkhii" [Journal of the Moscow Patriarchate]. No. 12. pp. 82—90. (in Russian).

The article was submitted 29.08.2022, approved after reviewing 20.09.2022, accepted for publication 1.11.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.