Научная статья на тему 'ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЕ КАДРЫ ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ НЕГРАМОТНОСТИ В 1920-1930-Х ГОДАХ (НА МАТЕРИАЛАХ ОРЕНБУРЖЬЯ)'

ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЕ КАДРЫ ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ НЕГРАМОТНОСТИ В 1920-1930-Х ГОДАХ (НА МАТЕРИАЛАХ ОРЕНБУРЖЬЯ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
61
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЕ КАДРЫ / ЛИКВИДАТОРЫ / ЛИКВИДАЦИЯ НЕГРАМОТНОСТИ / ОРЕНБУРГСКИЙ РЕГИОН / ЛИКПУНКТЫ / КУЛЬТПОХОД

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Петрич Л. В.

Преподавательские кадры для ликвидации неграмотности в 1920-1930-е годы является актуальной темой для исследования. В статье были раскрыты основные этапы ликвидации неграмотности и эволюции государственной политики в обеспечении школ и пунктов ликбеза преподавательскими кадрами; выявлены основные трудности в комплектовании: нехватка финансов, низкий образовательный уровень учителей, трудности в снабжении кадрами национальных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Петрич Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING STAFF FOR THE ELIMINATION OF ILLITERACY IN THE 1920S-1930S (BASED ON MATERIALS FROM THE ORENBURG REGION)

The teaching staff for the elimination of illiteracy in the 1920s-1930s is an actual topic for research, the quality and degree of coverage of illiterate people in education depended on this. The article describes the main stages of the elimination of illiteracy and the evolution of state policy in providing schools and educational programs with teaching staff; the main difficulties in the selection of teachers were identified: lack offinance, low educational level of teachers, difficulties in supplying personnel to national schools.

Текст научной работы на тему «ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЕ КАДРЫ ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ НЕГРАМОТНОСТИ В 1920-1930-Х ГОДАХ (НА МАТЕРИАЛАХ ОРЕНБУРЖЬЯ)»

07.00.02 - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ (ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ), 07.00.03 - ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПЕРИОДАНИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ) 07.00.02 - DOMESTIC HISTORY (HISTORICAL SCIENCES), 7.00.03 - GENERAL HISTORY (OF THE CORRESPONDING PERIOD)(HISTORICAL SCIENCES)

УДК 94 (470.56) ПЕТРИЧ Л.В.

кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории России, Оренбургский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]

UDC 94 (470.56) PETRICH L.V.

Candidate of Historical Sciences, Associate professor, Orenburg State Pedagogical University E-mail: [email protected]

ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЕ КАДРЫ ДЛЯ ЛИКВИДАЦИИ НЕГРАМОТНОСТИ В 1920-1930-х ГОДАХ

(НА МАТЕРИАЛАХ ОРЕНБУРЖЬЯ)

TEACHING STAFF FOR THE ELIMINATION OF ILLITERACY IN THE 1920s-1930s (BASED ON MATERIALS FROM THE ORENBURG REGION)

Преподавательские кадры для ликвидации неграмотности в 1920-1930-е годы является актуальной темой для исследования. В статье были раскрыты основные этапы ликвидации неграмотности и эволюции государственной политики в обеспечении школ и пунктов ликбеза преподавательскими кадрами; выявлены основные трудности в комплектовании: нехватка финансов, низкий образовательный уровень учителей, трудности в снабжении кадрами национальных школ.

Ключевые слова: преподавательские кадры, ликвидаторы, ликвидация неграмотности, Оренбургский регион, ликпункты, культпоход.

The teaching staff for the elimination of illiteracy in the 1920s-1930s is an actual topic for research, the quality and degree of coverage of illiterate people in education depended on this. The article describes the main stages of the elimination of illiteracy and the evolution of state policy in providing schools and educational programs with teaching staff; the main difficulties in the selection of teachers were identified: lack offinance, low educational level of teachers, difficulties in supplying personnel to national schools.

Keywords: teaching staff, liquidators, liquidation of illiteracy, Orenburg region, literacy centers, cultural trip.

Преподавательские кадры для ликвидации неграмотности в 1920-1930-е годы - их состав и степень квалификации является актуальной темой для исследования, от этого зависело качество обучения и степень охвата неграмотных и малограмотных.

В историографии данная тема нашла свое отражение. Историки советского периода считали, что в условиях острой нехватки средств в данный период времени привлечение ккультурно-просветительскойдеятельности населения, не обладающего соответствующей квалификацией, является вполне оправданным [28]. На современном этапе историографии исследователи указывают, что новые власти широко привлекали для ликвидации неграмотности общественность [24], подчеркивается, что часто так называемые «ликвидаторы» вели психологическую обработку обучаемых, прибегая к «изощренным методам воздействия, устраивая «политсуды» над неграмотными» [1]. Привлечение культармейцев к ликвидации неграмотности значительно снижало затраты государство на обучение, в то же время данное обстоятельство существенно снижало качество подготовки обучаемых [29].

Учитель советской школы рассматривался как «боец идеологического фронта», следовательно большое значение придавалось политической подготовке учителей. Следует отметить диссертацию Н.Н. Сологуб, которая глубоко исследовала данную

проблему, она пишет о создании профессионального кадра ликвидаторов, как «долгом, сложном и мучительном процессе» [27]. Проблема кадрового обеспечения изучалась и на материалах Уральского региона. И. И. Чернышева пишет о том, что привлечение «платных» преподавателей в системе ликбеза началось только в конце 1930-х годов и то лишь в качестве эксперимента [30]. Изучению кадровой политики в Оренбургском крае на примере различных групп населения посвящено немало работ в современной историографии [12].

Среди региональных авторов можно выделить Н.И. Сайгина, чья кандидатская диссертация содержит богатый фактический материал по подготовке кадров ликвидации неграмотности в Оренбуржье [26]. М.В. Попов исследовал деятельность государственных органов и общественных организаций по ликвидации неграмотности уральского крестьянства. Автор отмечает, что у большинства штатных ликвидаторов неграмотности не было специальной подготовки, массовые мобилизации позволяли привлекать к работе не только учителей, но и других представителей сельской интеллигенции [25].

Источниковая база исследования основана на материалах фондов трех архивов. В фонде 2314 -Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации неграмотности Государственного архива

© Петрич Л.В. © Petrich L.V.

Российской Федерации (ГАРФ) помещены сведения

0 первых шагах ликвидации неграмотности в стране и в Оренбургской губернии, о широком привлечении в качестве учителей для школ ликбеза массы энтузиастов профессионалов. Наиболее ценный материал для написания данной статьи дали региональные архивы. В Оренбургском государственном архиве социально-политической истории (ОГАСПИ) исследован фонд

1 - Оренбургский губернский комитет РКП (б)-ВКП (б), здесь помещены отчеты уполномоченных Губкома партии по вопросам ликвидации неграмотности. В фондах 4, 209, 267 и 7367 помещен богатый материал о ходе кампании по ликвидации неграмотности в период культпоходов конца 1920-х-начала 1930-х годов. В фонде 371 - Оренбургского областного комитета ВКП (б) - содержатся стенограммы партийных конференций и совещаний о ходе кампании по ликвидации неграмотности во второй половине 1930-х годов и об организации обучения среди организованных групп населения. Материалы фондов дают представление об изменении состава кадров ликпунктов, теперь они состояли преимущественно из оплачиваемых профессионалов. В фондах 451 и 188 Государственного архива Оренбургской области (ГАОО) можно найти сведения о кадровой обеспеченности ликпунктов, а также материальном положении учителей ликбеза.

Хронологические рамки работы охватывают период 1920-1930-х годов, эти два десятилетия были решающим временем в кампании по ликвидации неграмотности взрослого населения в советской России и в Оренбуржье. Статья выполнена на материалах Оренбургской губернии, а в последующем - Оренбургской области.

Целью статьи является выявление кадрового состава и степень квалификации преподавателей, занимающихся ликвидацией неграмотности взрослого населения. Для раскрытия данной цели необходимо проанализировать основные этапы ликвидации неграмотности и эволюцию государственной политики в обеспечении школ и пунктов ликбеза преподавательскими кадрами; необходимо выявить основные трудности в комплектовании кадров: это нехватка финансов, низкий образовательный уровень преподавателей, трудности в снабжении учителями национальных школ.

Потребность в специальных преподавательских кадрах для обучения неграмотного и малограмотного населения возникла сразу же после выхода Декрета СНК об учреждении Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности от 19 июля 1920 года [7, с. 239]. Появляются учителя особой квалификации - их стали называть «ликвидаторы», они были созданны специально дл обучения неграмотных на ликпунктах. Первоначально таких учителей комплектовали из учителей, набранных через систему ВЧК л/б. В середине 1920-х годов их приравняли по материальному и социальному положению к учителям общеобразовательных школ.

Оренбургская губерния испытывала такие же

трудности с квалифицированным персоналом для ликпунктов, как и по всей стране. Кроме того, возникала проблема с преподавателями для национальных школ. В 1921 году районы Оренбургской губернии охватил голод, вся культурная работа встала, закрывались школы, не хватало преподавателей. Следовательно к ликвидации безграмотности стали привлекаться лица не знакомые с работой, не владеющими какими-либо методиками обучения, сами едва грамотные [6]. В Каширинском уездном отделе народного образования числилось 9 человек ликвидаторов, из них 5 человек было с начальным образованием, а 4 окончили семилетнюю школу. В 1925 году по городу Оренбургу во всех культурно-просветительских учреждениях (школах взрослых, школах ликвидации безграмотности, школах для малограмотных и инструкторских школах по ликвидации безграмотности) числилось 76 человек. В Орском уезде в аналогичных культурно-просветительных учреждениях насчитывалось 27 преподавателей [9, л. 2-3]. Для данной работы в уезде стали привлекаться грамотные демобилизованные красноармейцы, крестьяне, сельская интеллигенция, члены партии или комсомольцы. Квалифицированные работники соцвоса уклонялись от работы по ликвидации неграмотности из-за перегруженности общественной работой и низкой оплаты труда.

В 1924 году для решения финансовых проблем стали широко привлекаться средства различных организаций, а также самообложение местного населения. Надо отметить, что низкая оплата труда учителей (17 рублей) была названа главной причиной, которая снижала эффективность работы по ликвидации неграмотности и малограмотности. Особенно низкой оплата труда ликвидаторов была в сельской местности, здесь она была в два раза была ниже, чем в городе [11, л. 68]. Поэтому на Заседании Бюро Оренбургского губернского комитета РКП (б) XI созыва от 6 января 1926 года было решено оплату ликвидаторов волостных опорных ликпунктов установить не ниже учителей соцвоса 1-й ступени [10, л. 1-1 об.]. Со всей очевидностью стало понятным, что только квалифицированные кадры, профессиональные учителя были способны обеспечить качественный перелом в данной работе. В 1927 году Правление Оренбургского губотдела Профессионального союза работников просвещения СССР определило фонд заработной платы в 28 тыс. руб., еще 5 тыс. руб. было выделено на надбавку для привлечения к работе более квалифицированных кадров. Ставки заработной платы были утверждены в следующем виде: преподаватели школ взрослых в городе в 1926/27 учебном году -46 руб., в 1927/28 учебном году - 54 руб.; ставка ликвидатора неграмотности в деревне на эти же годы утверждалась в 40 руб. и в 44 руб. соответственно [5, л. 6-6 об.]. Таким образом, заработная плата данной категории работников существенно повысилась.

Подготовка педагогических кадров оставалась очень непростой задачей, требующей финансов. В середине 20-х годов педагогические кадры в

07.00.02 - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ (ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ), 07.00.03 - ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПЕРИОДА)(ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ) 07.00.02 - DOMESTIC HISTORY (HISTORICAL SCIENCES), 7.00.03 - GENERAL HISTORY (OF THE CORRESPONDING PERIOD)(HISTORICAL SCIENCES)

Оренбуржье, в том числе для ликпунктов, готовили три специальные учебные заведения: Русский педагогический техникум, Татарский педагогический техникум и годичные педагогические курсы. Стоимость обучения в 1926/1927 учебном году составляла: в Русском педагогическом техникуме - 142 руб. 83 коп., в Татарском педагогическом техникуме- 242 руб. 38 коп. [15, л. 31] Коме того регулярно проводились курсы по повышению квалификации работников просвещения. Преподавание там шло в соответствии с программой, присланной Наркомпросом, программа была переработана применительно к местным условиям на 152 часа занятий [14, л. 54-54 об.]. Непосредственно ликвидаторов неграмотности готовили инструкторские школы и уголки ликвидации неграмотности.

К середине 1920-х годов насчитывалось следующее число инструкторских школ малограмотных и преподавателей в них.

Данные таблицы 1 показывают, что во всей губернии в 1925 году насчитывалось только 5 инструкторских школ, в которых преподавали 6 преподавателей, причем большинство таких школ было сосредоточено в городах.

Новый этап в процессе ликвидации неграмотности совпал культпоходом 1928/1929 годов. Массовая кампания выявила потребность в кадрах по ликвидации неграмотности. В Оренбургском районе специально для культпохода было подготовлено 200 человек ликвидаторов, которые должны были обучить 1000 неграмотных. Активно работали комсомольские ячейки, они вели агитационную работу среди населения, проводили курсы по подготовке ликвидаторов неграмотности, брали на учет все неграмотное население. По инициативе комсомольских ячеек в Оренбургском районе было организовано 32 школы малограмотных с охватом 660 человек. В оренбургских сельсоветах было проведено 7 комсомольских курсов по ликвидации неграмотности,

которые подготовили 218 ликвидаторов [16, л. 20]. При этом наряду с методистами общественниками предлагалось широко привлекать платных инструкторов методистов для работы в деревне. Для их подготовки открывались краткосрочные курсы. При это учащиеся ВУЗов и техникумов, школ I и II ступени фабрично-заводского ученичества и школ крестьянской молодежи должны были обучить в 1931 году 8 тыс. чел., комсомол -4 тыс. чел., общество «Долой неграмотности» -6500 чел., профсоюзы - 3500 чел. и союз работников просвещения - 6 тыс. чел. [19, л. 22 об.] В Бузулукском округе и в Бугуруслане комсомольцы решили своими силами обучить 100 неграмотных. В местной газете была поднята кампания «Кто идет впереди» [23, л. 10]. Всего в районах Оренбургского округа в порядке общественной нагрузки было обучено 10 тыс. чел., число культармейцев составило 1875 чел. Во время культпохода планировалось охватить обучением 28 550 чел., причем 60 % из этого числа предполагалось обучить в порядке общественной нагрузки. Такое «бесплатное» обучение приводило к тому, что культармейцы всячески старались уклониться от нагрузки, кроме того, качество преподавания было крайне низким. По плану на 1929/1930 гг. предполагалось охватить обучением 72500 неграмотных и малограмотных. Для этого необходимо было подготовить 630 ликвидаторов для сезонных школ и 5 тыс. чел. для индивидуально-группового обучения [13, Л. 63-63 об, 64 об.]. В итоге намеченные планы не выполнялись.

Таким образом, начавшийся новый этап в ликвидации неграмотности заставлял пересмотреть позицию в отношении кадров для ликпунктов. Подготовка квалифицированных кадров требовало громадных материальных и временных затрат, а результаты нужны были немедленно. Поэтому в 1930-х годах правительство вернулось к системе использования труда бесплатных ликвидаторов. Однако это вело к низкому

Таблица 1.

Инструкторские школы малограмотных в 1925 году [4, л. 4]

Уезды Общее число м Преподаватели

ж Обоего пола В том число школьных работников

Всего Всего 5 3 3 6 1

Город 4 3 1 4 1

Сельская местность 1 - 2 2 -

Оренбургский уезд Всего 3 2 1 3 -

Город 3 2 1 3 -

Сельская местность - - - - -

Каширинский уезд Всего 1 - 2 2 -

Город - - - - -

Сельская местность 1 - 2 2 -

Орский уезд Всего 1 1 - 1 -

Город 1 1 - 1 -

Сельская местность - - - - -

качеству обучения неграмотных. Решение вопроса оказалось в тупике. Возникала необходимость изменить тактику подхода к данной проблеме. Оставив труд преподавателей бесплатным, их состав изменился -учитель культармеец встал на место непрофессионала. В докладе о перспективе пятилетнего плана народного хозяйства и социально-культурного строительства Оренбургского округа за период 1928/19291932/1933 гг. планировалось выделить больше средств на повышение квалификации работников просвещения: с 18 тыс. руб. в 1928/1929 гг. до 25 тыс. руб. в 1932/1933 гг., т.е. почти на 39 % [12, л. 79].

В 1930 году культпоход в Оренбуржье принял форму агроколхозпохода. Оренбургский район разбивался на 13 кустовых объединений, в каждом имелся кустовой методист по ликбезу. На местах для руководства культпоходом создавались сельские штабы для культпохода. При всех кустовых школах создавались методические библиотеки. Чтобы разъяснить программу проведения агроколхозпохода, во всех кружках и школах ликвидации безграмотности организовывались семинары культармейцев. По линии культпохода предполагалось охватить обучением не менее 7-8 тыс. чел. [18, л. 3-3 об.] В 1931 году была произведена вербовка культармейцев, таким образом было привлечено 1748 человек, а всего в Оренбургском «батальоне» города числилось 3500 культармейцев [17, л. 41]. Грамотные колхозники привлекались для обучения неграмотных и малограмотных, часы их образовательной работы засчитывались в основную производственно-колхозную работу.

Со второй половины 30-х годов развернулись активные мероприятия по выполнению постановления ЦК ВКП (б) и СНК СССР «О работе по обучению неграмотных и малограмотных». Предпринимались действенные усилия по подготовке преподавательских кадров для ликвидации безграмотности. Постановление стимулировало новый этап работы по ликвидации неграмотности и малограмотности. Началось активное обследование районов для выявления и устранения проблем в данной сфере. Обследование показало, что в сельской местности даже во второй половине 30-х годов преподаватели все еще работали в порядке общественной нагрузки, поэтому качество обучения было низким в отличие от городов, где в это время

работали в основном «платные» учителя. Данное обследование выявило, что в Люксембургском районе в 1936 г. подготовка культармейцев не проводилась, Районный отдел народного образования не изучал работу школ взрослых, школы не имели программ для обучения. Большую роль в подготовке кадров в эти годы играли педагогические конференции и курсы. В 1936 году Районный отдел народного образования провел методическую конференцию культармейцев. На ней присутствовало 105 человек, трое из них: Емельянов, Игнатов и Хамзин были премированы за высокое качество обучения в размере от 30 до 50 рублей [22, л. 10, 47-48]. На данной конференции было решено организовать соревнование по районам на лучшую постановку обучения неграмотных и малограмотных. Особо тяжелое положение наблюдалось в ликпунктах для обучения нерусских национальностей области. В 1936 году Ак-Булакский педагогический техникум был преобразован в техникум по подготовке учителей казахов. Было набрано две группы: на 1-й курс и подготовительное отделение - всего 113 человек. Преподавание там велось на казахском языке [21, л. 8].

В 1936 году была проведена аттестация учителей 12 районов. Она показала, что учителя в основной своей массе малограмотные, случайно попали в школу. 500 человек из 797 не имели необходимого образования и были допущены к работе временно [20, л. 27-28]. Всего в 1936 году числилось 1738 учителей, обучающих неграмотных и малограмотных [22, л. 1].

Согласно Всесоюзной переписи населения 1939 года грамотность населения Оренбургской области старше 9 лет достигла более 80 % [3, с. 183], то есть проблема ликвидация неграмотности теряет свою актуальность. Существенная, если не определяющая роль в данном успехе несомненно принадлежала кадровой политике, которая в целом показала свою успешность. В ликвидацию неграмотности основной части населения внесло свой вклад практически все мало-мальски грамотное население региона. С одной стороны, такая значительная армия энтузиастов преподавателей смогла охватить обучением практически всех, нуждающихся в этом. Но с другой стороны низкая квалификация и принудительное участие в данной работе вели к очень низким результатам обучения и к рецидивам неграмотности.

Библиографический список

1. Баландина Н.И., Баландин Н.И. Ликвидация неграмотности крестьянства северного края в 1920-1930-е годы // Материальное положение, быт и культура северного крестьянства (советский период): Межвузовский сборник научных трудов. Вологда: Издательство Вологодского государственного педагогического института, 1992. 142 с.

2. Балицкий И.И. Образовательная политика России в конце 1917-1920 гг. // Социально-гуманитарные знания. 2013. № 1. С. 215-227.

3. Всесоюзная перепись населения СССР 1939 года: Уральский регион: Сборник материалов / Сост. В.П. Мотревич. Екатеринбург: Изд-во Гуманитарного ун-та, 2002. 372 с.

4. Государственный архив Оренбургской области (ГАОО) Ф. 188. Оп. 1. Д. 433.

5. ГАОО. Ф. 451. Оп. 1. Д. 1.

6. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 2314. Оп. 3. Д. 17.

7. Декреты Советской власти. М.: Политиздат, 1978. Т. IX. Июнь-июль 1920 г.

8. Любичанковский С.В. Социокультурный облик оренбургских гражданских губернаторов (1881-1917) как показатель государственной кадровой политики // Оренбургский край в системе евразийских губерний и областей России. Всероссийская

07.00.02 - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ (ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ), 07.00.03 - ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПЕРИОДА)(ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ) 07.00.02 - DOMESTIC HISTORY (HISTORICAL SCIENCES), 7.00.03 - GENERAL HISTORY (OF THE CORRESPONDING PERIOD)(HISTORICAL SCIENCES)

научно-практическая конференция. Оренбург: ИПК ОГУ, 2004. С. 111-114.

9. Оренбургский государственный архив социально-политической истории (ОГАСПИ). Ф. 1. Оп. 1. Д. 515.

10. ОГАСПИ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 928.

11. ОГАСПИ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 969.

12. ОГАСПИ. Ф. 4. Оп. 1. Д. 61.

13. ОГАСПИ. Ф. 4. Оп. 1. Д. 159.

14. ОГАСПИ. Ф. 7. Оп. 7. Д. 303.

15. ОГАСПИ. Ф. 209. Оп. 1. Д. 9.

16. ОГАСПИ. Ф. 209. Оп. 1. Д. 32.

17. ОГАСПИ. Ф. 267. Оп. 1. Д. 113.

18. ОГАСПИ. Ф. 267. Оп. 1. Д. 130.

19. ОГАСПИ. Ф. 267. Оп. 2. Д. 154.

20. ОГАСПИ. Ф. 371. Оп. 1. Д.453.

21. ОГАСПИ. Ф. 371. Оп. 1. Д. 467.

22. ОГАСПИ. Ф. 371. Оп. 1. Д. 682.

23. ОГАСПИ. Ф. 7367. Оп. 1. Д. 11.

24. Петрич Л.В. Общество «Долой неграмотность»: общественная инициатива или идеологическая кампания? (На примере Оренбуржья) // Вестник Томского государственного университета. 2019. № 445. Август. С. 146-150.

25. ПоповМ.В. Культура и быт крестьян Урала в 1920-1941 годах: Монография. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 1997. 181 с.

26. Сайгин Н.И. Коммунистическая партия - организатор культурного строительства в первые годы Советской власти (по материалам Южного Урала): дис. ... канд. ист. наук. М., 1967. 257 с.

27. СологубН.Н. Ликвидация неграмотности в Среднем Поволжье в 1917-1930-х годах: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Пенза, 2004. 23 с.

28. Стеллиферовская Е.Н. Культурно-просветительная работа в деревне (1924-1925) // Очерки по истории советской науки и культуры: Материалы по истории русской культуры / Под ред. чл.-корр. АН СССР проф. А.В. Арциховского. М.: Издательство Московского университета, 1968. 392 с.

29. ЦыретароваБ.Б. Ликвидация неграмотности в Бурятии в 1930-х гг. (на материалах Государственного архива Республики Бурятия) // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2018. № 2. С. 84-89.

30. Чернышева И.И. Реформа общего образования взрослых в РСФСР в середине 1930-х годов: региональный аспект // Вестник Самарского университета. История. Педагогика. Филология. 2017. № 3. Т. 23. С. 23-29.

References

1. Balandina N.I., Balandin N.I. Elimination of illiteracy of the peasantry of the northern region in the 1920s-1930s // Financial situation, life and culture of the northern peasantry (Soviet period): Interuniversity collection of scientific papers. Publishing house of the Vologda State Pedagogical Institute, 1992.142 p.

2. Balitsky I.I. Educational policy of Russia at the end of 1917-1920 // Social and humanitarian knowledge. 2013. №1. Pp. 215-227.

3. All-Union population census of the USSR in 1939: Ural region: Collection of materials / Comp. V.P. Motrevich. Ekaterinburg: Publishing house of the Humanitarian University, 2002. 372 p.

4. State Archives of the Orenburg Region (SAOR) F. 188. In. 1. File. 433.

5. SAOR. F. 451. In. 1. File.1.

6. State Archives of the Russian Federation (SARF). F. 2314. In. 3.File. 17.

7. Decrees of the Soviet government. Moscow: Politizdat, 1978.Vol. IX. June-July 1920.

8. Lyubichankovsky S.V. Socio-cultural image of the Orenburg civil governors (1881-1917) as an indicator of the state personnel policy // Orenburg region in the system of Eurasian provinces and regions of Russia. All-Russian scientific and practical conference. Orenburg State University (OSU), 2004. Pp. 111-114.

9. Orenburg State Archive of Social and Political History (OSASPH). F. 1. In. 1.File. 515.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. OSASPH. F. 1. In. 1. File. 928.

11. OSASPH. F. 1. In. 1. File. 969.

12. OSASPH. F. 4. In. 1. File. 61.

13. OSASPH. F. 4. In. 1. File. 159.

14. OSASPH. F. 7. In. 7. File. 303.

15. OSASPH. F. 209. In. 1. File. 9.

16. OSASPH. F. 209. In. 1. File. 32.

17. OSASPH. F. 267. In. 1. File. 113.

18. OSASPH. F. 267. In. 1. File. 130.

19. OSASPH. F. 267. In. 2. File. 154.

20. OSASPH. F. 371. In. 1. File. 453.

21. OSASPH. F. 371. In. 1. File. 467.

22. OSASPH. F. 371. In. 1. File. 682.

23. OSASPH. F. 7367. In. 1. File. 11.

24. PetrichL.V. "Down with Illiteracy" Society: Public Initiative or Ideological Campaign? (On the example of the Orenburg region) // Bulletin of the Tomsk State University. 2019. № 445. August. Pp. 146-150.

25. Popov M.V. Culture and life of the peasants of the Urals in 1920-1941: Monograph. Yekaterinburg: Ural State Pedagogical University, 1997.181 p.

26. Saygin N.I. The Communist Party - the organizer of cultural construction in the early years of Soviet power (based on materials from the South Urals): dissertation ... Candidate of Historical Sciences. Moskow, 1967. 257 p.

27. Sologub N.N. Elimination of illiteracy in the Middle Volga region in the 1917-1930 s: abstract dissertation ... Candidate of Historical Sciences. Penza, 2004.23 p.

28. Steliferovskaya E.N. Cultural and educational work in the countryside (1924-1925) // Essays on the history of Soviet science and culture: Materials on the history of Russian culture / Ed. Corresponding Member USSR Academy of Sciences prof. A.V. Artsikhovsky.

Moscow University Press, 1968. 392 p.

29. Tsyretarova B.B. Eradication of illiteracy in Buryatia in the 1930s (based on the materials of the State Archives of the Republic of Buryatia) // Oikumena. Regional studies. 2018. № 2. Pp. 84-89.

30. Chernysheva I.I. Reform of general adult education in the RSFSR in the mid-1930s: a regional aspect // Bulletin of the Samara University. History. Pedagogy. Philology. 2017. № 3.Vol. 23. Pp. 23-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.