7. Пермский государственный архив новейшей истории (далее - ПГАНИ). Ф. 105. Оп. 354. Д. 939. Л. 6.
8. ПГАНИ. Ф. 105. Оп. 354. Д. 2161. Л. 61.
9. ПГАНИ. Ф. 105. Оп. 354. Д. 2162. Л. 2 - 21.
10. ПГАНИ. Ф. 105. Оп. 354. Д. 2701. Л. 14 - 15.
11. ПГАНИ. Ф. Р-1188. Оп. 1. Д. 145. Л. 3.
12. Центр документации новейшей истории Оренбургской области. Ф. 371. Оп. 48. Д. 69. Л. 23 - 26.
13. Центр документации общественных объединений Свердловской области (далее - ЦДООСО). Ф. 4. Оп. 98. Д. 279. Л. 46
- 47.
14. ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 106. Д. 435. Л. 98 - 99.
15. ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 111. Д. 367. Л. 58.
16. ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 111. Д. 613. Л. 123.
17. ЦДООСО. Ф. 304. Оп. 1. Д. 9. Л. 76.
18. ЦДООСО. Ф. 304. Оп. 1. Д. 22. Л. 126 - 127.
19. Центральный государственный архив общественных объединений Республики Башкортостан. Ф. 122. Оп. 198. Д. 312. Л. 42 - 43.
20. История культуры Челябинского края. Веков связующая нить. Очерки / Редкол. Д. Б. Перчик и др.; авт. ст.: Шишов К. А., Карманова Е. В. Челябинск: Каменный пояс, 2005. - 320 с.
21. История Удмуртии: XX век / Под ред. К. И. Куликова; введение О. И. Васильевой, Л. Н. Бехтеревой, Н. А. Родионова. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 2005. - 544 с.
22. История Урала. Том II. Период социализма. Пермь: Пермское книжное издательство, 1977. - 544 с.
23. Коми-Пермяцкий автономный округ на рубеже веков: Справочное издание. Кудымкар: Коми-Пермяцкое кн. изд-во, 2000. - 399 с.
24. Культурное строительство в Удмуртии. Сборник документов и материалов (1941 - 1875 годы). Ижевск: Удмуртия, 1977. - 272 с.
25. Культурное строительство на Среднем Урале: Сборник документов (1941 - 1977 годы). Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1987. - 400 с.
Павлова Л.В.
Кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России Оренбургского государственного педагогического
университета
РОЛЬ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ЛИКВИДАЦИИ НЕГРАМОТНОСТИ ВЗРОСЛОГО
НАСЕЛЕНИЯ В ОРЕНБУРЖЬЕ В 1920-Е ГГ.
Аннотация
В статье раскрывается роль государства и общественных организаций в деле ликвидации неграмотности взрослого населения страны и региона. Доказан значительный вклад комсомольских, профсоюзных и других общественно-политических организаций в работу по ликвидации неграмотности в Оренбургском крае.
Ключевые слова: ликвидация неграмотности; культурно-просветительная деятельность; общественно-политические организации; общество «Долой неграмотность»; Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности.
Pavlova L.V.
Ph.D. in History, Associate Professor of Russian History of the Orenburg State Pedagogical University ROLE OF GOVERNMENT AND PUBLIC ORGANIZATIONS IN THE ELIMINATION OF ADULT ILLITERATES
ORENBURG IN 1920.
Abstract
The article explores the role of the state and public organizations in the elimination of illiteracy among the adult population of the country and the region. Proved a significant contribution to the Komsomol, trade unions and other socio-political organizations in efforts to eradicate illiteracy in the Orenburg region.
Keywords: literacy; cultural and educational activities; socio-political organizations; Company "Down with Illiteracy", All-Russian Extraordinary Commission for the eradication of illiteracy.
Борьба с неграмотностью в Советской России была объявлена государственным делом и обязанностью всех общественных организаций и граждан. В центре и на местах понимали, что задача приобретения в кратчайшие сроки элементарной грамотности населением страны не могла быть разрешена без непосредственного участия в ее реализации местных организаций РКП(б), профессиональных союзов, союзов коммунистической молодежи и других общественно-политических организаций.
Начиная с 1919 г. в Оренбуржье шла работа по учету всех культурных сил губернии, которые можно было использовать в деле ликвидации неграмотности. В конце марта 1919 г. в Оренбурге прошло собрание представителей культурнопросветительных организаций г. Оренбурга и внешкольного и дошкольного подотделов Губернского отдела народного образования. Собрание выявило деятельность более десяти культурно-просветительных организаций, работающих в это время в городе [1]. Большинство из указанных организаций вынуждены были приостановить просветительную работу из-за отсутствия топлива, света и других материальных трудностей.
Для выработки общего плана работ всех культурных организаций губернии 5 апреля 1919 г. Губернским отделом народного образования была созвана конференция [2]. Выступавшие на конференции отмечали отсутствие координации в работе между отдельными культурно-просветительными организациями. Большим недостатком являлся дефицит подготовленных кадров работников народного образования, в соответствии с этим планировалась организация курсов по различным отраслям просвещения.
Таким образом, в течение 1919 г. шло, прежде всего, выявление и учет всех просветительных сил губернии, способных внести свой вклад в работу по обучению взрослого населения.
По мере выхода из кризиса и укрепления Советской власти большевики, без опасения за прочность своих идеологических позиций, сочли возможным привлечь к работе по ликвидации неграмотности более широкие круги общественности. Это позволило также широко использовать средства населения для организации ликвидации неграмотности. В середине 1920-х годов Всероссийской чрезвычайной комиссией по ликвидации безграмотности была поставлена задача укрепить связи с партийными и профсоюзными организациями путем прикрепления к ним определенного числа неграмотных.
Особое внимание в деле ликвидации неграмотности среди своих членов было уделено профсоюзами. Еще на I Всероссийском съезде профсоюзов в январе 1919 г. было принято решение об организации общего и профессионального обучения всех членов профсоюза. Осенью 1920 г. профсоюз строителей Оренбургско-Тургайской губернии открыл несколько десятков школ ликбеза на строительстве железной дороги Оренбург — Орск — Троицк, в которых обучалось 4678 рабочих [3].
16
Профсоюзные организации вели учет неграмотных вместе с Губернской чрезвычайной комиссией по ликвидации неграмотности и хозяйственными органами. Одновременно они изыскивали необходимые средства, помещения, учебные пособия, производили комплектование ликпунктов, составляли цифровые сводки о ходе кампании и сообщали их вышестоящим органам.
В связи с неурожаем и голодом обучение членов профсоюзов велось в начале 1920-х годов слабо, отсутствовал точный учет неграмотных по профсоюзам, предприятиям и учреждениям. С 1923 г. состояние сферы образования Оренбуржья постепенно стало улучшаться, тем не менее на начало 1923 г. из общего числа членов профсоюзов Киргизии (57 тыс.) неграмотных было около 10% (5500 чел.); в Оренбургской губернии на начало 1923 г. имелось лишь 5 ликпунктов по обучению членов профсоюзов [4]. Посещаемость профсоюзных ликпунктов была слабая и составляла от 25 до 50%. Состав учащихся постоянно менялся, многие члены профсоюза вообще отказывались посещать школы, особенно люди пожилого возраста [5].
Количество неграмотных работников — членов союзов — в первой половине 1920-х гг. увеличивалось, что происходило, главным образом, из-за постоянного притока в города неграмотных крестьян. Главным затруднением в работе по ликвидации неграмотности среди членов профсоюзов Оренбуржья являлась слабая материальная база культработы, средства культфондов союзов расходовались на другие нужды. Недостаточно внимания уделялось работе на периферии, практическая работа осуществлялась исключительно в губернских центрах.
Активизации усилий широкой общественности в борьбе с неграмотностью способствовало создание осенью 1923 г. массового добровольного общества «Долой неграмотность» (ОДН). Именно с этого момента процесс ликвидации неграмотности действительно приобрел массовый общественный характер. Члены ОДН обязаны были повсеместно агитировать за преодоление неграмотности, помогать ВЧК л/б изыскивать материальные средства, привлекая общественность, проводить собрания, митинги, вечера для разъяснения необходимости борьбы с неграмотностью, распространять учебные пособия и плакаты.
В губерниях и уездах создавались отделения общества «Долой неграмотность», а на предприятиях и в войсковых частях — ячейки, которые подчинялись губернским либо уездным организациям. Члены ОДН должны были придерживаться следующих принципов в своей работе: стать реальной массовой организацией, тесно работать с общественностью, строить всю работу во взаимосвязи с политпросветучреждениями, партией и комсомолом [6].
Оренбургский отдел ОДН был организован в апреле 1924 г. по инициативе Республиканского Правления ОДН как его отделение в губернии. В первые годы своего существования организационная работа Общества сталкивалась с определенными трудностями, которые заключались в отсутствии достаточного опыта в работе, а также в том, что члены Правления были загружены другой посторонней работой. Тем не менее на первых порах своего существования идея организации ОДН нашла большой отклик в массах. За 1924 год по Оренбургской губернии стихийно, без участия со стороны Правления членами ОДН было открыто 80 ликпунктов, где было обучено 2746 человек [7]. Работа Оренбургского отделения ОДН в 1924 г. проходила под лозунгом: «Грамотный, обучи неграмотного!» [8].
Губернский комитет партии ставил перед местными ячейками ОДН следующую задачу: на средства Общества в Оренбургской губернии должно было содержаться не менее 50% существующих ликпунктов. Однако в течение 1925 г. активность работы Общества снижалась в связи с нарастающими финансовыми трудностями. Задолженность городских ячеек, которая сложилась из сумм за членские билеты и значки, достигла суммы 1800 руб. [9] Общий упадок повлиял на все местные отделения ОДН: в них практически прекратилась работа, не отсылалась отчетность в центр.
Работа по ликвидации безграмотности требовала немалых затрат. Членских взносов и добровольных пожертвований катастрофически не хватало, поэтому средства местных ячеек ОДН пополнялись поступлениями от продажи выпущенных значков, билетов на различные культурные мероприятия, организуемые ячейками ОДН. Финансовое положение дел Оренбургского отделения общества «Долой неграмотность», как и повсюду в стране, было сложным, следовательно, для восполнения необходимых материальных затрат изыскивались всевозможные средства. На заседании коллегии Агитационнопропагандистского отдела Оренбургского губернского комитета ВКП(б), состоявшегося 25 февраля 1926 г., было решено ввести следующие меры для улучшения финансового положения Оренбургского отделения ОДН: «а) процент отчисления от Товарной Биржи; б) добиться вступления местного кооператива как юридического лица (плата взносов по соглашению); в) вызовы на пожертвования в пользу ОДН через газету; г) наложение на пиво 1 коп. на бутылку». 1% от своего дохода в пользу ОДН обязаны были отчислять «все места зрелищ и увеселений» [10].
Следует отметить, что средств часто не хватало из-за чрезмерно раздутого административного аппарата — это признавали и в партийном руководстве. В среднем 43% поступающих денежных средств тратилось на содержание аппарата ОДН [11].
Особенно тяжело работа по ликвидации неграмотности шла среди сельского населения. В постановлении ЦК РКП(б), опубликованном 30 мая 1925 г., «О работе Общества “Долой неграмотность”», отмечалось, что в связи с недостаточно развернувшейся деятельностью ОДН ЦК партии поставил перед Обществом задачу перенести центр тяжести его работы в сельскую местность, при этом усилив там деятельность шефских рабочих организаций по ликбезу [12]. Местная газета «Смычка» в 1927 г. отмечала, что деревенские ячейки ОДН не вели никакой образовательной работы в деревне, уездные правления ОДН все бумаги и распоряжения центральных и губернских органов держали у себя, не рассылая их ячейкам, руководство низовыми ячейками ОДН на местах почти совершенно отсутствовало [13].
В конце 1920-х гг. продуктивность всей работы была низкой. О снижении активности работы ячеек ОДН свидетельствовали результаты их проверки, проведенной в 1929 г. во время культпохода в губернии. Обследование в январе 1929 г. выявило пассивность деятельности местных ячеек, несогласованность и путаницу в их работе. Многие из ячеек практически уже распались и числились только на бумаге, в то же время работающие ячейки не числились в списках Окружного Совета общества «Долой неграмотность» [14].
Таким образом, в конце 1920-х годов ОДН Оренбургского округа было организационно не оформлено. Часто работа ОСОДН проводилась только в лице секретарей ОДН, а массы партийно-комсомольского актива и актива ОДН Оренбуржья не были вовлечены в практическую работу по ликвидации неграмотности.
Активно проявили себя общественно-политические организации в Оренбуржье во время проведения культпохода в конце 1920-х — начале 1930-х годов. Серьезную роль сыграл VIII съезд Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, объявивший проведение культпохода с осени 1928 г. К комсомольскому походу присоединились партийные, советские, профсоюзные организации, общество «Долой неграмотность». На ликбезработу в помощь местным комиссиям по борьбе с неграмотностью было решено направить 1 тыс. комсомольцев [15].
В целях привлечения внимания общественности к делу ликвидации неграмотности осенью 1928 г. был проведен месячник. В Оренбургской области проведение месячника возлагалось на Окружком ВЛКСМ и Окружной Совет ОДН, а на местах — на райкомы и ячейки ВЛКСМ и ОДН. Во время месячника силами учащихся техникумов, школ II ступени, совпартшколы и рабфака была организована перепись неграмотного и малограмотного населения Оренбургского округа, разворачивалась сеть ликпунктов, проводились кампании за вовлечение неграмотных на ликпункты и т.д. Бюро Окружного комитета ВЛКСМ
17
поставило перед комсомольцами Оренбуржья задачу в соответствии с лозунгом VIII съезда ВЛКСМ: «Каждый грамотный должен найти и обучить неграмотного» [16].
Лозунг, выдвинутый Н. К. Крупской на VII Всероссийской конференции по ликвидации неграмотности: «Работу по ликвидации неграмотности — под широкий контроль масс, привлечь массы к участию в организации работы», реализовывался на практике следующим образом. Окружной комитет ВЛКСМ должен был в 1928/29 учебном году обучить 2350 человек, кооперация выделяла средства на обучение 3 тыс. человек, профсоюз — 1 тыс. человек, союз работников просвещения — 6 тыс. человек. Все профсоюзы Оренбуржья, кроме профсоюзов работников просвещения, народного питания и торговых служащих, во время проведения в округе культпохода отчисляли 15% от культфонда на ликвидацию неграмотности [17].
На заседании губернского комитета ВЛКСМ в августе 1929 г. было решено обучить силами комсомольцев 8500 человек. В итоге к культпоходу было привлечено 2400 комсомольцев, ликвидаторами работало 678 комсомольцев. На комсомольском субботнике было заработано 8 тыс. руб., которые были направлены на организацию культпохода [18].
Партийные и общественные организации приняли в целом активное участие в организации и проведении культпохода. Так, только на средства ОДН в Оренбургском округе во время проведения культпохода было обучено 2744 человека [19].
В ликвидации неграмотности стало отчетливо проявляться два основных ее участника — государство и широкая общественность. Государство стало проводить политику по вовлечению в указанный процесс общественно-политических организаций. Укрепление руководящей и направляющей роли партии в 1930-е гг. сводило роль общественно-политических организаций к чистой формальности. Сохранение хотя бы видимости их роли преследовало далеко идущие цели. Привлечение к работе по ликвидации неграмотности общественно-политических организаций позволяло государству разделить с ними груз ответственности за срыв планов ликвидации неграмотности, а также способствовало широкому привлечению людских кадров и финансовых средств организаций и частных лиц для работы по ликбезу. В целом комсомольские, профсоюзные и другие общественно-политические организации и частные лица внесли значительный вклад в работу по ликвидации неграмотности в Оренбургском крае.
Литература
1. Государственный архив Оренбургской области (ГАОО). Ф. Р-450. Оп. 1. Д. 717. Л. 4—6.
2. ГАОО. Ф. Р-450. Оп. 1. Д. 717. Л. 8 об.
3. Сайгин Н. Забытое слово «ликбез»... // Блокнот агитатора. - Оренбург, 1967. - № 7. - С. 30.
4. Профессиональное движение в Киргизии: орган Киргизского бюро ВЦСПС. - Оренбург, 1923. - № 2—3. - С. 20, 22.
5. Оренбургский рабочий: орган Оренб. губкома РКП, губисполкома и губпрофсовета. - Оренбург, 1923. - 2 авг.
6. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 2306. Оп. 69. Д. 179. Л. 12.
7. ГАОО. Ф. Р-738. Оп. 1. Д. 4. Л. 19.
8. Отчет о работе Оренбургского Городского Совета Р.К.Д. XI созыва за период декабрь 1923 г. — май 1924 г. Оренбург : Гос. типо-лит. № 1 Оренполиграфа, 1924. - С. 45—46.
9. ГАОО. Ф. Р-738. Оп. 1. Д. 4. Л. 20 об.
10. Центр документации новейшей истории Оренбургской области (ЦДНИОО). Ф. 1. Оп. 1. Д. 1043. Л. 15—15 об.
11. ЦДНИОО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1043. Л. 20.
12. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898—1986). - Т. 3. - М. : Политиздат, 1984. - С.
395.
13. Смычка : орган Оренб. Губкома ВКП(б), Губисполкома и Губпрофсовета. - Оренбург, 1927. - № 20 (524).
14. ЦДНИОО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 20. Л. 20—20 об.
15. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа : сб. документов. 1917—1973 гг. / сост. А. А. Абакумов [и др.]. - М. : Педагогика, 1974. - С. 382.
16. ЦДНИОО. Ф. 208. Оп. 1. Д. 931. Л. 11.
17. Павлова Л.В. Ликвидация неграмотности взрослого населения. 1897-1939 гг. (на материалах Оренбуржья). - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2011. - 208 с. - С. 108.
18. ЦДНИОО. Ф. 209. Оп. 1. Д. 32. Л. 17, 153.
19. ЦДНИОО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 20. Л. 22.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ / ECONOMICS
Банкет А. Н.
Соискатель, ФГБОУ ВПО «Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)» КУЛЬТУРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ
Аннотация
В статье предлагается новое понимание сущности культуры предпринимательства как инструмента управления, включающее в себя не только внутриорганизационные отношения, но и связи предпринимательской структуры с внешней средой, раскрывающие влияние субъекта управления на общественные отношения и процессы. Исследуются конструктивная и деструктивная формы экономической активности предпринимательских структур как результат проявления культуры предпринимательства.
Ключевые слова: культура предпринимательства, управление.
Banket A. N.
Postgraduate student, Siberian State Automobile and Highway academy BUSINESS CULTURE AS A MANAGEMENT TOOL
Abstract
The article proposes a new understanding of the essence of a business culture as a tool of management, including internal relations and communications of business with the external environment, revealing the influence on public relations and processes. Explored the constructive and destructive forms of economic activity of business as a result of a business culture.
Keywords: business culture, management.
Культура предпринимательства по своему содержанию понимается в исследовании как упорядоченная совокупность факторов, элементов, функций, уровней и форм проявления, также связей между ними, ориентирующих предпринимательскую структуру на те или иные формы экономической активности. В данном исследовании мы сконцентрируем внимание именно на формах проявления культуры предпринимательства в деятельности предпринимательских структур, что позволит по-новому осмыслить сущность изучаемого феномена.
Мы исходим из того, что культура предпринимательства ориентирует предпринимательские структуры на конструктивные либо деструктивные формы экономической активности.
18