Научная статья на тему 'Преподаватели и студенты Сталинградского педагогического института на защите города в годы Великой Отечественной войны'

Преподаватели и студенты Сталинградского педагогического института на защите города в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
801
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Болотов Николай Александрович

Анализируется вклад студентов и преподавателей Сталинградского педагогического института в защиту города в годы Великой Отечественной войны. Дается оценка их героической деятельности и потерь, нашедших отражение в экспозициях музея истории ВГПУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преподаватели и студенты Сталинградского педагогического института на защите города в годы Великой Отечественной войны»

ИСТОРИЯ

Н.А. БОЛОТОВ (Волгоград)

ПРЕПОДАВАТЕЛИ И СТУДЕНТЫ СТАЛИНГРАДСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА НА ЗАЩИТЕ ГОРОДА В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Анализируется вклад студентов и преподавателей Сталинградского педагогического института в защиту города в годы Великой

Отечественной войны. Дается оценка их героической деятельности и потерь, нашедших отражение в экспозициях музея истории ВГПУ.

В ряду крупнейших событий Великой Отечественной войны битва на Волге занимает особое место. Она справедливо считается великой, ибо положила начало коренному перелому во Второй мировой войне. Есть события, над которыми время не властно, которые навсегда остаются в памяти народа. 200 дней и ночей шла тяжелая борьба с коварным и безжалостным врагом. Ценой великих подвигов и огромных потерь враг был разбит. Победа в Сталинградской битве стала всенародной.

Чем дальше уходят в историю события 65-летней давности, тем дороже и бесценнее становится для нас память о тех, кто ценой нечеловеческих лишений и собственной жизни ковал эту Победу. Свой достойный вклад в ее приближение внесли преподаватели, студенты и сотрудники Сталинградского государственного педагогического института.

Несмотря на выходной день, 22 июня 1941 г. большая часть преподавателей и студентов собралась в актовом зале института, и после выступления директора И.А. Фурсенко было принято решение: сдать оставшиеся экзамены и идти добровольцами на фронт, отдать все силы и даже жизнь для защиты родной страны [1]. Уже 23 июня в институте прошли собрания коммунистов, комсомольцев и членов профсоюзной организации, на которых обсуждались задачи коллектива в новой,

военной, обстановке, был разработан единый план мероприятий по оказанию помощи фронту.

Обществом Красного Креста были организованы курсы медицинских сестер, на которые записались 360 студенток и сотрудниц института. Занятия проходили в свободное от учебы время. Лекции читали лучшие профессора и врачи города - Топ-ровер, Флоринский, Могилевский, Низя-ев, Верин-Бараш. Практику проходили в больницах города. Курсами руководила ассистент кафедры основ марксизма-ленинизма Е.В. Слуцкер. За короткое время их окончили 224 человека [2]. В учебном корпусе на улице Академической, 2 расположился военный госпиталь. Несколько позже и второй учебный корпус был переоборудован для приема раненых.

Из студентов и преподавателей института создавались отряды для сооружения оборонительных рубежей вокруг города. 635 человек было отправлено в Калачев-ский район: рыли ходы сообщения, строили противотанковые рвы, пулеметные и минометные гнезда, эскарпы и надолбы. На строительстве оборонительных сооружений студенты работали до 25 октября 1941 г., а после возвращения дежурили в госпиталях, помогали медицинским работникам города в приеме с поездов и дальнейшей эвакуации раненых. Руководили отрядами декан исторического факультета

В.И. Степанов, преподаватель Б.М. Руколь, А.Д. Балашов, О.А. Мазор, Л.М. Новикова, А.Д. Кашковская, студенты Т. Кувал-дина, Э. Кочкина и др. [2: 6].

Летом 1942г., после окончания первого учебного года в условиях войны, когда уже развертывались бои на подступах к Сталинграду, в Городищенский район на сооружение оборонительных рубежей было направлено 715 студентов и преподавателей. Возглавлял коллектив строителей заведующий кафедрой истории СССР, секретарь партбюро института В.В. Лухменский. Они находились там до 20 августа, после чего возвратились в Сталинград и сразу включились в работу по эвакуации раненых за Волгу.

© Болотов Н.А., 2008

Когда 23 августа 1942 г. началась массированная бомбардировка и гитлеровцы севернее тракторного завода прорвались к Волге, на строительстве оборонительных рубежей и баррикад, в уходе за ранеными активное участие принимали сотрудники института Н.А. Витушенко, Л.Р. Доброва, Л.М. Новикова, С.М. Шаталина, Е.П. Мещанинова, П.М. Михайлова, А.И. Лысенкова,

А.Д. Кашковская, Б.М. Руколь, А. Алексеева; студенты О. Бузулуцкая, В. Ворочкова, И. Кадыкова, А. Ерина, Э. Нирлевид, Н. Никитина, М. Круглянская и мн. др. «Трудно сейчас ответить, как могли эти женщины без сна и отдыха работать по 20 часов в сутки», - пишет в своих воспоминаниях ветеран института Н.А. Витушенко [3].

На подступах к Сталинграду шли тяжелые оборонительные бои. Красная Армия отступала. Руководство института приняло решение готовить институт к эвакуации за Волгу. Под непрерывными бомбежками и обстрелами коллектив СГПИ проделал большую работу, готовя институт к эвакуации: было упаковано и перевезено на берег Волги все хозяйственное имущество, оборудование кабинетов и музеев, книги библиотеки. Но 23 августа во время массированной бомбардировки города все это было уничтожено прямым попаданием авиабомбы. В те трагические дни были разрушены все три учебных корпуса института, библиотека, 4 студенческих общежития, столовая, хозяйственные постройки и частично - дом научных работников. С сентября 1942 г. институт временно приостановил учебную деятельность (Там же). Большая часть преподавателей, сотрудников и студентов ушли в армию. Многим из них довелось защищать свой родной город.

Еще в годы Гражданской войны Василий Иванович Сергеев в составе 4-го Крестьянского полка 10-й Армии оборонял Царицын. В боях был тяжело контужен. Лечился в одном из госпиталей Царицына. Выздоровев, он навсегда связал свою судьбу с городом на Волге. В числе первых выпускников нашего института был оставлен работать на кафедре физики. В октябре 1941 г. он снова надел солдатскую шинель. В дни Сталинградской битвы подразделение капитана В.И. Сергеева обеспечивало одну из переправ прославленной 62-й Армии. В составе 3-го Украинского и

1-го Белорусского фронтов он прошел боевой путь от Сталинграда до Берлина. В 1946 г. возвратился в родной институт. Награжден орденом Красной Звезды и многими медалями [2: 155].

Когда фронт приблизился к Сталинградской области, заведующий кафедрой новой истории С.И. Сидельников был назначен командиром взвода истребительного отряда Ворошиловского района. Принимал участие в операциях по уничтожению вражеских диверсантов и лазутчиков. В июле 1942 г. был призван в армию. Закончив краткосрочные курсы командного состава командиром пехотно-пулеметной роты, участвовал в заключительных боях Сталинградского сражения, а затем освобождал от врага родную землю. В сентябре 1944 г. был тяжело ранен. Комиссия признала его негодным к службе в Вооруженных Силах, и в начале 1945 г. С.И. Сидельников вернулся к преподавательской и научной деятельности. Защитил кандидатскую, а затем докторскую диссертации. Крупный ученый, он многие годы возглавлял кафедру новой и новейшей истории Харьковского государственного института им. А.М. Горького.

Четверо братьев Конопатовых ушли на фронт, в живых остался один - Павел Иванович Конопатов. П.И. Конопатов в 1938 г. окончил физико-математический факультет СГПИ и был оставлен на работе в институте. С декабря 1941 г. он - в действующей армии. Защищал Сталинград, освобождал Варшаву, штурмовал Берлин. Родина высоко оценила ратные подвиги П.И. Конопатова: он был награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина» и др. В мае 1946 г. майор П.И. Конопатов возвратился в институт. Старший преподаватель, доцент, декан факультета, заведующий кафедрой, проректор по учебной работе - таковы основные рубежи его мирного труда [3: 39 - 40].

Пал смертью храбрых в боях за Сталинград заведующий кафедрой истории СССР, парторг института В.В. Лухменс-кий. По отзывам ветеранов, он всегда был впереди на самых трудных участках боев.

Добровольцем ушла на фронт студентка факультета русского языка и литературы Катя Воробьева, дочь легендарного капитана судна «Гаситель» П.В. Воробь-

ева. Случилось так, что отец и дочь в грозном 1942 г. защищали родной город: отец - на Волге, а Катя, выполняя задание командования, ходила в тыл врага. Юная разведчица в сентябре того же 1942 г. при возвращении с боевого задания была тяжело ранена. Друзья-однополчане вынесли ее из-под огня на берег Волги. Врачи долго боролись за жизнь отважной девушки. Ей сделали несколько операций, ампутировали руку и отправили в тыловой госпиталь. Но эшелон, который вывозил раненых, попал под бомбежку... Короткая жизнь Кати Воробьевой - образец беззаветного служения Отчизне [3: 42].

Смело действовала в стане врага в дни битвы за город Шура Агеенкова - студентка исторического факультета. Еще до вторжения гитлеровцев в город она во главе сандружинниц спасала детей, а на временно оккупированной немцами территории в городской черте расклеивала листовки, разрушала линии связи, вела разведку, доставляя ценные сведения нашему командованию. Добровольцем ушла защищать родной город студентка-первокурсница Антонина Попова. В дни битвы она была радиотелеграфисткой 10-го отдельного батальона воздушного наблюдения, оповещения и связи. Дни и ночи со своими боевыми подругами несла боевое дежурство в самом огненном месте -в районе Мамаева кургана. «В трудных условиях длительных сражений с гитлеровцами, - вспоминает Антонина, - приходилось быть и радистом, и санитаром, и разведчиком, и поваром. В дни боев за Мамаев курган мы с Катей Сороко, обвязав кабелем фляги, ползком доставляли для раненых воду из водонасосных баков. Сражались с фашистами в круговой обороне». После Сталинградской битвы отважная студентка участвовала в Курской битве, освобождении Белоруссии от гитлеровцев. А. Попова награждена многими правительственными наградами (Там же: 43).

В 1937 г. окончил физико-математический факультет Я.Н. Воронцов. До войны он преподавал физику в школе № 16, а в 1941 г. ушел на фронт. Летом 1942 г. он писал сестре Марии Николаевне: «Защищаю тихую реку». И лишь значительно позже удалось узнать: радист одного из подразде-

лений роты связи бывшей 184-й стрелковой дивизии, школьный учитель Л.Н. Воронцов погиб на берегу Дона, защищая дальние подступы к родному городу. Когда он писал письмо сестре, он, видимо, вспомнил замечательный роман М.А. Шолохова «Тихий Дон». О своем боевом товарище, выпускнике педагогического института Г.Г. Махине вспоминает участник Сталинградской битвы, инвалид Великой Отечественной войны, житель нашего города П.Ф. Палашевский: «С Махиным я находился в 1328-м стрелковом полку 315-й стрелковой дивизии с 1 апреля по 26 августа 1942 г. Он был первым заместителем начальника штаба этого полка в звании старшего лейтенанта. До войны Г. Махин был учителем, учился и работал он в Сталинграде. 26 августа 1942 г. во время ожесточенного боя за взятие высоты 101.1 Г. Махин был убит и похоронен там же, на поле боя. Высота 101.1 находится севернее поселка Кузьмичи нашей области» [3: 43].

Многие питомцы института сражались за Родину и на востоке страны до последнего дня Второй мировой войны. Окончив пединститут накануне Сталинградской битвы, Т.А. Сапункова получила направление в Комсомольск-на-Амуре. Но когда гитлеровцы стали угрожать родному городу, добровольно ушла на фронт. Трудными дорогами войны прошла она от Сталинграда до Германии, а потом оказалась на Дальнем Востоке. И лишь после победы над милитаристской Японией начала свой учительский труд, которому отдала почти 40 лет. Боевые и мирные заслуги учительницы-воина отмечены пятнадцатью наградами.

Пример стойкости и воинского мужества показал А.В. Цыганков. Война застала его еще на студенческой скамье (сдавал последний экзамен), но через несколько дней он был уже в армии, стал артиллеристом-наводчиком в составе 181-й стрелковой дивизии 62-й Армии, где и совершил свой подвиг. Вот что об этом рассказал бывший командир 671-го артполка П.Д. Репин в газетной публикации: «На одном из главных направлений в августе 1942 г. бой с наступавшей армадой фашистских танков длился более трех часов. Первая батарея нашего 414-го артдивизиона уничтожила 7 танков, вторая - 5, четвертая - 4, пятая - 17. В кри-

тические минуты боя в третьей батарее в живых остался один - наводчик Цыганков. Но он не растерялся, хотя танки врага были уже близко. В ходе последующей схватки наш артиллерист подбил 7 фашистских танков. Так храбрый воин подправил известную пословицу и доказал, что и “один в поле воин”, если он умелый воин». После Сталинградской битвы А.В. Цыганков участвовал во многих сражениях, штурмовал Берлин. Награжден многими орденами и медалями, в т.ч. орденом Славы III степени. Ратные подвиги были приумножены трудовыми. После войны стал ученым - доктором географических наук, профессором, членом-корреспондентом Академии наук Российской Федерации [4].

Василий Федорович Афанасьев в 1940 г. поступил на историческое отделение учительского института СГПИ. Окончив два курса, в 1942 г. стал курсантом школы младших командиров. Сразу после окончания военного училища попал на фронт командирам орудийного расчета. Защищал Сталинград, освобождал Ростов, Таганрог, Севастополь. Прошел славный боевой путь от Сталинграда до Кенигсберга. За боевые подвиги награжден 16 орденами и медалями. После демобилизации в 1945 г. завершил обучение в родном вузе. В 1951 г. стал одним из первых аспирантов института. После окончания СГПИ был назначен проректором по вечернему отделению. Длительное время проработал на кафедре психологии доцентом [2: 14].

Преподаватель кафедры русского языка пединститута Леонид Михайлович Орлов по заданию командования Волжской военной флотилии (разведотдела) провел несколько месяцев во вражеском тылу, на захваченной врагом сталинградской земле. Выполняя спецзадание, лейтенант Л.М. Орлов, постоянно рискуя жизнью, вел опасную разведывательную и пропагандистскую работу на территории противника, за что был удостоен правительственной награды. В послевоенные годы успешно сочетал преподавательскую деятельность с научной. Стал доктором филологических наук, профессором, заведующим кафедрой [4: 127].

Студент исторического факультета Б.Н. Железняк ушел на фронт доброволь-

цем, воевал на Сталинградском фронте, был авиационным стрелком-радистом. После тяжелого ранения в 1942 г. его демобилизовали. После войны он окончил педагогический институт и все годы трудился и жил в Михайловке: преподавал в техникуме, работал в райисполкоме, отвечал за сохранность памятников культуры, истории и археологии [3: 47].

В тяжелых боях на фронтах Великой Отечественной войны погибли многие преподаватели и студенты института, среди них Н.И. Беляев, Н.Е. Лыгин, В.В. Лухменский, Г.В. Шевченко, Н. Колебошин, А.П. Калмыков, Е.П. Воробьева, А.И. Иванченко, А. Игнатенко, С. Потиев, Ф. Зайцев, И.М. Шоход, Н. Бочков, И.В. Мачулин, Е.В. Марочкин, Е. Зарезин, Мазвич, П. Гончаров и др.

После окончания Великой Отечественной войны многие преподаватели, сотрудники и студенты СГПИ возвратились в родной город, в родной институт и приложили колоссальные усилия для его восстановления. Большой вклад в развитие института внесли фронтовики, пришедшие в институт в послевоенные годы: Б.С. Кубанцев, Б.С. Райский, В.С. Ильин,

B.В. Жидков, Г.С. Каден, А.Д. Кокарев, Е.М. Котин, Г.П. Ленков, А.А. Линченко,

C.П. Люшин, Г.С. Марков, Д.И. Нудель-ман, В.С. Потапов, З.П. Сергеева, Г.М. Телица и многие-многие другие [2: 8]. Новые поколения преподавателей и студентов чтят память об участниках и ветеранах Великой Отечественной войны. Их боевая и трудовая жизнь нашла отражение в экспозициях музея истории ВГПУ, в изданиях по истории вуза.

Литература

1. Болотов, Н.А. Ректоры Волгоградского государственного педагогического университета 1931 - 2007: очерки / Н.А. Болотов. Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена». 2007. С. 22.

2. Они ковали победу! ... Преподаватели, сотрудники и студенты Сталинградского государственного педагогического института - участники Великой Отечественной войны и труженики тыла. Волгоград: Перемена, 2004. С. 160.

3. Волгоградский государственный педагогический университет (1931 - 2006 гг.): краткая история. Волгоград: Перемена, 2006. С. 36.

4. Волгоградский государственный педагогический университет в лицах: юбилейная энциклопедия. Волгоград: ООО «Отрок», 2006.

С. 60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.