Научная статья на тему 'Преподаватель вуза: проблемы и перспективы'

Преподаватель вуза: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1405
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / КАЧЕСТВА И КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / САМОПОДГОТОВКА / HIGH SCHOOL TEACHER / THE QUALITY AND COMPETENCE OF THE TEACHER / SELF-STUDY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Резник Семен Давыдович

В статье обсуждаются приоритеты деятельности преподавателя высшей школы. Предлагается модель качеств и компетенций преподавателя современного вуза. Описан опыт занятий в Институте студенческих лидеров и ориентиры самоподготовки для молодых преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

High school teacher: problems and prospects

The article discusses the priorities for action high school teacher. Propose a model of quality and competence of teachers of the modern university. Describes the experience of training at the Institute for Student Leadership and self-orientation for young teachers.

Текст научной работы на тему «Преподаватель вуза: проблемы и перспективы»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2011. № 2

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

С.Д. Резник

(Институт экономики и менеджмента Пензенского государственно университета архитектуры и строительства; e-mail: dekmen@pguas.ru)

В статье обсуждаются приоритеты деятельности преподавателя высшей школы. Предлагается модель качеств и компетенций преподавателя современного вуза. Описан опыт занятий в Институте студенческих лидеров и ориентиры самоподготовки для молодых преподавателей.

Ключевые слова: преподаватель высшей школы, качества и компетенции преподавателя, самоподготовка.

Почти 20 лет назад, в 1991 г., в Москве была объявлена программа обучения в Германии будущих преподавателей рыночной экономики. Среди претендентов на поездку было примерно 120 человек, в основном преподаватели вузов, а также молодые бизнесмены и менеджеры. Немецкие специалисты разбили всех нас на группы из пяти человек. От каждой группы по результатам тестирования педагогических и психологических качеств и способностей отбирался только один человек, всего отобрали 24 человека.

Лично для меня результаты отбора показались обескураживающими: в Германию учиться поехали всего 4 преподавателя, а 20 человек — менеджеры и предприниматели. Именно у них оказалось больше качеств, нужных преподавателю.

Дискуссия, начатая на страницах "Поиска" статьей Н.Х. Розова "Научите учить", показывает, что проблема преподавательского корпуса по-прежнему актуальна. Стажировка в Германии заставила меня о многом задуматься. И прежде всего о том, почему средний немецкий доцент по уровню педагогического мастерства превышал среднего российского доцента? Думаю, потому, что прежде чем допускать выпускника вуза в качестве преподавателя к студенту, его тщательно отбирают, обучают, контролируют и делают это постоянно и системно. Вузовские преподаватели Германии — профессионалы в своем деле. К сожалению, обо всех наших преподавателях, особенно молодых, так не скажешь.

Конечно, мы гордимся своими талантливыми педагогами. Но талант — удел единиц. В своем региональном вузе могу пересчитать их по пальцам. Знаем ли мы самых талантливых преподавателей и используем ли мы в полной мере их талант — это предмет отдельного разговора. В целом же сегодня наша высшая школа ощущает все более острую по-

4 ВМУ, педагогическое образование, № 2

требность в квалифицированных педагогических кадрах, а качества и компетенции преподавательского корпуса высшей школы пока не соответствуют вызову времени.

Традиционные условия деятельности высших учебных заведений в СССР опирались на централизованное распределение выпускников, на приоритетную роль учебного процесса, на высокий уровень мотивации труда преподавателей. Условия деятельности преподавателей высшей школы в постсоветской России существенно изменились: нет централизованного трудоустройства выпускников, резко возросло значение научной деятельности преподавателя, аккредитационные показатели вузов сместились в сторону науки; не в лучшую сторону изменился качественный состав студентов; интенсивно развиваются информационные технологии; Российское образование интегрируется в мировой образовательный процесс, мы на пороге полного перехода на двухуровневую систему подготовки в вузах.

Новые условия требуют новых приоритетов деятельности педагога высшей школы. Преподаватели должны ориентироваться на инновационные подходы к обучению студентов, постоянно повышать результаты научных изысканий; ориентировать учебный процесс на интересы работодателей, рынок труда. Готов ли реализовать эти приоритеты сегодняшний преподаватель?

Кто и как становится у нас преподавателем вуза? Как правило, это вчерашний выпускник, проявивший способности в научной деятельности и поступивший в аспирантуру. Эти выпускники по ряду причин далеко не всегда лучшие. Но были ли у них особые способности к педагогической деятельности, кто, когда и как оценивал их? Сколько времени ему потребуется, чтобы стать профессиональным преподавателем, овладеть современными методиками обучения? И, наконец, где и как молодому человеку приобретать необходимые преподавателю компетенции? Ответы на эти вопросы напрашиваются сами собой. Читателю "Поиска" они известны.

Каких преподавателей любят студенты и ценим мы, руководители? Тех, кто отличается индивидуальным талантом, не только знающих, но и умеющих "заразить" студентов своими знаниями, тех, кто личным примером может подтвердить сказанное. Преподаватель современного высшего учебного заведения должен быть ученым, учителем, воспитателем, быть не просто лектором, докладчиком, но прежде всего менеджером, тренером, организатором педагогического процесса. Личность преподавателя, его методическая, педагогическая и психологическая подготовленность во многом и определяют качество обучения студентов.

Исследуя проблему, мы сделали попытку смоделировать качества и компетенции преподавателя современного вуза. В нашей модели преподавателя пять групп таких качеств. В порядке убывания это: профес-

сиональные компетенции, нравственные качества, организаторские способности, деловые качества, умение управлять собой. Наше видение профессиональных компетенций преподавателя предполагает: глубокое знание им предмета обучения студентов, педагогическое мастерство, широкий научный кругозор, тягу к инновациям и научному творчеству, владение им технологиями научного поиска и инновационную мобильность, под которой понимаем, в частности, владение иностранными языками и компьютерными технологиями.

Талантами российские преподаватели не обделены, но на одних талантах дело не сделаешь. Мы — не Германия. Без продуманной системы подготовки преподавателей не обойтись и нам. Выпускник аспирантуры, даже если он самый прекрасный ученый, еще не преподаватель. Но если у тебя и есть способности к преподаванию (а их еще важно заметить у студента и выделить таких студентов), преподавателем еще нужно стать, подготовиться к этому непростому виду деятельности.

Высшему образованию сегодня необходимы профессиональные преподаватели, владеющие современными технологиями педагогической деятельности. Как правило, хороший педагог — опытный педагог. Но как быть с теми, кто еще вчера записывал лекции, сидя за партой, а уже сегодня сам встал за кафедру? Ждать десяток лет, когда придет опыт? Когда в стране наладят систему подготовки преподавателей? А с чего начинать конкретному молодому человеку свою педагогическую деятельность? Убежден: для того чтобы сократить срок и адаптации выпускника вуза к новым для него условиям педагогической деятельности, следует вооружить его необходимыми технологиями.

Как показывает практика, для преподавателя главным вопросом становится не только ЧТО сказать, но и КАК это сделать, КАК донести информацию до студента, КАК проверить результативность своей работы.

Молодому преподавателю — вчерашнему выпускнику вуза — очень непросто правильно вести себя со студентами, соблюдать дистанцию, завоевывать авторитет, избегать панибратства. Профессор Н.Х. Розов говорит о том, что нужно дать основательную педагогическую подготовку аспирантам, профессор М.А. Лямзин рекомендует это делать после аспирантуры, не мешать аспиранту работать над диссертацией, ведь защищают диссертации в срок менее 30%. Оба специалиста правы по-своему. Вузу нужен не просто ученый, а прежде всего преподаватель-исследователь. Но беда в том, что далеко не все аспиранты остаются затем в вузе для преподавательской деятельности, многие занимаются диссертацией попутно или в дополнение к деятельности, которая их кормит, а иные к преподавательской деятельности просто не приспособлены. Думаю, проблема не в том, во время или после аспирантуры готовить преподавателей. Главное, готовить из тех, кто хочет

быть преподавателем, мечтает об этом, имеет к этому способности. Это могут быть студенты старших курсов, аспиранты, настроенные на работу в вузе, а также те, кто недавно защитил диссертацию и избрал для себя вузовский путь профессиональной деятельности.

О проблеме, которая была меньше затронута в предыдущих статьях. Как обучать молодого преподавателя? Кто это будет делать в вузе, если на уровне страны проблема пока не решается?

Зададим себе вопрос: "С чего начинается преподаватель?" Наверное, с умения провести учебное занятие. Так, чтобы дух слушателя захватывало. Так, чтобы как хорошему артисту студент немедленно хотел бы сказать спасибо, похлопать от восторга в ладоши. За многое спрашиваем с преподавателя вуза. Его индивидуальный план заполнен обилием показателей. Нет главного — оценки качества его занятия. Опросы студентов страдают формализмом, всегда обычно положительны. Обязательные "открытые" занятия давно перестали быть открытыми: приходят несколько преподавателей кафедры и все. А ведь преподаватель, по большому счету, тот же актер, художник, музыкант.

Как у нас обучают самих преподавателей или повышают их квалификацию на выезде? (На это, кстати, уходят большие государственные деньги, но никто не говорит об эффективности таких трат.) В основном приехавшим из разных городов на повышение квалификации преподавателям читают лекции. Но, если певцу, музыканту, художнику, поэту читать лекции, разве они станут лучше петь, играть, рисовать, писать стихи? Не лекции нужно им читать, а тренировать, давать возможность демонстрировать свое мастерство, видеть мастерство других.

Кстати, именно так на стажировке нас обучали немецкие преподаватели. Готовили не к роли лектора, докладчика (если 10 минут подряд преподаватель "вещал" с трибуны, а слушатели только слушали, это считалось плохим примером), а к роли тренера — консультанта, дающего возможность раскрыть потенциал обучаемого, наращивать свое педагогическое мастерство, а не приобретать в данном случае все новые и новые знания. Скрупулезно отрабатывали каждый элемент учебного занятия.

Будущим преподавателям лекций начитано более чем достаточно. Они знают многое, имеют ученые степени, хотя часто и не имеют достойного производственного опыта, но... не умеют говорить, воодушевлять и заражать аудиторию энтузиазмом, держать ее в руках, быть примером того, к чему призывают обучаемых.

Мы почему-то не имеем золотой середины. Например, усилили роль науки в работе вузовских преподавателей, но ослабили роль их педагогической подготовки. Меньше внимания уделяем качеству, результативности занятий. Пока нет системного отбора и подготовки педагогического корпуса на государственном уровне нужны усилия самих

вузов, их факультетов и кафедр. В своем университете, например, мы усилили требования к заведующим кафедрами и деканам, спрашиваем с них все больше за подготовку преподавательской смены, проводим семинары-тренинги с преподавателями и отобранным резервом на выдвижение, учебу аспирантов существенно дополнили технологиями преподавания.

На свои аспирантские семинары приглашаю и тех, кто уже думает об аспирантуре — отличившихся студентов старших курсов. В нашем Институте студенческих лидеров (самоуправляемая студенческая организация, включающая 45 фирм) к факультетам делового администрирования, менеджмента в науке, менеджмента в бизнесе, менеджмента в культуре, журналистике, спорте в ближайшее время добавим факультет педагогической деятельности.

Все свои занятия делаю открытыми, приглашаю на них молодых преподавателей и аспирантов, причем не только для того, чтобы присматриваться к моим подходам, но и на моих глазах проводить занятия самостоятельно. Каждый аспирант и молодой преподаватель университета может взять в библиотеке книгу "Преподаватель вуза" [1]. Эту книгу мы написали для тех, кто готовит себе смену, кто обучает будущих или практикующих преподавателей вузов, но прежде всего — для самих молодых преподавателей и продвинутых студентов, думающих о вступлении на педагогическую стезю.

Акценты этого пособия — больные места молодого преподавателя вуза: развитие качеств, нужных преподавателю современного вуза; как подготовить и провести учебное занятие; как заниматься научной деятельностью; как развивать инновационный потенциал студента, готовить его к реальной жизни и профессиональной деятельности; как принимать участие в управлении кафедрой, как организовать самого себя. Конечно, мы не ставили своей задачей указать единственно верный путь, по которому должен следовать каждый педагог высшей школы, а постарались дать ориентиры такой деятельности, раскрыть специфику труда преподавателя как ученого, исследователя, педагога и воспитателя. Теперь важно, чтобы это пособие дошло до наших преподавателей, оказалось в вузовских библиотеках.

Нельзя не сказать и о дикой нехватке времени не только у вузовских управленцев, но и у преподавателей. Здесь много известных всем объективных причин. Но среди них есть и субъективные — наше неумение выделять приоритеты, планировать и контролировать свое время, наконец, наша безалаберность и неорганизованность. В помощь преподавателю нами разработан, а издательством "ИНФРА-М" издан "Еженедельник преподавателя" [2]. Интенсивность и результативность труда тех, кто им пользуется, существенно возрастает. Специальные еженедельники подготовлены и изданы также для аспирантов и студентов.

Разрабатывали их для себя, но приобрести их в магазинах страны или издательстве могут все желающие.

Не могу с горечью не сказать о фоне, на котором приходится бороться за молодого преподавателя, нужного сегодня российскому вузу. Какое мнение формируется в нашем обществе о преподавателе вуза? Например, при всех проблемах средней школы наши учителя имеют свою "Учительскую газету", престижные региональные и всероссийский конкурсы "Учитель года", "Школа года", "Директор школы года", в каждом регионе есть свои Институты развития образования (школьного) , а имена лучших учителей известны всему учительству, и не только учительству. Замечательно!

Ничего подобного нет у преподавателей высших учебных заведений. Вместо популяризации нестандартных преподавателей пресса и телевидение кишат сообщениями о взяточничестве среди преподавателей, вместо уважительного термина "Преподаватель вуза", перед которым нужно снимать шляпу, на каждом шагу читаем и слышим ППС — "профессорско-преподавательский состав". Региональные министерства образования и науки вузами (и наукой) практически не занимаются. Я уже не говорю о мизерных зарплатах наших преподавателей.

Все это видят и слышат преподаватели и их дети, наши студенты. Стоит ли после этого удивляться тому, что сильные студенты в аспирантуру часто не идут, а середнячки после аспирантуры будут "тянуть лямку", а не заражать студентов знаниями, становиться для них примером.

И все же. Пока проблемы преподавательского корпуса высшей школы не решаются на государственном и общественном уровне, руки опускать не стоит. Их нужно и можно решать на уровне вуза, факультета, кафедры, а самое главное — на уровне самого преподавателя и даже студента. Давайте дадим преподавателю ориентиры самоподготовки, поможем потенциальному профессиональному педагогу самому вытаскивать себя на педагогический Олимп. А это уже реально зависит от нас самих. Всю жизнь только так, конкретными делами продвигал себя сам. В молодые годы — в спорте, журналистике, как лектор-международник общества "Знание", а в зрелые годы — как преподаватель, ученый, менеджер в вузовской среде. Давайте помогать и выручать себя сами.

Список литературы

1. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности / Под ред. С.Д. Резника. М.: ИНФРА-М, 2010. 389 с.

2. Еженедельник преподавателя вуза: Системы и планы личной деятельности. М.: ИНФРА-М, 2010. 190 с.

HIGH SCHOOL TEACHER: PROBLEMS AND PROSPECTS

S.D. Reznik

The article discusses the priorities for action high school teacher. Propose a model of quality and competence of teachers of the modern university. Describes the experience of training at the Institute for Student Leadership and self-orientation for young teachers.

Key words: high school teacher, the quality and competence of the teacher, self-study.

Сведения об авторе

Резник Семен Давыдович — доктор экономических наук, профессор, директор Института экономики и менеджмента Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, заслуженный деятель науки РФ. Тел. (8412) 55-75-53; е-mail: dekmen@pguas.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.