Научная статья на тему 'ПРЕПОДАВАНИЕ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ'

ПРЕПОДАВАНИЕ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
258
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / ПРЕПОДАВАНИЕ МАТЕМАТИКИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Елена Владимировна, Вахрушева Инна Алексеевна

В период пандемии формы обучения в вузе вынужденно меняются, и дистанционный формат обучения становится единственно возможным. Дистанционное обучение предполагает взаимодействие педагога и студента «на расстоянии», с помощью современных технологий и сети Интернет, а также применение при обучении кейс-технологий. В статье, проанализировав различные определения дистанционного обучения, выделив существенные на наш взгляд, черты этого понятия, мы сформулировали определение дистанционного обучения. Также в статье рассмотрены методы и средства дистанционного обучения для применения в преподавании высшей математики онлайн. Дистанционное обучение ориентируется на требования, предъявляемые работодателями, оно должно быть качественным, способствовать формированию личности, ее реализации. В статье рассматриваются особенности дистанционного обучения при изучении математики в вузе, плюсы и минусы такого обучения. Так как оценка качества обучения - это один из показателей эффективности любой формы обучения, то в статье поговорим и об этом. Рассмотрев перечисленные выше моменты, сделаем следующие выводы об особенностях преподавания высшей математики в условиях дистанционного обучения. Накопленный опыт, доказал эффективность применения дистанционных технологий обучения на непродолжительное время при методически грамотной их организации. По нашему мнению, полностью переходить на дистанционный формат обучения по математике или другим техническим дисциплинам нецелесообразно, так как довольно много минусов и спорных моментов при таком обучении. Нельзя обойтись без очных практических занятий и лабораторных работ под руководством педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING HIGHER MATHEMATICS IN DISTANCE LEARNING

During the pandemic, the forms of education at the university are forced to change, and the distance learning format becomes the only possible one. Distance learning involves the interaction of a teacher and a student "at a distance", with the help of modern technologies and the Internet, as well as the use of case technologies in teaching. In the article, after analyzing various definitions of distance learning, highlighting the essential features of this concept in our opinion, we formulated the definition of distance learning. The article also discusses methods and means of distance learning for use in teaching higher mathematics online. Distance learning focuses on the requirements imposed by employers, it must be of high quality, contribute to the formation of personality, its realization. The article discusses the features of distance learning in the study of mathematics at the university, the pros and cons of such training. Assessment of the quality of training is one of the indicators of the effectiveness of any form of training, so we will talk about this in the article. Having considered the above points, we will draw the following conclusions about the features of teaching higher mathematics in distance learning. The accumulated experience has proved the effectiveness of using distance learning technologies for a short time with their methodically competent organization. In our opinion, it is impractical to completely switch to a distance learning format in mathematics or other technical disciplines, since there are quite a lot of disadvantages and controversial points in such training. It is impossible to do without face-to-face practical classes and laboratory work under the guidance of a teacher.

Текст научной работы на тему «ПРЕПОДАВАНИЕ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ»

и

Рисунок 10

При использовании зеркала, возможна работа «вхолостую» по своему отражению (имитация противника, стреляющего из-за укрытия).

Рассмотренные приемы и упражнения следует использовать на занятиях по дисциплинам «Огневая подготовка» и «Личная безопасность сотрудника правоохранительных органов».

Выводы. Использование в профессиональной подготовке рассмотренных приемов позволит подготовить правоохранителя к действиям в экстремальных ситуациях, увеличит его шансы на выживание в огневом контакте с противником, способствует усвоению навыков и умений оценки укрытий, а так же ведению огня из-за различных укрытий (стена, дверной и оконный проем, автомобиль) из различных положений для стрельбы (стоя с одной/двух рук, с колена, с колен, лежа, лежа на боку), это позволит развить мышечную память для быстрого принятия наиболее оптимального положения для стрельбы.

Литература:

1. «Мода или жизнь!» URL: http://www.gunfight.info/?p=1018.

2. Светличный Е.Г. Обучение курсантов и слушателей тактическим навыкам использования укрытий при применении огнестрельного оружия // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта. - 2020. - Выпуск 66 (1). -

3. Светличный Е.Г. Особенности использования укрытий при стрельбе из короткоствольного огнестрельного оружия // Электронный сборник материалов всероссийской научно-практической конференции «Научно-методические проблемы профессиональной и служебной подготовки в органах внутренних дел России». - Ставрополь. - 2017. - С. 130-134.

4. Светличный Е.Г., Михно Т.А. Применение методик новой стрелковой техники при обучении курсантов и слушателей учебных заведений системы МВД России // Материалы Всероссийского круглого стола «Совершенствование огневой и тактико-специальной подготовки». - Орел. - 2016. - С. 136-140.

5. Челпанова М.М., Лахин О.И. Проблемные аспекты деятельности министерства внутренних дел Российской Федерации // Сборник материалов XVIII Международной научно-практической конференции «Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития» 11 мая 2020 года. - Чебоксары. - 2020. - С. 242-244.

6. Шанько В.В., Болобан М.Л. Сущность и структура профессионально-правовой культуры, критерии её сформированности у курсантов вузов МВД // Глобальный научный потенциал. - Тамбов. - 2019. - № 5 (98). - С. 177-180.

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Сергеева Елена Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск); кандидат педагогических наук, старший преподаватель Вахрушева Инна Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова» (г. Магнитогорск)

ПРЕПОДАВАНИЕ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. В период пандемии формы обучения в вузе вынужденно меняются, и дистанционный формат обучения становится единственно возможным. Дистанционное обучение предполагает взаимодействие педагога и студента «на расстоянии», с помощью современных технологий и сети Интернет, а также применение при обучении кейс-технологий. В статье, проанализировав различные определения дистанционного обучения, выделив существенные на наш взгляд, черты этого понятия, мы сформулировали определение дистанционного обучения. Также в статье рассмотрены методы и средства дистанционного обучения для применения в преподавании высшей математики онлайн. Дистанционное обучение ориентируется на требования, предъявляемые работодателями, оно должно быть качественным, способствовать

С. 189-192.

Педагогика

формированию личности, ее реализации. В статье рассматриваются особенности дистанционного обучения при изучении математики в вузе, плюсы и минусы такого обучения. Так как оценка качества обучения - это один из показателей эффективности любой формы обучения, то в статье поговорим и об этом. Рассмотрев перечисленные выше моменты, сделаем следующие выводы об особенностях преподавания высшей математики в условиях дистанционного обучения. Накопленный опыт, доказал эффективность применения дистанционных технологий обучения на непродолжительное время при методически грамотной их организации. По нашему мнению, полностью переходить на дистанционный формат обучения по математике или другим техническим дисциплинам нецелесообразно, так как довольно много минусов и спорных моментов при таком обучении. Нельзя обойтись без очных практических занятий и лабораторных работ под руководством педагога.

Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционные методы и средства, качество обучения, преподавание математики, высшее образование.

Annotation. During the pandemic, the forms of education at the university are forced to change, and the distance learning format becomes the only possible one. Distance learning involves the interaction of a teacher and a student "at a distance", with the help of modern technologies and the Internet, as well as the use of case technologies in teaching. In the article, after analyzing various definitions of distance learning, highlighting the essential features of this concept in our opinion, we formulated the definition of distance learning. The article also discusses methods and means of distance learning for use in teaching higher mathematics online. Distance learning focuses on the requirements imposed by employers, it must be of high quality, contribute to the formation of personality, its realization. The article discusses the features of distance learning in the study of mathematics at the university, the pros and cons of such training. Assessment of the quality of training is one of the indicators of the effectiveness of any form of training, so we will talk about this in the article. Having considered the above points, we will draw the following conclusions about the features of teaching higher mathematics in distance learning. The accumulated experience has proved the effectiveness of using distance learning technologies for a short time with their methodically competent organization. In our opinion, it is impractical to completely switch to a distance learning format in mathematics or other technical disciplines, since there are quite a lot of disadvantages and controversial points in such training. It is impossible to do without face-to-face practical classes and laboratory work under the guidance of a teacher.

Keywords: distance education, distance learning methods and facilities, quality of education, teaching mathematics, higher education.

Введение. Дистанционное обучение появилось в связи с развитием почтовой связи в конце XVIII века в странах западной Европы, как "корреспондентское обучение". В России такое обучение возникает только в конце XIX столетия. Все дидактические материалы с указаниями для самостоятельной работы ученикам доставляла почта [7]. На тот момент такой вид обучения был ориентирован на учеников, которые в силу физического здоровья или удаленного местоположения не имели возможности обучаться традиционным способом. Фактически это было полностью самостоятельное обучение с учетом письменных рекомендаций преподавателя. Сегодня, в эпоху современных наукоемких технологий, дистанционный формат обучения принципиально трансформировался. В XXI веке происходит активное внедрение дистанционного обучения в вузах всего мира.

Дистанционное обучение - это современная технология, позволяющая сделать обучение более интересным и насыщенным, а еще, как мы увидели в период пандемии, дистанционное обучение может быть и единственно возможным в данный период времени. Это образование человека двадцать первого века, теснейшим образом связанное с использованием компьютера, современных технологий и сети Интернет [8].

Очень много исследований отечественных ученых по данной теме, мы опирались на работы А.А. Андреева [1], М.Б. Лебедевой [4], Е.С. Полат [6], В.И. Солдаткина [1], Б.Е. Стариченко [10] и д.р.

Мы обратились к российскому законодательству для уточнения понятия "дистанционные образовательные технологии". В ст. 16 Федерального закона «Об Образовании в РФ» сформулировано определение дистанционных образовательных технологий, которые следует понимать как образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [3].

Дистанционные образовательные технологии помогают в современной неблагоприятной эпидемиологической обстановке организовать процесс обучения, построить такую образовательную систему обучения, в которой студент будет не пассивным, а активным участником образовательного процесса, они упрощают для студента доступ к получению информации и открывают новые возможности индивидуализации учебной деятельности.

Единой системы терминов и понятий в области дистанционных образовательных технологий не разработано, она находится в стадии формирования. В различных источниках информации мы можем встретить такие термины, как Интернет-обучение, дистанционное образование, дистанционное формат обучение, дистанционное обучение, дистанционный курс, эти понятия используют для описания особенностей обучения на расстоянии с применением современных информационных технологий [4]. Для нас важным понятием является дистанционное обучение.

При дистанционном обучении учитель и ученик взаимодействуют друг с другом «на расстоянии» с помощью электронных средств. При этом возможно использование кейс-технологии, при которой в начале обучения студент получает «портфель» с набором материалов для курса, это могут быть электронные книги, диски (электронные учебники), проверочные задания и т.д.

Составляющие дистанционного обучения: дистанционное преподавание и дистанционное обучение (познавательная деятельность учащихся). Нет единого мнения в определениях понятия «дистанционное обучение». Например, А.А. Андреев дает такое определение [1, С. 19]: «Дистанционное обучение можно определить, как целенаправленный, организованный процесс интерактивного взаимодействия обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный (индифферентный) к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе».

В педагогическом энциклопедическом словаре под дистанционным обучением понимается технология целенаправленного и методически организованного руководства учебно-познавательной деятельностью обучающихся (независимо от уровня, получаемого ими образования), проживающих на расстоянии от образовательного центра, которая может быть использована при любой форме обучения [5].

Лаборатория дистанционного обучения Института содержания и методов обучения Российской академии образования так определяет дистанционное обучение: взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемые специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность [4].

Мы определяем дистанционное обучение как целенаправленный, систематический процесс самостоятельного овладения обучающимися знаниями, умениями и компетенциями по изучаемому предмету, организованный и контролируемый на расстоянии педагогами [7].

Изложение основного материала статьи. В последнее десятилетие в нашей стране дистанционное обучение с каждым годом становится все более популярным, в большинстве российских университетов сегодня существуют факультеты дистанционного образования. Казалось бы, проблемы дистанционного обучения достаточно изучены, по ним даны рекомендации в десятках работ российских и зарубежных ученых. Но, если посмотреть, то основная часть исследований носит общий, обзорный характер или рассматривает область преподавания гуманитарных, специальных технических дисциплин. Вопросы преподавания высшей математики в вузе изучены в малой степени, а ведь математика довольно сложно воспринимается некоторыми студентами даже при обычном, традиционном преподавании. А при дистанционном формате обучения восприятие материала для отдельных студентов может быть еще более сложным. В то же время эта дисциплина является крайне важной в учебном процессе вуза, так как она фундаментальна для изучения других технических дисциплин.

Мы предлагаем следующие методы и средства дистанционного обучения для применения в преподавании высшей математики онлайн.

Методы «средового» обучения, ими является совокупность совместных действий педагога и студентов по организации обмена учебной информацией и ее восприятию, пониманию и применению с помощью средств дистанционных образовательных технологий, входящих в состав конкретной информационной образовательной среды (Personal Learning Environments - PLE, Personal Teaching Environment - PTE). Стариченко Б.Е. считает, что образовательные среды PLE, PTE определяют следующим образом: личная учебная среда студента PLE - созданный им в виртуальном пространстве, поддерживаемый и развиваемый собственный информационный ресурс учебного назначения (личная страница в социальной сети, блог, твиттер или сайт); персональная среда обучения PTE - созданная, размещенная и поддерживаемая самим преподавателем в виртуальном пространстве совокупность компонентов образовательного процесса (содержание, формы, методы и средства обучения, средства коммуникации), обеспечивающая индивидуальную и совместную учебную деятельность студентов в процессе освоения дисциплины [10]. Методы дистанционного обучения - ориентированы на индивидуальность каждого студента, на их практические навыки применения методов на практике. Мы в своей работе при дистанционной форме обучения студентов активно применяем проектный подход, подробно мы останавливались на этом в более ранних статьях [11]. Проведем классификацию средств ДОТ по нескольким основаниям.

По характеру исполнения все средства дистанционных образовательных технологий можно разделить на группы: электронные учебные средства (все, выполняемые с помощью компьютера программы, необходимые для учебного процесса, программные педагогические средства (программы, исполняемые ЭУС), электронные учебные материалы (документы, представляемые программой, обеспечивающей создание материалов путем конструирования).

По способу организации учебной деятельности в процессе изучения математики, можно применить такую классификацию: 1) программы, используемые обучающимися (справочные системы, компьютерные тренажеры; исследовательские моделирующие программы; компьютерные контролирующие программы); 2) группа программ преподавателя (демонстрационные моделирующие программы; программы проверки индивидуальных заданий).

Средства дистанционного обучения очень разнообразны, мы в своей работе применяем электронные учебные книги и справочники, электронные лабораторные практикумы; компьютерные обучающие системы; аудио и видео учебные материалы; Интернет-тренажеры, электронная почта; chat; видеоконференции; веб-сайты; доски объявлений, тесты, и другие.

Изучение математики в вузе дистанционно имеет свои «плюсы» и «минусы», рассмотрим их.

Среди преимуществ любого дистанционного образования самым главным, наверное, является его доступность. Студенты могут слушать лекции преподавателя, находясь дома, за тысячи км от лектора. Всё, что нужно - это желание, немного свободного времени и ноутбук с Интернетом. Дистанционное обучение равно возможно для всех обучающихся, независимо от состояния их физического здоровья, места проживания.

Дистанционное обучение, еще и очень удобно, психологически комфортно и менее затратно. Не нужно тратить время и деньги на дорогу до места учебы, жить в общежитии, питаться в столовой, можно учиться, не выходя из дома в комфортной обстановке.

Период пандемии показал нам, что такой вид образования может быть единственно возможным в данный период времени.

Но есть и ряд отрицательных характеристик дистанционного обучения.

Для преподавателя математики намного больше времени придется потратить на подготовку к занятиям. Это специалист по гуманитарной дисциплине может обычно прочитать свою привычную лекцию онлайн. Для качественной лекции онлайн по математике обязательно нужна хорошая онлайн доска или другие дополнительные технические средства. У многих преподавателей нет достаточного опыта, технических средств для такого дистанционного обучения.

При дистанционном обучении происходит длительное сидение за компьютером, что вызывает большую зрительную нагрузку.

Нет живого общения преподавателя со студентами, студентов между собой, происходит изолированное обучения, для некоторых людей это психологически тяжело. Студенты лишены прелестей студенческой жизни, дистанционное обучение лишает возможности обмениваться эмоциями, рождать коллективные новые идеи. По данным психологических опросов от отсутствия личного общения страдает более 75 процентов студентов. Процесс получения высшего образования - это процесс получения профессиональных знаний, умений, формирование профессиональных компетенций, а так же студента важный этап в формировании личности: развитие чувства долга и патриотизма, построение индивидуальной ценностной шкалы, воспитание эстетических вкусов, создание круга общения и т.д. Все это невозможно сформировать и развить при дистанционной форме обучения.

Неизбежно при данном виде обучения увеличивается объем домашней работы, т.к. преподаватель вычленяет при очном объяснении нового материала главное в нем, а при самостоятельном изучении студенту приходится больше времени тратить на понимание материала.

Отсутствие контроля расхолаживает студентов, только очень ответственные и добросовестные студенты прилежно учатся на дистанте.

При такой форме обучения невозможно качественно провести практические занятия. Большие трудности возникают также с объективностью оценивания работ студентов, т.к. непонятно, самостоятельно ли выполнена работа.

Одной из актуальных проблем дистанционного процесса преподавания математики является организация оценки качества обучения. Оценка качества обучения, кроме качества образовательной программы, условий реализации образовательного процесса, подразумевает оценку образовательных достижений студентов, то есть развитие

математической компетентности студентов. Критерии и показатели, позволяющие определить уровень развития математической компетентности студентов в вузе, были разработаны и описаны нами ранее [9]. В настоящее время отсутствуют общепринятые документы, регулирующие организацию оценки качества дистанционного обучения. Опираясь на цели дистанционного обучения, нами были разработаны параметры такого обучения, определены критерии оценки его качества [7].

Формы контроля при дистанционном обучении разнообразны, мы в своей работе используем итоговые за семестр дистанционно организованные экзамены, контрольные тесты, онлайн-собеседования, практические, курсовые, лабораторные работы, проектные работы и т.д. Студенты, приступая к изучению новой темы, должны четко понимать, какой контроль знаний, компетенций им предстоит по этой теме. На данный момент каждый преподаватель при дистанционном обучении разрабатывает задания контроля самостоятельно, а хотелось бы, наличия единой системы государственного тестирования студентов по различным темам, различного уровня сложности.

Выводы. Накопленный опыт, доказал эффективность применения дистанционных технологий обучения на непродолжительное время при методически грамотной их организации. По нашему мнению, полностью переходить на дистанционный формат обучения по математике или другим техническим дисциплинам нецелесообразно, так как довольно много минусов и спорных моментов при таком обучении. Нельзя обойтись без очных практических занятий и лабораторных работ под руководством педагога. Освоение образовательных программ в режиме онлайн (самостоятельно) возможно лишь сознательными студентами, с высокими навыками самоорганизации и контроля, а также с современными техническими средствами обучения. Дистанционное образование сегодня - это очень перспективное направление, но далеко не все специальности в вузе можно изучать таким образом. Онлайн технологии являются лишь эффективным подспорьем для привычного очного формата обучения по техническим дисциплинам, в том числе, по математике. Хотя, для повышения квалификации или в качестве дополнительного образования, дистанционный формат обучения может является идеальным вариантом.

Литература:

1. Андреев, А.А., Солдаткин, В. И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация / А.А. Андреев, В.И. Солдаткин - М.: МЭСИ, 1999. - 196 с.

2. Гончарова, З.Г. Дистанционное обучение как инновационная модель преподавания математики в высшей школе / З.Г. Гончарова // Педагогика и психология образования. - 2019. - № 4. - С. 95-103. - DOI 10.31862/2500-297X-2019-4-95-103.

3. Закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-Ф3 // Собрание законодательства Российской Федерации с изм. и допол. в ред. от 06.03.2019.

4. Лебедева, М.Б. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / Лебедева М.Б., Агапонов С.В., Горюнова М.А., Костиков А.Н., Костикова Н.А., Никитина Л.Н., Соколова И.И., Степаненко Е.Б., Фрадкин В.Е., Шилова О.Н. / Под общ. ред. М.Б. Лебедевой. - СПб.: БХВ-Петербург, 2010. - 336 с.

5. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. БимБад. - М.: Большая рос. энцикл., 2002. - 528 с.

6. Полат, Е.С. Современные и педагогические технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: ИЦ «Академия», 2010. - 368 с.

7. Сергеева, Е.В. Дистанционный формат обучения в вузе. Критерии его оценивания / Е.В. Сергеева // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-4. - С. 318-321.

8. Сергеева, Е.В. Дистанционное обучение при изучении математики / Е.В. Сергеева // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 62-1. - С. 266-268.

9. Сергеева, Е.В. Критерии, определяющие уровень развития математической компетентности студентов. -[Электронный ресурс] / Е.В. Сергеева // Мир науки: Интернет - журнал. - 2016. - Т.4. - № 1.- Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/37PDMN116.pdf

10. Стариченко, Б.Е. Профессиональный стандарт и ИКТ-компетенции педагога / Б.Е. Стариченко // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 7. - С. 6-15.

11. Sergeeva, E.V. The Importance of Mathematics for Future Architects and Civil Engineers / E.V. Sergeeva // IOP Conference Series: Materials Science and Engineering: International Science and Technology Conference "FarEastCon 2019", Vladivostok, Russky Island, 01-04 октября 2019 года. - Vladivostok, Russky Island: Institute of Physics Publishing, 2020. - P. 052024. - DOI 10.1088/1757-899X/753/5/052024.

Педагогика

УДК 372.851

кандидат педагогических наук, доцент Скрябина Алевтина Гавриловна

Институт математики и информатики Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); доктор педагогических наук, профессор Иванова Августина Васильевна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск)

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Аннотация. Ситуация современного мира, в плане информационных технологий с каждым годом быстро меняется, приходится разбираться с большим количеством информации, для выбора оптимального варианта информации в конкретный момент. Российское школьное образование стремится попасть в международные рейтинги школьного образования - такие, как PISA, PIRLS. Все это, есть приоритетные вопросы системы российского образования. В этой связи, необходимым становится формирование и развитие функциональной грамотности у школьников. Итак, целью исследования является обоснование формирования функциональной грамотности школьников средствами математики. Задачи: изучить нормативно-правовые акты и опыт формирования функциональной грамотности в школе; показать возможность формирования функциональной грамотности средствами математики. В статье приведены законодательные акты, указы по формированию и развитию функциональной грамотности школьников России, представлены средства их формирования, описан ход обучения математике на основе деятельностного подхода и приведены выводы. Подведен итог о возможности совершенствования формирования функциональной математической грамотности и их внедрения в общеобразовательной школе.

Ключевые слова: функциональная грамотность, математическая грамотность, деятельностный подход.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.