Научная статья на тему 'Преподавание русского языка в старших классах на современном этапе'

Преподавание русского языка в старших классах на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1359
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преподавание русского языка в старших классах на современном этапе»

Библиографический список

1. Зорина, Л. Я, Отражение идей самоогранизации в содержании образования / Л. Я. Зорина // Педагогика. - 1996. - № 4. — С. 105-109.

2. Клаус., Г. Кибернетика и философия / Г. Клаус. - М.: Наука, 1963.-465 с.

3. Князева, Е. Н. Основания синергетики. Синергетическое моделирование / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов. - М.: КомКнига, 2005. - 240 с.

4. Люблинская, А. А. Учителю о психологии младшего школьника / А, А. Люблинская. - М.: Просвещение, 1977. — 224 с.

5. Шестакова, Л. Г. Нелинейный стиль мышления и некоторые пути его развития у школьников в процессе обучения / Л. Г. Шестакова // Образование и наука: Известия Уральского отделения РАО. - 2004, - № 5. - С. 34-42,

6. Яковлева, Е. В. Формирование логической культуры мышления у подростков / Е. В. Яковлева. — Нижнекамск: Издательство НМИ «Чишмэ», 2004. — 195 с.

УДК 37.81+08

Е. Л. Ивкина

ПРЕПОДАВАНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

1 Игольный курс русского языка в старших классах в последние десятилетия XX в. подвергался множеству трансформаций. Отмечены периоды, когда, в соответствии с учебными планами, уроки русского языка в старших классах были отменены. Данные факты обострили внимание к проблеме. Кроме того, трансформации школьного курса русского языка для старшеклассников подтвердили необходимость радикальных отличий преподавания русского языка в старших классах от практики преподавания в классах среднего звена. Главные выводы, к которым приходят и методисты, и учителя формулируются следующим образом:

1, Разные классы требуют разного подхода в преподавании русского языка

2, В старших классах предмет «русский язык» должен быть основной частью филологического образования.

Введение в стране Единого государственного экзамена ЕГЭ породило массу критических замечаний. Основное недовольство методистов русского языка вызывает тестирование, которое, по мнению многих, не контролирует уровень владения речью. Противники Единого государственного экзамена ссылаются на то, что лишь традиционное методы устного опроса выявляют творческие способности аттестуемых. Особую тревогу у противников тестирования вызывает внутренняя противоречивость, недоработанность тестовых заданий. Вследствие чего они обеспечивают проверку знаний толь-

ко низшего уровня. Считается, что тестовая методика не дает возможности проверить понимание учащимися того или иного процесса, закономерности или явления, что тестировать можно лишь формализированные знания. Система тестирования не контролирует уровень владения речью.

Еще один аргумент противников Единого государственного базируется на опасениях за оценку творческих способностей учащихся. По их мнению, тест не выявляет в полной мере творческие способности учеников.

«Существует объективно обусловленная содержательная ограниченность теста, как и любого другого контрольно-измерительного инструмента. Тест — это всегда ограниченная выборка заданий из генеральной совокупности учебных единиц, требующих проверки их усвоения... Увлечение тестированием может спровоцировать усиление тенденции подхода к обучению по принципу «натаскивания на тесты» (которое вызывает нарушения в информационных потоках), вольное обращение с учебным материалом, подчинение его нуждам тестирования, замене части базового материала другой информацией». [1, с. 15].

Противники ЕГЭ называют этот вид экзамены «недоработанным», «несовершенным», Основные организационные претензии можно свести к следующим тезисам:

• эксперимент недостаточно открытый;

• подготовка выпускников ведется но учебно-тренировочным материалам предыдущего учебною года;

• издательства, имеющие права на публикацию материалов для подготовки к ЕГЭ не всегда заслуживают доверие у специалистов;

• если при написании ЕГЭ у школьника возникнет стрессовая ситуация и итоги окажутся неудовлетворительными, придется ждать целый год, чтобы улучшить результат.

Выслушивая доводы противников ЕГЭ, особо хочется отметить следующий факт. Написание Единого государственного экзамена дает выпускникам целый ряд преимуществ. ЕГЭ является одновременно как выпускным, так и вступительным экзаменом. Написав его, выпускники значительно экономят время, снижается уровень стресса. Кроме этого, ЕГЭ не раз называли «шансом для талантливых провинциалов». Результаты Единого государственного экзамена дают возможность абитуриенту участвовать в конкурсном отборе сразу в нескольких выбранных вузах любого города нашей страны.

Старшие классы - это звено в системе непрерывного образования «Школа-вуз», и важно так организовать обучение русскому языку, чтобы ориентация на продолжение образования проявлялась, прежде всего, в развитии филологических способностей школьников, их интереса к изучению русского языка, в воспитании потребности непрерывно совершенствовать свою речь, На основе такого изучения русского языка происходит формирование умений пользоваться всеми богатствами языка в своей речи. Такой подход

позволит не только усовершенствовать владение русским языком, но и избежать при подготовке к ЕГЭ «натаскивания на тесты».

Знания. Наибольшую сложность для выпускников представляет выполнение части С. Результаты сочинений выпускников показали следующие проблемы ученического анализа текста: учащиеся не знают классификации стилей, не всегда могут определить принадлежность исходного текста к определенному стилю. Многие примеры из сочинений экзаменуемых говорят о формальном подходе к языковому анализу текста, непонимании экзаменуемого смыслообразующей роли средств выразительности, необычного использования грамматических форм, авторской цели в использовании синтаксических конструкций. Обращает на себя внимание недостаточный уровень общекультурных знаний учащихся, композиционное решение сочинений выпускников не показывает творческого подхода к выполнению этого задания, не является свидетельством логически выстроенной мысли. Данные замечания являются весомым аргументом, чтобы сделать следующий вывод: максимальную сложность при написании ЕГЭ по русскому языку представляет для учащихся выполнение части С. При этом большинство пособий, по подготовке к Единому государственному экзамену практически не содержат материалов, необходимых для подготовки к выполнению этой части экзамена. В следствие этого мы считаем, что подготовка к выполнению заданий части С в старших классах должна вестись иным образом.

Главной целью работы при подготовке выпускников к написанию сочинения-рассуждения является задача научить их анализировать текст и умело оформлять собственные высказывания. Эта цель определяет содержание работы. Часть С - задание открытого типа с развернутым ответом - проверяет реальное состояние практических речевых умений. Оценивается и ряд коммуникативных умений и навыков:

» зрелость суждений при интерпретации текста;

• умение оформлять собственные высказывания;

• умение выявлять средства выразительности;

• соблюдение норм литературного языка, в том числе орфографических и пунктуационных.

Для того чтобы сочинения выпускников максимально соответствовали данным критериям, им необходимы знания о тексте как о продукте речевой деятельности, А чтобы формируемые умения и навыки были осмыслены, нужно давать необходимый минимум теоретических знаний, что позволит повысить лингвистический уровень уроков и эффективность работы по развитию связной речи в целом. На этот факт обращают внимание многие методисты (Н. И. Политова, Т. А. Ладыженская. В. И. Капинос, К. 3. Закирья-нов и др.) и психологи (А. А. Люблинская, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин).

Работа по развитию и совершенствованию речевых навыков учащихся старших классов будет успешней, если проводить ее на материале письмен-

ной речи (текстов). Именно тексты создают ту речевую среду, в которой живет человек. Вот почему так важно организовать обучающую речевую среду на уроках русского языка. Эта среда должна влиять на развитие чувства языка, чувства слова, обладать развивающим потенциалом. На развитие, совершенствование чувства языка и должна быть направлена работа с текстом на уроках русского языка в старших классах. При подходе к тексту как к средству создания развивающей речевой среды особую важность приобретают критерии отбора текстов и заданий к ним.

Языковое чутье развивается успешнее, если то, что постигается неосознанно, на основе интуиции, находит подкрепление при изучении теории. Теория текста становится основой развития чувства языка, когда отбор теоретических сведений сориентирован на практическую речевую деятельность учащихся. Какие же признаки текста должны быть усвоены школьниками? Прежде всего, связность. Причем речь здесь идет как о готовых текстах, используемых для анализа, так и о составлении учениками собственных. В процессе анализа образцовых текстов выпускники совершенствуют знания о стилях письменной речи, средствах выразительности, и т. д. При отборе текстов требуется ориентирование на решение задач духовно-нравственного воспитания ученика как личности на основе отношения к русскому языку как национальному достоянию, а также бережного отношения к слову. В системе работы должны быть представлены тексты разных стилей, однако в центре внимания работа с текстами художественными и публицистическими. Это, в свою очередь, делает очевидным еще один немаловажный факт: преподавание русского языка в старших классах на современном этапе требует большего взаимопроникновения уроков русского языка и литературы, чем это было прежде.

На современном этапе необходима такая система развития речевых навыков для старших классов, которая могла сыграть роль интеллектуального «активизатора». Работа по развитию речевых навыков должна помочь учащимся освоить доминирующие культурные ценности, отраженные в языке или постигаемые с помощью языка. Таким образом, старшеклассники на этапе 10-11-х классов получат реальную возможность повысить свою лингвистическую, языковую и коммуникативную компетенцию и сформировать свой взгляд на целый ряд проблем.

Кроме знаний о тексте и знаний операционного характера, учащиеся при создании текста используют и другие (лексические, синтаксические, орфографические и т. п.) знания, которые они получают в процессе изучения русского языка и овладения им. Именно на базе всех этих знаний формируются коммуникативно-речевые умения, являющиеся следующим компонентом содержания системы развития и совершенствования речевых навыков.

Умения. Т, А. Ладыженская, опираясь натеорию связной речи Н. И. Жин-кина, выделила ряд умений, необходимых для развития связной речи учащихся:

1. Умение раскрывать тему высказывания.

2. Умение раскрывать основную мысль высказывания.

3. Умение собирать материал к высказыванию.

4. Умение систематизировать собранный к высказыванию материал.

5. Умение совершенствовать написанное (для письменной речи).

6. Умение строить высказывание в определенной композиционной форме.

7. Умение выражать свои мысли правильно (с точки зрения норм литературного языка), точно, ясно и по возможности ярко» [2, с. 62].

Этот ряд умений выделяют и другие методисты (М. Р. Львов, Т. И. Чижо-ваи др.).

Принятая в школе система работы над сочинениями соотносится со всеми фазами структуры речевой деятельности. Однако в системе не предусмотрено умение ориентироваться в ситуации общения (на этот факт обращают внимание В. И. Каяинос и М, С. Соловейчик). В то же время, как отмечает Н. И. Жинкин, возникновение у ученика потребности в коммуникации является необходимым условием развития его речи [3, с. 105}. Данный вопрос решается при помощи стилистики, которая так или иначе проходит практически через все фазы речевой деятельности (в отношении формируемых умений). Таким образом, в системе работы над сочинением-рассуждением должно быть отмечено и умение ориентироваться в ситуации общения, которое будет включать в себя анализ мотивов речевой деятельности и условий общения. Это соответствует коммуникативно-деятельностному подходу в обучении связной речи, а значит, и дает право называть выделенные выше умения коммуникативно-речевыми.

Сказанное выше дает основания полагать, что опасения противников Единого государственного экзамена существенны лишь в том случае, когда преподавание русского языка в старших классах сводится к «натаскиванию» на тесты. В том же случае, когда учащимся старших классов будет предложена полноценная система, способная, с одной стороны, укрепить теоретические знания и развить и усовершенствовать речевые навыки с другой, доводы противников ЕГЭ станут беспочвенны.

Библиографический список

1. Ефремова, И. Ф. «А нужен ли единый государственный экзамен регионам?» // Высшее образование сегодня, -2005. - № 3.

2. Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации. - М.: Наука, 1982. — 158 с.

3. Ладыженская, Т. А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. - М.: Педагогика, 1974. - 256 с. + 8 с. Вкладки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.