Научная статья на тему 'ПРЕПОДАВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ В ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ФОРМЫ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ'

ПРЕПОДАВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ В ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ФОРМЫ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
379
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / ПОНЯТИЙНЫЙ УРОВЕНЬ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ / САМОКОУЧИНГ / АУТОКОММУНИКАЦИЯ / АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / SELF-AWARENESS / CONCEPTUAL LEVEL OF ADOLESCENT SELF-AWARENESS / SELF-COACHING / AUTOCOMMUNICATION / AUTOPSYCHOLOGICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Степнова Людмила Анатольевна, Костюк Юлия Анатольевна, Микитюк Наталья Васильевна, Прядко Любовь Александровна

Проблема и цель. Авторами анализируется проблема формирования произвольной формы самосознания подростков в процессе освоения психологии как школьной дисциплины. В статье ставится цель разработать концепцию преподавания психологии в школе на основе теории Л.С. Выготского об этапах развития психических функций. Методологию исследования составляют культурно-историческая теория Л.С. Выготского, а также анализ и обобщение научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых по проблемам развития личности, в частности самосознания, признанных научным сообществом, а также опыта преподавания психологии в школе. Результаты. Основываясь на культурно-исторической теории Л.С. Выготского о развитии высших психических функций, авторы предположили и теоретически показали, что преподавание психологии в школе может способствовать формированию у подростков произвольной формы самосознания. Самокоучинг как форма внутренней аутокоммуникации является психологическим средством развития самосознания. Исходя из этого, в основе подготовки программ преподавания психологии для 5-11-х классов должна лежать система психологических знаний, умений и навыков, позволяющих подростку добиться лучшего осознания себя на каждом возрастном этапе. На основе данной понятийной системы у подростка формируется собственная психологическая концепция, «психологическая теория», лежащая в основе понимания, интерпретации и коррекции им как собственных мыслей, желаний, поступков, так и поведения окружающих людей. Заключение. Предложенная в статье авторская концепция преподавания психологии в школе, включающая самокучинг как управляемую форму внутреннего диалога обеспечивает освоение школьником системы психологических понятий, способствующих обобщению и осознанию им субъективного опыта его самоощущений, размышлений и переживаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Степнова Людмила Анатольевна, Костюк Юлия Анатольевна, Микитюк Наталья Васильевна, Прядко Любовь Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING PSYCHOLOGY AT SCHOOL AS A MEANS OF FORMING AN ARBITRARY FORM OF SELF-CONSCIOUSNESS AMONG TEENAGERS

Statement of the problem. The authors analyze the problem of forming an arbitrary form of self-consciousness among teenagers in the process of mastering psychology as a school discipline. The purpose of the article is to develop a concept of teaching psychology at school based on the theory of L.S. Vygotsky about the stages of development of mental functions. The research methodology is based on the cultural and historical theory by L.S. Vygotsky, on the analysis and synthesis of research works by international and Russian scientists on the problems of personal development, in particular, self-consciousness, recognized by the scientific community, as well as the experience of teaching psychology at school. Research results. Based on the cultural and historical theory by L.S. Vygotsky about the development of higher mental functions, the authors suggested and theoretically showed that teaching psychology at school can contribute to the formation of an arbitrary form of self-consciousness among adolescents. Self-coaching, as a form of internal self-communication, is a psychological means of developing self-awareness. Based on this, the preparation of psychology teaching programs for grades 5-11 should be based on a system of psychological knowledge, skills and abilities that allow a teenager to achieve a better self-awareness at each age stage. On the basis of this conceptual system, teenagers form their own psychological concept, “psychological theory”, which is the basis for understanding, interpreting and correcting their own thoughts, desires, actions, and behavior of people around them. Conclusion. The authors’ concept of teaching psychology at school, which includes self-coaching as a controlled form of internal dialogue, provides a student with a system of psychological concepts that contribute to the generalization and awareness of the subjective experience of his / her self-feelings, reflections and experiences.

Текст научной работы на тему «ПРЕПОДАВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ В ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ФОРМЫ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ»

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-53-3-229

УДК 159:95

ПРЕПОДАВАНИЕ ПСИХОЛОГИИ В ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ФОРМЫ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ

Л.А. Степнова (Москва, Россия) Ю.Л. Костюк (Москва, Россия) Н.В. Микитюк (Анапа, Россия) Л.А. Прядко (Анапа, Россия)

Аннотация

Проблема и цель. Авторами анализируется проблема формирования произвольной формы самосознания подростков в процессе освоения психологии как школьной дисциплины. В статье ставится цель разработать концепцию преподавания психологии в школе на основе теории Л.С. Выготского об этапах развития психических функций.

Методологию исследования составляют культурно-историческая теория Л.С. Выготского, а также анализ и обобщение научно-исследовательских работ зарубежных и отечественных ученых по проблемам развития личности, в частности самосознания, признанных научным сообществом, а также опыта преподавания психологии в школе.

Результаты. Основываясь на культурно-исторической теории Л.С. Выготского о развитии высших психических функций, авторы предположили и теоретически показали, что преподавание психологии в школе может способствовать формированию у подростков произвольной формы самосознания. Самокоучинг как форма внутренней аутокоммуникации является психо-

логическим средством развития самосознания. Исходя из этого, в основе подготовки программ преподавания психологии для 5-11-х классов должна лежать система психологических знаний, умений и навыков, позволяющих подростку добиться лучшего осознания себя на каждом возрастном этапе. На основе данной понятийной системы у подростка формируется собственная психологическая концепция, «психологическая теория», лежащая в основе понимания, интерпретации и коррекции им как собственных мыслей, желаний, поступков, так и поведения окружающих людей.

Заключение. Предложенная в статье авторская концепция преподавания психологии в школе, включающая самокучинг как управляемую форму внутреннего диалога обеспечивает освоение школьником системы психологических понятий, способствующих обобщению и осознанию им субъективного опыта его самоощущений, размышлений и переживаний.

Ключевые слова: самосознание, понятийный уровень самосознания подростков, самокоучинг, аутокоммуникация, аутопсихологическая компетентность.

П остановка проблемы. Дискуссия о том, нужно ли преподавать психологию в современной школе, является актуальной1. Мнения участников дискуссии противоположны. Точка зрения сторонников состоит в том, что необходимость введения этого предмета в школьные программы обусловлена участившимися случаями проявления агрессии со стороны школьников2.

1 Психология в школе: новый предмет или пустые обещания. URL: https://www.ucheba.ru/article/4120

2 Там же.

Представители противоположной точки зрения также понимают необходимость преподавать школьникам знания в области психологии личности, коммуникаций и т.д., но видят проблему в том, какая именно информация должна войти в программу и учебник. О чем должно быть написано в учебнике? Сомнения связаны с тем, что психология как наука содержит множество различных подходов и теорий. Какие именно подходы и теории должны быть включены в данный учебник? Поэтому, с точки зрения противников

введения психологии в школе, данный учебник может и навредить, если будет содержать «неправильную» информацию3.

Контекст дискуссии включает также вопрос о том, в каких классах должна преподаваться психология? Большинство специалистов считают, что надо ввести этот предмет с 3-го класса.

Таким образом, мнение о том, что психология в школе нужна, не вызывает сомнения в психологическом и педагогическом экспертных сообществах. Проблема видится в содержании программы преподавания данной дисциплины в школе и, соответственно, учебника по психологии.

Методологию исследования составляют теория Л.С. Выготского об этапах развития психических функций, позволяющая осмыслить самосознание как переход от непроизвольной к произвольной стадии его развития, а внутренний диалог в форме самокоучинга - как психологическое средство развития произвольной формы самосознания в подростковом возрасте, а также методологические предпосылки изучения данной проблемы - понимание личности как субъекта психической жизни (Б.С. Братусь, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков).

Методы. Теоретический анализ поставленной проблемы проводился с использованием методов систематизации, сравнения, обобщения, классификации, структурного и научно-категориального анализа. В частности, с помощью методов систематизации, сравнения, обобщения проведен генезис сложившихся научных подходов по изучаемой проблеме. Структурный анализ проводился при разработке структуры психологических понятий, умений и навыков, входящих в систему преподавания психологии в каждом классе с учетом их преемственности и системности в рамках поставленной задачи формирования произвольной формы самосознания.

Научно-категориальныйанализбылприменен при изучении соотношения понятий «рефлексия», «произвольная форма самосознания», «само-коучинг» как средство развития самосознания.

Психология в школе: новый предмет или пустые обеща ния. URL: https://www.ucheba.ru/article/4120

Метод классификации использовался при обосновании программ преподавания психологии для 5-11-х классов (как систем психологических знаний, умений и навыков) с учетом психологических особенностей возраста, позволяющих подростку добиться лучшего осознания себя на каждом возрастном этапе.

Обзор научной литературы проведен на основе анализа работ следующих авторов (Абульханова-Славская, Березина, 2001; Андреева, Дубровина, Прихожан, Лубовский, 2007; 2008; Божович, 2008; Братусь, 2019; Выготский, 2018; Данилова, Андреева, Дубровина, Прихожан, Толстых, 2007; Дубровина, 2017; Леонтьев, 2018; Ко-стенко, 2017; 2018; Кохут, 2002; Лейтес, 1978; Мерлин, 1986; Мухина, 2012; Петровский, 1996; Рубинштейн, 2007; Степнова, 2019; Столин, 1983; Фрейджер, Фейдимен, 2008; Хухлаева, 2006; Чес-нокова, 1977; Albers, Glover, Kratochwill, 2007; Bramlett, Murphy, 1998; Brendan, 2013; Escalera-Chávez, Milka, Rojas-Kramer, Carlos, 2019; Halladay, Bennett, Weist, Boyle, Manion, Campo, Georgiades, 2020; Nguyen-Th, Huynh, Giang, Bui, 2020; Miciak, Fletcher, Stuebing, Vaughn, Tolar, 2014; Markeda. Newell, Gina, 2015; Susloparova, Ponomarenko, Kibishev, Romanova, 2019).

В зарубежной научной литературе функция психологов в школе понимается в основном как консультационная работа. Например, анализируются опыт школьной реформы в системе образования США и участие американских школьных психологов в консультациях, проводимых на системном уровне, в различных контекстах [Newell, Coffee, 2015]. Подчеркивается, что консультация была функцией школьных психологов с самого начала, анализируются различные виды школьных консультаций [Bramlett, Murphy, 1998]. Канадские психологи изучали связь между качеством отношений учителя и ученика в школе, а также реакцией учителей на эмоциональные проблемы учеников в классе и намерением учеников обратиться за помощью в школу по вопросам психического здоровья и использованием услуг, связанных с психическим здоровьем [Halladay et al., 2020]. Проводится анализ всеобщего скрининга для улучшения ре-

<

И £ а

4

tí PQ

5 к

ш н S

и ^

д и К

0

1

к

ш

PQ Н

и ft с £tí

и

о

[-4

0

ё и ft

1 I

и

>>

0

1

и

W V S

ь

[-4 <

э

с

S

к

н

U

w

PQ

зультатов образования и психического здоровья [Albers, Glover, Kratochwill, 2007], обсуждается школьная реформа в США с точки зрения открытия школьных медицинских центров, что дает новые возможности для психологов [Brendan, 2013], оценивается выявление нарушений в обучении, рассматриваются методы, основанные на паттерне когнитивных сильных и слабых сторон [Miciak et al., 2014].

Вопрос о преподавании психологии в школе как инструменте, развивающем личность ребенка, в частности его самосознание, не обсуждается.

В отечественной литературе также преобладает точка зрения о том, что основная функция психолога состоит в консультационной работе [Дубровина4, 2019]. Но в связи с тем что психология преподается в российских школах как факультативная дисциплина, обсуждается вопрос о том, какие темы необходимо давать на уроках психологии в различных классах (311-й). Преобладающим является подход, в рамках которого психология как учебная дисциплина должна знакомить учеников с научным подходом в психологии на доступном им уровне в различных аспектах. В частности, с представлениями о психике и психических свойствах [Данилова5 и др., 2007]; психологией общения [Андреева6 и др., 2007]; психологией деятельности человека, ее свойствами и видами, психологией самоопределения [Данилова7 и др., 2007]; проблемами психологической культуры, практическими аспектами использования психологии в повседневной жизни и экстремальных ситуациях [Данилова8 и др., 2007]. Также отмечается, что психология как школьный предмет должна помочь младшим школьникам научиться понимать себя, взаимодействовать со свер-

4 Дубровина И.В. Психологическое благополучие школьников. М.: Юрайт, 2019.

5 Данилова Т., Андреева А., Дубровина И., Прихожан А., Толстых Н., Психология: учеб. пособие для 5 класса. М.: МПСИ, МОДЭК, 2007.

6 Андреева А., Дубровина И., Прихожан А., Лубовский Д. Психология. 6 класс. М.: МПСИ, МОДЭК, 2007.

7 Там же.

8 Данилова Т., Андреева А., Дубровина И., Прихожан А., Толстых Н. Психология: учеб. пособие для 5 класса. М.: МПСИ, МОДЭК, 2007.

стниками, учителями и родителями [Хухлае-ва9, 2016]. Однако понимание того, какое развивающее воздействие на личность школьника, в частности его самосознание, может оказывать психология как учебная дисциплина, не получило пока однозначной интерпретации.

В отечественной литературе самосознание рассматривается как важнейший фактор развития личности в онтогенезе. Обоснованию этого положения посвящены исследования многих авторов [Мерлин, 1986; Столин, 1983; Мухина, 2015; Чеснокова, 1977]10. Отмечается, что развитие личности в подростковом и юношеском возрасте детерминировано развитием самосознания [Рубинштейн11, 2007]. Подростковый возраст является сенситивными для развития самосознания.

Проблема сенситивности является достаточно разработанной в детской и возрастной психологии. Подчеркивается, что «первостепенное значение для понимания возрастного развития ребенка имеют накапливающиеся в психологии данные о возрастной чувствительности, т.е. той особой отзывчивости на окружающее, которая по-своему характеризует каждый возраст» [Лейтес12, 1978].

Сенситивный период развития означает, что «в этот период определенные влияния оказывают чувствительное воздействие на весь ход развития, вызывая в нем те или другие глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными или даже оказать обратное влияние на ход развития» [Выготский13, 2019]. Различают сенситивные и критические периоды, отмечается, что «сенситивные периоды сопро-

9 Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе (1-4). М.: Генезис, 2016.

10 Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986; Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983; Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Академия, 2015; Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977.

11 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2007.

12 Лейтес Н.С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека // Принцип развития в психологии. М., 1978.

13 Выготский Л.С. История развития высших психических функций. М.: Юрайт, 2019.

вождаются оптимальными сроками обучения» [Лейтес14, 1978]. Исходя из этого, можно предположить, что в сенситивные периоды наиболее действенным оказывается педагогическое, тренерское влияние, поэтому оптимальное влияние на развитие самосознания подростка могут оказывать специальные программы обучения психологии.

При всем многообразии выделяемых авторами аспектов изучения самосознания определяющим является понимание Я как субъекта самопреобразующей деятельности, активного начала в построении собственной личности. По мнению большинства исследователей личности, развитие стабильного согласованного уникального Я - основной вопрос развития личности [Божович, 2008; Кохут, 2000; 2002; Фрейджер, Фейдимен15, 2008].

В отечественной психологии проблема личностной зрелости рассматривается сквозь призму «самоосуществления» личности: концепция пер-сонализации [Петровский16, 1996], «смысловая» концепция [Братусь17, 2019], принцип анализа личности через ее жизнедеятельность, через способ ее жизни [Абульханова-Славская, Березина18, 2001]. Развитие личности в онтогенезе происходит поэтапно, начиная с самых ранних лет, когда формируется телесное Я. Наиболее важным этапом в формировании характеристик зрелой личности, по мнению ученых, является подростковый возраст, когда устанавливаются все важные психологические балансы:

14 Лейтес Н.С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека // Принцип развития в психологии. М., 1978.

15 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (Психологическое исследование). СПб.: Питер, 2008; Кохут X. Интроспекция, эмпатия и психоанализ: исследование взаимоотношений между способом наблюдения и теорией // Антология современного психоанализа. М.: Институт психологии РАН, 2000. Т. I.; Кохут X. Восстановление самости. М.: Когито-Центр, 2002; Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Большая книга психологии. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.

16 Петровский В.А. Личность в психологии, парадигма субъективности Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

17 Братусь Б.С. Аномалии личности. Психологический подход. М.: Никея, 2019.

18 Абульханова-Славская К.А., Березина Т.Н. Время лично-

сти и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001.

- между потребностью в независимости и стремлением к продуктивному взаимодействию с другими (взрослыми и сверстниками);

- между развитием воли и самоорганизации как психологическими средствами внутри-личностной организации и импульсивностью как проявлением непроизвольной формы самоуправления;

- продуктивными рефлексивными процессами, основанными на конструктивной аутоком-муникации, и неосознаваемостью внутренних процессов.

В современных исследованиях личностная зрелость рассматривается сквозь призму двух основных критериев: как конструктивные формы рефлексии и аутокоммуникации [Костенко, Леонтьев19, 2018].

Результаты исследования. При разработке концепции преподавания психологии в школе мы основывались на культурно-исторической концепции Л.С. Выготского, в соответствии с которой каждая психологическая функция имеет два этапа развития: непосредственный (непроизвольный) и опосредованный (произвольный) [Выготский20, 2019]. С этой точки зрения самосознание как высшая психическая функция [Чес-нокова21, 1977], ответственная за осознание человеком своего внутреннего мира, может быть рассмотрено как в его непосредственном, непроизвольном проявлении, так и в опосредованной, произвольной форме. Непосредственной, непроизвольной формой самосознания является слабо дифференцируемое чувство Я, которое формируется у ребенка от рождения до начала младшего школьного возраста.

Произвольной, опосредствованной формой самосознания является рефлексивное самосознание, активная фаза формирования которого начинается с момента формирования понятийного мышления - конец младшего школьного воз-

19 Костенко В.Ю., Леонтьев Д.А. Взгляд на себя со стороны: роль рефлексии и самодетерминации в развитии личности // Мир психологии. 2018.

20 Выготский Л.С. История развития высших психических функций. М.: Юрайт, 2019.

21 Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977.

< И

а

с

и'

к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

м н К

и ^

д и 8

0

1

к

м 00 н и л

с и

о

[-4

0

ё и л

1

I

и

>>

0

1

и м V

к

ь

[-4 <

э

с

к

н и

И

раста, подростковый возраст - и продолжается на протяжении всей дальнейшей жизни человека22.

Рубежным психологическим событием, новообразованием, дающим возможность перехода на рефлексивный уровень самосознания, являются сформированные структуры понятийного мышления, так как именно они позволяют подростку осмыслить, систематизировать, обобщить собственные внутренние переживания, привести их в систему и на этой основе составить и развить понимание самого себя (Я-концепцию) и, исходя из данной концепции, осуществлять свое поведение.

Например, отмечается, что «ребенок далеко не сразу осознает себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени - как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект» [Рубинштейн23, 2007].

Чувство Я у ребенка 2-3 лет является непосредственной формой самосознания. Оно частично осознаваемо, слабодифференцируемо и, соответственно, недостаточно контролируемо. Только к семи годам появляется возможность для проявления самооценки. На первом этапе в развитии самосознания происходят накопление и дифференциация знаний о себе в основном за счет внешней экстериоризирован-ной формы обратной связи от других. Ребенок узнает о себе от других взрослых людей - родителей, родственников, воспитателей и лишь частично от сверстников.

На втором этапе развития самосознания, рефлексивном, одновременно с формированием понятийного мышления становится возможным осмысливать переживания, ощущение себя на понятийном уровне, обобщать и оперировать данными знаниями. Для того чтобы делать это продуктивно, необходима психологическая информация в виде психологических понятий, технологий, маркирующих актуально переживае-

22 Костенко В.Ю. Рефлексивные предпосылки личностной зрелости: дис.... канд. психол. наук. М., 2017.

23 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер,

2007.

мый подростком психологический опыт. Например, в 6-7-х классах наиболее актуальным для подростка является опыт выстраивания неконфликтных отношений со сверстниками, а в 8-9-х классах наиболее остро подростками переживаются проблемы взаимоотношений со значимыми взрослыми - учителями, родителями. Поэтому программа преподавания психологии в школе должна предусматривать освоение системы психологических понятий и технологий, позволяющих осуществлять самокоучинг в системе различных жизненных ситуаций школьника.

Таким образом, преподавание психологии в школе дает возможность формирования понятийного уровня самосознания подростков. Система психологических понятий способствует лучшему осознанию себя. Исходя из этого, основной задачей подготовки программ обучения для каждого класса является разработка системы психологических знаний, умений и навыков, усвоение которых позволяет добиться лучшего осознания себя на каждом возрастном этапе. На основании данной системы у подростка постепенно формируется собственная психологическая концепция, «психологическая теория», лежащая в основе интерпретации как собственных мыслей, желаний, поступков, так и поведения окружающих его значимых взрослых. Система психологических понятий, представленная в программах преподавания психологии учащимися 5-11-х классов, является внутренним средством развития самосознания подростков и юношей.

Таким образом, примерная программа преподавания в школе должна исходить из понимания структурных компонентов самосознания и актуальности их формирования на каждом возрастном этапе.

По структуре самосознание представляет собой единство трех компонентов: самопознание, самооценка и саморегулирование [Мерлин24, 1986]. Выделены следующие компоненты самосознания: сознание своей тождественности; осознание своих психических свойств и своей активности и качеств; самооценка. Они связаны друг с

24 Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.

другом, но формируются в разные периоды онтогенеза [Мерлин, 1986]25.

Для задействования данных компонентов самосознания необходимы глубокие знания по психологии, раскрывающие, например, темы Я-концепции, локуса контроля, психологических защит, копинг-стратегий и др.

Представленные в концепции учебные модули нацелены на формирование основных компонентов самосознания: самопонимания (модуль «Я-наблюдающее»), самооценки (модули «Части Я», «Я в общении с другими») и саморегулирования (модули «Психологическая гибкость», «Прерывание нежелательных действий - закрепление желательных действий»).

Данная понятийная система позволяет подростку осознать возникающие в процессе жизни самоощущения, самопереживания, интегрировать их в целостную личностную систему понимания, оценивания и регулирования себя. Исходя из этого, основной задачей для обучаемого в ходе преподавания психологии является изучение и понимание собственных психологических проявлений, а инструментом изучения себя - система психологических понятий. Средством формирования субъектной позиции подростка в отношении саморазвития являются рефлексивные инструменты коучинга и самокоучинга.

Самокоучинг как инструмент личностного развития пока не стал объектом научных исследований. При этом коучинг и самокоучинг применяются в сфере бизнес-консультирования, области наиболее успешного и продуктивного применения психологических знаний для саморазвития человека.

На наш взгляд, самокоучинг является произвольной формой внутреннего диалога, который, в свою очередь, является формой аутокоммуни-кации. Управляемая внутренняя коммуникация достаточно подробно рассматривалась нами как средство развития аутопсихологической компетентности личности [Степнова26, 2019], именно в этом контексте понятие самокоучинга и будет использоваться в концепции преподавания психологии в школе.

Очевидно, что в процессе самокоучинга за счет совершенствования рефлексивного внутреннего диалога происходит изменение способа мышления относительно самого себя (своих переживаний, понимания тех или иных ситуаций), в результате чего улучшается осознанность, что, в свою очередь, повышает психологическую свободу человека в выборе наилучших вариантов контроля ситуации и вариантов решения проблем. Коучинг и, соответственно, самокоучинг основаны на технике формулировки вопросов, позволяющих решить актуальную психологическую проблему.

Правильная постановка вопросов задает алгоритм осознания себя в каждой текущей ситуации, который позволяет более четко увидеть текущую ситуацию и точнее поставить цель саморазвития.

Очевидно, что осознание каждого уровня психики (мотивационно-смыслового, когнитивного, поведенческого) позволяет человеку понять себя целостно в каждой конкретной ситуации, выявить слабые места, скорректировать их и таким образом добиться реализации цели. Например, для решения задачи повышения успеваемости подросток, анализируя себя как субъекта учебной деятельности, может осознать, что у него у недостаточно проработан первый мотивационно-смысловой уровень - в этом случае необходимо ответить на вопрос: для чего Я должен хорошо учиться. Актуализация и осознание дальней цели добавит мотивации, осмысленности, интереса его учебной деятельности, что, в свою очередь, поможет ему добиться лучших результатов в процессе учебой деятельности.

Если в процессе самокоучинга произойдет осознание того, что у него недостаточно представлен когнитивный уровень учебной деятельности - подросток не может управлять своим вниманием, памятью, мышлением в процессе учебной деятельности, - тогда он направит свои усилия на развитие именно этих функций.

В результате сформированного самокоучинга у подростка возрастает осознанность действий

< И

а

4

с

PQ

5 к

ш н S

и ^

д и К

0

1

к

ш PQ Н

и ft с

и

о

[-4

0

ё и ft

3

1

и

>>

0

1

и

W V S

ь

[-4 <

э

с

25 Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.

26 Степнова Л.А. Аутопсихологическая компетентность личности: теоретико-эмпирические исследования. М.: Народное образование, 2019.

S

к

н и

w

PQ

и ответственности за принятые решения, что приводит к пониманию саморазвития как создания «авторской концепции самого себя».

Рассмотрим использование психологических понятий как средства формирования произвольной формы самосознания подростка на примере понятия «локус контроля». Современное понимание данного понятия как средства выделения собственных зон контроля и влияния при решения конкретных психологических задач является, по сути, инструментом работы с собственной ответственностью, помогает распределить внутреннее внимание на зоны проявления себя. Освоение учащимися понятия «локус контроля», формирование навыка самокоучинга в рамках данного понятия (как умение задавать себе вопрос: «Что я могу сделать, чтобы улучшить свое состояние и изменить ситуацию?») показывают, как психологическое знание становится внутренним психологическим средством обобщения и осознания внутреннего психологического опыта, связанного с задачей формирования внутренней ответственности за свое поведение.

В чем выражается влияние внешних факторов на ход развития самосознания? В чем выражаются потери и регресс в развитии самосознания, если внешние влияния отсутствуют или их действие ограничено или искажено? Известно, что искажения в развитии самосознания обусловлены непродуктивными детско-родительскими отношениями, которые не позволяют ребенку и в дальнейшем подростку сформировать дифференцированное Я, способное быть хорошо функциональным, разделять и управлять своими эмоциями и мышлением, с хорошими границами Я, отсутствием слияния с Другим, умением определять свои зоны ответственности (внутренним локусом контроля).

Вторым, не менее действенным фактором, на наш взгляд, является отсутствие целенаправленного формирования у подростков произвольной формы самосознания, которое может быть реализовано в рамках преподавания психологии в школе как учебной дисциплины.

Заключение. Главной задачей преподавания психологии в школе является развитие про-

извольной формы самосознания школьника как основы развития его личностной зрелости.

В рамках авторской концепции преподавания в школе самосознание рассмотрено с точки зрения культурно-исторической теории Л.С. Выготского в двух формах его развития в онтогенезе: а) как непосредственная психическая функция (слабо дифференцируемое чувство Я, которое формируется у ребенка от рождения до начала младшего школьного возраста); б) как опосредованная, произвольная психическая функция (рефлексивное самосознание, активная фаза формирования которого начинается с момента формирования понятийного мышления - конец младшего школьного возраста, подростковый возраст - и продолжается на протяжении всей дальнейшей жизни человека).

Преподавание психологии в школе (система психологических знаний и навыков, осваиваемых школьником с помощью психологических технологий самокоучинга) рассматривается как психологическое средство формирования рефлексивной, произвольной формы самосознания. Разработанная программа обучения обеспечивает освоение школьником системы психологических понятий, способствующих обобщению и осознанию им субъективного опыта его самоощущений, размышлений и переживаний.

Библиографический список

1. Абульханова-Славская К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб.: Але-тейя, 2001. 304 с.

2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с. (Психологическое исследование).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Братусь Б.С. Аномалии личности. Психологический подход. М.: Никея, 2019. 907 с.

4. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. М.: Юрайт, 2019. 336 с.

5. Костенко В.Ю., Леонтьев Д.А. Взгляд на себя со стороны: роль рефлексии и самодетерминации в развитии личности // Мир психологии. 2016. № 3 (87). С. 95-107. URL: https://www.elibrary.ru/download/eli-brary_29319688_64416329.pdf (дата обращения: 09.08.2020).

6. Кохут Х. Восстановление самости. М.: Когито- 18. Центр, 2002. 316 с.

7. Кохут Х. Интроспекция, эмпатия и психоанализ: исследование взаимоотношений между способом наблюдения и теорией // Антоло- 19. гия современного психоанализа. М.: Институт психологии РАН, 2000. Т. I. 304 с.

8. Лейтес Н.С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека // Принцип развития в психологии. М., 1978.

С. 196-199. 20.

9. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 254 с.

10. Петровский В.А. Личность в психологии, парадигма субъективности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996, 512 с.

11. Психология в школе: новый предмет или пу- 21. стые обещания. URL: https://www.ucheba.ru/ article/4120

12. Степнова Л.А. Аутопсихологическая компетентность личности: теоретико-эмпирические исследования. М.: Народное образование, 2019. 280 с.

13. Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 22. 1983. 284 с.

14. Фрейджер Р., Фейдимен Дж. Большая книга психологии. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008.

704 c. 23.

15. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. 144 с.

16. Albers C., Glover T., Kratochwill T. Universal screening for enhanced educational and mental health outcomes // Journal of School Psychology. 2007. Vol. 45, is. 2. P. 111-264. URL: https:// doi.org/10.1016/j.jsp.2006.12.001

17. Bramlett R.K., Murphy J.J. School ssychology perspectives on consultation: Key contributions to

the field // Journal of Educational and Psycholog- 24. ical Consultation. 1998. Vol. 9 (1). P. 29-55. URL: https:// doi:10.1207/s1532768xjepc0901_2. URL: https://scihubtw.tw/https://www.re-searchgate.net/publication/233118213_ School_Psychology_Perspectives_on_Consulta-tion_Key_Contributions_to_the_Field

Brendan L.S. Expanding school-based care // Early-career psychology. Apa. 2013. Vol. 44, № 8. P. 44. URL: https://www.apa.org/moni-tor/2013/09/school-care Escalera-Chavez M.E.; Rojas-Kramer C.A. Anxiety towards mathematics: a case of study in high school students // European Journal of Contemporary Education. 2019. Vol. 8, is. 1. P. 128-135. DOI: 10.13187/ejced.2016.17.357 www.ejournal1.com

Halladay J., Bennett K., Weist M., Boyle M., Man-ion I., Campo M., Georgiades K. Teacher-student relationships and mental health help seeking behaviors among elementary and secondary students in Ontario Canada // Journal of School Psychology 2020. Vol. 81. P. 1-10. URL: https:// doi.org/10.1016/j.jsp.2020.05.003 Miciak J., Fletcher J.M., Stuebing K.K., Vaughn S., Tolar T.D. Patterns of cognitive strengths and weaknesses: Identification rates, agreement, and validity for learning disabilities identification // School Psychology Quarterly. 2013. American Psychological Association 2014. Vol. 29, is. 1. P. 21-37.

Newell M.L., Coffee G. School psychologists as systems level consultants: Interdisciplinary perspectives // Journal of Educational and Psychological Consultation. 2015. Vol. 25, is. 2-3. P. 67-71. DOI: 10.1080/10474412.2015.1016227 Nguyen-Thi M.H., Huynh V.S., Giang T.Vu., Bui H.Q. Many social problems in Vietnam stem from the communication problems among high school students while no school counseling support is provided-the urgent need of forming school counseling model for Vietnamese high school students // European Journal of Contemporary Education. 2020. Vol. 9, is. 1. P. 102-113. DOI: 10.13187/ejced.2016.17.357 www.ejournal1.com

Susloparova M.M., Ponomarenko L.N., Kibishev A.N., Romanova I.V. Formation of cognitive motivation in junior school age children in institution of supplementary education // European Journal of Contemporary Education. 2019. Vol. 8, is. 2. P. 357-369. DOI: 10.13187/ejced.2016.17.357 www.ejournal1.com

<

PQ £ a

4

с

PQ

s

ÈÎ w

H

5

и ^

д

PQ S

0

1

к

w

PQ H

и

fc <

и

о

l-ч

о

ë

и

PL,

s

>>

0

1

и w V

s

Ь

1-й <

с

«

s к

H U

W PQ

DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-53-3-229

TEACHING PSYCHOLOGY AT SCHOOL

AS A MEANS OF FORMING AN ARBITRARY

FORM OF SELF-CONSCIOUSNESS AMONG TEENAGERS

L.A. Stepnova (Moscow, Russia) Ju.A. Kostyuk (Moscow, Russia) N.V. Mikityuk (Anapa, Russia) L.A. Pryadko (Anapa, Russia)

Abstract

Statement of the problem. The authors analyze the problem of forming an arbitrary form of self-consciousness among teenagers in the process of mastering psychology as a school discipline.

The purpose of the article is to develop a concept of teaching psychology at school based on the theory of L.S. Vygotsky about the stages of development of mental functions.

The research methodology is based on the cultural and historical theory by L.S. Vygotsky, on the analysis and synthesis of research works by international and Russian scientists on the problems of personal development, in particular, self-consciousness, recognized by the scientific community, as well as the experience of teaching psychology at school.

Research results. Based on the cultural and historical theory by L.S. Vygotsky about the development of higher mental functions, the authors suggested and theoretically showed that teaching psychology at school can contribute to the formation of an arbitrary form of

References

1. Abulhanova-Slavskaya K.A., Berezina T.N. Time of personality and time of life. Moscow: Aleteyya, 2001. 304 p.

2. Bozhovich L.I. Personality and its formation in childhood. (Psychological research). Saint-Petersburg: Piter, 2008. 400 p.

3. Bratus B.S. Personality abnormalities. Psychological approach. Moscow: Nikeya, 2019. 907 p.

4. Vygotsky L.S. History of the development of higher mental functions. Moscow: Yurayt, 2019. 336 p.

5. Kostenko V.YU., Leontyev D.A. Looking at yourself from the outside: the role of reflection and self-

self-consciousness among adolescents. Self-coaching, as a form of internal self-communication, is a psychological means of developing self-awareness. Based on this, the preparation of psychology teaching programs for grades 5-11 should be based on a system of psychological knowledge, skills and abilities that allow a teenager to achieve a better self-awareness at each age stage. On the basis of this conceptual system, teenagers form their own psychological concept, "psychological theory", which is the basis for understanding, interpreting and correcting their own thoughts, desires, actions, and behavior of people around them.

Conclusion. The authors' concept of teaching psychology at school, which includes self-coaching as a controlled form of internal dialogue, provides a student with a system of psychological concepts that contribute to the generalization and awareness of the subjective experience of his / her self-feelings, reflections and experiences.

Keywords: self-awareness, conceptual level of adolescent self-awareness, self-coaching, auto-communication, autopsychological competence.

determination in the development of personality // Mir psihologii (World of Psychology). 2016. No. 3 (87). P. 95-107. URL: https://www.elibrary. ru/download/elibrary_29319688_64416329.pdf

6. Kokhut Kh. The restoration of the self. Moscow: Kogito-Tsentr, 2002. 316 p.

7. Kokhut Kh. Introspection, empathy, and psychoanalysis: exploring the relationship between observation and theory. In: Anthology of modern psychoanalysis. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2000. Vol. 1. 304 p.

8. Leytes N.S. On the problem of sensitive periods of human mental development. In: Developmental principle in psychology. Moscow, 1978. P. 196-199.

9. Merlin V.S. Essay on the integral study of individuality. Moscow: Pedagogika, 1986. 254 p.

10. Petrovskiy V.A. Personality in psychology. Moscow: Feniks, 1996. 512 p.

11. Psychology at school: a new subject or empty promises. URL: https://www.ucheba.ru/ article/4120

12. Stepnova L.A. Autopsychological competence of the individual: theoretical and empirical research. Moscow: Narodnoye obrazovanie, 2019. 280 p.

13. Stolin V.V. Self-consciousness of the individual. Moscow: MGU. 1983. 284 p.

14. Freydzher R., Feydimen Dzh. The big book of psychology. Personality. Theories, exercises, experiments. Saint-Petersburg: Praym-EVRO-ZNAK, 2008. 704 p.

15. Chesnokova I.I. The problem of self- consciousness in psychology. Moscow: Nauka, 1977.

16. Albers C., Glover T., Kratochwill T. Universal screening for enhanced educational and mental health outcomes // Journal of School Psychology. 2007. Vol. 45, is. 2. P. 111-264. URL: https://doi.org/10.1016/jjsp.2006.12.001

17. Bramlett R.K., Murphy J.J. School ssychol-ogy perspectives on consultation: Key contributions to the field // Journal of Educational and Psychological Consultation. 1998. Vol. 9 (1). P. 29-55. URL: https:// doi:10.1207/ s1532768xjepc0901_2. URL: https://scihubtw. tw/https://www.researchgate.net/publica-tion/233118213_School_Psychology_Per-spectives_on_Consultation_Key_Contribu-tions_to_the_Field

18. Brendan L.S. Expanding school-based care // Early-career psychology. APA. 2013. Vol. 44, No. 8. P. 44. URL: https://www.apa.org/moni-tor/2013/09/school-care

19. Escalera-Chavez M.E., Rojas-Kramer C.A. Anxiety towards mathematics: a case of study in

high school students // European Journal of Contemporary Education. 2019. Vol. 8, is. 1. P. 128-135. DOI: 10.13187/ejced.2016.17.357 www.ejournal1.com

20. Halladay J., Bennett K., Weist M., Boyle M., Manion I., Campo M., Georgiades K. Teacher-student relationships and mental health help seeking behaviors among elementary and secondary students in Ontario Canada // Journal of School Psychology 2020. Vol. 81. P. 1-10. URL: https://doi.org/10.1016/jjsp.2020.05.003

21. Miciak J., Fletcher J.M., Stuebing K.K., Vaughn S., Tolar T.D. Patterns of cognitive strengths and weaknesses: Identification rates, agreement, and validity for learning disabilities identification // School Psychology Quarterly. 2013. American Psychological Association 2014. Vol. 29, is. 1. P. 21-37.

22. Newell M.L., Coffee G. School psychologists as systems level consultants: Interdisciplinary perspectives // Journal of Educational and Psychological Consultation. 2015. Vol. 25, is. 2-3. P. 67-71. DOI: 10.1080/10474412.2015.1016227

23. Nguyen-Thi M.H., Huynh V.S., Giang T.Vu., Bui H.Q. Many social problems in Vietnam stem from the communication problems among high school students while no school counseling support is provided-the urgent need of forming school counseling model for Vietnamese high school students // European Journal of Contemporary Education. 2020. Vol. 9, is. 1. P. 102-113. DOI: 10.13187/ejced.2016.17.357 www.ejournal1.com

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Susloparova M.M., Ponomarenko L.N., Kibi-shev A.N., Romanova I.V. Formation of cognitive motivation in junior school age children in institution of supplementary education // European Journal of Contemporary Education. 2019. Vol. 8, is. 2. P. 357-369. DOI: 10.13187/ ejced.2016.17.357 www.ejournal1.com

<

PQ £ a

4

с

PQ

s

ÈÎ w

H

5

и ^

д

PQ S

0

1

к

w

PQ H

и

fc <

и

о

l-ч

о

ë

и

PL,

s

>>

0

1

и w V

s

b

1-й <

с

« S

к

H

и

W PQ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.