Научная статья на тему 'Преподавание "прав человека" в системе высшего образования'

Преподавание "прав человека" в системе высшего образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
152
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / HUMAN RIGHTS / ПРЕПОДАВАНИЕ / TEACHING / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / РЕАЛИЗАЦИЯ / IMPLEMENTATION / ЦЕЛИ / GOALS / ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ / TEACHING OBJECTIVES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Джумаева Санобар Абсаатовна, Джуманова Хуррият Султанмуродовна

В настоящей статье автор рассматривает некоторые вопросы преподавания «Прав человека» в системе высшего образования Республики Узбекистан. Автор рассматривает своеобразные особенности законодательства стран мира в области прав человека на современном этапе. Автор утверждает, что для максимального достижения поставленной цели требуется широкое использование современных информационно-коммуникационных и педагогических технологий, материалов СМИ и глобальной сети интернет, применение интерактивных методов обучения, самостоятельный поиск знаний студентами, выполнение ими различных самостоятельных работ, различные формы внеаудиторной работы естественным образом, которые способствуют повышению уровня знаний, навыков и умений студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преподавание "прав человека" в системе высшего образования»

вместо того, чтобы убрать результаты поиска, предпочитает связать результаты с жалобами, которые подали эти организации.

Таким образом, «право быть забытым» - это не социально-гуманистический концепт в чистом виде, а элемент сложной экономической модели, способствующей развитию бизнеса и экономики. Гарантируя более высокий уровень защищенности конечным пользователям, это право внушает потребителям, что они будут получать полную и корректную информацию и соответственно повышает лояльность как к рекламе в поисковой системе, так и к самой системе в целом.

Литература

1. Директива 95/46/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза от 24 октября 1995 года о защите прав частных лиц применительно к обработке персональных данных и о свободном движении таких данных.

2. Regulation of European parliament of the Council the protection of individuals with regard to the processing of personal data and on the free movement of such data (General Data Protection Regulation) 25.01.2012.

3. Google Spain SL, Google Inc. v Agencia Espanola de Proteccion de Datos. Court of Justice of the European Union. Judgment in Case C-131/12.

4. Российское агентство правовой и судебной информации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rapsinews.ru/legislation_publication/20150605/273885166/ (дата обращения: 10.12.2016).

5. Федеральный закон от 13.07.2015 № 264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статьи 29 и 402 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации».

6. Российское агентство правовой и судебной информации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rapsinews.ru/international_publication/20140619/271558886/ (дата обращения: 10.12.2016).

Преподавание «Прав человека» в системе высшего образования

1 2 Джумаева С. А., Джуманова Х. С.

'Джумаева Санобар Абсаатовна /Djumaeva Sanobar Absaatovna - старший преподаватель,

кафедра общей педагогики, Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами, г. Ташкент;

2Джуманова Хуррият Султанмуродовна /Djumanova Ипгг1уа1 Sultonmurodovna - студент,

факультет истории,

Самаркандский государственный университет, г. Самарканд, Республика Узбекистан

Аннотация: в настоящей статье автор рассматривает некоторые вопросы преподавания «Прав человека» в системе высшего образования Республики Узбекистан. Автор рассматривает своеобразные особенности законодательства стран мира в области прав человека на современном этапе. Автор утверждает, что для максимального достижения поставленной цели требуется широкое использование современных информационно-коммуникационных и педагогических технологий, материалов СМИ и глобальной сети интернет, применение интерактивных методов обучения, самостоятельный поиск знаний студентами, выполнение ими различных самостоятельных работ, различные формы внеаудиторной работы естественным образом, которые способствуют повышению уровня знаний, навыков и умений студентов.

Abstract: this article is dedicated to the improvement of mechanism of protection of rights and freedom of people and similarly improvements of educating of the subject of «Human rights» in higher educational school. The author considers peculiar features of the legislation of the countries of the world in the field of human rights at the present stage. The author claims that the maximum achievement of an effective objective requires wide use of modern information and communication and pedagogical technologies, materials of media and the global Internet, application of interactive training methods, independent search of knowledge by students, accomplishment of various independent works by them, various forms of out-of-class work naturally which promote increase in level of knowledge, skills and abilities of students.

Ключевые слова: права человека, преподавание, обучение, законодательство, реализация, цели, задачи преподавания.

Keywords: human rights, teaching, training, legislation, implementation, goals, teaching objectives.

Республика Узбекистан уверенно продвигается по пути построения правового государства. Как неоднократно отмечал Первый Президент Ислам Каримов, высшей целью коренных преобразований во всех сферах жизни является обеспечение достойных условий жизни, гарантирование защиты прав и законных интересов граждан.

Права человека и уровень их обеспеченности - показатель демократического развития и строгого продвижения по пути строительства правового общества. Именно поэтому в нашей стране делается все для обеспечения надежной защиты прав и интересов граждан, укрепления правовых механизмов данной сферы деятельности.

Узбекистан ратифицировал более шестидесяти международных конвенций в сфере прав человека. В стране функционирует ряд институтов защиты прав человека, в числе которых институт Омбудсмана - Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Национальный центр по правам человека Республики Узбекистан.

Одной из приоритетных задач сегодняшнего дня считается повышение правового сознания и правовой культуры населения, прежде всего молодежи. Пристальное внимание данной проблеме уделяется на уровне государства. Принимаются действенные меры для достижения этой высокой цели.

Огромное значение в данной связи приобретает преподавание прав человека в системе непрерывного образования.

Президентом Республики Узбекистан И. А. Каримовым определено стратегическое направление в области прав человека: обеспечение эффективного механизма защиты прав и свобод человека; совершенствование национального законодательства на основе общепризнанных норм и принципов международного права в области прав человека; разработка механизма четкого соблюдения принятых законов и обеспечение верховенства закона во всех сферах общественной жизни; демократизация судебной системы путем судебно-правового реформирования; коренное улучшение работы по правовому воспитанию населения, особенно молодежи, должностных лиц, и повышение их правового сознания и культуры [1, с. 4-6].

Главной задачей системы непрерывного образования в этой связи является доведение до сознания каждого обучаемого того, что права человека - это высшая ценность общества.

На сегодняшний день подписано около 400 международных документов в области прав человека, в которых закреплены мировые стандарты в области прав человека, приоритет которых над национальным законодательством признан большинством стран мира.

В каждой стране мира функционирует законодательная система в области прав человека. Основу данного законодательства составляет Конституция страны, в которой в

21

отдельной главе закреплены права и свободы граждан. Конституционные права и свободы граждан находят свое отражение в национальном законодательстве [2, с. 23].

В странах мира законодательство в области прав человека состоит из следующих составляющих: законодательство в сфере личных прав: законы о свободе совести, обращениях в суд и т.п.; законодательство в политических личных прав: законы об общественных организациях, политических партиях, выборах и т.п.; законодательство в сфере экономических прав: законы о собственности, предпринимательстве, земле, аренде, приватизации, правах потребителей и т.п.; законодательство в сфере культурных прав: законы об образовании, науке, культурном наследии, музеях и т.п. [3, с. 56].

Международные акты (двусторонние и многосторонние) в области прав человека как компонент нацаионально-правовой системы.

В качестве своеобразных особенностей законодательства стран мира в области прав человека на современном этапе можно назвать: обеспечение правовых гарантий полной реализации прав человека; развитие конституционной юстиции (суда); формирование международных и национальных институтов в области прав человека; развитие новых демократических институтов, в частности института Омбудсмана.

По инициативе Первого Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова в нашей стране уделяется особое внимание преподавания прав человека в системе непрерывного образования.

Образование в области прав человека - это система действенных мер по передаче знаний и обогащения навыков в системе прав человека, информирование о правах человека, формированию и развитию культуры в данной сфере, обучению эти правам, и пропаганде этих прав.

В данном смысле, образование в сфере прав человека - неотъемлемое право человека, имеющее особое значение для: соблюдения прав человека; уменьшения фактов нарушения прав человека, создания эффективной системы профилактики подобных правонарушений; формирования демократического правового государства и справедливого общества; формировании общей культуры в сфере прав человека, формировании и укреплении международного правового мировоззрения в области прав человека.

Образование в области прав человека в Узбекистане преследует цели: формирование и укрепление уважительного отношения к правам человека; всестороннее развитие чувств общечеловеческой ценности в личности, гражданине; обеспечение эффективного участия каждого в социально-экономической, политической и культурной жизни общества.

В программе действий в области обучения правам человека ставятся задачи по оценке потребностей, разработке стратегий, разработке национальной программы, разработка учебного материала, укреплению роли средств массовой информации, пропаганды Всемирной декларации по правам человека и т.п.

Дисциплина «Права человека» имеет свое особое, не повторяемое другими учебными предметами содержание. Тематику дисциплины составляют честь и достоинство, права и обязанности человека, их историческое развитие, морально-философские, политико-правовые, культурные основы, правовая природа; меры по профилактике правонарушений в области прав человека, восстановлению нарушенных прав; общей природе гарантирования прав человека и мн. др.

В рамках изучения дисциплины «Права человека» в системы высшего образования основное внимание обращается на разъяснение международного и национального законодательства в области прав человека, развития практики обеспечения прав человека на примере стран мира. При этом права человека и гражданина изучаются на основе политико-правовых учений, на основе исторического принципа.

«Права человека» основываются на достижениях всех общественных наук, является своеобразным единством философских, моральных, правовых и политических знаний.

Главным в преподавании учебной дисциплины «Права человека» является изучение всех аспектов прав и свобод, обязанностей человека и гражданина [4, с. 82-83].

Обучение в рамках дисциплины «Права человека» способствует эффективному усвоению знаний, умений и навыков в области прав человека; воспитанию уважения к человеку, его правам, свободам, чести и достоинству; формированию навыков защиты от правонарушений, реализации своих субъективных прав и свобод.

Как отмечено выше, главной целью данного курса является формирование уважительного отношения к правам человека, международным и национальным нормам в данной сфере.

Для максимального достижения поставленной цели требуется широкое использование современных информационно-коммуникационных и педагогических технологий, материалов СМИ и глобальной сети интернет. Интерактивные методы обучения, самостоятельный поиск знаний студентами, выполнение ими различных самостоятельных работ, различные формы внеаудиторной работы естественным образом способствуют повышению уровня знаний, навыков и умений студентов.

Литература

1. Каримов И. А. Доклады на VI сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан, Торжественном собрании, посвященном четвертой годовщине принятия Конституции Республики Узбекистан // Народное слово. 8 декабря 1996. С.4-6

2. Саидов А., Бакаева Ф. Конституция Республики Узбекистан и права человека: от норм к реализации. Т.: Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека. Тошкент, 2010. С. 23.

3. Всемирная Декларация о правах человека и национальная система защиты прав человека в Республике Узбекистан. Т.: Узбекистан, 2010. С. 56.

Государственный алиментный фонд - «за» и «против» Сафаргалеева Я. Р.

Сафаргалеева Яна Ринатовна / Safargaleeva Jana Rinatovna - магистрант, кафедра гражданского права, Институт права Башкирский государственный университет, г. Уфа

Аннотация: в данной статье рассматривается проблема создания Государственного Алиментного фонда в Российской Федерации и главный принцип его деятельности. Приводится статистика за 2010 и 2016 годы. Проанализированы взгляды политиков, социологов, руководителей государственных органов и так далее; доводы «за» и «против». На основе проведенного исследования автором дано определение Государственного Алиментного фонда, подняты проблемы его создания, источники финансирования, порядок выплат. Указана национальная стратегия В. В. Путина в интересах детей на 2012 - 2017 годы. Что даст данный Государственный Алиментный фонд родителям с несовершеннолетними детьми? Abstract: this article deals with the problem of creating the State Alimony Fund of the Russian Federation and the main principle of its activities. We present the statistics for 2010 and 2016. The views of politicians, social scientists, government leaders, and so on; pros and cons". On the basis of the research the author defines the State Alimony Fund, raised the problem of its creation, funding sources, the order of payments. Putin listed a national strategy for children in the 2012 - 2017 years. What will the State Alimony Fund parents with minor children?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.