Научная статья на тему 'ПРЕПОДАВАНИЕ ОСНОВ ГРАММАТИКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА'

ПРЕПОДАВАНИЕ ОСНОВ ГРАММАТИКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
26
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВИЛА ГРАММАТИКИ И ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ ПРАВИЛ / АНГЛИЙСКОЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ / СМЫСЛОВАЯ НАГРУЗКА СЛОВ / РАЗДЕЛЫ ГРАММАТИКИ / КОНСТРУКЦИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ / МОРФОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Данилова Е.А.

В статье представлена методика преподавания английского языка для студентов заочного обучения в неязыковом высшем учебном заведении. Приводится перечень основных знаний по грамматике английского языка, необходимых для дальнейшего использования их в составлении диалогов, переводов текстов с английского языка на русский и наоборот, овладения устной речью и обретения коммуникативных навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING THE BASICS OF ENGLISH GRAMMAR TO STUDENTS IN THE CORRESPONDENCE DEPARTMENT OF A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

This article presents the methodology of teaching English for distance learning students in a non-linguistic higher education institution. The list of basic knowledge of English grammar is given, which is necessary for their further use in the compilation of dialogues, translations of texts from English into Russian and vice versa, mastering oral speech and acquiring communication skills.

Текст научной работы на тему «ПРЕПОДАВАНИЕ ОСНОВ ГРАММАТИКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА»

УДК 37.022

doi:10.52210/2224669X_2022_2_74

ПРЕПОДАВАНИЕ ОСНОВ ГРАММАТИКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ НЕЯЗЫКОВОГО ВУЗА

Е.А. Данилова

Аннотация. В статье представлена методика преподавания английского языка для студентов заочного обучения в неязыковом высшем учебном заведении. Приводится перечень основных знаний по грамматике английского языка, необходимых для дальнейшего использования их в составлении диалогов, переводов текстов с английского языка на русский и наоборот, овладения устной речью и обретения коммуникативных навыков.

Ключевые слова: правила грамматики и исключения из правил, английское словообразование, смысловая нагрузка слов, разделы грамматики, конструкции предложений, морфология.

TEACHING THE BASICS OF ENGLISH GRAMMAR TO STUDENTS IN THE CORRESPONDENCE DEPARTMENT OF A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY

E.A. Danilova

Abstract. This article presents the methodology of teaching English for distance learning students in a non-linguistic higher education institution. The list of basic knowledge of English grammar is given, which is necessary for their further use in the compilation of dialogues, translations of texts from English into Russian and vice versa, mastering oral speech and acquiring communication skills.

Keywords: grammar rules and exceptions to the rules, English word formation, semantic load of words, grammar sections, sentence constructions, morphology.

В настоящее время образование рассматривается в качестве главного инструмента социокультурной преемственности поколений в нашей стране.

В традиционном представлении выделяют три составных аспекта языка: фонетический, лексический и грамматический строй [1]. Два строя - лексический и грамматический - это значимые составляющие языка. Грамматический строй объединяет закономерности построения высказываний в процессе производства речи как воплощение мыслительной деятельности языка. Грамматический строй в языке выполняет важную роль. Любая изучаемая дисциплина не может обойтись без основной ее структуры. В языке - это грамматика. Грамматика любого языка - это система. Изучая грамматику, мы систематизируем наши знания. Усвоенные грамматические образцы действуют в качестве шаблона, позволяя кроить по нему все новые и новые формы. Так как грамматика является одним из основных аспектов английского языка, то основными правилами изучения грамматики английского языка являются:

- твердые знания основ грамматики;

- отсутствие четкой логики, обусловленной историей его развития.

Поэтому, изучая правила английской грамматики, надо изучать и исключения из этих правил. Примеры, содержащие правила, запоминаются прочнее ввиду своей конкретности. Необходимо понимать конструкцию предложения и смысловую нагрузку слов.

Самостоятельно формулируйте вопросы на знание правил грамматики, используя примеры английского словообразования.

Грамматикой называется раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка. Под грамматическим строем подразумевается совокупность закономерностей, которые определяют способы изменения слов (морфология) и способы соединения их в предложения. Не зная грамматики, вы будете говорить по-русски английскими словами.

Сложности преподавания основ грамматики английского языка студентам заочной формы обучения заключаются в том, что, во-первых, уровень их знаний английского языка в своем большинстве чрезвычайно низок в силу различных причин (плохое преподавание языка в школе, преподавание другого иностранного языка, отсутствие интереса или мотивации у обучаемого, большой перерыв в изучении языка и т.д.); во-вторых, количество учебных часов в вузе, выделяемое на изучение иностранного языка, весьма ограничено. В силу этих причин необходимо выбирать самые основные разделы грамматики с учетом того, что за короткий промежуток времени студентам необходимо усвоить этот материал и пересказать его, придумав свои примеры некоторых предложений и вопросов. ъ

Исходя из вышеизложенного, перейдем к разделам грамматики, представляемым студентам-заочникам высшей школы.

1. Количество и название групп грамматических времен (активный залог).

2. Формы английских глаголов.

3. Смысловые и вспомогательные глаголы.

4. Все формы глагола to be.

5. Три основных глагола в английском языке.

6. Правильные и неправильные глаголы.

7. Части речи в английском языке.

8. Числа и связанные с ними понятия.

9. Пять типов вопросов в английской грамматике.

10. Модальные глаголы.

11. Правила образования грамматических времен.

В зависимости от недостаточного количества учебных часов и от низкого уровня первоначальных знаний студентов разделы 10 и 11 могут не рассматриваться.

Роль грамматики при изучении любого языка часто меняется под воздействием ряда факторов: эволюции теории лингвистики, практических результатов обучения языку, учета государственной политики в области образования и т.д.

Перейдем к более подробному рассмотрению вышеизложенных разделов грамматики. 1. Четыре основных группы грамматических времен: Simple Tenses Группа простых времен Present Simple, Past Simple, Future Simple Continuous Tenses Группа продолженных времен

Present Continuous, Past Continuous, Future Continuous Perfect Tenses

Группа совершенных времен

Present Perfect, Past Perfect, Future Perfect

Perfect Continuous Tenses

Группа совершенных продолженных времен

Present Perfect Continuous, Past Perfect Continuous, Future Perfect Continuous

Future in the Past Tenses

Группа времен будущее в прошедшем

- Future Simple in the Past;

- Future Continuous in the Past;

- Future Perfect in the Past;

- Future Perfect Continuous in the Past.

В каждой из четырех основных групп времен берем время Future (Future Simple, Future Continuous, Future Perfect, Future Perfect Continuous) и переводим его в план прошедшего времени.

Все эти времена выражают будущее действие по отношению к прошедшему моменту, в отличие от форм Future Simple, Future Continuous, Future Perfect, Future Perfect Continuous, выражающих будущее действие по отношению к моменту речи. Времена Future in the Past употребляются в придаточных предложениях, когда сказуемые главного предложения выражены глаголом в прошедшем времени (по правилу согласования времён). Времена Future in the Past переводятся будущим временем [2].

2. Английский глагол имеет три основные формы: первая, вторая, третья.

3. Смысловые глаголы - это глаголы, которые определяют смысл предложения. Вспомогательные глаголы (to be, to do, to have, will, would) используются для образования грамматических времен, пассивного залога, самостоятельно не употребляются.

4. Глагол to be имеет следующие формы:

прошедшее время настоящее время будущее время третья форма was am will be been

were is

are

5. В английском языке есть понятие трех основных глаголов: to be, to do, to have. Эти три глагола могут быть как смысловыми, так и вспомогательными. Других таких глаголов в английском языке нет.

6. Правильные глаголы - это глаголы, у которых 2-я и 3-я формы образуются одинаково при помощи окончаний -dили -ed. Неправильные глаголы - это глаголы, у которых 2-я и 3-я формы образуются по-разному и берутся из таблицы.

7. В английском языке девять частей речи. Представим их в последовательности более удобной для запоминания: Noun (имя существительное), Pronoun (местоимение), Verb (глагол), Adverb (наречие), Adjective (имя прилагательное), Numeral (имя числительное), Preposition (предлог), Conjunction (союз), Interjection (междометие).

8. Тема «Числа и связанные с ними понятия» объясняется на примерах:

- На доске выписывается одно большое число (в виде сотен миллиардов). Преподаватель обращает внимание учащихся на то, что миллиарды, миллионы, тысячи отделяются друг от друга запятой. Например, число 523,647,938,201 произносится как five hundred twenty three billion (milliard) six hundredforty seven million nine hundred thirty eight thousand two hundred one.

- Год, в котором присутствуют все ненулевые цифры, читается по десяткам. Например, год 1975 читается как nineteen seventyfive. Год, в цифрах которого на третьем месте стоит ноль (1908), читается так: первые две цифры - как указано выше, далее произносится ou или zero eight (nineteen zero eight). Если две последние цифры в обозначении года - нули, то год (1700) произносится как количество сотен (seventeen hundred).

- Номера телефонов произносятся по цифрам, если цифры разные. Если две цифры подряд

одинаковы, то используется слово double перед двойной цифрой. Если цифра повторяется три раза подряд, то перед цифрой произносится слово triple или произносится первая цифра, а затем - слово double перед двумя последующими одинаковыми цифрами. Если в номере телефона четыре одинаковых цифры, то существует три способа произношения этих цифр. Первый способ: перед каждыми двумя цифрами произносится слово double. Второй способ: произносится первая цифра, а затем слово triple перед последующими тремя одинаковыми цифрами. Третий способ: произносится слово times после слова four, а затем повторяющаяся цифра. Если одинаковых цифр в номере телефона больше четырех, то произносится число, обозначающее количество одинаковых цифр, а затем повторяющаяся цифра. Например, номер телефона 84995557777 читается следующим образом: eight four double nine triple five (или five double five), double seven double seven (или seven triple seven, или four times seven).

- Десятичная дробь произносится по цифрам, даже если цифры одинаковы, кроме случаев, когда следует много одинаковых цифр подряд. В этих случаях используется слово times. Между целым и дробным числами ставится точка (point). Если целое число является нулём, то ноль можно не писать и не произносить. Например, число 7.88444 произносится как seven point eight eight four four four. Число 0.643 (можно записать.643) произносится или zero (ou) point six four three, или point six four three.

9. В английском языке существует пять типов вопросов: общие, специальные, альтернативные, разделительные, вопросы к подлежащему. Рассмотрим их отдельно.

- Общие вопросы (Common Questions). Они задаются ко всему предложению в целом, требуют ответа «да» или «нет». Эти вопросы строятся следующим образом: на первом месте ставится вспомогательный или модальный глагол, на втором месте - подлежащее, на третьем месте - смысловой глагол, далее - второстепенные члены предложения. Например, Do you like playing computer games? Yes, I do (или No, I don't).

- Специальные вопросы (Special Questions). Они задаются к определенному члену предложения, требуют полного ответа. Эти вопросы строятся следующим образом: на первом месте ставится одно из вопросительных слов (who, what, where, when, why, which, whose, whom, how), на втором месте - вспомогательный или модальный глагол, на третьем месте - подлежащее, на четвертом месте - смысловой глагол. Далее - второстепенные члены предложения. Пример для сравнения с общим вопросом: Why do you like playing computer games?

- Альтернативные вопросы (Alternative Questions). Они образуются как от общих, так и от специальных вопросов, содержат альтернативу или выбор и всегда содержат частицу or (или). Например, Do you have rest in Russia or abroad? Where do you have rest: in Russia or abroad?

- Разделительные вопросы (Tag- Questions). Их образование объясняется на простом примере:

John likes playing computer games, doesn't he?

John doesn't like playing computer games, does he?

Вначале пишется повествовательное предложение (утвердительное или отрицательное). Затем ставится запятая, а далее идет сам вопрос, который строится следующим образом: пишется вспомогательный или модальный глагол в отрицательной форме, если предложение утвердительное, а затем берется местоимение того существительного, которое входит в повествовательное предложение, и ставится знак вопроса.

- Вопросы к подлежащему. Вопрос строится по типу повествовательного предложения, то есть не содержит вспомогательного глагола. Например, Who wants to go to the cinema

tomorrow? Если вопрос относится к настоящему времени, то смысловой глагол оканчивается на или -es.

10. Модальные глаголы характеризуются следующим образом:

- они не выражают никакого действия, а выражают отношение к действию (возможность, вероятность, долженствование и т.д.);

- не имеют неличных форм (инфинитива, герундия, причастия);

- никогда не употребляются самостоятельно: после них всегда стоит смысловой глагол в инфинитиве без частицы to.

В английском языке существует пятнадцать модальных глаголов:

can - мочь, уметь (самый употребляемый модальный глагол) could - мог, мог бы;

be able to - мочь, иметь возможность в определенных условиях в определенное время (пример: I can swim, but I am not able to go to the swimming pool this week, because I have exam); must - должен (самый сильный глагол долженствования), чаще употребляется в качестве

вашей личной обязанности; have to -должен в силу определенных законов или правил (пример: Army people have to wear a uniform);

should - должен в виде совета самый, мягкий и самый употребляемый глагол долженствования; ought to - синоним should, но реже употребляемый, употребляется в случае морального долга; be to - должен по договоренности (We are to meet with my friend tonight); may - мочь, самый мягкий глагол просьбы (Sorry, I am late. May I come in?); might - мог, мог бы;

need - нуждаться, быть необходимым, употребляется как модальный глагол только в отрицательном значении (needn't); will, shall,would - не переводятся, употребляются в определенных конструкциях; dare - осмелиться, отважиться (чаще всего употребляется в выражении I dare say).

Чтобы понять разницу между употреблением глагола can и be able to, приведем пример: I can swim, but I'm not able to come to the swimming pool this week, because I have exam.

В таблице 1 приведены формы глаголов can и must в настоящем, прошедшем и будущем времени.

Таблица 1

Формы глаголов can и must

Прошедшее время Настоящее время Будущее время

could was } able to } were j can am ^ is able to} are will be able to

had to must have to ) has will have to

11. Приведём правила образования шестнадцати грамматических времён активного залога:

Present Simple (настоящее простое время)

В утвердительных предложениях - первая форма смыслового глагола. В третьем лице единственного числа смысловой глагол имеет окончание -s или -es. В вопросительных и отрицательных предложениях - вспомогательный глагол do (does) + infinitive без частицы to.

Если в состав сказуемого входит глагол to be или модальный глагол (кроме have to), то в вопросительных и отрицательных предложениях вспомогательный глагол do(does) не используется. Например:

He works as a manager. He doesn't work as manager. Does he work as a manager? Yes, he does. No, he doesn't. He is a manager. He isn't a manager. Is he a manager? Yes, he is. No, he isn't.

Past Simple (прошедшее простое время)

В утвердительных предложениях - вторая форма смыслового глагола. В вопросительных и отрицательных предложениях - вспомогательный глагол did + infinitive без частицы to.

Если в состав сказуемого входит глагол to be или модальный глагол (кроме have to), то в вопросительных и отрицательных предложениях вспомогательный глагол did не используется. Например: He worked as a manager a year ago. He didn't work as manager a year ago. Did he work as a manager a year ago? Yes, he did. No, he didn't. He was a manager a year ago. He wasn't a manager a year ago. Was he a manager a year ago? Yes, he was. No, he wasn't.

Future Simple (будущее простое время) will + infinitive без частицы to.

Present Continuous (настоящее продолженное время) am

{ is + Ving (смысловой глагол с окончанием ing). are

Past Continuous (прошедшее продолженное время) was

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

{ + Ving (смысловой глагол с окончанием ing). were

Future Continuous (будущее продолженное время) will be + Ving (смысловой глагол с окончанием ing).

Present Perfect (настоящее совершенное время) i have

{ + третья форма смыслового глагола. has

Past Perfect (прошедшее совершенное время) had + третья форма смыслового глагола.

Future Perfect (будущее совершенное время) will have + третья форма смыслового глагола.

Present Perfect Continuous (настоящее совершенное продолженное время) have

{ been + Ving (смысловой глагол с окончанием ing). has

Past Perfect Continuous (прошедшее совершенное продолженное время) had been + Ving (смысловой глагол с окончанием ing).

Future Perfect Continuous (будущее совершенное продолженное время) will have been + Ving (смысловой глагол с окончанием ing).

Future Simple in the Past would+infinitive без частицы to.

Future Continuous in the Past

would be + Ving (смысловой глагол с окончанием ing) Future Perfect in the Past

would have + третья форма смыслового глагола. Future Perfect Continuous in the Past

would have been + Ving (смысловой глагол с окончанием ing).

Библиографический список

1. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие для студентов лингвистических университетов и факультетовтов иностранных языков высших педагогических учебных заведений. М., 2015.

2. Качалова К.Н., Израилевич Е.Е. Практическая грамматика английского языка с упражнениями и ключами. М., 2018.

Е.А. Данилова

старший преподаватель кафедры иностранных языков Московский финансово-юридический университет МФЮА E-mail: еlena49-49@Jistru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.