Научная статья на тему 'Оптимальная последовательность преподавания грамматики английского языка'

Оптимальная последовательность преподавания грамматики английского языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4816
370
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / ГРАММАТИКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / ЗАКОНОМЕРНОСТЬ УСЛОЖНЕНИЯ ГРАММАТИКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / ОПТИМАЛЬНАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ГРАММАТИКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / ENGLISH LANGUAGE / ENGLISH GRAMMAR / PRINCIPLE OF INHERENT DEVELOPMENT (COMPLICATION) OF ENGLISH GRAMMAR / OPTIMAL METHOD OF TEACHING ENGLISH GRAMMAR

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Куряева Рауза Исмаиловна

Анализ строения английского языка позволил выявить закономерность усложнения английского сказуемого и, основываясь на данной закономерности, разработать оптимальную последовательность пошагового изучения английского языка, которая представлена в работе в виде схемы. В основе изучения английского языка лежит освоение его грамматики с одновременным закреплением всех грамматических нюансов в разговорной речи. Сначала изучается базовая грамматика на основе глаголов to be и to have, затем модальные глаголы и только после этого видовременные формы английского глагола. Практическое использование данной последовательности показало значительное сокращение сроков обучения среди учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of the English language structure revealed the principle of inherent development (complication) of the English predicate. On the basis of this principle, an optimal method of teaching the English language was worked out. It was shown as a stepwise scheme in this paper. The basis of teaching the English language is to make learners understand its grammar rules, as well as to consolidate all the grammar nuances in their speech. In the first place, the basic English grammar with the help of such verbs as to be and to have is studied. Secondly, modal verbs are examined. Finally, the tense-aspectual forms of the English verb are learned. The practical application of this method demonstrated significant reduction in the period of study.

Текст научной работы на тему «Оптимальная последовательность преподавания грамматики английского языка»

___________УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Том 157, кн. 5 Гуманитарные науки

2015

УДК 802.0(076)

ОПТИМАЛЬНАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ГРАММАТИКИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Р.И. Куряева

Аннотация

Анализ строения английского языка позволил выявить закономерность усложнения английского сказуемого и, основываясь на данной закономерности, разработать оптимальную последовательность пошагового изучения английского языка, которая представлена в работе в виде схемы. В основе изучения английского языка лежит освоение его грамматики с одновременным закреплением всех грамматических нюансов в разговорной речи. Сначала изучается базовая грамматика на основе глаголов to be и to have, затем модальные глаголы и только после этого видовременные формы английского глагола. Практическое использование данной последовательности показало значительное сокращение сроков обучения среди учащихся.

Ключевые слова: английский язык, грамматика английского языка, закономерность усложнения грамматики английского языка, оптимальная последовательность изучения грамматики английского языка.

Введение

В мире существует огромное разнообразие учебников английского языка, и в каждом из них имеется свой собственный подход к его изучению, что говорит об отсутствии единого системного подхода в решении данной проблемы. В нашей стране английский язык изучают в школе, а затем в вузе, но в итоге лишь малая часть владеет им на разговорном уровне. Чтобы построить простейшее правильное предложение, нужно знать грамматику. Вступительное тестирование 67 студентов, проведённое в сентябре 2015 г., показало, что только 14 студентов (21%) владеют глаголом to be в настоящем времени. Остальные употребляют вместо него глагол to have, модальные глаголы, артикли, предлоги.

Имея высшее техническое образование, автор данной статьи решил попытаться оптимизировать преподавание английского языка, уподобляя его технологическим процессам. Просто говоря, при оптимизации технологических процессов определяют, какое минимальное количество ингредиентов и в какой последовательности нужно положить, чтобы получить продукт наилучшего качества. В соответствии с этим правилом поставлена цель: определить, какое минимальное количество слов и какой минимум грамматики английского языка нужно знать, чтобы «заговорить», а также в какой последовательности следует проводить усложнение грамматики, чтобы учиться говорить на всё более высоком уровне.

Изучение структуры английской грамматики и использование методов по оптимизации процесса её усложнения для изучающих язык позволили выявить

270

ОПТИМАЛЬНАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ...

271

закономерность, изначально присущую грамматической системе английского языка.

Теоретическая часть

Рассмотрим сначала структуру любого естественного языка. Поскольку устная речь первична, язык прежде всего состоит из звуков, складывающихся в слова. Набор слов, выстроенных в определённой последовательности, представляет собой предложение. Как правило, в английском предложении подлежащее всегда предшествует сказуемому, причём в таком предложении обязательно наличие и подлежащего, и сказуемого, в отличие от русского предложения, которое может состоять из одного существительного (Ночь. Фонарь. Аптека.) или глагола (Светает.). Таким образом, минимальное английское предложение состоит из двух слов - подлежащего и сказуемого (см. рис. 1).

Звуки ^ Слова ^ Предложение Минимальное английское предложение = подлежащее + сказуемое

Рис. 1. Общая структура языка и базовые компоненты английского предложения

Простейшим подлежащим является существительное. Английское существительное обязательно оформляется артиклем. При существительном может быть определение, выраженное другим существительным, прилагательным, местоимением, числительным или причастием. Английское существительное не изменяется по родам и падежам, поэтому если оно выполняет функцию второстепенного члена предложения, то управляется предлогами места, направления, принадлежности (of), производителя действия (by) (см. рис. 2).

Предлоги Определения

Рис. 2. Существительное в английском языке

272

Р.И. КУРЯЕВА

Таким образом, правая часть схемы на рис. 2, в которую входят артикль, определение и существительное, отражает подлежащее. Если же добавить перед ними предлог, то мы получим составной второстепенный член предложения, выраженный существительным.

Известно, что в русском языкознании до сих пор не пришли к единому мнению, что в предложении является более главным - подлежащее или сказуемое. Мой собственный практический опыт работы в качестве профессионального пе-реводчика-референта английской научно-технической литературы позволил сделать вывод, что в английском языке главенствующую роль играет сказуемое. В состав сказуемого в английском предложении может входить от одного до четырёх глаголов. Постепенное усложнение форм английского глагола и сказуемого имеет закономерный характер, который был рассмотрен ранее [1, с. 178].

Оптимальная последовательность изучения базовой грамматики английского языка

На основе выявленной закономерности мы предлагаем следующую последовательность изучения грамматики английского языка [2, с. 14] (см. рис. 3).

На начальном этапе изучения любого языка прежде всего необходимо ознакомиться с алфавитом, чтобы понять систему букв, которыми обозначаются звуки данного языка. Учитывая особенности английского языка, где несколькими буквами может изображаться один звук или одна буква может обозначать несколько разных звуков в зависимости от её положения в слове, необходимо знать транскрипцию, то есть фонетическое письмо.

Поскольку в качестве подлежащего чаще всего выступает имя существительное, то вначале изучается существительное в единственном числе. Вводится понятие артикля. Даётся определение при подлежащем в виде прилагательного, указательных местоимений this и that. Рассматриваются предлоги места.

Теперь для составления предложения требуется сказуемое. Выявленная закономерность показала, что главным сказуемым английского языка является глагол to be, который в третьем лице единственного числа имеет форму is. С его помощью уже на первом этапе можно составить 4 типа утвердительных предложений, отвечающих на следующие вопросы:

- Кем или чем является предмет в данном мире? В качестве подлежащего могут выступать как существительное, так и указательное местоимение:

1) Это есть человек.

2) Земля есть планета.

- Каким он является? В таких предложениях появляется прилагательное:

3) Человек является разумным. Земля является круглой.

- Где он находится? Для составления этих предложений требуется предлог:

4) Человек находится на Земле. Земля находится в космосе.

Следовательно, для составления простейших английских предложений с глагольной формой is нужны существительное, артикль, предлог, указательное местоимение, прилагательное и глагол. Например: 1) This is a man. That is a woman;

2) The Earth is a planet; 3) The bag is big; 4) The pen is on the desk.

ОПТИМАЛЬНАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ...

273

274

Р.И. КУРЯЕВА

Рис. 3. Последовательность изучения грамматики английского языка

Далее постепенное, пошаговое усложнение грамматики требует как бы нанизывания грамматики на предложения с глагольной формой is. На данном этапе рассматриваются различные варианты предложений с указанным набором частей речи и добавляются некоторые наречия.

Предыдущие 4 типа предложений уже можно преобразовать в вопросительные (общий вопрос, то есть требующий ответа «да» или «нет») и отрицательные предложения:

1) Is this a man? - This is not a man.

2) Is the Sun a planet? - The Sun is not a planet.

3) Is the bag big? - The bag is not big.

4) Is the pen on the desk? - The pen is not on the desk.

Следующий этап - усложнение предыдущих простейших предложений с помощью наречия like, парных союзов as ... as, not as ... as, степеней сравнения прилагательных, сочетания the ... the и указательных местоимений one и that, заменяющих предыдущее существительное.

ОПТИМАЛЬНАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ...

275

Далее изучаются альтернативный вопрос и специальные вопросы. На данном этапе необходимо остановиться на личных местоимениях he, she, it. Они позволяют формулировать короткие ответы «да» и «нет», разделительный вопрос и составлять безличные предложения. Здесь уже можно объяснять усилительную конструкцию It is ... who (that) ... Предлог for требует изучения личных местоимений в косвенном падеже.

Далее учащихся следует познакомить с названиями дней недели и месяцев, а также количественными и порядковыми числительными. С их помощью можно говорить о датах, времени и возрасте. Этим заканчивается изучение той части грамматики, которую можно как бы нанизать на форму глагола is.

Затем вводятся предложения с подлежащим и сказуемым в первом лице, единственном числе - начинающиеся с I am, то есть пересматривается вся предыдущая грамматика в новой модификации, что позволяет повторить и закрепить ранее изученный материал.

Далее вводится множественное число существительных, указательных местоимений (в том числе заменителей существительного - ones и those), личных местоимений в именительном, косвенном и притяжательном падежах. В сочетании с ними рассматривается форма глагола are. Практически снова повторяются все уже изученные грамматические явления в приложении к множественному числу, но происходит не только закрепление пройденного материала -появляется беглость в употреблении данных грамматических явлений в речи.

Затем изучается оборот there is / there are. С ним рассматриваются неопределённые и количественные местоимения. На этом заканчивается та часть грамматики, где в качестве сказуемого выступает глагол to be.

Следующий этап - переход к новому сказуемому - глаголу to have. С ним рассматриваются парные союзы both ... and, either ... or, neither ... nor и возвратные местоимения.

Все перечисленные грамматические явления можно назвать базовой грамматикой английского языка. В ней были рассмотрены все части речи, кроме глаголов. Мы упомянули лишь одно наречие like, которое влияет на структуру предложения. Остальные наречия являются второстепенными частями речи. В принципе их нужно рассматривать после изучения всех остальных видов сказуемого, но на практике для расцвечивания речи их можно вводить на любом этапе.

После этого наступает черёд изучения смысловых глаголов, описывающих действия. Самая простая и наглядная их форма это - инфинитив с частицей to. Поэтому сначала изучаются типы предложений, в которых встречается инфинитив с частицей to, например: а) It’s good to read much; б) I have some letters to write. Затем изучается сочетание эквивалентов модальных глаголов to be to, to have to, ought to, to be able to с инфинитивом с частицей to. После этого рассматривается более сложный вариант инфинитива - без частицы to: повелительное наклонение, глагол to let, сочетание с модальными глаголами must, should, can, may, will, would, would rather, would like smth. и затем - сочетание would like to do smth.

Дальнейший этап - будущее время глаголов (the Future Indefinite Active), то есть сочетание вспомогательных глаголов shall, will с инфинитивом без частицы to. Здесь рассматривается также будущее время безличных предложений, оборота there is / there are, эквивалентов модальных глаголов to be able to

276

Р.И. КУРЯЕВА

и to have to. После этого можно переходить к изучению различных форм глаголов действия.

Видовременные формы английского глагола изучаются в нижеуказанной последовательности.

1. The Present Indefinite Active.

2. The Past Indefinite Active (изучается вторая форма глаголов).

3. The Future Indefinite Active in the Past (изучаются новые значения глаголов should и would).

4. Participle I.

Далее рассматривается сочетание глагола to be с Participle I смыслового глагола.

5. The Present Continuous Active.

6. The Past Continuous Active.

7. The Future Continuous Active.

8. The Future Continuous Active in the Past.

9. Participle II (изучается третья форма глагола).

Следующий этап - сочетание глагола to be с Participle II смыслового глагола.

10. The Present Indefinite Passive.

11. The Past Indefinite Passive.

12. The Future Indefinite Passive.

13. The Future Indefinite Passive in the Past.

Затем переходим к сочетанию глагола to be с Participle I глагола to be (being) + Participle II смыслового глагола.

14. The Present Continuous Passive.

15. The Past Continuous Passive.

После этого рассматривается сочетание глагола to have с Participle II.

16. The Present Perfect Active.

17. The Past Perfect Active.

18. The Future Perfect Active.

19. The Future Perfect Active in the Past.

Затем идёт сочетание глагола to have с Participle II глагола to be (been) + Participle I смыслового глагола.

20. The Present Perfect Continuous Active.

21. The Past Perfect Continuous Active.

22. The Future Perfect Continuous Active.

23. The Future Perfect Continuous Active in the Past.

Далее следует сочетание глагола to have с Participle II глагола to be (been) + Participle II смыслового глагола.

24. The Present Perfect Passive.

25. The Past Perfect Passive.

26. The Future Perfect Passive.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. The Future Perfect Passive in the Past.

Нужно отметить, что в процессе изучения каждой видовременной формы глагола анализируются все возможные грамматические нюансы, характерные для применения данного времени. Например, при изучении the Present Indefinite Active Tense рассматривается место наречий в предложениях, вопросительная

ОПТИМАЛЬНАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ...

277

и отрицательная формы словосочетаний типа to have dinner и выражения долженствования to have to, отрицательная форма повелительного наклонения, безличные предложения (например, It rains), сложные дополнения с глаголами to make, to want, to expect, сослагательное наклонение с глаголом to wish, условные предложения, прямая и косвенная речь.

При изучении the Past Indefinite Active Tense рассматривается поведение всех изученных глаголов в прошедшем времени, а также вводятся придаточные предложения с союзами so that, as if, с оборотом used to. Изучается согласование настоящего и прошедшего времени; сослагательное наклонение, выражающее нереальное условие, относящееся к настоящему или будущему времени; сослагательное наклонение после глагола to wish, выражающее сожаление, относящееся к настоящему времени.

Participle I изучается в качестве определения, обстоятельства, даётся перевод -ing-формы глагола как отглагольного существительного и герундия. Рассматривается словосочетание would you mind для выражения вежливой просьбы.

При изучении the Present Continuous Active Tense рассматриваются предложения с выражением to be going to do something, употребление the Present Continuous Tense для выражения будущего времени, предложения с инфинитивом в форме Continuous, сочетание модальных глаголов can, must и may с инфинитивом в форме Continuous.

Participle II рассматривается в качестве определения, затем изучаются сложное дополнение с Participle II, предложения с инфинитивом to be + Participle II, сочетание модальных глаголов с инфинитивом в виде to be + Participle II.

При изучении the Indefinite Passive рассматриваются сложное подлежащее с инфинитивом, эквивалент модального глагола may - to be allowed to, сложные предложения с глаголами в пассивном залоге.

В настоящее время вместо термина Indefinite, который употреблялся ранее при изучении английского языка, используют термин Simple, что означает «простой». К сожалению, студентам совсем не просто разобраться со вспомогательным глаголом to do. А на примерах предложений в Indefinite Passive очень наглядно демонстрируется неопределённость видовременных форм колонок Indefinite: I am asked. Asked - это Participle II глагола to ask. Participle II имеет два варианта перевода:

а) причастие совершенного вида, отвечающее на вопрос: «что сделанный?», для формы глагола asked получаем значение «спрошенный»;

б) причастие несовершенного вида, отвечающее на вопрос: «что делаемый?», для формы глагола asked получаем значение «спрашиваемый».

Значит, предложение I am asked имеет два варианта перевода:

а) дословный перевод: «Я являюсь спрошенным»; литературный вариант: «Меня спросили»;

б) дословный перевод: «Я являюсь спрашиваемым»; литературный вариант: «Меня спрашивают» (с какой-то периодичностью, регулярно).

Как видим, именно дословно переведённые конструкции существенно помогают понять особенности английской грамматики на ранних этапах изучения английского языка. Из этих примеров перевода видно, что название Indefinite чётко отражает грамматическую и временную неопределённость предложений

278

Р.И. КУРЯЕВА

во временах Indefinite. Перевод одного этого предложения демонстрирует, что Indefinite - это совсем не “Simple".

При изучении the Present Perfect Active Tense рассматриваются сочетание to have got, сочетания Present Perfect Active с модальными глаголами must, need, should, ought to, would, can (could), may и might. Изучаются инфинитив в форме to have +Participle II и Participle I Perfect - причастие I перфектное.

При изучении the Past Perfect Active и the Future Perfect Active in the Past рассматриваются все виды сослагательного наклонения соответствующей сложности.

При изучении the Present Perfect Continuous Active Tense рассматриваются сочетание модальных глаголов с инфинитивом глаголов в данном времени, а также инфинитив the Perfect Continuous в сложных предложениях.

При изучении the Present Perfect Passive Tense рассматривается сочетание модальных глаголов с инфинитивом глаголов в данном времени.

Заключение

Рассмотренная закономерность усложнения английской грамматики выявлена, исходя из особенностей самого английского языка, поэтому полагаем, что на любом языке мира грамматику английского языка как иностранного следует изучать именно в этой оптимальной, научно обоснованной последовательности [3, с. 269].

Данная последовательность изучения английского языка положена в основу изданного и применяемого на практике «Лексико-грамматического пособия по английскому языку», написанного автором статьи для русскоязычных обучающихся. Первая часть пособия издана также в татарско-английском варианте, который использовался в группах студентов, обучающихся на татарском языке. Практическая работа со студентами по указанному пособию показала, что за три года можно изучить всю грамматику английского языка. Студенты овладевают разговорной речью и переводом научной литературы по своей специальности.

В заключение отметим, что на входном тестировании по Oxford Placement Test1 основная масса студентов получала в среднем 15 баллов из 100. Тестирование проходили примерно по 120 студентов ежегодно в 2000-2006 гг. Анализ результатов последнего тестирования показал, что знание базовой грамматики способствует правильному выполнению до 25% теста, понимание модальных глаголов и их эквивалентов даёт ещё 7%. Это значит, что ещё до изучения видовременных форм английского глагола даже самые слабые студенты во время тестирования могут получить не менее 32 баллов. К сожалению, выходного тестирования не проводилось. Но после завершения курса английского языка студенты самостоятельно писали аннотации на английском языке к своим курсовым работам по другим предметам. А один из студентов (получивший на экзамене удовлетворительную оценку) во время общения с англоязычными туристами обнаружил, что он их понимает и они его тоже понимают. Он с восторгом сообщил преподавателю, что, оказывается, умеет говорить по-английски.

1 Oxford Placement Test является грамматическим тестом, включающим два текста и две подборки предложений на определённую грамматическую тему. В каждом предложении (включая тексты) имеется три варианта решения конкретного грамматического явления.

ОПТИМАЛЬНАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ...

279

Summary

R.I. Kuryayeva. Optimal Method of Teaching English Grammar.

The analysis of the English language structure revealed the principle of inherent development (complication) of the English predicate. On the basis of this principle, an optimal method of teaching the English language was worked out. It was shown as a stepwise scheme in this paper. The basis of teaching the English language is to make learners understand its grammar rules, as well as to consolidate all the grammar nuances in their speech. In the first place, the basic English grammar with the help of such verbs as to be and to have is studied. Secondly, modal verbs are examined. Finally, the tense-aspectual forms of the English verb are learned. The practical application of this method demonstrated significant reduction in the period of study.

Keywords: English language, English grammar, principle of inherent development (complication) of English grammar, optimal method of teaching English grammar.

Литература

1. Куряева Р.И. Закономерность усложнения видовременных форм английского глагола // Вестн. Казан. технол. ун-та. - 2013. - Т. 16, № 16. - С. 178-181.

2. Куряева Р.И. О научном подходе к методике преподавания английского языка. -Lambert Acad. Publ., 2012. - 72 c.

3. Куряева Р.И. Инновационные подходы к методике преподавания английского языка // Вестн. Казан. технол. ун-та. - 2014. - № 12. - С. 266-271.

Поступила в редакцию 01.07.15

Куряева Рауза Исмаиловна - кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков в профессиональной коммуникации, Казанский национальный исследовательский технологический университет, г. Казань, Россия.

E-mail: rauza-k@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.