Научная статья на тему 'Преподавание наук о культуре в свете теории интеллектуальных сетей Рэндалла Коллинза'

Преподавание наук о культуре в свете теории интеллектуальных сетей Рэндалла Коллинза Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
245
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преподавание наук о культуре в свете теории интеллектуальных сетей Рэндалла Коллинза»

О. Н. Левшина

Преподавание наук о культуре в свете теории интеллектуальных сетей Рэндалла Коллинза

Важнейшей задачей методики преподавания культурологии является поиск современных форм, методов, приемов и средств, направленных на максимально эффективное усвоение учащимися программы. Поскольку культурология является комплексной наукой, синтезирующей данные различных гуманитарных наук, при ее преподавании необходимо учитывать последние достижения смежных гуманитарных дисциплин - философии, социологии, психологии, лингвистики, этнологии и других гуманитарных наук.

Значительным событием в современном гуманитарном знании стало появление в 1998 году книги «Социология философий» известного американского ученого, профессора социологии Пенсильванского университета Рэндалла Коллинза (р. 1941). В своем фундаментальном исследовании он попытался реконструировать мировую интеллектуальную историю в области философии, науки и богословия, чтобы понять, как рождаются и движутся идеи из одной сферы в другую.

Анализируя мировое философское наследие, Коллинз пришел к выводу о том, что ключевую роль в развитии философии играют интеллектуальные сети - объединения философов. Примерами таких групп являются: Мегарская школа, Академия Платона, Ликей Аристотеля в античности; «Невидимый колледж» в Новое время; Венский кружок 1920-30-х гг., кружок французских экзистенциалистов в современности.

По мнению Коллинза, ни один мыслитель не творит в одиночестве. Сначала он был чьим-то учеником, затем вступал в контакт с коллегами через свои работы. Таким образом, даже самый замкнутый мыслитель является элементом интеллектуальной сети. Американский исследователь установил, что, чем больше контактов с другими мыслителями, занимающимися той же проблемой, имеет ученый, тем больших результатов ему удается добиться.

По мнению Р. Коллинза интеллектуальные сети выполняют три важнейшие функции:

1. Накапливают «культурный капитал»: в них рождаются новые идеи, делаются открытия;

2. Обеспечивают преемственность между поколениями - по сетям происходит передача социокультурного опыта от предшествующих поколений к последующим;

3. Осуществляют обмен идеями, достижениями в различных областях знания.

В интеллектуальных сетях рождаются новые идеи. В противовес общепринятому мнению об обусловленности творчества исключительно личной гениальностью автора, американский социолог утверждает, что творчество мыслителя является результатом его сетевых взаимодействий. Идеи рождаются не в головах отдельных мыслителей, а накапливаются в интеллектуальных сетях. «Мыслители не предшествуют общению, но сам коммуникативный процесс создает мыслителей в качестве своих узлов»1, - пишет Коллинз.

В интеллектуальную сеть входят как отдельные мыслители и их объединения, так и тот интеллектуальный капитал предшествующих эпох, на который они опираются. В точках пересечения интеллектуальных сетей происходит интеллектуальная коммуникация - трансляция культурного капитала и обмен идеями, как внутри одной области, так и между ними.

Американский ученый выделяет два типа сетей: «вертикальные» (учитель-ученик) и «горизонтальные» (кружки единомышленников, соперничающие друг с другом объединения). Он проводит анализ крупнейших межпоколенных сетей - цепочек выдающихся учителей и учеников, и на его основании делает вывод: выдающимися философами, как правило, становятся ученики других выдающихся философов, что связано не только с усвоенным ими опытом, но и включенностью в интеллектуальное сообщество. Так, по данным Коллинза, в Древней Греции большее число контактов с другими философами имели Сократ - 3 первостепенных и 11 второстепенных философов и Платон - 3 первостепенных и 6 второстепенных философов.

Рэндалл Коллинз делает попытку переосмыслить роль каждого философа в мировой интеллектуальной истории. Он приходит к выводу, что многим выдающимся философам, например, Платону и Аристотелю приписывают открытия, которые на самом деле им не принадлежат. По мнению Коллинза, им посчастливилось «пожать плоды» признания той работы, которая в немалой части была выполнена до них и рядом с ними - в интеллектуальных сетях: Академии и Ликее. Вместе с тем они не просто синтезировали уже накопленный до них опыт, но сумели дополнить его собственными открытиями и возвести на более высокий уровень рефлексии, обозначив новые горизонты проблем. Коллинз не пытается подвергнуть сомнению гениальность античных философов, он лишь призывает восстановить справедливость и отдать должное людям, которые действительно этого заслуживают.

Фактически, Р. Коллинз выстроил новую дисциплину, название которой вынес в название книги: «Социология философий». Ее предметом

1 Коллинз Р. Социология философий: глобальная теория интеллектуального изменения. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002. - С. 46.

75

являются не учения и не биографии отдельных деятелей культуры, а сети личных связей между ними. Это комплексная дисциплина, включающая в себя достижения различных наук: философии, социологии, культурологии, истории науки.

Американский исследователь посвятил «Социологию философий» анализу интеллектуальных сетей в области философии и науки. На самом деле, предложенная им модель интеллектуального изменения универсальна. С ее помощью можно изучать и развитие культуры.

В концепции Коллинза культура представляет собой огромное смысловое поле, покрытое множеством интеллектуальных сетей - объединений деятелей культуры, которые постоянно видоизменяются и усложняются. Одной из важнейших функций интеллектуальных сетей является сохранение культурного наследия. При этом происходит постоянный поиск эффективных способов его хранения и актуализации. Кроме того, в интеллектуальных сетях генерируются новые идеи, которые затем транслируются в процессе интеллектуальной коммуникации.

Коллинз отмечал принципиальную открытость культуры и ее коммуникационную сущность. Коммуникация является важнейшей частью человеческой жизни и культуры. В процессе коммуникации происходит распространение культурных ценностей как в пространстве (между современниками), так и во времени (между разными поколениями). Коммуникация играет важную роль в процессе инкультурации и социализации личности, так как только в общении с другими людьми человек осваивает нормы и ценности своей культуры, учится соотносить свое поведение с действиями других людей.

В точках пересечения интеллектуальных сетей, по Коллинзу, происходит внутрикультурная и межкультурная коммуникация. Культура не является неким монолитом и в реальности представляет собой множество локальных культур, сосуществующих во времени и пространстве. Локальные культуры основываются на разных картинах мира, ценностных ориентациях и моральных нормах. В свою очередь, каждая из них распадается на ряд субкультур, представляющих собой определенные части культуры, выделяемые по некоторому основанию (возрастная, профессиональная, классовая и другая принадлежность). В каждой субкультуре существует своя система ценностей, убеждений и предпочтений, разделяемая каждым ее членом. В то же время, при всем очевидном своеобразии, субкультуры одной культуры имеют нечто общее, что и позволяет отнести их к данному типу культуры.

Культуры не существуют изолированно друг от друга, они вступают во взаимодействие, в ходе которого обмениваются идеями, опытом и достижениями. Способность одной культуры осваивать достижения другой - один из источников её жизнедеятельности. Замыкание в своих пре-

делах и отсутствие общения с другими культурами ведет к исчерпанию творческих сил и медленному вырождению. Мировые культурные контакты - закономерность культурно-исторического развития. По сути, вся история человечества - это история межкультурных контактов. Они могут иметь разные формы - от войн до мирного сотрудничества.

Подобная трактовка культуры влечет за собой пересмотр методологической базы ее изучения и преподавания. Американский профессор предлагает отказаться от изучения биографий отдельных деятелей культуры и «научиться видеть сквозь личности, вплести их в сеть процессов, которые ввели этих индивидов как исторические фигуры в круг нашего внимания».1 Он призывает изучать интеллектуальные сети, в которые входит тот или иной деятель культуры. Таким образом, Рэндалл Коллинз совершил поворот от описания биографии мыслителя и того исторического контекста, в котором он жил, к социальным связям, повлиявшим на рождение и распространение его концепции.

В качестве примера изучения сетевых взаимодействий Коллинз предлагает составлять «сетевые карты» - схемы личных знакомств между деятелями культуры. В книге «Социология философий» такими сетевыми картами у него охвачено 2670 как европейских, так и азиатских мыслителей. «Сетевая карта» позволяет проследить процесс формирования взглядов мыслителя. Фактически «Социология философий» Р. Коллинза - это новая методология изучения культуры. Она может с успехом применяться в различных разделах культурологического знания, прежде всего в социологии культуры.

Теория интеллектуальных сетей Рэндалла Коллинза вызвала большой резонанс в США и достойна серьезного внимания со стороны отечественных исследователей культуры. По мнению профессора Н. С. Розова, осуществившего перевод книги Коллинза на русский язык, «не учитывать сделанного Коллинзом - значит, не использовать новое пространство рефлексии, новое обобщение развития разнородных философских традиций и соответствующие идейные возможности».2

1 Коллинз Р. Социология философий: глобальная теория интеллектуального изменения. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002. - С. 49.

2 Розов Н. С. «Социология философий» Рэндалла Коллинза - новый этап самосознания интеллектуалов в мировой истории // Коллинз Р. Социология философий: глобальная теория интеллектуального изменения. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002. - С. 31.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.