Научная статья на тему 'Преподавание международного гуманитарного права: некоторые замечания об опыте, проблемах и перспективах'

Преподавание международного гуманитарного права: некоторые замечания об опыте, проблемах и перспективах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
262
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО / ПРЕПОДАВАНИЕ / МЕТОДОЛОГИЯ / ПРОБЛЕМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маммадов Узейир Юсуф Оглу, Баширова Садагат Гюльмирзаевна

Статья посвящена вопросам преподавания столь непростой дисциплины, как международное гуманитарное право (МГП). Международное гуманитарное право (МГП) является уникальным по своей природе явлением, поскольку создано для внесения гуманности и порядка в хаос и ужас войны. Преподавание столь уникальной дисциплины, конечно же, требует солидной доли мудрости и особого подхода. Прежде всего, это отражается в специфике методологии преподавания МГП, включающей в себя комплекс различных способов и средств. Успех в преподавании МГП во многом зависит от целого ряда различных факторов, которые, как представляется, необходимо учитывать в процессе преподавания. Авторы анализируют проблемы, связанные с преподаванием данной дисциплины. При этом в статье рассматриваются различные формы, средства и методы с преподавания МГП.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маммадов Узейир Юсуф Оглу, Баширова Садагат Гюльмирзаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преподавание международного гуманитарного права: некоторые замечания об опыте, проблемах и перспективах»

УДК 340

Маммадов Узейир Юсуф оглу

кандидат юридических наук, доцент, кафедра международного и европейского права, Казанский (Приволжский) федеральный университет uzeyirm@yandex.ru

Баширова Садагат Гюльмирзаевна

кандидат юридических наук, старший преподаватель Казанского (Приволжского) федерального университета bashirova-sg@mail.ru

Преподавание

МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА: НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ОБ ОПЫТЕ, ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ

Uzeyir Yu. Mammadov

candidate of jurisprudence, associate professor,

chair of the international and European law, Kazan (Volga) federal university uzeyirm@yandex.ru

Sadagat G. Bashirova

candidate of jurisprudence, senior teacher Kazanskogo (Volga) federal university bashirova-sg@mail.ru

Teaching international

HUMANITARIAN LAW:

CERTAIN REMARKS ON THE EXPERIENCE,

PROBLEMS AND PROSPECTS

Аннотация. Статья посвящена вопросам преподавания столь непростой дисциплины, как международное гуманитарное право (МГП). Международное гуманитарное право (МГП) является уникальным по своей природе явлением, поскольку создано для внесения гуманности и порядка в хаос и ужас войны. Преподавание столь уникальной дисциплины, конечно же, требует солидной доли мудрости и особого подхода. Прежде всего, это отражается в специфике методологии преподавания МГП, включающей в себя комплекс различных способов и средств. Успех в преподавании МГП во многом зависит от целого ряда различных факторов, которые, как представляется, необходимо учитывать в процессе преподавания. Авторы анализируют проблемы, связанные с преподаванием данной дисциплины. При этом в статье рассматриваются различные формы, средства и методы с преподавания МГП.

Ключевые слова: Международное гуманитарное право, преподавание, методология, проблемы.

Annotation. The Article is devoted to teaching such difficult subjects as international humanitarian law (IHL). International humanitarian law (IHL) is unique in its nature as created to make humanity and order in the chaos and horror of war. Teaching is such a unique discipline, of course, requires a considerable share of wisdom and unique approach. First of all, this is reflected in the methodology of teaching of IHL, including a range of different ways and means. Success in the teaching of IHL depends on a number of different factors that might need to be taken into account in the teaching process. The authors analyze the problems associated with the teaching of this discipline. While the article discusses the various forms, means and methods of teaching of IHL.

Keywords: International Humanitarian Law, teaching, methodology, problems.

Цель преподавания МГП. Следует признать, что сложно достичь успеха в преподавании МГП без четкого представления о целях такого преподавания. Иначе говоря, «отправным пунктом» в данном случае является четкое осознание цели и значения преподавания МГП. В самом общем виде это предполагает ответ на вопрос: зачем учить международному праву? Варианты ответов на данный вопрос могут варьироваться в зависимости от различных подходов к пониманию роли и места МГП в жизни, в правовой системе и образовательном процессе. Ответ может включать обширный перечень аргументов, а именно: для стимулирования правового мышления; содействия «справедли-

вости» во время вооруженных конфликтов; потому что студенты должны знать основные принципы международного гуманитарного права; некоторым студентам МГП может понадобиться в их будущей работе [1].

Проблемы преподавания МГП. К сожалению, следует отметить, что преподавание МГП часто сопряжено с различного рода проблемами. Представляется, что основными проблемами преподавания МГП обычно являются слабый интерес к МГП и международному публичному праву у основной массы студентов, низкая мотивация, что обусловлено ограниченностью пер-

204

спектив практического применения знаний для большинства обучающихся (т.е. проблематичностью трудоустройства по данной узкой, специфичной специализации).

Место МГП в системе юридического и гуманитарного образования. МГП преимущественно преподается в рамках международно-правовой специализации юридического образования. Лишь в немногих университетах данная дисциплина включена в образовательный процесс гуманитарных факультетов (журналистика, международные отношения, политология и т.д.). Однако, как представляется, было бы полезным более широко внедрение преподавание МГП во всех указанных факультетах.

В связи с переходом высшего образования на Болонскую систему возникают вопросы о месте дисциплины МГП в системе гуманитарного и юридического образования. К таковым относятся требующие своего разрешения вопросы практического характера, а именно: Должен ли быть курс МГП обязательным? Какова должна быть продолжительность данного курса? Каким должно быть содержание курса МГП? Должно ли преподавание МГП сопровождаться изучением других дисциплин?

Прежде чем попытаться сформулировать ответы на указанные вопросы, пожалуй, следует оговориться, что не существует единого способа преподавания данного курса [3]. Данное обстоятельство оставляет определенный простор для университетов и преподавателей в плане выбора способов и средств преподавания МГП. Кроме того, следует согласиться с тем обстоятельством, что каждая культурная среда обладает своей спецификой в контексте привлечения внимания, побуждения интереса, восприятия материала и т.д. И в этом смысле внимание, интерес и восприятие МГП могут варьироваться от страны к стране, от региона к региону. Соответственно, не может быть единой, универсальной методологии преподавания МГП и каждому университету и преподавателю, наверное, следует выбрать наиболее оптимальный с их точки зрения метод преподавания данной дисциплины.

Далее, рассматривая вопрос об обязательности курса МГП, небезынтересным будет отметить мысль, высказанную профессором Франсуа Хамп-сон, которая, в частности, пишет: «С моей точки зрения, предмет никогда не должен быть официально обязательным, но каждому размышляющему о практическом опыте на местах следовало бы хорошенько посоветовать пройти его. Другими

Литература:

1. Сассоли М. Правовая защита во время войны / М. Сассоли, А. Бувье, С. Карр, Л. Кэмерон, Т. Сен-Мориса. М. : МККК, 2008. Т. 1. С.469-470 .

2. Сассоли М. Указ. раб. / М. Сассоли, А. Бувье, С. Карр, Л. Кэмерон, Т. Сен-Мориса. С. 474. 3

3. Hampson Fr. Teaching the Law of Armed Conflict // Essex Human Rights Review Vol. 5 № 1 July

2008. P. 2.

словами, это не должно быть обязательным, но каждый должен хотеть сделать это!»[3].

Способы и средства преподавания. Традиционными формами преподавания МГП являются лекции и семинары. Обычно на лекциях даются основные положения темы и ответы на вопросы студентов. На семинарах делаются и обсуждаются доклады, а также решаются задачи по рассматриваемой теме. При этом главными формами контроля являются: промежуточный (решение задач, написание рефератов или тесты) и итоговый (зачет или экзамен).

Однако, думается, традиционные формы преподавания не всегда могут дать должного результата. Это обуславливает необходимость диверсификации методов преподавания посредством обращения к современным формам преподавания. В этой связи хотелось бы обратиться к интересной статистике: «Что касается когнитивного аспекта, в среднем люди запоминают лишь 10 % того, что читают, 20 % того, что слышат, 30 % того, что видят, 50 % того, что слышат и видят одновременно, 80 % того, что говорят, и 90 % того, что говорят и делают. Это весомый довод в пользу использования интерактивных методов» [2].

К примеру, наряду с традиционными лекциями можно практиковать интерактивные формы, когда во время лекции студентам задаются вопросы и ответ подводит их к сути отдельных положений рассматриваемой темы. Лучшему освоению материала может также способствовать использование презентаций во время лекций. Часто важную роль может играть первая лекция. Думается, первую лекцию можно провести как обзорную, но при этом она должна быть интересной, захватывающей. В этих целях можно использовать короткие фильмы, пригласить интересного практикующего специалиста и т.д.

Таким образом, все сказанное выше лишь призвано сфокусировать внимание на мысли, что существует достаточно обширный набор методов преподавания МГП и каждый преподаватель может выбирать те или иные методы, не обязательно обозначенные в настоящей статье, комбинировать наиболее оптимальный набор таковых в своей профессиональной деятельности. При этом главное, как представляется, - это достичь главных целей преподавания, а именно, дать не только знания и навыки их применения, но и достучаться до сердец молодого поколения с идеями и ценностями гуманности, уважения личности и достоинства человека.

Literature:

1. Sassoli M. Pravovaya zashchita vo vremya vojny / M. Sassoli, A. Buv'e, S. Karr, L. Kehmeron, T. Sen-Morisa. M. : MKKK, 2008. T. 1. S. 469-470.

2. Sassoli M. Ukaz. rab / M. Sassoli, A. Buv'e, S. Karr, L. Kehmeron, T. Sen-Morisa. S. 474.

3. Hampson Fr. Teaching the Law of Armed Conflict // Essex Human Rights Review Vol. 5 № 1 July 2008. P. 2.

205

4. О подобном опыте - акции казанских студентов по распространению элементарных знаний о МГП - можно ознакомиться по адресу: URL: https://www.icrc.org/rus/resources/documents/misc/ kazan-uneversities-310509.htm(nocneflHee посе-

щение - 10.12.2015 г.).

4. O podobnom opyte - akcii kazanskih studentov po rasprostraneniyu ehlementarnyh znanij o MGP -mozhno oznakomit'sya po adresu: URL: https:// www.icrc.org/ rus/ resources/ documents/ misc/kazan-uneversities-310509.htm(poslednee poseshchenie -10.12.2015 g.).

206

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.