Научная статья на тему 'Некоторые замечания об опыте, проблемах и перспективах преподавания международного гуманитарного права'

Некоторые замечания об опыте, проблемах и перспективах преподавания международного гуманитарного права Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
360
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО / ПРЕПОДАВАНИЕ / МЕТОДОЛОГИЯ / ПРОБЛЕМЫ / ПЕРСПЕКТИВЫ / ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО / ОБРАЗОВАНИЕ / СПОСОБЫ ПРЕПОДАВАНИЕ / INTERNATIONAL HUMANITARIAN LAW / TEACHING / METHODOLOGY / PROBLEMS / PERSPECTIVES / PUBLIC LAW / EDUCATION / WAYS OF TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баширова С.Г., Маммадов У.Ю.

Международное гуманитарное право (МГП) является уникальным по своей природе явлением, поскольку создано для внесения гуманности и порядка в хаос и ужас войны. Война во все периоды существования человечества являлась его неотъемлемым и самым жестоким спутником. Прошедшие войны, которые известны современной исторической науке (МГП), всегда сопровождались человеческими страданиями, жертвами, разрушениями, подрывали экономические и политические устои государственности, порождали неверие в справедливость и гуманизм. Поэтому государства как основные субъекты международного права пытались уменьшить пагубные последствия войн путем создания и правового закрепления общеобязательных норм с целью, во-первых, ограничения воюющих сторон в средствах и методах ведения военных действий и, во-вторых, защиты жертв и участников вооруженных конфликтов. Преподавание столь уникальной дисциплины, конечно же, требует солидной доли мудрости и особого подхода. Прежде всего, это отражается в специфике методологии преподавания МГП, включающей в себя комплекс различных способов и средств. Успех в преподавании МГП во многом зависит от целого ряда различных факторов, которые, как представляется, необходимо учитывать в процессе преподавания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баширова С.Г., Маммадов У.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CERTAIN REMARKS ON THE EXPERIENCE, PROBLEMS AND PROSPECTS OF TEACHING INTERNATIONAL HUMANITARIAN LAW

International humanitarian law (IHL) is unique in its nature because it was created to make humanity and order in the chaos and horror of war. War in all periods of human existence was the integral and the most cruel companion. Past the wars, which are known to modern historical science (IHL), has always been accompanied by human suffering, victims, destruction and undermined the economic and political foundations of statehood, contributed to a lack of faith in justice and humanism. Therefore, States as a primary subjects of international law have tried to reduce the harmful effects of wars through the creation and legal status of mandatory rules with the aim, firstly, to restrict the use of means and methods of warfare and, secondly, to the protection of victims and participants in armed conflicts. Teaching such a unique discipline, of course, requires a considerable share of wisdom and special approach. First of all, it is reflected in the methodology of teaching of IHL, including a range of different ways and means. Success in the teaching of IHL depends on a number of different factors that might need to be taken into account in the teaching process.

Текст научной работы на тему «Некоторые замечания об опыте, проблемах и перспективах преподавания международного гуманитарного права»

МЕЖДУНАРОДНОЕ И КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

УДК: 340

ББК: 67

Баширова С.Г., Маммадов У.Ю.

НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ОБ ОПЫТЕ, ПРОБЛЕМАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ ПРЕПОДАВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА

Bashirova S.G., Mammadov U.Y.

CERTAIN REMARKS ON THE EXPERIENCE, PROBLEMS AND PROSPECTS OF TEACHING INTERNATIONAL HUMANITARIAN LAW

Ключевые слова: международное гуманитарное право, преподавание, методология, проблемы, перспективы, публичное право, образование, способы преподавание.

Keywords: international humanitarian law, teaching, methodology, problems, perspectives, public law, education, ways of teaching.

Аннотация: международное гуманитарное право (МГП) является уникальным по своей природе явлением, поскольку создано для внесения гуманности и порядка в хаос и ужас войны. Война во все периоды существования человечества являлась его неотъемлемым и самым жестоким спутником. Прошедшие войны, которые известны современной исторической науке (МГП), всегда сопровождались человеческими страданиями, жертвами, разрушениями, подрывали экономические и политические устои государственности, порождали неверие в справедливость и гуманизм. Поэтому государства как основные субъекты международного права пытались уменьшить пагубные последствия войн путем создания и правового закрепления общеобязательных норм с целью, во-первых, ограничения воюющих сторон в средствах и методах ведения военных действий и, во-вторых, защиты жертв и участников вооруженных конфликтов. Преподавание столь уникальной дисциплины, конечно же, требует солидной доли мудрости и особого подхода. Прежде всего это отражается в специфике методологии преподавания МГП, включающей в себя комплекс различных способов и средств. Успех в преподавании МГП во многом зависит от целого ряда различных факторов, которые, как представляется, необходимо учитывать в процессе преподавания.

Аbstract: international humanitarian law (IHL) is unique in its nature because it was created to make humanity and order in the chaos and horror of war. War in all periods of human existence was the integral and the most cruel companion. Past the wars, which are known to modern historical science (IHL), has always been accompanied by human suffering, victims, destruction and undermined the economic and political foundations of statehood, contributed to a lack offaith in justice and humanism. Therefore, States as a primary subjects of international law have tried to reduce the harmful effects of wars through the creation and legal status of mandatory rules with the aim, firstly, to restrict the use of means and methods of warfare and, secondly, to the protection of victims and participants in armed conflicts. Teaching such a unique discipline, of course, requires a considerable share of wisdom and special approach. First of all, it is reflected in the methodology of teaching of IHL, including a range of different ways and means. Success in the teaching of IHL depends on a number of different factors that might need to be taken into account in the teaching process.

Настоящая статья посвящена многомерной проблематике преподавания международного гуманитарного права в россий-

ской высшей школе. Основной проблемой, имеющей место на сегодняшний день в данной сфере, является нереализованность

духовного и интеллектуального потенциала студента, равно как и специалиста, недавно получившего диплом о высшем образовании и приступившего к практической работе. Решение данной проблемы - это сложный и многогранный мыслительный процесс, в котором важными составляющими являются, грамотный выбор преподавателем формы и метода организации учебного процесса. Традиционными формами преподавания МГП являются лекции и семинары.

В зависимости от видов и форм организации учебного процесса вуза преподаватель должен уметь лавировать своей активностью и активностью студентов. При этом преподаватель организует интерактивную деятельность на основе сочетания традиционных и инновационных приемов, методов и технологии обучения. На основе новых информационных и педагогических технологий, методов обучения стало возможным изменить, причем радикально, роль преподавателя, сделать его не только носителем знаний, но и руководителем, инициатором самостоятельной творческой работы студента.

Следует признать, что сложно достичь успеха в преподавании МГП без четкого представления о целях такого преподавания. Иначе говоря, «отправным пунктом» в данном случае является четкое осознание цели и значения преподавания МГП. В самом общем виде это предполагает ответ на вопрос: зачем учить международному праву? Варианты ответов на данный вопрос могут варьироваться в зависимости от различных подходов к пониманию роли и места МГП в жизни, в правовой системе и образовательном процессе. Ответ может включать обширный перечень аргументов, а именно: для стимулирования правового мышления; содействия «справедливости» во время вооруженных конфликтов; потому что студенты должны знать основные принципы международного гуманитарного права; некоторым студентам МГП может понадобиться в их будущей работе1.

Было бы эффективно создать в каждой

1 См.: Сассоли М. и Бувье А. при участии Карр С., Кэмерон Л. и Сен-Мориса де Т. Правовая защита во время войны. Т.1. М.: МККК, 2008. С.469-470.

стране центр по международному гуманитарному праву. Лучше всего было бы создать их на юридических факультетах. В результате каждый студент, государственный служащий и военнослужащие с помощью центра по международному гуманитарному праву могли бы найти интересующую их литературу, которая могла бы им помочь в исследованиях. Такие центры также имели бы возможность готовить специалистов и предоставлять рекомендации другим факультетам относительно включения МГП в их стандартные программы.

Целями и задачами преподавания МГП, помимо непосредственного овладения студентами правовыми знаниями, думается, является также приобщение обучающихся идеям, идеалам и ценностям гуманизма, расширение их мировоззрения, формирование у них представлений о базовых стандартах гуманности, уважения к личности и его достоинству в любых ситуациях, включая ситуации насилия крупных масштабов и т.д. В этом смысле преподавание курса МГП совмещает в себе образовательную и воспитательную функции. Это обусловлено тем, что преподавание курса МГП предполагает как обучение правовым знаниям, так и формирование гуманистического мировоззрения.

К сожалению, следует отметить, что преподавание МГП часто сопряжено с различного рода проблемами. Представляется, что основными проблемами преподавания МГП обычно являются слабый интерес к МГП и международному публичному праву у основной массы студентов, низкая мотивация, что обусловлено ограниченностью перспектив практического применения знаний для большинства обучающихся (т.е. проблематичностью трудоустройства по данной узкой, специфичной специализации). К проблемам преподавания МГП можно отнести и ограниченное количество часов, обычно выделяемых для преподавания дисциплины, а также слабую материальную базу многих университетов.

Один из основных путей преодоления указанных проблем лежит через повышение мотивации студентов. Главным образом этого можно достичь посредством улучшением перспектив трудоустройства студен-

тов, что в меньшей степени зависит от университета и преподавателей. Однако это не единственный способ повышения мотивации студентов. Университеты и преподаватели могут достичь повышения заинтересованности студентов в изучении МГП посредством их вовлечения в различные конкурсы, олимпиады, написание статей и т.д., а также увеличением количества часов, отведенных на преподавание данной дисциплины, и внедрением новых образовательных методов, технологий (использование микрофильмов и презентаций на лекциях, применение компьютерного тестирования и др.). Все это предполагает качественное изменение преподавания МГП в университетах. Однако для начала необходимо определить место МГП в системе юридического и гуманитарного образования.

МГП преимущественно преподается в рамках международно-правовой специализации юридического образования. Лишь в немногих университетах данная дисциплина включена в образовательный процесс гуманитарных факультетов (журналистика, международные отношения, политология и т.д.). Однако, как представляется, было бы полезным более широко внедрение преподавание МГП на всех указанных факультетах.

Изменения парадигмы образования требуют от общества в целом особого статуса профессиональной подготовленности будущих специалистов, выраженной в формировании новых методологических подходов к обучению, определения новой роли преподавателя, соответствующей философии Болонского процесса, кардинально образующие новые отношения к организации учебного процесса в вузах.

В связи с переходом высшего образования на Болонскую систему возникают вопросы о месте дисциплины МГП в системе гуманитарного и юридического образования. К таковым относятся требующие своего разрешения вопросы практического характера, а именно: должен ли быть курс МГП обязательным? Какова должна быть продолжительность данного курса? Каким должно быть содержание курса МГП? Должно ли преподавание МГП сопровождаться изучением других дисциплин?

Прежде чем попытаться сформулировать ответы на указанные вопросы, пожалуй, следует оговориться, что не существует единого способа преподавания данного кур-са1. Данное обстоятельство оставляет определенный простор для университетов и преподавателей в плане выбора способов и средств преподавания МГП. Кроме того, следует согласиться с тем обстоятельством, что каждая культурная среда обладает своей спецификой в контексте привлечения внимания, побуждения интереса, восприятия материала и т.д. И в этом смысле внимание, интерес и восприятие МГП могут варьироваться от страны к стране, от региона к региону. Соответственно, не может быть единой, универсальной методологии преподавания МГП и каждому университету и преподавателю, наверное, следует выбрать наиболее оптимальный с их точки зрения метод преподавания данной дисциплины.

Качество преподавания и исследований в области международного гуманитарного права может быть наиболее эффективно улучшено на основании прочных знаний о международном праве. Поэтому следует прилагать больше усилий для подготовки специалистов в области международного права.

Далее, рассматривая вопрос об обязательности курса МГП, небезынтересным будет отметить мысль, высказанную профессором Франсуа Хампсон, которая, в частности, пишет: «С моей точки зрения, предмет никогда не должен быть официально обязательным, но каждому размышляющему о практическом опыте на местах следовало бы хорошенько посоветовать пройти его. Другими словами, это не должно быть обязательным, но каждый должен хотеть сделать это!» Обязательность курса МГП, представляется, должна зависеть от выбранной специализации. В университетах, в которых обучение осуществляется на базе государственных образовательных стандартов, преподавание МГП, скорее всего, будет отнесено к вариативным профильным дисциплинам (дисциплинам по выбору), пред-

1 cm. : Hampson Fr. Teaching the Law of Armed Conflict // Essex Human Rights Review Vol. 5 No. 1 July 2008. P. 2.

2 TaM ®e.

лагаемым университетом студентам и предполагающим получение обучающимися более углубленных знаний, навыков и компетенций, дополняющих содержание базовых профильных дисциплин (обязательных дисциплин), в рамках, определяемых образовательными программами. По решению университета студентам, выбравшим специализацию «международное право», может преподаваться МГП в качестве вариативной профильной дисциплины. Однако в университетах, которым предоставлено право осуществлять обучение по собственным образовательным стандартам, нельзя исключить возможность преподавания МГП в качестве базовой профильной (обязательной) дисциплины в зависимости от факультета и профиля подготовки.

Учитывая ограниченное количество часов, отведенных для преподавания МГП, часто отдельные актуальные вопросы МГП остаются без должного внимания по причине недостатка времени. В этой связи, думается, наиболее оптимальным было бы «двухступенчатое» преподавание данной дисциплины. В частности, в бакалавриате («первая ступень») можно было бы осуществлять преподавание МГП в качестве вариативной профильной дисциплины под названием «Основы международного гуманитарного права». При этом преподавание данного курса охватывало бы один семестр и предусматривало бы углубленное изучение основных положений МГП. Такой курс мог бы включать в себя, к примеру, следующие темы: понятие, принципы, источники МГП; квалификация вооруженных конфликтов; защита покровительствуемых лиц; средства и методы ведения войны; немеждународные вооруженные конфликты; соотношение МГП и права прав человека; им-плементация МГП; структура и функции Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца и его составных частей.

В магистратуре («вторая ступень»), в зависимости от магистерской программы, можно было бы осуществлять преподавание МГП в качестве базовой профильной дисциплины под названием «Актуальные проблемы международного гуманитарного права», предусматривающим изучение в тече-

ние одного семестра наиболее актуальных вопросов современного МГП. В частности, такой курс мог бы включать, например, следующие темы: проблемы типологии современных вооруженных конфликтов и применении к ним права; проблемы статуса отдельных участников современных вооруженных конфликтов; статус частных охранных и военных компаний в ситуации вооруженного конфликта; операции многонациональных сил, миротворческие операции и МГП; проблемы режима оккупированных территорий; проблемы современных немеждународных вооруженных конфликтов; непосредственное участие в военных действиях; проблемы соразмерности и принятия мер предосторожности при ведении военных действий; кибервойны и МГП; современные проблемы воздушной и ракетной войны; судебные прецеденты и их влияние на МГП.

В тех университетах, где подобное «двухступенчатое» преподавание МГП является проблематичным, можно было бы преподавать дисциплину либо в бакалавриате, либо в магистратуре, но как один курс продолжительностью два семестра, охватывающий как вопросы основ, так и актуальных проблем МГП.

Во многих университетах на юридическом факультете МГП преподается как раздел общего курса международного публичного права и как специальный курс в рамках международно-правовой специализации1. Безусловно, преподавание МГП должно осуществляться после изучения студентами международного публичного права, чтобы студенты могли лучше усваивать понятия, термины, методы, принципы, место МГП в системе международного права. Студентам, приступающим к изучению МГП, было бы полезно владеть в качестве «фоновых» знаниями о праве международной безопасности, праве международных договоров, международном морском и воздушном праве и т.д. Кроме того, желательно, чтобы МГП как курс специализации преподавалось па-

1 В частности, в университете, в котором преподают авторы настоящей статьи, обучение МГП осуществляется в виде раздела общего курса международного публичного права и как курс специализации.

раллельно с другими специальными курсами, а именно: международным правом прав человека, международным уголовным правом, беженским правом и др.

Традиционными формами преподавания МГП являются лекции и семинары. Обычно на лекциях даются основные положения темы и ответы на вопросы студентов. На семинарах делаются и обсуждаются доклады, а также решаются задачи по рассматриваемой теме. При этом главными формами контроля являются: промежуточный (решение задач, написание рефератов или тесты) и итоговый (зачет или экзамен).

Однако думается, традиционные формы преподавания не всегда могут дать должного результата. Это обуславливает необходимость диверсификации методов преподавания посредством обращения к современным формам преподавания. В этой связи хотелось бы обратиться к интересной статистике: «Что касается когнитивного аспекта, в среднем люди запоминают лишь 10% того, что читают, 20% того, что слышат, 30% того, что видят, 50% того, что слышат и видят одновременно, 80% того, что говорят, и 90% того, что говорят и делают. Это весомый довод в пользу использования интерактивных методов»1. Безусловно, эти цифры являются лишь отражением средних величин и на практике все указанные аспекты могут иметь индивидуальное проявление. Тем не менее они лишь подтверждают необходимость использования методов преподавания, в которых были бы задействованы многие из указанных форм воздействия на аудиторию.

К примеру, наряду с традиционными лекциями можно практиковать интерактивные формы, когда во время лекции студентам задаются вопросы и ответ подводит их к сути отдельных положений рассматриваемой темы. Лучшему освоению материала может также способствовать использование презентаций во время лекций. Часто важную роль может играть первая лекция. Думается, первую лекцию можно провести как обзорную, но при этом она должна быть интересной, захватывающей. В этих целях можно использовать короткие фильмы, при-

1 Сассоли М. и Бувье А. при участии Карр С., Кэмерон Л. и Сен-Мориса де Т. Указ. раб. С.474.

гласить интересного практикующего специалиста и т.д.

Повышению внимания студентов может также способствовать демонстрация на семинарских занятиях фильмов, созданных МККК по отдельным вопросам МГП. На семинарских занятиях, думается, можно отдавать предпочтение решению задач либо обсуждению наиболее сложных, спорных положений темы на примере конкретных международных событий и современной практики, используя статьи из СМИ. Особое значение имеет обсуждение и юридический анализ судебных и иных прецедентов в сфере МГП. Весьма интересным и полезным представляется использование на семинарах заранее подготовленных микрофильмов (т.е. «вырезок» из фильмов со сценами вооруженных столкновений) по той или иной теме курса с последующим анализом и обсуждением сюжета в контексте применения норм МГП. Очень полезным в профессиональном отношении могло бы быть использование контрольных работ в виде написания студентами правовых заключений или эссе по ситуациям, содержащимся в статьях из СМИ или микрофильмах.

В качестве промежуточной формы контроля, вместо традиционных тестов на бумажном носителе, можно использовать также электронные тесты для тестирования студентов на компьютере.

Практика использования таких новых форм (демонстрация микрофильмов и презентаций, применение компьютерного тестирования, написание правовых заключений и др.) показывает повышение активности студентов на семинарских занятиях и в целом рост их интереса к предмету.

Достичь роста интереса к МГП и его обучения студентами возможно и вне университетских аудиторий. В данном контексте огромное позитивное влияние на рост интереса студентов к МГП и повышение качества его изучения оказывают международные конкурсы, международные судебные дебаты, различные соревнования, олимпиады, конкурсы статей и др. В данном контексте следует особо выделить конкурс имени Ф.Ф. Мартенса по международному гуманитарному праву, конкурс Жана Пикте по международному гуманитарному праву и

др. Участие студентов в указанных конкурсах не только способствует повышению уровня их знаний и развитию навыков применения ими права в практических ситуациях, но также позволяет студентам окунуться в моделированную среду, в которой применяется МГП. Безусловно, это способствует как профессиональному, так и личностному развитию студентов.

Весьма полезным представляется также и практика привлечения студентов к чтению лекций с целью распространения знаний о МГП1. В частности, студенты старших курсов юридических факультетов, интересующиеся МГП, в сотрудничестве с отделениями национальных обществ могли бы читать лекции студентам начальных курсов неюридических факультетов, а также школьникам старших классов, внося вклад в распространение элементарных знаний о МГП. Такие лекции могли бы охватывать историю развития МГП, основные положения МГП, а также вопросы деятельности Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца и его составных (МККК, Международной Федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца и национальных обществах), с использованием наглядных материалов, презентаций (слайдов) и пр. Подготовка лекций, презентаций, участие в них, ответ на вопросы аудитории могли способствовать как росту интереса студентов к МГП, так и повышению уровня их знаний.

Сотрудничество с региональными делегациями МККК. Безусловно, особое значение в контексте преподавания МГП имеет также сотрудничество университета и преподавателей с региональными делегациями МККК. Невозможно переоценить помощь региональных делегаций и их персонала, которую они оказывают университетам и преподавателям2. Такое сотрудничество и

1 О подобном опыте - акции казанских студентов по распространению элементарных знаний о МГП -можно ознакомиться по адресу: URL: https://www.icrc.org/rus/resources/documents/misc/kazan-uneversities-310509.htm (последнее посещение — 10.12.2015 г.).

2 В частности, Казанский университет имеет опыт плодотворного сотрудничества с Региональной делегацией МККК в Российской Федерации, Беларуси и Молдове. Такое сотрудничество является бесценным с точки зрения его влияния на развитие и

регулярные контакты с МККК позволяют преподавателю быть в курсе событий научно-практического характера и отслеживать современные тенденции в развитии МГП. В данном контексте огромную ценность для преподавателей представляет участие в организуемых региональными делегациями МККК научно-практических конференциях и семинарах по наиболее актуальным вопросам МГП. Помощь региональных делегаций включает также и предоставление книг, изданий, справочных материалов и другой литературы о МГП. Кроме того, такое сотрудничество означает и моральную поддержку в общем деле распространения знаний о МГП.

Пропагандируя и укрепляя гуманитарное право и универсальные гуманитарные принципы, МККК прилагает все усилия к тому, чтобы предотвратить страдания людей. В качестве хранителя гуманитарного права МККК предпринимает шаги по обеспечению соблюдения этого свода правовых норм, распространения знаний о нем, его подтверждения и разъяснения, а также развития. Международный комитет Красного Креста (МККК) видит свою задачу в том, чтобы предоставлять защиту и оказывать помощь пострадавшим в вооружённых конфликтах и внутренних беспорядках.

МГП, по сути своей, зависят от существования связи с вооруженным конфликтом, а применимость защиты права прав человека зависит от того, находится ли данное лицо в сфере юрисдикции соответствующего государства. Например, во время международного вооруженного конфликта МГП применяется не только на территориях воюющих государств, но везде, где соприкасаются их вооруженные силы, в том числе на территории третьих стран, в международном воздушном пространстве, в открытом море и даже в кибернетическом пространстве. Согласно преобладающему толкованию право прав человека применяется, только если лица находятся на территории, контролируемой государством, включая оккупированные территории (территориальная юрисдикция), или если государство осуществляет эффективный контроль (чаще

совершенствование преподавания МГП в Казанском университете.

всего речь идет о физическом содержании под стражей) над лицами, находящимися за пределами его территориальной юрисдикции (юрисдикция в отношении лиц)1.

Таким образом, все сказанное выше лишь призвано сфокусировать внимание на мысли, что существует достаточно обширный набор методов преподавания МГП и каждый преподаватель может выбирать те или иные методы, не обязательно обозначенные в настоящей статье, комбинировать наиболее оптимальный набор таковых в своей профессиональной деятельности. При этом главное, как представляется, - это достичь главных целей преподавания, а именно, дать не только знания и навыки их применения, но и достучаться до сердец молодого поколения с идеями и ценностями гуманности, уважения личности и достоинства человека.

В условиях необходимости решения человечеством в XXI веке новых глобальных проблем (экологических, энергетических, социальных, борьбы с международным терроризмом и наркобизнесом и др.) именно высокий уровень образования не только в области МГП, но и других отраслях права рассматривается как основа свободного демократического общества и как фактор экономической и военной безопасности государства.

Следовательно, преимущество обычного МГП состоит в том, что это динамичный свод права, постоянно развивающийся вместе с практикой государств и мнением правоведов. Поэтому обычное право может адаптироваться гораздо быстрее к новым вызовам и событиям, чем договорное право,

любое изменение или развитие которого требует международных переговоров, за которыми должны последовать официальное принятие и ратификация согласованного текста. Кроме того, если договоры применяются только к тем государствам, которые ратифицировали их, обычное МГП обязательно для соблюдения всеми сторонами в вооруженном конфликте независимо от их договорных обязательств.

Обычное право актуально не только тогда, когда существующий договор по МГП не был ратифицирован государством — участником международного вооруженного конфликта, оно особенно актуально в ситуациях немеждународных вооруженных конфликтов, потому что они, как уже говорилось, регулируются гораздо меньшим количеством договорных норм, чем международные вооруженные конфликты. Минусом обычного права является то, что оно не основывается на письменном соглашении и, следовательно, нелегко определить, до какой степени конкретная норма достигла обычного статуса. В действительности практика государств начинает рассматриваться и существование норм обычного права выявляется национальными и международными судами и трибуналами, задача которых заключается в том, чтобы интерпретировать международное право и выносить решения, применяя его положения. Серьезное исследование обычного права, проведенное МККК, также является широко признанным источником ссылок в этом отношении (см.: Врезка 1, Глава 1. П.2, ниже)2.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Сассоли М. и Бувье А. при участии Карр С., Кэмерон Л. и Сен-Мориса де Т. Правовая защита во время войны. - М.: МККК, 2008. - Т.1. - С. 469-470.

2. Hampson Fr. Teaching the Law of Armed Conflict // Essex Human Rights Review Vol. 5 No. 1 July 2008. P. 2.

3. Hampson Fr. Teaching the Law of Armed Conflict // Essex Human Rights Review Vol. 5 No. 1 July 2008. P. 2.

4. Сассоли М. и Бувье А. при участии Карр С., Кэмерон Л. и Сен-Мориса де Т. Правовая защита во время войны. - М.: МККК, 2008. Т.1 - С.474.

5. Об опыте казанских студентов по распространению знаний о МГП. - URL: https://

www.icrc.org/rus/resources/documents/misc/kazan-uneversities-310509.htm (последнее посещение -

10 . 1 2,2 0 15 г).

МС, Консультативное заключение относительно правовых последствий строительства стены

на оккупированной палестинской территории, 13 -

июля 2004 г., A/S-10/273 2 21 См.: ОМГП, норма 70.

6. Куанова С.Б., Тауипбаева А.Т., Абдихайымова Г.Т. Инновации в области методики обучения и воспитания // Молодой ученый. - 2015. - №2. - С. 528-531.

7. Бренда Гордии // Болонский процесс в глобальном контексте: потенциальные возможности и угрозы для Европейского сектора высшего образования / Итоги Лондонской конференции министра образования Европейских стран // Вопросы образования. - 2007. -№ 2. - 6-13 с.

8. Пикте Ж. Развитие и принципы международного гуманитарного права. - М., 2001.

9. Жадан В. Н. Международное право и его значение при изучении в вузах // Молодой ученый. - 2013. - №2. - С. 359-362.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.