Education and personnel
Образование и кадры
© Сорокина Т.С., 2017 УДК 61:93:378
Сорокина Т.С.
ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ МЕДИЦИНЫ В АСПИРАНТУРЕ
ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», 117198, г. Москва
В статье обсуждаются актуальные вопросы преподавания истории медицины аспирантам в рамках дисциплины «История и философия науки» в связи с переходом высшей медицинской школы России на новый Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования третьего поколения. Ключевые слова: преподавание истории медицины; высшее медицинское образование России; аспирантура; Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования.
Для цитирования: Сорокина Т.С. Преподавание истории медицины в аспирантуре. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2017; 25 (2): 104—108. DOI 10.18821/0869-866X-2017-25-2-104-108
Для корреспонденции: Сорокина Татьяна Сергеевна, д-р мед. наук, профессор, заведующая курсом истории медицины, Е-mail: tatiana.s.sorokina@gmail.com
Sorokina T.S.
THE TEACHING OF HISTORY OF MEDICINE IN POST-GRADuATE SCHOOL
The peoples' friendship university of Russia, 117198 Moscow, Russia
The article discusses actual issues of teaching of history of medicine to post-graduate students within the framework of the discipline "History and philosophy of science" because of transition of the high medical school ofRussia to the new Federal state educational standard of the higher education of the third millennium.
Keywords: teaching of history of medicine; high medical education of Russia; Federal state educational standard of the higher education
For citation: Sorokina T.S. The teaching of history of medicine in post-graduate study. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2017; 25 (2): 104—108. (In Russ.) DOI: 10.1016/0869-866X-2017-25-2-104-108
For correspondence: Sorokina T.S. doctor of medical sciences, professor, head of the chair of course of history of medicine. e-mail: tatiana.sorokina@gmail.com
Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Acknowledgment. The study had no sponsor support.
Received 30.04.16 Accepted 28.05.16
«Помните, что наука требует от человека всей его жизни. И если у Вас было бы две жизни, то и их бы не хватило Вам».
И.П. Павлов
Аспирантура в нашей стране традиционно была формой последипломного образования. Ее главной целью было оригинальное научное исследование, завершающееся написанием и защитой кандидатской диссертации с предварительной сдачей трех кандидатских экзаменов (по философии, иностранному языку и специальности).
После присоединения России к Болонскому процессу (2003) и введения в 2011/2012 учебном году нового Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС 3, или ФГОС ВПО) кандидатский экзамен по философии был трансформирован в экзамен по истории и философии науки. Подготовка к нему была разделена на две части: история науки и философия науки. На медицинском факультете Российского университета дружбы народов (РУДН) преподавание истории науки (медицины) аспирантам первого года обучения
началось в 2011 г. в объеме 32 ч. с обязательным написанием реферата по теме, близкой к направлению диссертационного исследования.
В 2014 г. в соответствии с модернизированной версией ФГОС 3 аспирантура перестала быть формой последипломной подготовки и стала третьим уровнем непрерывного высшего образования — подготовка кадров высшей квалификации (табл. 1) [1]. Срок освоения программы аспирантуры остался прежним (3 года).
Структура программы аспирантуры
В соответствии с ФГОС 3 + подготовка кадров высшей квалификации в области медицины и фармации осуществляется в рамках направления «Здравоохранение и медицинские науки». Внутри него выделены укрупненные группы специальностей:
♦ 30.06.01 Фундаментальная медицина;
♦ 31.06.01 Клиническая медицина;
Образование и кадры
Таблица 1
Многоуровневая система высшего профессионального образования
Стандарт Уровень высшего образования Название уровней высшего образования для большинства специальностей Название уровней высшего образования для медицинских специальностей
ФГОС 3 + Первый Бакалавриат (включая сестринское дело), Специалитет,
срок обучения — 4 года, срок обучения — 5—6 лет,
квалификация — бакалавр квалификация — специалист:
врач общей практики (или по профилю) и провизор
Второй Магистратура (включая организацию
здравохранения),
срок обучения — 2 года,
квалификация — магистр
Третий (подготовка Аспирантура, Ординатура,
кадров высшей
квалификации)
срок обучения — 3 года, срок обучения — 2—5 лет,
ученая степень после защиты диссертации — квалификация — врач-специалист
кандидат наук (по специальности ординатуры)
Аспирантура,
срок обучения — 3 года,
ученая степень после защиты диссертации — кандидат наук
♦ 32.06.01 Медико-профилактическое дело;
♦ 33.06.01 Фармация;
♦ 06.06.01 Биологические науки.
Для каждой из этих групп разработана основная образовательная программа (ООП).
Внутри каждой группы специальностей аспирантуры существует несколько профилей — узких специальностей подготовки, например физиология, биохимия, терапия, хирургия, акушерство и гинекология, педиатрия, кардиология, инфекционные болезни, управление и экономика фармации и многие другие профили (специальности).
Обучение в аспирантуре нацелено на две основные задачи:
♦ подготовка высококвалифицированных научных и научно-педагогических кадров, формирование и развитие их компетенций1 в соответствии с профессиональным стандартом;
♦ итоговое оригинальное научное исследование, вносящее вклад в создание, расширение и развитие научного знания (при этом написание кандидатской диссертации уже не является обязательным результатом учебы в аспирантуре).
После успешного окончания аспирантуры и сдачи всех квалификационных экзаменов выпускник получает квалификацию «Исследователь» или «Преподаватель-исследователь».
В процессе обучения в течение 3 лет аспирант на лекциях и практических занятиях осваивает программу аспирантуры по своему профилю, которая состоит из четырех блоков: образовательных дисциплин (модулей), практики, научно-исследовательской работы, государственной итоговой аттестации (табл. 2).
Таблица 2
Структура программы аспирантуры
1 Компетенция (лат. competentia — принадлежность по праву) — круг полномочий; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. В данном случае — способность и готовность применять знания, умения, навыки, личные качества для успешной деятельности.
Структурные элементы программы ЗЕ
Индекс Наименование
П.1 Блок 1 «Образовательные дисциплины (модули)» 30
П.1.Б Базовая часть 9
П.1.Б.01 Дисциплина (модуль) «Иностранный язык» 4
П.1.Б.02 Дисциплина (модули) «История и философия 5
науки»
П.1.В Вариативная часть 21
П.2 Блок 2 «Практика» 141
П.2.В Вариативная часть
П.3. Блок 3 «Научно-исследовательская работа»
П.3.В Вариативная часть
П.4 Блок 4 «Государственная итоговая аттестация» 9
П.4.Б Базовая часть 9
П.0.Б Базовая часть — итого 18
П.0.В Вариативная часть — итого 162
П.0 Всего 180
«История и философия науки» входит в Блок 1 (П.1), имеет трудоемкость 5 зачетных единиц2 (180 ч) и изучается в течение первого года обучения в аспирантуре. В зарубежных образовательных системах эквивалентом термина «зачетная единица» является «кредит»3.
Освоение дисциплин (модулей) этого блока нацелено на формирование теоретико-методологической основы, необходимой для научной, педагогической и
2 Зачетная единица (ЗЕ) — мера трудоемкости освоения образовательной программы и отдельных дисциплин с учетом всех составляющих затрат учебного времени студента (на лекции, практические и семинарские занятия, самостоятельную работу, практики, подготовку и прохождение различных видов контроля. Зачетная единица имеет часовое измерение — как правило, 36 академических часов (1 ЗЕ = 36 ч).
3 Кредит (англ. credit — доверие от лат. accredere — доверять) — эквивалент термина «зачетная единица».
Education and personnel
профессиональной деятельности будущего специалиста высшей квалификации.
дисциплина «История и философия науки» в программе аспирантуры
Изучение дисциплины «История медицины» в аспирантуре имеет два варианта:
♦ обучение в аспирантуре в течение 3 лет по профилю (специальности) 07.00.10 «История науки и техники (медицинские науки)» (собственно аспирантура, нацеленная на научное исследование в области истории медицины);
♦ изучение модуля «История медицины» в рамках дисциплины «История и философия науки» с последующей сдачей кандидатского экзамена по этой дисциплине.
Аспирантура по профилю 07.00.10 «История науки и техники (медицинские науки)» осуществляется в рамках направления 46.00.00 «Исторические науки и археология» (уровень — подготовка кадров высшей квалификации). Срок освоения программы составляет 3 года (табл. 3).
Дисциплина «История и философия науки» изучается всеми аспирантами медицинского вуза (в том числе и аспирантами кафедры специальности «История медицины») на первом году обучения в аспирантуре в рамках блока 1 (см. табл. 2). Обучение завершается сдачей кандидатского экзамена по этой дисциплине. Срок освоения дисциплины составляет 1 год.
Дисциплина «История и философия науки» находится на стыке двух направлений и состоит из двух модулей:
♦ модуль «История науки (медицины)» (2 ЗЕ) изучается на кафедре (курсе) истории медицины;
♦ модуль «Философия науки» (3 ЗЕ) относится к направлению подготовки 47.00.00 «Философия, этика и религиоведение» (табл. 4) и осваивается на кафедрах философии (онтологии и теории познания, истории философии и др.), кафедрах гуманитарных и социальных дисциплин.
В соответствии с этим овладение дисциплиной «История и философия науки» осуществляется последовательно в два этапа на двух кафедрах:
♦ в осеннем семестре первого года обучения аспирант изучает модуль «История медицины» (на соответствующей кафедре) и готовит реферат на избранную им тему, близкую к проблеме его диссертационного исследования;
♦ в весеннем семестре он переходит на одну из кафедр философии, где изучает модуль «Философия науки» и, завершив программу дисциплины, сдает кандидатский экзамен по «Истории и философии науки».
Трудоемкость модуля 1 «История медицины» (в РУДН) составляет 2 ЗЕ, что соответствует 72 ч учебной работы аспиранта. Из них 32 ч отводятся на аудиторные занятия и 40 ч на самостоятельную работу (включая подготовку реферата) (табл. 5).
Аудиторные занятия могут проводиться в виде лекций и/или практических занятий (семинаров).
Таблица 3
Профили подготовки кадров высшей квалификации по направлению «Исторические науки и археология»
Группа Шифр Профиль аспирантуры
Код специаль- (специальность научных
специальности ности работников)
46.06.01
Исторические науки и археология
07.00.02 Отечественная история
07.00.03 Всеобщая история (древнего мира, средних веков, новейшая история) 07.00.09 Историография, источниковедение и методы исторического исследования 07.00.10 История науки и техники (исторические, философские, физико-математические, химические, биологические, сельскохозяйственные, медицинские, ветеринарные науки, архитектура) 07.00.15 История международных отношений и внешней политики
Таблица 4
Профили подготовки кадров высшей квалификации по направлению «Философия, этика и религиоведение»
Код Группа специальности Шифр специальности Профиль аспирантуры (специальность научных работников)
47.06.01 Философия, 09.00.01 Онтология и теория
этика и познания
религиоведение
09.00.03 История философии
09.00.08 Философия науки и техники
Таблица 5
Трудоемкость модуля 1 «История медицины» (пример)
1
Модуль 1 «История медицины»
Время учебной работы,ч
32 40
72 2
1.1 Аудиторные занятия (лекции/семинары)
1.2 Самостоятельная работа: работа с литературой и источниками; подготовка реферата по истории науки
Всего...
Трудоемкость в зачетных единицах (кредитах)
Самостоятельная работа аспирантов включает:
♦ изучение литературы и источников в соответствии с учебной программой модуля;
♦ подготовку реферата по истории медицины на избранную аспирантом тему, близкую к теме его исследований.
Реферат проходит тройную оценку:
♦ научного руководителя на соответствие научному направлению диссертанта;
♦ преподавателя истории медицины;
♦ преподавателя философии.
Качество подготовки реферата учитывается при сдаче кандидатского экзамена.
Трудоемкость модуля 2 «Философия науки» составляет 3 ЗЕ, что соответствует 108 ч учебной работы. Из них 68 ч отводятся на аудиторные занятия
Образование и кадры
Таблица 6
Трудоемкость модуля 2 «Философия науки» (пример)
2
Модуль 2 «Философия науки»
Время учебной работы, ч
68
36 32 40
2.1 Аудиторные занятия В том числе
2.1.2 Лекции
2.1.2 Семинары
2.2 Самостоятельная работа: работа с литературой и источниками; подготовка к кандидатскому экзамену Трудоемкость в зачетных единицах (кредитах)
(лекции и семинары) и 40 ч на самостоятельную работу аспирантов, в том числе работу с литературой и источниками и подготовку к государственной (итоговой) аттестации (кандидатскому экзамену) (табл. 6).
Балльно-рейтинговая система аттестации аспирантов
В соответствии с ФГОС 3 + аттестация аспиранта осуществляется по накопительной балльно-рей-тинговой системе (БРС) [2] и состоит из трех видов
контроля: ♦
♦ ♦
текущий контроль успеваемости; промежуточная аттестация (2 раза в год); государственная (итоговая) аттестация в форме письменного (или устного) кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки». Распределение кредитных баллов по видам учебной работы аспиранта производится в вузе (на кафедре) самостоятельно в соответствии с действующими нормативными документами. При аттестации аспиранта по дисциплине «История и философия науки» учитываются:
♦ активность на аудиторных занятиях;
♦ качество самостоятельной работы;
♦ качество подготовки реферата;
♦ устное собеседование с руководителем дисциплины;
♦ участие в профильных научных мероприятиях — конференциях, семинарах, круглых столах;
♦ результаты государственной (итоговой) аттестации — кандидатского экзамена.
При аттестации аспиранта по основной специальности 07.00.10 этот перечень дополняют новые позиции:
♦ работа с литературой и в архивах;
♦ публикации научных статей, тезисов докладов на научных конференциях;
♦ написание части диссертационной работы;
♦ участие в учебном процессе кафедры;
♦ участие в программах академической мобильности и др.
Каждая из перечисленных позиций должна иметь свою оценочную емкость в баллах, которая устанавливается кафедрой в зависимости от специфики ее научного направления и задач, стоящих перед аспирантами (при общей совокупности баллов 100). Например, присутствие на занятии оценивается в 1
балл, активное участие аспиранта в дискуссии во время занятия в 1—3 балла, текст реферата до 10 баллов, выступление с докладом на научной конференции от 5 баллов, публикация научной статьи в журнале списка ВАК 7 баллов и выше и т. п. (все приведенные цифры являются условными и приведены лишь в качестве примера).
С первых дней обучения аспирант должен ориентироваться в системе балльно-рейтинговой оценки его знаний, четко знать шкалу оценок и стремиться в процессе обучения постоянно накапливать баллы, сумма которых в конце семестра (или учебного года) и определит его оценку по данному предмету.
Ниже приводится примерная шкала соответствия различных систем оценки академической успеваемости: БРС, оценок ECTS (European Credit Transfer and Accumulation System — Европейская система перевода и накопления кредитов) и традиционной системы оценок, принятых в РФ (табл. 7).
Величина балла, достаточного для получения зачета по каждой дисциплине, не является заданной, она колеблется в весьма широких пределах (чаще от 51 до 75) и определяется самостоятельно учебным заведением (вузом, факультетом, реже кафедрой). В разных странах и учебных заведениях эти показатели могут отличаться друг от друга в допустимых пределах, такая возможность есть дань уважения к их автономии и академическим свободам [3].
Аспиранты, получившие оценку Fx, зачета не имеют, стипендию не получают и направляются на повторное обучение по данному предмету в следующем семестре.
По дисциплинам, важным для формирования профессиональных компетенций будущего специалиста, зачетный балл не может быть ниже оценки C, поскольку настоящий профессионал высшей квалификации не имеет права быть «троечником».
Окончательный итог успеваемости аспиранта на каждом этапе учебы (в конце семестра, учебного года или всего периода обучения) определяется средним показателем (баллом) по всем изученным дисциплинам. Это значение общего среднего показателя успеваемости (ОСПУ) аспиранта с точностью до 0,1 и определяет его рейтинг, который может иметь решающее значение для Ученого совета при направлении его на стажировки, научные конференции, в академические обмены и т. п.
В связи с присоединением России к Болонскому процессу разработка и внедрение БРС и кредитно-мо-
Таблица 7 Соответствие баллов и оценок успеваемости
Баллы БРС, %
Оценки ECTS
Оценки РФ
100—95 94—86 85—69 68—61 60—51 50—31 30—0
Более 51 балла
A B C D E Fx F
Passed
5 + 5 4
3 + 3 2
Отчисление из вуза Зачет
3
Education and personnel
дульной системы организации учебного процесса в специалитете и аспирантуре стали актуальными задачами высшей школы и в нашей стране. Их внедрение способствует развитию академической мобильности аспирантов и их научных руководителей (включенное обучение на один семестр или учебный год в зарубежных вузах, участие в международных летних школах, конференциях и других научных мероприятиях).
В соответствии с ФГОС 3+ история медицины заняла прочное место в системе научной подготовки аспирантов — кадров высшей квалификации. Преподавание истории медицины в рамках учебной дисциплины «История и философия науки» компетентной аудитории аспирантов, уже имеющих высшее медицинское образование, значительно поднимает и укрепляет уровень преподавания и престиж истории медицины, придает ей «второе дыхание» как учебной дисциплине и научной специальности.
Исследование не имело спонсорской поддержки. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сорокина Т.С. Болонский процесс и Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Пробл. соц. гиг., здравоохр. и истории мед. 2015; (5): 49—53.
2. Кейс и методические рекомендации. Внедрение в вузе зачетных единиц по типу ECTS: опыт Российского университета дружбы народов. М.; 2007: 19—23.
3. Сазонов Б.А., Караваева Е.В., Максимов Н.И. Методические рекомендации по применению системы зачетных единиц при разработке и реализации программ высшего профессионального образования в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов. М.: Издательство МГУ; 2007: 15—8.
Поступила 30.04.2015 Принята в печать 28.05.2015
REFERENCES
1. Sorokina T.S. Bologna process and Federal state educational standards for higher education Probl. sots. gig., zdravookhr. i istorii med 2015; (5): 49—53. (in Russian)
2. Case and Methodical recommendations. Introduction of the ECTS: Experience of Peoples 'Friendship University. [Keys i metodicheskiye rekomendatsii. Vnedrenie v vuze zachyetnikh edinitz po tipu ECTS: opyt Rossiyskogo Universiteta Druzhby Narodov]. Moscow; 2007: 19—23. (in Russian)
3. Sazonov B.A., Karavayeva E.V., Maximov N.I. Methodical Recommendations on the Credit System Application for Realization of the Higher Education Programs under Conditions of the Federal State Educational Standards Introduction. [Metodicheskie rekomendatsii po primeneniyu sistemy zachyetnikh edinitz pri razrabotke i realizatsii programm vysshego professional'nogo obrazovaniya v usloviyakh vvedeniya federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov]. Moscow: Moscow State University Publishing House; 2007: 15—8. (in Russian).