ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ И ИСТОРИОГРАФИИ
Юрий Владимирович Кривошеев, Александр Федорович Кривоноженко, Роман Александрович Соколов
ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ НА ИСТОРИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ ЛГУ-СПБГУ (1918-1950 гг.)
Разработка исторической географии как научной исторической дисциплины в стенах Санкт-Петербургского университета началась еще в дореволюционный период. Не останавливаясь на подробностях, скажем лишь, что в этой связи можно вспомнить опубликованный в 1865 г. Егором Егоровичем Замысловским (1841-1896) «Учебный атлас по русской истории». Позже он еще два раза переиздавался (1869, 1887), а в 1887 г. в виде отдельной книги вышел в свет текст пояснений к атласу. Последнее издание по своей сути стало одним из первых пособий по отечественной исторической географии1.
Следует упомянуть и работу выпускника университета Николая Петровича Барсова (1839-1891), издавшего в 1865 г. в Вильно, где он работал учителем в гимназии, книгу «Материалы для историко-географического словаря Древней Руси». Появление ее было замечено Н. К. Бестужевым-Рюминым, и в результате Н. П. Барсов стал стипендиатом кафедры русской истории. В 1874 г. его крупная работа «Очерки русской исторической географии. География начальной летописи»2 была защищена в качестве диссертации. Впрочем, в университете Барсов закрепиться не сумел, и ему пришлось довольствоваться должностью ординарного профессора в Варшаве3.
После революционных потрясений изучению и, что особенно важно, преподаванию исторической географии также уделялось достаточно серьезное внимание, хотя особенности тех непростых времен, безусловно, сказывались. Проследить место данной дисциплины в учебном процессе позволяют сохранившиеся в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга (ЦГА СПб) документы: учебные планы, пояснительные записки
к ним и т. д. Привлекая указанные источники, попробуем представить общий обзор преподавания предмета в университете в период до 1950 г.. не претендуя при этом на полный охват темы. Следует подчеркнуть, что архивные документы, ставшие основой для исследования, к сожалению. носят достаточно фрагментарный характер, хотя в то же время некоторые важные наблюдения они все же позволяют сделать.
Итак, как следует из обозрения преподавания наук на историко-филологическом факультете, в 1918/1919 г. учебном году план предусматривал для студентов, специализировавшихся по русской истории, практические занятия по «археологии и исторической географии». Занятия длились по два часа и проходили в течение двух семестров с восьми до десяти часов вечера. Вел их крупнейший знаток русских древностей Александр Андреевич Спицын4. Не останавливаясь сколько-нибудь подробно на рассмотрении работ ученого, внесших огромный вклад в развитие исторической науки, отметим, что как раз в это время, в 1917 г., в Петрограде было издано вышедшее из-под его пера пособие «Русская историческая география: Учебный курс», в котором рассматривался хронологический период до XVII в. включительно.
Общеизвестно, что историческая наука в Советской России в первые полтора десятилетия после революционных потрясений переживала далеко не лучшие времена. Пагубное воздействие здесь оказала так называемая школа М. Н. Покровского. Впрочем, рассуждая об этом, мы рискуем слишком удалиться от темы, а потому обратим внимание лишь на то, что в крайне разбалансированном состоянии в этот период оказалась и организация исторического образования. Уже в 1919 г. гуманитарные факультеты были слиты воедино в так называемые факультеты общественных наук (ФОНы)5.
Отразились эти тенденции и на особенностях преподавания «исторической географии». Как следует из годового отчета по факультету общественных наук за 1924/1925 учебный год, данная дисциплина была предложена студентам первого курса отделения археологии и истории искусств (археологический цикл) в качестве рекомендованного курса. Чтение ее предполагалось один раз в неделю в течение двух часов6. Помимо этого на втором курсе литературно-лингвистического отделения читалась «Экономическая география» (также 2 часа)7. Тот же предмет имели возможность изучить слушатели историко-архивного (третий курс)8 и историко-археологического (второй курс) циклов9. Примечательно, что сту-
денты второго курса в рамках историко-архивного цикла слушали предмет с несколько иным названием: «Экономическая география России с краеведческим уклоном» (2 часа)10. Здесь, по-видимому, нашло свое отражение общее развитие научно-краеведческих изысканий в 20-х гг., одним из центров которого стал Ленинградский университет.
Через два года, в 1926/1927 учебном году, уже в рамках созданного в 1925 г. факультета языкознания и материальной культуры (ямфака), в исторический цикл предметов была включена на первом курсе «Историко-экономическая география мира»11, а на втором курсе читалась «Историческая география России». В данном случае документ сохранил фамилию преподавателя, им был в то время доцент Константин Васильевич Кудряшов12, вернувшийся в стены университета в 1923 г.13
Нужно сказать, что обращение ученого к данной дисциплине оказалось, разумеется, не случайным. Его научные изыскания были связаны с исторической географией. В 1928 г. вышел подготовленный им «Русский исторический атлас» (М.; Л., 1928), содержавший 58 карт, 18 таблиц и написанное М. Н. Покровским предисловие. За эту работу, в которой был отражен материал от древнейших времен до XX в., историк был удостоен премии I категории КУБУ14.
В дальнейшем он продолжал изыскания в рамках данной темы. В особенности его интересовали проблемы исторической географии Половецкого поля. В частности, ученый исследовал географическую привязку событий, связанных со знаменитым походом князя Игоря 1185 г., посвятив этому несколько статей15. Но, разумеется, наиболее крупным его трудом стала монография «Половецкая степь: очерки исторической географии» (М., 1948), вышедшая в свет в то время, когда сам К. В. Кудряшов уже перебрался в Москву.
Многие положения этой работы не утратили своей актуальности и теперь. Например, проанализировав данные летописи, К. В. Кудряшов выделил несколько главных центров, в которых располагались половецкие вежи, предложив деление половецких объединений по географическому признаку. Это деление получило признание научного сообщества, именно оно было воспроизведено на одной из карт, прилагаемых к соответствующему тому академического издания «Очерков истории СССР периода феодализма».
Все это свидетельствует о том, что привлечение специалистов подобной квалификации должно было обеспечить высокий уровень препода-
вания исторической географии в университете даже в тех сложнейших условиях.
Впрочем, обращение к учебным планам уже воссозданного Исторического факультета свидетельствует, что данная дисциплина была исключена из учебного процесса. Так в 1937/1938 и в 1939/1940 учебных годах она, судя по архивным данным, при планировании не учитывалась.
Ситуация изменилась в годы войны. Если в учебных планах за 1942/1943 г. об «Исторической географии» вновь нет упоминаний, то уже в объяснительной записке к учебному плану Исторического факультета на 1943/1944 учебный год «Историческая география» названа в качестве предмета, обязательного для изучения студентами по специальности «История СССР»16. Предполагалось, что учащиеся прослушают 34-часовой курс в первом семестре с зачетом, как формой отчетности. При этом для специальности «Всеобщая история» эта дисциплина также была предусмотрена, но наряду с «Экономической географией» носила лишь факультативный характер17. Читалась «Историческая география» и в 1944/1945 гг.18
В дополнение к этому с 1946/1947 учебного года на четвертом курсе во втором семестре было предусмотрено два лекционных занятия в неделю по «Экономической географии» (всего 64 часа). Преподаватель — кандидат географических наук доцент Бобок19. Об области его научных интересов свидетельствует тема диссертационного исследования, хранящегося в Научной библиотеке им. Горького — «Очерки по экономической географии Башкирии» (защищена в 1944 г.). То есть, студенты получали возможность познакомиться с одним из важнейших разделов собственно географии.
Однако спустя совсем немного времени, география, в том числе география историческая, вновь исчезла из учебного процесса. Об этом свидетельствует учебные планы 1949/1950 г.
Таким образом, можно сделать общий вывод, что до второй половины XX в. преподавание «Исторической географии» на Историческом факультете не было стабильным: она вводилась и вновь исчезала из учебных планов.
1 Дворниченко А. Ю., Брачев В. С. Кафедра русской истории Санкт-Петербургского университета (1834-2004). СПб., 2004. С. 44.
2 Барсов Н. П. Очерки русской исторической географии. География начальной летописи. Варшава, 1873; Изд. 2-е. Варшава, 1885.
3 См.: Дворниченко А. Ю., Брачев В. С. Кафедра русской истории... С. 45-46.
4 Обозрения преподавания наук на Историко-филологическом факультете Петроградского университета в осеннем полугодии 1918 и весеннем 1919 гг. // ЦГА СПб. Ф. 7240. Оп. 14. Д. 27. Л. 24 об.
5 Об общей ситуации в исторической науке и высшей школе того периода см.: Дворниченко А. Ю., Кривошеев Ю. В. Изгнание науки: российская историография в 20-х - начале 30-х годов XX в. // Кривошеев Ю. В. Собранное. СПб., 2005. С. 230-258.
6 Годовой отчет по факультету общественных наук на 1924-1925 учебный год // ЦГА СПб. Ф. 7240. Оп. 14. Д. 156. Л. 43.
7 Там же. Л. 30.
8 Там же. Л. 69.
9 Там же. Л. 67.
10 Там же. Л. 66.
11 Отчет за 1926-1927 учебный год на ямфаке // ЦГА СПб. Ф. 7240. Оп. 14. Д. 191. Л. 31.
12 Там же. Л. 41 об.
13 Дворниченко А. Ю., Брачев В. С. Кафедра русской истории. С. 152, 178.
14 Там же. С. 178.
15 См. подробно: Бобров А. Г Кудряшов Константин Васильевич // Энциклопедия «Слова о полку Игореве». В 5 т. Т. 3: К-О. СПб., 1995. С. 110-112.
16 Учебные планы факультетов на 1943-1944 уч. год // ЦГА СПб. Ф. 7240. Оп. 14. Д. 811. Л. 28 об.
17 Там же. Л. 28.
18 Учебный план исторического факультета // ЦГА СПб. Ф. 7240. Оп. 14. Д. 877. Л. 25.
19 Учебный план исторического факультета на 1946-1947 уч. год // ЦГА СПб. Ф. 7240. Оп. 14. Д. 1105. Л. 48.
Информация о статье:
Авторы: Кривошеев Юрий Владимирович, д-р ист. наук, профессор, заведующий кафедрой исторического регионоведения, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, [email protected];
Кривоноженко Александр Федорович, аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, [email protected];
Соколов Роман Александрович, канд. ист. наук, доцент кафедры исторического регионоведения, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия, [email protected]
Название: Преподавание исторической географии на Историческом факультете ЛГУ-СПбГУ (1918-1950 гг.)
Аннотация: Авторы освещают практику преподавания исторической географии в стенах Ленинградского государственного университета. В статье показаны внешние и внутренние факторы, которые влияли на содержание учебных планов и их изменение.
Ключевые слова: историческая география, Исторический факультет ЛГУ, учебный процесс.
Information about the article;
Authors: Yu. V. Krivosheev, A. F. Krivonozhenko, R. A. Sokolov
Title: Teaching of the historical geography at the Historical Department of Leningrad
State University-Saint-Petersburg State University (1918-1950).
Summary: The authors illuminate the practice of teaching historical geography at Leningrad State University. The article shows the external and internal factors that influenced the content of the curricula and their changes.
Key words: historical geography, history faculty, the teaching process.