Научная статья на тему 'Преподавание информатики в начальных классах'

Преподавание информатики в начальных классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
463
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАТИКА / НАЧАЛЬНЫЙ КЛАСС / ПСИХОЛОГИЯ / ДИДАКТИЧЕСКИЙ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хайдарова Орзигул Убайдуллаевна

Для обеспечения качественного преподавания информатики в начальной школе учителю информатики, работающему в базовой или старшей школе, необходимо изучить и освоить психологические особенности учащихся младших классов, методику проведения уроков в младших классах, особенности психологии детей младшего школьного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преподавание информатики в начальных классах»

Список литературы

1. Abdukodirov А. "Теория и практика интенсификатции подготовки учителей физико-математических дисциплин ". Toshkent: Fan, 1991.

ПРЕПОДАВАНИЕ ИНФОРМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Хайдарова О.У.

Хайдарова Орзигул Убайдуллаевна - учитель начальных классов, школа № 8,

г. Каган, Бухарская область, Республика Узбекистан

Аннотация: для обеспечения качественного преподавания информатики в начальной школе учителю информатики, работающему в базовой или старшей школе, необходимо изучить и освоить психологические особенности учащихся младших классов, методику проведения уроков в младших классах, особенности психологии детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: информатика, начальный класс, психология, дидактический игры.

XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком. Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему « учитель—ученик—учебник» вводится новое звено — компьютер, а в школьное сознание — компьютерное обучение.

Непрерывное образование, интеграция информационных технологий в традиционные образовательные методики и осознание уникальности ученика призваны поднять на качественно новый уровень обучение и воспитание детей, их подготовку к жизни и труду в современных условиях [1].

Так кто же должен и может вести урок информатики в начальной школе?

Существует два мнения по этому поводу. Первое - обучение информатике в начальной школе можно организовать силами учителей начальных классов. Второе -уроки может проводить учитель информатики, работающий в базовой и старшей школе.

Для обеспечения качественного преподавания информатики в начальной школе учителям начальных классов необходимо желание изучать, вникать в новую сферу знаний, выраженное в письменной форме, так как даже изменение методов, способов изложения уже преподаваемого материала требует значительных, психологических, временных и финансовых затрат, и это при том, что если подходы и изменяются, даже не кардинально и всеми основными методами учитель владеет в совершенстве. Учитель, не вполне владеющий содержанием курса информатики, не понимающий, предмета и целей, не сможет организовать на высоком уровне урок, даже при наличии хорошего учебно-методического комплекта. Если учитель начальной школы выражает желание преподавать информатику, это значит он берет на себя обязательство освоить содержание и методику обучения, освоить компьютерные технологии на уровне, позволяющем вести практические занятия с младшими

школьниками и использовать компьютер в качестве средства представления информации, рабочей станции и т.д. В этой связи учитель начальных классов должен пройти курсы повышения квалификации в области информатики и информационных технологий и тем самым получить право преподавать информатику в своем классе.

Для обеспечения качественного преподавания информатики в начальной школе учителем информатики, работающим в базовой или старшей школе, необходимо изучить и освоить психологические особенности учащихся младших классов, методику проведения уроков в младших классах, особенности психологии детей младшего школьного возраста, физкультминуток, манеру задавать детям вопросы и методику организации всевозможных игр. Учитель информатики должен познакомиться с учебниками, по которым занимаются дети, чтобы не тратить время на формирование того, что дети уже освоили на других уроках, опираться на их знания, добавляя то, что дает информатика в начальной школе, и не искажать уже полученные знания. Даже при условии ознакомления учителя с учебно-методическим комплектом, необходимо провести определенную работу по согласованию своих представлений о программе начального образования с реальным положением дел. И лишь после этого принимать ответственное решение о преподавании информатики в начальной школе. Для наиболее эффективного преподавания данного курса учителю информатики необходимо консультационные услуги учителя начальных классов или завуча школы, которые владеют содержанием и методикой обучения в начальной школе. Учитель начальных классов может присутствовать на уроках или просто помогать учителю информатики написать план урока, но их отношения должны быть тарифицированы. Все стороны обучения несут солидарную ответственность за урок и знания учащихся.

Так как мышление детей начальной школы значительно отличается от детей базовой и старшей школы, при проведении уроков необходимо учитывать восприятие понятий и иерархии действительности. На данном этапе развития дети не задают вопросов о фундаментальных законах природы. В данном возрасте их не интересует устройство компьютера и его механические свойства. В процессе обучения у детей не возникает вопросов о механизмах работы ПК (персонального компьютера - здесь и далее), естественных процессах и т.д. Заложенные правильные базовые знания позволят в дальнейшем детям самостоятельно, либо с помощью преподавателя изучить и осознать данные механизмы. Задача учителя начальной школы выстроить, сформировать систему первоначальных представлений младшего школьника в соответствии с содержанием курса преподаваемого материала.

Постепенно представления школьника целенаправленно расширяются и к концу шестого класса дети готовы воспринимать серьезные теоретические разделы информатики и без труда осваивать информационные технологии, так как в их сознании сформированы прочные истинные представления об отношении человека и компьютера, о возможностях последнего.

К особенностям преподавания в младших классах можно отнести следующие методики обучения: пропедевтика (предварительно обучаю) - это вводный курс, систематически и элементарно изложенный, однако это не означает, что в рамках курса происходит формирование примитивных, ненаучных представлений; информационный подход - это взгляд на предметы, явления или процессы с позиции сбора, накопления, хранения, обработки и передачи информации, когда содержание сообщения, текста, рисунка, то есть конкретный смысл (собственно информация) рассматривается во вторую очередь. А на первом плане нашего внимания непривычные, но очень важные вещи в жизни и деятельности каждого человека: форма представления информации, закономерности управления живыми и неживыми системами и т.д.

Благодаря данным методикам учащиеся начальной школы не просто усваивают учебный материал, но учебный материал активно способствует их развитию. Кроме того, по мере продвижения в освоении информатики, учебный материал начинает «работать» на другие дисциплины, так как многие темы носят развивающий и обобщающий характер.

Список литературы

1. Постановление кабинета Министров Республики Узбекистан об Утверждении Государственных Образовательных Стандартов среднего и среднего специального, профессионального образования. Ташкент, 6 апреля 2017 г. № 187.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.