УДК 348.819/71
Преподавание и преподаватели канонического права в первые годы существования Ленинградской духовной академии: к вопросу о преемственности*
Н. А. Тарнакин
Санкт-Петербургская духовная академия,
Российская Федерация, 191167, Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, 17
Для цитирования: Тарнакин Н. А. Преподавание и преподаватели канонического права в первые годы существования Ленинградской духовной академии: к вопросу о преемственности // Вопросы теологии. 2023. Т. 5, № 2. С. 287-301. https://doi.org/10.21638/spbu28.2023.207
В статье рассматривается преемственность образовательной и научной моделей дореволюционных академий и семинарий в Ленинградской духовной академии (ЛДА) относительно преподавания канонического (церковного) права. В ЛДА в 1946-1966 гг. его преподавали Л. А. Гринченко, протоиерей И. Козлов и П. П. Игнатов. Изучаются детали биографий и найденные в библиотеке Санкт-Петербургской духовной академии (СПбДА) курсы лекций Гринченко и Игнатова. Делаются выводы: Гринченко и Игнатов были специалистами в области канонического права, протоиерей И. Козлов был «случайным» человеком на этой кафедре; | \ ] курсы лекций Гринченко и Игнатова достаточно серьезно различались по своему подходу: первый тяготеет к изучению Римской и протестантских церквей, курс второго по содержанию и структуре приближен к дореволюционным и современным; преемственность в преподавании канонического права в ЛДА можно охарактеризовать как нелинейную. Отмечается, что подробное изучение вопро- НН
са о том, как столь разные образования и школы Л. А. Гринченко и П. П. Игнатова отразились в текстах их лекций, предполагает детальный анализ указанных текстов и станет предметом отдельного исследования.
Ключевые слова: каноническое право, церковное право, Ленинградская духовная академия, Леонид Алексеевич Гринченко, Павел Пантелеимонович | | Игнатов, преемственность в образовании, курсы лекций, отношение церкви | ^ и государства. ^^
Введение О
Статья продолжает рассмотрение темы преемственности образова- [—н тельной и научной моделей дореволюционных академий и семинарий в Ле- ^^
03
* Статья написана на основе доклада, сделанного автором на V Барсовских чтениях (Санкт-Петербургская духовная академия, 13.12.2021).
К
С
о м
том 5
2023
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2023 © Общецерковная аспирантура и докторантура
им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, 2023 №2
https://doi.org/10.21638/spbu28.2023.207
287
том 5
2023
8 К
№ 2 нинградской духовной академии и семинарии (ЛДАиС)1. В нашем докладе и последовавшей за ним публикации утверждалось, что говорить о «преемственности возрожденных духовных школ можно лишь благодаря преподавателям и выпускникам дореволюционных академий и семинарий»2.
Если в наши дни имена дореволюционных канонистов — А. С. Павлова, Н. С. Суворова, епископа Никодима (Милаша), Т. В. Барсова и др. — известны, о них пишут3, их книги переиздаются4, то по вопросу препо-\ Г давания церковного права в системе духовного образования советского периода каких-либо публикаций и/или монографий не обнаруживается5. Это дает нам основание назвать данный период белым пятном в истории отечественного канонического права.
В настоящей статье тема преемственности рассматривается в отношении преподавания канонического права6 в первые годы существования Ленинградской духовной академии (с 1946 г. по середину 1960-х годов7). Соответственно, возникает целый ряд вопросов: кто преподавал каноническое право; были ли это «случайные» люди или специалисты в своей области; как и что они преподавали?
О
о
е
нч
о
о
Рч
с
о м
1 Тема поднималась нами на конференции «Империя и Церковь», состоявшейся в Санкт-Петербургской духовной академии (СПбДА) 13.05.2021.
2 Тарнакин Н. А. К вопросу о преемственности образовательной и научной моделей дореволюционных духовных школ в Ленинградской духовной академии и семинарии (вторая половина 1940-х годов) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской духовной академии. 2021. № 3 (8). С. 386.
3 См., напр.: Дорская А. А. Юридическое наследие Николая Семеновича Суворова // История государства и права. 2009. № 13. С. 17-21; Волужков Д. В. Профессор Санкт-Петербургской духовной академии Т. В. Барсов о реформе духовного суда Русской церкви (на материале статей в журнале «Христианское чтение» 1870-73 гг.) // Христианское чтение. 2019. № 1. С. 119-130; Карпук Д. А. Научно-исследовательская и преподавательская деятельность доцента Санкт-Петербургской духовной академии по кафедре церковного права В. Г. Соломина (1881-1918) // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2020. № 1 (4). С. 144-167; Баган В., свящ. Формирование церковного права как научной дисциплины в России в конце XVIII — начале ХХ вв. // Христианское чтение. 2021. № 3. С. 321-336 и др.
4 См., напр.: Суворов Н. С. Учебник церковного права. М.: Зерцало, 2004; Никодим (Милаш), еп. Правила Православной церкви с толкованиями. М.: Отчий дом, 2001; и др.
5 Более того, один из участников V Барсовских чтений на пленарном заседании заявил, что в советский период каноническое право в духовных школах не преподавалось.
6 В учебном плане эта дисциплина называлась тогда именно «каноническое право».
7 Хронологические рамки обусловлены выделяемым в целях настоящей статьи первым периодом существования ЛДАиС. Так, его нижняя граница — 01.09.1946 — определяется созданием ЛДА и преобразованием созданных годом ранее Богословско-пастырских курсов в семинарию. Верхняя граница — середина 1960-х годов — обусловлена следующими факторами: назначение в 1963 г. Никодима (Ротова) митрополитом Ленинградским и Ладожским; изменения в государственно-религиозной политике после смещения Н. С. Хрущева (14.10.1964); уход протоиерея Михаила Сперанского (выпускника СПбДА 1913 г., приглашенного на пост еще митр. Григорием (Чуковым)) с поста ректора в 1966 г. после 14 лет руководства; заметное изменение состава профессорско-преподавательской корпорации ЛДАиС в 1964-1965 гг.
Согласно данным Архива СПбДА, в рассматриваемый период курс «Канонического права» в ЛДА читали три преподавателя: Леонид Алексеевич Гринченко (1898 — после 1960), протоиерей Иоанн Стефанович Козлов (1887-1971)8 и Павел Пантелеимонович Игнатов (1885-1966). Л. А. Гринченко преподавал один семестр — с января по июнь 1948 г.; прот. Иоанн Козлов — с января 1949 по июнь 1953 г.; П. П. Игнатов — с сентября 1953 г. вплоть до своей кончины в 1966 г.
Рассмотрение деталей их биографий и найденные в библиотеке СПбДА курсы лекций Л. А. Гринченко9 и П. П. Игнатова10 позволят понять уровень их квалификации в области права11.
Основное исследование
Леонид Алексеевич Гринченко12 (ил. 1) родился 8 августа 1898 г. в семье конторщика Екатерининской железной дороги. Участвовал в белогвардейском движении — служил офицером в армии Врангеля. По собственному признанию, в те годы «не был церковником». После эмиграции какое-то время служил пограничником в Югославии. В 1926-1930 гг. учился в Париже в Свято-Сергиев -ском православном богословском институте, по окончании которого получил степень кандидата богословия.
В 1930-1933 гг. Л. А. Гринченко учился в Папском Восточном институте, где изучал римское и церковное
право. Окончил институт с предоставлением права защищать докторскую диссертацию на тему «Принципы отношения Церкви и государства» (завершена в 1935 г.). Институт признал большие достоинства этой работы, однако защита не состоялась в связи с отказом автора перейти в католиче-ство13. Позднее в автобиографии Л. А. Гринченко пояснял цель своего обучения в Папском Восточном институте так: «Кроме повышения научной
Ил. 1. Леонид Алексеевич Гринченко Источник: Музей СПбДА
8 Георгиевский А. Профессор-протоиерей Иоанн Козлов [некролог] // Журнал Московской патриархии. 1971. № 11. С. 34-35.
9 Гринченко Л. А. Каноническое право: курс лекций. Л., 1948. 278 с. [машинопись].
10 Игнатов П. П. Конспект курса канонического права: курс лекций. Л., 1954. 134 с. [машинопись].
11 В отличие от них, протоиерея Иоанна Козлова можно назвать «случайным» человеком на этой кафедре.
12 Гринченко Леонид Алексеевич // Профессора и преподаватели, 1946-1996 / сост. О. И. Ходаковская, А. А. Бовкало. СПб.: Дивный остров, 2011. С. 35.
13 Архив СПбДА. Личное дело Л. А. Гринченко. Л. 26.
s
S
О
ч о
W
F
1-Н
Л О О
е^ С
о
PQ
том 5
2023
№2 289
№2
том 5
2023
s
s с
о
ч
о ы
F
нн
л
о
о
Рч
с
о
РР
квалификации и получения ученой степени, преследовал и другую цель: вплотную узнать главного конкурента Православной церкви»14.
После обучения Л. А. Гринченко занимался в Париже педагогической работой, в частности в 1946-1947 гг. читал лекции по каноническому праву в Сергиевском институте. В СССР вернулся в 1947 г.
Прямых указаний на то, каким образом Л. А. Гринченко оказался в ЛДА, в его личном деле нет. При этом 07.02.1948 Патриарх Алексий I утвердил его в звании доцента академии15. Тем не менее белогвардейское прошлое Гринченко, судя по всему, не было забыто: в июне 1948 г. он был лишен регистрации в Ленинграде и без объяснения причин переведен в Саратовскую духовную семинарию простым преподавателем, причем не по специальности, а по латыни, психологии и другим предметам.
28 марта 1950 г. Л. А. Гринченко был арестован по обвинению в шпионаже. После 16-месячного заключения обвинение было снято, но затем он сразу был осужден по ст. 58-4 и 58-11 Уголовного кодекса РСФСР на
10 лет исправительно-трудовых лагерей. Наказание отбывал до 31.05.1956 в Мордовском исправительно-трудовом лаге-ре16. После освобождения с 1958 г. был казначеем, а затем кладовщиком кафедрального собора г. Тулы. Дата его смерти неизвестна (после 1960 г.)17.
Павел Пантелеимонович Игнатов18 (ил. 2) родился 29 июня 1885 г. в семье дьякона Воронежской епархии. В 1902 г. окончил Воронежскую духовную семинарию, после чего учился на юридическом факультете Императорского Юрьевского университета. Окончил факультет в 1908 г. с дипломом 1-й степени и серебряной медалью за сочинение по международному праву на тему «Торговые трактаты России».
С 1910 г. Игнатов был кандидатом на судебные должности при Воронежском
Ил. 2. Павел Пантелеимонович Игнатов. Источник: Музей СПбДА
14 Архив СПбДА. Личное дело Л. А. Гринченко. Л. 25.
15 Там же. Л. 18.
16 В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 03.09.1955 досрочно освобожден без снятия судимости, но по неизвестной причине только 31.05.1956.
17 Там же. Л. 26-27; Архивный отдел администрации Балашовского муниципального района. Ф. 1238. Оп. 1. Д. 3. Л. 93-96. Машинопись. Автограф — подлинник // Сетевой дневник. URL: http://rostislav.prosvetov.ru/2016/08/31/k-biografii-leonida-alekseevicha-grinchenko.html (дата обращения: 10.04.2023).
18 См.: Тельпис Г., свящ. Павел Пантелеимонович Игнатов [некролог] // Журнал Московской патриархии. 1966. № 12. С. 42-45; Игнатов Павел Пантелеимонович // Профессора и преподаватели, 1946-1996. С. 51.
окружном суде и в 1914 г. получил назначение на должность городского судьи 2-го участка г. Воронежа, которую занимал до 1918 г. До прихода в ЛДА П. П. Игнатов сменил множество мест работы, разнообразие которых поражает:
— в 1918-1920 гг. он работает в административном отделе Коллегии по военнопленным и беженцам в Воронеже;
— с 1920 по июль 1921 г. — технический секретарь Абрау-Дюрсовско-го сельсовета;
— с июля 1921 по апрель 1938 г. — старший следователь городских, областных и краевых судебных учреждений Ростова-на-Дону;
— с 1933 по середину 1942 г. — преподаватель криминалистики в юридической школе Ростова-на-Дону;
— с декабря 1942 по май 1943 г. — сторож по охране зеленых насаждений при тресте зеленых насаждений (охрана Пушкинского бульвара);
— в мае — июле 1943 г. — псаломщик кафедрального собора Ростова-на-Дону;
— с апреля 1944 г. — сторож, а затем преподаватель в средней школе поселка Манглиси Грузинской ССР19.
Наконец, в 1948 г. П. П. Игнатов обратился к ректору ЛДА епископу Симеону (Бычкову) (1882-1952)20 с просьбой зачислить его в число студентов, несмотря на 63-летний возраст21. Обучаясь в академии, работал дежурным воспитателем в семинарии22. Академию П. П. Игнатов окончил в 1952 г. со степенью кандидата богословия за сочинение «Источники церковного права в изучении виднейших русских канонистов XIX в.» и был оставлен профессорским стипендиатом по кафедре канонического права23. В сентябре | \ ] 1953 г. приступил к чтению лекций по каноническому праву и одновремен- ^н но к исполнению обязанностей секретаря Совета академии24. ^^
Преподавал вплоть до своей смерти 23 сентября 1966 г.25 Секретарь |-Н Совета Академии М. Русаков в соболезновании супруге П. П. Игнатова отмечает особенность характера покойного: «Он незаменим... как человек
опыта, как юрист до мозга костей»26.
Таким образом, с 1946 по середину 1960-х годов каноническое право в ЛДА читали два преподавателя, оба очевидно не случайные люди в Академии, несмотря на то что пришли в нее непростыми путями. Эти преподаватели отличались разным базовым образованием, и можно
19 Формулярный список // Архив СПбДА. Личное дело П. П. Игнатова. Б/л.
20 Парийский Л. Епископ Лужский Симеон, ректор Ленинградской духовной акаде-
8
О Ы
Р
нч
о
о
Рч
с
мии [некролог] // Журнал Московской патриархии. 1952. № 8. С. 8-12.
21 Архив СПбДА. Личное дело П. П. Игнатова. Л. 15.
22 Там же. Формулярный список доцента П. П. Игнатова.
23 Там же. Б/л.
24 Там же. том 5
25 Сообщение о кончине доцента Ленинградской духовной академии П. П. Игнатова 2023 // Журнал Московской патриархии. 1966. № 11. С. 4.
26 Архив СПбДА. Личное дело П. П. Игнатова. Б/л. №2
№ 2 предположить, что они принадлежали к разным научным школам. Так, Л. А. Гринченко изучал римское и церковное право в Папском институте, и, вероятнее всего, его подход к преподаванию канонического права имел католический оттенок. П. П. Игнатов окончил Императорский Юрьевский университет и, вполне возможно, слушал лекции Михаила Егоровича Красножёна (1860-1934/1941(?))27, в те годы декана юридического факультета. Соответственно, в данном случае можно предположить преемствен-\ Г ность с дореволюционным университетским юридическим образованием.
Теперь перейдем к рассмотрению характерных особенностей сохранившихся конспектов курсов лекций Л. А. Гринченко и П. П. Игнатова.
В январе 1948 г. Л. А. Гринченко представил на утверждение Ученому совету ЛДАиС план своего курса лекций «Основные вопросы канонического права», предлагаемого к прочтению на I и II курсах Академии. План лекций был разделен на две части: «О Церкви» и «Об отношении Церкви к государству».
том 5
2023
К
к
о «
о
о
о
Рч
с
о м
О Церкви
1) Учение Православной церкви. Разбор 9 чл. Символа веры (этимологический и догматический)
Понятия:
a. Церковь воинствующая (страждущая).
b. Церковь торжествующая.
c. Церковь ветхозаветная.
^ Царство Божие или Царство Благодати.
2) Догматическое учение Вселенских Соборов в приложении к учению о Церкви (кратко: оценка установок Православной, Римской и протестантских церквей в учении о Церкви).
3) Понятия право и мораль. Божественное право (принципы права) и человеческое право (позитивное право) (кратко: оценка установок Православной, Римской и протестантских церквей в отношении к этому вопросу).
4) Римское учение о Церкви (смешение понятий Церковь и государство).
Папство:
a. Критика догматических обоснований.
b. История папства.
c. Современная организация Римской церкви.
5) Протестантское учение о Церкви (смешение понятий Церковь и Царство Божие).
a. Критика догматического обоснования.
b. История.
c. Современное положение.
Отношение Церкви к государству
6) Догматическое введение: Промысл Божий, проявляющийся в мире как Благодать и закон (свобода и принуждение). (Действие Промысла Божия в человеческом обществе через Церковь, как благодать, через государство, как закон.)
27 Берташ А., свящ. Красножён Михаил Егорович // Православная энциклопедия. Т. XXXVIII. М.: Православная энциклопедия, 2015. С. 427-432.
7) Учение Православной церкви об отношении Церкви к государству:
a. Принципы.
b. История.
c. Современность.
8) Учение Римской церкви об отношении Церкви к государству:
a. Принципы.
b. История.
c. Современность.
9) Учение Протестантских церквей об отношении Церкви к государству:
a. Принципы.
b. История.
c. Современность.
10) Церковь и государство в устроении судеб человечества по II Посланию к Фессалоникийцам, пророческим книгам Даниила и Апокалипсису28.
Как видим, предварительный план лекций Л. А. Гринченко показывает его явный интерес к Римской и протестантским церквям, что подтверждает ранее сделанное нами предположение о католическом уклоне Гринченко в преподавании. В то же время стенограмма лекций свидетельствует, что курс Л. А. Гринченко остался недочитанным, т. е. большинство заявленных им тем остались без рассмотрения. Вероятно, при составлении предварительного плана Гринченко не рассчитал время, отведенное академией на лекции.
Скорее всего, после прочтения первых трех блоков лекций Л. А. Гринченко сам решил изменить структуру и сделать основной акцент на преподавании непосредственно канонического права: предмет и источники церковного права, его автономность (отношение церковного и светского права) и т. д.
Тема отношений Церкви и государства присутствует практически на каждой лекции, и ею же завершается весь курс, но уже без разбора учений Римской и протестантских церквей. Так, Л. А. Гринченко хотя и изменил структуру своего курса, тем не менее сохранил в нем основное содержание. Возможно, что это произошло в результате знакомства со студентами и выявления их уровня знаний.
В духе того времени курс лекций завершается рассмотрением взглядов классиков марксизма — В. И. Ленина и Ф. Энгельса — на взаимоотно- |_Q шение церкви и государства, религии и общества29.
Подчеркнем, что в предварительном плане Л. А. Гринченко каждый ^^ раздел начинает с принципов права, а также использует историко-юриди-ческий подход. Из стенограммы видно, что в сжатом виде, но эта структура лекций сохраняется.
Особо отметим следующее замечание Л. А. Гринченко:
О
о
с
о
PQ
Отцы Церкви пользовались техническими достижениями римского права для формулировок своих церковных. Большинство творцов церковного права, Свя- ТОМ 5
2023
28 Архив СПбДА. Личное дело Л. А. Гринченко. Л. 14-15.
29 Гринченко Л. А. Каноническое право. С. 245-246. №2
№ 2 тых Отцов и учителей Церкви были сами римской школы юристами... римское
право необходимо (курсив наш. — Н. Т.) для осознания церковного права30.
том 5
2023
Я
к
о о
Если в современной науке церковного права вопрос о рецепции римского права не ставится под сомнение31, то у Л. А. Гринченко важно именно указание на необходимость знания римского права при изучении церковного. Данная проблематика, равно как и потребность в изучении юриспру-р | денции для специалистов в области церковного права, в наши дни проходит красной нитью через все научные мероприятия Общества изучения церковного права им. Т. В. Барсова СПбДА32.
К указанной проблематике также можно отнести следующее размышление Л. А. Гринченко:
В
НН Область церковного права в гражданском праве маленькая, в силу самого пред-
I | писания, данного Господом Богом, а гражданское право огромно по сравнению
I ^ с церковным правом на земле, и церковное право зависит во многих областях от
гражданского права. И поэтому постоянно происходит взаимопроникновение двух автономных организмов гражданского права и церковного права, на почве Ч,^ рецепции и делегации. Эти два термина указывают на то, что гражданский
Рц закон становится церковным после того, как он рецепиирован Церковью, а цер-
ковный закон становится гражданским законом (могут такие положения быть), ^^ когда он делегируется церковной властью33.
РР Автор описывает ситуацию идеальной модели церковной и государ-
ственной симфонии, которой на тот момент в советском государстве не было. Для нас в данном случае важна мысль о том, что церковно-правовая наука не должна замыкаться сама в себе и что необходимо изучать взаимовлияние светского и церковного права.
Любопытно, что один из фрагментов стенограммы лекций Л. А. Грин-ченко перекликается с дискуссией на круглом столе Барсовского общества 26 ноября 2021 г.34:
30 Гринченко Л. А. Каноническое право. С. 70.
31 См., напр.: Оспенников Ю. В. О подходах к трактовке фикций в светском и церковном праве // Христианское чтение. 2018. № 2. С. 92-96; Волужков Д. В. К вопросу о презумпциях и фикциях в современном церковном судопроизводстве // Христианское чтение. 2018. № 2. С. 97-101; Марк (Святогоров), иером., Тарнакин Н. А. Юридические фикции и презумпции в церковном судопроизводстве (по Положению о Церковном суде 2008 г.) // Христианское чтение. 2018. № 1. С. 125-133.
32 Общество изучения церковного права им. Т. В. Барсова (Барсовское общество) СПбДА Русской православной церкви // Издательство СПбДА. URL: https://izdat-spbda. ru/barsovskoe-obshchestvo (дата обращения: 10.04.2023).
33 Гринченко Л. А. Каноническое право. С. 167.
34 Круглый стол Барсовского общества «Проблемы церковного права: современные подходы юридической науки» // Издательство СПбДА. URL: https://izdat-spbda. ru/barsovskoe-obshchestvo/post/kruglyj-stol-problemy-cerkovnogo-prava-sovremennye-podhody-yuridicheskoj-nauki (дата обращения: 10.04.2023).
Некоторые разделяют понятия «каноническое» и «церковное», но можно применять эти понятия без различия. Здесь идет дело о правовых нормах Церкви. Некоторые считают, что к каноническому праву относятся только каноны, т. е. нормы, установленные церковной властью, в отличие от церковного права, в которое входят государственные законы о Церкви. Так что понятие церковного права как бы шире понятия «каноническое право»35.
По нашему мнению, это один из примеров того, как проблемы церковного права, озвученные еще в середине ХХ в., остаются актуальными по сей день.
Конспект лекций П. П. Игнатова по каноническому праву более систематизирован, хотя и был представлен после первого года преподавания курса. По содержанию и структуре он напоминает дореволюционные курсы канонического права, например курс профессора Николая Семеновича Суворова (1848-1909)36, с изложением предмета, области, истории науки, источников права и т. д. Однако сам П. П. Игнатов указывал, что построил первую часть своего курса — источники — на основе лекций М. Е. Красно-жёна37, а вторую — система права — на основе курсов профессора Алексея Степановича Павлова (1832-1898), епископа Никодима (Милаша) и др.38
Из конспекта лекций по каноническому праву в Академии, найденного в библиотеке СПбДА, мы можем воссоздать его содержание и представить в следующем виде:
Часть 1. Источники
§ 1. Церковь и ее право
§ 2. Отношение науки церковного права к другим наукам § 3. Содержание науки церковного права. Ее задача. Метод изложения ^н
§ 4. Положение науки церковного права на Востоке, на Западе и в России ^^
§ 5. Литература церковного права в России § 6. Источники церковного права и их история § 7. Общие источники церковного права
Священное Писание рт^
Практика Церкви (в предании и в обычае) Законодательство Церкви Законодательство государства Научная деятельность правоведов § 8. Особые источники церковного права § 9. Сборники церковного права на Востоке. Апостольские постановления ^^
и правила р |
§ 10. Сборники постановлений по делам Церкви ^Н
О
м
s s
о
о
35 Гринченко Л. А. Каноническое право. С. 136.
36 Суворов Н. С. Учебник церковного права. См. также: Дорская А. А. Юридическое наследие Николая Семеновича Суворова. С. 17-21.
37 Игнатов П. П. Конспект курса канонического права. С. 1. том 5
38 Павлов А. С. Курс церковного права [чит. в 1900-1902 г.]. Сергиев Посад: Свято- 2023 Троицкая Сергиева лавра, 1902; Никодим (Милаш), еп. Православное церковное право.
СПб.: Тип. В. В. Комарова, 1897. №2
№ 2 Сборники собственно канонические
Сборники церковно-гражданские ТОМ 5 Номоканоны
2023 § 11. Сокращенные канонические сборники (так называемые синопсисы)
§ 12. Обстоятельства, вызвавшие появление толкований, канонического кодекса, толкование Аристина, Зонары и Вальсамона § 13. Канонические сборники XIV века НЧ § 14. Важнейшие канонические сборники Восточной церкви
^Н § 15. Покаянные Номоканоны или Пенитенциалы
^^ § 16. Номоканоны в 228 главах конца XIV или начала XV века
§ 17. Сборник церковных правил на Западе. Сборник Дионисия Малого,
Лжеисидоровы декреталы § 18. История источников церковного права в России. Источники церковного права, заимствованные Русской церковью от Греческой ^^ § 19. Важнейшие памятники собственно русского церковного законодатель-
ства
^ § 20. Памятники государственного законодательства по церковным делам
в России
§ 21. Источники действующего права Русской православной церкви
О
о
Р Р Часть 2. Система права
§ 1. Устройство Церкви § 2. Вступление в Церковь, крещение § 3. Вступление в Церковь из других религий § 4. Общий состав Церкви § 5. Рукоположение § 6. Монашество
§ 7. Состояние мирян, их права и обязанности в Церкви § 8. Органы церковного управления § 9. Епархиальные епископы или архиереи § 10. Епископы с высшей административной властью § 11. Повременные и постоянные соборы § 12. Церковная власть
§ 13. Распоряжение митрополита Ленинградского и Новгородского Григория § 14. Брак
§ 15. Церковь и ее отношение к не принадлежащим ей христианским обществам
§ 16. Отношение Церкви к государству § 17. Церковный суд и наказание
§ 18. Современная организация Русской православной церкви § 19. Положение об управлении Русской православной церкви § 20. Поместный Собор § 21. Патриарх Московский и всея Руси § 22. Священный Синод § 23. Благочинный § 24. Епархиальный совет § 25. Приходы § 26. Церковный совет § 27. Ревкомиссия § 28. Настоятель храма
Из содержания можно сделать вывод, что курс лекций П. П. Игнатова более приближен к дореволюционным и современным образовательным программам по церковному праву и более систематизирован, чем курс Л. А. Гринченко.
Также обращает на себя внимание ряд пересечений курса П. П. Игнатова с вопросами, обсуждаемыми на мероприятиях Барсовского общества. Например, отметим дефиницию понятия церковного обычая:
Под именем церковного обычая разумеется повторение одного и того же действия в Церкви при одинаковых условиях, обычай должен быть согласен с духом и существом как всей Церкви, так, в частности, и того института, которого
он касается39.
Подобное определение понятия можно назвать не совсем правовым, так как в нем отсутствует указание на необходимость наступления правовых последствий. П. П. Игнатов придает большое значение церковному обычаю (текст почти на целую страницу), однако все его рассуждения достаточно расплывчаты.
Приводя перечень источников действующего права Русской православной церкви40, П. П. Игнатов не относит к таковым указы, издаваемые Патриархом, упоминая только «Постановления и распоряжения Священного Синода Московской патриархии»41. Описывая административные и судебные права архиерея, П. П. Игнатов отмечает, что «епархиальному архиерею принадлежит право суда над клириками и мирянами епархии»42. Далее идут ссылки только на три канона — 5-е правило I Вселенского собо- | \ j ра, 6-е правило II Вселенского собора, 4-е правило VII Вселенского собора. При этом в современном Положении о церковном суде упоминается лишь Ç 6-е правило II Вселенского собора43.
Упоминавшийся выше профессор протоиерей Иоанн Стефанович Козлов (ил. 3) не оставил после себя конспекта лекций по каноническому праву. Вероятно, это объясняется тем, что в сферу его интересов входили ч«^ иные предметы: с 1949 по 1956 г., помимо канонического права, он преподавал в Ленинградских духовных школах сектоведение и расколоведение. С 1956 г. эти же предметы он преподавал в Московской духовной акаде- нн мии. В мае 1951 г. прот. Иоанн был удостоен ученой степени магистра бо- hQ
39 Игнатов П. П. Конспект курса канонического права. С. 12.
40 1) Св. Писание; 2) Книга правил; 3) Кормчая Книга (вторая часть); 4) Номоканоны при Большом Требнике; 5) постановления и распоряжения Священного Синода Московской патриархии; 6) действующее законодательство СССР по вопросам, имеющим отношение к жизни Церкви.
41 Игнатов П. П. Конспект курса канонического права. С. 41.
42 Там же. С. 123.
43 См. об этом: Волужков Д. В. К вопросу об основаниях церковного судопроизводства: на примере «Положения о церковном суде Русской православной церкви» от 2008 г. том 5 // Христианское чтение. 2018. № 3. С. 158-171; Тарнакин Н. А. Церковный суд и суд светский: общее и различное в принципах // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской духовной академии. 2019. № 1 (3). С. 159-166. №2
С
о
PQ
том 5
2023
.тог
№2
том 5
2023
s
5
О Ч О
ы F
нн
.JQ
О
О (X
С
О PQ
Ил. 3. Протоиерей Иоанн Стефанович Козлов
Источник: Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии. URL: http://acmus.ru/fdy8gpllzhc.jpg (дата обращения: 10.04.2023)
гословия за изданное им еще в 1915 г. сочинение «В помощь миссионеру, пастырю и ревнителю православия.»44. Его единственная обнаруженная статья в «Журнале Московской патриархии» посвящена литургике45. Соответственно, прот. И. Козлов в некотором смысле может быть назван «случайным» человеком на кафедре канонического права ЛДА.
Заключение
Таким образом, в Ленинградской духовной академии с 1946 по середину 1960-х годов каноническое право преподавали три человека: Л. А. Грин-ченко (выпускник Папского Восточного института, специалист в каноническом праве), П. П. Игнатов (выпускник юридического факультета Юрьевского университета, возможно, ученик М. Е. Красножёна) и протоиерей Иоанн Козлов (специалист в области миссионерства и сектоведения). Из них только прот. Иоанн может быть назван «случайным» человеком на кафедре канонического права. Л. А. Гринченко и П. П. Игнатов были именно специалистами в области канонического права.
44 Козлов И., свящ. В помощь миссионеру, пастырю и ревнителю православия. Пособие по новейшей полемике с расколом, изложенное по предметам в алфавитном порядке. Пг.: Типолит. Петроградской одиночной тюрьмы, 1915. 571 с.
45 Козлов И., прот. Мысли при изучении литургики // Журнал Московской патриархии. 1959. № 1. С. 54-59.
При этом курсы лекций Л. А. Гринченко и П. П. Игнатова достаточно серьезно различаются по своему подходу: первый проявляет явный интерес к Римской и протестантским церквям; курс второго более систематизирован и по содержанию и структуре приближен к дореволюционным и современным образовательным программам по церковному праву.
Возвращаясь к вопросу о преемственности преподавания канонического права, отметим, что предыдущий наш вывод — преемственность дореволюционных образовательной и научной моделей стала возможной благодаря преподавателям и выпускникам дореволюционных академий и семинарий46 — необходимо дополнить и скорректировать следующим образом: преемственность в преподавании канонического права в ЛДА можно охарактеризовать как нелинейную.
Так, Л. А. Гринченко не был выпускником дореволюционных академий и семинарий, однако получил базовое богословское образование в Париже в Сергиевском институте, где ему каноническое право читали эмигрировавшие из России преподаватели. Следовательно, в данном случае можно говорить о своего рода преемственности через поколение.
П. П. Игнатов, в свою очередь, окончил Воронежскую духовную семинарию, и в этом отношении он непосредственный носитель традиций дореволюционного духовного образования. Одновременно он выпускник Юрьевского университета, т. е. еще и носитель светской юридической традиции.
Более подробное изучение вопроса о том, как столь разные образования и школы Л. А. Гринченко и П. П. Игнатова отразились в текстах их лекций, предполагает детальный анализ указанных текстов и станет пред- ^^ метом отдельного исследования. | \ \
Статья поступила в редакцию 14 июля 2022 г.; рекомендована к печати 21 февраля 2023 г.
Контактная информация:
Тарнакин Николай Александрович — аспирант; [email protected]
W
Teaching and professors of canon law in the first years of the existence
of the Leningrad Theological Academy: On the question of succession* ^
N. A. Tarnakin | Q
St. Petersburg Theological Academy, О
17, nab. Obvodnogo kan., St. Petersburg, 191167, Russian Federation
For citation: Tarnakin N. A. Teaching and professors of canon law in the first years of the existence of the Leningrad Theological Academy: On the question of succession. Issues of Theology, 2023, vol. 5, no. 2, pp. 287-301. https://doi.org/10.21638/spbu28.2023.207 (In Russian)
The article discusses the continuity of the educational and scientific model of pre-revolutionary academies and seminaries in the Leningrad Theological Academy in
О
о
PQ
46 Тарнакин Н. А. К вопросу о преемственности образовательной и научной моде- том 5
лей... С. 386. 2023
* The article was written on the basis of a report made by the author at the 5th Barsov
Readings (St. Petersburg Theological Academy, December 13, 2021). №2
№ 2 relation to the teaching of canon (ecclesiastic) law. Leonid Grinchenko, Archpriest
John Kozlov and Pavel Ignatov taught canon law at the Leningrad Theological Acad-T0M 5 emy in 1946-1966. The article examines the details of biographies and the lecture
2023 courses of Grinchenko and Ignatov found in the library of St. Petersburg Theologi-
cal Academy. We conclude that Grinchenko and Ignatov were experts in the field of
S canon law; Archpriest John Kozlov was a "random" person in this chair. The lecture
courses of Grinchenko and Ignatov seriously differed in their approach: former is ] \ j interested in the Roman and Protestant Churches, course latter's is close in content
p I and structure to pre-revolutionary and modern ones. Continuity in the teaching of
canon law at the Leningrad Theological Academy can be characterized as nonlinear. We think that the subject of a separate study will be the study of the question of how the texts of the lectures of Leonid Grinchenko and Pavel Ignatov reflected their very ^^ different educations and scientific schools.
^T^ Keywords: canon law, ecclesiastic law, Leningrad Theological Academy, Leonid
Grinchenko, Paul Ignatov, succession in education, lecture courses, relationship be-^ tween Church and state.
o
h-Q
o
o
p^
e
o
PP
References
Bagan V., priest (2021) "The formation of ecclesiastical law as a scholarly discipline in Russia in the late 18th — early 20th centuries", in Khristianskoe chtenie, no. 3, pp. 321-336. (In Russian)
Bertash A., priest (2015) "Krasnozhen Mikhail Egorovich", in Pravoslavnaia entsiklopediia.
Vol. XXXVIII, pp. 427-432. Moscow, Pravoslavnaia entsiklopediia Publ. (In Russian) Dorskaya A. A. (2009) "Legal legacy of Nikolai Semenovich Suvorov", in Istoriia gosudarstva i
prava, no. 13, pp. 17-21. (In Russian) Georgievskii A. (1971) "Professor-Archpriest John Kozlov [obituary]", in Zhurnal Moskovskoi
patriarkhii, no. 11, pp. 34-35. (In Russian) Grinchenko L. A. (1948) Canon law: A course of lectures. Leningrad. [Typescript.] (In Russian) Ignatov P. P. (1954) Summary of the course of canon law: A course of lectures. Leningrad. [Typescript.] (In Russian)
Karpuk D. A. (2020) "Research and teaching activities of V. G. Solomin (1881-1918), Associate Professor of Canon Law at St. Petersburg Theological Academy", in Vestnik Istoricheskogo obshchestva Sankt-Peterburgskoi dukhovnoi akademii, no. 1 (4), pp. 144-167. (In Russian) Khodakovskaia O., Bovkalo A., eds (2011) Professora i prepodavateli, 1946-1996: Biograficheskii
spravochnik. St. Petersburg, Divnyi ostrov Publ. (In Russian) Kozlov I., archpriest (1959) "Thoughts in the study of liturgics", in Zhurnal Moskovskoi patriar-
khii, no. 1, pp. 54-59. (In Russian) Kozlov I., priest (1915) To help the missionary, pastor and zealot of Orthodoxy. A guide to the latest schism controversy, listed by subject in alphabetical order. Petrograd, Tipolitografiia Petrogradskoi odinochnoi tiur'my Publ. (In Russian) Mark (Sviatogorov), hieromonk, Tarnakin N. A. (2018) "Legal fictions and presumptions in Church litigation (according to The Statute on the Church Court of2008)", in Khristianskoe chtenie, no. 1, pp. 125-133. (In Russian) Nikodim (Milash), bishop (1897) Orthodox Church Law. St. Petersburg, Tipografiia V. V. Koma-rova Publ. (In Russian)
Nikodim (Milash), bishop (2001) Rules of the Orthodox Church with interpretations. In 2 vols.
Moscow, Otchii dom Publ. (In Russian) Ospennikov Iu. V. (2018) "About approaches to interpretation of fictions in secular and ecclesiastical law", in Khristianskoe chtenie, no. 2, pp. 92-96. (In Russian) Pariiskii L. (1952) "Bishop Simeon of Luga, rector of the Leningrad theological academy [obituary]", in Zhurnal Moskovskoi Patriarkhii, no. 8, pp. 8-12. (In Russian)
Pavlov A. S. (1902) A course in Church Law [read in 1900-1902]. Sergiev Posad, Sviato-Troitskaia
Sergieva lavra Publ. (In Russian) Suvorov N. S. (2004) Textbook of Church Law. Moscow, Zertsalo Publ. (In Russian) Tarnakin N. A. (2019) "Church court and secular court: General and different in principles", in Vestnik Istoricheskogo obshchestva Sankt-Peterburgskoi dukhovnoi akademii, no. 1 (3), pp. 159-166. (In Russian) Tarnakin N. A. (2021) "On the issue of the continuity of the educational and scientific models of pre-revolutionary theological schools at Leningrad Theological Academy and seminary (second half of the 1940s)", in Vestnik Istoricheskogo obshchestva Sankt-Peterburgskoi dukhovnoi akademii, no. 3 (8), pp. 378-388. (In Russian) Tel'pis G., priest (1966) "Pavel Panteleimonovich Ignatov [obituary]", in Zhurnal Moskovskoipa-
triarkhii, no. 12, pp. 42-45. (In Russian) Voluzhkov D. V. (2018) "To the question of presumptions and fictions in modern Church legal
proceedings", in Khristianskoe chtenie, no. 2, pp. 97-101. (In Russian) Voluzhkov D. V. (2018) "To the question of the grounds for Church legal proceedings: On the example of the 'Regulations on the Church Court of the Russian Orthodox Church of 2008'", in Khristianskoe chtenie, no. 3, pp. 158-171. (In Russian) Voluzhkov D. V. (2019) "Professor ofthe St. Petersburg Theological Academy T. V. Barsov on the reform of the Spiritual Court of the Russian Church (based on articles in the scientific journal "Khristianskoe chtenie", 1870-73)", in Khristianskoe chtenie, no. 1, pp. 119-130. (In Russian)
Received: July 14, 2022 Accepted: February 21, 2023
Author's information:
Nikolai A. Tarnakin — Postgraduate Student; [email protected]
S
s o
o
w
F i—( h-Q
o
o
e
o
ÇQ
tom 5
2023
№2 301